Психологические механизмы развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения
Диссертация
Развитие воображения младших школьников обеспечивается совокупностью ряда психолого-педагогических условий: включение ребенка в различные виды творчества, актуализирующие перцептивный, эмоциональный, вербальный опыт и способствующие самовыражению и продуцированию многовариантных решений и способов создания образовобогащение сферы образов-представлений путем расширения кругозора и социального… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения
- 1. 1. Проблема воображения в психологической литературе
- 1. 2. Психологические механизмы и функции воображения
- 1. 3. Возрастная специфика развития воображения младших школьников
- 1. 4. Психологические особенности воображения младших школьников с задержкой психического развития
- 1. 5. Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающего обучения
- Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения
- 2. 1. Организация и методика исследования развития воображения младших школьников
Список литературы
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 160 с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1982. — 128 с.
- Алексеев К.И. Понимание и распознавание метафоры детьми 8−10 лет // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 29 — 39.
- Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал.- 1981. Т 2. — С. 8 — 18.
- Белопольская Н.Л. Учебная мотивация детей с задержкой психического развития в условиях психологического насыщения // Дефектология. 1975. — № 1. — С. 25 — 28.
- Белый Б.И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1989. — № 9. -С. 10−14.
- Беркинблит М.Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. — М.: Политиздат, 1968. 123 с.
- Блонский П.П. Память и мышление / Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1979. — 400 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. — М.: Педагогика, 1976. 248 с.
- Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. 1999. — № 2. — С. 26 — 30.
- Боровик О.В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999. — 179с.
- Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. — № 3. — С. 9 — 15.
- Брудная Н.А. Воображение в структуре школьной зрелости: Дисс.. канд. психол. наук. Бишкек, 2000. 173 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МО ДЕК, 1996. — 392с.
- Веккер JI.M. Мышление и интеллект / Психические процессы: В 2 т. Т. 2 Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 344 с.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология: Учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ. -М.: Просвещение, 1988, 336 с.
- Винникова Е.А., Слепович Е. С. О психологическом механизме становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1999. — № 1. — С. 18 — 24.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. 175 с.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981. 80 с.
- Вундт В. Фантазия как основа искусств. Спб., М., 1914. — 146 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 436 — 454.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество подростка // Собрание сочинений: В 6 т. Т 4. М.: Педагогика, 1984. С. 199 — 220.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976.-150 с.
- Гостев А.А. Образная сфера личности / Психологический журнал. -Т 8. № 3.- 1987.-С. 3 -43.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 22 — 33.208 с.
- Домишкевич С.А. Продуктивность и динамические особенности умственной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1977. — № 2. — С. 12 — 19.
- Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества: Цикл лекций спецкурса. Смоленск. 1974. — 152 с.
- Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. — № 4. — С. 27 — 34.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М.: Знание. 1986. —96 с.
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников //Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 52 — 59.
- Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 44 — 50.
- Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью // Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред.
- Н.А. Менчинской. -М.: Педагогика, 1971. — С. 31 82.
- Егорова Т.В. Своеобразие мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984.-С. 70- 107.
- Егорова Т.В., Лонина В. А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей // Дефектология. 1975. — № 4. — С. 3−15.
- Екжанова Е.А. Программа по изобразительному искусству в специальных школах и классах выравнивания для детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1991. — № 5. — С. 20 — 26.
- Жаренкова Г. И. Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития и пути ее нормализации // Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Просвещение, 1981. С. 46 — 52.
- Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. — № 4. — С. 17 — 24.
- Запорожец А.В. К вопросу о генезисе функции и структуры эмоциональных процессов у ребенка // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1986. С. 270 — 276.
- Зыкова В.И. Познавательная деятельность учащихся со стойкой неуспеваемостью в условиях работы экспериментальных классов // Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред.
- Н.А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. — С. 206 — 253.
- Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. — М.: РОССПЭН, 1997. — 464 с.
- Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. — М.: Искусство, 1984. 349 с.
- Ипполитова М.В. Особенности арифметических знаний у учащихся первых классов с временной задержкой психического развития // Дети с временными задержками психического развития / Под ред.
- Т.А. Власовой, М. С. Певзнер. -М: Педагогика, 1971. С. 184 — 191.
- Ипполитова М.В. Особенности решения простых и составных задач у детей с задержкой психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского,
- Н.А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — С. 215 — 230.
- Калмыкова З.И. Некоторые особенности мыслительной деятельности неуспевающих школьников // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М.: Педагогика, 1971. — С. 132- 139.
- Калмыкова З.И. Особенности абстрагирования и обобщения существенного в материале детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1977. — № 4. — С. 19 — 26.
- Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1978. — № 3. — С. 3−9.
- Калмыкова З.И. Особенности интеллектуальной деятельности учащихся с пониженной обучаемостью // Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. — М.: Педагогика, 1971.-С. 157- 206.
- Капустина Г. М. Особенности решения задач на нахождение неизвестных компонентов действия у детей с задержкой психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред.
- Т.А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М.: Педагогика, 1984. — С. 231 -245.
- Кириллова Г. Д. Развитие воображения в детстве: Учебное пособие по детской психологии. — Орел: Простор, 1992. — 120 с.
- Коршунов A.M. Теория отражения и творчества. — М.: Политиздат, 1971.-256 с.
- Коршунова Л.С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 182 с.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.-160 с.
- Крупник Е.П. Творческое воображение как психологический механизм устойчивости индивидуального сознания личности //
- Психологические проблемы воспитания и обучения школьников: Сборник научных статей / Отв. редактор Е. П. Крупник. М.: Прометей, 1995. — 131 с.
- Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие (сообщение 1) // Психологический журнал. — 2001. № 5. — С. 57 — 68.
- Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие (сообщение 2) // Психологический журнал. — 2001. № 6. — С. 64 — 76.
- Кудрявцев В.Т. Творческая природа психического отражения человека // Вопрсы психологии. 1990. — № 3. — С. 113 — 120.
- Кулагина И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1982. № 6.-С. 3 — 10.
- Кулагина И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации // Дефектология. 1987. — № 3. -С. 9- 15.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во Моск. Университета, 1985. 167 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — Изд-во Московского университета, 1981. 584 с.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. — Новосибирск: НГПИ, 1992. 216 с.
- Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. — М.: Педагогика, 1971.-С. 96 129.
- Лубовский В.И. Общая психологическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития // Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Просвещение, 1981.-С. 6- 10.
- Лубовский В.И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984.-С. 6- 19.
- Лустина Е.А. Преодоление ситуации неопределенности в процессах мышления и воображения // Вопросы психологии. 1982. — № 5. -С. 122- 125.
- Лустина Е.А. Слово и образ в процессе воображения. Дис.. канд. психол. наук. М. 1984. — 146 с.
- Лутонян Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1977. — № 3. -С. 18−26.
- Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1990. — № 6. — С. 10 — 18.
- Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1983. — 65 с.
- Марковская И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития // Дефектология. 1977. — № 6. -С.3−11.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Медведева Е.А. Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. 1998. — № 4. — С. 32 — 37.
- Медведева Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. 1999. — № 4. — С. 32−36.
- Медведева Е.А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. 2000. -№ 1. С. 53 -60.
- Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 15 — 23.
- Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников // Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. — М.: Педагогика, 1971. — С. 8−31.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
- Менчинская Н.А., Цымбалюк А. Н. Познавательная активность и обучаемость детей с задержкой психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского,
- Н.А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — С. 107 — 121.
- Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. — Тбилиси: Менцниереба, 1972.- 184с.
- Неменский Б.П. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.255 с.
- Ненашева М.А. Развитие продуктивного воображения младших школьников (сравнительное исследование при традиционном и экспериментальном режимах учебной работы). Дисс.. канд. психол. наук: М. 1998.-174 с.
- Никашина Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы // Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред.
- Т.А. Власовой. — М.: Просвещение, 1981. С. 34 — 46.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990. 160 с.
- Никифорова О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 67 — 77.
- Новинская H. J1. Нейропсихологическая структура мнестических нарушений при задержке психического развития // Дефектология. 1981. — № 1.-С. 21 -28.
- Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М.: Знание, 1978. — 48с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студ. вузов и практических работников. М.: Сфера, 2000. -448с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: Рос. АН- Ин-т рус. яз. им. В. Виноградова. — М.: Азбуковник, 1997. — 943 с.
- Осипова B.C. Развитие творческих способностей детей в классах педагогической поддержки // Мир психологии. 1996. — № 2. — С. 160 — 163.
- Основы дефектологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. В. А. Лапшина, Б. М. Пузанова. -М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
- Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 1999.-280с.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ сред, пед. учеб. заведений / Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002. -480 с.
- Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2000. — № 4. — С. 36 — 42.
- Палагина Н.Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза: Автореф. дис.. д-ра псих. наук. М., 1974.-47 с.
- Палагина Н.Н. Диагностика уровня развития воображения детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 12 — 20.
- Переслени Л.И. Критерии оценки эффективности прогнозирования у детей в норме и при задержке психического развития // Дефектология. 1984. — № 5. — С. 7 — 15.
- Переслени Л.И., Рожкова Л. А. Ориентировочная реакция и ее связь с процессом прогнозирования у детей в норме и при задержке психического развития // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 12 — 19.
- Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. М.: Знание, 1961. — 46 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер с франц. М., 1969.-С. 55 -222.
- Подобед В.Л. Особенности вербальной памяти учащихся 4 классов школы для детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1988. — № 6. — С. 3 — 9.
- Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. — № 3. — С. 17−25.
- Подобед В.Л. Формирование мнемического приема смысловой группировки у детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1987.-№ 2.-С. 3−9.
- Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. -№ 4. — С. 21 -26.
- Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 16 — 19.
- Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. —96 с.
- Понарядова Г. М. Динамика организации внимания у детей с задержкой психического развития и учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1979. — № 4. — С. 16 — 20.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. 160 с.
- Психологические проблемы воспитания и обучения школьников: Сборник научных статей / Отв. редактор Е. П. Крупник. — М.: Прометей, 1995. -131 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983. 223 с.
- Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. 331с.
- Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. — № 3. — С. 10 — 19.
- Рахмакова Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. -1987.-№ 6.-С. 3−9.
- Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов и некоторые современные клинико-психологические представления) // Дефектология. 1977. — № 2. — С. 3 — 12.
- Речицкая Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-метод. пособие. М.: Владос, 1999. — 128 с.
- Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб, 1901.-318с.
- Розет И.М. Психология фантазии. — Минск: Университетское, 1991.-342с.
- Розет И.М. Что такое эвристика? Минск: Народная асвета, 1969. —120 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1 — М.: Педагогика, 1989.-488 с.
- Рузская А.Р. Некоторые особенности воображения младшего школьника // Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. 331 с.
- Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С. 5 — 13.
- Сапогова Е.Е. Операция моделирования как условие развития воображения у дошкольников // Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С. 24 -31.
- Сапогова Е.Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения // Вопросы психологии. -1990.-№ 6.-С. 45−52.
- Сиволапов С.К. Особенности образной сферы у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1988. — № 2. — С. 3 — 10.
- Сиволапов С.К. Развитие сферы образов-представлений при задержке психического развития // Дефектология. 1984. — № 2. — С. 13−21.
- Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Под ред. Ю. А. Лебедева. М.: Владос, 2001. — 288 с.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990, 96 с.
- Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. -№ 1.-С. 68−73.
- Слепович Е.С., Харин С. С. Диадическое взаимодействие детей с одинаковым и разным уровнями интеллектуального развития в ходе совместной продуктивной деятельности // Дефектология. 1988. — № 5. — С. 75 — 80.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2000. — 400 с.
- Стрекалова Т. А. Особенности логического мышления дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. -№ 4.-С. 51 -56.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессами усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 173 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: АПН РСФСР, 1961.-534 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды: В 2 т. Т 1-М.: Педагогика, 1985.-С. 15−42.
- Тригер Р.Д. Дограмматические и грамматические знания детей с задержкой психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М.: Педагогика, 1984.-С. 172- 196.
- Тригер Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи //Дефектология. 1987. — № 5.- С. 12 — 17.
- Тригер Р.Д. Ориентировка детей с задержкой психического развития в грамматическом материале // Дефектология. 1981. — № 2. — С. 40 -48.
- Тригер Р.Д. Уровень знаний по русскому языку у учащихся первых классов, имеющих задержку психического развития // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М.: Педагогика, 1971.-С. 191 196.
- Ульенкова У.В. К проблеме ранней компенсации задержки психического развития // Дефектология. 1980. — № 1. — С. 3 — 8.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. — 180 с.
- Ульенкова У.В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование, эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология. 2001. — № 5. — С. 35 — 43.
- Усова А.П. Игра и организация жизни детей. — М.: Учпедизд, 1962.-39с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1976.-96 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. в 8 т. Т. 2. М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. 776 с.
- Фатеев С.В. Воображение как фактор продуктивной деятельности. Дис. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1996. 289 с.
- Фишман М.Н. Электрофизиологический анализ функционального состояния мозга детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1999. — № 5.-С. 19−24.
- Фишман М.Н., Лукашевичевич И. П., Мачинская Р. И. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1998. — № 1. — С. 24 — 29.
- Фомичева Л.И. Развитие воссоздающего воображения у слабослышащих младших школьников // Дефектология. 1979. — № 4. — С. 22 -26.
- Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве. Генетические корни дошкольной игры: Дисс. .канд. психол. наук. Л., 1945. — 187 с.
- Фрейд 3. По ту сторону удовольствия. Л., 1925. 110 с.
- Фуреева Е.П. Развитие творческого воображения как средство оптимизации и коррекции отставания в речевом развитии у шестилетних детей с задержкой психического развития: Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 139 с.
- Художественное творчество и ребенок / Под общ. ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. 288 с.
- Хухлаева О.В. Групповая психокоррекция в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. — М.: МОСУ, 1996. — 34 с.
- Цыпина Н.А. Особенности творческого воображения младших щкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. — № 5.-С. 5−10.
- Цыпина Н.А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с задержкой психического развития // Дефектология. 1979. — № 1. — С. 11 -19.
- Чучалина Л.Н. Исследование арифметических обобщений у детей с временными задержками психического развития // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М.: Педагогика, 1971. С. 196 — 202.
- Шевченко С.Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. 1974. — № 1. — С. 19 — 26.
- Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1976. -№ 4. — С. 20 — 29.
- Шевченко С.Г. Развитие детей в связи с расширением их знаний об окружающем мире // Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Просвещение, 1981. С. 52 — 70.
- Шипицина Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. -1999. -№ 5. с. 3−10.
- Шошин П.Б. Зрительное восприятие детей с задержкой психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — С. 35−54.
- Шрагина Л.И. Логика воображения. — М.: Народное образование, 2001.-192 с.
- Шрагина Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности / Психологический журнал. 2000. — Т 21. — № 4. — С. 73 — 78.
- Шрагина Л.И. Процесс конструирования метафоры как объект исследования // Психологический журнал. 1997. — № 6. — С. 121 — 129.
- Штерн К. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / Пер с нем. Пг., 1922. 80 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999. 360 с.
- Cobb Edith. The Ecology of Imagination in Childhood. New York, 1977.-139 p.
- Crifflths R. Stydy of Imagination in Edrly Childhood and ist Function in Mental Development. London, 1949. — 367 p.
- Horney R. The Neurotin Persjnality of Ourrtime. New York, 1937.391p.
- Scientific Creativity: its Recognition and Development. New York, 1963.- P. 141 142.