Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развивайте позитивное мышление

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заменить их на конструктивные или позитивные, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах. Для этого потребуется преобразование не только внутренней речи (диалога с собой), но и внешней, обращенной к другим лицам, социуму, Вселенной (табл. 7.4). Позитивное мышление оптимиста во всем находит положительную сторону и, исходя из этого… Читать ещё >

Развивайте позитивное мышление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Позитивное мышление придает поведению в трудных ситуациях уверенность. Оно создает почву для преодоления жизненных стрессов, потому что человек получает возможность рассматривать затруднительную ситуацию более здраво и оптимистично; настроение и чувства «подпитываются» такими ресурсами, как вера, надежда и оптимизм.

Ничто так не преуменьшает ресурсы стрессоустойчивости, как собственная неуверенность, заниженная самооценка. Вера в собственные возможности способствует мобилизации резервных возможностей человеческой психики. Неуверенность же в себе проявляется в действиях, поступках, чувствах, поэтому очень важно уметь не поддаваться плохому настроению, апатии, бездеятельности, всегда держать себя в руках, верить в свои способности, найти нечто положительное в любых обстоятельствах.

Для укрепления уверенности и жизнерадостного мировосприятия как важнейших ресурсов «антивыгорания» полезно овладеть принципами и техниками позитивного мышления.

Мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на сценарий жизни человека. Они проявляются не только в поведении, переживаниях, но также в установке и готовности преодолевать жизненные стрессы.

Для начала необходимо:

  • ? Выявить иррациональные мысли и убеждения, причиняющие или усиливающие страдание и душевный дискомфорт.
  • ? Провести самоанализ внутреннего диалога и устранить из пего все деструктивные речевые обороты, обращения к себе (мысли-образы), в которых сквозят обреченность, самобвинепия, самоуничижение, отсутствие веры и надежды на успех, которые проникнуты отрицанием ресурсов поддержки и преодоления стрессовых ситуаций. Например, «я ничего не могу изменить в своей жизни», «я всегда совершаю ошибки и не могу простить себе этого», «я не верю, что жизнь моя может измениться к лучшему», «я несчастлив и всегда буду таким…», «мне никто не может помочь, все люди жестокие и эгоистичные», «у меня пет никаких сил…», «я не заслуживаю ничего хорошего», «меня никто не хочет попять, я всегда буду одиноким человеком» и т. д.
  • ? Заменить их на конструктивные или позитивные, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах. Для этого потребуется преобразование не только внутренней речи (диалога с собой), но и внешней, обращенной к другим лицам, социуму, Вселенной (табл. 7.4).

Переделка негативного мышления.

Таблица 7 А

Негативные, иррациональные мысли, неконструктивные суждения.

Формулы позитивного мышления, рациональные суждения, установки.

Меня раздражают «тупые» клиенты, я не могу справиться со своим раздражением.

Хорошо, что нс все клиенты трудные. Мое раздражение — это проявление моей большой эмоциональной энергии, и я могу научиться управлять этой силой. Я смогу, если захочу, овладеть приемами эффективного общения с «трудными» клиентами.

Бесконечные стрессы — это ужасно!

Стрессы — это аромат и вкус жизни (Г. Сельс).

Негативные, иррациональные мысли, неконструктивные суждения.

Формулы позитивного мышления, рациональные суждения, установки.

От меня слишком много требуют мои начальники.

Руководители верят в мои силы и возможности.

Моя работа отнимает у меня слишком много сил.

Каждому дается, но его силам. Многие люди нс имеют ни работы, ни столько силы, сколько есть у меня.

В негативном мышлении всегда присутствует элемент пессимизма. И наоборот: мышление пессимистов опирается на негативные суждения и постоянное — и также чаще отрицательное — оценивание событий или людей — чаще всего негативное.

Привычка давать оценку себе, другим и событиям жизни ограничивает возможности и ресурсы адаптации пессимистов к новым, постоянно меняющимся условиям жизни. Например, суждение «беда не приходит одна» предполагает оценку череды будущих жизненных событий с точки зрения одного горестного эпизода, создает почву для пессимистического ожидания стрессов и бед.

Позитивное мышление оптимиста во всем находит положительную сторону и, исходя из этого, составляет план действий, отталкиваясь от настоящего момента. В этом случае жизнь и события неизбежно имеют свой оправданный смысл. Как сказал Питер Лоуренс, «У оптимистов сбываются мечты. У пессимистов — кошмары».

Тот, кто зациклен на прошлых неудачах и предрекает себе такое же в будущем, не сможет переломить ход событий в свою пользу и попадает в «ловушку» ожидаемых разочарований и новых поражений. Осуждающий себя, жизнь и других людей за прошедшие события упускает шанс развить в себе важнейший ресурс стойкости — качество оптимизма.

По мнению известного психолога Эрика Берна, полноценной следует признать лишь жизненную установку тех людей, которые способны оценивать позитивно себя, других и мир вокруг них. Если негативизм поразил хотя бы одну из составляющих, вскоре оказываются больны все три.

Позитивное мышление — это умение принять ситуацию, не оценивая ее. Примером может служит китайская притча[1].

Однажды к старому человеку, жившему бедно в некой деревне, прибежал никем не опознанный белый конь. И все соседи тут же закричали: «Как тебе повезло! Еще вчера ты был нищим, а сегодня уже богач!».

«При чем здесь богатство, — сказал старик, — просто вчера я собирал колоски, а сегодня мне нужно учиться объезжать лошадей».

На следующий день конь сбежал от старика, выбив копытом стенку сарая. «Бедный человек! — закричали соседи. — Мы знали, что богатство нс принесет тебе счастья, — теперь ты остался в убытке!».

«Нс о счастье думаю, — отвечал старик. — Просто вчера я после работы объезжал коня, а сегодня должен чинить сарай».

На следующий день конь вернулся и привел с собой табун лошадей.

«О небо! — закричали соседи. — Ты смилостивилось над несчастным!» «Не вижу никакой милости, — сказал старик. — Просто вчера я был крестьянином, а сегодня мне следует учиться коневодству».

На следующий день сын старика, объезжая одну из лошадей, упал и сломал ногу.

«Это богатство с самого начала было подозрительным!» — заявили соседи. «Нс в этом дело, — отвечал старик. — Просто вчера мы работали вдвоем, а сегодня я все должен сделать один».

На следующий день началась война и всех молодых и здоровых мужчин забрали в армию.

Полезно заручиться позитивными высказываниями про запас (афоризмами, пословицами, крылатыми фразами) и повторять их для себя в качестве позитивного самовнушения, особенно если вы испытываете постоянный стресс в межличностных отношениях или сталкиваетесь время от времени с одной и той же стрессовой ситуацией. Вот несколько примеров простых конструктивных утверждений.

  • ? День ото дня я становлюсь опытнее, сильнее и энергичнее — как в интеллектуальном, так и в физическом плане.
  • ? Я становлюсь спокойнее и меньше переживаю из-за жизненных неурядиц.
  • ? Я легче справляюсь со стрессом.
  • ? Я могу стать более организованным и успешным человеком.
  • ? Я верю в свои способности и ресурсы преодолевать трудности и стрессы.

Таблица 7.5

Позитивные пословицы и афоризмы, стимулирующие конструктивный копинг.

Позитивные пословицы и афоризмы.

Модели преодолевающего поведения.

Под лежачий камень вода не течет.

Активный копинг.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Социальное взаимодействие (просоциальный копинг).

Дорогу осилит идущий (Джек Лондон).

Уверенное поведение.

Кто ищет, тот всегда найдет.

Проблем!ю-сфокусированный копинг.

Итак, нужно научиться думать полезным или конструктивным образом, чтобы не «застревать» на негативных переживаниях и не препятствовать своему творческому поиску новых альтернативных путей преодоления жизненных и профессиональных стрессов. Умение позитивно мыслить — ваш индивидуальный ресурс, который может поддерживать вас в любых когнитивно сложных и эмоционально напряженных ситуациях. Это — тот ресурс, который не позволит вам стать жертвой выгорания.

Алексеев А. В. Себя преодолеть. М., 1985.

Беляев Г. С. Дыхательная гимнастика как важнейший компонент аутогенной тренировки // Вопросы спортивной психогигиены: Труды ВНИИФК. М, 1973.

Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. Психологическая саморегуляция. Л., 1977.

Горбунов Г. Д. Пснхопедагогика спорта. Л., 1986.

Куликов Л. Мозаика радости. Советы психолога на каждый день. СПб., 1977.

Леви В. Искусство быть собой. М., 1977.

Линдеман X. Система психофизического саморегулирования. М., 1992.

Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986.

Марли Cm.t Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии в тренинге социальных навыков. СПб., 1996.

Пауэлл Т, Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. СПб., 1997.

Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М., 1969.

Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1993.

Свияш А., Свияш Ю. Улыбнитесь, пока не поздно! Позитивная психология для повседневной жизни. М., 2003.

Цзен Н. В., Пахомов К). В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.

Ellis A. Reason and emotion in psychotherapy. N.Y., 1962.

  • [1] Хохель С. Секреты победителя. Книга развития личных качеств. СПб., 2000.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой