Социально-психологические механизмы формирования виртуальных сообществ
Диссертация
В зарубежной научной литературе (преимущественно социологической) исследование виртуальных сообществ, имеющее в основном описательный характер, ориентировано на решение следующих задач: формулирование четкого и непротиворечивого определения понятия «виртуальное сообщество» (К. Ридингз, Б. Уэллман, М. Джулия, С. Хильц, А. Дэннис, С. Путери, В. Натарайан, К. Фигалло, Дж. Килшеймер и др… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
- 1. 1. Виртуальное сообщество как социальная группа
- 1. 1. 1. Социально-психологическая характеристика Интернета как инструмента социальной коммуникации
- 1. 1. 2. Определение понятия «виртуальное сообщество»
- 1. 1. 3. Особенности виртуального сообщества как социальной группы
- 1. 1. 4. Социально-психологическая и социально-демографическая характеристики участников виртуальных сообществ
- 1. 1. 5. Типологический подход к исследованию виртуальных сообществ
- 1. 1. 6. Виртуальные сообщества в сфере современных информационно-коммуникативных технологий
- 1. 1. 7. Формирование интернет-зависимости участников виртуальных сообществ
- 1. 2. Социально-психологические механизмы формирования социальных групп и виртуальных сообществ
- 1. 2. 1. Понятие социально-психологического механизма и его виды
- 1. 2. 2. Специфика процесса формирования социальных групп и виртуальных сообществ
- 1. 3. Выводы по
- 1. 1. Виртуальное сообщество как социальная группа
- ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
- 2. 1. Мотивация как механизм формирования социальных групп и виртуальных сообществ
- 2. 1. 1. Понятие «мотив»: определение и виды. Специфика и основные этапы мотивационного процесса
- 2. 1. 2. Основные теоретические подходы к изучению мотивации
- 2. 1. 3. Исследования мотивации вступления индивидов в виртуальные сообщества
- 2. 2. Социально-психологическая модель формирования виртуальных сообществ
- 2. 3. Диагностика мотивации вступления индивидов в виртуальные сообщества
- 2. 4. Выводы по ГЛАВЕ 2
- 2. 1. Мотивация как механизм формирования социальных групп и виртуальных сообществ
- ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
- 3. 1. Выявление социально-психологической природы виртуальных сообществ
- 3. 2. Выявление деятельностного и мотивационного оснований формирования виртуальных сообществ
- 3. 3. Исследование особенностей участия интернет-пользователей в виртуальных сообществах
- 3. 4. Исследование психологической структуры и мотивационного профиля личности участников виртуальных сообществ
- 3. 5. Выводы по ГЛАВЕ 3
Список литературы
- Алексухин С.И. Формирование новых коммуникативных сообществ Электронный ресурс. / С. И. Алексухин // Электронный журнал «Исследовано в России». Том 6. 2003. — С. 1503−1516. — Режим доступа: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/127.pdf, свободный.
- Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России / Г. М. Андреева // Вестник Московского университета, Сер. 14. -Психология. 1997. — № 4. — С. 6−17.
- Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 375 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология/ Г. М. Андреева. М.:
- Аспект Пресс, 2008. 363 с.
- Андреева Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М.: Аспект Пресс, 2001.-288 с.
- Антоненко И.В. Социально-психологическая концепция доверия: монография / И. В. Антоненко. М.: Флинта: Наука, 2006. — 480 с.
- Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 560 с.
- Бабина А. Детки в сетке /А. Бабина // Здоровые люди. 2008. -№ 4. — С. 22−27.
- Батыгин Г. С. Социология в Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве / Г. С. Батыгин // Социологический журнал. 2001. -№ 1.-С. 180−196.
- Бахмин А. В. Сотрудничество и конфликт в виртуальном сообществе / A.B. Бахмин // Социологический журнал. 1997. — №½. — С. 65 -92.
- Белинская Е. П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества / Е. П. Белинская // 2-ая Российская конференция по экологической психологии: тез. докл. 12 14 апреля 2000 г. — М.: Экопсицентр РОСС. — С. 249 — 251.
- Белобородов С.Г. Формирование Интернет-сообществ как способ самоорганизации и влияния на власть / С. Г. Белобородов // Гуманитарные технологии и политический процесс в России: Сб. статей / Под ред. Л. В. Сморгунова. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2001. — 224 с.
- Бондаренко C.B. Жили они долго?! И. / C.B. Бондаренко// Компьютерра. 2004. — № 5 (529). — С. 21−23.
- Воронин В.Н. Социально-психологические механизмы формирования организационной культуры: Монография. М.: МПУ «СигналЪ», 1999. — 216 с.
- Воропаев А. Партизаны прикол-маркетинга. / А. Воропаев // Бизнес-журнал. 2008. — № 23−24. — С. 60−61.
- Герген К. Социальная психология как история/ Перевод с английского А. Дерябина // Личность и социальная психология. 1973. — № 2. — С. 309−320.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. — 336 с.
- Гоголева И. Кто ты, племя младое, незнакомое. / И. Гоголева // ТелеЦЕНТР. 2006. — № 4(18). — С. 22−23.
- Гриншпун Н.Б. Введение в психологию /Н.Б. Гриншпун. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 149 с.
- Добреньков В.И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 3: Методика и техника исследования. М.: ИНФРА-М, 2004. — 932 с.
- Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вестник Московского университета, Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4. — С. 17−25.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин.- 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. — 320 с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев.- СПб.: Питер, 2006. 512 с.
- Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете Электронный ресурс. / А. Е. Жичкина // Флогистон. 2003. -Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refmf (14.02.03), свободный.
- Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете /
- A.Е. Жичкина // Мир психологии. 1999. — № 3 (19). — С. 72−80.
- Жичкина А.Е. Социально-психологические особенности населения Сети / А. Е. Жичкина, К. Ю. Ефимов // Планета Интернет. 1999. -№ 30.-С. 18−21.
- B.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. — С. 395−430.
- Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет / А. Е. Жичкина // Психологический журнал. 2000. — № 2. — С. 75−78.
- Жуков В. Вы загадочны, как свинкс / В. Жуков // Журналист. -2008.-№ 4. С. 60−62.
- Журавлев А.Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. — 416 с.
- Захарченко В.В. РЯ для Интернета, Интернет для РЯ Электронный ресурс. / В.В. Захарченко// Электронный журнал internet.ru. —2004. Режим доступа: http://www.advertology.ru/article9434.htm (28.12.04), свободный.
- Ильин О.П. Мотивация и мотивы / О. П. Ильин. СПб.: Питер, 2008.-512 с.
- Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы / Карминский A.M., Карминский С. А., Нестеров В. П., Черников Б. В. М.: Финансы и статистика, 2004. — 624 с.
- Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория (при участии издательства Гуманитарного университета), 2004. — 324 с.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. -608 с.
- Кастельс М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — С. 494−505.
- Климентьев В. Интернет: аудитория, социальная сеть и сообщества Электронный ресурс. / В. Климентьев. — 2006. — Режим доступа: http://wklim.ru/internet-auditoriya-sotsialnaya-set-i-soobschestvo/ (27.09.06), свободный.
- Климов Е.А. Основы психологии /Е.А. Климов. М.: Культура и спорт, 1997.-295 с.
- Колесникова А. Глобальная индивидуальность: что выбирает новое поколение / А. Колесникова // Индустрия рекламы. 2005. — № 21 (96). — С. 54−57.
- Кондауров В.И., Страданченков A.C. Социология: Тексты лекций. М.: ИНФРА-М, 2000. — 144 с.
- Кордонский М.Б., Ланцберг В. И. Технология группы. Заметки из области социальной психологии неформальных групп. — Одесса-Туапсе, 1996.- 105 с.
- Корнилова T.B. Теоретические конструкты и психологическая реальность в индексах мотивации опросника Эдвардса / Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 63−74.
- Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 512 с.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 368 с.
- Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 208 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:
- Политиздат, 1975. 304 с. /
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 тт. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, A.A. Леонтьева, A.B. Петровского. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — 391 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 тт. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, A.A. Леонтьева, A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. — 318 с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000. — 509 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971 — 40 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 442 с.
- Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб: Питер, 1996.-682 с.
- Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. — 672с.
- Морозов A.B. Социальная психология. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Академический Проект, 2008. — 335 с.
- Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия: монография / С. А. Агапцов, А. И. Мордвинцев, П. А. Фомин, П. С. Шаховская. М.: Высшая школа, 2003.-385 с.
- Немов P.C. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
- Немов P.C. Психология: в 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн.1: Общие основы психологии. — 688 с.
- Немов P.C., Алтунина И. Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
- Нестеров В.Ю. К вопросу о динамике сетевых сообществ Электронный ресурс. / В. Ю. Нестеров // Флогистон. 2000. — Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/groupdyn (06.11.2000), свободный.
- Новикова С.С., Соловьев A.B. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. — М.: Академические Проект: Гаудеамус, 2005. 496 с.
- Осипов Г. В. История социологии в Западной Европе и США. -М.: Инфра-М, 2001. 576 с.
- Павленко В. О PR в блогах и о б логах в PR/ В. Павленко // Советник. 2007. — № 6. — С. 12−16.
- Паринов С.И. «Онлайновые сообщества»: методы исследования и практическое конструирование: Автореферат. д-ра техн. наук: 05.13.16/ С. И. Паринов. — Новосибирск, Ин-т экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2000. 21 с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 2003.616 с.
- Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и образование / Е. Д. Патаракин //Компьютерные учебные программы. М.: ИНИНФО, 2001. — № 4 (27). — С. 26 — 45.
- Патаракин Е.Д. Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. — 56 с.
- Патаракин Е.Д., Травина JI.JI. Обучение в открытых виртуальных сообществах // Искусственный интеллект. Теория и приложения: Межвузовский сборник научных трудов. — Изд-во Саратовского ун-та. 1995. — № 2. — С. 94 — 97.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Позняков В.П. Психология малых групп (отрывки из книги «Социальная психология» под ред. А.Л.Журавлева) Электронный ресурс. // Альманах «Восток». 2004. — № 7(19). — Режим доступа: http://www.situation.ru/app/jjn22.htm, свободный.
- Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб.: Изд-во Речь, 2002. — 298 с.
- Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других // под ред. Р. Римская, С. Римский М.:АСТ-ПРЕСС, 2001. -376 с.
- Пурим М. Заработать на ностальгии / М. Пурим // Журналист. -2008.-№ 10, С. 76−78.
- Рабочая книга социолога / М. Н. Руткевич, В. Г. Андриенков, А. В. Кабыща и др.- Редкол. Г. В. Осипов (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1983. -477 с.
- Радугин A.A., Радугина O.A. Социальная психология. М.: Библионика, 2006. — 496 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.
- Свеницкий А.Л. Социальная психология. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.-336 с.
- Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков. 4.1. История, теория, исследования. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2001. — 149 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2005. — 400 с.
- Соломин И.Л. Диагностика мотивации. Знакомьтесь новая методика / И. Л. Соломин //Психологическая газета. — 2001. — № 7−8/70−71. — С. 3−5.
- Социальная психология / Под. ред. А. Л. Журавлева. М.: ПЕР СЭ, 2002.-351 с.
- Социальная психология / О. В. Глуздова, Е. В. Григорьева, О. М. Исаева и др.- Под общей ред. E.H. Волковой. М.: Высш. Шк., 2007. -341 с.
- Социальная психология / под ред. A.M. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 511 с.
- Социальная психология: ключевые идеи / Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
- Социальная психология: словарь / Под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
- Социальная психология: хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М: Аспект Пресс, 2003. — 475 с.
- Стёпин B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. -М.: Изд-во: Гардарики, 1999. 400 с.
- Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2004. 783 с.
- Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: Избранные труды /Л.И.Уманский. Кострома: Изд-во КГУ, 2001. -208 с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Успенский И.В. Интернет-маркетинг. Учебник.- СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003.- 197 с.
- Фролов Д. Виртуальное .УТП: как компания ROMIR Monitoring искала конкурентное преимущество / Д. Фролов // Индустрия рекламы. -2005. № 23 (98) — С. 54−59.
- Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. — М.: ACT, 2005. 576 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2 т. Т. Ill Пер. с нем. / * Под ред. Б. М. Величковского. М.- Педагогика, 1986. — 408 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2 т. Т. 2 // Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 392 с.
- Хекхаузен X. Психология мотивации достижения.- СПб.: Речь, 2001.-240 с.
- Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003.-608 с.
- Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. СПб.: Речь, 2007. — 320 с.
- Чугунов A.B. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — 320 с.
- Чумиков А.Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика. М.: Дело, 2004. — 496 с.
- Чураева Н.С. Виртуальное сообщество как социальная группа // Вестник Государственного университета управления. Серия «Развитие отраслевого и регионального управления». — М.: ГУУ, 2008 г. — № 2(12). — С. 73−77.
- Чураева Н.С. Демографическая и социально-психологическая характеристика участников виртуальных сообществ // Актуальные проблемы управления — 2008: Материалы 13-й Всероссийской научно-практической конференции. Вып. 5. — М.: ГУУ, 2008. — С. 217−220.
- Шейхетов С. Новые виртуальные / С. Шейхетов // Индустрия рекламы. 2008. — № 2 (149). — С.79−82.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Ин-т психологии РАН- КСП± Акад. проект, 1999. — 448 с.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — 6-е изд. — М.: ИКЦ «Академкнига" — «Добросвет», 2003. 596 с.
- Armstrong A., Hagel III J. Real profits from virtual communities // The Mckinsey Quarterly, 1995, 3, pp. 126−141. Retrieved 01 October 2004 from .
- Bagozzi R.P., Dholakia U. M. Intentional social action in virtual communities // Journal of Interactive Marketing, 2002, 16(2), pp. 2−21.
- Baym N.K. Tune in, log on: Soaps, fandom and online community. — Sage Publications, Inc, 2000. 249 p.
- Bernard J.S. The sociology of community. Glenview, IL: Scott1. Foresman, 1973.
- Binik Y.M., Cantor J., Ochs E., Meana M. From the couch to the keyboard: Psychotherapy in cyberspace / In S. Kiesler (Ed.) // Culture of the Internet. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1997, pp. 71−102.
- Blanchard A. Virtual behavior settings: An application of behavior setting theories to virtual communities // Journal of Computer Mediated Communication, 2004, 9(2). Retrieved 01 October 2004 from .
- Boyd D. Social Network sites: Public, private, or what? // Knowledge Tree, 2007. Available from .
- Butler B.S. When is a group not a group: An empirical examination of metaphors for online social structure. Unpublished Ph.D. thesis. Carnegie Mellon University, Pittsburgh, 1999.
- Constant D., Sproull L., Kiesler S. The kindness of strangers: The usefulness of electronic weak ties for technical advice // Organization Science, 1996, 7(2), pp. 119−135.
- Dennis A.R., Pootheri S.K., Natarajan V.L. Lessons from the early adopters of Web groupware // Journal of Management Information Systems, 1998, 14(4), pp. 65−86.
- Dholakia U.M., Bagozzi R., Pearo L.K. (In press). A social influence model of consumer participation in network- and small-group-based virtual communities // International Journal of Research in Marketing, 2004, 21(3), pp. 241−263.
- Erickson T. Social interaction on the Net: Virtual community as participatory genre // Paper presented at the 30th Annual Hawaii International Conference on System Sciences, Hawaii, 1997 (January).
- Fernback J. There is a there there: Notes toward a definition of cybercommunity / In S. Jones (Ed.) // Doing Internet research: Critical issues and methods for examining the Net. Thousand Oaks: Sage Publications, 1999, pp. 203−220.
- Figallo C. Hosting Web communities: Building relationships, increasing customer loyalty, and maintaining a competitive edge. New York: John Wiley & Sons, Inc., 1998.
- Filipczak B. Trainers on the Net: A community of colleagues // Training, 1998, 35(2), pp. 70−76.
- Fromm E. The anatomy of human destructiveness. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1973.
- Furlong M.S. An electronic community for older adults: The SeniorNet Network//Journal of Communication, 1989, 39(3), pp. 145−153.
- Garton L., Haythonthwaite C., Wellman B. Studying online social networks // Journal of Computer Mediated Communication, 1997, 3(1). Retrieved 01 October 2004 from .
- Gawel J.E. Herzberg’s theory of motivation and Maslow’s hierarchy of needs. Washington, DC: ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluation, 1997.
- Goldberg I. Internet Addictive Disorder (IAD). Diagnostic Criteria // MD Web Publishing. — 1997. Available from .
- Gusfield J. Community: A critical response. New York: Harper & Row, 1978.
- Hagel H., Armstrong A. Net gain: Expanding markets through virtual communities. Boston, MA: Harvard Business School Press, 1997.
- Handy C. Trust and the virtual organization // Harvard Business Review, 1995, 73(3), pp. 40−48.
- Harrison S., Dourish P. Re-pace-in space: The roles of place and space in collaborative systems // Proceedings of the 1996 ACM Conference On Computer Supported Cooperative Work, 1996, pp. 67−76.
- Heider F. Social perception and phenomenal causality // Psychological Review, 1944, 51, pp. 358−374.
- Heider F, Simmel, M. An experimental study of apparent behavior // American Journal of Psychology, 1944, 57, 243−259.
- Herring S.C. Two variants of an electronic message schema / In S. C. Herring (Ed.) // Computer-mediated communication: Linguistic, social and cross-cultural perspectives, Philadelphia: John Benjamins, 1996, pp. 81−106.
- Herzberg F., Mausner B., Snyderman B.B. The motivation to work (2nd ed.). New York: John Wiley & Sons, 1959.
- Hiltz S.R. Online communities: A case study of the office of the future. Norwood, NJ: Ablex Publishing Corporation, 1984.
- Hiltz S.R., Wellman B. Asynchronous learning networks as a virtual classroom // Communications of the ACM, 1997, 40(9), pp. 44−49.
- Hoffman D., Novak T. Marketing in hypermedia computer-mediated environments: Conceptual foundations // Journal of Marketing, 1996, 60(3), pp. 50−68.
- Hogg M.A. Group structure and social identity / In W. P. Robinson (Ed.) // Social groups and identities: Developing the legacy of Henri Tajfel. UK: Butterworth-Heinemann, 1996, pp. 65−94.
- Horrigan J. B., Rainie L., Fox S. Online communities: Networks that nurture long-distance relationships and local ties, 2001. Retrieved October 17, 2003 from .
- House J.S. Work stress and social support. Reading, MA: Addison-Wesley, 1981.
- Igbaria M. The driving forces in the virtual society // Communications of the ACM, 1999, 42(12), pp. 64−70.
- Jackson E.L. Leisure and the Internet // Journal of Physical Education, Recreation & Dance, 1999, 70(9), pp. 18−22.
- Jones E.E., Davis K.E. From acts to dispositions: The attribution process in person perception / In L. Berkowitz (Ed.) // Advances in experimental social psychology (Vol. 2). New York: Academic Press, 1965, pp. 219−266.
- Jones E.E., Gerard H.B. Foundations of social psychology. New York: Wiley, 1967.
- Jones S.G. Understanding community in the information age / In S. G. Jones (Ed.) // CyberSociety: Computer-mediated communication and community. -London: Sage Publications, 1995, pp. 10−35.
- Jones Q. Virtual-communities, virtual settlements & cyber-archaeology: A theoretical outline // Journal of Computer Mediated Communication, 1997, (3)3. Retrieved 01 October '2004 from .
- Jones Q., Rafaeli S. Time to split, virtually: 'Discourse architecture' and 'community building' create vibrant virtual publics // Electronic Markets, 2000, 10(4) 214−223. Retrieved 01 October 2004 from .
- Kelley H.H. Attribution in social interaction / In E.E. Jones, D. Kanouse, H.H. Kelley, R.E. Nisbett, S. Valins, B. Weiner (Eds.) // Attribution: Perceiving the causes of behavior. New York: General Learning Press, 1971, pp. 192−238.
- Kelley H.H. The Process of Causal Attribution // American Psychologist, 1973, 28(2), pp. 107−128.
- Kilsheimer J. Virtual communities- Cyberpals keep in touch online // The Arizona Republic, 1997 (April 7), p. E3.
- Komito L. The net as a foraging society: Flexible communities // The Information Society, 1998, 14, pp. 97−106.
- Korenman J., Wyatt N. Group dynamics in an e-mail forum / In S. C. Herring (Ed.) // Computer-mediated communication: Linguistic, social and cross-cultural perspectives. Philadelphia: John Benjamins, 1996, pp. 225−242.
- Krishnamurthy S. E-commerce management: Text and cases. -Australia: South-Western, a division of Thompson Learning, 2003.
- Laudon K.C., Traver C.G. E-commerce: Business, technology, society. Boston, MA: Pearson Addison Wesley, 2003.
- Lowes R.L. Here come patients who’ve «studied» medicine on-line // Medical Economics, 1997, 74(2), pp. 175−187.
- Luchev D.M. To the problem of the ethnographic investigations of the internet communities. Ethnologia Bulgarica // Yearbook of Bulgarian Ethnology and Folklore, 2006, 3, pp. 77−92.
- Markus U. (2002). Characterizing the virtual community (5th edition) // SAP Design Guild, 2002. Retrieved 01 October 2004 from .
- Maslow A.H. Motivation and personality (2nd ed.). New York: Harper and Row, 1970.
- Mickelson K.D. Seeking social support: Parents in electronic support groups / In S. Kiesler (Ed.) // Culture of the Internet. Mahawah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1997, pp. 157−178.
- Parks M.R., Floyd K. Making Mends in cyberspace. Journal of Computer Mediated Communication, 1995, 1(4). Retrieved October 17, 2003 from .
- Porter C.E. A Typology of Virtual Communities: A Multi-Disciplinary Foundation for Future Research // JCMC, 10 (1), 3, 2004. Available from .
- Preece J. Online communities: Designing usability, supporting sociability. Chichester, UK: John Wiley & Sons, Ltd., 2000.
- Preece J. Sociability and usability in online communities: Determining and measuring success // Behaviour & Information Technology, 2001, 20(5), pp. 347−356.
- Rafaeli S. Interactivity: From new media to communication / In R. P. Hawkins, J. M. Weimann, S. Pingree (Eds.) // Advancing communication science: Merging mass and interpersonal processes. Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1988, pp. 110−135.
- Rafaeli S., Sudweeks F. Networked interactivity // Journal of Computer Mediated Communication, 1997, 2(4). Retrieved 01 October from .
- Reid E. Hierarchy and power: Social control in cyberspace / In M. A. Smith, P. Kollock (Eds.) // Communities in cyberspace. New York: Routledge, 1999, pp. 107−133. C/
- Rheingold H. A slice of life in my virtual community / In L.M. Harasim (Ed.) // Global networks: Computers and international communication. -Cambridge, MA: The MIT Press, 1993a, pp. 57−80.
- Rheingold H. The virtual community: Homesteading on the electronic frontier. Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Company, 1993 b.
- Rheingold H. Virtual community (2nd Ed.). — L.: The MIT Press. 2000, p. 341.
- Ridings C.M., Gefen D. Virtual Community Attraction: Why People Hang Out Online // JCMC, 10 (1), 4, 2004. Available from .
- Ridings C., Gefen D., Arinze B. Some antecedents and effects of trust in virtual communities // Journal of Strategic Information Systems, 2002, 11(3−4), pp. 271−295.
- Rothaermel F. T., Sugiyama S. Virtual internet communities and commercial success: Individual and community-level theory grounded in the atypical case ofTimeZone.com // Journal of Management, 2001, 27(3), pp. 297 312.
- Smith A.D. Problems of conflict management in virtual communities / In M. A. Smith, P. Kollock (Eds.) // Communities in cyberspace. New York: Routledge, 1999, pp. 134−163.
- Smith M.A. Invisible crowds in cyberspace: Mapping the social structure of the Usenet / In M. A. Smith (Ed.) // Communities in cyberspace New York: Routledge, 1999, pp. 195−219.
- Sproull L., Faraj S. Atheism, sex and databases: The Net as asocial technology / In S. Kiesler (Ed.) // Culture of the Internet. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1997, pp. 35−51.
- Sreenivasan S. New neighborhood, no money down // The New York Times, Section D, 1997 (March 17), p. 5.
- Stanoevska-Slabeva K. Toward a community-oriented design of Internet platforms // International Journal of Electronic Commerce, 2002, 6(3), pp. 71−95.
- Thoits P.A. Conceptual, methodological, and theoretical problems in studying social support as a buffer against life stress // Journal of Health and Social Behavior, 1982, 23, pp. 145−159.
- T’nnies F. Gemeinschaft and Gesellschaft // In C. Bell, H. Newby (Eds.) // The sociology of community. London: Frank Cass and Co. Ltd., 1967.
- Utz S. Social information processing in MUDs: The development of friendships in virtual worlds // Journal of Online Behavior, 2000, 1(1). Retrieved October 16, 2003 from .
- Virnoche M.E., Marx G.T. Only connect~E. M. Forster in an age of electronic communication: Computer-mediated association and community networks // Sociological Inquiry, 1997, 67(1), pp. 85−100.
- Wasko M.M., Faraj S. «It is what one does»: Why people participate and help others in electronic communities of practice // Journal of Strategic Information Systems, 2000, 9(2−3), pp. 155−173.
- Watson G., Johnson D. Social psychology: Issues and insights. -Philadelphia: J. B. Lippincott, 1972.
- Wellman B. An electronic Group is virtually a social network (g. f. D. library, Trans.) / In S. Kiesler (Ed.) // Culture of the Internet. Mahawah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1997, pp. 179−205.
- Wellman B. For a social network analysis of computer networks: A sociological perspective on collaborative work and virtual community // Paper presented at the SIGCPR/SIGMIS, Denver, CO, 1996.
- Wellman B., Gulia M. Net surfers don’t ride alone: Virtual communities as communities / In P. Kollock, M. Smith (Eds.) // Communities in cyberspace. Berkeley, CA: University of California Press, 1999.
- Wellman B., Gulia M. The network basis of social support: A network is more than the sum of its ties / In B. Wellman (Ed.) // Networks in the global village: Life in contemporary communities. Boulder, CO: Westview Press, 1999a, pp. 83−118.
- Wellman B., Gulia M. Virtual communities as communities / In M. A. Smith & P. Kollock (Eds.) // Communities in cyberspace. New York: Routledge, 1999b, pp. 167−194.
- Wellman B., Salaff J., Dimitrova D., Garton L., Gulia M., Haythornthwaite C. Computer networks as social networks: Collaborative work, telework, and virtual community // Annual Review of Sociology, 1996, 22(1), pp. 213−238.
- Whittaker S., Terveen L., Hill W., Cherny L. The dynamics of mass interaction // Proceedings of the ACM Conference On Computer Supported Cooperative Work, 1998, pp. 257−264.
- Wilson S.M., Peterson L.C. The anthropology of online communities // Annual Review of Anthropology, 2002, 31(1), pp. 449−467.
- Zack M.H. Interactivity and communication mode choice in ongoing management groups // Information Systems Research, 1993, 4(3), pp. 207−239.