Гендерный аспект агрессивного поведения
![Курсовая: Гендерный аспект агрессивного поведения](https://westud.ru/work/335320/cover.png)
Шкала дефицитарного нарциссизма, отражает снижение уровня самодостаточности, способности отстаивать собственные интересы и иметь самостоятельные взгляды, мнения и точки зрения, пассивность, уступчивость, неуверенность в себе, своих возможностях, силе и компетенции, несамостоятельность, пессимистичность, зависимость от окружающих и чрезмерная идентификация с их нормами, ценностями, потребностями… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Теоретическая часть
- 1. 1. Понятие агрессии в исследованиях зарубежных и отечественных авторов
- 1. 2. Развитие и гендерные различия агрессивности
- II. Экспериментальная часть
- 1. Описание методик
- 1. 1. Общая характеристика и структура Я-структурного теста Гюнтера Аммона
- 1. 2. Описание теста РУКИ
- 2. Описание результатов
- Выводы
- Заключение
- Список литературы
Учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований.
Особенно тревожит тот факт, что агрессивные проявления у детей наблюдаются уже в начальной школе, от чего страдают и дети, и их учителя, и родители. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности у детей.
Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры.
Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми. Ребенок с агрессивным поведением создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Незрелая детская психика не в состоянии совладать с фрустрирующими влияниями без грамотной помощи взрослого. Учителю младших классов, психологу и родителям необходимо знать и учитывать особенности проявления агрессии у детей с тем, чтобы своевременно корректировать и предотвращать деструктивное поведение. Так же необходимо учитывать тот факт, что мальчики и девочки различаются по проявлениям агрессии, и при построении учебно-воспитательного принимать во внимание эти различия.
Цель: выявление гендерных особенностей агрессивного поведения, с учетом успеваемости школьников.
Гипотезы:
1) Будут отличия в уровне агрессии и ее особенностях между юношами и девушками;
2) Могут быть выявлены различия между полами в уровне агрессии и в ее особенностях;
3) Будут обнаружена связь агрессивности с успеваемостью
Задачи:
1. Выявление индивидуальной направленности агрессивного поведения;
2. Выявление взаимосвязей между успеваемостью и агрессивностью;
3. Выявление различий между девочками и мальчиками в направленности агрессивного поведения.
Объект: агрессивное поведение и гендерные особенности;
Предмет: особенности агрессивного поведения и гендерных различий школьников.
1. Теоретическая часть
1. Понятие агрессии в исследованиях зарубежных и отечественных авторов
Термин «агрессия» наделяется различными значениями и формулировками у разных авторов.
Агрессия (от латинского «agressio» нападение, приступ) это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящим физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности) [32, с. 9].
По мнению американского, профессора и ведущего специалиста в области психологии агрессии, Леонарда Берковица, агрессия это «некоторый вид поведения, физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому"[5, с.32]
А.Г. Маклаков агрессивными называет действия, наносящие человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический. [27,c. 532]
По определению Роберта Бэрона агрессия означает любую форму поведения, направленного к цели причинения ущерба или вреда другому лицу, не желающему такого с ним обращения [4, с.336]
Грэйс Крайг определяет агрессию как поведение, целью которого является нанесение вреда другому человеку или его подавление и достижение за счёт этого доминирующего положения [17, с.376].
В работах К. Э. Изарда агрессия вербальные или физические действия оскорбительного или вредоносного характера [12, с.266].
Порой, в повседневной жизни, считают единым термины агрессия и агрессивность.
А.А. Реан предлагает не идентифицировать эти понятия. Понятие агрессия и агрессивность несинонимичны. Под агрессивностью следует понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту, тогда как агрессивность это личностная особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого. Агрессивность включает в себя и социально-перцептивный компонент, заключающийся в данном случае в готовности (склонности) воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В этом плане, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивых для некоторых людей особенностях мировосприятия и миропонимания [40, с. 3−5].
Нашей задачей является точно различать агрессивное поведение, которое проявляется в напористости, энергичности в достижении поставленной цели и отстаивании своих прав, но которое не сопряжено с нанесением вреда другим людям. И поведение, единственная цель которого причинить боль, повредить или разрушить это и есть агрессия.
В связи с описанием агрессии часто употребляются такие термины как гнев и враждебность. Эти понятия ни в коем роде не являются синонимами.
В случае агрессии мы имеем дело с действием направленным на достижение определенной цели: причинить ущерб [4].
Гнев напротив, вовсе не обязательно имеет какую-то конкретную цель, но означает определенное эмоциональное состояние, которое в значительной степени порождается внутренними физиологическими реакциями и непроизвольной эмоциональной экспрессией, обусловленной неблагоприятными событиями: моторными реакциями (сжатые кулаки), выражениями лица (расширенные ноздри, нахмуренные брови) и т. д. Определенную роль при этом играют мысли и воспоминания. Гнев это личностные переживания человека. Важно отметить, что гнев как эмоциональное состояние не запускает прямо агрессии, но может сопровождать побуждение к нападению. Гнев создает готовность к действию [12, с.266].
Враждебность можно определить как негативную установку, недружелюбие по отношению к другому человеку, которая сопровождается желанием видеть объект установки страдающим тем или иным образом.
Большинство исследований главной целью агрессии считают намеренное причинение ущерба другому человеку. Но существуют и другие цели. Так психологи Дж. Патерсон и Д. Тедеши особо подчеркивают этот факт, «что агрессия часто бывает ничем иным, как грубой попыткой принуждения. Попыткой повлиять на поведение другого человека, чтобы заставить других престать делать то, что их раздражает [4, с.29].
Рой Мэй считает, что агрессия часто бывает, направлена на поддержание и усиление власти, утвердить в отношениях с жертвой собственные доминирующие позиции. Агрессия есть действие, которое вторгается на территорию другого, чтобы совершить переструктурирование власти в своих интересах или в интересах того, кому предан субъект [16, с.178].
Социолог Ричард Фельсон интерпретировал агрессию как средство управления впечатлениями. Люди стремятся показать, что они такие, чье я следует уважать [4, с.31].
Мотивом к агрессивному поведению может быть и желание приобрести деньги или завоевать социальное одобрение и множество других целей и мотивов.
Агрессивность многолика [20, с. 75]. В частности, по своей направленности она может быть:
— внешней, характеризующейся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо
— на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия), а также
— внутренней, характеризующейся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе.
По способу конроля [15] агрессия подразделяется на:
— произвольную, возникающую из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить, а также — непроизвольную, представляющую собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие не подконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта.
В социальной психологии различными авторами Реаном А. А. [39], Ильиным Е. П., Майерсом Д. [11] различают следующие виды агрессии:
— инструментальная агрессия, при которой нападение в основном обусловлено скорее стремлением к достижению определенной цели. Например, один ребенок толкает другого, пытаясь дотянуться до игрушки, вред оказан непреднамеренно
— враждебная агрессия — это поведение, целью которого является нанесение вреда или уничтожения жертвы. Один ребенок толкает другого, совершая акт мести.
Агрессивные действия могут быть дифференцированы с точки зрения их физической природы как физические действия, такие как удар или пенок, или как вербальные суждения, которые могут подвергать сомнению ценность личности другого человека, быть оскорбительными или выражать угрозу объекту агрессии. Агрессивные действия могут носить прямой или косвенный характер. Допустим, человек был оскорблен коллегой по работе. Он может ударить оскорбившего (прямая физическая агрессия) или, в свою очередь, оскорбить его (прямая вербальная агрессия), или же он может начать распространять об этом человеке порочащие сведения с тем, чтобы навредить его репутации (непрямая вербальная агрессия).
Список литературы
- Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
- Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004.
- Аммон Г. Динамическая психиатрия, — СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 1996.
- Андреева Г. М. Психология социального познания: учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс. 1997.
- Антонова Н.В. 1996 Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Бойко И. Б. Проявление агресивности несовершеннолетних осуждённых женского пола, — М.: Аспект Пресс, 1999.
- Бэрон и Ричардсон Агрессия. — СПб.: Питер, 1998.
- Гидденс Э., Социология. — М.: Эдиториал УРСС. 1999.
- Дж. Мак-Ки и А. Шериффс
- Донцов А.И., Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.
- Жмуров В. А. Психопатология, часть 1. М., 2000.
- Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. — СПб., Алетея, 2004.
- Кон И.С., Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке: материалы к симпозиуму. — М., 1975.
- Копейко Я. Ю. Гендерные аспекты агрессивности // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. — СПб., 2000
- Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии, // Вопросы психологии. № 6.
- Мацумото Д., Психология и культура.- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2002.
- Московичи С., Предпосылки объяснения в социальной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. — М., 1995.
- Мэй Р, Исскуство психологического консультирования / Пер. с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс». 1994.
- Психология. Словарь, — М., 1990.
- Румянцева Т. Г. Философский анализ методологических и концептуальных оснований теорий человеческой агрессии, 2000.
- Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. — М.: Флинта, 1998.
- Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности /Пер. с нем.; -Мн.:ООО «Попурри», 1997.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.:Республика, 1994.
- Хекхаузен, Мотивация и деятельность: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1986. — С. 376. — Т. 1.
- Юферевой Т. И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате // Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1982.