Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Позиция в структуре профессионального общения: В контексте переподготовки социальных работников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная диссертация представляет собой теоретико-экспериментальное исследование профессиональной позиции как одной из внутренних детерминант профессионального общения и, соответственно, профессиональной деятельности. Исследование проводится в русле общепсихологической проблемы взаимосвязи общения и деятельности и психолого-педагогической проблемы становления субъекта в деятельности. A.Н.Леонтьев… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОЗИЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛА В СТРУКТУРЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ, В ГРУППЕ
    • 1. 2. ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОТНОШЕНИЕ
    • 1. 3. РОЛЕВАЯ ПОЗИЦИЯ КАК МЕСТО В АКТУАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
      • 1. 4. 0. СВ0ЕНИЕ ПОЗИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА 2. РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В МНОГОУРОВНЕВОЙ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ
    • 2. 1. РОЛЕВАЯ ПОЗИЦИЯ В ОБЩЕНИИ В МАСШТАБАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 2. ПРОСТЕЙШАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ВЫБОРА РОЛЕВОЙ ПОЗИЦИИ
    • 2. 3. ЦИКЛ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КАК МИКРОСИТУАЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ
    • 2. 4. ПОЗИЦИОННО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СИТУАЦИИ И УСЛОВИЯ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
  • ГЛАВА 3. ПОЗИЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В СОПОСТАВЛЕНИИ С
  • ПЕДАГОГОМ
  • ЗЛ.РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И ПЕДАГОГА В МАСШТАБАХ ЦЕЛОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 2. КОНСТРУИРОВ АНИЕ ПЕДАГОГОМ И СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКОМ ПОЗИЦИОННО-РОЛЕВЫХ СТРУКТУР «ПРОСТЕЙШИХ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ» В ОБЩЕНИИ
    • 3. 3. ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ПЕДАГОГА И СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В МИКРОСИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ
  • ЗАСОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И ПЕДАГОГОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ)

Позиция в структуре профессионального общения: В контексте переподготовки социальных работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость обеспечения высокого качества подготовки специалистов в системе высшего образования, отмеченная в Законе РФ «Об образовании» и фиксируемая в государственных образовательных стандартах, вызывает к жизни новые требования к качеству образования. Среди этих требований — профессиональное и личностное становление студента, будущего специалиста, как субъекта профессиональной деятельности. Это предполагает, наряду с получением фундаментального образования в своей области знаний, глубокое осознание им специфики своей будущей профессии, овладение адекватными ей средствами и способами деятельности, ознакомление с условиями ее реализации. Особенно остро этот вопрос встает при подготовке специалистов по новым профессиям, возникшим в изменившихся условиях, в частности, по социальной работе. Как известно, подготовка социальных работников началась в России только с 1991 года, и естественно, остаются еще нерешенными многие проблемы, среди которых — проблема профессионального общения, а в ней одним из самых неразработанных является вопрос о позиции человека в общении.

Большая потребность в социальных работниках привела также к широкому распространению переподготовки на эту профессию людей, пришедших из других профессиональных областей (в том числе педагогов) с уже сложившимися навыками профессионального общения. Профессии педагога и социального работника родственны — по классификации Е. А. Климова они обе входят в сферу «Человек — Человек», где основной составляющей профессиональной деятельности является общение. Возникающие у педагогов в данной ситуации трудности позволяют поставить новую психологическую проблему — особенностей общения в конкретной профессии, которые должны быть учтены в процессе подготовки специалиста.

Позиция, или особое место, человека во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром, как известно, подробно рассматривалась в отечественной психологии (Л.И.Божович, И. С. Кон,.

A.Н.Леонтьев, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский и др.) с учетом идей, высказывавшихся социальными психологами, начиная с Дж.Г.Мида. Во многих исследованиях предметом анализа было профессиональное общение, как педагогическое (И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, С. Л. Ромашина, В. В. Рыжов и др.), так и общение в других близких профессиях — врача (И.А.Сомова,.

B.А.Ташлыков и др.), психотерапевта (А.Ф.Копьев, В.А.Смехов), психолога — консультанта (Ю.Е. Алешина, А. Я. Варга, С. А. Капустин, Т.А.Флоренская) и т. д.

Однако применительно к общению вообще, и к профессиональному общению в частности, позиция специально не рассматривалась. И только в некоторых работах (А.Б.Добрович, Ю. Н. Емельянов, И. А. Зачесова и Н. Д. Павлова, Л.А.Петровская) ставился вопрос об обусловленности общения позицией, которую занимает профессионал.

Данная диссертация представляет собой теоретико-экспериментальное исследование профессиональной позиции как одной из внутренних детерминант профессионального общения и, соответственно, профессиональной деятельности. Исследование проводится в русле общепсихологической проблемы взаимосвязи общения и деятельности и психолого-педагогической проблемы становления субъекта в деятельности.

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется все еще недостаточной разработанностью проблем специфики подготовки и переподготовки специалистов социальной работы в плане их профессионального общения, хотя потребность общества в специалистах этого профиля все возрастает.

В качестве ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ выступает профессиональное общение в сфере «Человек — Человек» (на примере профессий социального работника и педагога).

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — позиционные особенности профессионального общения социального работника в сопоставлении с педагогом.

ЦЕЛЬ исследования — дать психологическую характеристику позиционных особенностей профессионального общения социального работника в сопоставлении с педагогом для дальнейшего использования в качестве ориентиров в профессиональной подготовке.

ГИПОТЕЗА исследования: специфика профессионального общения в социальной работе (по сравнению с педагогическим общением) в значительной мере определяется позиционными особенностями субъектов социальной работы как деятельности.

Цель и гипотеза определили постановку теоретических и экспериментальных ЗАДАЧ исследования:

1. На основе системного анализа литературы по проблеме исследования определить исходное для данной работы понятие профессиональной позиции.

2. Показать многозначность проявления профессиональной позиции в общении и его обусловленность интерсубъектностыо позиций.

3. Выявить специфику профессиональной позиции социального работника по сравнению с другими (например, с позицией педагога) и эмпирически верифицировать ее.

4. Представить совокупность позиционных особенностей профессионального общения социального работника (в сравнении с педагогом) как ориентир в его освоении.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в том, что в нем вводится в педагогическую психологию понятие профессиональной позиции, впервые дается многоуровневая характеристика позиций в общении, обосновывается положение о симметрии позиций во взаимодействии как соблюдении их баланса.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования определяется тем, что в нем по единому основанию рассматриваются характеристики общения, до сих пор бывшие предметом изучения различных теоретических направлений в психологии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что его результаты использованы в методических рекомендациях для педагогов и социальных работников по совершенствованию профессионального общения.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Рассмотренная в диссертации профессиональная позиция как сплав (взаимосвязь) трех составляющих: социальной позиции, позиции-отношения и позиции во взаимодействии — входит органичной частью в профессиональную деятельность социальной работы, обусловливая ее основной компонент — профессиональное общение.

2. Профессиональная позиция проявляется в профессиональном общении как симультанное представление позиций в масштабах целостной деятельности, в пределах ситуации общения и микроситуации, что предполагает в процессе ее освоения ознакомление с каждым из ее компонентов как последовательность осознания, выбора, принятия и проигрывания.

3. Профессиональное общение в социальной работе в сопоставлении с педагогическим характеризуется большей гибкостью, большей симметричностью позиций, что связано с доминированием позиции Взрослого (в терминах Э. Берна) в противоположность доминированию позиции Родителя у педагога.

4. Подготовка социального работника, и особенно его переподготовка с профессии педагога, предполагает включение в этот процесс совокупного сопоставительного знания о позиционных особенностях общения социального работника и педагога.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позиции в профессиональном общении позволило на основе анализа литературы по проблемам позиции и общения теоретически обосновать понятие профессиональной позиции как особого места человека в общей с другими людьми деятельности, выделив три плана рассмотрения позиции (социальную позицию как положение в обществе, группепозицию-отношениепозицию в актуальном взаимодействии) и рассмотрев профессиональную позицию как сплав, взаимосвязь этих планов.

Анализ ситуаций деятельности педагога и социального работника, проведенный на трех уровнях в общем контексте концепции В. А. Ядова, дал возможность охарактеризовать профессиональную позицию в общении как симультанное представление позиций в масштабах целостной деятельности, в ситуациях группового общения и в микроситуациях, связав тем самым взаимодействие говорящего и слушающего в пределах коммуникативного акта с многоаспектностью проявляющихся при этом позиций.

Показанная на материале общения в профессиональной деятельности педагога и социального работника взаимодополнительность и взаимообусловленность позиций партнеров подтверждает сделанный нами вывод о влиянии позиции профессионала на позицию партнера и на эффективность их взаимодействия.

В связи со всем вышеизложенным в исследовании сделан психолого-педагогический вывод об общей схеме освоения профессиональных позиций как ознакомления с каждым из ее планов в последовательности осознания, выбора, принятия и проигрывания.

В исследовании выявлены тонкие различия в общении в профессиях педагога и социального работника, обусловленные особенностями их позиций — большей гибкостью, большей симметричностью позиций в социальной работе, что связано с относительным доминированием позиции Взрослого (в терминах Э. Берна) в противоположность доминированию позиции Родителя у педагога. Таким образом, гипотеза исследования нашла подтверждение.

Необходимость особенного внимания к позиционным особенностям общения обусловлена:

— отсутствием в настоящее время большого числа устойчиво работающих профессиональных социальных работников, чья деятельность могла бы служить моделью для студентов, осваивающих профессию;

— сложившимися в нашем обществе традициями общения по схеме Родитель — Дитя между любыми партнерами, один из которых старше по возрасту, имеет более высокий статус или более компетентен в области, являющейся предметом взаимодействия;

— невозможностью стихийного освоения позиции Взрослого в противоположность позиции Родителя, которую можно освоить путем идентификации.

Все это позволяет сделать психолого-педагогический вывод о целесообразности включения совокупного сопоставительного знания о позиционных особенностях общения социального работника и педагога в содержание подготовки (и особенно переподготовки) социальных работников.

Данный вывод определяет практическую значимость работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопр. псих. 1986, № 1. с.95−101.
  2. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994. 176 с.
  3. Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания.// Вопр. псих. 1994, № 2. с.88−89.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. 324 с.
  5. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал. Т. 15. 1994, № 1. с. 3 18.
  6. В.А. Речевой поступок. // Преподавание иностранных языков. Теория и практика. / Отв.ред.А. Г. Базиев. М.: Наука, 1971. с.258−269.
  7. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 104 с.
  8. А.Г., Марилова Т. Ю. Роль смены социальной позиции в перестройке мотивационно-смысловой сферы у онкологических больных.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1985, т.85, вып. 12. с. 18 461 851.
  9. И. Я Вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. Сокр.пер.с англ. М.: Экономика, 1988. 110 с.
  10. Р. Словарь социальной работы. Сокр. пер. с англ. М.: ИСР, 1994. -136 с.
  11. С.Н., Тамарин В. Э. Общение со студентами в системе профессиональных ценностей преподавателя вуза. // Психолого педагогические проблемы оптимизации деятельности преподавателя вуза: Межвуз. тематич. сб. Ярославль, 1984. — с. 3 — 17.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.
  13. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб.: Лениздат, 1992. 400 с.
  14. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 224 с.
  15. А.А. Личность и общение. М.: Международная пед. академия, 1995.324 с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  17. А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. -190 с.
  18. А.В., Поликарпов В. А. Диалог в процессе познания.// Познание и общение. М.: Наука, 1988. с.63−69.
  19. А.Я. О некоторых особенностях российской ментальное&trade- и их проявлениях в процессе семейной психотерапии. // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1996, № 3. с. 68−76.
  20. А.Л. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий.// Новые исследования в психологии, № 1/20, М.: Педагогика, 1979. с.65−69.
  21. Н.Е. Модель позиционного обучения студентов.// Вопр. псих. 1994, № 3. с. 122−129.
  22. Вовчик-Блакитная Е. А. Мотивирующая роль взаимных позиций в межвозрастном взаимодействии дошкольников. // Проблемы возрастной психологии. Тез. докл. к YII съезду Общества психологов СССР. М., 1989. с. 19−20.
  23. Вохмина JI. JL К определению речевой ситуации в методике обучения иностранным языкам. //Сб.научн.тр. МГПИИЯ им. М. Тореза, Вып. 149,, 1979. -с.48−61.
  24. JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 416 с.
  25. Л.А. Роль антиципации в понимании диалогической речи. // Военный институт иностранных языков. Труды ин-та. Иностр.языки. № 4. М., 1968. -с.255−266.
  26. И.Д., Кондратьев Е. Б. Соорганизация различных профессиональных позиций в эргономическом обеспечении проектирования.// Психология и научно-технический прогресс. Тезисы докл. к YII съезду Общества психологов СССР, М&bdquo- 1989.-с.75.
  27. В.П. Обучение эргономистов посредством формирования у них деятельностных позиций.// Психология и научно-технический прогресс. Тез. докл. к YII съезду Общества психологов СССР, М., 1989. с. 106.
  28. Г. П. Логика и речевое общение. Пер. с англ.//Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М.: Прогресс, 1985. с.217−237.
  29. Г. Г., Концевая Л. А. Изучение читательской позиции школьников.// Вопр. психол., 1994, № 5. с.51−59.
  30. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Книга для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  31. А.Б. Ролевая модель межличностного общения.// Уч.зап. Тартуского гос. ун-та. Вып.688. Тарту, 1984. с.70−84.
  32. Е.М. Управленческое общение и условия его адаптации (на материале дома интерната для престарелых и инвалидов). Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курган, 1995. — 24 с.
  33. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1991. 106 с.
  34. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 159 с.
  35. Ю.М. Позиции психолога-практика.// Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. с.15−23.
  36. Т.А. Позиция руководителя и социально-психологический климат трудового коллектива.//Автореф. дисс. канд.филос.наук., Л., 1983. 16 с.
  37. Л.В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 24 с.
  38. И.А., Павлова Н. Д. Отражение в речи особенностей взаимодействия партнеров общения. Вопр.психол., 1990, № 1.-е. 136−140
  39. И.А. Гуманизация образования императив XXI века. // Гуманизация образования — императив XXI века. Вып.1. Набережные Челны, 1996. — с.20−30.
  40. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. 384 с.
  41. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.- 222 с.
  42. И.А. Психология слушания и говорения. Дисс.. доктора психол. наук. Мм 1973.-425 с.
  43. И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста). // Российский журнал социальной работы, 1995, № 1. -с.79−82.
  44. И.А., Малахова В. А., Путиловская Т. С., Хараева JI.A. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач.// Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся: Сб. науч. тр. М.: НИИ ОПП, 1980. с.53−64.
  45. А.Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности.// Вопр. психол., 1991, № 5. с.162−166.
  46. Р.Д. Психологическая систематика профессий типа «Человек-Человек» в целях профессиональной ориентации. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1981. 151 с.
  47. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
  48. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  49. С.А. Поляризованная оценочная позиция как универсальная причина проблем клиентов психологической консультации.// Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология, 1994, № 1.-е.7−18.
  50. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. -278 с.
  51. Е.А. Психология профессионала. М., 1996. — 400 с.
  52. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  53. Кон И. С. Личность и ее социальные роли. // Социология и идеология. Редактор-составитель Л. А. Воловик. М.: Наука, 1969. с.248−261.
  54. Кон И.С. «Открытие „Я“. М.: ИПЛ, 1978. 366 с.
  55. С.В. Учитель ученик. М.: Педагогика, 1984.-80 с.
  56. А.Ф. О диалогическом понимании психологического контакта.// Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. Сб.научн. тр./ отв.ред. А. А. Бодалев. М.: Изд. АПН СССР, 1987. -с.50−57.
  57. А.А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения.// Вопр. психол., 1990, № 2. с.62−69.
  58. Краткий психологический словарь. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко, под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 512 с.
  59. А.И. Социально-психологическая позиция преподавателя в системе управления учебно-воспитательным процессом. Дисс. канд.психол.наук, М., 1986.
  60. Р.Л. Мотивация групповой принадлежности и механизм выдвижения в позицию лидера.// Новые исследования в психологии. № 1/20. М.: Педагогика, 1979. с.95−101.
  61. Г. Н. Некоторые личностные аспекты коммуникативного педагогического взаимодействия. // Воспитание, обучение и психическое развитие ч.2 Тез. науч. сообщ. сов. психол. к YI Всесоюз. съезду Общества психологов СССР.- М., 1983.-с.386−387.
  62. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. 255 с.
  63. В.Т., Уразалиева Г. К. Совместная деятельность, общение и формирование творческих способностей. // Человек в мире диалога. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной конференции. Л., 1990. с. 122−125.
  64. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. 184 с.
  65. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш.шк., — 167 с.
  66. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. М.: Знание, 1985. -32 с.
  67. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. — 128 с.
  68. К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, — 192 с.
  69. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению. Пер. со шведск. М.: ИСР, 1995. — 232 с.
  70. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  71. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 364 с.
  72. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. — 303 с.
  73. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: МГУ, 1972. — 576 с.
  74. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997. — 384 с.
  75. С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей. Автореф.дисс. канд.психол.наук, М., — 20 с.
  76. .Ф. Общение как проблема общей психологии.// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — с. 124−135.
  77. .Ф. Психические процессы и общение. // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — с. 151−164.
  78. Д. Учитель в меняющемся мире. //Перспективы, 1987, № 4. с.34−43.
  79. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия.// Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. Сб. науч. тр. М.: НИИ ОПП, 1980. — с.37 — 52.
  80. B.C. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощью. // Психологический журнал. Т. 12., 1991, № 6. с. 40 -54.
  81. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, — 192 с.
  82. А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя./'/ Вопр. психол., 1987, № 5. с.40−48.
  83. Т.А. Об умении школьников оценивать свою работу с позиции другого участника деятельности.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. Краснодар: Кубанский ун-т, 1975. — с.88−90.
  84. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика. 1986. — 256 с.
  85. Р.П. Психологическая структура высказываний учителя в обучающей деятельности. // Вопросы психологии, 1985, № 5. с. 139 — 144
  86. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) М.: Дело, 1994, — 216 с.
  87. А.К. О современной педагогической риторике. // Педагогическое образование. Вып. № 2. М.: Прометей, 1990. — с.71−75.
  88. Моделирование педагогических ситуаций. Под ред.Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  89. Ч.У. Из книги „Значение и означивание“. Знаки и действия. // Семиотика. М.: Радуга, 1983. — с.118−132.
  90. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. — 426 с.
  91. Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. — 576 с.
  92. Л.Н. Формирование оптимальной функциональной структуры общения будущих учителей иностранного языка. Автореф.дисс. канд.психол.наук. Киев, 1983, — 20 с.
  93. В. О теоретической идентичности социальной работы. // Социальная работа: теория, технология, образование. 1996, № 1. с.31−33.
  94. А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва — Нальчик: Эль — ФА, 1996. — 124 с.
  95. В.А. Два подхода к обучению школьников программированию на ЭВМ. // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. Сб. науч. т. М.: АПН СССР, — с. 41 — 52.
  96. В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1984. — 24 с.
  97. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.- 352 с.
  98. Т.В. Социально-психологическая интерпретация ролевых позиций в студенческой учебной группе.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1975. — с.135−136.
  99. Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Учебное пособие к спецкурсу. Казань: КГПИ, 1982. — 76 с.
  100. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  101. Л. А. Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог. Вопр.психол. 1983, № 2. с. 85−89.
  102. А.В. „Решетка противостояния позиций“ как принцип диагностики уровня развития межличностных отношений.// Вопр. психол., 1985, № 2.- с.32−38.
  103. В.А. и др. Воспитателю о личностном общении. (Психология общения.) М.: Творческая педагогика, 1994. — 78 с.
  104. А., Минахан А. Практика социальной работы (форма и методы). -М.: Союз, 1993. -223 с.
  105. Психология воспитания. /Под ред. В. А. Петровского. М.: Аспект Пресс, 1995.- 152 с.
  106. Психология педагогического общения. Тезисы докладов научно-практической конференции 10−12 октября 1990 г. / Отв. ред. Г. В. Дьяконов. -Кировоград, 1990. 236 с.
  107. Психология труда и личности учителя. Сб.научн.трудов. Вып.1. / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1976. — 132 с.
  108. Т.С. Возрастные особенности решения коммуникативных задач учащимися в педагогическом общении. Дисс.. канд.психол.наук. М., 1983. -187 с.
  109. Ш., Шанин Т. Милосердие и умение. Социальный работник как профессия.// Вестник высшей школы, 1991, № 11. с.45−54.
  110. А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ): Учеб. пособ. Ижевск, 1994. — 83 с.
  111. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  112. О.JI. Психологическое исследование особенностей материнской позиции женщин, дети которых страдают церебральным параличом./ Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1988, вып.9. с.109−114.
  113. С.Я. Обучение студентов речевому общению при формировании профессиональных умений учителя. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1979.- 16 с.
  114. С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.2 М., 1989.
  115. В. Общение учителя с учащимися на уроке. // Проблемы общения и воспитания.Ч. 1. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1974. — с. 172−177.
  116. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
  117. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога.- Н. Новгород: ННГУ, 1994. 164 с.
  118. М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. М., 1994. 144 с.
  119. В.Ф. Проблемы обучения аудированию монологической речи на творческом этапе (на материале преподавания английского языка в YII классе средней школы). Дисс. канд.пед.наук. Минск, 1971
  120. Т.В. Статусная психотерапия как метод коррекции положения ребенка в группе детского сада.// Вопросы психологии, 1989, № 1. с.76−82.
  121. В.А. Социальный работник: личность и профессия.// Социальная работа. Вып. № 6. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. /Отв ред. И. А. Зимняя. М., 1992. — с.48−57
  122. И.А. Потребностно-мотивационные характеристики профессионального общения врача общей практики. Автореф.дисс. канд. психол. наук. -М., 1995. 16 с.
  123. Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. — 327 с.
  124. Социальная работа. Вып.№ 2. Социальная работа и проблемы подготовки кадров./ Отв. редактор И. А. Зимняя. М., 1992, — 104 с.
  125. Социальная работа. Вып. № 5. Теоретические основы подготовки социальных работников. /Отв. редактор И. А. Зимняя. М., 1992.- 156 с.
  126. А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций.// Семья и формирование личности. Сб. научных трудов. Под ред. А. А. Бодалева. М.: АПН СССР, 1981.- с.38−44.
  127. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста. // Современная высшая школа, 1986, № 2. с.75−83.
  128. В.А. Значение психологической „совместимости“ врача и больного в психотерапевтическом контакте.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1975. — с.322−325.
  129. Теория и методика социальной работы. Под ред. В. И. Жукова, И. Г. Зайнышева, Е. И. Холостовой. М.: Союз, 1994. Ч. 1 — 342 с.
  130. Теория и методика социальной работы. Под ред. В. И. Жукова, И. Г. Зайнышева, Е. И. Холостовой. М.: Союз, 1994. Ч. 2 — 198 с.
  131. Теория и практика социальной работы: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1994. -192 с.
  132. Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. Т. 1. Москва — Тула, 1993. — 459 с.
  133. Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. Т. 2. Москва — Тула, 1994. — 392 с.
  134. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 452 с.
  135. Л.Л. К понятию коммуникативной компетенции. Автореф.дисс. канд.филол.наук. М., 1980. — 25 с.
  136. Т.А. Диалог в практической психологии. М.: ИПАН, — 244 с.
  137. А.У. Личность, сознание и общение: К обоснованию интерсубъектного подхода в исследовании коммуникативных воздействий. // Психолого-педагогические проблемы общения. М.: НИИ ОПП, 1979. — с. 17−35
  138. Т.А. Я хороший, ты хороший. Практическая психология. М.: Соль, 1993. — 176 с.
  139. А.А. О типологии речи. // Историко-филологические исследования. Сб.ст. к 75-летию акад. Н. И. Конрада. М.: Наука, 1967, с.202−207.
  140. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185 с.
  141. Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества (Пособие для слушателей ИПК). СПб., 1994. — 44 с.
  142. С.А. Диалог как основа педагогического общения.// Вопр. псих., 1991, № 1. с.44−52.
  143. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: МГУ, 1983.-157 с.
  144. П.Б. Метод экспертных оценок. М.: МГУ, 1987. — 80 с.
  145. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  146. Д.Б. О структуре учебной деятельности. // Д. Б. Эльконин. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М. -Воронеж, 1995. — с.285−295.
  147. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. //Д.Б.Эльконин. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М. — Воронеж, 1995. — с.239−284.
  148. Энциклопедия социальной работы в 3 т. Перевод с английского. Том 1. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 г. — 480 с.
  149. Энциклопедия социальной работы в 3 т. Перевод с английского. Том 2. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.- 454 с.
  150. Энциклопедия социальной работы в 3 т. Перевод с английского, Том 3. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. — 498 с.
  151. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. -с.89−105.
  152. Л.П. О диалогической речи.// Избранные работы. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. — с. 17−58.
  153. The Blackwell Encyclopedia of Social Psychology. Ed. by A.S.R. Manstead and M.Hewstone. Oxford, 1995.
  154. Berger C.R. Social Power and Interpersonal Communication. In: Handbook of Interpersonal Communication. Ed. by M.L.Knapp, G.R.Miller. Beverly Hills, Sage Publications, 1985. — p.p.439 — 499.
  155. Boves T.L.L. Speech accomodation in cooperative and competitive conversations. -Nijmegen, 1992. 137 p.p.
  156. Cody M.J., McLaughlin M.L. The Situation as a Construct in Interpersonal Communication Research. In: Handbook of Interpersonal Communication. Ed. by M.L.Knapp, G.R.Miller. Beverly Hills, Sage Publications, 1985. — p.p.263 — 312.
  157. Deutsch M. Interdependence and Psychological Orientation. In: Cooperation and Helping Behavior. Theories and Research. Ed. by V.J.Derlega & J.Grzelak. -New York, Academic Press, 1982. p.p. 15 -42
  158. Gordon Т. T.E.T. Teacher Effectiveness Training. N.Y., 1975. — 366 p.
  159. Gross A.E., McMullen P.A. The Help Seeking Process. In: Cooperation and Helping Behavior. Theories and Research. Ed. by V.J.Derlega & J.Grzelak. -New York, Academic Press, 1982. — p.p.305 -326
  160. Grzelak J., Derlega V.J. Preface. Introduction. In: Cooperation and Helping Behavior. Theories and Research. Ed. by V.J.Derlega & J.Grzelak. New York, Academic Press, 1982. — p.p.I — XVII, 1−11.
  161. Lewin K. Resolving Social Conflicts. Ed. by G.W.Lewin. L., 1973. — 230 p.
  162. Mead G.H. Mind, Self and Society. Preface by C.W.Morris. Chicago, Univ. of Chicago Press, 1946.
  163. Miller G.A. Empirical methods in the study of semantics. In: Semantics: An interdisciplinary reader in philosophy, linguistics and psychology. Ed. by D.D.Steinberg and L.A.Jakobovits. Reprint. London: Cambridge Univ. Press, 1975.-p.p.569 — 585
  164. Munro E.A., Manthei R.J., Small J.J. Counselling: A Skills Approach. Auckland, Methuen N.Z., 1983.
  165. Pearce B. Counselling skills in the context of professional and organizational growth. In: Handbook of Counselling in Britain. Ed. by W. Dryden, D. Charles -Edwards and R.Woolfe. London, 1989. — p.p. 184−203.
  166. Peeters M.C.W. Supportive interactions and stressful events at work: an event -recording approach. Thesis. Nijmegen, 1994.
  167. Seibold D.R. Cantrill J.G., Meyers R.A. Communication and Interpersonal Influence. In: Handbook of Interpersonal Communication. Ed. by M.L.Knapp, G.R.Miller. Beverly Hills, Sage Publications. — p.p. 551−611
  168. Sutton C. Counselling in the personal social services. In: Handbook of Counselling in Britain. Ed. by W. Dryden, D. Charles Edwards and R.Woolfe. — London, 1989.-p.p. 107−121.
  169. Turner R.H. Role Taking, Role Standpoint, and Reference — Group Behavior. In: Role Theory: Concepts and Research. Ed. by B.J.Biddle & E.J.Thomas. — New York, 1966. — p.p. 151 — 159. ттт-|т (г тгпщгтт’т JTf rr -ij' важаемьп i коллег a I
  170. ИООПеДСЕЗТеЛЬСКИП ЦбНТр ПрОбЛвМ КЗЧеСТЕЗ ПОДГОТОВКИ СПеЦИЗЛИОТСВ ПрОЕОДИТ ПеУЧбКПе 000(3SHKOCT9К рЗЭЛПЧНЫХ ПрС’феССИП В ЦеЛЯХ УССВерШеН-ствовзния учебных программ ВУЗов.
  171. Просим Бас оценить, кзк- часто приходится ПредеТЭВИТелям рЗЗНЫХ профессии выполнять следующие действия, ПС1 приведенной ниже шкале-1 очень редкоос ред*р 71 кгn fc? 4du x и, ш’л дса.4 ~ ЧЗСТ<�и ~ ичемп 4C1L.1U
  172. Например, если человек заполнил строку таблицы так:1. ТТ т-t ^ Л. г-, т т т11 у и 'jy t? и u И Ил xixibf
  173. Учитель | Врач (Социальный11 I ^ mj |1. Составлять знкету1. Н 1 I
  174. XU UH инШХсЗ-ёХ», 4IU L.'UU i СШ Jlrt 1 Li сШП. Ь'Ху ир1'ЬидViX'^jl ичеш i-'^Aп, и, учителю и социальному работнику часто. Заранее благодарим Взсзз участке в нашей рзбед^Иих jaxit?1. ТТ" ←. «-Г «Гj 11 у U ф t U U i’i i’iI-1--!
  175. Учитель (Врзч (Социальный (((работник
  176. Брать на себя ответственность j | |1.|cJct ptfcJy JlJj lax. j j |iII- ----—j--1−1. П Г', .mr, | I I1.. Dbl X?) lH’L,'jJ едяцпим. (j I-'-J ТГ^^т^^-г^тг^т1. OO. J ШЧИН’Ш- верно ли понял собеседника-- как его понял собеседник. су ть разногласии.
  177. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:1. Ваш возрастлет пол муж. /' жен. образование высшее /студенjшециальность, по которой Вы работаете или учитесьстаж работы по этой специальности1. Спасибо,
  178. Д9ИСТВП9 TTTTTf ТТ7 7ТТ J -uii.Z.J1SD ПС' оценке nrSTT п"л ъиЦ. гш. no оценке
  179. Учит Студ. пед. Соц. работ Студ. соц.p. Соц. раб. Студ. соц. р
  180. Брать кз себя ответственность вз рs вультзт. -1 л с l’i.J л пп Юй •1 О П x о i ¦1 и с х хи •1 о о lOt •1 ОГЛ х ои
  181. Быть посредникам. •1 О О 1 -CfL- •1, 1 о X 4:0 -I -1 -J 1 ХО 100 ¦1 m XU 1 •1, 1 О 14:0 143о. Вовлекать люден б решение проблем. 141 •1 -1 с X 1 о ¦i -1 -j X xo -1 О’Т ХО I .1 со loo
  182. Вселять уверенность. 144 147 13−3 ¦1 О .1 itl 146 •157
  183. Демонстрировать возможный вариант поведения. •1 -JO X OO .1, 1.1 J.-4:X •1 ОС liCO -1 огл xou -1 о о X (С./С- -1 го lUd1 ?1. Подтверждать понимание чувств | и мыслей собеседника. j 137 •1 .! -t i4i •1 n i 1 tC. fi •1 -1 r 1 lb' 134 153
  184. Получать согласно партнера на взаимодействие. 1 .CtC И -1 ПГ 11 1 •1 -1 -1 111 •1 m J-U'i 135 157
  185. ПО TT^Wn^nwr to. пилил din ~ освоить новые знания- ~ ОСВОИТЬ HOEbiG умения: ~ сформулировать проблему- ~ сформулировать цель. •1 = -1 lU-<�± 164 •1 СП liJ. C- ¦1 crnr 1 U i 114 100
  186. C-J 1 ио •1 CO ±ua •1 СГ JLUU •1 ГГ-1 IU1 -1 nn itt 1051 '-j'-J J.'-/!—1 ¦1 n-J 1ЮО •1 .1 .1 111 136 и a. ml
  187. И •1
  188. С IT 1U-J •1, i с ¦1 n J. SC-4: и л .1 I’ll •1 n 120
  189. Предоставлять партнеру выбор действий. I’ll 107 no do n, 1 34- 129 161
  190. Предлагатьи ~ план действий- помощь. 146 136 •1 no lcLiC, 116 130 119 147 145 125 122 149 151
  191. Приводить аргументы. 157 •1 pr^f lu 1 133 130 143 137
  192. Признавать свою ошибку. •1 пп IUO •1 m iUd nc du nn 3) 3J ¦1 nc 1U-J •1 nn iud
  193. Просить о поддержке. •1 гсл iu и nr, а и nn 3iJ О, 1 -1 -1 IT 1 1U no зо
  194. Разъяснять. •1 nrf itj / «160 J. О I «143 146 •146
  195. Рассказывать о своих предпочтениях- ~ о своих чувства-«: — ~ и uuubliimj». лзиеИ КИЙНИ. -¦1 гл, 1 1U-4: n c: 3) U n .1 d*± nn au no, а о n-1 Olno SO oc о и no? O ГМ 3 1 on Od О .(Qt
  196. VO f о ггл i 3) >v .1 i 4. rrn 1 3) rro i О о с, а инеприязнь к собеседнику- неприятную информацию. •1, 1 .1 ог -L OU И Ol» it-L' ОС 1"CU 121 146 104 96 104 92 105 104
  197. Справляться о чувства-4: соб ее едника. 129 И n i к. 112 109 •1 о*»» 1 о t 115
  198. Уточнять верно ли понял собеседника- ~ как его понял собеседник- ~ суть разногласии. 139 «147 115 -1 1 tu 131 154•1 СП -LvXC, •1 ПГ, 1 •1 ПП «140 144 150lot) 134 ¦i и c iiU 110 135 147
Заполнить форму текущей работой