Диагностика уровней готовности студентов к конструктивному поведению в межэтническом общении
Диссертация
Актуальность исследования. В современной общественной жизни проблема межэтнического общения остро встаёт там, где происходит пересечение этнических ментальностей на едином геоисторическом пространстве. На рубеже XX и начало XXI веков отмечен рост межэтнической напряженности и вспышки конфликтов во многих регионах. Этот факт подтверждает необходимость поиска новых подходов для изучения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Готовность учащихся к конструктивному поведению в межэтническом общении как психологическая проблема
- 1. 1. Понятийный аппарат проблемы
- 1. 2. Методы диагностики готовности учащихся к конструктивному межэтническому общению
- 1. 3. Возможности ценностно-деятельностного подхода в исследовании особенностей межэтнического общения
- ГЛАВА II. Эмпирическое исследование условий и границ применения ценностно-нормативной методики для изучения уровней готовности студентов к конструктивному межэтническому общению
- 2. 1. Организация эмпирического исследования
- 2. 2. Анализ результатов исследования
Список литературы
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. — М., 1990. — С. 141−149.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекопознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.
- Андрущак И.Б. Этноцентризм / Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998.
- Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТА, 2000. -551 с.
- Алимбаева Р.Т. Исследование этнических предубеждений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Дис. .канд. психол. наук. Алмаата. 2001.
- Артемьева Е.Ю., Ковалев Г. А. Семилет Н.В. Изображение как инструмент измерения межличностных отношений // Вопр. психологии. 1988. -№ 6. — С. 120−127.
- Асмолов А. Г. Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа // Психологические проблемы индивидуальности. 1984. — Вып. 2. — С. 259−260.
- Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000. — 255 с.
- Асмолов А.Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. П. О смыслах понятия толерантности // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. М.: Изд-во МГУ, 2001. — С. 8−18.
- Бабилунга Н.В., Бомешко Б. Г. Приднестровский конфликт: исторические, демографические, политические аспекты. Тирасполь: РИО ПГУ, 1998. -48 с.
- И.Баклушинский С. А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. 1998. -67 с.
- Баляев С.И. Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномены этнического самосознания Эрзян и Мокшан / Автореф. дне.. канд. психол. наук. Самара, 1999.
- Белинская Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность: понятие, формирование, модели измерений // Этническая социализация подростка. -М.- Воронеж, 2000. С. 75−107.
- Большой толковый психологический словарь. М., 2001. — 200 с.
- Бондаревская Е. В. Гукаленко О.В. Педагогические основы межкультурного общения. Тирасполь, 2000. — 80 с.
- Бороноев А. О. Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.-С. 127−128.
- Бороноев А.О., Смирнов П. И. Русские и судьба России (опыт этнопсихологического исследования) // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. — 98 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозова В. А. Психодиагностические методы: Справочник.-М., 1991.
- Валитова P.P. Толерантность как этическая проблема / Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1997. — С. 20.
- Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. -2002. -№ 6. -С. 12−16.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Собр. соч. М., 1982. — Т. 2. -135 с.
- Вырост Й.С. Национальное самосознание: проблемы определения и анализа // Философ, и социол. мысль. 1989. — № 7. — С. 26.
- Герасимова А.С. Особенности отношения учащихся к различным формам организации обучения / Дис.. канд. психол. наук. М., 2004.
- Губогло М.Н. Толерантность представлений и представления о толерантности // Этнопанорама. 2000. — № 3−4. — С. 58−70.
- Давыдов А.А. Измерение социальной напряженности. М., 1992.
- Дейкер Х. П. Фрейд Н.Х. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. — М., 1979. С. 234.
- Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию). Кишинев, 2002. — 8 с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.-208 с.
- Дробижева JI.M. Социально-культурные особенности личности и национальные установки // Сов. этнография. 1983. — № 4. — С. 63−67.
- Дробижева JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Сов. этнография. 1989. — № 5. — С. 4.
- Дробижева JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. М., 1994. — С. 1647.
- Дробижева JI. М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996.-С. 296−332.
- Дробижева JI.M. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // Толерантность и согласие / Материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие». М.: ИЭА РАН, 1997.
- Дуганова Т.Ц. Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях / Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999.
- Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск, 1985. — 206 с.
- Залесский Г. Е. О психологическом аспекте готовности спортсменов к участию в соревнованиях // Психология личности и деятельности спортсмена. Сборник научных работ. М., 1981.-С. 108−119.
- Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. -М.: Из-во МГУ, 1982. 120 с.
- Залесский Г. Е. Применение ценностно-нормативной методики для выявления уровней сформированности убеждений учащихся // Формирование научного мировоззрения учащихся. М., 1985.
- Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994.-С. 36−66.
- Залесский Г. Е., Редькина Е. Б. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности: Учебное пособие. М., 1996. — С. 25−32.
- Иванова Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков // Вопр. психол. 1998. — № 2. — С. 79−92.
- Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложений в изучении эмоциональных и когнитивных компонентов отношений: Методич. рекомендации. -Томск, 1988.
- Келли Дж. Теория личности. Психология личностных. СПб.: Речь, 2000.
- Козлов В.И. Этнос и территория // Советская этнография. 1971. — № 6. -С. 89−100.
- Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974. — № 2. — С. 79−91.
- Козлова И.Н. Личность как система конструктов: Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли / В кн. Системные исследования. — М., 1975.
- Кольцов В.Б. Социальная дистанция в межнациональном общении: опыт построения интегрального показателя. М.: Социс, 1989. — № 2. — С. 2629.
- Кон И. С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Новый мир. 1966. — № 9. — С. 188−204.
- Конфликтология / Под. ред. В. П. Ратникова. М.: Юнити, 2001. -320 с.
- Краткий психологический словарь / Под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. — 357 с.
- Кременский В.И. Структурные уровни живой материи. М.: Наука, 1969. -С. 295.
- Куконков П.И. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта // Социальные конфликты. М., 1995. — Вып. 9. — С. 4−12.
- Кукушкин B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Д., 2000. 195 с.
- Кун М., Макпартланд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.-С. 180−187.
- Кцоева Г. У. Методы изучения этнических стереотипов // В кн. Социальная психология и общественная практика. М., 1985. — 229 с.
- Кцоева Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психол. журн. 1986. — Т. 7. — № 2. — С. 40−51.
- Левкович В.П., Анрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен // Психол. Журн. 1995. № 2. С. 70−81.
- Левкович В.П., Панкова Н. Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. М., 1985.-С. 138−153.
- Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993. -С. 60−195.
- Лебедева Н.М. Социальная психология аккультурации этнических групп / Дис.. докт. псих. наук. -М., 1997.
- Лебедева Н.М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество / Под ред.
- Н.М. Лебедевой. -М.: Старый сад, 1997. С. 271−289.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. -М.: Старый сад, 1998. 224 с.
- Лекторский В.Л. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. -1994.-№ 6.-С. 27.
- Лекторский В.Л. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. -М., 1999.
- Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М., 1990.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-443 с.
- Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. — 448 с.
- Люшер М. Тест Люшера. М., 1986.
- Мажуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полиет. 1992. — № 5−6. — С. 16.
- Малхозова Ф.М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе / Дис.. канд. психол. наук. М., 1999.-24 с.
- Межличностное восприятие в группе / Под. ред. Г. А. Андреевой, A.M. Донцова. -М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 256−257.
- Моисеев В. Танки в Приднестровье // Исторический альманах Приднестровья.-2002.-№ 6.-С. 33−38.
- Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных отношениях / Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1991.
- Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал.- 1994.-Т. 15.-№ 3.-43 с.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
- Налчаджан А.А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. Ереван, 2000. 408 с.
- Налчаджан А.А. Этнопсихология. М., 2004. — 390 с.
- Науменко Л.И. Особенности социальной перцепции внутригрупповой интеграции и межгрупповой дифференциации (По материалам социально-психологического исследования межэтнических отношений в Литве и Белоруссии)/ Дис.. канд. психол. наук. -М., 1992.
- Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. -М.: Старый сад, 1997.
- Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М., 1984. — 201 с.
- Новиков В.В. Этнопедагогические основы формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Смоленск, 2004.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН- Рос. Фонд культуры. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1994. — 928 с.
- Павленко В.Н. Использование техники репертуарных решеток для изучения этнического самосознания // Вестник Харьковского ун-та. 1991. — № 323.-С. 10−15.
- Паина Л.И. Воспитание этнической толерантности у старшеклассников в региональной социокультурной среде / Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2004.
- Палаткина Г. В. Межнациональная и межконфессиональная толерантность как основа мультикультурного образования в полиэтническом регионе // Этнопанорама. 2001. — № 3. — С. 94−97.
- Палаткина Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования / Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 2003. — 34 с.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. — М., 1983.
- Петренко В.Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Сов. этнография. 1987. — № 3. — С. 22−38.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
- Петренко В.Ф., Алиева JI.H. Исследование этнических стереотипов с использованием методики «множественных идентификаций» // Психол. журн. 1987. — Т. 8. -№ 6.
- Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. СПб., 2003. — 454 с.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
- Похилько В.И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопр. психол. 1984. — № 3.
- Психологический словарь / Под. ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-С. 97.
- Психология развивающейся личности / Под. ред. А. В. Петровского. -М., 1987.-240 с.
- Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. — М., 1999.
- Редькина Е.Б. Влияние особенностей мотивации формирования мировоззрения на уровень его развития у учащихся / Дис.. канд. психол. наук.-М., 1992.
- Редя Г. П. Влияние характера социальной ориентировки на развитие самосознания учащихся / Дис.. канд. психол. наук. -М., 1993.
- Рукавишников В.О. Социальная напряженность // Диалог. 1990. — № 8.-С. 7−11.
- Русакова Е. Методические аспекты работы по теме «образ врага» // Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. М., 2000.
- Русина Н.А. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семантических измерений // Вопр. психологии. 1981. — № 1.
- Сабольчи М. Этноцентризм в образовании: сравнительный анализ // Перспективы. 1990. — № 2. — С. 10−18.
- Саракуев Э.А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихология. М., 1996. -С. 71.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2004.
- Собчик JI.H. Метод цветовых выборов: модифицированный тест Лю-шера.-М., 1990.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. М.: Современное слово, 2001. 928 с.
- Современный словарь по психологии /Авт.- сост. В. В. Юрчук. М.: Элайда, 2000. 704 с.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. -С. 8−9.
- Соколова Е.Т. «Совместный тест Роршаха» для диагностики нарушений семейного общения // Общая психодиагностика. М., 1987. — С. 194— 206.
- Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания / В кн. Познание и общение. М.: Наука, 1988. -111с.
- Солдатова Г. У. О методических проблемах этнопсихологического исследования // Психол. журн. 1992. — Т. 13. — № 3. — С. 33−40.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-392 с.
- Солдатова Г. У. Межэтническая напряженность как социально- психологический феномен // Этническая психология / Под ред. А. И. Егоровой. -СПб., 2003.-С. 275−276.
- Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психол. журн. -1997.-№ 1.-С. 50−60.
- Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии (обзор) // Общественные науки за рубежом: РЖ. Серия 11. «Социология». 1992. — № 2. -С. 70−83.
- Спасенников В.В., Федотов С. Н. Анализ межличностных отношений на основе использования техники репертуарных решеток // Психологопедагогические аспекты перестройки образования / Сб. науч. тр. Тверь, 1994.-С. 130−142.
- Степовая B.C. Педагогические условия воспитания национального образа «Я» детей дошкольного возраста / Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2005.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1998. — 320 с.
- Стефаненко Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологии: спец. практикум по социальной психологии. М., 1993.
- Супрунова Л.Л. Этнопедагогика как источник поликультурного образования // Этнопедагогика педагогика жизни. — Элиста, 2001. — С. 56−59.
- Тавадов Г. Т. Этнология // Словарь-справочник. М., 1998. -170 с.
- Тепечин В.И. Социальная напряженность в контексте национальной безопасности России // Социальные конфликты. Вып. 9. — М., 1995. — С. 24−31.
- Тимофеева Е.П. Особенности межэтнических отношений подростков: якутов и русских, проживающих в одном геоисторическом пространстве (республика Саха) / Дис.. канд. психол. наук. -М., 2000. С. 102−105.
- Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
- Тишков В.А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. — С. 15−44.
- Томилова Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1975. — 20 с.
- Феномен Приднестровья. Тирасполь: РИО ПГУ, 2000. — С. 214−216.
- Франселла Ф. Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. М., 1987.
- Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. — С.88.
- Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1985.-30 с.
- Чернобай П.Д. Социальная напряженность: опыт измерения // Социологические исследования. 1992. — № 7. — С. 92−98.
- Шлягина Е.И., Ениколоппов С. Н. Методы исследования этнической толерантности личности // Методы этнопсихологического исследования: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1993. — С. 28−53.
- Шлягина Е.И., Данзаева Э. У. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997.-С. 247−355.
- Шорников П.М. Приднестровский конфликт и политическая элита Молдавии // Исторический альманах Приднестровья. 2002. — № 6. — С. 25−32.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996.-С. 261−372.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. -М., 1983.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. — 8 с.
- Эткинд A.M. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика. -М., 1987.-С. 221−227
- Эткинд A.M. Тест Роршаха и структура психического образа // Вопр. психологии. 1981. — № 5. — С. 106−115.
- Adorno T.W., Frenkel-Brunswik Е., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authorritarian Personality. -N.Y.: Harper and Row, 1950.
- Allport G. The Nature of Prejudice. Camb.: Addison-Wesley, 1954.
- Bennett M.J. A development approach to training for intercultural sensitivity // International J. of Intercultural Relations. 1986. — Vol. 10. — P. 179−196.
- Berry J.W., Pleasants M. Ethnic tolerance in plural societes. Paper given at the International Conference an Authoritarism and Dogmatism. Potsdam- N.Y.: Wiley, 1984.
- Berry J.W., Poortinga Y.N., Segall M.H., Dasen P.R. Cros-cultural psychology: research and applications. Camb., 1992.
- Bochner S. (Ed.). The Social Psychology of Cross-Cultural Relations // Cultures in Contact. -N.Y.: Pergamon Press, 1982.
- Bogardus E.S. Stereotypes versus sociotypes // Sociological and Social Research. 1950. -№ 34. — P. 286−291.
- Bogardus E.S. Social distance. Ohio, 1956.
- Brewer M., Kramer R. The Psychology of Interggoup Attitudes and Behavior// Annual Review of Psychology. 1985. — № 36. — P. 219−243.
- Brigham J.O. Ethnic stereotypes // Psychological Bulletin. 1971. — № 76. -P. 15−38.
- Brislin R. W., Lonner W.J., Thorndike M. Cross-Cultural research methods. -N.Y.: Wiley, 1973.
- Brown R. Social Psychology. -N.Y.: Free Press, 1965.
- Bucanan W. Stereotypes and tensions as revealed by the UNESCO international poll // International Social Science Bulletin. 1951. — № 3. — P. 515−528.
- Campbell D.T. Ethnocentrism and other altruistic motives // Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln: University of Nebraska Press, 1965. — Vol. 13.-P. 283−301.
- Cook S. International and attitudinal outcomes in cooperating interracial groups // Journal of Research and Development in Education. 1978. — № 12. -P. 97−113.
- De Fleur M.L., Westie F.R. Verbal attitudes and overt acts: an experiment on the salience of attitudes // American Sociological Review. 1958. — № 23. -P. 667−673.
- Fishman J.A. An examination of the process and function of social stereotyping // Journal of Social Psychology. 1956. — № 43. — P. 27−64.
- Gilbert G. M. Stereotype of imagery and belief as an Ego Defence // British Journal of Psychology: Monograph Supplement. 1962. — № 34. — P. 245 254.
- Herron W. Development of the Ethnic Unconscious // Psychoanalytic Psychology. 1995.-№ 12. — P. 513−520.
- Hewstone M., Giles H. Stereotypes and intergroup communication // Gudykunst W. (Ed). Intergroup communication. London: Edward Arnold, 1986.-P. 10−26.
- Jagoda G. Nationality preferences and national stereotypes in China before independence // Journal of Social Psychology. 1959. — № 50. -P. 165−174.
- Katz D., Braly K.W. Racial stereotypes of one hundred college students // J. of Abnormal and social psychology. 1933. — Vol. 28. — P. 280−290.
- Kelley G.A. The Psychology of personal constructs. N.Y.: Norton, 1955.
- Klineberg O. Contact between ethnic groups: a historical perspective of some aspects of theory and research // Bocher S. (Ed).Cultures in Contact. -N.Y.: Pergamon Press, 1982. P. 48−55.
- Kuhn M., McPartland T.S. An empirical investigation of self-attitudes // Amer. Social. Rew. 1954. — Vol. 14. -№ 1. — P. 68−76.
- Kutner В., Wilkins C., Yarrow P. Verbal attitudes and overt behavior involving racial prejudice // Journal of Abnormal and Social psychology. 1952. -№ 47.-P. 649−652.
- La Piere R.T. Atitudes vs. actions // Sosial Forces. 1934. — № 13. — P. 230−237.
- Levine R.A., Campbell D.T. Ethnocentrism: Theories of conflict, Ethnic Attitudes and Group Behavior. -N.Y.: Wiley, 1972.
- Lippman W. Public opinion. -N.Y.: Harcourt Brace, 1922.
- Minard R.B. Race relations in the Pocachontas Coal Field // Journal of Social Issues. 1968. — Vol. 8. — P. 29−44.
- Phinney J. Ethnic identity in adolescents and adults: review of research // Psychological Bulletin. 1990. — Vol. 108. — P. 449−514.
- Phinney J.S., Devich-Navarro M. Variations in bicultural identification among African American and Mexican adolescents // J. of Research on Adolescent. 1997. — Vol. 7. — P. 3−32.
- Simpson G.E., Yinger J.M. Racial and cultural minorities. N.Y.: Harper and Row, 1965.
- Shibutani T. Kwan K.M. Ethnic Stratification. 1965. — P. 40−41.
- Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. -Camb.: Cambridge University Press, 1981. C. 255.
- Tajfel H. Experiments in a vacuum // Izrael J., Tajfel H. (eds.) The Context of Social Psychology: A Critical Assessment. European Monographs in Social Psychology. № 2. London: Academic Press, 1972.
- Taylor B.M., Aboud F.E. Ethnic Stereotypes: is the concept necessary // Canadian Psychologist. 1973. — № 14. p. 330−338.
- Turner J., Giles H. Intergroup behavior. Oxford: Basic Blackwell, 1981.
- Vinacke W.E. Stereotyping as social concepts // Journal of Social Psychology. 1957. — № 46. — P. 229−243.
- Webster’s Third New internationary. Vol. 3. — London, 1966.
- Wicker A.W. Attitudes versus actions: the relationships of overt and behavioral responses to attitude objects // Journal of Social Issues. 1969. — № 25. -P. 41−78.
- Zalesky G. Unity in the Formation of Cognitive and Motivational Components in. Learning // Cognitive and Motivational Aspects of Instruction.: edited by R. Glaser and S.Lompscher. Berlin: VEB. Deutscher Vertag der Wissen-schaften, 1982.-P. 179−184.
- Г росим принять участие в исследовании и ответить на следующие вопросы:1. Ф.И.О.
- Представителем какой этнической группы Вы себя считаете? Ваша мама? Ваш папа?
- Владеете ли Вы знаниями об особенностях, целях, способах межэтнического общения? а) Да- б) не в достаточной степени- в) нет.
- Какие чувства вызывает у Вас принадлежность к вашей этнической группе? а) Гордость, б) уверенность, в) стыд, г) вины, д) другие .
- Есть этнические группы, к которым трудно хорошо относиться. а) Не согласен с этим суждением- б) трудно сказать, согласен или нет- в) согласен с этим суждением.
- Как Вы относитесь к этноконфликту? а) Этноконфликт это страшно- б) я стараюсь его избежать- в) к этноконфликтам я отношусь спокойно, они помогают лучше разобраться в отношениях между представителями разных этносов- г).
- Считаете ли Вы, что готовы к общению с представителями разных этнических групп? а) Да- б) нет.
- Что является источником Ваших знаний о межэтническом общении? а) Семья- б) собственный опыт- в) средства массовой информации- г) учебные дисциплины- д).
- Как Вы считаете, нужны ли специальные курсы для расширения знаний о культуре различных этносов, специфике межэтнического общения? а) Да- б) нет.