Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности имиджа ведущих политических партий Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время проблема политического имиджа изучается и разрабатывается преимущественно для политических лидеров, существенно меньше для политических партий. Существующие противоречия между требованиями к эффективному имиджу политической партии и недостаточной действенностью имиджей ведущих российских партий, а также наличие мало изученного резерва влияния привлекательного имиджа политической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИМИДЖ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования
      • 1. 1. 1. Имидж как психический образ
    • 1. 2. Психологические исследования политического имиджа
      • 1. 2. 1. Имидж политического лидера
      • 1. 2. 2. Имидж организации
      • 1. 2. 3. Имидж политической партии
    • 1. 3. Методологические и методические основы исследований психологических особенностей имиджа политической партии

Психологические особенности имиджа ведущих политических партий Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Демократические преобразования в нашей стране, привели к появлению «политического рынка». Выход Федерального Закона Российской Федерации о политических партиях и всевозрастающая роль партий, как структурообразующих элементов политической системы современного российского общества, а также повышение общего уровня политической культуры населения актуализировали вопрос изучения процессов и психологических феноменов восприятия политических партий и формирования отношения к ним. Образ партии является важным регулятором отношений и установок, влияющих на электоральное поведение, поэтому его исследования в настоящее время приобретают большое значение. Значимость изучения психологических особенностей имиджа ведущих политических партий Российской Федерации связана с тем, что: во-первых, существующие противоречия между возрастающими требованиями к политической деятельности и недостаточно эффективным функционированием существующих на «политической арене» российских политических партийво-вторых, политические партии, являясь частью политической системы нашего государства, отражают разнообразие политических интересов и в силу своего различного социального статуса, состава, политического опыта оказывают различное влияние на ход политического процессав-третьих, эффективный имидж ведущих российских партий как политических институтов является одним из основных составляющих целостного имиджа Российской Федерации как демократического государства.

В настоящее время проблема политического имиджа изучается и разрабатывается преимущественно для политических лидеров, существенно меньше для политических партий. Существующие противоречия между требованиями к эффективному имиджу политической партии и недостаточной действенностью имиджей ведущих российских партий, а также наличие мало изученного резерва влияния привлекательного имиджа политической партии на электоральные предпочтения, дефицит конструктивных работ, анализирующих его структуру, механизмы формирования и трансляции, а также факторов эффективности имиджа политической партии, которые оказывают существенное влияние на рейтинг популярности и влиятельности политической партии — все это обуславливает необходимость выявления условий и факторов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на целостный имидж политической партии.

Положительный (эффективный) имидж существенно влияет на популярность политической партии и, соответственно, количество голосов избирателей на выборах и тем самым повышает рейтинг ее популярности и влиятельности. Исходя из этого, проблема изучения психологических особенностей имиджа ведущих политических партий Российской Федерации конкретизируется в научно-практическом плане в задачу формирования эффективного политического имиджа российских партий, содержащих отчетливые психологические характеристики и обладающих высокой регуляторной силой воздействия. В связи с этим проблема настоящего диссертационного исследования является актуальной и имеет высокую научную и практическую значимость.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования.

Имидж — это особый вид психического образа. Поэтому изучение феномена имиджа основывается на базисных исследованиях психологии образа в общей психологии (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.), психологии восприятия (Б.Г.Ананьев, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Д. Смирнов и др). Данные исследования, являясь базисными, в то же время к проблеме политического имиджа имеют опосредованное отношение, так как в них образ, рассматривается как результат психических процессов, а имидж — это все-таки психический образ, но специально сконструированный и обладающий определенными свойствами.

Проблема политического имиджа разрабатывается на стыке разнообразных научных дисциплин: политологии, социологии, социальной и политической психологии и др. В социальной и политической психологии определено предметное и объектное поле изучения политического имиджапсихологические аспекты, закономерности формирования и функционирования эффективного политического имиджа. В настоящее время имеется немало исследований политического имиджа, которые концентрируются по нескольким направлениям.

Первое детально изученное и разработанное направление политического имиджа — имидж политического лидера, связанное с изучением психологических моделей и технологий, формирования эффективного имиджа политического лидера (Е.В.Егорова-Гантман, В. М. Шепель, В. Г. Зазыкин, Г. Г. Почепцов, Р. Ф. Фурс и др.). Разработаны различные технологии и психологические модели политических имиджей, в основном, для политических лидеров, существенно меньше исследований имиджа политических партий.

Во втором направлении комплексно рассматриваются различные аспекты имиджа политической системы с точки зрения философского, социологического и политологического анализа (С.Е.Ананьева, О. П. Березкина, О. А. Малаканова, Н. В. Трошина и др.).

Третье направление — изучение технологий формирования имиджа политической партии и политических движений в электоральном процессе, в предвыборных кампаниях, преимущественно, разрабатывалась в политологии (А.В.Гармонова, З. М. Зотова, Г. Г. Почепцов и др.).

В политической психологии изучена проблема психологического содержания понятия «партия» (А.И.Юрьев и др.), психосемантический анализ позиций, программ и ценностных ориентиров российских политических партий и общественных движений (В.Ф.Петренко, О. В. Митина и др.), «социально-психологические проблемы современного политизированного движения» (Г.М.Швец и др).

Необходимо отметить недостаточную научную разработанность проблемы структурных компонентов и конкретных психологических характеристик имиджа политической партии. В работах по данной проблематике недостаточно определены важнейшие структурные составляющие имиджа политической партии, значимые психологические особенности формирования и функционирования эффективного имиджа ведущих политической партии Российской Федерации.

Таким образом, характеризуя степень научной разработанности выбранной темы исследования, важно отметить, что, несмотря на большое количество исследований политического имиджа, до настоящего момента недостаточно исследованы психологические особенности формирования целостного имиджа ведущих российских политических партий.

Цель исследования: выявить психологические особенности имиджа ведущих российских политических партий и дать им системное описание.

Объект исследования: имидж ведущих российских политических партий как социально-психологическое и политическое явление.

Предмет исследования: психологическая структура, их психологические характеристики и особенности восприятия имиджа ведущих российских политических партий.

Гипотеза исследования.

Имидж политической партии является идеальным образованием в виде психического образа-представления, сложившегося в массовом сознании, имеющего характер стереотипа, эмоционально окрашенного, обладающего большой регулятивной силой, в некоторых случаях манипулятивного, созданного с целью достижения власти и вхождения в состав влиятельной политической элиты страны.

Восприятие ведущих современных политических партий Российской Федерации во многом связано с психологическими характеристиками личности ее лидера.

Имидж политической партии имеет психологическую структуру, сходную со структурой имиджа социальной организации, имеющей идеологическую направленность. На основе базовой структурной модели имиджа организации можно создать социально-психологическую модель имиджа политической партии и тем самым выявить основные факторы, влияющие на эффективность целостного имиджа политической партии, а также оптимизировать имидж ведущих российских политических партий.

Оптимизация имиджа политических партий определяется формированием приоритетных его характеристик в соответствии с ранговой оценкой их значимостии использование социально-психологических технологий, придающих привлекательность имиджу политической партии в глазах избирателей, что позволит существенно повысить рейтинг популярности и влиятельности партии.

Цель и гипотезы определили задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы исследования в контексте изучения социально-психологического феномена политического имиджа, обосновать методологические и методические основы изучения психологических факторов эффективности политического имиджа.

2. Разработать и обосновать обобщенную социально-психологическую модель имиджа политической партии, его структуру и содержание, факторы детерминации, его регулирующую функцию.

3. Выявить и дать описание основных социально-психологических характеристик имиджа ведущих политических партий Российской Федерации.

4. Осуществить сравнительный анализ имиджей ведущих политических партий Российской Федерации.

5. Разработать научно-практические рекомендации по оптимизации имиджа современных политических партий Российской Федерации с учетом выявленных психологических особенностей.

Теоретическую основу исследования составляют теории и концепции психологии образа в общей психологии (Б.Г.Ананьев, В. П. Зинченко,.

A.Н.Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Д. А. Ошанин, С. Л. Рубинштейн, С. Д. Смирнов, и др.), социальной и политической психологии, имеющие принципиальное значение для понимания сущности и содержания психологических особенностей имиджа политических партий (Г.М.Андреева,.

Г. Г. Дилигенский, Б. Д. Парыгин, Т. Шибутани, П. Н. Шихирев и др.): политологические исследования отечественных политических партий.

А.И.Юрьев, Г. В. Голосов, З. М. Зотова и др.), психосемантический анализ программ российских политических партий (В.Ф.Петренко, О. В. Митина, М.В.Новикова-Грунд и др.), исследования имиджа политических партий и объединений в электоральном процессе (А.В.Гармонова), исследования имиджа политических лидеров (С.Голдмен, Е.В.Егорова-Гантман,.

B.Г.Зазыкин, Р. Ф. Фурс, И. Э. Белоусова, Е. Б. Шестопал, Г. Г. Почепцов, Л. Я. Гозман и др.), психологическая концепция общения и механизмов социальной перцепции (Б.Г.Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. Н. Мясищев и др.), положение о мифологизированности и политизированности современного общественного сознания (А.К.Уледов).

Методологической основой исследования являются ведущие принципы общей, социальной и политической психологии — комплексности, системности, психологического детерминизма, развития, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности, исторической и социальной обусловленности.

Методы исследования. В исследовании использовались теоретические ф методы исследования: теоретико-методологический анализ, системный.

С* анализ, обобщение и интерпретация научных данных, эмпирические методы: интервьюирование, анкетирование, анализ материалов СМИ, контент-анализ партийной пропаганды, экспертные оценки, метод аналогий и персонификации. Обработка и анализ результатов эмпирического исследования осуществлялись в статистической программе 51аиз^са.

Эмпирическую базу исследования составили результаты экспертных опросов в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном собрании «Ил Тумэн» Республики Саха (Якутия) и опросов государственных служащих федерального и регионального уровня (121 респондент).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными общеметодологическими принципамиадекватностью выбранных и разработанных методов исследованиявзаимопроверкой эмпирических данныхдостаточной репрезентативностью выборкинадежностью и эффективностью методов статистической обработки и содержательной психологической интерпретации эмпирических результатов исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Обосновано, что исследование социально-психологического феномена имиджа политической партии должно осуществляться по трем взаимозависимым направлениям: изучение имиджа как психического образа, политического имиджа (имиджа политического лидера) и имиджа организации. Раскрыто психологическое содержание каждого из представленных направлений применительно к теме исследования. Определен категориально-понятийный аппарат психологического исследования имиджа политической партии.

2. Разработана и обоснована обобщенная социально-психологическая модель имиджа политической партии, состоящая из десяти основных компонентов: имиджа лидера, идеологии партии, образа деятельности партии, имиджа членов партии и ее ярких сторонниковполитических и иных ресурсов и возможностей партии, имиджа электората партии, истории партии, особенностей политического «паблик рилейшнз» и рекламы партии, особенности партийной риторики, символики партии. 9.

Главными компонентами, оказывающими наибольшее влияние на целостный имидж политической партии, являются: имидж лидера, проявляющийся в силе личности лидера партии, идеология партии, политические и иные ресурсы и возможности партии.

3. Установлены психологические особенности, влияющие на восприятие политических партий — отождествление партии с ее лидером, и формирование отношения к ним, раскрыто их психологическое содержание (личностный, поведенческий, отношенческий компоненты).

4. Выявлено наличие трех ведущих составляющих и факторов влияния на общий имидж современных российских политических партий. Исходя из них, ведущие современные политические партии Российской Федерации разделяются на партии идеологического направления, которые набирают рейтинг популярности и влиятельности партии за счет ярко выраженной идеологии партии (СПС, КПРФ) — партии «вождистского» типа иначе называют «партии одного лидера», ведущим компонентом имиджа которого является имидж лидера, яркая, популярная личность лидера партии (ЛДПР,.

Яблоко", «Отечество») — и так называемая «партия власти», для которой характерно наличие политических и административных ресурсов и возможностей партии («Единство»).

Слабыми компонентами имиджа ведущих современных политических партий Российской Федерации является история партии у СПС, «Единство», «Отечество», которая существенно не влияет на имидж партии (кроме КПРФ) — «размытость» образа электората партии ЛДПРстереотипное восприятие имиджа членов партии КПРФ- «размытость» образа деятельностич партии «Яблоко».

5. Обосновано положение, что эффективность имиджа политической партии зависит, от того, насколько он соответствует социальным ожиданиям масс, а с другой стороны — от действенности данного имиджа.

6. Выявлены пути оптимизации имиджа ведущих политических партий Российской Федерации, позволяющие существенно повысить рейтинг о популярности и влиятельности партии: использование в процессе проектирования и формирования имиджа политической партии психологической модели имиджа политической партии, ранжированных по степени значимостиобеспечение целостности имиджа путем усиления конкретных характеристик модельной структуры имиджа политической партии, в зависимости от социальных ожиданий электоратапроведение ф психологических исследований в процессе определения действенности сконструированного политического имиджаповышение психологической компетентности политических деятелей, лидеров политических партий для эффективного взаимодействия с электоратом. [.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что, обогащая и углубляя научные представления о социально-психологических закономерностях функционирования имиджа политической партии, его результаты вносят вклад в исследования социальной и политической психологии в понимание природы и сущности имиджа политической партии, его структуры, регулирующей роли и факторов его эффективности, а также социально-психологических особенностей восприятия образа политической партии в массовом сознании.

Практическая значимость результатов исследования позволяет существенно повысить эффективность имиджа современных российских политических партий с учетом выявленных психологических механизмов I восприятия политических партий и, соответственно, повлиять на рейтинг популярности и влиятельности политической партии, а также способствует повышению политической культуры как самих политиков, так и избирателей, ф и могут быть использованы в практической деятельности политических.

0> деятелей, специалистов-аналитиков, политических психологов, экспертов и всех тех, кто занимается разработкой политических и управленческих технологий, политической рекламой, проведением предвыборных кампаний, политическим консультированием. Выводы, содержащиеся в работе, могут способствовать выбору эффективной модели имиджа политической партии в.

Российской Федерации в государственных интересах.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на психолого-акмеологических чтениях «Психолого-акмеологические аспекты личностного саморазвития в системе непрерывного образования» в 2001 году и обсуждались на заседаниях проблемной группы кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ в 2001;2002 гг.- на международной научно-практической конференции «Современные психотехнологии в образовании, бизнесе, политике» в 2001 годуна II научно-практической конференции в Санкт-Петербурге «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации» в 2001; на круглом столе кафедры педагогики и психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов «Проблемы современного высшего образования», на междисциплинарной межвузовской научно-практической конференции «Государственность России и государственная служба: пути развития» в 2002 году. Результаты диссертационной работы нашли отражение в авторских публикациях.

Материалы диссертационного исследования' используются при проведении занятий по курсу «Этика и эстетика деловых отношений» и «Социальная психология» в Якутском международном университете.

Положения, выносимые на защиту.

1. Имидж политической партии является идеальным образованием в виде психического образа-представления, сложившегося в массовом сознании, имеющего характер стереотипа, эмоционально окрашенного, обладающего большой регулятивной силой, в некоторых случаях манипулятивного, созданного под конкретные стратегические цели и задачи.

2. Имидж политической партии может описываться с помощью социально-психологической модели, состоящей из десяти основных компонентов целостного имиджа политической партии: имиджа лидера партии, в том числе силы личности лидера партии, идеологии партии, образа.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенные теоретические и эмпирические исследования подтвердили выдвинутые в диссертационном исследовании гипотезы. На основании данного исследования можно сделать следующие общие выводы.

1. Конкретизировано определение понятия «имидж политической партии» как идеального образования в виде психического образа-представления, сложившегося в массовом сознании, имеющего характер стереотипа, эмоционально окрашенного, обладающего большой регулятивной силой, в некоторых случаях манипулятивного, созданного под конкретные стратегические цели и задачи.

2. Разработана и обобщена психологическая модель имиджа политической партии, включающая в себя основные психологические характеристики имиджа политической партии, структурированные по степени значимости. На основе анализа полученных в ходе экспертной оценки данных выявлена выраженность значимых характеристик имиджа ведущих политических партий Российской Федерации. Проведен качественный анализ эффективности имиджа политической партии в ходе которого эффективность имиджа ведущих политических партий Российской Федерации была оценена как средняя, за исключением «Единства» имидж которой был оценен как «противоречивый».

3. Выявлена характерная психологическая особенность восприятия российских политических партий — отождествление партии с ее лидером. Это свидетельствует о сдвигах в общественном сознании, которое реагирует на поведение современных российских политических партий, меняя их оценки как на рациональном уровне, которое принято называть общественным мнением, так и на бессознательном, чисто эмоциональном уровне, который оказывает непосредственное влияние на поведение электората, который голосует скорее не за ту партию, которая соответствует принятым нормам о политике, сколько за ту, которая эмоционально приемлема и соотносится с не всегда осознанным прототипом лидера партии, реально определяющим поведенческие аспекты политической установки. Установлено, что в современном российском обществе вне зависимости от половозрастных и региональных особенностей электората восприятие и отношение к ведущим современным политическим париям Российской Федерации будет зависеть прежде всего от отношения лидера партии и ее членов к людям, а также от того, какую реальную деятельность партия осуществляет, чем и как она занимается и каков результат ее деятельности.

4. Выявлены характерные для настоящего времени психологические особенности целостного имиджа ведущих политическим партиям Российской Федерации, ярко. выраженного харизматического лидера партии, особенностей партийной риторики, включающей яркой образности, простоты и доступности понимания, внутренней непротиворечивости и обладающей консолидирующими свойствами, политический, административных и финансовых ресурсов и возможностей партии.

5. Установлено, что в формировании эффективного имиджа политической партии особую роль играют такие социальные ожидания, как способность обеспечить стабильность, позитивные сдвиги, привлекательную определенность будущего.

На основании полученных результатов диссертационного исследования сформулированы научно-практические рекомендации:

1. При построении эффективного имиджа политической партии важно учитывать психологические особенности имиджа, его модельную структуру, факторы детерминации и его действенность.

2. Для этого необходимо: выявить обобщенную характеристику модельной структурысильные и слабые стороны, какие из ведущих составляющих имиджа политической партии наиболее слабо выражены у данной политической партииусилить слабые компоненты путем разработки определенных информационных технологий с целью повышения данных характеристик конкретной политической партииопределить стратегию и тактику ведения политической деятельности в соответствии с выявленными особенностями и конкретной целью.

3. Определение значимых психологических особенностей имиджа следует осуществлять в процессе определения базовых электоральных ценностей путем проведения социально-психологического мониторинга.

Перспективами дальнейших исследований являются расширение объектного и предметного полей в изучении психологических особенностей политического имиджа политических партий, а именно более детального анализа составляющих структурной модели имиджа политической партии, анализ их интеграции, механизмов функционирования каждого из них, а так же диагностики имиджей других политических партий как федерального, так и регионального уровня.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Византия и Русь: два типа духовности. // Новый мир, 1988 № 9. — С. 227 — 240.
  2. С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991.-№ 3. — С. 90 — 98.
  3. .Г. Психология чувственного познания, М.: Наука, 2001 — 279 с.
  4. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968.-335 с.
  5. Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.-378 с.
  6. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
  7. С.А., Зазыкин В. Г. Особенности анализа социологической информации при освещении избирательных кампаний / Телевидение в избирательных кампаниях. М.: ВИКОН, 1996.
  8. М.А. Эффективная система психологических воздействий в политической рекламе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1997.-24 с. '' ' «'
  9. Г. Э., Николаева О. П. Многопартийные выборы в России: опыт психологического анализа // Психологический, журнал. 1994. — Т. 15. — № 6. — С. 107−115.
  10. И.Э. Этнопсихологические факторы эффективности политического имиджа: Дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 2000. -153с.
  11. О.П. Политический имидж в современной политической культуре: Дис. доктора полит, наук. СПб: СПбГУ, 1999. — 404 с.
  12. . Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992. — 135 с.
  13. E.H., Зазыкин В. Г. Психологические основы «паблик рилейшнз»: Учеб. пособие. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2001 -192 с.
  14. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: -ф. ' МГУ, 1982.- 199 с.
  15. Л. Имидж-путь к успеху. СПб.: Питер, 1996. — 284 с.
  16. Р. Некоторые характеристики предвыборной ситуации К ¦ Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. -№ 4. — С. 28−30.
  17. Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. / Общ. ред. А. Р. Лурия. -М.: Прогресс, 1977.- 412 с.
  18. И., Макаренко Б. Выборы в Думу: уроки и выводы // НГ -Сценарии.- 2000. 12 января (№ 1). — С. 10.
  19. И., Макаренко Б. СПС: второе пришествие либералов//НГ
  20. Сценарии. 2000. — 12 января. (№ 1). — С. 10.
  21. Л. Электорат основных политических сил // Россия накануне думских выборов 1999 года / Под ред. М. Макфола, Н. Петрова, А. Рябова- Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 1999.
  22. И.А., Дудина О. М., Кожеурова Н. С., Мельникова А. Т. Кто боролся за место в Думе? // Социологические исследования! 1996. -№ 12.-С. 71−82.
  23. В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Ленингр. ун-та, 1974.-152 с.
  24. В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984.
  25. A.B. Имидж политических партий и объединений в электоральном процессе: Дис. канд. полит, наук. Воронеж, 1998. — 211 с.
  26. В.М., Деркач A.A., Косопкин A.C., Нефедова Т. И. Психология парламентаризма. М.: «Статус — Кво 97», 1999. — 200 с.
  27. . Роль политической символики как атрибут власти: Дис. канд. филос. наук. М.: АОН при ЦК КПСС, 1991. — 159 с.
  28. Л. Я. Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов на ^ Дону: Феникс, 1996.-448 с.
  29. С. Как создается имидж в американской политике // США: экономика, политика, идеология. 1990. ^ № 10. — С. 35−38.
  30. В.И., Нефедова Т. И. Государственная Дума второго созыва: роль и место в политическом переломе. М.: РИО. «МОСОБЛУПРПОЛИГРАФИЗДАТА», 2000. — 192 с.
  31. Г. В. Становление и развитие российской партийной системы (сравнительный анализ). Автореф. доктор, полит, наук. — М., 1999.-24 с.
  32. A.A. Психологические исследования образов. М., 1992.
  33. Ф 37. Гуревич П. С. Приключения имиджа: типология телевизионногообраза парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991. — 221 с.
  34. Данные протокола Центризбиркома РФ по итогам выборов в Государственную Думу 17 декабря 1995 г. // Российская газета. 1996. 6 января. — С. 6.
  35. М. Капкан для своих // Московский комсомолец. 2000. 18 февраля. — С. 2.
  36. A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999. — 392 с.
  37. A.A., Зазыкин В.Г, Профессионализм деятельности в особых и экспериментальных условиях. М.: РАГС, 1998. — 178 с.
  38. A.A., Панасюк А. Ю. Стратегия убеждающего воздействия. Серия «Убеждающее воздействие в идеологической работе: теория и практика», Выпуск 1, 2, М., 1990. — 51 с.
  39. A.A., Селезнева Е. В. Идеологическое воздействие социально-психологические и педагогические аспекты. М.: Мысль, 1985.-310 с.
  40. Г. Г. Социально политическая психология. — М.: Наука, 1994.-304 с.
  41. Г. Г. Политические «семьи» России // Сегодня.-1994. -16 августа.
  42. Г. Г. Российские архетипы и современность // Вестник РОПЦ. 1996. — № 2. — С. 46.
  43. И.Г., Пантелеев С. Р. Восприятие личности политического лидера // Психологический журнал. 1992. — т. 13. — № 6. — С. 25 — 35.
  44. М. Политические партии / Пер. с франц. М.: Академический Проект, 2000. — 558 с.
  45. А.Н. Как победить на выборах. Обнинск: Титул, 1995. -124 с.
  46. В.Г. Психологические особенности взаимодействия политических лидеров со СМИ в период избирательных кампаний. -Новосибирск: АСДГ, 1995.
  47. В.Г. Черты избранника (штрихи психологического портрета того, кто может стать новым президентом РФ) // YIP — журнал о лидерах и для лидеров. 1994.-N 16. — С. 11−15.
  48. В.Г. Психология проницательности. М.: Изд-во РАГС, 2000.- 130 с.
  49. В.Г., Белоусова Н. Э. Психологические характеристики эффективного политического имиджа. M.: МААН, 1999. — 86 с.
  50. В.Г., Богданов Е. Н. Психологические основы «паблик рилешнз»: Учеб. пособие. Калуга: ГКГТУ им. К. Э. Циолковского, 2001. -192 с. — •
  51. В.Г., Егорова С. Е. К вопросу об имидже политической партии / Современные психотехнологии в образовании, бизнесе, политике, (материалы научно-практической конференции). М.: РАГС, 2001.-С. 246−248.
  52. В.Г., Колосова C.B., Фуре Р. Ф. Психологические факторы повышения активности избирателей с помощью телевизионных передач рекламного характера. М.: ВИКОН, 1996. — 101 с.
  53. В.Г., Невзоров С. М. Образ политического деятеля и средства массовой информации (текст лекций). М.: РАУ, 1993.
  54. А. Политические объединения перед парламентскими выборами в России. М.: СПИК — Центр, 1999.
  55. С.Е. Российская модель партийной системы .//. Вестник МГУ,-1994.-Сер. 12 -№ 4.-С. 14−23.
  56. С.Е. Формирование многопартийности и реформа избирательной системы. В кн. Формирование партийно-политической системы в России / Под ред. М. Макфола, С. Маркова,. А.Рябова. М.: Карнеги, 1998. — Вып. 22. — С.31−32.
  57. С.Е., Тимошенко В. И. Российские партии, движения и блоки на выборах в Государственную Думу 17 декабря 1995: опыт, проблемы, перспективы. М.: Знание России, 1996. — 79 с.
  58. С.Е. Некоторые психологические особенности имиджа ведущих политических партий Российской Федерации // Наука и образование. Якутск: СО РАН, 2001. -№ 4. — С. 116−120.
  59. С.Е. Восприятие образов шести ведущих российских политических партий // Наука и образование. Якутск: СО РАН, 2002. -№ 2.-С. 115−120.
  60. В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии, 1971. № 6. — С.27−42-
  61. З.М. Партии России: испытание выборами. М.: РАУ, 1994.70 с.
  62. З.М. Формирование имиджа политической партии // Единство. Бюллетень партийной жизни 2000. — № 4 — С. 43- 45.
  63. А. Союз правых сил // Россия накануне думских выборов 1999 года / Под ред. М. Макфола, Н. Петрова, А. Рябова- Моск. Цетнр Карнеги.-М.: Гендальф, 1999.
  64. Имидж госслужбы. Сборник научных трудов. М.: ИДФ — СПА Консалтинг, 1998. — 186 с.
  65. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков / под ред. ^ Е. Егоровой Гантман. — М.: Знание и Никколо М., 1994. — 265 с.
  66. .А. Зарождение, становление и функционирование партийной системы современной России. Дис. доктора социол. наук. -СПб., 1998.-401 с.
  67. Исследования i по психологии восприятия / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн, 1948.
  68. Как победить на выборах: Кн. 1−5. М.: Центр прикладных полит, исследований ИНДЕМ, 1991.
  69. Кара Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм, 2000. -О 736 с.
  70. B.C. и др. Организация и технология выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. 4-е изд. М., 1995 — 122 с.
  71. С. Императивы выживания. «Независимая газета». 2000. -15 марта.
  72. М. Выборы: Магия игры. Технологии победы. М.: Макцентр, 2000.-192 с.
  73. Краткий политологический словарь / Сост. и общ. ред. Л. А. Оникова, Н. В. Шишлина. М.: Политиздат, 1989. — 623с.
  74. В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 688 с. •'
  75. А., Овчинников Б. «Яблоко» в избирательных кампаниях 1993 1996 гг. // Россия накануне думских выборов 1999 года / Под ред. М. Макфола, Н. Петрова, А. Рябова- Моск. Цетр Карнеги. — М.: Гендальф, 1999.
  76. Г. Психология масс. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 320 с.
  77. Ю. Мнения и настроения. Январь 2000 года. Аналитическая записка П НГ Сценарии. 2000. № 2.12 января.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  79. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -- М.: Педагогика, 1983.- Т. II. 320 с.
  80. А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979.
  81. С.Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. — М.: РАУ Университет, 2000. — 319 с.
  82. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 445 с.
  83. Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера — история. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 447 с.
  84. И. ЛДПР и избирательные блоки националистического толка II Россия накануне думских выборов 1999 года / Под ред. М. Макфола, Н. Петрова, А. Рябова- Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 1999.
  85. Д. Социальная психология / Перев. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998.-688 с.
  86. . Феномен политического лидерства в восприятии общественного мнения // Вестник РОПЦ. 1996. — № 2.
  87. А. Губернаторские партии // Россия накануне думских выборов 1999 года / Под ред. М. Макфола, Н. Петрова, А. Рябова- Моск.
  88. О Центр Карнеги. М.: Гендальф, 1999. ф 92. Максимов A.A. «Чистые» и «грязные» технологии выборов:
  89. Российский опыт. М.: Дело, 1999. — 448 с.
  90. O.A. Имидж политического института как предмет социологического исследования: Дис. канд. социол. наук. Самара, 1 999 252 с.
  91. В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии. М., 1965.
  92. А.П. Психология стихийного массового поведения, g Лекции.-M.: ПЕР СЭ, 2001.- 112 с.
  93. НГ Сценарии (ежемесячное приложение к «Независимой газете»). -1999. -- 10 ноября (№ Ю).-С. 10.- 97 т Нефедова Т. И. Парламентское лидерство (опыт психологического. {анализа). — M.: МААН, 1997. — 27 с. •• -: .
  94. Ньюсом Даг, Терк Джуди ВанСлайк, Крукеберг Дин. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. — 7-е изд. г пер. с анг. М.: Имидж-Контакт: Инфра-М, 2001. — Vm. — 628 с.
  95. Общие итоги выборов депутатов Государственной Думы // О Российская газета. 1999. — 31 декабря.
  96. Основы социально-психологической теории. Учеб. пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов / Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалев, Р. Б. Гительмахер и др.- Под общ. ред. А. А. Бодалева и А. Н. Сухова. -М.: МПА, 1995.-421 с.
  97. А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М.: Дело, 1998. — 238 с.
  98. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  99. Первый электоральный цикл в России (1993−1996) / Под. ред В. Я. Гельман, Г. В. Голосов, Е. Ю. Мелешкина. М.: Весь Мир, 2000 — 248 с.
  100. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: На материале политического менталитета. 2-е изд.-М.: МГУ, 1997.-214 с. л
  101. A.B. Проблемы активности сознания в истории советской психологии. В кн.: Проблемы сознания. Материалы симпозиума.-М., 1966. — С. 170−175.
  102. Юб.Пискунова Т. Н. О формировании имиджа образовательного учреждения // Источник. 1997. — № 5−6.
  103. Политическое консультирование. М.: Никколо М, 1999. — 471 с.
  104. Политическая психология / Учеб. пособие. Под общ. ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: ГП ЦРП, 2000. — 724 с.
  105. Политические партии и движения России / Сборник. М.: «Бизнес-Пресс», 1999.
  106. Политические партии и движения на выборах 99. — М.: Независимый институт выборов, 2000. — 305 с.111: Политология: Учебник для вузов / Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 379 с.
  107. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Аверьянов. М.: Моск. коммерч. ун-т, 1993. — 431 с.
  108. Н.П. Индустрия образов: Идеологические функции средств массовой информации в США. -М.: Политиздат, 1986. 144 с.
  109. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.
  110. Г. Г. Имидж: от фараонов до президентов. Киев: АДЕФ-Украина, 1997.-328 с.
  111. Г. Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. Киев: АДЕФ-Украина, 1997. — 140 с.
  112. Г. Г. Имиджелогия. М.: Рефл — бук, К.: Ваклер, 2000. -768 с.
  113. М.В. Формирование многопартийной системы современной России (политолог, анализ): Дис. канд. полит, наук. СПб, 1997.-247 с. ^ - ' .
  114. Прикладная социальная психология: Учеб. пособие. / Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 688 с.
  115. Процесс социального исследования /Отв. ред. Ю.Волков. М., 1975.
  116. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
  117. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  118. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия по политической психологии. Т. 1,2 / Сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах, 1999. -608с.. .. — /
  119. Российские политические партии и общественные объединения на выборах в Государственную Думу 95/ Отв. Редактор A.B. Лонгинов. -М.: Юрид. лит., 1996.
  120. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред.: И.В.Бестужев-Лада. -М.: Мысль, 1982. -430 с.
  121. Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход: Учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Самара: Изд. Дом Бахрам-М, 2001. — 752 с.
  122. Р.Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера: Дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1995. — 155 с.
  123. Россия: партии, выборы, власть / Под общ. ред. Краснова В. Н. М.: Обозреватель, 1996. — 551 с.
  124. СЛ. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957 — 328 с.
  125. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.-354 с.
  126. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  127. Э.Ю. Психологические характеристики регионального политического лидерства: Дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1998.142 с.
  128. . Национальные особенности охоты за голосами. М.: Вагриус, 1999.-263 с.
  129. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МУ, 1985. — 231 с.
  130. А. Групповой портрет с Думой // Фигуры и лица. Приложение к «Независимой газете». 1999. — 24 декабря. — С. 9 — 16.
  131. Социальная психология и общественная практика / Отв. ред. Шорохова Е. В., Левкович В. П. М.: Наука, 1985. — 233 с.
  132. Социальный психоанализ: теория и практика 7 Под общ. ред. В. Н. Маркина. Красноярск: СПА-Консалтинг, 1998. — 198 е.
  133. М. Имидж женщины: Пособие для преуспевающих женщин. М.: Лик Пресс, 1998. — 158 с.
  134. Л., Грибалкина Н. Политический символ как способ политической коммуникации // Прикладная психология и психоанализ. -2000.-№ 1.-С. 29−39.
  135. Л.А. Социальная мифология и проблема современного социального мышления. М.: Советский спорт, 1999. — 159 с.
  136. Г. Законы подражания. СПб., 1892. — 370 с.
  137. Г. Общественное мнение и толпа. М.: Павленков, 1902. -200 с. я
  138. Телевидение в избирательных кампаниях. М.: Викон, 1996.
  139. Технология власти (философско-политический анализ). М.: ИФ-РАН, 1995. — 163 с.
  140. Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М.:РАГС, 1993. — 182 с.
  141. В.И. Доктрины российских политических партий // Ф Социально-политический журнал. 1995. — № 3. — С. 214−222.
  142. В.И. Предвыборные платформы и программы избирательных объединений и блоков как политическая ценность. — М. :л 1. РАГС, 2001.-196 с.
  143. Н.В. Фактор имиджа в российском электоральном процессе: Автореф. дис. канд. полит, наук. Саратов: СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2001. — 18 с.
  144. А.М. Политический лидер и политическое лидерство в региональных конфликтах. М., 1999.
  145. А.М. Политическое лидерство в современной Россиирегиональный ракурс). -- М.: Мысль, 2000. 231с.
  146. Д.Н. Теории установки / Под ред. Ш. А. Назирашвили и В. К. Цаава. М.: Ин-тпракт. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1967.-448 с.
  147. А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985.-268 с.
  148. А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1968.-324 с.
  149. Федеральный закон «О политических партиях». М.: Ось-89г Ф 2001 .-48 с.
  150. А.П. Феномен сознания в контексте социального психоанализа. М.: РАГС, 1997. — 167 с.
  151. А.П., Ромашкина Р. Ф. Проблема имиджа в контексте социального психоанализа // Имидж госслужбы. М.: ИДФ СПА Консалтинг, 1998. — С. 84 — 85.
  152. O.A. Природа социальных иллюзий и механизмы их формирования в буржуазном обществе: Дис. д-ра филос. наук. M.: АОН при ЦК КПСС, 1982. — 448 с.
  153. Р.Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура и пути оптимизации: Дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1996.-200 с.
  154. К.Г. Социально-психологическая дифференциация российского населения и процесс формирования партий // Полис. — 2001.5. С. 75 — 96. ' • ' •' -'-*л
  155. О.С. Восприятие телевизионных каналов различными социальными группами телеаудитории: Автореф. дисс. канд. психол. наук.- M.: МГУ, 1998. 20 с.
  156. А. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. -336 с.
  157. Г. «Экзотические» партии // Россия накануне выборов 1999 года / Под ред. М. Макфола, Н. Петрова, А. Рябова- Моск. Центр Карнеги.-М.: Гендальф, 1999.
  158. С. Коммунистические объединения // Россия накануне думских выборов 1999 года / Под ред. М. Макфола, Н. Петрова, А. Рябова- Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 1999.
  159. Е.Я. Энциклопедия символов. М.: ACT- Харьков: Торсинг, 2001. — 591 с.
  160. Г. М. Социально-психологические проблемы современного политизированного движения: Дис. канд. социал. наук. М.: РАУ, 1992. -162 с.
  161. В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 382с.
  162. Е.Б. Выборы прошли: пейзаж после битвы // Полис.1997.-№ 1.-С. 123.
  163. Е.Б. Оценка гражданами личности лидера // Полис. -1997.-№ 6-С. 57−72.
  164. Е.Б., Новикова-Грунд. Восприятие образов двенадцати ведущих российских политиков (психологический и лингвистический анализ) // Полис. 1996. — № 5. — С. 168 — 183.
  165. Т. Социальная психология. Ростов — на — Дону: Феникс, $ ¦ • 1998.-544 с. ф 171. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. -М.: ИП РАН-
  166. КСП + Академический Проект, 1999. 448 с.
  167. Н.Г. Мифологические основы восприятия политического лидера в современной России // Современная Россия: власть, общество, политическая наука. -М., 1999. С. 179 — 182.
  168. Юнг К. Г. Архетип и символ.-М., 1991.
  169. Юнг К. Г. Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996. — 454 с.
  170. А.И. Введение в политическую психологию. СПб.: СПб g ун-т, 1992. — 227 с.
  171. Allport G. W. The historical background of modern social psychology -idbook of social psychology/ Ed. G. Lindzey, E.Aronson. 2nd ed. Addison
  172. Wesley, 1968, vol.1. ' - :
  173. Allport G. Attitudes // The handbook of social psychology / Ed. by: Murchisoh P. Worchester: Clare University Prees, 1935. 789 p.
  174. Arrow K.J. Social Choice and Individual Values. N.Y.: Free Press, 1951.
  175. Asch S. E. Forming impressions of personality.- J. Abnorm. and Soc. vol. О 41, p. 258−299.
  176. David D. Le marketing politique. Paris, 1978.
  177. Downs A. An Economic Theory of Democracy. N.Y. Harper and Row, 1957.
  178. Gefkins F. Public relation. London, 1994.
  179. Campbell A., Convers P., Miller E., Warren E., Stokes D.E. The American Voter. N.Y. Tohn Wiley, 1960.
  180. Greenstein F. The Benevolent Leader: Children’s Image of Political Authority // American Political Science Review, 1960. № 54. — P. 934−943.
  181. Kinder D., Abelson R. Appraising President Candidates: Personality and Affect in the 1980 Campaign. N.Y.: American Political Science1. Association, 1981.
  182. Cf 186. Jahoda M. Attitude. In: The international encyclopedia of the socialsciences / Ed. By D. Sills. New York: McMillan Press, 1968, vol. 1.
  183. Jones E. E., Gerard H. B. Foundations of social psychology. New York, 1967.
  184. Jung Carl. Man and his symbols. New-York: Doubleday, 1984.
  185. Katz D. The functional approach to the study of attitudes. Public Opinion Quaterly, 1960, vol. 24, p. 150−166.
  186. Kats D., Stotland E. A preliminary statement to a theory of attitudestructure and change // Psychology: A Stadt of a science / Ed. by Kocns E. -Vol. 3. N.Y.: VcFraw-Hill, 1959.- 191. KlapperJ.T. The Effects of Mass Communication. Glencoe, 1961.
  187. Langer J. Television’s «personality system». // Media, Culture and ¦ Society.- 1982.-Vol. 3(4).
  188. Luchins AS. Experimental attempts to minimize the impact of first impression. In: Hovland C. et al. The order of presentation in persuasion. New Haven, 1959-p. 62−75.
  189. McGinnis J. The Selling of the President 1968. New York: Poket Books, 1972.-275 p.
  190. Moscovici S. Prefase.- In: Jodelet D., Viet J., Besnard Ph. Psychologie sociale: la discipline en movement. Paris, 1970.
  191. Newcomb T.M. The prediction of interpersonal attraction.- Amer. Psychol., 1956, vol. 11. p. 575−586.
  192. Ordeshook P. The Development of Contemporary Political Theory // Political, Economy, Institution, Competition Representation. Cambridge, 1993.
  193. Pennington D.C. Essential Social Psychology. London, 1986.
  194. Thomas W.T., Znanecki F. The Polish peasant in Europe and America. -Boston: Badger, 1918.
  195. Thurstone L.L. The mearsurment of attitudes // Journal of Abnormal and Social Psychology. -1931, № 26. — P. 53−49.
  196. Rahn W.M., Aldrich J.H., Bordiga E., Sullivan J.L. A Social-Cognitive Model of Candidate Appraisal // Information and Democratic Processes. -Chicago: University of Illinois Press, 1990. P. 136−159.
  197. Rice S. Quantitive Methods in Politics. N. Y.: Alfred A. Knopf, 1938.- 207. Riker W.H. The Art of Political Manipulation. N.Y.: Yale University Press, 1986. -P.156.
  198. Rockeach M. The nature of attitudes.- In: Beliefs, attitudes and values/, Ed. by M.Rockeach. San-Francisco, 1968, p. 109−132.
  199. Schumpeter J. Capitalism. Socialism and Democracy. London, 1976. -P. 282.
  200. Tagiuri R. Person perception.-In: The handbook of social psychology/ Ed. G. Lindzey, E.Aronson. 2nd ed., Addison-Wesley, 1968, vol. 3.
  201. The Political Image Merchants. Strategies in the New Politics. Wash., 1971.
  202. Thomas W. J., Znaniecki F. The polish peasant in Europe and America. -Cambridge, 1918−1920.
  203. Thurstone L. Attitudes can be measured.- Amer. J. Sociol., 1928, vol. 33, p. 530.
  204. Wyckoff Gene. The Image Candidates. American Politics in the Age of Television. N.Y., 1968. сг С
Заполнить форму текущей работой