Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза
Диссертация
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что адаптация студентов к вузовскому обучению будет более конструктивной, если в рамках образовательного процесса будет реализована психологическая. поддержка студентов как система способов межличностного взаимодействия, направленного на развитие у них позитивного самоотношения, повышение самооценки, оптимизацию способов репрезентации… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Адаптация студентов к образовательному процессу технического вуза как психолого-педагогическая проблема
- 1. 1. Период адаптации студентов к вузовскому обучению как этап личностного и профессионального развития
- 1. 2. Осмысление проблемы психологической поддержки в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 3. Роль психологической поддержки в становлении субъектности студентов вуза в период адаптации к образовательному процессу
- Глава II. Организация и методы исследования
- 2. 1. Основные задачи и этапы экспериментального исследования
- 2. 2. Методы и методики исследования
- 2. 3. Инструментальная модель психологической поддержки студентов в период адаптации к обучению в техническом вузе
- Глава III. Условия эффективности психологической поддержки студентов в период адаптации к образовательному процессу технического вуза
- 3. 1. Опытно-экспериментальная программа психологической поддержки студентов
- 3. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Абрумова А.Р. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика. / Психологический журнал, 1985, № 6. -С.107 -115.
- Абулъханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии.// Психология личности и образ жизни./ Отв. ред. доктор филос. наук Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1987. 220 с.
- Айнштейн В. II Высшее образование в России.-1998.-№ 3.- С.75−82.
- Андреев Г. Обучение и воспитание в вузе неразделимы // Высшее образование в России.- 1996.- № 3 С.61−66.
- Асеев В.Г. Теоретические проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к труду и учебной деятельности. Иркутск, 1986. -С. 3−17.
- Асмолов А.Г. Со = действие ребенку развитие личности. // Забота -поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н. Б. Крыловой. / Выпуск № 6. — М.: ИННОВАТОР, 1996. — С. 3944.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 1984. Т. 5. МО 3. С. 152−162.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УCK). М.: Смысл, 1993.
- Баз JI.JI., Баженова О. В. Исследование восприятия психологической поддержки беременным женщинам. // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 137−146.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. -1989. № 1. — С. 92−100.
- Банщиков В.М., Гуськов B.C., Мягков И. Ф. Медицинская психология. -М.: Медицина, 1967. 239 с.
- Бассин Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов ее психотерапии// Руководство по психотерапии. -М., 1974. С. 39−53.
- Бассин Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психологическая теория личности и психотерапия // Соотношение биологического и социального в человеке. -М., 1975. С.716−734.
- Бекмаханова Е.К. Проблема психологической адаптации студентов. -Алма-Ата, 1983. 24 с.
- Белоусов А.З. О здоровье студентов. // Гигиена умственного труда. 1971.-М.: Издательство МГУ/ Под ред. В. З. Нагорного. -С. 4−16.
- Беляев А. Что мешает студенту учиться? //Высшее образование в России.-1998.-№ 3.-С.64−67.
- П.Березин В. Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Ленинград, 1988. -270 с.
- Березина Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа.// Психологический журнал.-1999.-Т.20, № 5.-С. 27−37.
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. -СПб., изд-во «Братство», 1992. 224 с.
- Берне Р. развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
- Берталанфи Л. Общая теория систем обзор проблем и результатов // Системные исследования. М., Наука, 1969. — С. З — 25.23 .Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Практическое пособие. -М.: Международная педагогическая академия, 1995.-64 с.
- Блажис Р.Р. Анализ состояния психического дискомфорта у студентов. Дисс. канд. психол. наук. Ленинград, 1987. -182с.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН, 1995. — 136 с.
- Божович Л. К Отношение школьников к учебе как психологическая проблема. // Божович Л. И. Проблемы формирования личности. -М.:
- Институт практической психологии", Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -С.55−107.
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Буглаев В., Лагерев В. Воспитательный потенциал инженерного вуза. // Высшее образование в России.-1998. -№ 1.- С.9−13.
- Василюк Ф.Е. Структура образа. // Вопросы психологии. 1993. -№ 5. — С. 5−12.
- Вопросы адаптации студентов младших курсов в вузах: Материалы республиканского научно -методического семинара. Кишинев, 1984. -85с.
- Газман О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Забота поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н. Б. Крыловой. / Выпуск № 6. — М.: ИННОВАТОР, 1996. — С. 11 — 38.
- Гилъбо Е.В. Апология доктора Фрейда // Знание сила. — 1989. — № 8. -С.52- 60.
- Гилъбо Е.В. Психологический смысл рационалистической критики психоанализа. // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 113−116.
- Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. М.: КРОН — ПРЕСС, 1997. -576 с.
- Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисловие В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1991. — 184 с.
- ЪЪ.Головатый Н. Ф. Студент: Путь к личности. М.: Молодая гвардия, 1982. — 166 с.
- Ъ9.Горностаева З. Я., Орлова JI.B. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего защищает. // Начальная школа. 1996. — № 7. — С. 22 -23.
- Госс B.C., Семенюк Э. П., Урсул АД. Категории современной науки: Становление и развитие. -М.: Мысль, 1984. -268 с. 41 .Государев H.A. Треугольный человек. М.: Мол. гвардия, 1991. — 270 с. (Эврика)
- М.Грановская P.M. Элементы практической психологии. -2-изд.-Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1988. -560с.4Ъ.Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Дис.. канд. псмихол. наук. -М., 1994. -196с.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета- М.: Совершенство, 1997.-116с.
- Григорьева Т.Г., Линская JI.B., Усолъцева Т. П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во новосиб. ун-та- - М.: Совершенство, 1997. — 171 с.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб, 1997.
- Гройсман A.A. Психотерапевтические методы в системе профилактики невротических расстройств у студентов. Дис. докт. мед. наук. -Л, 1988. -507с.
- Данилова Т.А. Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников.
- Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук, СПб, 1997, 24с.
- А9 Добронравов Н. П. К проблеме адаптации первокурсников к условиям учения и труда в вузе // Вопросы психологии личности и деятельности студентов/ Отв. ред. В. Г. Асеев. Иркутск, 1976. -С. 72−79.
- Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996.
- Иванов В. Моделирование педагогической деятельности.// Высшее образование в России.-1998.-№ 2.- С.62−64.
- Каган В., Чебышев Н. Основы развития современной высшей школы.// Высшее образование в России.- 1998.-№ 2.- С.17−21.
- Калитеевская Е.Р. Парадоксальная социометрия как метод позитивной дезинтеграции самоотношения. // Московский психотерапевтический журнал. № 3. — С. 195 — 200.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995. — 108 с.
- Карандашев В.И. Психологические основы развития студента как субъекта учения. Дис. .док. пс. наук., Спб, 1994. 420 с. 61 .Карвасарский Б. Д. Неврозы. М.: Медицина, 1980. 447 с.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с.6Ъ.Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во «Институт психологии», 1996. -224 с.
- Кон КС Открытие «Я» М.: Политиздат, 1978.-110 с.
- Кондратенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учебное пособие. -2-е изд., дополн. и перераб. Минск: Высшая школа, 1997. 464 с.
- Копъев А.Ф. Между свободой и необходимостью : к методологии краткосрочного психологического консультирования. Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 44 — 49.
- Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. -М.: Медицина, 1977. -248 с. 68 .Костандов Э. А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие.-М.: Наука, 1983. -171с.)
- Костюк Г. С. Развитие и воспитание // Общие основы педагогики. -М., 1967, с.139−197.
- Котова КБ. Идея личности в российской психологии. Автореферат.док. по. наук. М., 1994. — 42 с.
- Котова КБ. Психология личности в России. Столетие развития. -Ростов на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. -294с.
- И.Котова КБ., Шиянов E.H. Образование как общечеловеческая ценность //Вестник Ставропольского университета. Вып. 1. Ставрополь, 1996. -С. 113−117.
- Котова КБ., Шиянов E.H. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. -112 с.
- Котова КБ., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997. 144 с.
- Котова КБ., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994. — 65 с.
- Краткая философская энциклопедия. -М., Прогресс, 1994. -576с.
- КречД., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита / Пер. с англ. A.B. Александровой //Вопросы психологии.-1991.- № 6. -С.61
- Крыгина С.Н. Особенности психологической защиты подростков, воспитывающихся в условиях детского дома в ситуации общения со сверстниками. Дис. канд. психол. наук. -М., 1993, -175с.
- Крутое В.И., Агаджанян H.A. Проблема адаптации и здоровья студента //. Вестник высшей школы. 1982. — № 5. -С 39−41.
- Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. // Вопросы психологии. 1967.- № 6. — С. 120 — 130.
- ЪЪ.Ледер С. Этические вопросы психотерапии. -В кн.: Транскультурные исследования в психотерапии. —JL, 1989. С.27−35.84Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т.1. -М., 1983. -392с.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия/ под ред. A.A. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. -228 с.
- Леонтьев ДА. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 2.- С. 107 — 117
- Леонтьев Д.А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций. // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 1.- С. 150 -155.
- Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. -2 изд. -М.: Смысл 1977. -64с.
- Леонтьев ДА., Пилипко М. В. Выбор как деятельность : личностные детерминанты и возможности формирования. // Вопросы психологии. -1995.- № 1. -С. 97−110.
- Лисовский В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 184 с. 91 .Литвак М. Е. Из ада в рай: Избранные лекции по психотерапии / Учебное пособие. Ростов на Дону: «Феникс», 1997. — 448с.
- Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов -на-Дону: Феникс, 1997.-430 с.
- Логинов A.A. Общебиологические и гомеостатические аспекты проблемы динамического равновесия в системе «человек природа» // Динамическое равновесие человека и природы. М., 1985. -С. 115 — 122.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 446 с.
- Мадорская С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу. Дис. канд. философских наук. Минск., 1986. -239 с.9 В.Макацария Г. В., Лисовский В. Т. Современный студент. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1982. — 224 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во Моск. университета, 1982.
- Марцинковская Г. Д., Ярошевский М. Г. 100 выдающихся психологов мира.- М.: Изд-во «институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 320 с. 99 .Масляев О. И. Психология личности. Донецк: Сталкер, 1997. — 416с.
- Медведев А.И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины // Актовая речь. Л., 1983. -24 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. -М., 1981, -278 с.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. 112 с.
- МуздыбаевК. Психология ответственности.-JI. 1983.-240 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 456 с.
- Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М., 1985. -423с.
- Мухина B.C., Хвостов К. А. Психодиагностика развивающейся личности. Архангельск, 1996. — 185 с.
- Мягер В.К. Психогигиена и психопрофилактика. -Д., 1983. -146с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
- Надирашвили Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки. // Психология личности и образ жизни./ Отв. ред. доктор филос. наук Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1987. С. 23 — 27.
- Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван, 1988. 263 с.
- Нартова Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности. / Психологический журнал. — 1997. — № 5. — Т. 18. -С. 20 -31.
- Немецко-русский словарь: В 2 тт., Т. 1/ Сост. Е. И. Лекинг, Н. П. Страхова, Н. И. Филичева и др. — Под рук. О. Н. Москальской. 2-е изд. -М.: Рус. яз., 1980. — 706 с.
- Нуллер Ю.Л. Деперсонализация защитная реакция и психопатологический синдром // Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства -Л., 1977. — С. 124 — 134.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой.-20-е изд., стереотип. -М.: Рус.яз., 1988. -750 с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность : внешнее и внутреннее Я человека. // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5 — 19.
- Орлов Ю. Кто выбирает обиду: О мышлении, порождающем здоровье и о мышлении, порождающем болезнь. // Семья и школа. -1994.- № 6. -С. 12−13.
- Основы конструктивного общения. Хрестоматия / составители Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- М: Совершенство, 1997. — 198 с.
- Педагогика: Уч. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин., И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов- М -1997.
- Перепелицына М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально-ориентированного обучения студентов в вузе. Автореферат дис. канд. пс. наук, Ростов-на-Дону, 1997. 19 с.
- Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания / практикум по гештальт-терапии/ -М.: Гиль-Эстель, 1993, 240с.
- Петровская Л. А. Развитие компетентного общения, как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982.-254 с.
- Петровский A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность «быть личностью» // Вопросы философии. 1982. — № 3.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. -528 с.
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова КБ. Личностно-развивающее взаимодействие. -Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 88 с.
- Петровский В.А. К психологии активности личности./ Вопросы психологии. -1974. -№ 3. -С. 26−38.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996. -512 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности./ Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок», 1992.-244с.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Дис. доктора пс. наук (в форме научного доклада) -М., 1993., 76с.
- Петрунева Р., Дулина И., Токарев В. О главной цели образования.// Высшее образование в России.-1998.-№ 3.-С.40−54.
- Петухова Л.Г. Психологическая защита как феномен психического развития: анализ теоретических оснований проблемы и конструктивных идей ее исследования. Автореферат дис. канд. пс. наук. -Днепропетровск, 1994. 17 с.
- Платонов К.К. Проблема способностей. м., 1972. —124с.
- Пойзнер Б. Готовность к самоопределению.// Высшее образование в России.- 1998.-№ 2.-С.80−83.
- Психотерапевтическая энциклопедия./ Под общ. ред. Б. Д. Карвасарского.-СПб.: Питер Ком, 1998 -752 е.: (Серия «Мастера психологии»).
- Психология. Словарь. / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
- Реан A.A. Локус контроля делинквентной личности. // Психологический журнал. 1994. — № 2. — С. 52 — 56.
- Резник Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности. //Социс. -1995,-№ 12. -С.100−110.
- Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. -М.: Прогресс, 1988. 256 с.
- Робин Ж. М. Фигуры гепггальта. // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. — № 3. — С. 25−53.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Унверс», 1994. — 480 с.
- Романова Е.С., Гребенников JI.P. Механизмы, психологической зашиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. -М., 1996. 138 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 е., Т. 1-А-М-1993.
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М.: Наука, 1984. 193 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976. 415 с.
- Савенко Ю.С. Основные проблемы учения о психологических компенсаторных механизмах. В кн. Клинико-психологические исследования личности: Материалы симпозиума 16−17 декабря 1971 г. -Л., 1971, С.70−72.
- Савенко Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология. // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. -М., 1974. -С95−112.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения. // Вопросы психологии. 1975.- № 3. — С. 62 — 72.
- Селъе Г. Стресс без дистресса. -М., 1979. 123с.
- Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Автореф.докт.дисс. Ростов н/Д, 1998. 46 с.
- Славина JI.C. Задачи индивидуального подхода при перевоспитании. / Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 156 — 161.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития./ Вопросы психологии. -1996, № 5, — С. 38 — 50.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
- Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах. Дис. канд. пс. наук. -JL, 1973. 129с.
- Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. -JL, 1984.-23 с.
- Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / Ред. составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1996. — 480 с.
- Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. JL: Медицина, 1984. -182 с.
- Тонконогий K.M., Цейтина Г. Д. Методика личностного субъективного шкалирования (ЛСШ) и возможности ее применения в клинике // Труды Ленингр. научно-иссл. психоневролгического института. 1978. Т.87. -С.59−61.
- Третьякова Е.И. Клинико-психологические аспекты профессионально-личностного развития студентов. Дис. канд. мед. наук-М., 1995. 193с.
- Тукаев Р. Д Механизмы психологической защиты при эмоционально-стрессовой психотерапии // Восьмой съезд невропатологов, психиатров и наркологов. Тезисы докладов 25−28 октября 1988 г., т. З, С.506−507.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.
- Уодингтон К.Х. Основные биологические концепции// На пути к теоретической биологии. I. Пролегомены.-М., 1970. С.11−38.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып.2 / Пер. с англ. М., Изд. Российского открытого университета. 1992. — 136 с.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 3 / Пер. с англ. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. — 84 с.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 4 / Пер. с англ. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. — 65 с.
- Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г-М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. -М.&bdquo- 1984. -С.97−110.
- Федоров А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте : Типологический подход. Автореф. дис. канд. пс. наук. -М., 1996. -17 с.
- Филонов Л. Б Психологические барьеры трудновоспитуемых детей и преодоление их контактным взаимодействием // Предупреждениепедагогической запущенности и правонарушений школьников / Ред. М. А. Алемаскин. -М., 1980. С.21−31.
- Философские проблемы теории адаптации /Под ред. Г. И. Царегородцева. М., 1975. -277 с.
- Формирование личности и переходный период: от подросткового к юношескому / Под ред. Дубровиной. М., 1987.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -368с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика -Пресс, 1993,140с.
- Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1923. -250с.:
- Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // 3. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 256 — 324.
- Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. / Сб. статей: Пер. с нем. М.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., автор вступ. статьи М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989.-448 с.
- Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного: Сб. произведений. -М.: Просвещение, 1989. С. 202 -310.
- Фрейд 3. Страх: Пер. с нем. М., 1927. 128 с.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. /Пер. с нем. Книга 1, -Тбилиси, «Мерани», 1991. 398 с.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. /Пер. с нем. Книга 2Ь -Тбилиси, «Мерани», 1991. 425 с.
- Хомич И.И. Человек живая система: Естественнонаучный и философский анализ. — Минск.: «Беларусь», 1989. — 271с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза./ СПб .: Лань, 1997. 240с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -М., 1993. 264с.
- Худик В.А. Диагностика детского развития: методы исследования. -Киев: Осв1та, 1992. -220 с.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. -М., 1997. 175 с.
- Шевандрин НИ. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998, 512 с
- Шшнов E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. Уч. пособие М.- Ставрополь, 1991.
- Шшнов E.H., Котова Б. И. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности.- Ростов-на-Дону, 1995.
- Шорохова Е.В. Методологические проблемы соотношения психологии и медицины.// Психология и медицина. М., 1978. 320с.
- Шуте В. Глубокая простота. Основы социальной философии./ Пер. с англ. СПб.: «РОЗА МИРА», 1993. -218с.
- Щепкина Е. Что мешает студенту учиться.// Высшее образование в России.-1997.-№ 4.-С.68−70.
- Щукин М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психологии // Интегральное исследование индивидуальности: стиль дятельности и общения. Пермь, 1982.- С. 3 — 17.
- Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! Искусство психологической самозащиты. С-Пб, .1997, 217 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М., 1978, -392с.
- Юнг КГ. К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. — С 119 -129.
- Юнг КГ. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. — № 1. — С. 133 -150.
- Юнг К. Г. Опыт изложения психоаналитической теории // Избранные труды по аналитической психологии: В 3 т. Т. III. -Цюрих, 1939.
- Юнг КГ. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 285 с.
- Юнг КГ. Психологические типы // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Московского университета, 1982. С. 199−219.
- Юнг КГ. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. — С. 103 -118.
- Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе. // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С. 49 -55.
- Юферова Т.И. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуациях. / Вопросы психологии. 1975. -№ 2. — С. 113 -123.
- Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук, -Кемерово, 1995, -190с.
- Adler A. Der Sinn des Lebens. Wien-Leipzig, 1933. — 205 s.
- Adler A. Individual Psychology // Theories of Personality / Lindzei G., Hall C. N.Y. Wiley, 1957. P. 114 — 156.
- Adler A. Menchenkenntnis. Leipzig, 4. Aufl., 1931. — 230 s.
- Cobb S. Social support as a moderation of life stress // Psychosomatic Medicine. 1976. V. 38. N 5. P. 300−314.
- Crnic K., Greenberg M., Robinson N., Ragozin A. Material stress and social support: effects on the mother-infant relationship from birth eighteen months // Amer. J. Orthopsychiatry. 1984. V. 52. N 2. P. 224−235.
- Crove Т. K., Jonson E. L. Support for mothers of infants born at risk // Therary in pediatrics. 1991. V. 11. N 3. P. 89−98.
- Cutrona С. E., Suhr J. A. Controllability of stressful svents and satisfaction with spose support behaviours // Communication Res. 1992. V. 12. N 2. P. 154−174.
- Erikson E. Identity, youth and crisis. -N.Y., 1968.
- Fiedmann M. L., Andrews M. Family support and child adjestment singl-parent families // Issues in Comprihenciye Pediatric Nursing. 1990. V. 13. № 4. P. 289−304.
- Freud A. Defenese Mechanisms: Encyclopedia Britanika, Vol 7, london, p. 172- 173.
- Joetting A. Patterns of support among in laws in United States: a review of researsh // J. Family Issues. 1990. V. 11. № 1. P. 67−90.
- Jacobson S. W., Frye K. F. Effects of material social support on attachment: Experimental Evidence // Child Development. 1991. V. 62. N 3. P. 572−582.
- Lazarus R. S. Psychological stress and coping process. N.Y.: McGrau-Hill, 1966.
- Morinada Y. S. Sakata K., Koshi R. Marital satisfaction and division of family related tasks among Japanese married couples // Psichol. Reports. 1992. V. 70. N 1. P. 163−168.
- Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1971/ XII. -324 p.
- Sullivan G. S. Conceptions of modern psychiatry. L., Tavistock, 1955, 298 p
- Universal E. Nistore nervicordne crynniki u studentov szkol wyzczych // Psychiat. pol., 3. 467−462.
- Veiel H., Bauman U. (Eds.). The meaning and measurement of social support: The series in clinical and community psychology. N. Y.: Hemisphere Publishing. Corp., 1992.
- Temkov J. Psychopathologie und Prophylaxe der gestorten Adaptation in des Ausbildungsprocesse bei Studenten. -Psychiatr. Neurol., Med. Psychol., 1975. V. 25. Nl.-s. 38−41.