Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эмоциональная устойчивость у детей младшего школьного возраста из неполных семей

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенно серьезные проблемы отмечаются педагогами в отношении детей из неполных семей. При этом число таких семей в структуре общества неуклонно возрастает. Такие социально-демографические тенденции, как увеличение числа разводов, рост внебрачных рождений, повышение уровня смертности позволяют утверждать, что неполная семья становится все более распространенным социальным явлением. С октября 2008… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты особенности психики и эмоциональных проявлений у детей младшего школьного возраста из неполных семей
    • 1. 1. Понятие о семье. Классификация и функции семей
    • 1. 2. Особенности и источники формирования неполной семьи
    • 1. 3. Особенности младшего школьного возраста
    • 1. 4. Общая характеристика детей с ЗПР
    • 1. 5. Особенности психического развития детей в неполных семьях
    • 1. 6. Эмоциональное состояние детей в неполных семьях
  • 2. Диагностические методики исследования
  • 3. Эмпирическое исследования эмоциональной устойчивости у детей младшего школьного возраста из неполных семей
    • 3. 1. Результаты исследования
    • 3. 2. Практические рекомендации, разработанные на основе исследования
    • 3. 3. Выводы
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Эмоциональная устойчивость у детей младшего школьного возраста из неполных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.

Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители.

А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери.

(Макаренко А.С., 2005.)

От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и эмоциональная устойчивость ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность за своего ребенка. Она все проблемы взваливает на свои плечи. В результате депривация ребенка и матери.

В последнее время проблемы, связанные с семьёй, приобретают всё большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьёзные изменения: уменьшился её размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, не безоговорочно влияние старшего поколения. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов распадается почти каждый второй брак. А ведь развод это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь, для детей.

Особенно серьезные проблемы отмечаются педагогами в отношении детей из неполных семей. При этом число таких семей в структуре общества неуклонно возрастает. Такие социально-демографические тенденции, как увеличение числа разводов, рост внебрачных рождений, повышение уровня смертности позволяют утверждать, что неполная семья становится все более распространенным социальным явлением.

Вопрос эмоциональной устойчивости детей младшего школьного возраста в неполной семье чрезвычайно актуален в силу особенностей физиологического, психического, социального развития, присущих этому возрастному периоду. Общие проблемы формирования личности детей младшего школьного возраста исследованы и отражены в работах Л. С. Выготского, Ф. Райса, А. А. Реана, В. А. Сухомлинского, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина.

(Выготский Л.С., 1999.; Сухомлинский В. А., 1985.)

Отрицательные последствия влияния специфики жизнедеятельности неполной семьи на физическое, психическое и социальное здоровье ребенка младшего школьного возраста фиксируют специалисты в области педагогики: А. С. Макаренко, Ф. Райс, В. А. Сухомлинский.

(Макаренко А.С., 2005.; Сухомлинский В. А., 1985.)

В то же время существует утверждение о том, что дети младшего школьного возраста из неполных семей ничем не отличаются от своих сверстников из полных семей (Б.Н. Алмазов, Т. А. Гурко, С. В. Зеленчукова, С. В. Ковалев и др.).

(Алмазов Б.Н., 1986; Гурко Т. А., 2007.; Зеленчукова С. В., 2002; Ковалев С. В., 1988 г.)

Таким образом, в научном мире отсутствует однозначное мнение по поводу результатов социализации в неполных семьях. При этом большинством ученых признается факт пониженного воспитательного потенциала семей такого типа.

Актуальность данного исследования связана с недостаточной изученностью проблем детей с задержкой психического развития, а тем более взаимосвязи эмоциональных нарушений данного категорий детей и особенностей семейного воспитания.

Цель работы: изучить эмоциональную устойчивость детей младшего школьного возраста из неполных семей.

Объект исследования: младшие школьники общеобразовательной школы из неполных семей.

Предмет: особенности эмоциональной устойчивости детей младшего школьного возраста в неполных семьях.

Гипотеза: предполагается, что у детей с задержкой психического развития из неполных семей отмечается эмоциональная неустойчивость.

Задачи:

— изучить и проанализировать теоретические концепции, взгляды отечественных и зарубежных ученых по проблеме;

— изучить классификацию семей и причины возникновения неполных семей;

— исследовать особенности воспитания детей младшего школьного возраста в неполной семье;

— проанализировать психические и эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей;

— провести исследования уровня эмоциональной устойчивости детей младшего школьного возраста из неполных семей;

— осуществить констатирующий и формирующий эксперименты;

— провести обработку и интерпретацию результатов исследования;

— составить методические рекомендации для родителей по воспитанию детей в неполной семье; для педагогов по обучению и развитию детей из неполных семей.

При написании работы мы использовали такие методы как:

1. Теоретические:

— изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

— изучение и анализ методической литературы

2. Эмпирические

— психологическое тестирование, анкетирование учащихся;

— наблюдение за работой учеников, их поведением в классе, в школе;

— беседа с социальным педагогом, классным руководителем

3. Статистические:

— анализ количественной обработки эмпирических данных.

Методики исследования:

— Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки).

— Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (Н. Айзенк в модификации Т. В. Матолиной).

— Опросник по определению самооценки «Какой я?» .

Практическая значимость работы состоит в том, что изучение проблемы эмоциональной устойчивости детей младшего школьного возраста в неполных семьях позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми, как в полных, так и в неполных семьях. Результаты проведеннго исследования могут быть использованы в своей работе, психологами, дефектологами, педагогами, социальными педагогами, а также быть интересными для родителей школьников.

Теоретическая значимость работы в том, что отношения между родителями и детьми достаточно важный момент в воспитании детей, становления их как личностей в социуме.

Организация исследования: исследование проводилось в 20 082 009 г. г. в г. Москве.

С октября 2008 года с группой детей учащихся общеобразовательной школы (40 человек) в возрасте от 7−9 лет, которые воспитываются в неполных семьях и с группой детей, из них 20 детей имеют тяжелую форму ЗПР, 20 легкую форму ЗПР, учащихся в общеобразовательной школе (20 человек) в возрасте 7−9 лет, которые воспитываются в полных семьях, было проведено исследование.

Всего в исследовании приняли участие 40 человек: учащиеся общеобразовательной школы (40 человек) в возрасте от 7−9 лет, которые воспитываются в неполных семьях и с группой детей, учащиеся в общеобразовательной школе (20 человек) в возрасте 7−9 лет, которые воспитываются в полных семьях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. П. Семейная педагогика. М.: Аргументы и факты, 1993.
  2. Ю.А. Пограничные психические расстройства. Руководство для врачей. М., 1993. 400 с.
  3. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск, 1986. — 113с.
  4. , Е. В. Социокультурное пространство современной неполной семьи : проблемы, пути решения, перспективы развития: монография / Е. В. Ахвердова, В. А. Бурковская. — Елец (Липецкая обл.): Типография, 2007. — 147 с
  5. Г. Л., Никольская И. М. Что касается меня…: Сомнения и переживания младших школьников. — СПб.: Речь, 2005. — 203 с.
  6. , Н. Ребенок без папы : решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. — СПб.: Наука и Техника, 2007. — 268 с.
  7. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1990.
  8. М., Прокофьева Л.// Отцы и дети после развода // Демоскоп weekly. 2001, № 9−10.
  9. А.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2003.
  10. Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2-Самара: «БАХРАХ», 1999.
  11. Ган, М. П. Я сама: В помощь неполной семье / М. П. Ган, Э. Черепахова. — М.: Комментарий, 2003. — 45 с.
  12. , Л. Л. Семья в круговороте развода, или Как избежать конфликтов : шанс сохранить семью. Ребенок в неполной семье. Коррекция поведения ребенка / Л. Л. Геращенко. — М.: Мир кн., 2004. — 318 с.
  13. И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.
  14. Т. А. Сфера социальной незащищенности. Проблема улучшения обеспечения детей алиментами. М.: Институт экономики, 2007.
  15. И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001, № 11.
  16. Дети родителей-одиночек // Техника-молодежи. — 2003. — N 7. — С.26.
  17. , Д. Неполные семьи : как помочь детям? / Д. Журавлев // Народное образование. — 2006. — N 1. — С. 211−218.
  18. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.
  19. А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина., 1988.
  20. С. В. Социально-педагогические условия воспитания подростков из неполных семей (На примере России и Германии): Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Барнаул, 2002 241 c. РГБ ОД, 61:03−13/225-X.
  21. В. В. Психология детства/Изд.прогр. «Academia"/2000 г.
  22. Т.С. Неполные семьи//Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. М., 2003. С. 75−80.
  23. И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. М., 1997.
  24. Т.Н., Степашов Н. С. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи // Материалы научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент». Курск, 2001.
  25. Ю.В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к «страху ошибки»: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 2000. — 24 с.
  26. С.В. Психология современной семьи, М. Просвещение, 1988 г.
  27. , Т. Это горькое слово — безотцовщина / Т. Козлова // Воспитание школьников. — 2003. — N9. — С.58−60.
  28. , Т. В. Психологиеские проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. В. Корнеева // Ребенок в детском саду, 2007. — N 3. — С. 3−8.
  29. . И. Зачем нужен папа? // Семья и школа. 1990. № 6.
  30. М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми. Кишинев, 1993.
  31. А.С. Педагогические сочинения : в. 8 т. -Т.4 — М., 2005.
  32. В.Л. Оценка эмоциональной устойчивости (по внешним проявлениям) //Практикум по инженерной психологии и психологии труда: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1983, С. 130−137.
  33. Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать//Воспитание детей в неполной семье. Перевод с чешского. Общая редакция и послесловие кандидата юридических наук Ершовой Н. М.- М.: Прогресс, 1980. — с. 6−68.
  34. , М. Без папы / Марина Матвеева // Здоровье. — 2005. — N 2. — С. 70−71
  35. Г. М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков // Социологические исследования. 1982.
  36. В.С. «Возрастная психология» — М., 1997.
  37. В.С. Возрастная психология: феноменология, развитие, детство, отрочество/ Издат. Центр «Академия"/2000 г.- 456 с.
  38. , О. В. Книга для родителя, или Полноценный ребёнок из неполной семьи / О. В. Некрасова. — М.: Компания Спутник+, 2004. — 57 с.
  39. Николаева, Янина Геннадьевна. Воспитание ребенка в неполной семье: организация пед. и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов / Я. Г. Николаева. — Москва: ВЛАДОС, 2006. — 159 с.
  40. , Б. Особенности социализации детей в неполной семье / Б. Нусхаева // Социальная педагогика. — 2005. — N 2. — С. 63−66.
  41. А.О. Методики диагностики психических состояний личности: учебно-методическое пособие, Казань, 1997.
  42. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена- корреспондента РАО А.А. Реана/- СПб: «Прайм-Евразия"/2005 г.- 416 с.
  43. Ребенок в неполной семье: половые различия в эмоциональном благополучии :(на материалах анализа детских рисунков) // Школа здоровья. — 1999. — N 1.- С.81−89.
  44. Е.О. и др. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. 1999, № 6
  45. Л. В, Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитрный центр, 2000.
  46. Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
  47. «Хрестоматия по возрастной психологии» — Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996.
  48. О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. — М., 2003.
  49. В.М. Неполная семья. Волгоград, 2000.
  50. И.В. Возрастная психология/- М.: Гардарики/ 2004 г.- 349 с.
  51. И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. — Москва: Сфера, 2005. — 320 с. (Учебное пособие).
  52. Эрик Мэш, Дэвид Вольф Детская патопсихология. Третье международное издание Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. — 511 с.
Заполнить форму текущей работой