Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие ценностных ориентаций младших школьников средствами народного эпоса и мифологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая основа исследования базируется на психологической концепции человека как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности, разрабатываемой в трудах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, K. JL Абульхановой-Славской, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. Б. Котовой, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, B.C. Мерлина, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского, В. А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
    • 1. 1. Категориальная представленность проблемы ценностных ориентаций личности в современных исследованиях
    • 1. 2. О месте ценностных ориентаций в психологической структуре личности
    • 1. 3. Специфика развития ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ЭПОСА И МИФОЛОГИИ
    • 2. 1. Личностноразвивающий потенциал мифов древней Греции и нартского эпоса народов Карачаево-Черкесии
    • 2. 2. Реализация опытно-экспериментальной программы «Личность контексте древних культур» в учебном процессе общеобразовательной школы
    • 2. 3. Динамика ценностных ориентаций младших школьников как результат освоения народного эпоса и мифологии
  • ВЫВОДЫ

Развитие ценностных ориентаций младших школьников средствами народного эпоса и мифологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гуманизация и гуманитаризация образования в современной социокультурной ситуации является приоритетной областью научного исследования. Это обусловлено тем, что инновационные процессы, происходящие в обществе, гуманистические тенденции его развития требуют и соответствующих изменений в системе образования, которые сделали бы возможной реализацию идеи развития личности в развивающемся мире. В этой связи особую значимость приобретает изучение психологических механизмов становления личности в различные периоды детства.

В связи с тем, что развитие личности осуществляется через освоение культурно-исторического опыта, особый интерес представляет проблема развития ее ценностных ориентаций. Внедрение идей гуманитаризации и гуманизации образования предполагает освоение духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений на всех этапах системы непрерывного образования как одной из важнейших задач современной школы. Проблема гуманизации образования, в первую очередь, связана с восстановлением его культурообразующей и личностноразвивающей функции. Гуманистическая ориентация изменяет представления о целях образования, которые транслируют ценности общечеловеческой и национальной культур (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов).

Младший школьный возраст достаточно сензитивен к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством. Данная способность обуславливается развитой эмоциональностью, доверчивостью, открытостью, непосредственностью, отзывчивостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли и потребностью в новых впечатлениях, высокой познавательной активностью и интересом ко всему окружающему миру. Это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентаций младшего школьника на основе прогрессивных народных традиций, культуры, мифов и народного эпоса, которые обладают неограниченным потенциалом для развития и саморазвития личности через освоение духовного опыта своего народа, его культурных ценностей и духовного опыта рядом живущих народов, в единстве с освоением элементов общечеловеческой и национальной культур. Благодаря этому возникает возможность обогащения ребенка, развития гуманной, духовно богатой личности.

Недостаточная изученность развития ценностных ориентаций личности младшего школьника актуализируют проблему связи в сознании ребенка элементов различных культур, осваиваемых в процессе социализации. Это обусловило выбор темы исследования. Объектом исследования выступает развитие личности младшего школьника.

Предметом исследования является развитие ценностных ориентаций младшего школьника при освоении мифов Древней Греции и эпоса народов Карачаево-Черкесии.

Цель исследования — выявить специфику развития ценностных ориентаций младшего школьника средствами народного эпоса и мифологии.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ исследований по проблеме формирования ценностных ориентаций личности.

2. Выявить специфику становления ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.

3. Изучить механизмы формирования ценностных ориентаций у младших школьников.

4. Выявить личностноразвивающий потенциал мифов и народного эпоса.

5. Разработать и апробировать экспериментальную программу «Личность в контексте древних культур», способствующую духовному развитию младших школьников.

6. Выявить динамику ценностных ориентаций младших школьников при освоении программы «Личность в контексте древних культур» .

Гипотеза исследования: возможности развития ценностных ориента-ций личности младшего школьника средствами народного эпоса и мифологии связаны с пробуждением у младших школьников интереса к мифам и народному эпосу, с использованием механизмов социальной перцепции и идентификации младших школьников при изучении мифов Древней Греции и эпосов Карачаево-Черкесии, со стимулированием творческой активности младших школьников в учебном процессе, направленном на освоение духовной культуры народов Древней Греции и Карачаево-Черкесии.

Методологическую основу исследования составили концептуальные подходы, раскрывающие специфику развития личности и систему задающих его детерминант: культурно-историческая теория JI.C. Выготского, раскрывающая механизмы присвоения культурно-исторического опыта и вхождения в историю и культуруМ.М. Бахтина, М. С. Кагана, В. Е. Кемерова, М.К. Ма-мардашвили, А. Н. Леонтьева, А. К. Уледова, В. Г. Федотова, С. Л. Франка, В. Д. Шадрикова, которые рассматривают ценностные ориентации личности как результат познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

При разработке концептуального замысла диссертации были также использованы труды А. Г. Асмолова, А. В. Брушлинского, Б. С. Братуся, Ф.Е. Васи-люка, Э. Г. Дмитриева, В. В. Давыдова, В. Л. Зинченко, А. В. Петровского, В. А. Петровского, В. И. Слободчикова, В. Д. Шадрикова, Т. А. Флоренской и других.

В качестве конкретных методологических принципов исследования выступили аксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развитиякультурологический подход, в соответствии с которым эпос рассматривается как органическая составляющая общечеловеческой культурыличностно-деятельностный подход, при котором участники образовательного подхода выступают его субъектами идеи гуманизации образования (установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений).

Теоретическая основа исследования базируется на психологической концепции человека как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности, разрабатываемой в трудах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, K. JL Абульхановой-Славской, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. Б. Котовой, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, B.C. Мерлина, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Е. Н. Шиянова, а также на результатах исследований личности в этнопсихологии и этнопедагогике (А.Х. Акбашев, И. А. Арабов, Г. Бенедикт, Г. Н. Волков, М. Б. Гуртуева, А. Кардинер, В. Г. Крысько, М. Мид, Э. А. Саракуев, Н. С. Сансербаев, Л. К. Уледов и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

— осуществлен анализ теоретических исследований, раскрывающих психологический аспект проблемы ценностных ориентаций и их структурных компонентов;

— исследован характер изменений, происходящих в психологической структуре направленности личности в процессе освоения народного эпоса и мифологии;

— теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность формирования ценностных ориентаций средствами народного эпоса Карачаево-Черкесии и мифологии при помощи инновационных образовательных программ;

— выявлены и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии у младших школьников в образовательном процессе;

— дана характеристика личностно-развивающегося потенциала героев нартского эпоса и мифологии, обуславливающей возможность личностного роста младших школьников;

— выявлена динамика ценностных ориентаций у младших школьников как результат освоения мифов Древней Греции и эпоса народов Карачаево-Черкесии.

Практическая значимость работы заключается в том, что автором разработана, проведена и внедрена в образовательный процесс программа опытно-экспериментальной работы, направленная на развитие ценностных ориентаций личности школьников средствами народного эпоса и мифологии и реализующая регионально-национальный компонент содержания образования. Разработан спецкурс для младших школьников «Личность в контексте древних культур», предполагающий освоение элементов народной культуры и способствующий развитию их ценностных ориентаций.

Методические рекомендации, учебные программы, разработанные и изданные по материалам исследований могут использоваться и используются в массовой практике, в системе подготовки учителей и повышения их квалификации, а также в работе общеобразовательных школ и других образовательно-воспитательный учреждений.

Положения выносимые на защиту:

1. Эпос народов Карачаево-Черкесии и мифы Древней Греции выполняют важнейшие функции в системе «личность-общество». Они обеспечивают процесс наследования, передачи духовных ценностей, социального опыта от одного поколения к другому. Фиксируя новое идеальное состояние человека и общества, они «охраняют» культуру в целом, как и идеалы, способствуют транслированию духовности, субъективности личности, выступают специфическим средством познания мира и человека, содержат в себе ценно-стно-ориентационные доминанты, составляющие основу и специфику национально-культурной ментальности.

2. Возможности нартского эпоса и мифологии в развитии ценностных ориентаций младших школьников определяются ее ценностноориентирован-ным и самореализационным потенциалами, которые обеспечивают гармоничное становление человеческой личности. Социализирующие и личност-норазвивающие потенциалы и функции эпоса народов Карачаево-Черкесии и мифов Древней Греции максимально полно обнаруживают себя в процессе активного усвоения младшими школьниками ценностей, норм, идеалов, образов, составляющих духовную суть этой сферы человеческого бытия.

3. Психологическими условиями развития ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии младших школьников являются: использование механизмов идентификации, обособления, рефлексивным принятием и освоением социальных ролей, механизмами интериоризации и экстериоризации и механизмом сдвига мотива на цельреализация личностного подхода к обучаемому, его ориентации на общечеловеческие и национальные ценностиразработка и реализация инновационных программ, направленных на формирование ценностных ориентаций у учащихся.

4, Реализация ценностно-ориентационных, идентификационных, лич-ностноразвивающих потенциалов нартского эпоса народов Карачаево-Черкесии и мифов Древней Греции может осуществляться при усвоении программы «Личность в контексте древних культур», которая с одной стороны, выступает каналом трансляции и развития духовного опыта, с другой — функционально соответствует потребностям индивидуального и социального развития личности, определяя институционные возможности и условия социализации и саморегуляции младшего школьника.

Этапы и организация исследования.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На 1 этапе (1994;1995 гг.) изучалась историографическая, философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по проблеме ценностных ориентаций и ее становления в онтогенезе.

На 2 этапе (1995;1996 гг.) определялись методологические подходы, формировался концептуальный замысел, проводились пилотажные исследования в школах города Черкесска.

На 3 этапе (1996;1997 гг.) разрабатывалась, апробировалась экспериментальная программа «Личность — в контексте древних культур» .

На 4 этапе (1997;1999 гг.) производился анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы, оценивалась ее эффективность, обобщались полученные данные, разрабатывались методические рекомендации.

Достоверность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечиваются аргументацией теоретических подходов и методологических позиций, основанных на идеях ведущих психологов, социологов, философовприменение комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследованияобъемам и выборки объектов эксперимента и временем его применениявнедрением в образовательный процесс разработанных рекомендаций и их позитивным влияниям на формирование ценностных ориентаций, а также согласованностью всей совокупности теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментальных исследований.

Экспериментальной базой исследования явились средняя школа № 17 г. Черкесска и ряд сельских школ Карачаево-Черкесской республики.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в школах города Черкесска и в ряде сельских школ Карачаево-Черкесской республики. Научно-методическая экспертиза образовательной программы «Личность в контексте древних культур» осуществлялась в лаборатории практической психологии Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования.

Основные идеи исследования и его результаты были обсуждены и положительно одобрены на Российской конференции с участием Санкт-Петербургского и Северо-Кавказского отделения академии акмеологических наук (г. Черкесск, 1995 г.) — Межвузовской научной конференции (г. Карача-евск, 1996 г.) — Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 1997 г.) — Всероссийской научно-практической конференции (г. Пятигорск, 1997 г.) — V годичном собрании Южного отделения РАО и XVII-x региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Пятигорск,.

1998 г.) — Межвузовской конференции (г. Карачаевск, 1998 г.) — Международном Конгрессе (г. Пятигорск, 1998 г.) — на учительских совещаниях, педсоветах, семинарах в Карачаево-Черкесском республиканском институте повышения квалификации работников образования (г. Черкесск, 1995;1999 гг.) — на заседании кафедры педагогики и психологии высшей школы СевероКавказского государственного технического университета (г. Ставрополь, 1995;1999 гг.) — Всероссийской научно-практической конференции психологов (г. Пятигорск, 1999 г.) — Всероссийской научно-практической конференции психологов (г. Черкесск, 1999 г.). Департамент образования Карачаево-Черкесской республики признал экспериментальную программу «Личностьв контексте древних культур» как новаторскую, творческую и рекомендовал к изданию для внедрения в массовую педагогическую практику.

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работе имеются 3 схемы и 12 таблиц.

Список литературы

включает 237 наименований.

Выводы:

1. В соответствии с предметом исследования, которым является изучение особенностей ценностных ориентаций и ее развитие в младшем школьном возрасте разработана процедура экспериментального исследования, которая определяет специфику развития основных компонентов ценностных ориентаций младшего школьника в процессе освоения народного эпоса и мифов Древней Греции. Специальное исследование было посвящено изучению развивающего эффекта при помощи разработанной нами экспериментальной программы «Личность в контексте древних культур» .

В связи с недостаточной разработанностью методического исследования ценностных ориентаций младшего школьника, разработка программы экспериментального исследования, а так же подбор методических приемовособая область данного научного исследования.

2. В результате освоения программы «Личность в контексте древних культур» у учащихся младшего школьного возраста наблюдалось развитие таких компонентов ценностных ориентаций как когнитивного и эмотивного, проявляющихся в устойчивом интересе детей к героям и образам мифов Древней Греции и эпосов Карачаево-Черкесии, такого компонента, как креативность, проявляющегося в идентификации младшего школьника с героями.

Конативный компонент способствует развитию нового уровня самоотношения младшего школьника, обусловленного его ориентацией на героев мифологии Древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии. Данное явление способствует формированию нового уровня сознания как осознания мироотношения, расширение своего социального статуса.

3. Через освоение психологических характеристик героев и образов, психологическую интерпретацию их поступков у младшего школьника формируется потребность в творческой самореализации, в осуществлении своих поступков по «закону красоты» .

4. Таким образом, в исследовании показаны возможность развития ценностных ориентаций младшего школьника средствами народного эпоса Карачаево-Черкесии и мифологии Древней Греции при условии создания социальных обучающих программ, включающих в себя культурологический материал, а так же сформирование задачи психологического влияния героев эпоса и мифологии на духовную сферу младшего школьника.

•Л®

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования ценностных ориентаций младших школьников является на современном этапе развития начальной школы одной из интересных и значимых проблем. Общая сензитивность к воздействию, окружающих условий жизни, свойственная младшему школьному возрасту, содействует развитию этнических и общечеловеческих норм поведения, рефлексии, психических функций и ценностных ориентаций. Как показал анализ психологических исследований, в настоящее время вне поля зрения ученых остается проблема развития личности младшего школьника и его ценностных ориентаций.

Целью данного диссертационного исследования было выявить специфику развития ценностных ориентаций младших школьников в процессе образования. Анализ психологической литературы позволил заключить, что проблема ценностных ориентаций является стержневой в контексте исследования личности и механизмов становления личности.

В процессе исследования были получены следующие научные выводы:

Обобщив представления о ценностях и ценностных ориентациях, развиваемых в отечественной и зарубежной науках философами, социологами, психологами, нами было сформулировано понятие «ценностная ориентация «как психологическая категория. Под ценностными ориентациями подразумевается отношение субъекта к условиям своего бытия как результат сознательного оценочного выбора жизненно значимых предметов и объектов. Ценностные ориентации являются структурными диспозиционными образованиями, в результате чего они достаточно самостоятельны и относительно устойчивы. В структурной иерархии диспозиций личности ценностные ориентации занимают высший уровень. Они обнаруживаются в идеалах, целях, интересах и других проявлениях личности.

На основе содержательного анализа категорий ценностных ориентаций выделена структура данного психологического феномена по данной проблеме, а структурные элементы системы ценностной ориентации обобщены, углублены, структурированы, наполнены содержанием и доведены до технологического уровня. Они представлены следующими компонентами: Направленность личности как определенная организация ее мотивов.

— Когнитивный (расширение круга представлений детей, углубление их художественного восприятия через образы эпосов и мифов).

— Эмотивный (развитие интереса посредством идентификации с национальными героями эпоса).

— Конативный (формирование моделей поведения, основанных на принципах реализации национальных и общечеловеческих ценностей и способность к ценностному самоопределению).

— Креативный (формирование потребности в творческой самореализации).

Данная структура представляет ценностные ориентации личности, как целостное образование, характеризующее как отношение человека к миру культуры, так и процесс освоения данной сферы личностью.

Выделенные структурные компоненты ценностных ориентаций легли в основу теоретического анализа.

Важным содержанием ценностных ориентаций личности является система доминирующих мотивов личности, выражающим внутреннюю основу ее отношения к действий.

Процесс мышления представляет собой искание и открытие нового, и поэтому система обучения должна учитывать эту его сущностную характеристику.

Человек — это субъект культуры в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие, национальные, духовные и нравственные ценности, культуру, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивают человека образцами и средствами решения личностных задач. Следовательно, ценностные ориентации являются не только продуктом воздействия культурной среды, но и сама личность является носителем определенных оценочных отношений, которые определяются в виде определенных духовных потребностей и жизненных смыслов. (31,44).

В структуре ценностных ориентаций личности особый интерес представляет вопрос о связи духовных потребностей и идеалов. Субъективно переживаемая как «чувство непрерывной самотождественности», психосоциальная идентичность, по мнению Э. Эриксона, базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве «его многообразными социальными связями. (238).

Развитие системы ценностных ориентаций в процессе освоения культуры предполагает не только «присвоение» культурного опыта, но и формирование потребности действовать по законам красоты, создавать предметы культуры.

Эмотивный элемент ценностных ориентаций личности формирует отношение индивида к миру духовных ценностей в форме непосредственного переживания. Одновременно эмоции могут выполнять побуждающую Функцию, на что неоднократно указывал С. Л. Рубинштейн. (168).

Теоретический анализ проблемы развития ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте позволил определить те личностные особенности младшего школьника, которые способствуют освоению мира культуры, как важного фактора социализации: новая внутренняя позиция, открытость ребенка миру, ненасыщаемая потребность в познании, способность к эмоциональной идентификации со значимыми другими, способность к освоению образца, огромные резервы творческого развития.

Основными личностными новообразиями в младшем школьном возрасте является новый уровень самосознания, начало развития рефлексии, развитии нравственной сферы, социальные мотивы поведения, связанные с потребностью приносить другим людям пользу.

В исследовании определен тот личностно развивающий потенциал, которым обладают герои нартского эпоса и герои мифов Древней Греции. Выделенные психологические характеристики героев, а также описание их поступков явились средством персонализации в младшем школьном возрасте.

Сравнительный анализ психологических характеристик героев эпоса народов Карачаево-Черкесии с мифологическими героями Древней Греции позволил выявить этнопсихологическое своеобразие, которым обладают герои эпоса народов Карачаево-Черкесии. А также был составлен обобщенный психологический портрет героев эпоса и мифических героев и были определены основные личностные параметры и возможности их персонализации (запечатленности) в личности младшего школьника.

Реализуя цель развития ценностных ориентаций младшего школьника через освоение ими культуры Древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии, составлена опытно-экспериментальная программа «Личность в контексте древних культур», включающая в себя культурологический материал из мифов древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии. Отбор содержания культурологического материала, а так же методы его освоения ориентированы на возрастные особенности младших школьников, а также на резервы их психологического развития. Содержание программы и способы ее освоения школьниками ориентированы на развитие основных компонентов ценностных ориентаций: когнитивной, эмотивной, конативной и ценностного самоопределения.

Программа «Личность в контексте древних культур» направлена на развитие младшего школьника как субъекта активной творческой деятельности, развитие креативности, как свойства личности.

Анализ результатов апробации курса показал его эффективность, позволив зафиксировать позитивные изменения в формировании ценностных ориентаций младших школьников средствами народного эпоса и мифологии.

Обобщение итогов проведенного исследования и анализ полученных результатов подтверждает гипотезу и предполагает, что развитие ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии у младших школьников связаны со следующими условиями:

— построением личностно-ориентированной дидактики, основанной на усвоении гуманистических ценностей, составляющих основу гуманитарной культуры (в т.ч. народного эпоса, былин, мифов) и пробуждающей к ним интереса у младших школьников;

— использованием личностноразвивающего, ценностно-ориентацион-ного и самореализационного потенциала народного эпоса и мифологии, что обеспечивает гармоничное становление личности ребенка;

— разработкой и реализацией инновационных программ, направленных на формирование ценностных ориентаций у учащихся средствами эпоса;

— пробуждением у младших школьников интереса к мифам и народному эпосу, использованием механизмов социальной перцепции и идентификации при изучении мифов Древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии;

— стимулированием творческой активности младших школьников на освоение духовной культуры народов Древней Греции и Карачаево-Черкесии;

— использованием механизмов идентификации, обособления, рефлексивного принятия и освоения социальных ролей, интериоризации и эксте-риоризации.

В то же время результаты исследования показали, что проблема формирования ценностных ориентаций младшего школьного возраста не ограничивается, так как ее решение предполагает исследование и в других звеньях общеобразовательной школы. Серьезной разработки требует задача формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте — в период «второго рождения личности». Научная разработка этих и ряда других вопросов будет способствовать решению данной проблемы, а следовательно, и дальнейшему повышению эффективности формирования ценностных ориентаций у учащихся средствами народного эпоса и мифологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абазины: Историко-этногафический очерк. Черкесск, 1989. — 240с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъектом деятельности «Психология личности в социалистическом об ществе: Активность и развитие личности» Отв. ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова. М.- 1989. — 110 -134с.
  3. С.С. «Византия и Русь: два типа духовности» Новый мир. -1988.-№ 7.-210−220с.
  4. Аверкия (Архимандрит) «Душевность и духовность». М.-1949. — 142с.5. «Адыгейский эпос. Нарты.» Собрание сочинений в 7 томах. Майкоп. 1971. т. 7.- 203с.
  5. Азаров Ю.П."Семейная педагогика. Педагокика любви и свободы". М. «Аргументы и Факты» 1993. 608с.
  6. С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.- 1981. — 64с.
  7. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.- Знание, 1978.- 64с.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. Мысль, 1976, — 158с.
  9. А. Г. Личность, как предмет психологического исследования, — М.-1984.
  10. В.Г. Человек в управлении обществом. М.-1977. 224с.
  11. Ахмеджанов Э. Р. Психологические тесты. М.- 1996. 81с.
  12. В.Е. Личностный фактор человеческих потребностей. /Факторы развития человеческой субъективности/ отв. ред. С. С. Батенин -Л., 1989, — 20−34с.
  13. Г. С. Социальные связи человека в культуре. /Культура, человек и картина мира. Отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов.-М.- 1987.-90−135с.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества. /Сост. С. Г. Бочаров. -М.- 1986.-444с.
  15. В.А. Духовная культура личности /Философские очерки. -М.- 1986. 108с.
  16. Н.А. О назначении человека. -М.- 1993. 383с.
  17. Р. Развитие Я- концепции и воспитание -М.- 1986.-280с.
  18. Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.- 1981. — 64с.
  19. .Н. Духовность как коренная черта социализма. /Социально-политические науки. 1990.- № 4.- 44−52с.
  20. А. Греческая цивилизация. М.- 1992. — 266с.
  21. А.А. Психология о личности. М.- 1988. — 320с.
  22. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка /Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.- Педагогика, 1972. — 44с.
  23. Л.И. Проблемы формирования личности,-М.- В., 1995.-348с.
  24. В.В. Мифы Древней Греии и музыка. М., 1988.
  25. Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность. М.- 1986. -64с.
  26. Н.Ф. Художественное восприятие. М.- 1989. — 64с.
  27. А.В. Психология мышление и кибернетика. -М.-1989. -188с.
  28. Т.М., Зевин О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей- культурных символов- в индивидуальном сознании. /
  29. Вопросы психологии. № 5. 1997.
  30. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. К., 1991. — 195с.
  31. Н. Десять заповедей творческой личности. М.-1990. -192с.
  32. Ван Гог В. Письма. / Пер. Мелковой П. В. Л., М.- 1966. — 602с.
  33. Г. Социальные потребности: их формирование и удовлетворение. / Проблемы мира и социализма. 1973. № 3. 20с.
  34. А. Проблема художественного чувства: Вопросы психологии художественного творчества. Т., 1978. — 174с.
  35. В.П. Избранные педагогические сочинения. М.- 1987. — 238−260с.
  36. Ю. Искусство жить: Проблемы социально- психологических и нравственных ориентаций личности М. 1989. -286с.
  37. В. Миф и религия. СПб., 1913. — 44с.
  38. Г. Н. Этнопедагогика.- Чебоксары. Чуваш, кн. изд-во. 1974. -376с.
  39. Г. Н. Педагогу великому имя народ: (об основах народной педагогики). /Нар. образование. 1989.№ 12. 62−67с.
  40. Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988. — 239с.
  41. А.А. История древнего мира.- М., 1989. 157с.
  42. В. Прелюдии СПб, 1904. — с.26
  43. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., изд-во МГУ, 1976.
  44. Л.С. Развитие психических функций. М., 1969.- 479с.
  45. Л.С. Избранные психологические труды в 2 т.-М., 1986.-т.2.
  46. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
  47. К.В., Казимирская И. И. Нравственно- эстетическое воспитание школьников. Минск, 1988. — 126с.
  48. A.M. Героический эпос «Нарты и его генезис» Краснодар, 1967.
  49. Р. «Горы» сборник стихов. М., 1982. — 180с.
  50. Г. В. Соч.: в 10 т., Т.З. М., 1956. — 371с.
  51. Ю.Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию». М.: ЧеРО -1996.-292−320 с.
  52. .Т. Понятие о человеке в современной философии / О человеческом человеке. М., 1991.-358−383с.
  53. В.П. К психологической природе интереса, /проблема формирования духовных потребностей личности. Новосибирск. 1970. -216с.
  54. М.Б. Этнопедагогика Карачаево-Балкарского народа. -Нальчик. 1977.
  55. П.С. Философская концепция Эриха Фромма: Послесловие к книге Э. Фромма «Бегство от свободы».-М., 1990. 334с.
  56. В.В. Умственное развитие младших школьников в процессе обучения. / Психолого педагогическое изучение личности школьника. -М., 1977, — 10−27с.
  57. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика. 1986.-240с.
  58. В.В., Эльконин Д. В., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста.
  59. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. — 180с.
  60. В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д, 1983. -56с.
  61. С.М. Искусство видеть искусство. Л., 1990. — 221с.
  62. Э.Г. Основы духовности и нравственности. / Начальнаяшкола. 1994. № 4. 47−50с.
  63. В.Е. Иллюзия духовности. Львов, 1985.- 224с.
  64. М.Т. Характеристика эмоционального и мотивационного компонентов отношения младших школьников к учению./ Эмоциональная регуляция учебной деятельности. -М., 1988.-94−96с,
  65. М.В. Проблема ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ. Сер.фил.-1974.-№ 2.-44−48с.
  66. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // ^^ Проблемы ценностей в философии М-л, 1966, — 26с.
  67. В.М. Народный героический эпос.- Л., 1962, — 195с.
  68. Душевная жизнь детей: Очерки по педагогической психологии /под ред. Лазурского А. Ф. и Нечаева А. М., 1910.- 283с.
  69. Н.И. Нравственные идеалы старшекласников и их формирование средств.- Худож.литер.-М., 1978.
  70. А.С. Проблемы социализации личности и потенциал отечественной гуманитарной культуры // Человек и общество: тенденция социальных изменений. Мат. междун. н-пр. конф. Санкт-Петербург.-1997.- 135с.
  71. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1956. 61с.
  72. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998.-№ 3.-104−114с.
  73. А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии. М., 1987.- № 8.-43с.
  74. К. Эмоции человека. М: Изд-во МГУ, 1980.
  75. Кабардинские легенды. Пятигорск. 1911.
  76. М.С. О духовном: опыт категориального анализа // Системный подход и гуманитарное знание.- Л., 1991 .-208−239с.
  77. М.С. О философском понимании ценности // Вестник Ленинградского универс. Серия 6, 1987, выпуск 3.-50с.
  78. М.С. Человеческая деятельность. -М., 1974. -328с.
  79. М. С. Иванов В.Г. Прблема потребностей в эстетеике и этике. Ленинград., 1976.-172с.
  80. И.Х., Керейтов Р. Х., Сикалиев A.M. Ногайцы. Черкесск, 1988.-232с.
  81. И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978.-343с.
  82. В.В. О духовном в исскустве. Л., 1990. — 66с.
  83. П.Ф. Из итории души: Очерки по истории ума. Спб., 1890. — 255с.
  84. А.И. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. М., Наука 1966. 319с.
  85. Н. Беседы о выработке миросозерцания. Спб., 1899.- 162с.
  86. Е.В. Пробуждать интерес к лучшим образам искусства. // Советская педагогика. 1989. — № 2. — 61−64с.
  87. Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифология. М.: Политиздат, 1988. 286с.
  88. Д.А. Потребность поведения воспитания.- М., 1968. -146с.
  89. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2. М., 1982.-576с.
  90. Я.А. Мудрость старых чехов. 1964.
  91. А.А. Формирование духовных ценностей старшеклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. — 16с.
  92. И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону. 1997.-480с.
  93. И.Б. Психология личности в России. Ростов-на-Дону. 1994.-269с.
  94. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педа гогики. Ростов-на-Дону, 1994−29 с.
  95. Краткий психологический словарь / Под общ. ред.
  96. A.В.Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1990.- 494с.
  97. Краткая филосовская энциклопедия / Редкол.: Е. Ф. Губский, Г. В. Ко раблева, В. А. Лутченко. М, 1994.- 576с.
  98. Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.
  99. Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968.- 945с.
  100. В.Т. Творческая природа психики человека. / Вопросы психологии. 1990.- № 3 144с.
  101. Культура и развитие человека: Очерк философско -методологических проблем / Под ред. В. П. Иванова, В. П. Казловского, Е. К. Быстрицкого. Киев 1989.- 320с.
  102. A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. Дисс. на соиск. доктор юр. наук М., 1946.
  103. А.Ф. Классификация ценностей / Под ред. М. Я. Басова,
  104. B.Н.Мясникова.- Госиздат, 1924.-290с.
  105. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. И.П.Ф. -Воронеж, 1993.
  106. А.Н. Человек и культура. М., 1961. — 115с.
  107. А.Н. Проблема развития психики . М., 1965.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.- 277с.
  109. Д.А. Личность : Человек в мире и мир в человеке. / Вопросы психологии. 1989. № 3. 13с.
  110. .Т. Простые истины воспитания. М., 1983. — 192с.
  111. .Т. Теория гуманистического воспитания. М.: Педагогика 1974. 496с.
  112. .Т. Школа и церковь : новые отношения? / Советская педагогика. 1991 — № 6. — 33−36с.
  113. А.А. О воспитательных возможностях учебной деятельности младших школьников. // Вопросы психологии 1977. fi
Заполнить форму текущей работой