Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности психического развития старших дошкольников с различным групповым статусом

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этот период формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка и создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности, иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Также изменения происходят и в сфере межличностных отношений. Отношение к другим людям составляет основную… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 1. Общее представление о развитии личности в дошкольном возрасте
    • 1. 2. Особенности развития познавательной сферы
    • 1. 3. Характеристика межличностных отношений старших дошкольников
  • Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психического развития старших дошкольников с различным групповым статусом
    • 2. 1. Обзор диагностических методик, используемых в работе
    • 2. 2. Анализ результатов диагностики
    • 2. 3. Выводы и рекомендации
  • Заключение
  • Список использованных источников

Особенности психического развития старших дошкольников с различным групповым статусом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дошкольное детство — длительный по времени (от 3 до 7 лет) и ответственный период жизни человека, который представляет огромные возможности для развития, но в тоже время таит в себе опасную уязвимость ребенка ко многим неблагоприятным условиям, поскольку он еще очень мал и остро нуждается в любви, защите и заботливом руководстве.

В этот период формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка и создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности, иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Также изменения происходят и в сфере межличностных отношений. Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни.

По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.

Проблема развития ребенка в дошкольном возрасте исследовали такие ученые, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, А. В. Запорожец, Е. П. Ильин, Д. Б. Эльконин и другие.

Методологической основой является положения социологии и психологии о том, что статус — это социальное положение человека в обществе. Групповой статус — это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель конкретной социальной группы (профессиональной, классовой, национальной и т. д.).

Гипотеза исследования: существует взаимозависимость психического развития детей старшего дошкольного возраста и их положением в группе сверстников.

Основной целью данного исследования является изучение особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с различным групповым статусом.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) изучение и анализ литературных источников по проблеме развития детей в дошкольном возрасте;

2) анализ особенностей мотивационной сферы в рассматриваемом возрасте;

3) подбор диагностических методик;

4) проведение исследования по изучению особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с различным групповым статусом;

5) количественный и качественный анализ полученных результатов.

Объектом исследования выступает группа детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования являются особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с различным групповым статусом.

Методами исследования были следующие: анализ научной литературы; наблюдение; анкетирование; тестирование; опрос; сравнение; методы статистической обработки данных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология: учебник. — М.: Академический проект, 2006. — 701 с.
  2. , Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. — СПб.: Речь, 2005. — 121 с.
  3. , А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
  4. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
  5. , Б. С. Детская психология в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Сфера, 2006. — 256 с.
  6. , М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. — М.: Издательство Института практической психологии, 2006. — 256 с.
  7. Детская практическая психология: учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.
  8. , И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2006. — 384 с.
  9. , Ф. И. Психология воспитания школьников. — М.: Высшая школа, 2006. — 189 с.
  10. , О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. — Рн/Д: Феникс, 2008. — 317 с.
  11. , В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М.: Форум, 2005. — 287 с.
  12. , О. О. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие. — Рн/Д.: Феникс, 2007. — 415 с.
  13. , В. М. Психология и педагогика. — М.: Высшая школа, 2006. — 432 с.
  14. , И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2006. — 464с.
  15. Е. М. Возрастная психология: Краткий курс лекций для вузов: учебное пособие. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 173 с.
  16. , А. Г. Общая психология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 693 с.
  17. , В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. — М.: Академия. — 456 с.
  18. , Л. Ф. Возрастная психология. — М: Педобщество, 2008. — 460 c.
  19. , В. Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. — СПб.: Питер, 2006. — 237 с.
  20. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. В. Клюевой. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 400 с.
  21. , Л. А. Возрастная психология. — М.: Академический проект, 2007. — 255 с.
  22. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2008. — 592 с.
  23. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под. ред. Т. В. Лаврентьевой. — М.: ГНОМ и Д, 2007. — 144 с.
  24. Психология дошкольника. Хрестоматия / Под ред. Г. А. Урунтаевой. — М.: Академия, 2008. — 408 с.
  25. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. — М.: Прайм-Еврознак, 2005. — 656 с.
  26. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — 176 с.
  27. , М. И. Психология обучения и воспитания. — М.: Эксмо-Пресс, 2005. — 175 с.
  28. , Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб.: Питер, 2005. — 224 с.
  29. , Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с.
  30. Г. А. Дошкольная психология: учебник. — М.: Академия, 2005. — 336 с.
  31. И. В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2007. — 352 с.
  32. , Д. Б. Детская психология. — М.: Академия, 2005. — 384 с.
  33. , В. А. Педагогическая психология. — М.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. — 349 с.
Заполнить форму текущей работой