Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические механизмы развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие воображения младших школьников обеспечивается совокупностью ряда психолого-педагогических условий: включение ребенка в различные виды творчества, актуализирующие перцептивный, эмоциональный, вербальный опыт и способствующие самовыражению и продуцированию многовариантных решений и способов создания образовобогащение сферы образов-представлений путем расширения кругозора и социального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения
    • 1. 1. Проблема воображения в психологической литературе
    • 1. 2. Психологические механизмы и функции воображения
    • 1. 3. Возрастная специфика развития воображения младших школьников
    • 1. 4. Психологические особенности воображения младших школьников с задержкой психического развития
    • 1. 5. Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающего обучения
  • Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения
    • 2. 1. Организация и методика исследования развития воображения младших школьников

Психологические механизмы развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

i) Актуальность исследования Воображение принадлежит к числу главных психических процессов, влияющих на успешность обучения младших школьников. Исследования отечественных ученых (О.М. Дьяченко, 1986, 1987, 1988; В. Т. Кудрявцева, 1990, 2001; Е. Е. Сапоговой, 1990, 1993, 1996) показали роль и значение образов в формировании понятий, место воображения в структуре креативного процесса, его функции в психическом развитии ребенка. I i Между тем вопрос о природе детского воображения до сих пор остается предметом острых дискуссий в психологической науке. От его решения зависит выбор стратегии развивающего обучения школьников.. Особую актуальность в связи с этим приобретает внедрение в t) педагогический процесс психологической помощи тем детям, которые.

1 испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения.

Наиболее ярко эта проблема выражена у детей классов коррекции. Низкий 1 социальный статус таких учащихся в школьном коллективе породил интеллектуальную пассивность и внутренний отказ соответствовать позиции i школьника.

В отечественной педагогике и психологии разработаны основные — направления коррекционно-развивающей работы, которые основаны на j формировании у школьников способов и умений учиться (В.В. Давыдов,.

I 1986, 1992; П. Я. Гальперин, 1976; Н. Ф. Талызина, 1975, 1988; Д. Б. Эльконин,.

I 1989) — обучении способам мыслительной деятельности с учетом индивидуальных различий (Н.А. Менчинская, 1989; И. С. Якиманская, 1979), обучении приемам устранения пробелов в знаниях учащихся, стимулировании мотивации учения (А.К. Маркова, 1983; М. В. Матюхина, 1984, А. Б. Орлов, 1983).

Анализ состояния развития воображения учащихся коррекционных классов начальной школы обнаружил серьезные проблемы, связанные с низкой эффективностью программ оказания практической психолого-педагогической помощи младшим школьникам, у которых недостаточно сформированы механизмы воображения, наблюдается незрелость, инертность функции переноса, непрочность связи между образной и вербальной сферами, несовершенство механизма соотнесения частей и целого и другие.

Проблема сущности воображения и его психологических механизмов раскрыта в работах JI.C. Выготского (1972), В. В. Давыдова (1992), А. Я. Дудецкого (1974), А. В. Запорожца (1986), Э. В. Ильенкова (1984), Л. С. Коршуновой (1989), А. Н. Леонтьева (1981), Е. А. Лустиной (1984), С. Л. Рубинштейна (1989), Д. Б. Эльконина (1999).

Исследователи психологических механизмов и основных приемов его развития у детей дошкольного возраста выделяют особенности формирования данного психического процесса в игровой деятельности и художественном творчестве (Н.А. Ветлугина, 1972; В. Я. Воронова, 1981; В. В. Давыдов, 1992; Е. Е. Кравцова, 1996; B.C. Мухина, 1988; А. П. Усова, 1962, 1976) — приемы конструирования метафоры (Е.Е. Сапогова, 1996; Л. И. Шрагина, 1997) — способы актуализации перцептивных образов (Г.Д. Кириллова, 1992) — своеобразие использования предметов-заместителей (Д.Б. Эльконин, 1999; О. М. Дьяченко, 1986, 1987, 1988; Л. А. Венгер, 1988).

В процессе обучения младших школьников развитие воображения чаще всего осуществляется в системе предметов эстетического цикла. Учеными были выдвинуты различные приемы формирования воображения: развитие сотворческого восприятия литературного произведения (Г.Н. Кудина, З. Н. Новлянская, 1978) — эстетического отношения к действительности (А.А. Мелик-Пашаев, 1989) — формирование содержательного обобщения, способности создавать целостные образы.

Ю.А. Полуянов, 1982), познание глубины, взаимосвязи различных видов искусства (Б.М. Неменский, 1987).

Проблеме развития продуктивного воображения как предпосылке теоретического мышления уделяется внимание в работах В. В. Давыдова (1992).

В работах Н. А. Цыпиной (1985) выявлена специфика воображения младших школьников в литературном творчестве и предложены условия развития данного вида воображения на уроках чтения в системе коррекционно-развивающего обучения. Изучение динамики развития сферы образов-представлений младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения (КРО) проведено С. К. Сиволаповым (1984, 1988).

Таким образом, в психолого-педагогической науке накоплен обширный материал по исследованию воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста, но проблема особенностей и механизмов развития данной психической функции в процессе коррекционно-развивающего обучения представлена недостаточно.

Вместе с тем, коррекционно-развивающее обучение содержит значительные возможности для формирования воображения младших школьников в связи с тем, что происходит обогащение образной сферы, совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, развитие мыслительных операций, расширение словарного запаса.

Важность проблемы формирования воображения младших школьников, обучающихся в классах КРО, вытекает из функций данного психического процесса, который облегчает познавательную деятельность, позволяя выражать в образах наиболее значимые стороны действительности, цели деятельностиспособствует формированию коммуникативных навыковрегуляции эмоциональной сферыпомогает компенсации недостаточного развития познавательной деятельности и творчества.

Вышеизложенные аспекты актуальности исследования приводят к мысли о необходимости теоретического построения модели развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью развития воображения младших школьников и недостаточной разработанностью соответствующих психологических механизмов и условий в процессе коррекционно-развивающего обучения.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании психологических механизмов развития воображения младших школьников в процессе коррекционно-развивающего обучения и апробации программ по овладению ими.

Объект исследования — процесс развития воображения младших школьников.

Предмет исследования — психологические механизмы развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Задачи исследования.

1. Сформулировать совокупность положений, составивших теоретическую основу исследования психологических механизмов развития воображения младших школьников.

2. Изучить особенности воображения младших школьников, обучающихся в классах КРО.

3. Разработать программу развития воображения младших школьников и экспериментально проверить ее эффективность в условиях коррекционно-развивающего обучения.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-методические рекомендации для учителей начальных классов, практических психологов по развитию воображения младших школьников.

Гипотеза исследования. Развитие воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения будет успешно осуществляться, если:

— учитываются темпы протекания психических процессов у младших школьников, обучающихся в классах КРО;

— осуществляется опора на взаимосвязь воображения и эмоциональной сферы личности;

— используются игровые приемы, методики арт-терапии для актуализации механизмов воображения;

— многократно реализуются приемы создания новых образов на основе преобразования прошлого опыта ребенка и разнообразного непосредственно воспринимаемого материала;

— используются различные средства при построении образов: графические изображения, цвет, интонация, пластика, литературные тропы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения коррекционной психологии о соотношении первичных и вторичных нарушений в структуре дефекта, о коррекции и компенсации отклонений в ходе обучения (Т.А. Власова, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, М.С. Певзнер) — работы Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Я. Дудецкого, С. Л. Рубинштейна, Е. А. Лустиной о сущности воображенияпсихологические исследования по развитию механизмов воображения О. М. Дьяченко, И. М. Розета, Е. Е. Сапоговой, Л. И. Шрагиной.

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы в работе использовались следующие методы: философский, психологический и педегогический анализ литературы, наблюдение, беседа, констатирующий и формирующий эксперименты. Математическая обработка и качественный анализ полученных данных осуществлялись с помощью критерия Стьюдента, коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

В исследовании использовались следующие методики: «Незавершенные фигуры» О. М. Дьяченко, «Методика выявления понимания и распознания метафоры» К. И. Алексеева, «Оригинальные ассоциации по сходству» Л. И. Шрагиной, тест «Использование предметов в новой ситуации» К. Тейлораметодики, направленные на использование приема агглютинации, изучение особенностей использования приемов гиперболизации и акцентирования Л. Ю. Субботиной.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Клюквинской средней санаторной школы-интерната Курского района Курского района и Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Курска. В экспериментальном исследовании принимало участие 160 детей младшего школьного возраста.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка изучения психологических механизмов развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обученияопределены психолого-педагогические условия развития воображения младших школьников, обучающихся в классах КРО.

Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность развития воображения младших школьников в условиях коррекционо-развивающего обучения;

— определены критерии и уровни развития механизмов воображения младших школьников при осуществлении различных приемов воображения;

— выявлены особенности психологических механизмов развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения;

— разработана экспериментальная программа развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Практическая значимость заключается в том, что разработана и апробирована программа интенсивного развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения. Полученные результаты создают основу для осуществления психолого-педагогической помощи учащимся начальных классов с недоразвитием механизмов воображения, незрелостью школьно-значимых функцийразработки адекватных методов психолого-педагогической коррекции.

Положения, выносимые на защиту.

1. Психологические механизмы воображения младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения имеют следующие особенности: незрелость замещения, которая проявляется в закреплении за предметами их прямых функций, продуцировании стереотипных сравнений, ошибках при объяснении, распознавании метафоры, непрочной связи между вербальной и образной сфераминесовершенство соотнесения частей и целого, заключающееся в неумении создавать целостный образ на основе двух объектовнесформированность отрицания и сверхдополнения, которая подтверждается недостаточным выделением одной из черт внешнего или внутреннего характера образа.

2. Основные направления коррекционной работы включают в себя: развитие замещения, механизма соотнесения частей и целого при формировании приема агглютанацииактивизация механизмов отрицания и сверхдополнения при использовании способов гиперболизации и акцентированияформирование механизмов создания образов путем актуализации эмоционального опыта младших школьников при овладении средствами художественной выразительности.

3. Развитие воображения младших школьников обеспечивается совокупностью ряда психолого-педагогических условий: включение ребенка в различные виды творчества, актуализирующие перцептивный, эмоциональный, вербальный опыт и способствующие самовыражению и продуцированию многовариантных решений и способов создания образовобогащение сферы образов-представлений путем расширения кругозора и социального опыта ребенка, раскрытия богатства образа через его содержание и функциипреодоление инертности внутренних механизмов воображения путем включения образов в неспецифические ситуации и искусственные контекстыиспользование метафоры как средства развития функции переноса в вербальной сфере, механизма отрицания и сверхдополнения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Курска, Клюквинской санаторной школы-интерната.

Основные положения и выводы исследования были представлены на региональной научно-практической конференции «Искуство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы», Курск, 2001 г.- Всероссийской научно-практической конференции «Принцип народности в педагогической системе К. Д. Ушинского и развитие современного образования», Курск,.

2001 г.- Всероссийской научно-практической конференции «Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования», Курск,.

2002 г.- в публикациях кафедры педагогики и психологии развития Курского государственного университета, Курск, 2003 г.

Надежность и достоверность результатов исследования достигалась посредством использования комплекса взаимодополняющих методов и методик, соответствием их поставленным целям и задачамрепрезентативностью выборки испытуемых, применением методов статистической обработки данных.

Выводы по второй главе.

1. Особенности механизма замещения младших школьников классов КРО заключаются в незрелости его в предметной сфере у значительного числа детей, инертности, заключающейся в повторах, закреплении за предметом-заместителем функций, осуществлении переноса на основе одного из признаков.

2. Трудности младших школьников классов КРО в осуществлении механизма замещения в вербальной сфере проявляются в ошибках при объяснении и распознавании метафоры, подборе стереотипных ассоциаций по сходству в ответ на вербальный стимул.

3. Незрелость механизма соотнесения частей и целого в процессе воображения младших школьников классов КРО проявляется в неумении создавать новый целостный образ на основе разнородных объектов.

4. Особенности механизма создания образа-идеи и плана ее реализации с опорой на графический стимул проявляются у младших школьников классов КРО в использовании приема опредмечивания и ступенчатого планирования, несформированности способа включения и отсутствии целостного плана, состоящего из цепочки образов.

5. Несовершенство механизмов отрицания и сверхдополнения, несформированность приемов гиперболизации и акцентирования младших школьников классов КРО подтверждается недостаточным выделением и подчеркиванием характерных внешних и внутренних черт образа.

6. Отсутствие эмоциональности образов свидетельствует о неполном понимании детьми классов КРО внутреннего состояния персонажей, недостаточном обладании средствами художественной выразительности.

7. Метод арт-терапии предоставляет свободу для проявления творческой активности, способствует вариативности, самостоятельности в решении задач, обеспечивает применение различных средств воображения (выразительно-изобразительных средств языка, графических изображений, интонационно-пластических средств), предъявляет образцы приемов воображения и возможности их освоения, подводит к необходимости использовать целостное планирование при создании творческих произведений.

8. Система работы над развитием внутренних механизмов построения образов состоит из трех этапов, включающих совершенствование функций переноса как основы воображения, формирование механизмов соотнесения частей и целого, отрицания и сверхдополнения при овладении приемами агглютинации, акцентирования, гиперболизации, развитие эмоциональности образов воображения.

9. Первый этап работы направлен на развитие механизма замещения на предметном и вербальном уровнях. Подготовительная работа включала в себя совместный, разносторонний анализ объектов с целью выявления различных признаков предмета как оснований для переноса. Ведущим приемом на данном этапе работы была образно-ролевая игра, способствующая выделению сущностных характеристик предметов. Создание ситуации отстранения в игровых заданиях помогает в преодолении излишнего реализма воображения.

10. Основной этап работы, способствующий развитию механизмов соотнесения частей и целого, отрицания и сверхдополнения, включал в себя наблюдение над приемами построения образов в литературных произведениях, формирование приемов воображения и овладение средствами создания образов в театрализованных играх.

11. Заключительный этап работы направлен на развитие механизмов воображения путем активизации эмоционального опыта младших школьников, овладение средствами интонационно-пластической выразительности при создании образов воображения.

12. Заметная динамика развития воображения младших школьников в экспериментальной группы объясняется созданием условий для эмоциональной включенности детей в процесс творчества, учетом особенностей внутренних механизмов создания образов, подведение детей к использованию различных средств и приемов построения образов.

13. Ростом уровня развития механизмов воображения, которые осуществляются с опорой на предмет, по сравнению с динамикой в изменении уровня развития механизма замещения в вербальной сфере выражен значительно больше. При общем улучшении качества образов в ответ на вербальный стимул затруднено создание метафор. В литературном творчестве детям не удается глубоко раскрыть внутренние особенности образа. В большей степени осуществляется коррекция механизма замещения в предметной сфере, соотнесения частей и целого.

Заключение

.

Проведенное исследование особенностей развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения позволяет сделать следующие выводы.

1. Воображение как психический процесс направлено на преобразование прошлого опыта индивида (когнитивного, эмоционального, поведенческого) и создание на этой основе субъективно новых образов, идей.

2. Процесс воображения происходит при одновременном построении образа-идеи и плана ее реализации. Создание образа осуществляется внутренними механизмами соотнесения частей и целого, отрицания и сверхдополнения, которые проявляются наиболее ярко при использовании приемов агглютинации, акцентирования, гиперболизации. В основе воображения лежит механизм замещения.

3. Воображение связано с мышлением, памятью, восприятием, речью, эмоциональной сферой личности.

4. Коррекционно-развивающее обучение содержит значительные возможности для формирования воображения младших школьников, поскольку способствует развитию его критичности, произвольности, осознанности, обогащению когнитивного, эмоционального, поведенческого опыта.

5. В основе особенностей воображения младших школьников классов КРО лежит дефект перцептивной деятельности, узость кругозора, неумение привлекать имеющийся запас знаний к практической деятельности, инертность процессов анализа и синтеза, бедность сферы образов-представлений, отставание в развитии речи.

6. Особенности процесса воображения младших школьников классов КРО заключаются в инертности механизма замещения предметов, проявляющейся в повторах, закреплении за предметом заместителем функций, использовании одного признака-стимула для переноса. Незрелость механизма замещения в вербальной сфере проявляется в затруднении понимания метафоры, подборе стереотипных ассоциаций по сходству. Несовершенство механизма соотнесения частей и целого объясняет трудности в создании целостного образа на основе разнородных объектов. Низкий уровень развития механизмов отрицания и сверхдополнения подтверждается недостаточным выделением характерных внешних или внутренних черт образа.

7. Особенности механизма создания образа-идеи и плана ее реализации с опорой на графический стимул заключается в использовании приема опредмечивания и ступенчатого планирования, несформированности способа включения и отсутствии целостного плана из цепочки образов.

8. Система работы над развитием внутренних механизмов построения образов состоит из трех этапов, включающих совершенствование функций переноса как основы воображения, формирование механизмов соотнесения частей и целого, отрицания и сверхдополнения при овладении приемами агглютинации, акцентирования и гиперболизацииразвитие механизмов воображения путем актуализации эмоционального опыта младших школьников.

9. Первый этап в работе по развитию воображения младших школьников был направлен на развитие механизма замещения с опорой на предмет и вербальный стимул. Совместный анализ предметов, выделение различных признаков как основы для переноса, создание ситуации отстранения в игре способствовали осуществлению механизма замещения на уровне конкретных предметов. Использование образно-ролевой игры, последующее коллективное обсуждение результатов помогали в выделении сущностных характеристик объектов, вызывали стремление к совершенствованию творческого произведения.

Распознавание и объяснение метафорических конструкций формировало умение выделять образное сравнение как языковую единицу, находить косвенные признаки объектов как основы для переноса в вербальной сфере. Иллюстрация пословиц, содержащих метафору, в.

197 4 режиссерской игре обеспечивало глубокое проникновение в смысл образного сравнения, подводило к использованию целостного планирования творческого произведения.

10. Основной этап работы направлен на развитие механизмов соотнесения частей и целого, отрицания и сверхдополнения. Наблюдение над приемами построения образов в литературных произведениях, последующее использование приемов создания образов в игре-драматизации, образно-ролевой, сюжетно-ролевой играх способствовало развитию внутренних механизмов воображения. Использование театрализованных игр подводило детей к овладению средствами создания образов.

11. Совместный анализ объектов, самостоятельное объединение их в новую целостность развивали механизм соотнесения частей и целого. Создание нового образа на основе выделения одной из черт внутреннего или внешнего облика, увеличения или уменьшения размеров объекта обеспечивали развитие механизмов отрицания и сверхдополнения.

12. Эффективность применения метода арт-терапии в процессе реализации комплексной программы коррекционно-развивающего обучения, предполагающего создание условий для эмоциональной включенности детей в процесс творчества, учет особенностей внутренних механизмов создания образов, подведение детей к использованию различных средств и приемов построения образов, подтверждается значительной динамикой в развитии воображения младших школьников.

13. По сравнению со значительным ростом уровня развития механизмов воображения, которые осуществляются с опорой на предмет, положительная динамика в изменении уровня развития механизма замещения в вербальной сфере выражена меньше. При общем улучшении качества образов в ответ на вербальный стимул затруднено создание метафор. В литературном творчестве детям не удается глубоко раскрыть внутренние особенности образа. В большей степени осуществляется.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 160 с.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1982. — 128 с.
  3. К.И. Понимание и распознавание метафоры детьми 8−10 лет // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 29 — 39.
  4. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал.- 1981. Т 2. — С. 8 — 18.
  5. Н.Л. Учебная мотивация детей с задержкой психического развития в условиях психологического насыщения // Дефектология. 1975. — № 1. — С. 25 — 28.
  6. .И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1989. — № 9. -С. 10−14.
  7. М.Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. — М.: Политиздат, 1968. 123 с.
  8. П.П. Память и мышление / Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1979. — 400 с.
  9. А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  10. Е.И. Механизмы умственной деятельности. — М.: Педагогика, 1976. 248 с.
  11. О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. 1999. — № 2. — С. 26 — 30.
  12. О.В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999. — 179с.
  13. Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. — № 3. — С. 9 — 15.
  14. Н.А. Воображение в структуре школьной зрелости: Дисс.. канд. психол. наук. Бишкек, 2000. 173 с.
  15. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МО ДЕК, 1996. — 392с.
  16. JI.M. Мышление и интеллект / Психические процессы: В 2 т. Т. 2 Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 344 с.
  17. Л.А., Мухина B.C. Психология: Учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ. -М.: Просвещение, 1988, 336 с.
  18. Е.А., Слепович Е. С. О психологическом механизме становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1999. — № 1. — С. 18 — 24.
  19. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. 175 с.
  20. В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981. 80 с.
  21. В. Фантазия как основа искусств. Спб., М., 1914. — 146 с.
  22. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  23. Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 436 — 454.
  24. Л.С. Воображение и творчество подростка // Собрание сочинений: В 6 т. Т 4. М.: Педагогика, 1984. С. 199 — 220.
  25. П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976.-150 с.
  26. А.А. Образная сфера личности / Психологический журнал. -Т 8. № 3.- 1987.-С. 3 -43.
  27. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 22 — 33.208 с.
  28. С.А. Продуктивность и динамические особенности умственной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1977. — № 2. — С. 12 — 19.
  29. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества: Цикл лекций спецкурса. Смоленск. 1974. — 152 с.
  30. З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. — № 4. — С. 27 — 34.
  31. О.М. Воображение дошкольника. — М.: Знание. 1986. —96 с.
  32. О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников //Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 52 — 59.
  33. О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 44 — 50.
  34. Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью // Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред.
  35. Н.А. Менчинской. -М.: Педагогика, 1971. — С. 31 82.
  36. Т.В. Своеобразие мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984.-С. 70- 107.
  37. Т.В., Лонина В. А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей // Дефектология. 1975. — № 4. — С. 3−15.
  38. Е.А. Программа по изобразительному искусству в специальных школах и классах выравнивания для детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1991. — № 5. — С. 20 — 26.
  39. Г. И. Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития и пути ее нормализации // Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Просвещение, 1981. С. 46 — 52.
  40. Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. — № 4. — С. 17 — 24.
  41. А.В. К вопросу о генезисе функции и структуры эмоциональных процессов у ребенка // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1986. С. 270 — 276.
  42. В.И. Познавательная деятельность учащихся со стойкой неуспеваемостью в условиях работы экспериментальных классов // Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред.
  43. Н.А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. — С. 206 — 253.
  44. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. — М.: РОССПЭН, 1997. — 464 с.
  45. Э.В. Искусство и коммунистический идеал. — М.: Искусство, 1984. 349 с.
  46. М.В. Особенности арифметических знаний у учащихся первых классов с временной задержкой психического развития // Дети с временными задержками психического развития / Под ред.
  47. Т.А. Власовой, М. С. Певзнер. -М: Педагогика, 1971. С. 184 — 191.
  48. М.В. Особенности решения простых и составных задач у детей с задержкой психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского,
  49. Н.А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — С. 215 — 230.
  50. З.И. Некоторые особенности мыслительной деятельности неуспевающих школьников // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М.: Педагогика, 1971. — С. 132- 139.
  51. З.И. Особенности абстрагирования и обобщения существенного в материале детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1977. — № 4. — С. 19 — 26.
  52. З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1978. — № 3. — С. 3−9.
  53. З.И. Особенности интеллектуальной деятельности учащихся с пониженной обучаемостью // Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. — М.: Педагогика, 1971.-С. 157- 206.
  54. Г. М. Особенности решения задач на нахождение неизвестных компонентов действия у детей с задержкой психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред.
  55. Т.А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М.: Педагогика, 1984. — С. 231 -245.
  56. Г. Д. Развитие воображения в детстве: Учебное пособие по детской психологии. — Орел: Простор, 1992. — 120 с.
  57. A.M. Теория отражения и творчества. — М.: Политиздат, 1971.-256 с.
  58. Л.С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 182 с.
  59. Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.-160 с.
  60. Е.П. Творческое воображение как психологический механизм устойчивости индивидуального сознания личности //
  61. Психологические проблемы воспитания и обучения школьников: Сборник научных статей / Отв. редактор Е. П. Крупник. М.: Прометей, 1995. — 131 с.
  62. В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие (сообщение 1) // Психологический журнал. — 2001. № 5. — С. 57 — 68.
  63. В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие (сообщение 2) // Психологический журнал. — 2001. № 6. — С. 64 — 76.
  64. В.Т. Творческая природа психического отражения человека // Вопрсы психологии. 1990. — № 3. — С. 113 — 120.
  65. И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1982. № 6.-С. 3 — 10.
  66. И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации // Дефектология. 1987. — № 3. -С. 9- 15.
  67. В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во Моск. Университета, 1985. 167 с.
  68. А.Н. Проблемы развития психики. — Изд-во Московского университета, 1981. 584 с.
  69. В.Г. Психологические механизмы мотивации. — Новосибирск: НГПИ, 1992. 216 с.
  70. А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. — М.: Педагогика, 1971.-С. 96 129.
  71. В.И. Общая психологическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития // Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Просвещение, 1981.-С. 6- 10.
  72. В.И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984.-С. 6- 19.
  73. Е.А. Преодоление ситуации неопределенности в процессах мышления и воображения // Вопросы психологии. 1982. — № 5. -С. 122- 125.
  74. Е.А. Слово и образ в процессе воображения. Дис.. канд. психол. наук. М. 1984. — 146 с.
  75. Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1977. — № 3. -С. 18−26.
  76. Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1990. — № 6. — С. 10 — 18.
  77. А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1983. — 65 с.
  78. И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития // Дефектология. 1977. — № 6. -С.3−11.
  79. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  80. Е.А. Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. 1998. — № 4. — С. 32 — 37.
  81. Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. 1999. — № 4. — С. 32−36.
  82. Е.А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. 2000. -№ 1. С. 53 -60.
  83. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 15 — 23.
  84. Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников // Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. — М.: Педагогика, 1971. — С. 8−31.
  85. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  86. Н.А., Цымбалюк А. Н. Познавательная активность и обучаемость детей с задержкой психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского,
  87. Н.А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — С. 107 — 121.
  88. Р.Г. Воображение как фактор поведения. — Тбилиси: Менцниереба, 1972.- 184с.
  89. .П. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.255 с.
  90. М.А. Развитие продуктивного воображения младших школьников (сравнительное исследование при традиционном и экспериментальном режимах учебной работы). Дисс.. канд. психол. наук: М. 1998.-174 с.
  91. Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы // Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред.
  92. Т.А. Власовой. — М.: Просвещение, 1981. С. 34 — 46.
  93. .П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990. 160 с.
  94. О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 67 — 77.
  95. Новинская H. J1. Нейропсихологическая структура мнестических нарушений при задержке психического развития // Дефектология. 1981. — № 1.-С. 21 -28.
  96. З.Н. Почему дети фантазируют? М.: Знание, 1978. — 48с.
  97. Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студ. вузов и практических работников. М.: Сфера, 2000. -448с.
  98. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: Рос. АН- Ин-т рус. яз. им. В. Виноградова. — М.: Азбуковник, 1997. — 943 с.
  99. B.C. Развитие творческих способностей детей в классах педагогической поддержки // Мир психологии. 1996. — № 2. — С. 160 — 163.
  100. Основы дефектологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. В. А. Лапшина, Б. М. Пузанова. -М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
  101. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 1999.-280с.
  102. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ сред, пед. учеб. заведений / Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002. -480 с.
  103. Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2000. — № 4. — С. 36 — 42.
  104. Н.Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза: Автореф. дис.. д-ра псих. наук. М., 1974.-47 с.
  105. Н.Н. Диагностика уровня развития воображения детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 12 — 20.
  106. Л.И. Критерии оценки эффективности прогнозирования у детей в норме и при задержке психического развития // Дефектология. 1984. — № 5. — С. 7 — 15.
  107. Л.И., Рожкова Л. А. Ориентировочная реакция и ее связь с процессом прогнозирования у детей в норме и при задержке психического развития // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 12 — 19.
  108. А.В. Роль фантазии в развитии личности. М.: Знание, 1961. — 46 с.
  109. . Избранные психологические труды / Пер с франц. М., 1969.-С. 55 -222.
  110. В.Л. Особенности вербальной памяти учащихся 4 классов школы для детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1988. — № 6. — С. 3 — 9.
  111. В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. — № 3. — С. 17−25.
  112. В.Л. Формирование мнемического приема смысловой группировки у детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1987.-№ 2.-С. 3−9.
  113. Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. -№ 4. — С. 21 -26.
  114. Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 16 — 19.
  115. Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. —96 с.
  116. Г. М. Динамика организации внимания у детей с задержкой психического развития и учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1979. — № 4. — С. 16 — 20.
  117. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.
  118. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. 160 с.
  119. Психологические проблемы воспитания и обучения школьников: Сборник научных статей / Отв. редактор Е. П. Крупник. — М.: Прометей, 1995. -131 с.
  120. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983. 223 с.
  121. Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. 331с.
  122. Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. — № 3. — С. 10 — 19.
  123. Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. -1987.-№ 6.-С. 3−9.
  124. М.Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов и некоторые современные клинико-психологические представления) // Дефектология. 1977. — № 2. — С. 3 — 12.
  125. Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-метод. пособие. М.: Владос, 1999. — 128 с.
  126. Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб, 1901.-318с.
  127. И.М. Психология фантазии. — Минск: Университетское, 1991.-342с.
  128. И.М. Что такое эвристика? Минск: Народная асвета, 1969. —120 с.
  129. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1 — М.: Педагогика, 1989.-488 с.
  130. А.Р. Некоторые особенности воображения младшего школьника // Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. 331 с.
  131. Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С. 5 — 13.
  132. Е.Е. Операция моделирования как условие развития воображения у дошкольников // Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С. 24 -31.
  133. Е.Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения // Вопросы психологии. -1990.-№ 6.-С. 45−52.
  134. С.К. Особенности образной сферы у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1988. — № 2. — С. 3 — 10.
  135. С.К. Развитие сферы образов-представлений при задержке психического развития // Дефектология. 1984. — № 2. — С. 13−21.
  136. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Под ред. Ю. А. Лебедева. М.: Владос, 2001. — 288 с.
  137. Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990, 96 с.
  138. Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. -№ 1.-С. 68−73.
  139. Е.С., Харин С. С. Диадическое взаимодействие детей с одинаковым и разным уровнями интеллектуального развития в ходе совместной продуктивной деятельности // Дефектология. 1988. — № 5. — С. 75 — 80.
  140. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2000. — 400 с.
  141. Т. А. Особенности логического мышления дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. -№ 4.-С. 51 -56.
  142. Л.Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
  143. Н.Ф. Управление процессами усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.
  144. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 173 с.
  145. .М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: АПН РСФСР, 1961.-534 с.
  146. .М. Способности и одаренность // Избранные труды: В 2 т. Т 1-М.: Педагогика, 1985.-С. 15−42.
  147. Р.Д. Дограмматические и грамматические знания детей с задержкой психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М.: Педагогика, 1984.-С. 172- 196.
  148. Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи //Дефектология. 1987. — № 5.- С. 12 — 17.
  149. Р.Д. Ориентировка детей с задержкой психического развития в грамматическом материале // Дефектология. 1981. — № 2. — С. 40 -48.
  150. Р.Д. Уровень знаний по русскому языку у учащихся первых классов, имеющих задержку психического развития // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М.: Педагогика, 1971.-С. 191 196.
  151. У.В. К проблеме ранней компенсации задержки психического развития // Дефектология. 1980. — № 1. — С. 3 — 8.
  152. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. — 180 с.
  153. У.В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование, эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология. 2001. — № 5. — С. 35 — 43.
  154. А.П. Игра и организация жизни детей. — М.: Учпедизд, 1962.-39с.
  155. А.П. Роль игры в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1976.-96 с.
  156. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. в 8 т. Т. 2. М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. 776 с.
  157. С.В. Воображение как фактор продуктивной деятельности. Дис. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1996. 289 с.
  158. М.Н. Электрофизиологический анализ функционального состояния мозга детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1999. — № 5.-С. 19−24.
  159. М.Н., Лукашевичевич И. П., Мачинская Р. И. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1998. — № 1. — С. 24 — 29.
  160. Л.И. Развитие воссоздающего воображения у слабослышащих младших школьников // Дефектология. 1979. — № 4. — С. 22 -26.
  161. Ф.И. Психология игры в раннем детстве. Генетические корни дошкольной игры: Дисс. .канд. психол. наук. Л., 1945. — 187 с.
  162. Фрейд 3. По ту сторону удовольствия. Л., 1925. 110 с.
  163. Е.П. Развитие творческого воображения как средство оптимизации и коррекции отставания в речевом развитии у шестилетних детей с задержкой психического развития: Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 139 с.
  164. Художественное творчество и ребенок / Под общ. ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. 288 с.
  165. О.В. Групповая психокоррекция в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. — М.: МОСУ, 1996. — 34 с.
  166. Н.А. Особенности творческого воображения младших щкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. — № 5.-С. 5−10.
  167. Н.А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с задержкой психического развития // Дефектология. 1979. — № 1. — С. 11 -19.
  168. Л.Н. Исследование арифметических обобщений у детей с временными задержками психического развития // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М.: Педагогика, 1971. С. 196 — 202.
  169. С.Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. 1974. — № 1. — С. 19 — 26.
  170. С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1976. -№ 4. — С. 20 — 29.
  171. С.Г. Развитие детей в связи с расширением их знаний об окружающем мире // Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Просвещение, 1981. С. 52 — 70.
  172. Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. -1999. -№ 5. с. 3−10.
  173. П.Б. Зрительное восприятие детей с задержкой психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — С. 35−54.
  174. Л.И. Логика воображения. — М.: Народное образование, 2001.-192 с.
  175. Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности / Психологический журнал. 2000. — Т 21. — № 4. — С. 73 — 78.
  176. Л.И. Процесс конструирования метафоры как объект исследования // Психологический журнал. 1997. — № 6. — С. 121 — 129.
  177. К. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / Пер с нем. Пг., 1922. 80 с.
  178. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
  179. Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999. 360 с.
  180. Cobb Edith. The Ecology of Imagination in Childhood. New York, 1977.-139 p.
  181. Crifflths R. Stydy of Imagination in Edrly Childhood and ist Function in Mental Development. London, 1949. — 367 p.
  182. Horney R. The Neurotin Persjnality of Ourrtime. New York, 1937.391p.
  183. Scientific Creativity: its Recognition and Development. New York, 1963.- P. 141 142.
Заполнить форму текущей работой