Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что адаптация студентов к вузовскому обучению будет более конструктивной, если в рамках образовательного процесса будет реализована психологическая. поддержка студентов как система способов межличностного взаимодействия, направленного на развитие у них позитивного самоотношения, повышение самооценки, оптимизацию способов репрезентации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Адаптация студентов к образовательному процессу технического вуза как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Период адаптации студентов к вузовскому обучению как этап личностного и профессионального развития
    • 1. 2. Осмысление проблемы психологической поддержки в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 3. Роль психологической поддержки в становлении субъектности студентов вуза в период адаптации к образовательному процессу
  • Глава II. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Основные задачи и этапы экспериментального исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
    • 2. 3. Инструментальная модель психологической поддержки студентов в период адаптации к обучению в техническом вузе
  • Глава III. Условия эффективности психологической поддержки студентов в период адаптации к образовательному процессу технического вуза
    • 3. 1. Опытно-экспериментальная программа психологической поддержки студентов
    • 3. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема психологической поддержки личности является в настоящее время одной из наиболее интересных и значимых научных проблем. Ее востребованность психологической и образовательной практикой обусловлена самой ситуацией развития личности на современном этапе.

1 В условиях социально-экономического и духовного кризиса в стране ломка привычных стереотипов жизнедеятельности и возрастание потока агрессивно насыщенной информации снижают резистентность личности к деструктивным влияниям. Обнищание населения, рост социальной напряженности, громкие политические скандалы, широкое и неконтролируемое распространение технологий энергоинформационных воздействий на человека и многое другое, на индивидуально-личностном уровне репрезентируют себя феноменами, совокупность которых можно назвать аксиологическим кризисом. Его проявления — в потере не только молодежью, но и людьми зрелого возраста ценностных ориентиров, лежащих в основе построения сценария жизни, выбора стратегий профессиональной и личностной самореализации.

Современное студенчество, начиная свою профессионализацию на переломном этапе общественного развития, в полной мере испытывает на себе весь груз перечисленных проблем. Адаптация современных студентов к новой социальной ситуации развития, возникающей в связи с поступлением в высшее учебное заведение, с одной стороны, подчинена общим закономерностям адаптационных процессов, а с другой — имеет ряд специфических особенностей, заданных конкретным «временем-пространством».

Анализ психологической, социологической и медицинской литературы, а также полученных в ходе исследования эмпирических данных, позволяет заключить, что в юношеском возрасте переход от школьного к вузовскому обучению является сложным адаптационным процессом, нарушение которого отражается на психологическом комфорте и нервно-психическом здоровье студентов, на их личностном развитии и эффективности профессиональной подготовки. Сказанное дает основания отнести проблему психологической поддержки студенчества в период адаптации к образовательному процессу вуза к числу наиболее актуальных проблем высшей школы.

В научной литературе вопросы мировоззренческого и гносеологического характера, общей теории адаптации, биосоциальной природы человека рассматривались в работах А. Б. Георгиевского, C.B. Кинелева, A.A. Налчаджяна, Г. И. Царегородцева и др. Проблема социально-психологической адаптации рассматривались и в контексте ряда фундаментальных философско-методологических исследований личности, образа жизни, коллектива, осуществленных Г. М. Андреевой, К.А. Абульхановой-Славской, A.A. Баллом, Л. П. Буевой, JI.C. Выготским, А. Г. Здравомысловым, A.A. Крыловым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, A.A. Реаном, А. Л. Свенцицким, В. А. Ядовым и др. Различные аспекты проблемы адаптации студентов были осмыслены и в работах отечественных исследователей, представляющих педагогику, социологию, психологию, медицину (H.A. Агаджанян, О. Ф. Алексеева, P.P. Блажис, A.A. Гройсман, В. И. Карандашев, В. И. Крутов, С. М. Мадорская, Ю. А. Самарин, Е. И. Третьякова, М. С. Яницкий и др.).

Одной из основных тенденций современной педагогической психологии стал выход на первый план вопросов психологической поддержки личности, содействия ее развитию, становлению и самореализации (А.Г. Асмолов, О. Газман, И. Б. Котова, В. А. Петровский, E.H. Шиянов). В исследованиях последних лет феномен психологической поддержки стал предметом научного осмысления. Именно в этом направлении интенсивно идет разработка новых образовательных и психологических технологий, направленных на психологическую поддержку личности и способствующих ее развитию, повышению резистентности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам (С. Беличева,.

0. Власова, О. Кулягинова, Н. Загрядская, В. Зарецкий и др.).

Вместе с тем, проблема психологической поддержки студента в период адаптации к образовательному процессу высшей школы до настоящего времени не являлась предметом научного осмысления. Анализ научных исследований позволяет констатировать, что остается невыясненным вопрос о том, как реально можно поддержать студента в переломный для него период, какие механизмы психологической поддержки при этом могут быть использованы и, каковы условия эффективности оказываемой психологической поддержки.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, и недостаточная разработанность проблемы психологической поддержки студентов в период адаптации к образовательным условиям технического вуза определили выбор темы исследования.

Объект исследования — развитие личности студента на этапе вузовского обучения.

Предмет исследования — психологическая поддержка развития личности студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза.

Цель исследования — изучение условий, способов и механизмов • оказания психологической поддержки студентов в период адаптации к обучению в вузе.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

1. Рассмотреть сущность адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза как этапа их личностного и профессионального развития.

2. Выявить специфику и описать круг проблем развития личности в период адаптации к образовательному процессу вуза.

3. На основе анализа имеющихся в отечественной и зарубежной литературе теоретических и эмпирических исследований, освещающих проблему психологической поддержки, выявить идеи, продуктивные для создания инструментальной модели психологической поддержки студентов в период адаптации.

4. Разработать и апробировать инструментальную модель психологической поддержки студентов в период адаптации, направленную на содействие их личностному и профессиональному развитию.

5. Выявить психолого-педагогические условия реализации. модели психологической поддержки студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что адаптация студентов к вузовскому обучению будет более конструктивной, если в рамках образовательного процесса будет реализована психологическая. поддержка студентов как система способов межличностного взаимодействия, направленного на развитие у них позитивного самоотношения, повышение самооценки, оптимизацию способов репрезентации. Конкретизируя основную гипотезу исследования, мы предположили, что эффективность психологической поддержки студентов в адаптационный период связана с реализацией следующих условий: системность и целенаправленностьполисубъектность и личностная ориентированностьнаправленность на формирование ситуации развития личности и тех ее параметров, которые являются значимыми в адаптационный период: интернальность, позитивное самоотношение, рефлексия, высокий уровень притязаний, социально-психологическая компетентность.

Общую методологическую основу исследования составили принцип системного подхода, принцип детерминизма, а также метод отраженной субъектности как психологический принцип исследования личности.

Теоретической основой исследования являются фундаментальные положения теории личности, развиваемые в трудах А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. Б. Котовой, A.B. Петровского, В. А. Петровского, C.JI. Рубинштейна и др.- концептуальные подходы общей теории адаптации, раскрывающие диалектику адаптационных процессов и отраженные в трудах Г. М. Андреевой, A.A. Балла, А. Г. Здравомыслова, A.A. Налчаджяна, Г. Селье, В. А. Ядова и др.- идеи личностно-ориентированного образования и психологической поддержки личности, развиваемые А. Г. Асмоловым, О. Гозманом, И. Б. Котовой, В. А. Петровским, E.H. Шияновым и др.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Адаптация студентов к образовательному процессу вуза выступает этапом их профессионализации .и личностного развития, на котором общие закономерности онтогенеза опосредованы противоречиями социального порядка, возникшими в связи с поступлением в высшее учебное заведение. Образовательный процесс вуза, становясь одним из элементов социальной ситуации развития студентов, обуславливает появление основных новообразований юношеского возраста — профессионального и личностного самоопределения и готовности к жизненному самоопределению.

2. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательным условиям вуза это межличностное взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на психологическую помощь студентам, в ходе которого осуществляется персонализация как лиц получающих, так и лиц оказывающих эту помощь. Ее результатом становится возникающее у студентов положительно окрашенное чувство уверенности в себе, своих возможностях, создающее предпосылки для личностного и профессионального развития.

3. Основанием для развертывания реальной работы со студентами, направленной на помощь в адаптации к образовательному процессу вуза, может стать разработанная инструментальная модель психологической поддержки студентов, ориентированная на содействие в формировании тех параметров личности, которые являются значимыми в решении проблем адаптации и развития.

4. Эффективность реализации инструментальной модели психологической поддержки студентов к образовательному процессу вуза определяется следующими условиями: системность и целенаправленность психологической поддержкиполисубъектность и личностная ориентированность психологической поддержкинаправленность психологической поддержки на формирование ситуации развития личности и тех ее параметров, которые являются значимыми в адаптационный период: интернальность, позитивное самоотношение, рефлексия, высокий уровень притязаний, социально-психологическая компетентность.

Этапы исследования.

Первый этап — (1995;1996 гг.) — подготовительный, в процессе которого осуществлялось определение целей и задач исследованиявыбор объекта и предмета исследованиявыдвижение основных гипотез исследованияизучение научной литературы по проблемам социально-психологической адаптации, развития личности в юношеском возрасте, профессионализации и самоопределения студентов технического вуза.

Второй этап (1996 — 1998 г. г.) — опытно-экспериментальный, в ходе которого было проведено констатирующее исследование, посвященное диагностике психических состояний студентов младших курсов в адаптационный периодсконструирована модель психологической поддержки студентов, разработан и апробирован спецкурс «Психологическая поддержка» (54 ч) для студентов младших курсов СК ГТУобобщены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели психологической поддержки.

Третий этап (1998;1999 гг.) — обобщающий, на нем был завершен формирующий эксперимент, направленный на развитие субъектности студентов, уточнены теоретические выводы и рекомендации.

Опытно-экспериментальной базой исследования был СевероКавказский государственный технический университет. В исследовании процесса адаптации у студентов приняли участие 386 первокурсников различных факультетов вуза, а в формирующем эксперименте — 39 студентов факультета машиностроения СКГТУ.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, беседы, формирующий эксперимент.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается содержательным сравнительным анализом фактов, полученных при использовании диагностических методик и приемов, адекватных целям, задачам и гипотезе исследования, взаимопроверкой полученных результатов. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки и тщательным качественным анализом данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержательно отдифференцирован, обозначен и обобщен теоретический и эмпирический материал в рамках проблематики исследования, касающийся аспектов адаптации, развития личности и психологической поддержкиочерчен круг проблем развития личности в период адаптации к образовательному процессу вуза и показана необходимость оказания психологической поддержки в этот периодпредложена модель работы со студентами по оказанию им психологической помощи, направленной на содействие в развитии личностиразработана программа спецкурса «Психологическая поддержка», в которой определены содержательные компоненты, условия и средства психологической поддержки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в практике работы психологов высших учебных заведений, а также в организации работы в технических вузах. Разработана программа спецкурса «Психологическая поддержка», которая может быть использована для оптимизации адаптации студентов к образовательному процессу вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования. Программа спецкурса, разработанная автором, прошла апробацию в учебном процессе Северо-Кавказского государственного технического университета, были получены данные о ее эффективности. Полученный фактологический материал был использован в работе лаборатории инновационных проблем педагогики и психологии высшей школы, а также в воспитательной работе СевКавГТУ.

Материалы диссертации докладывались и обсуждались на научной конференции (Элиста, апрель 1999 г.), на всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Российский вуз. В центре вниманияличность» (Ростов, май 1999 г.). Основные положения исследования обсуждались на конференциях по результатам научных исследований профессорско-преподавательского состава (1997, 1998, 1999 гг.). Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы, а также нашли отражение в научных статьях и тезисах выступлений на научных конференциях (1999г.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Список литературы

включает 206 наименования, из них 12 — на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

Анализ данных констатирующего исследования, а также инструментальная модель психологической поддержки легли в основу определения ее технологий, реализованных в экспериментальном спецкурсе «Психологическая поддержка». Диагностика социально-психологической сферы личности студентов позволила выявить специфику адаптационных проблем младшекурсников.

Проведенное нами исследование восприятия психологической поддержки студентами на начальном этапе эксперимента и интерпретация полученных данных, позволили констатировать, что в целом, студенты получают психологическую поддержку от друзей и близких, однако, примерно в половине случаев уровень ее недостаточен.

Спецкурс «Психологическая поддержка», будучи направленным на развитие субъектности личности, был ориентирован, прежде всего, на трансформацию самоотношения студентов, изменение восприятия ими психологической поддержки, изменение локуса контроля в сторону его интернализации, повышение их социально-психологической компетентности.

В процессе решения основных задач спецкурса «Психологическая поддержка» были использованы разнообразные педагогические и психологические технологии и реализован ряд психолого-педагогических условий. Во-первых, развертываемая работа осуществлялась целенаправленно в рамках единой системы. Во-вторых, организация взаимодействия со студентами строилась на основе принципов полисубъектности и личностной ориентированности. В-третьих, применяемые психолого-педагогические технологии были направлены на формирование ситуации развития личности и тех ее параметров, которые являются значимыми в адаптационный период: интернальность, позитивное самоотношение, рефлексия, высокий уровень притязаний, социально-психологическая компетентность.

Реализация основных целей психологической поддержки в рамках спецкурса на основе принципа полисубъектности, потребовала постановки и решения задач по развитию активности самих студентов, обучения их в рамках спецкурса навыкам само поддержания и само регуляции. Это привело и к изменению позиции преподавателя по отношению к студентам, а также ориентировало его на выполнение руководящей, экспертной, аналитической, моделирующей и посреднической функций.

В целом, программа экспериментального спецкурса способствовала решению следующих задач: содействие студентам в реализации их потребности в персонализицииразвитие способности к самополаганию, самоопределениюсаморазвитиюпомощь в выборе оптимальных стратегий самоосуществленияпомощь в обретении четкой перспективы своего становления как специалистаразвитие уверенности в себе и своих силахразвитие позитивного самоотношения, чувства собственной значимостивыработка активной жизненной позиции.

Анализ результатов завершающего исследования показал наличие значимых изменений в личностной и социальной сфере студентов, произошедших в результате реализации программы экспериментального спецкурса «Психологическая поддержка». Они проявились в позитивной * трансформации самоотношенияв изменении восприятия студентами оказываемой им психологической поддержкив изменении локуса контроля личности в сторону большей интернализации поведения, в повышении социально-психологической компетентности студентов. Эти данные свидетельствуют о том, что реализация инструментальной модели психологической поддержки студентов, а также спецкурса, разработанного в ее рамках, способствовало личностному развитию студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Коренные преобразования в российском обществе и социально-экономическая нестабильность привели к ситуации, имеют следствием потерю не только молодежью, но и зрелыми людьми ценностных ориентиров, лежащих в основе построения сценария жизни, что снижает психологическую резистентность личности, затрудняет ее самоопределение в новой ситуации, углубляет экзистенциальный кризис. Это позволяет рассматривать обращение к проблеме адаптации студентов к процессу обучения в вузе своевременным и актуальным.

Анализ психологической литературы дал возможность рассмотреть адаптацию студентов к образовательному процессу технического вуза как психолого-педагогическую проблему. Сопоставление точек зрения различных исследователей показал неоднозначность имеющихся в науке трактовок адаптации: от узкого понимания адаптации как процессов уравновешивания системы «организм-среда» (Мороз, Эшби) до более широких трактовок, акцентирующих внимание на активном и целенаправленном характере адаптации, на ее двусторонний характер, предполагающий реализацию тенденций к поддержанию постоянства системы (гомеостазис) и тенденций эволюции и изменения (гомеорезис) (Г. Селье, А. Б. Георгиевский, Б. Г. Иоганзен, Царегородцев, Е. Д. Логачев, Асеев и др.).

Различные аспекты проблемы адаптации студентов были осмыслены и в работах отечественных исследователей, представляющих педагогику, социологию, психологию, медицину (H.A. Агаджанян, О. Ф. Алексеева, P.P. Блажис, A.A. Гройсман, В. И. Карандашев, В. И. Крутов, С. М. Мадорская, Ю. А. Самарин, Е. И. Третьякова, М. С. Яницкий и др.).

Анализ исследований отечественных ученых (А.Г. Асмолов, И. Б. Котова, A.B. Петровский, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков,.

E.H. Шиянов и др.) показывает, что адаптация и развитие личности могут рассматриваться в единстве как составляющие процесса социализации личности. Это позволяет рассматривать адаптацию студентов к образовательным условиям технического вуза как ступень их социализации, в ходе которой происходит не только интеграция будущих специалистов в социуме, но и их профессиональное и личностное развитие, самореализация.

На современном этапе развитие и профессионализация студентов в техническом вузе, подчиняясь общим закономерностям социализации, имеют и специфику, обусловленную конкретным «временем-пространством». С позиций современных отечественных теорий, социализация личности имеет двусторонний характер, включая в себя две тенденции: тенденцию социальной типизации и тенденцию к автономии, независимости, свободе (тенденция автономизаци). Адаптация личности к новой социальной общности, осуществляясь в русле тенденции социальной типизации, выступает как процесс, который обеспечивает в дальнейшем реализацию тенденции к автономизации. Социализация личности результирует себя многообразными феноменами. В русле предпринятого исследования наибольший интерес представляют феномены персонализации, отраженной субъектности, неадаптивности, со=бытийной общности, взаимопонимания, партнерства, рассмотренные в работах А. Г. Асмолова, И. Ф. Исаева, И. Б. Котовой, А. И. Мищенко, A.B. Петровского, В. А. Петровского, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, Г. М. Цукерман, E.H. Шиянова и других исследователей.

Обзор исследований отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов, позволил заключить, что студенческий возраст выступает этапом, на котором реализуются притязания личности, строятся и осуществляются планы профессионального роста. Решение основных задач развития в этот период предполагает обретение чувства тождественности и целостности (идентичности) и профессиональное самоопределение.

Обобщение данных отечественных исследователей позволило выделить основные потребности студентов, с удовлетворением которых связывается успешность их адаптации и развития. Это, прежде всего, потребности в безопасности, в достаточном уровне уверенности в себе и своих силах, чувстве собственного достоинства и значимости, в достижении внутренней гармонии всех сторон своей жизни.

Обозначенные подходы стали основой для осмысления проблемы психологической поддержки студентов к образовательному процессу технического вуза как процесса, направленного на развитие личности студента, что предполагает содействие в личностном и профессиональном самоопределении, самостоятельности и ответственности. Анализ научной литературы, посвященной проблеме психологической поддержки, дал основания рассматривать поддержку как помощь в становлении субъектности личности. Это, в свою очередь, позволило определить психологическую поддержку студентов в период адаптации к образовательным условиям технического вуза как особый вид межличностного взаимодействия, направленного на психологическую помощь субъекту, в ходе которого у него возникает положительно окрашенное чувство уверенности в себе, своих возможностяхосуществляется персонализация как лиц, получающих, так и лиц, оказывающих психологическую помощь.

Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблемам адаптации, социализации и развития, проблемам психологической помощи и поддержки личности позволил наметить основные подходы к практическому решению поставленной проблемы, дал основания для разработки инструментальной модели психологической поддержки студентов в период адаптации к образовательному процессу технического вуза.

Анализ научной литературы позволил выявить основные идеи психологической поддержки, которые были положены в основу разработанной модели: идея субъектности личностиидея гуманизмаидея о возможности конструктивных преобразований личности в актах взаимодействияидея содействия в становлении и развитии личности.

Таким образом, в основу построения модели психологической поддержки студентов в образовательном процессе вуза было положено понимание психологической поддержки как вида межличностного взаимодействия, в процессе которого осуществляется персонализация субъектов, оказывающих поддержку и субъектов, получающих эту поддержку.

Психологическая поддержка, присутствуя во взаимодействии, строится на таких механизмах, как понимание, принятие, доверие, эмпатия, авансирование и др. Психологическая поддержка востребована в наиболее ответственные для жизни периоды развития человека.

Проведенное экспериментальное исследование показало, что в вузе первокурсникам может (эыть оказана психологическая поддержка в рамках социально-психологических спецкурсов, технологическая часть которых построена на интеграции подходов личностно ориентированной (реконструктивной) психотерапии и личностно ориентированной педагогики.

Проводимая в указанных направлениях специальная работа со студентами, помогает предупредить возможные отклонения в личностном развитии, проявляющееся в дезадаптации, в деформировании системы отношений с внешним миром и самим собой. Такая работа позволяет оказывать системную поддержку на этапе адаптации к условиям обучения в вузе, что помогает студентам найти свои пути самореализации и профессионального роста. При этом, эффективность такой поддержки связана с реализацией следующих условий: системность и целенаправленность психологической поддержкиполисубъектность и личностная ориентированность педагогического процесса на формирование ситуации развития личностинаправленность психологической поддержки на персонализацию субъектов межличностного взаимодействия.

В ходе исследования был разработан и апробирован спецкурс «Психологическая поддержка», направленный на реализацию данных условий.

Создание модели психологической поддержки и результаты полученные в ходе ее реализации, имеют практическую значимость. На их основании могут быть сформулированы следующие рекомендации.

Использование в общеобразовательном процессе модели психологической поддержки рекомендуется преподавателям, кураторам студенческих групп, психологам, работающим в системе вузовской психологической службы, а также студентам. Модель позволяет избрать верную тактику оказания психологической помощи способствующей дальнейшему развитию личности студентов, с учетом их возрастных особенностей и специфики адаптации к обучению в техническом вузе.

На основе модели разработан спецкурс «Психологическая поддержка», рекомендуемый для диагностики состояния личности и содействия в развитии ее субъектности. Данный спецкурс может быть использован в рамках учебных программ социально-психологического факультета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Р. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика. / Психологический журнал, 1985, № 6. -С.107 -115.
  2. Абулъханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии.// Психология личности и образ жизни./ Отв. ред. доктор филос. наук Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1987. 220 с.
  3. Айнштейн В. II Высшее образование в России.-1998.-№ 3.- С.75−82.
  4. Г. Обучение и воспитание в вузе неразделимы // Высшее образование в России.- 1996.- № 3 С.61−66.
  5. В.Г. Теоретические проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к труду и учебной деятельности. Иркутск, 1986. -С. 3−17.
  6. А.Г. Со = действие ребенку развитие личности. // Забота -поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н. Б. Крыловой. / Выпуск № 6. — М.: ИННОВАТОР, 1996. — С. 3944.
  7. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 1984. Т. 5. МО 3. С. 152−162.
  8. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УCK). М.: Смысл, 1993.
  9. Баз JI.JI., Баженова О. В. Исследование восприятия психологической поддержки беременным женщинам. // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 137−146.
  10. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. -1989. № 1. — С. 92−100.
  11. В.М., Гуськов B.C., Мягков И. Ф. Медицинская психология. -М.: Медицина, 1967. 239 с.
  12. Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов ее психотерапии// Руководство по психотерапии. -М., 1974. С. 39−53.
  13. Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психологическая теория личности и психотерапия // Соотношение биологического и социального в человеке. -М., 1975. С.716−734.
  14. Е.К. Проблема психологической адаптации студентов. -Алма-Ата, 1983. 24 с.
  15. А.З. О здоровье студентов. // Гигиена умственного труда. 1971.-М.: Издательство МГУ/ Под ред. В. З. Нагорного. -С. 4−16.
  16. А. Что мешает студенту учиться? //Высшее образование в России.-1998.-№ 3.-С.64−67.
  17. П.Березин В. Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Ленинград, 1988. -270 с.
  18. Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа.// Психологический журнал.-1999.-Т.20, № 5.-С. 27−37.
  19. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. -СПб., изд-во «Братство», 1992. 224 с.
  20. Р. развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
  21. Л. Общая теория систем обзор проблем и результатов // Системные исследования. М., Наука, 1969. — С. З — 25.23 .Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Практическое пособие. -М.: Международная педагогическая академия, 1995.-64 с.
  22. Р.Р. Анализ состояния психического дискомфорта у студентов. Дисс. канд. психол. наук. Ленинград, 1987. -182с.
  23. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН, 1995. — 136 с.
  24. Л. К Отношение школьников к учебе как психологическая проблема. // Божович Л. И. Проблемы формирования личности. -М.:
  25. Институт практической психологии", Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -С.55−107.
  26. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  27. В., Лагерев В. Воспитательный потенциал инженерного вуза. // Высшее образование в России.-1998. -№ 1.- С.9−13.
  28. Ф.Е. Структура образа. // Вопросы психологии. 1993. -№ 5. — С. 5−12.
  29. Вопросы адаптации студентов младших курсов в вузах: Материалы республиканского научно -методического семинара. Кишинев, 1984. -85с.
  30. О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Забота поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н. Б. Крыловой. / Выпуск № 6. — М.: ИННОВАТОР, 1996. — С. 11 — 38.
  31. Е.В. Апология доктора Фрейда // Знание сила. — 1989. — № 8. -С.52- 60.
  32. Е.В. Психологический смысл рационалистической критики психоанализа. // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 113−116.
  33. В.Я. Лексикон малой психиатрии. М.: КРОН — ПРЕСС, 1997. -576 с.
  34. У. Школы без неудачников. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисловие В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1991. — 184 с.
  35. ЪЪ.Головатый Н. Ф. Студент: Путь к личности. М.: Молодая гвардия, 1982. — 166 с.
  36. Ъ9.Горностаева З. Я., Орлова JI.B. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего защищает. // Начальная школа. 1996. — № 7. — С. 22 -23.
  37. B.C., Семенюк Э. П., Урсул АД. Категории современной науки: Становление и развитие. -М.: Мысль, 1984. -268 с. 41 .Государев H.A. Треугольный человек. М.: Мол. гвардия, 1991. — 270 с. (Эврика)
  38. М.Грановская P.M. Элементы практической психологии. -2-изд.-Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1988. -560с.4Ъ.Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Дис.. канд. псмихол. наук. -М., 1994. -196с.
  39. Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета- М.: Совершенство, 1997.-116с.
  40. Т.Г., Линская JI.B., Усолъцева Т. П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во новосиб. ун-та- - М.: Совершенство, 1997. — 171 с.
  41. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб, 1997.
  42. A.A. Психотерапевтические методы в системе профилактики невротических расстройств у студентов. Дис. докт. мед. наук. -Л, 1988. -507с.
  43. Т.А. Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников.
  44. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук, СПб, 1997, 24с.
  45. А9 Добронравов Н. П. К проблеме адаптации первокурсников к условиям учения и труда в вузе // Вопросы психологии личности и деятельности студентов/ Отв. ред. В. Г. Асеев. Иркутск, 1976. -С. 72−79.
  46. А.И. Психология духовности. М., 1996.
  47. В. Моделирование педагогической деятельности.// Высшее образование в России.-1998.-№ 2.- С.62−64.
  48. В., Чебышев Н. Основы развития современной высшей школы.// Высшее образование в России.- 1998.-№ 2.- С.17−21.
  49. Е.Р. Парадоксальная социометрия как метод позитивной дезинтеграции самоотношения. // Московский психотерапевтический журнал. № 3. — С. 195 — 200.
  50. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995. — 108 с.
  51. В.И. Психологические основы развития студента как субъекта учения. Дис. .док. пс. наук., Спб, 1994. 420 с. 61 .Карвасарский Б. Д. Неврозы. М.: Медицина, 1980. 447 с.
  52. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с.6Ъ.Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во «Институт психологии», 1996. -224 с.
  53. Кон КС Открытие «Я» М.: Политиздат, 1978.-110 с.
  54. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учебное пособие. -2-е изд., дополн. и перераб. Минск: Высшая школа, 1997. 464 с.
  55. А.Ф. Между свободой и необходимостью : к методологии краткосрочного психологического консультирования. Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 44 — 49.
  56. Э.А. Восприятие и эмоции. -М.: Медицина, 1977. -248 с. 68 .Костандов Э. А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие.-М.: Наука, 1983. -171с.)
  57. Г. С. Развитие и воспитание // Общие основы педагогики. -М., 1967, с.139−197.
  58. КБ. Идея личности в российской психологии. Автореферат.док. по. наук. М., 1994. — 42 с.
  59. КБ. Психология личности в России. Столетие развития. -Ростов на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. -294с.
  60. И.Котова КБ., Шиянов E.H. Образование как общечеловеческая ценность //Вестник Ставропольского университета. Вып. 1. Ставрополь, 1996. -С. 113−117.
  61. КБ., Шиянов E.H. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. -112 с.
  62. КБ., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997. 144 с.
  63. КБ., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994. — 65 с.
  64. Краткая философская энциклопедия. -М., Прогресс, 1994. -576с.
  65. КречД., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита / Пер. с англ. A.B. Александровой //Вопросы психологии.-1991.- № 6. -С.61
  66. С.Н. Особенности психологической защиты подростков, воспитывающихся в условиях детского дома в ситуации общения со сверстниками. Дис. канд. психол. наук. -М., 1993, -175с.
  67. В.И., Агаджанян H.A. Проблема адаптации и здоровья студента //. Вестник высшей школы. 1982. — № 5. -С 39−41.
  68. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. // Вопросы психологии. 1967.- № 6. — С. 120 — 130.
  69. ЪЪ.Ледер С. Этические вопросы психотерапии. -В кн.: Транскультурные исследования в психотерапии. —JL, 1989. С.27−35.84Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т.1. -М., 1983. -392с.
  70. А.Н. Философия психологии. Из научного наследия/ под ред. A.A. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. -228 с.
  71. ДА. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 2.- С. 107 — 117
  72. Д.А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций. // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 1.- С. 150 -155.
  73. Д. А. Очерк психологии личности. -2 изд. -М.: Смысл 1977. -64с.
  74. ДА., Пилипко М. В. Выбор как деятельность : личностные детерминанты и возможности формирования. // Вопросы психологии. -1995.- № 1. -С. 97−110.
  75. В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 184 с. 91 .Литвак М. Е. Из ада в рай: Избранные лекции по психотерапии / Учебное пособие. Ростов на Дону: «Феникс», 1997. — 448с.
  76. М.Е. Психологический вампиризм. Ростов -на-Дону: Феникс, 1997.-430 с.
  77. A.A. Общебиологические и гомеостатические аспекты проблемы динамического равновесия в системе «человек природа» // Динамическое равновесие человека и природы. М., 1985. -С. 115 — 122.
  78. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 446 с.
  79. С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу. Дис. канд. философских наук. Минск., 1986. -239 с.9 В.Макацария Г. В., Лисовский В. Т. Современный студент. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1982. — 224 с.
  80. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во Моск. университета, 1982.
  81. Г. Д., Ярошевский М. Г. 100 выдающихся психологов мира.- М.: Изд-во «институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 320 с. 99 .Масляев О. И. Психология личности. Донецк: Сталкер, 1997. — 416с.
  82. А.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины // Актовая речь. Л., 1983. -24 с.
  83. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. -М., 1981, -278 с.
  84. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  85. МуздыбаевК. Психология ответственности.-JI. 1983.-240 с.
  86. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 456 с.
  87. В. С. Проблемы генезиса личности. М., 1985. -423с.
  88. B.C., Хвостов К. А. Психодиагностика развивающейся личности. Архангельск, 1996. — 185 с.
  89. В.К. Психогигиена и психопрофилактика. -Д., 1983. -146с.
  90. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
  91. Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки. // Психология личности и образ жизни./ Отв. ред. доктор филос. наук Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1987. С. 23 — 27.
  92. A.A. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван, 1988. 263 с.
  93. Нартова Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности. / Психологический журнал. — 1997. — № 5. — Т. 18. -С. 20 -31.
  94. Немецко-русский словарь: В 2 тт., Т. 1/ Сост. Е. И. Лекинг, Н. П. Страхова, Н. И. Филичева и др. — Под рук. О. Н. Москальской. 2-е изд. -М.: Рус. яз., 1980. — 706 с.
  95. Ю.Л. Деперсонализация защитная реакция и психопатологический синдром // Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства -Л., 1977. — С. 124 — 134.
  96. С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой.-20-е изд., стереотип. -М.: Рус.яз., 1988. -750 с.
  97. А.Б. Личность и сущность : внешнее и внутреннее Я человека. // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5 — 19.
  98. Ю. Кто выбирает обиду: О мышлении, порождающем здоровье и о мышлении, порождающем болезнь. // Семья и школа. -1994.- № 6. -С. 12−13.
  99. Основы конструктивного общения. Хрестоматия / составители Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- М: Совершенство, 1997. — 198 с.
  100. Педагогика: Уч. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин., И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов- М -1997.
  101. М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально-ориентированного обучения студентов в вузе. Автореферат дис. канд. пс. наук, Ростов-на-Дону, 1997. 19 с.
  102. Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания / практикум по гештальт-терапии/ -М.: Гиль-Эстель, 1993, 240с.
  103. Л. А. Развитие компетентного общения, как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997
  104. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982.-254 с.
  105. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность «быть личностью» // Вопросы философии. 1982. — № 3.
  106. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. -528 с.
  107. В.А., Калиненко В. К., Котова КБ. Личностно-развивающее взаимодействие. -Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 88 с.
  108. В.А. К психологии активности личности./ Вопросы психологии. -1974. -№ 3. -С. 26−38.
  109. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996. -512 с.
  110. В.А. Психология неадаптивной активности./ Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок», 1992.-244с.
  111. В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Дис. доктора пс. наук (в форме научного доклада) -М., 1993., 76с.
  112. Р., Дулина И., Токарев В. О главной цели образования.// Высшее образование в России.-1998.-№ 3.-С.40−54.
  113. Л.Г. Психологическая защита как феномен психического развития: анализ теоретических оснований проблемы и конструктивных идей ее исследования. Автореферат дис. канд. пс. наук. -Днепропетровск, 1994. 17 с.
  114. К.К. Проблема способностей. м., 1972. —124с.
  115. . Готовность к самоопределению.// Высшее образование в России.- 1998.-№ 2.-С.80−83.
  116. Психотерапевтическая энциклопедия./ Под общ. ред. Б. Д. Карвасарского.-СПб.: Питер Ком, 1998 -752 е.: (Серия «Мастера психологии»).
  117. Психология. Словарь. / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  118. A.A. Локус контроля делинквентной личности. // Психологический журнал. 1994. — № 2. — С. 52 — 56.
  119. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности. //Социс. -1995,-№ 12. -С.100−110.
  120. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. -М.: Прогресс, 1988. 256 с.
  121. . М. Фигуры гепггальта. // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. — № 3. — С. 25−53.
  122. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Унверс», 1994. — 480 с.
  123. Е.С., Гребенников JI.P. Механизмы, психологической зашиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. -М., 1996. 138 с.
  124. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 е., Т. 1-А-М-1993.
  125. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М.: Наука, 1984. 193 с.
  126. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976. 415 с.
  127. Ю.С. Основные проблемы учения о психологических компенсаторных механизмах. В кн. Клинико-психологические исследования личности: Материалы симпозиума 16−17 декабря 1971 г. -Л., 1971, С.70−72.
  128. Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология. // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. -М., 1974. -С95−112.
  129. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения. // Вопросы психологии. 1975.- № 3. — С. 62 — 72.
  130. Г. Стресс без дистресса. -М., 1979. 123с.
  131. Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Автореф.докт.дисс. Ростов н/Д, 1998. 46 с.
  132. JI.C. Задачи индивидуального подхода при перевоспитании. / Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 156 — 161.
  133. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития./ Вопросы психологии. -1996, № 5, — С. 38 — 50.
  134. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
  135. Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Дис. канд. пс. наук. -JL, 1973. 129с.
  136. Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. -JL, 1984.-23 с.
  137. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / Ред. составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1996. — 480 с.
  138. В.А. Психология лечебного процесса. JL: Медицина, 1984. -182 с.
  139. K.M., Цейтина Г. Д. Методика личностного субъективного шкалирования (ЛСШ) и возможности ее применения в клинике // Труды Ленингр. научно-иссл. психоневролгического института. 1978. Т.87. -С.59−61.
  140. Е.И. Клинико-психологические аспекты профессионально-личностного развития студентов. Дис. канд. мед. наук-М., 1995. 193с.
  141. Тукаев Р. Д Механизмы психологической защиты при эмоционально-стрессовой психотерапии // Восьмой съезд невропатологов, психиатров и наркологов. Тезисы докладов 25−28 октября 1988 г., т. З, С.506−507.
  142. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.
  143. К.Х. Основные биологические концепции// На пути к теоретической биологии. I. Пролегомены.-М., 1970. С.11−38.
  144. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып.2 / Пер. с англ. М., Изд. Российского открытого университета. 1992. — 136 с.
  145. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 3 / Пер. с англ. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. — 84 с.
  146. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 4 / Пер. с англ. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. — 65 с.
  147. Л. Введение в теорию диссонанса // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г-М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. -М.&bdquo- 1984. -С.97−110.
  148. А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте : Типологический подход. Автореф. дис. канд. пс. наук. -М., 1996. -17 с.
  149. Филонов Л. Б Психологические барьеры трудновоспитуемых детей и преодоление их контактным взаимодействием // Предупреждениепедагогической запущенности и правонарушений школьников / Ред. М. А. Алемаскин. -М., 1980. С.21−31.
  150. Философские проблемы теории адаптации /Под ред. Г. И. Царегородцева. М., 1975. -277 с.
  151. Формирование личности и переходный период: от подросткового к юношескому / Под ред. Дубровиной. М., 1987.
  152. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -368с.
  153. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика -Пресс, 1993,140с.
  154. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1923. -250с.:
  155. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // 3. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 256 — 324.
  156. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. / Сб. статей: Пер. с нем. М.
  157. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., автор вступ. статьи М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989.-448 с.
  158. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного: Сб. произведений. -М.: Просвещение, 1989. С. 202 -310.
  159. Фрейд 3. Страх: Пер. с нем. М., 1927. 128 с.
  160. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. /Пер. с нем. Книга 1, -Тбилиси, «Мерани», 1991. 398 с.
  161. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. /Пер. с нем. Книга 2Ь -Тбилиси, «Мерани», 1991. 425 с.
  162. И.И. Человек живая система: Естественнонаучный и философский анализ. — Минск.: «Беларусь», 1989. — 271с.
  163. К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза./ СПб .: Лань, 1997. 240с.
  164. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -М., 1993. 264с.
  165. В.А. Диагностика детского развития: методы исследования. -Киев: Осв1та, 1992. -220 с.
  166. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. -М., 1997. 175 с.
  167. НИ. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998, 512 с
  168. E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. Уч. пособие М.- Ставрополь, 1991.
  169. E.H., Котова Б. И. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности.- Ростов-на-Дону, 1995.
  170. Е.В. Методологические проблемы соотношения психологии и медицины.// Психология и медицина. М., 1978. 320с.
  171. В. Глубокая простота. Основы социальной философии./ Пер. с англ. СПб.: «РОЗА МИРА», 1993. -218с.
  172. Е. Что мешает студенту учиться.// Высшее образование в России.-1997.-№ 4.-С.68−70.
  173. М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психологии // Интегральное исследование индивидуальности: стиль дятельности и общения. Пермь, 1982.- С. 3 — 17.
  174. А., Ландж А. Не давите мне на психику! Искусство психологической самозащиты. С-Пб, .1997, 217 с.
  175. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М., 1978, -392с.
  176. Юнг КГ. К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. — С 119 -129.
  177. Юнг КГ. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. — № 1. — С. 133 -150.
  178. Юнг К. Г. Опыт изложения психоаналитической теории // Избранные труды по аналитической психологии: В 3 т. Т. III. -Цюрих, 1939.
  179. Юнг КГ. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 285 с.
  180. Юнг КГ. Психологические типы // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Московского университета, 1982. С. 199−219.
  181. Юнг КГ. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. — С. 103 -118.
  182. А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе. // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С. 49 -55.
  183. Т.И. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуациях. / Вопросы психологии. 1975. -№ 2. — С. 113 -123.
  184. М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук, -Кемерово, 1995, -190с.
  185. Adler A. Der Sinn des Lebens. Wien-Leipzig, 1933. — 205 s.
  186. Adler A. Individual Psychology // Theories of Personality / Lindzei G., Hall C. N.Y. Wiley, 1957. P. 114 — 156.
  187. Adler A. Menchenkenntnis. Leipzig, 4. Aufl., 1931. — 230 s.
  188. Cobb S. Social support as a moderation of life stress // Psychosomatic Medicine. 1976. V. 38. N 5. P. 300−314.
  189. Crnic K., Greenberg M., Robinson N., Ragozin A. Material stress and social support: effects on the mother-infant relationship from birth eighteen months // Amer. J. Orthopsychiatry. 1984. V. 52. N 2. P. 224−235.
  190. Crove Т. K., Jonson E. L. Support for mothers of infants born at risk // Therary in pediatrics. 1991. V. 11. N 3. P. 89−98.
  191. Cutrona С. E., Suhr J. A. Controllability of stressful svents and satisfaction with spose support behaviours // Communication Res. 1992. V. 12. N 2. P. 154−174.
  192. Erikson E. Identity, youth and crisis. -N.Y., 1968.
  193. Fiedmann M. L., Andrews M. Family support and child adjestment singl-parent families // Issues in Comprihenciye Pediatric Nursing. 1990. V. 13. № 4. P. 289−304.
  194. Freud A. Defenese Mechanisms: Encyclopedia Britanika, Vol 7, london, p. 172- 173.
  195. Joetting A. Patterns of support among in laws in United States: a review of researsh // J. Family Issues. 1990. V. 11. № 1. P. 67−90.
  196. Jacobson S. W., Frye K. F. Effects of material social support on attachment: Experimental Evidence // Child Development. 1991. V. 62. N 3. P. 572−582.
  197. Lazarus R. S. Psychological stress and coping process. N.Y.: McGrau-Hill, 1966.
  198. Morinada Y. S. Sakata K., Koshi R. Marital satisfaction and division of family related tasks among Japanese married couples // Psichol. Reports. 1992. V. 70. N 1. P. 163−168.
  199. Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1971/ XII. -324 p.
  200. Sullivan G. S. Conceptions of modern psychiatry. L., Tavistock, 1955, 298 p
  201. Universal E. Nistore nervicordne crynniki u studentov szkol wyzczych // Psychiat. pol., 3. 467−462.
  202. H., Bauman U. (Eds.). The meaning and measurement of social support: The series in clinical and community psychology. N. Y.: Hemisphere Publishing. Corp., 1992.
  203. Temkov J. Psychopathologie und Prophylaxe der gestorten Adaptation in des Ausbildungsprocesse bei Studenten. -Psychiatr. Neurol., Med. Psychol., 1975. V. 25. Nl.-s. 38−41.
Заполнить форму текущей работой