Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Преодоление социально желательного поведения подростками-депривантами в ситуации нравственного выбора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализируемые данные говорят о том, что каждый третий воспитанник детского дома стремится выразить себя в соответствии с социально одобряемыми образцами поведения, чему способствуют условия воспитания в детском доме и система сложившихся в нем отношений. Это подтверждают результаты корреляционного анализа (см. Таблица 23 Приложение 3), в котором прослеживается связи между шкалами социальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме особенностей социализации и нравственного развития подростков
    • 1. 1. Психологические особенности социализации подростков, находящихся в условиях депривации
    • 1. 2. Нравственное поведение как критерий оценки нравственной социализации подростка
    • 1. 3. Социально одобряемое поведение и психологические аспекты проявления социальной желательности у подростков-депривантов
  • Глава II. Эмпирическое исследование психологических условий преодоления социальной желательности подростка — деприванта в ситуации нравственного выбора
    • 2. 1. Психологический анализ особенностей социально желательного поведения у подростков, воспитывающихся в условиях депривации
    • 2. 2. Психологические условия преодоления социальной желательности в поведении подростков-депривантов (формирующий эксперимент)
    • 2. 3. Оценка результативности формирующего эксперимента
  • Заключение

Преодоление социально желательного поведения подростками-депривантами в ситуации нравственного выбора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Произошедшие в последние десятилетия? изменения в социально-экономической и культурной жизни ставят перед социумом задачи, требующие высокого уровня нравственного развития личности, овладения традиционными социально приемлемыми формами поведения и их творческим преобразованием с учетом условий социализации, что приобретает особую актуальность в подростковом возрасте.

Социализация подростков ¦ воспитывающихся в • детских домах, и интеграция их в обществе характеризуется — нарушением социальных контактов, дефектами в. поведенческой сфере и препятствует реализации адаптационных возможностей— Вот почему особую5 актуальность приобретает изучение конформного-, социально? желательного поведения (Д.П. Кроун, Д. Марлоу, В. И. Похилько, А. Е. Шмелева-, А. Л: Эдварде и^р.),.препятствующего осознанному выбору модели поведения и самоидентификации: Понимая под социальной желательностью1 характеристику поведенияиндивида, стремящегося представить себя* в наилучшем свете, важно отметить, что она может иметь разную направленностьв случае включения подростка в г просоциальную группу — положительную (А.Г. Зверков, О. А. Карабанова, Е. А. Курганова, Е. В1- Эйдман), в «отрицательныйсоциум» — отрицательную (К. Роджерс). Применительно к воспитанникам детского дома, социальную желательность следует-рассматривать как негативное личностное проявление, отражающее неспособность воспитанника на когнитивном: уровне соотносить моральные и нравственные нормы, на аффективном — переживать положительные эмоции Всвязи с ситуацией нравственного выбора и на поведенческом — обладать устойчивой нравственной позицией при оценке чужих ш собственных поступков.

Сложности в. ситуации расширения взаимодействия с. социумом испытывают многие подростки, но особенно остро данная проблема проявляется у подростков, социализирующихся в условиях детского дома. Организация практики воспитания, развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой актуальную проблему современной педагогической психологии (И.В. Дубровина, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, H.H. Толстых и др.), обусловленную необходимостью развития субъектной активности, формированием выбора собственной осознанной нравственной позиции, позволяющей подросткам-депривантам успешно реализовать себя в социуме, преодолевая социально желательные тенденции в поведении.

Состояние и степень разработанности проблемы.

Как показал теоретический анализ литературы, вопросы нравственного становлением подростков нашли широкое отражение в работах отечественных и зарубежных авторов.

Особая актуальность данной проблемы при анализе структуры личности подростка обуславливается’спецификой данного этапа онтогенеза, характеризующегося интенсивным становлением личности в процессе интериори-зации нравственных установок и ценностей общества (Л.И. Божович, А. К. Дусовицкий,. Д.И. Фельдштейн). Ключевыми понятиями в рассмотрении нравственного становления' личности стали понятиявыбор (Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев, Н. Ф: Наумова, Н.В. Иилипко), нравственный выбор (С.Ф.Анисимов, В. Г. Вардомацкий, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, О. И. Кичанова, Т. И. Кузьмина, А.И.Титаренко), экзистенциональный выбор (В.Д. Шадриков), рассмотрение которых в контексте анализа социально желательного поведения практически отсутствует.

Именно у подростка социально желательное поведение перерастает в черту личности — социальную желательность, которая выступает внутренним фактором, препятствующим нравственному становлению личности в процессе социализации. Содержание социальной желательности как характеристики поведения рассматривается в рамках психологических и социально-групповых явлений конформизма (S.E. Asch, R.S. Crutchfield, С.А. Kiesler, М. Deutsch, Н. Gerard, Н.С. Kelman, R.H. Willis и др.), нонконформизма.

Р. Кратчфилд, Д. Майерс, С. Милгам, С. Снайдер, Г. Фромкин), группового давления (В1. А. Бакеев, А. В. Петровский, А. П. Сопиков, В. Э. Чудновский).

Психологические подходы к изучению феномена социально желательного поведения позволяют рассматривать данную характеристику с позиции изучения склонности к социальной желательности в процессе тестирования (Д.П. Кроун, Д. Марлоу, А. Орел, В. И. Похилько, А. Г. Шмелева, A.JI. Эдварде и др.), становления самосознания (В.П. Бояринцев, Г. Линдсей, С. М. Меджидова, К. Холл и др.) и социально-психологических исследований социально ориентированного поведения (Т.Е. Иовлева, O.A. Карабанова, Е. А. Курганова, Н. Г. Салмина, И. Г. Тиханова и др.).

Тестологический подход, рассматривает социально желательное поведение как потребность человека представлять себя в наилучшем свете при ответе на вопросы тестов. Тестологами были разработаны специальные методики и отдельные шкалы («шкала ереси», «шкала лжи»), предназначенные для выявления, социальной желательности как характеристики личности (Д.П. Кроун, Д. Марлоу, В. И. Похилько, А. Г. Шмелева, A.JI. Эдварде), что и положило начало исследованию изучаемого явления.

Выявленные связи между становлением^ самосознания’и социально желательным поведением, позволили определить формы социальной желательности, выделив значимые для субъекта составляющие «Я-образа». Установлено, что одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью, и, отделяя оценки окружающих от знания о себе, субъект реализует самость.

В рамках социально-психологических исследований социальная желательность рассматривается как черта личности, формирующаяся в условиях вынужденной необходимости соответствоваь требованиям группы в надежде получения одобрения и принятия (Н.В. Вязовова, А. Г. Зверков, O.A. Карабанова, Е. А. Курганова, Е. В. Эйдман и др.).

Анализ литературы по проблеме социально желательного поведения показал, что исследуемая проблема недостаточно отражена в психологопедагогической науке, и, несмотря на разработанность подходов к изучению социализации и нравственного становления личности, факторы, влияющие на этот процесс и условия преодоления социальной желательности как свойства личности остаются практически не изученными.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена следующими противоречиями меяеду:

— запросом общества на социально адаптированную личность, способную делать выбор, нести ответственность за него и ограничением возможностей учреждений «закрытого» типа обеспечить такой тип поведения у воспитанников;

— возможностью изучить социально желательное поведение-и социальную желательность как свойство личности и слабой теоретической проработкой данных явлений;

— научными исследованиями в сфере социально одобряемого поведения и отсутствием практических прикладных исследований, направленных на преодоление эффекта социальной желательности в ситуации нравственного выбора;

— сформированными, усвоенными детскими формами контроля поведения, уже потерявшими свою актуальность в подростковом возрасте, и новыми, формирующимися взрослыми способами регуляции поведения, предполагающими нравственную обусловленность выбора и ответственность, а также возможность верно осуществить коррекцию социальной желательности в условиях детского дома.

С учетом указанных противоречий сформулирована проблема: определение психологических условий преодоления социально желательного поведения у подростков-депривантов в рамках комплексной психолого-педагогической программы.

Объектом исследования выступило социально желательное поведение подростка-деприванта.

Предмет исследования: психологические условия преодоления социальной желательности подростками-депривантами в ситуации нравственного выбора.

Цель исследования: выявление оптимальных психологических условий, способствующих преодолению социальной желательности у подрост-ков-депривантов и реализация их в ходе экспериментальной работы.

Цель исследования обусловила постановку следующих задач:

1. Провести теоретико-методологический анализ современного состояния проблемы социализации и нравственного развития, подростка-деприванта;

2. Раскрыть психологическую сущность социально желательного поведения;

3. Выявить оптимальные условия преодолениясоциальной желательности как черты личности подростка-деприванта, проявляемой в ситуации нравственного выбора;

4. Определить критерии и компоненты оценки нравственной сферы подростков-депривантов;

5. Разработать и апробировать комплексную программупреодоления социальной, желательности у воспитанников детского дома и оценить эффективностьпроведенной работы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что преодоление социальной желательности может стать эффективным условием формирования самостоятельного, нравственного выбора" у подростков-депривантов, если:

— рассматривать социальную желательность и эффект социальной желательности (ЭСЖ) как негативный психологический феномен, который может закрепляться, перерастать в устойчивое свойство личности подростка, препятствуя росту самостоятельности и ответственности;

— в учебно-воспитательном процессе детского дома создать необходимые психолого-педагогические условия, способствующие преодолению социально желательного поведения и формированию нравственного поведения подростков;

— в ходе целенаправленного психолого-педагогического воздействия (проблемный тренинг, индивидуальное и групповое консультирование, дискуссионный клуб, проблемный кинолекторий и т. п.), способствовать расширению когнитивного компонента нравственной сферы подростков-депривантов, формированию осознанного отношения к выбору и закреплет нию субъективной нравственной позиции.

Методологическую основу исследования составили: принцип системности (Б .Г. Ананьев, Л. И. Божович, JI.C. Выготский, Л. Рубинштейн и др.), принцип детерминизма. (Л.И. Анцыферова, A.B. ПетровскийС.Л. Рубинштейн и др.), принцип субъектности (К.А. Абульханова — Славская, A.B. Брушлинский и др.), принцип развития (Н.В. Кузьмина, В. Д. Шадриков и др.), деятельностный подход и его основополагающий принцип связи нравственного сознания и деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. ГальперинA.II. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, В. В. Столин, В. Ф. Петренко и др.), рефлексивно-деятельностный подход (Е.И. Кузьмина), принцип активного отражения личностью окружающей действительности (AJ. Асмолов, Е. ВШорохова и др.).

Теоретической основой диссертационного исследованиястали психологические исследования: процесса социализации (Г.М. Андреева, С.А. Бе-личева, Л. Н. Бережнева, O.A. Дорожкина, И. В. Дубровина, М. Ю. Кондратьев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин, A.M. Прихожан, Н. Н— Толстых и др.), идеи нравственного развития личности (П.П. Блонский, A.B. Запорожец, В.В. Зеньков-ский, Л. Кольберг, И .С. Кон, Ж. Пиаже, С. ЛРубинштейн, Е. В. Субботский, П. М. Якобсон и др.), работы зарубежных и отечественных ученых. по изучению социально желательного поведения (Д.П. Кроун, Д. Марлоу, В: И. По-хилько, А. Г. Шмелева, А.Л. Эдварде).

Методы исследования определялись целью и задачами исследования: 1) теоретико-методологический анализ литературных источников- 2) эмпирические методы исследования: наблюдение за процессом взаимодействия подростков-депривантов, беседа, методика «Оценка поступков" — методика экспресс — диагностики эмпатии (И.М. Юсупов) — методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) — шкала оценки мотивации одобрения Марлоу — Кроунадиагностика ценностных ориентаций (Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова) — метод экспертной оценки нравственной сферы подростков- 3) математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования — описательный, сравнительный и факторный анализы. Обработка и вычисления проводились с использованием программы «SPSS 13.0 for Windows».

Основные результаты исследования, полученные-лично соискателем, и их научная новизна:

1. Рассмотрены особенности процесса социализации подростков-депривантови выявлены основные компоненты нравственной социализации личности (когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий), дана психологическая характеристика каждого из компонентов.

2. Раскрыта психологическая сущность социально желательного поведения подростков-депривантов и определена стратегия поведения подростков, базирующаяся на обусловленной средовым влиянием необходимости следовать групповым социально-желательным образцам поведения.

3. Обнаружены психологические факторы, обуславливающие оценку нравственной сферы подростков-депривантов и подтверждающие специфику проявления социально желательного поведения воспитанников детского дома, а именно: факторы «безответственности», «рассогласованности оценки нравственных качеств», «социальной желательности" — выявлены» особенности влияния данных факторов на нравственный выбор.

4. Определены основные этапы продуктивного психологического воздействия на подростков-депривантов с целью преодоления социально желательного поведения: диагностико-оценочный, просветительский, формирующий, консультативный.

5. Выявлены психологические условия преодоления социальной желательности в поведении подростков-депривантов на когнитивноинформационном уровне (поощрение выражения собственного мнения, уважение выбора ребенкаосознанный поиск решения морально-нравственных дилеммрефлексия морального выбора) — на социализирующем уровне (обеспечение внутренней безопасности, чувства раскованности и свободыпоощрение разнообразных поведенческих реакций, свидетельствующих о самоанализе и рефлексии ситуацииорганизация сотрудничества педагогов, воспитателей, психологов детских домов и воспитанников по преодолению социально неприемлемых безнравственных поступков) — на поведенческом уровне (формирование ответственности за нравственный выборобеспечение самостоятельности в процессе нравственного выборарефлексия поведения в ситуации нравственного выбора).

Теоретическая значимость диссертационного исследования.

Доказано, что формирование нравственной сферы подростков-депривантов будет более успешным, если преодолеть проявления социальной желательности как негативного психологического феномена, характеризующего поведение воспитанников детского дома. Введено рабочее понятие «нравственная социализация» и конкретизированы понятия «социальная желательность» и «социально желательное поведение» в соответствии с предметом исследования. Дан теоретический анализ феномена социальной желательности, его содержания и психолого-педагогических условий, обеспечивающих преодоление ЭСЖ в условиях детского дома.

Нравственная социализация определяется как процесс целенаправленного усвоения индивидом моральных норм с последующим осознанным преобразованием их в нравственные нормы, а также реализацией полученных моральных знаний и нравственного опыта в стратегии поведения при принятии нравственного решения в условиях выбора и поступках.

Дано рабочее определение эффекта социальной желательности, под которым понимается социально-психологический эффект, проявляющийся в любой ситуации социально-ролевого взаимодействия, в ходе которого личность вербально декларирует и активно поддерживает моральные нормы, но не демонстрирует социально «одобряемые» и приемлемые в рамках ситуации образцы поведения, усвоение которых обусловлено интенционной индефе-рентностью субъекта и противоречием между когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей нравственной сферы подростка.

Разработана психолого-педагогическая модель преодоления социальной желательности в поведении подростков-депривантов.

Практическая значимость исследования.

Разработана и апробирована психологическая программа, направленная на преодоление социальной желательности в ситуации нравственного выбора. Данная программа может использоваться в воспитательном процессе детского дома и образовательных учреждений различного профиля с целью формирования нравственной сферы подростков.

Разработан психологический тренинг «Каждый выбирает для себя», способствующий снижению социальной желательности в поведении подростков, а также пакет диагностических методик, позволяющих изучать социально желательное поведение подростков.

Полученные материалы могут быть использованы при подготовке и повышении квалификации психологов, педагогов, социальных работников, г воспитателей, а так же в подготовке студентов педагогических и психологических факультетов, пополнив учебные курсы «Психология подростков», «Факторы риска психического развития».

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается: исходными методологическими и теоретическими предпосылкамиопорой на достижения современной педагогической и возрастной психологиииспользованием комплекса взаимодополняющих методов сбора информации (опросного, диагностического и др.), адекватных предмету, задачам и гипотезе исследованиясодержательным сравнительным анализом результа-¦ тов, полученных на разных этапах исследования. Надежность результатов обеспечивается репрезентативностью выборки испытуемых, применением методов математической статистики (критерия значимости различий Манна.

Уитни, факторного анализа).

Положения, выносимые на защиту:

1. Эффект социальной желательности — социально-психологический эффект, который проявляется в любой ситуации социальног ролевого взаимодействия, в ходе которого личность вербально декларирует и активно поддерживает, но не демонстрирует просоциальные и морально приемлемые в рамках ситуации образцы поведения. В подростковом возрасте социальная желательность становится чертой личности, которая дестабилизирует взаимоотношения подростков-депривантов с социальным окружением, что может быть тесно связано с условиями воспитания подростков и состоянием нравственной сферы личности.

2. Индивидуальные проявления социально желательного поведения связаны с нравственным развитием подростка-деприванта, системой отношений и ситуацией взаимодействия, в которой определяющим выступает партнер по взаимодействию — учитель, психолог или сверстник. В зависимости от ситуации взаимодействия и ожиданий партнера, (его функций и систем требований) нравственные проявления подростков-депривантов качественно меняются.

3. Психолого-педагогическая модель преодоления социальной желательности подростков-депривантов в ситуации нравственного выбора включает в себя базовые компоненты социальной желательности, психолого-педагогические условия преодоления социально желательного поведения, а также проблемный тренинг, направленный на формирование нравственной сферы подростков и развитие ответственности, самостоятельности, рефлексии, Я-ценности.

4. Факторами, обуславливающими проявления социальной желательности в ситуации нравственного выбора, являются факторы «безответственности», «рассогласованности оценки нравственных качеств», «социальной желательности».

5. Условия преодоления социальной желательности в подростковом возрасте представлены в трехкомпонентной структуре психологок педагогической программы, включающей когнитивно-информационный, социализирующий и поведенческий аспекты. Эффективным средством преодоления социальной желательности служит проблемный тренинг, направленный на расширение и совершенствование когнитивно-информационного, социализирующего и поведенческого компонентов нравственной сферы подро-стков-депривантов и способствующий закреплению независимых форм поведения в ситуации нравственного выбора.

Апробация и внедрение результатов исследования: Основные теоретические положения, промежуточные результаты и выводы исследования представлялись на научно-практических конференциях различных уровней: Международных в Санкт-Петербурге (2006, 2009), в Свято-Николе (Македония- 2008) — Всероссийских и международных конференциях в Тамбове (2006, 2008, 2010) — обсуждались на* заседаниях кафедры педагогической и возрастной психологии Академии социальных и образовательных технологий ТГУ им. Г. Р. Державина.

Материалы исследования использованы при подготовке и проведении областных научно-практических семинаров, и круглых столов в ИГЖРО г. Тамбова в целях профилактики социальной желательности, а также в ходе реализации областной экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ № 31 г. Тамбова «Психологическое здоровье — основа личностного развития школьников».

Основные результаты исследования внедрены в практику работы МОУ СОШ № 4 г. Рассказово, используются в работе с воспитанниками Платоновского детского дома Рассказовского района Тамбовской области, содержание работы представлено в программе и тренинге повышения уровня социальной компетентности подростка-деприванта в ситуации нравственного выбора «Каждый выбирает для себя.».

Экспериментальная база и этапы исследования: базу проведения исследования составил Платоновский детский дом Тамбовской области,.

МОУ СОШ № 4 г. Рассказово Тамбовской области. В исследовании приняли участие: 124 подростка-деприванта, 54 школьника подросткового возраста, 36 педагогов, 7 воспитателей детского дома, педагог-психолог.

Организация исследования: Исследование проводилось в течении 4 лет и включало ряд этапов:

1) аналитико-диагностический (2007;2008 г.) — теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучение различных подходов к профилактике и преодолению социальной зависимости, безнравственности поведенияформирование пакета методик для диагностики социально желательного поведения и связанных с ним личностных особенностей;

2) формирующий (2009;2010 г.) — выявление группы подростков с высоким уровнем социальной желательности, определение психологических особенностей данной группывыделение факторов, влияющих на социальную желательность, разработка комплексной программы и тренинга, проведение итогового среза;

3) аналитический (2010;2011 г.) — анализ и интерпретация результатов исследования, оценка эффективности профилактической работы по преодолению ЭСЖ у подростков, обобщение полученных результатов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введениядвух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Работа иллюстрирована рисунками, таблицами.

Выводы по 1-ой главе.

Представленная работа посвящена одному из важнейших этапов в развитии личности человека — подростковому возрасту и специфике нравственной социализации личности. Несмотря на теоретический опыт, накопленный за долгие годы по данной проблеме, обнаруживается нерешённость вопроса влияния ЭСЖ на нравственное становление и процесс социализации подро-стков-депривантов.

Теоретический анализ и обобщение литературы по теме исследования позволил нам систематизировать научные взгляды по проблеме социализации личности и выделить компонентную структуру нравственной социализации.

Когнитивный компонент предполагает формирование у подростков целостной картины мира, приобретение необходимых для жизни в социуме умений и знаний социальных отношений. Основными психологическими механизмами формирования данного компонента являются усвоение, принятие, осознание, внушение и убеждение.

Эмоционально-оценочный компонент нравственной социализации включает процесс усвоения социальных норм, социальных ролей, ориентирования в содержании деятельности, понимания и оценивания ее социальной значимости. На этой основе складывается эмоциональное отношение ребенка к окружающему миру. Основными психологическими механизмами формирования данного компонента являются интроспекция, рефлексия, принятие/непринятие, сопереживание.

Поведенческий компонент предполагает включение подростков в социально значимую деятельность, одновременно личностную и высоко оцениваемую. Он предполагает приобщение подростка к позитивному социальному опыту, развивающему его личность, позволяющему проявлять себя в качестве субъекта социальной активности, в результате чего формируется неповторимая индивидуальность личности. Основным психологическим механизмом формирования данного компонента выступает усвоение через трансляцию, повторение и закрепление разнообразных форм поведения. Результатом механизма усвоения выступает осознанное закрепление определенной модели поведения, ее рефлексивный анализ, формирование ответственности за поступки.

Рассматривая процесс нравственного развития в подростковом возрасте, отмечалось, что одной из характеристик сформированности нравственной сферы является процесс принятия решения, а также то, что моральное поведение возможно только в случае усвоения моральных и нравственных норм. Однако по мере развития личности, в частности у подростков, процесс нравственного развития приобретает личностно обусловленный характер, средо-вое влияние на которое определяет вектор нравственного развития и становления личности. Анализ нравственной периодизации и соотнесение ее с реальными параметрами развития подростков-депривантов говорит о несфор-мированности нравственной сферы подростков, что требует пересмотра возрастных критериев нравственного развития. Стремительные изменения в социуме привели к тому, что подростки не успевают усваивать весь объем необходимых знаний, особенно знаний о морально-нравственных императивах, т.к. на современном этапе развития общества на данной категории знаний внимание не акцентируется, а требование к применению этих знаний на практике воспринимается как должное.

Личность, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность, прежде всего с учетом взглядов, существующих в данных группах и в обществе в целом. Влияние малой группы на протекание психических явлений и поведение индивида связано с изучением феномена эффекта социальной желательности, который, по нашему мнению, следует отличать от конформности как личностного качества, которое проявляется в тенденции демонстрировать сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях.

Нами предложено следующее определение: эффект социальной желательности (ЭСЖ) — это социальнопсихологический эффект, проявляющийся в любой ситуации социально-ролевого взаимодействия, в ходе которого личность вербально декларирует и активно поддерживает, но не демонстрирует социально «одобряемые» и приемлемые в рамках ситуации образцы поведения, усвоение которых обусловлено интенционной индеферентностью субъекта и противоречием между когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей:

Наличие эффекта социальной желательности обусловлено совокупностью различных факторов, многие из которых являются внешними по отношению к подростку и не выступают как психологические причины его поведения.

В качестве ведущей причины можно рассматривать низкий уровень моральных знаний и нравственных представлений подростка. Таким образом, активность подростков при усвоении норм человеческих взаимоотношений можно рассматривать как необходимое условие усвоения социально признаваемого и одобряемого поведения, выступающего ключевой характеристикой развития.

Поэтому, особую актуальность приобретает вопрос о реорганизации процесса усвоениясоциального опыта депривантом от пассивного, субъективно незначимого к активному, преобразующему подростка в субъекта социализации, не только накапливающего (идентичность), но и субъективно структурирующего усвоенную культуру макрои микросоциума.

2.1 Психологический анализ особенностей социально желательного поведения у подростков, воспитывающихся в условиях депривации.

Проведенный в первой главе теоретический анализ нравственного развития подростка-деприванта показал важность рассмотрения данного явления. Выявлены основные этапы нравственного развития личности, описаны особенности нравственного становления в подростковом возрасте. Установлено, что условия депривации оказывают влияние на становление и формирование личности подростка, определяя в том числе специфику проявления социально желательного поведения. Подросток с высоким уровнем социальной желательности испытывает сложности в ситуациях социально-ролевого взаимодействия, в расширении сферы контактов и формировании собственно и нравственной позиции.

Для подтверждения теоретических положений был проведен психолого-педагогический эксперимент, включающий 3 этапа:

1. констатирующий,.

2. формирующий,.

3. контрольный.

Первый этап направлен на изучение социально желательного поведения и оценку нравственного развития подростков-депривантов. Пилотажное исследование осуществлялось с помощью диагностических методов.

Для выявления группы респондентов с повышенной и высокой склонностью к социально желательным ответам использовались две методики:

1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), включающая шкалу установки на социальную желательность. Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого оценивать себя в наиболее благоприятном ракурсе с точки зрения реализации социальной желательности в поведении.

Высокие показатели по шкале установки на социальную желательность свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования [147].

2. Шкала Марлоу-Кроуна определяет уровень мотивации одобрения5 — стремление заслужить одобрение значимых окружающих людей.

Для изучения особенностей нравственного развития использовались:

1 Методика- «Как поступать», предназначенная для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам. Ребенку предлагается’привести примеры следующих поступков:

• добрых.

• принципиальных,.

• злых,.

• безвольных,.

• безответственных [147].

2 Метод экспертных оценок — основной метод оценивания поведенческого компонента нравственного сознания. Экспертные оценки часто используются как внешний? критерий, относительно которого измеряется' ва-лидность результатов.

При выборе экспертов мы учитывали их различный социальный статус по отношению к испытуемому, что определяет различные стили поведения^ респондента в присутствии данных лиц.

В качестве экспертов выступали лица, хорошо знакомые с испытуемыми и, в отношениях с которыми не были выявлены конфликты. Общее количество экспертов составило'5 человек:

• Учитель. Воспитанники детского дома обучаются в обычной общеобразовательной школе, поэтому в качестве одного из экспертов был выбран учитель русского языка и литературы, который в силу специфики преподаваемого предмета достаточно часто контактирует с испытуемыми на эмоционально-личностном уровне, обладает возможность анализировать продукты деятельности воспитанников интерната.

• Воспитатель. На наш взгляд, одно из самых близких к воспитанникам лицо, наблюдающее их в различных жизненных ситуациях, контактирующее с ними в неформальной обстановке, знаком с биографией ребенка.

• Сверстник. Референтно значимое лицо, часто воспринимаемое как член «семьи», с мнением которого необходимо считаться. Так же интересна оценка респондентов их сверстниками, которые вынуждены непосредственно жить и контактировать в одной группе социального взаимодействия.

• Психолог. Оценка специалиста-эксперта исключительно значима для диссертационного исследования, так как она основывается не только на наблюдении и оценке непосредственной коммуникации, но и опирается на достоверные результаты диагностических обследований.

• Самооценка респондента. Особый интерес представляет оценивание воспитанником самого себя, сравнительный анализ отношения к себе всех референтно значимых лиц и соотношение данных оценок с оценками других экспертов.

Экспертная оценка проводилась последовательно в несколько этапов (по одной черте за одну экспертизу) — в ходе проведения экспертной деятельности каждого эксперта просили упорядочить всю группу по одному признаку.

Оценка степени проявления отдельных нравственных характеристик поведения личности осуществлялась с помощью авторской анкеты, разработанной специально для данного исследования (см. приложение 1). Для экспертной оценки были выбраны следующие характеристики:

— Вежливость.

— Искренность.

— Отзывчивость.

— Ответственность.

— Сочувствие.

— Терпимость.

— Общительность.

— Самостоятельность.

Степень выраженности того или иного качества оценивалась суммированием баллов, выставленных каждым экспертом.

3 Методика экспресс-диагностики эмпатии (И.М. Юсупов).

Для диагностики эмоционального компонента нравственного развития нами использовался опросник Юсупова, содержащий 6 диагностических шкал выражающих эмпатию по отношению к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям [147].

Выбор данной методики обусловлен тем, что в нашем исследовании интерес представляет именно эмоциональное отношение к различным группам людей, определяющее референтно значимую выборку для испытуемых. Итогом первого этапа исследования стало формирование контрольной и экспериментальной групп для участия в формирующем эксперименте.

С целью выявления специфики поведения, нравственного сознания и сферы самосознания подростков-депривантов были сформированы две группы (экспериментальная и контрольная). Экспериментальную группу составили подростки, воспитывающиеся в детском доме, в количестве 124 человек и возрасте от 12 до 15 лет. Контрольную группу составили подростки, воспитывающихся в семьях, в количестве 54 человек. Результаты диагностики с помощью методики на изучение эмпатии И. М. Юсупова (результаты см. в табл.13 Приложения 2), методики А. Н. Орла на выявление особенностей поведения (результаты см. в табл. 16 приложения 2) и методики мотивации одобрения (результаты см. в табл. 16 Приложения 2) представлены в сводных таблицах результатов (см. Приложение 2).

Статистический анализ результатов позволил вычислить средние значения всех измеренных показателей в каждой группе испытуемых. Для проверки статистической значимости различий между двумя группами испытуемых использовался непараметрический критерий Манна-Уитни (MannWhitney Test). При статистическом анализе данных также вычислялась ранговая корреляции (Спирмен) между данными шкалы эффекта социальной желательности и всех остальных шкал.

Статистический анализ выявил существенные различия (см. Таблица 2) в выраженности социальной желательности в контрольной и экспериментальной группах. У подростков, воспитывающихся в детском доме, эффект выражен сильнее, чем у обычных подростков. Средний показатель экспериментальной группы составляет 8,58 балла, в контрольной группе — 3,38 балла, что статистически достоверно при уровне значимости, а = 0,001 (см. Табл. 27 и 28 Приложение 3).

С целью сравнения двух групп подростков по уровню выраженности социальной желательности и особенностей поведения нами была использована процедура нормирования путем перевода сырых баллов в трехуровневую оценочную шкалу. Для этого на основе совокупности данных обеих групп испытуемых были вычислены средние значения и стандартные отклонения по каждой из шкал методики А. Н. Орла. Затем каждое отдельное значение сырого балла было оценено как низкое, если оно было меньше или равно среднему арифметическому минус стандартное отклонениекак среднее, если оно лежало в пределах значений, равных среднему арифметическому плюс минус стандартное отклонение. Все значения превышающие среднее арифметическое плюс стандартное отклонение были оценены как высокие. Результаты вычислений представлены в таблице 19 приложения 2, а также в таблице 2 и на рисунке 3. ления социально желательного поведения. В тоже время 36,8% подростков-депривантов показывают высокий уровень проявления социально желательного поведенияв контрольной группе этот показатель равен нулю. Средний уровень выраженности социально желательного поведения практически в равной мере проявился в обеих выборках (у 63,2% воспитанников детского дома и 62,6% семейных детей).

Анализируемые данные говорят о том, что каждый третий воспитанник детского дома стремится выразить себя в соответствии с социально одобряемыми образцами поведения, чему способствуют условия воспитания в детском доме и система сложившихся в нем отношений. Это подтверждают результаты корреляционного анализа (см. Таблица 23 Приложение 3), в котором прослеживается связи между шкалами социальной желательности и мотивации одобрения. Выявленные связи свидетельствуют о том, что демонстрируемая подростками-депривантами социальная желательность, в действительности не имеет под собой никакого другого основания, кроме желания выглядеть в глазах воспитателей в наилучшем свете, избегая, таким образом, порицания и социального отвержения. Более того, как показало наблюдение, социально желательное поведение у воспитанников детского дома не подкреплено нормами нравственности и нравственными чувствами, а потому, оно не находит своего выражения в поступках подростков.

Для подтверждения выявленных положений нами был проведен покомпонентный анализ связи нравственной сферы подростков с высоким уровнем социально желательного поведения, результаты которого приведены ниже.

Оценка когнитивного компонента нравственной сферы подростков с высоким проявлением ЭСЖ проведена с помощью методики «Как поступать». Экспериментальная группа — 40 подростков, имеющие высокий уровень социальной депривации, контрольная группа — 37 подростков. Результаты обследования представлены в таблице 13 приложения 2, а также в таблице 3 и на рис. 3. Статистический анализ значимости различий осуществлялся с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни (см. Табл. 24, Приложение 3).

Заключение

.

Представленная работа посвящена одному из важнейших этапов в развитии личности человека — подростковому возрасту и специфике нравственной социализации личности. Несмотря на теоретический опыт, накопленный за долгие годы по данной проблеме, обнаруживается нерешённость вопроса влияния ЭСЖ на нравственное становление и процесс социализации подро-стков-депривантов.

Теоретический анализ и обобщение литературы по теме исследования позволил нам систематизировать научные взгляды по проблеме социализации личности, определить нравственную социализацию, под которой понимается процесс целенаправленного усвоения индивидом моральных норм и осознанное преобразование их в нравственные нормы, а также реализацию полученных моральных знаний и нравственного опыта в регулирующие принятие решения отношения выбора стратегии поведения и. осуществления поступков и выделить компонентную структуру нравственной социализации.

Рассматривая процесс нравственного развития в подростковом возрасте, отмечалось, что одной из характеристик сформированности нравственной сферы является процесс принятия решения, а также то, что моральное повег дение возможно только в случае усвоения моральных и нравственных норм. Анализ нравственной периодизации и соотнесение ее с реальными параметрами развития подростков-депривантов говорит о несформированности нравственной сферы подростков, что требует пересмотра возрастных критериев нравственного развития. Стремительные изменения в социуме привели к тому, что подростки не успевают усваивать весь объем необходимых знаний, особенно знаний о морально-нравственных императивах, т.к. на современном этапе развития общества на данной категории знаний внимание не акцентируется, а требование к применению этих знаний на практике воспринимается как должное.

Теоретический анализ литературы по проблеме социально желательного поведения показал, что исследуемая проблема недостаточно отражена в пси.

4. Подростки, воспитывающиеся в детском доме, в наибольшей мере склонны к агрессии, самоповреждению и делинквентному поведению, что свидетельствует об обесценивании собственной жизни и снижении ценности другого. Волевой контроль, склонность к аддикциям и преодолению норм проявляется в меньшей мере и две последние характеристики напрямую связаны с контролем за деятельностью воспитанников детского дома.

Условия воспитания в детском доме, по сравнению с условиями воспитания в семье в большей мере способствуют формированию таких форм отклонений в поведении, как агрессивность, самоповреждение, делинквентность и преодоление установленных норм.

Разработана и апробирована психологическая программа по преодолению социальной желательности в условиях нравственного выбора. Данная программа может использоваться-в воспитательном процессе детского дома, способствуя расширению возможностей воспитанников регулировать свое поведение в соответствии с субъективными нравственными критериями.

Полученные в ходе исследования данные позволяют принимать действенные меры для организации профилактической работы с подростками. Разработан психологический, тренинг, способствующий снижению социальной' желательности и ЭСЖ.

Условиями преодоления социально желательного поведения в подростковом возрасте являются: расширение взаимодействия с социумом и ориентация в социальном пространствевыявление проблемного поля морально-нравственных отношенийпоощрение выражения собственного мнения, уважение выбора ребенкаобобщение опыта морально-нравственного выборарефлексия морального выборасоздание атмосферы понимания, принятия, сопереживанияпоощрение разнообразных поведенческих реакций, свидетельствующих о самоанализе и рефлексии ситуацииналичие ситуаций морально-нравственного развитияорганизация сотрудничества педагогов, воспитателей, психологов СДУ по преодолению социально неприемлемых безнравственных поступковформирование ответственности за выборобеспечение самостоятельности в процессе выбораовладение традиционными, социально приемлемыми формами поведения и их творческое преобразование с учетом конкретной ситуациирефлексия поведения в ситуации выбора.

Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза диссертационного исследования подтверждена, психолого-педагогическая программа преодоления ЭСЖ и социально желательного поведения реализована и имеет положительную результативность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., Моск. психолого-соц. инст. Воронеж, МОДЭК, 2000. С. 416.
  2. В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2001. С. 29.
  3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., Наука, 1981. С. 19−45.
  4. Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  5. К.А., Воловикова М. И., Елисеев В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания // Психол. журн. Т. 12. № 4. 199 Г.
  6. Ф.Н. Сравнительное исследование устойчивости моральных суждений школьников. Дисс. канд. псих. н. М., 1999. С. 187.
  7. В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб., Изд-во Михайлова В. А. 1998. С. 379.
  8. А. Воспитание детей, взаимодействие полов. Ростов н/Д., 1998. С. 256.
  9. В.И., Бушкова Н. П., Палиева H.A. Социализация воспитанников детского дома: проблемы, поиски, решения. Ставрополь, 2003. С. 116.
  10. Ю.Алексеенкова Е. Г. Личность в условиях психической депривации: Учеб. пособие. СПб., Питер, 2009.
  11. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Парсонса Т. Пер. с англ. М., Прогресс, 1972. С. 392.
  12. .Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред. Бода-лева A.A. М., «МОДЕК», 1996. С. 384.
  13. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. -Т.1. М., Педагогика, 1980. С. 232.
  14. И.Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации // Человек и1984. С. 5−242.
  15. JI.C. Психология развития человека. М., ЭКСМО, 2003.
  16. Ф.Г. Основания социологии (The principles of sociology): Анализ явлений ассоц. и соц. орг. /.Гиддингс Ф. Г- Пер. с англ. Лучиц-кой М.В.- Под ред. Лучицкого М. В. Киев- Харьков. Юж.-рус. кн. изд-во. Иогансона Ф. А., 1898. С. 500.
  17. Н.В. Психология конфликта / Гришина Н. В. СПб., Питер, 2000.
  18. А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2006.
  19. Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.
  20. Девиантное поведение у детей и подростков: Метод, рек. / Сост. Дмитриева Т.Н. Н. Новгород, НГПУ, 2000. С. 26.
  21. У. Психология. М., Педагогика, 1991. С. 367.
  22. К.В. психологические особенности морально-оценочных суждений младших школьников и подростков. Дисс. канд. псих. Н., 1991. С. 224.
  23. Дети социального риска и их воспитание / Под. науч. ред. Л.М. Шипи-цыной. СПб., Речь, 2003. С. 144.
  24. О. «Надежда» детям-сиротам: помощь в самостоятельном жизнеустройстве //Народное образование. 2002. № 6. С. 175−179.
  25. О.А. Сиротство в России: историко-педагогический анализ: Учебно-методическое пособие. Тамбов, 2000. С. 51.
  26. Т.В. Проблема конфликта в подростковом периоде. Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 25−38.
  27. О.Г. Понятие морали. М., 1974.
  28. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., «Дом педагогики». 1996. С. 208.
  29. Е.А. Особенности отношений ко лжи современных школьников. Автореф. канд. псих. н. М., 2000. С. 26.
  30. И.Г., Хвостов А. А. Моральная детерминация поведения в обышения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека И К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1992. С. 3−12.
  31. Т.И. Влияние идентификации и отчуждения взрослого на формирование психологической культуры общения, подростков // Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., Изд-во МГПИ, 1985. С. 97−105.
  32. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., Политиздат. 1984.
  33. Кон И. С. Ребенок и общество.' М., 1988.
  34. Кон И. С. Социология личности. М., Политиздат, 1967. С. 384.
  35. И.М. Психология. Иллюстрированный словарь/ Кондаков И. М. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., прайм-ЕВРОЗНАК. 2007. С.
  36. Кондратьев/М.Ю. Подросток в замкнутом1 круге общения. М., Изд-во > «Институт практ. психологии». Воронеж, НПО «МОДЭК», 1997. С. 336.
  37. В.Н. Индивидуальные особенности- развития чувств подростков. Дисс. канд. псих. н. М!, 1978'.
  38. А.И., Верцинская H.H. Работа с трудными детьми. М., Просвещение, 1986. С. 160.
  39. Г. Психология развития. СПб, Питер, 2000.
  40. Е.А. Особенности ориентации на моральные и конвенциональные нормы в младшем школьном возрасте: Дис. канд. пси-хол. наук. М., 2005. о
  41. И., Матейчик 3. Типы депривационной личности ребенка-в учреждении // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. Мухина B.C. М., Просвещение, 1991.
  42. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, Авиценум, Медицинское издательство, 1984.
  43. Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования/ Леонтьев Д. А., Пилипко Н. В. // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 97−110.
  44. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 584.
  45. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / ред. Мухина B.C. М., Просвещение, 1991. С. 222. (Учебное пособие для педагогических институтов).
  46. В.Н., Усманова A.A. Опыт исследования личностных устремлений подростков (IV-X кл.)//Педагогика. 1992. № 9/10. С. 33.
  47. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984. С. 444.
  48. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 6−23.
  49. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984. С. 446.
  50. Г. Г. Этика в средние века. М., 1986:
  51. .Е. и др. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб., 2001.
  52. С. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. СПб., 2002.
  53. Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб., Питер, 2008. С. 752.
  54. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  55. B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Климова Е. А. М., Издательство «Институт практической психологии». Воронеж, «МОДЭК», 1996. С. 448.
  56. Моральные ценности и личность / Под ред Титаренко А. И., Ни-колаичева Б.О. М., 1994. С. 176.
  57. A.B. Время поисков и решений. М., Просвещение, 1990.
  58. A.B. Социализация и «смутное время». М., Знание, 1991. С. 78.
  59. К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 240.
  60. В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии, 1989. — № 1.
  61. B.C. Психология детства и отрочества. М., Институт практической психологии, 1998. С. 488.
  62. М.С. Каждый выбирает для себя. Тренинг повышения уровня социальной компетентности подростка-деприванта в условиях нравственного выбора: метод. пособие / Молоканова М. С., Вя-зовова Н.В. Мин-во обр. и науки РФ: ГОУВПО «Тамб. Гос. ун-т им.
  63. Молоканова М: С. Психологический тренинг как эффективное средство коррекции поступка и нравственной сферы подростка // Вестн.Тамб.ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. вып. 9 (89).С. 94−98.
  64. В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. 2001'. № 2.
  65. B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для вузов. М., Издательский центр «Академия», 2006. С. 608.
  66. B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996. С. 7−11.
  67. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1.
  68. P.C. Психологический словарь / Немов P.C. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. С. 560.
  69. Ницше. К генеалогии морали // Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1990.
  70. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание. М., 1995. С. 414.
  71. Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учеб. пособие для вузов / Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. М., Академия, 2002. С. 256. (Высшее образование).
  72. Особенности обучения и психического развития школьников 1317 лет / Под ред. Дубровиной И. В., Круглова Б. С. М., 1988. С. 153−188.
  73. Парсонс Т. Система современных обществ. /Пер. с англ. Седова Л. А., Ковалёва А. Д. М., Аспект-Пресс, 1998.
  74. .Д. Социальная психология как наука. 2-е изд., испр. и доп. Л., Лениздат, 1967. С. 262.
  75. .Д. Основы социально-психологической теории. М., Мысль, 1971. С. 347.
  76. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  77. A.B. Общая психология. М., 2006.
  78. A.B. Введение в психологию. М., Академия, 2005.
  79. Подростки «группы риска» // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. Дубровиной И. В. М., Просвещение, 2003. С. 376−401.
  80. К.Н. Психология возрастных кризисов. М., Академия, 2000. С. 184.
  81. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. СПб., Речь, 2001.С. 688.
  82. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учеб. пособие. Ярославль, 1997. С. 196.
  83. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. / под. ред. Байбо JI.B. родовой. Ярославль, Яр. ГПУ, 1997 С. 196.
  84. Прихожан А. М: Дети без семьи / Прихожан A.M., Толстых H.H. М., Педагогика, 1990. С. 160.
  85. A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
  86. Проблемы социального сиротства: причины, предупреждения, пути решения / под ред. Боровик В. Г. Белгород, 2002. С. 91.
  87. Психическое развитие воспитанников детского дома / Лисина М. И!, Дубровина И. В., Рузская А. Г. М., Педагогика, 1990. С. 264. (Образование. Педагогические науки).
  88. Психологические тесты: В 2 т. М, 1994. Т. 2.
  89. Психологическая реабилитация детей и подростков / Под ред. Дубровиной И. В. Калуга, 1994.
  90. Психология детства: Учебник / Под ред. Реана A.A. СПб., Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. С. 368.
  91. Психология сиротства: учеб. пособие для вузов / Прихожан A.M., Толстых H.H. СПб., Питер, 2005. С. 400. (Детскому психологу).
  92. Психология современного подростка / Под ред. Фельдштейна Д. И. М., Педагогика, 1987.
  93. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М., 2001.
  94. Райе Ф.1 Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 1999.
  95. X. Подросткоый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М., Мир, 1994. С. 320.
  96. H.A. Как понять подростка. М., 1995.
  97. С.Л. Основы общей психологии. СПб., Питер, 2008.
  98. Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2002. С. 23.
  99. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. Ддова В. А. Л., 1990.
  100. Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей : метод, пособие / Сидорова Л. К. М., Айрис Пресс, 2004. С. 112.(Методика).
  101. Л.С. Трудные дети: Избранные психологические труды / Под ред. Чудновского В. Э. М., 2006.
  102. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., Школа-Пресс.2005.
  103. Словарь русского языка. М., Изд-во «Русский язык», 1982. Т. 2.
  104. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. Журавлев А. Л. М., 2006. С. 351.
  105. Н.В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы : Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. Москва, 2003. С. 231.
  106. М.И. Вариативность подходов к изучению и формированию духовно-нравственных отношений у детей // Вест.Тамб. ун-та. 2009. Кафедра педагогической и возрастной психологии.
  107. Е.В. Генезис морального поведения у дошкольников. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1978. № 3. С. 13−25.
  108. Е.В. О пристрастности детского суждения. Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 81−90.
  109. Е.В. Формирование морального действия у ребенка. Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 47−55.
  110. Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника. Дисс. докт. псих. н. М. Д984.С. 446.
  111. Г. Социальная логика. Соц.-психол. Центр. Спб., 1996.
  112. А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М., 1974.
  113. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов: По материалам зарубежных экспериментальных работ. Л., Изд-во ЛГУ, 1980.
  114. E.H. Личностные особенности подростков сирот и подростков, оставшихся без родительского попечения, как фактор их дезадаптации. Автореф. дис. канд. психол. наук. М- 2004. С. 26.
  115. Е.А. Самоорганизация субъекта в современной реальности / Уваров Е. А. // Вестник Тамбовского университета. Тамбов, 2006. Вып. 3 (43).С. 387.
  116. Р. Новейшая психологическая энциклопедия. Законы и тайны поведения человека. Психологический атлас поведения человека / Чалдини PI, Кенрик Д., Нейберг С. СПб., прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. С. 575.
  117. B.C. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющемся поведении. Ставрополь .1993.
  118. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., Знание, 1986. С. 80.
  119. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М., 1981.
  120. Д.М., Воробьева Л. И., Вереникина И. М., Бостан-жиева Т.Н. Психология современного подростка/.Фельдштейн Д. И., Бостанжиева Т. Н., Вереникина И. М. и др.-Под ред. Фельдштейна Д. И. М., Педагогика, 1987. С. 239. (Образование.Педагогические науки).
  121. Философский словарь / Под ред. Фролова И. Т. 4-е изд.-М., Политиздат, 1981. С. 445.
  122. Н.Э. Особенности развития моральных суждений у младших школьников и подростков. // Сов. педагогика. № 3. 1978.
  123. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  124. С. Словарь ключевых социологических терминов. 1999.
  125. Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  126. Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пере-вод/Авт. Вступ. Ст. Гуревич П. С. М. 6 Республика. 1994. С. 447.
  127. Шадриков В. Д: Духовные способности. СПб., 1997.
  128. Г. М. О различиях в формировании нравственных убеждений у младших школьников.В сб.: Вопросы психолога, личности. г1. Ташкент, 1980. С. 54−72.
  129. А. Верный выбор-в сложной ситуации / Щербакова А. //Школьный психолог. 2004. № 16 (апр.). С. 10−11.
  130. Эльконин- Д. Б. Избранные психологические- труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Ml, Педагогика, 1989.С. 224.
  131. Э. Идентичность: юность и кризис. М, МПСИ, Прогресс Флинта, 2006.
  132. Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  133. H.A. Честность как показатель личностного развития в подростковом возрасте. Мир психологии. 1997. 2. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб., Питер, 2003.
  134. А.И. Педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Автореф. дис.канд. пед. наук. Кемерово, 2006. С. 26.
  135. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. Том 4. № 3−4. С. 158−182.
  136. С.Г., Шур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм. В кн.: Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред. Михайлова Ф. Т. и др. М., 1977. С. 59−108.
  137. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., Педагогика, 1984.С. 142.
  138. П.М. Экспериментальное изучение нравственных чувств и нравственной оценки у дошкольников.// Вопросы психологии. 1960. С. 4.
  139. Asch S.E. Social psychology. N.Y., 1962
  140. Edwards A.L. The social desirability variable in personality assessment and research. N.Y., 1957.
  141. Crowne D.P., Marlowe D.A. New of scale of social desirability independent of psychopathology // J. Consult Psycho. 1960.
  142. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. N.Y., 1958.
  143. Jones E.E., Davis K.E. From Acts to Disposition. In: Advances in Experimental Social Psychology. N. Y., 1965. v. 2. P. 219−266.
  144. S. & McCarney K. How people make their own environments: A theory of genotype-environment effect. Child Development, 54. 1984. P. 425−435.-по депривации
  145. Bugental J.F.T. The Search for Authenticity. N.Y., Irvingstone Publishers, 1981.
  146. Garrison K.C. Psychology of adolescence (7th ed. Hoffman M.L.). N. J., Prentice-Hall, Englewood Cliffs, 1975.
  147. Hoffman M.L. Affective & Cognitive Processes in Moral Internalization / In: Higgins E.T., Ruble D., Hartup W. (ed.) Social
  148. Cognition & Sosial Behavior. 1982. № 4.
  149. Hoffman M.L. Is Altruism Part of Human Nature // J. of Personality & Social Psychol., 1981. V. 40. № i.
  150. Kohlberg L. Essays in Moral Development. V. II: The psychology of moral development. N.Y., Harper and Row, 1984.
  151. Kohlberg L., Levine Ch., Hewer A. Moral Stages: a current formulation and response to critics. N.Y., Karger, 1983.
  152. Moscovici S., Faucheux C. Social influence, conformity, bias and the study of active minority//Adv. in exper. soc. psych. 1972.
  153. McNamee S. Moral Behavior, Moral Development and Motivation // Journal of Moral Education. 1978. V. 7. P. 27−31.
  154. Loevinger J. In search of grand theory // Psychological Inquiry. 1994. V. 5(2). P. 142−144.
  155. Loevinger J. Stages of personality development // Eds. Hogan R., Johnson J., Briggs S. Handbook of Personality Psychology. San Diego, Academic Press, 1997.
Заполнить форму текущей работой