Гуманизация и гуманитаризация образования в современной социокультурной ситуации является приоритетной областью научного исследования. Это обусловлено тем, что инновационные процессы, происходящие в обществе, гуманистические тенденции его развития требуют и соответствующих изменений в системе образования, которые сделали бы возможной реализацию идеи развития личности в развивающемся мире. В этой связи особую значимость приобретает изучение психологических механизмов становления личности в различные периоды детства.
В связи с тем, что развитие личности осуществляется через освоение культурно-исторического опыта, особый интерес представляет проблема развития ее ценностных ориентаций. Внедрение идей гуманитаризации и гуманизации образования предполагает освоение духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений на всех этапах системы непрерывного образования как одной из важнейших задач современной школы. Проблема гуманизации образования, в первую очередь, связана с восстановлением его культурообразующей и личностноразвивающей функции. Гуманистическая ориентация изменяет представления о целях образования, которые транслируют ценности общечеловеческой и национальной культур (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов).
Младший школьный возраст достаточно сензитивен к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством. Данная способность обуславливается развитой эмоциональностью, доверчивостью, открытостью, непосредственностью, отзывчивостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли и потребностью в новых впечатлениях, высокой познавательной активностью и интересом ко всему окружающему миру. Это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентаций младшего школьника на основе прогрессивных народных традиций, культуры, мифов и народного эпоса, которые обладают неограниченным потенциалом для развития и саморазвития личности через освоение духовного опыта своего народа, его культурных ценностей и духовного опыта рядом живущих народов, в единстве с освоением элементов общечеловеческой и национальной культур. Благодаря этому возникает возможность обогащения ребенка, развития гуманной, духовно богатой личности.
Недостаточная изученность развития ценностных ориентаций личности младшего школьника актуализируют проблему связи в сознании ребенка элементов различных культур, осваиваемых в процессе социализации. Это обусловило выбор темы исследования. Объектом исследования выступает развитие личности младшего школьника.
Предметом исследования является развитие ценностных ориентаций младшего школьника при освоении мифов Древней Греции и эпоса народов Карачаево-Черкесии.
Цель исследования — выявить специфику развития ценностных ориентаций младшего школьника средствами народного эпоса и мифологии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ исследований по проблеме формирования ценностных ориентаций личности.
2. Выявить специфику становления ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.
3. Изучить механизмы формирования ценностных ориентаций у младших школьников.
4. Выявить личностноразвивающий потенциал мифов и народного эпоса.
5. Разработать и апробировать экспериментальную программу «Личность в контексте древних культур», способствующую духовному развитию младших школьников.
6. Выявить динамику ценностных ориентаций младших школьников при освоении программы «Личность в контексте древних культур» .
Гипотеза исследования: возможности развития ценностных ориента-ций личности младшего школьника средствами народного эпоса и мифологии связаны с пробуждением у младших школьников интереса к мифам и народному эпосу, с использованием механизмов социальной перцепции и идентификации младших школьников при изучении мифов Древней Греции и эпосов Карачаево-Черкесии, со стимулированием творческой активности младших школьников в учебном процессе, направленном на освоение духовной культуры народов Древней Греции и Карачаево-Черкесии.
Методологическую основу исследования составили концептуальные подходы, раскрывающие специфику развития личности и систему задающих его детерминант: культурно-историческая теория JI.C. Выготского, раскрывающая механизмы присвоения культурно-исторического опыта и вхождения в историю и культуруМ.М. Бахтина, М. С. Кагана, В. Е. Кемерова, М.К. Ма-мардашвили, А. Н. Леонтьева, А. К. Уледова, В. Г. Федотова, С. Л. Франка, В. Д. Шадрикова, которые рассматривают ценностные ориентации личности как результат познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
При разработке концептуального замысла диссертации были также использованы труды А. Г. Асмолова, А. В. Брушлинского, Б. С. Братуся, Ф.Е. Васи-люка, Э. Г. Дмитриева, В. В. Давыдова, В. Л. Зинченко, А. В. Петровского, В. А. Петровского, В. И. Слободчикова, В. Д. Шадрикова, Т. А. Флоренской и других.
В качестве конкретных методологических принципов исследования выступили аксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развитиякультурологический подход, в соответствии с которым эпос рассматривается как органическая составляющая общечеловеческой культурыличностно-деятельностный подход, при котором участники образовательного подхода выступают его субъектами идеи гуманизации образования (установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений).
Теоретическая основа исследования базируется на психологической концепции человека как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности, разрабатываемой в трудах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, K. JL Абульхановой-Славской, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. Б. Котовой, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, B.C. Мерлина, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Е. Н. Шиянова, а также на результатах исследований личности в этнопсихологии и этнопедагогике (А.Х. Акбашев, И. А. Арабов, Г. Бенедикт, Г. Н. Волков, М. Б. Гуртуева, А. Кардинер, В. Г. Крысько, М. Мид, Э. А. Саракуев, Н. С. Сансербаев, Л. К. Уледов и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
— осуществлен анализ теоретических исследований, раскрывающих психологический аспект проблемы ценностных ориентаций и их структурных компонентов;
— исследован характер изменений, происходящих в психологической структуре направленности личности в процессе освоения народного эпоса и мифологии;
— теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность формирования ценностных ориентаций средствами народного эпоса Карачаево-Черкесии и мифологии при помощи инновационных образовательных программ;
— выявлены и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии у младших школьников в образовательном процессе;
— дана характеристика личностно-развивающегося потенциала героев нартского эпоса и мифологии, обуславливающей возможность личностного роста младших школьников;
— выявлена динамика ценностных ориентаций у младших школьников как результат освоения мифов Древней Греции и эпоса народов Карачаево-Черкесии.
Практическая значимость работы заключается в том, что автором разработана, проведена и внедрена в образовательный процесс программа опытно-экспериментальной работы, направленная на развитие ценностных ориентаций личности школьников средствами народного эпоса и мифологии и реализующая регионально-национальный компонент содержания образования. Разработан спецкурс для младших школьников «Личность в контексте древних культур», предполагающий освоение элементов народной культуры и способствующий развитию их ценностных ориентаций.
Методические рекомендации, учебные программы, разработанные и изданные по материалам исследований могут использоваться и используются в массовой практике, в системе подготовки учителей и повышения их квалификации, а также в работе общеобразовательных школ и других образовательно-воспитательный учреждений.
Положения выносимые на защиту:
1. Эпос народов Карачаево-Черкесии и мифы Древней Греции выполняют важнейшие функции в системе «личность-общество». Они обеспечивают процесс наследования, передачи духовных ценностей, социального опыта от одного поколения к другому. Фиксируя новое идеальное состояние человека и общества, они «охраняют» культуру в целом, как и идеалы, способствуют транслированию духовности, субъективности личности, выступают специфическим средством познания мира и человека, содержат в себе ценно-стно-ориентационные доминанты, составляющие основу и специфику национально-культурной ментальности.
2. Возможности нартского эпоса и мифологии в развитии ценностных ориентаций младших школьников определяются ее ценностноориентирован-ным и самореализационным потенциалами, которые обеспечивают гармоничное становление человеческой личности. Социализирующие и личност-норазвивающие потенциалы и функции эпоса народов Карачаево-Черкесии и мифов Древней Греции максимально полно обнаруживают себя в процессе активного усвоения младшими школьниками ценностей, норм, идеалов, образов, составляющих духовную суть этой сферы человеческого бытия.
3. Психологическими условиями развития ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии младших школьников являются: использование механизмов идентификации, обособления, рефлексивным принятием и освоением социальных ролей, механизмами интериоризации и экстериоризации и механизмом сдвига мотива на цельреализация личностного подхода к обучаемому, его ориентации на общечеловеческие и национальные ценностиразработка и реализация инновационных программ, направленных на формирование ценностных ориентаций у учащихся.
4, Реализация ценностно-ориентационных, идентификационных, лич-ностноразвивающих потенциалов нартского эпоса народов Карачаево-Черкесии и мифов Древней Греции может осуществляться при усвоении программы «Личность в контексте древних культур», которая с одной стороны, выступает каналом трансляции и развития духовного опыта, с другой — функционально соответствует потребностям индивидуального и социального развития личности, определяя институционные возможности и условия социализации и саморегуляции младшего школьника.
Этапы и организация исследования.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
На 1 этапе (1994;1995 гг.) изучалась историографическая, философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по проблеме ценностных ориентаций и ее становления в онтогенезе.
На 2 этапе (1995;1996 гг.) определялись методологические подходы, формировался концептуальный замысел, проводились пилотажные исследования в школах города Черкесска.
На 3 этапе (1996;1997 гг.) разрабатывалась, апробировалась экспериментальная программа «Личность — в контексте древних культур» .
На 4 этапе (1997;1999 гг.) производился анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы, оценивалась ее эффективность, обобщались полученные данные, разрабатывались методические рекомендации.
Достоверность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечиваются аргументацией теоретических подходов и методологических позиций, основанных на идеях ведущих психологов, социологов, философовприменение комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследованияобъемам и выборки объектов эксперимента и временем его применениявнедрением в образовательный процесс разработанных рекомендаций и их позитивным влияниям на формирование ценностных ориентаций, а также согласованностью всей совокупности теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментальных исследований.
Экспериментальной базой исследования явились средняя школа № 17 г. Черкесска и ряд сельских школ Карачаево-Черкесской республики.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в школах города Черкесска и в ряде сельских школ Карачаево-Черкесской республики. Научно-методическая экспертиза образовательной программы «Личность в контексте древних культур» осуществлялась в лаборатории практической психологии Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования.
Основные идеи исследования и его результаты были обсуждены и положительно одобрены на Российской конференции с участием Санкт-Петербургского и Северо-Кавказского отделения академии акмеологических наук (г. Черкесск, 1995 г.) — Межвузовской научной конференции (г. Карача-евск, 1996 г.) — Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 1997 г.) — Всероссийской научно-практической конференции (г. Пятигорск, 1997 г.) — V годичном собрании Южного отделения РАО и XVII-x региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Пятигорск,.
1998 г.) — Межвузовской конференции (г. Карачаевск, 1998 г.) — Международном Конгрессе (г. Пятигорск, 1998 г.) — на учительских совещаниях, педсоветах, семинарах в Карачаево-Черкесском республиканском институте повышения квалификации работников образования (г. Черкесск, 1995;1999 гг.) — на заседании кафедры педагогики и психологии высшей школы СевероКавказского государственного технического университета (г. Ставрополь, 1995;1999 гг.) — Всероссийской научно-практической конференции психологов (г. Пятигорск, 1999 г.) — Всероссийской научно-практической конференции психологов (г. Черкесск, 1999 г.). Департамент образования Карачаево-Черкесской республики признал экспериментальную программу «Личностьв контексте древних культур» как новаторскую, творческую и рекомендовал к изданию для внедрения в массовую педагогическую практику.
Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работе имеются 3 схемы и 12 таблиц.
Список литературы
включает 237 наименований.
Выводы:
1. В соответствии с предметом исследования, которым является изучение особенностей ценностных ориентаций и ее развитие в младшем школьном возрасте разработана процедура экспериментального исследования, которая определяет специфику развития основных компонентов ценностных ориентаций младшего школьника в процессе освоения народного эпоса и мифов Древней Греции. Специальное исследование было посвящено изучению развивающего эффекта при помощи разработанной нами экспериментальной программы «Личность в контексте древних культур» .
В связи с недостаточной разработанностью методического исследования ценностных ориентаций младшего школьника, разработка программы экспериментального исследования, а так же подбор методических приемовособая область данного научного исследования.
2. В результате освоения программы «Личность в контексте древних культур» у учащихся младшего школьного возраста наблюдалось развитие таких компонентов ценностных ориентаций как когнитивного и эмотивного, проявляющихся в устойчивом интересе детей к героям и образам мифов Древней Греции и эпосов Карачаево-Черкесии, такого компонента, как креативность, проявляющегося в идентификации младшего школьника с героями.
Конативный компонент способствует развитию нового уровня самоотношения младшего школьника, обусловленного его ориентацией на героев мифологии Древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии. Данное явление способствует формированию нового уровня сознания как осознания мироотношения, расширение своего социального статуса.
3. Через освоение психологических характеристик героев и образов, психологическую интерпретацию их поступков у младшего школьника формируется потребность в творческой самореализации, в осуществлении своих поступков по «закону красоты» .
4. Таким образом, в исследовании показаны возможность развития ценностных ориентаций младшего школьника средствами народного эпоса Карачаево-Черкесии и мифологии Древней Греции при условии создания социальных обучающих программ, включающих в себя культурологический материал, а так же сформирование задачи психологического влияния героев эпоса и мифологии на духовную сферу младшего школьника.
•Л®
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проблема формирования ценностных ориентаций младших школьников является на современном этапе развития начальной школы одной из интересных и значимых проблем. Общая сензитивность к воздействию, окружающих условий жизни, свойственная младшему школьному возрасту, содействует развитию этнических и общечеловеческих норм поведения, рефлексии, психических функций и ценностных ориентаций. Как показал анализ психологических исследований, в настоящее время вне поля зрения ученых остается проблема развития личности младшего школьника и его ценностных ориентаций.
Целью данного диссертационного исследования было выявить специфику развития ценностных ориентаций младших школьников в процессе образования. Анализ психологической литературы позволил заключить, что проблема ценностных ориентаций является стержневой в контексте исследования личности и механизмов становления личности.
В процессе исследования были получены следующие научные выводы:
Обобщив представления о ценностях и ценностных ориентациях, развиваемых в отечественной и зарубежной науках философами, социологами, психологами, нами было сформулировано понятие «ценностная ориентация «как психологическая категория. Под ценностными ориентациями подразумевается отношение субъекта к условиям своего бытия как результат сознательного оценочного выбора жизненно значимых предметов и объектов. Ценностные ориентации являются структурными диспозиционными образованиями, в результате чего они достаточно самостоятельны и относительно устойчивы. В структурной иерархии диспозиций личности ценностные ориентации занимают высший уровень. Они обнаруживаются в идеалах, целях, интересах и других проявлениях личности.
На основе содержательного анализа категорий ценностных ориентаций выделена структура данного психологического феномена по данной проблеме, а структурные элементы системы ценностной ориентации обобщены, углублены, структурированы, наполнены содержанием и доведены до технологического уровня. Они представлены следующими компонентами: Направленность личности как определенная организация ее мотивов.
— Когнитивный (расширение круга представлений детей, углубление их художественного восприятия через образы эпосов и мифов).
— Эмотивный (развитие интереса посредством идентификации с национальными героями эпоса).
— Конативный (формирование моделей поведения, основанных на принципах реализации национальных и общечеловеческих ценностей и способность к ценностному самоопределению).
— Креативный (формирование потребности в творческой самореализации).
Данная структура представляет ценностные ориентации личности, как целостное образование, характеризующее как отношение человека к миру культуры, так и процесс освоения данной сферы личностью.
Выделенные структурные компоненты ценностных ориентаций легли в основу теоретического анализа.
Важным содержанием ценностных ориентаций личности является система доминирующих мотивов личности, выражающим внутреннюю основу ее отношения к действий.
Процесс мышления представляет собой искание и открытие нового, и поэтому система обучения должна учитывать эту его сущностную характеристику.
Человек — это субъект культуры в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие, национальные, духовные и нравственные ценности, культуру, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивают человека образцами и средствами решения личностных задач. Следовательно, ценностные ориентации являются не только продуктом воздействия культурной среды, но и сама личность является носителем определенных оценочных отношений, которые определяются в виде определенных духовных потребностей и жизненных смыслов. (31,44).
В структуре ценностных ориентаций личности особый интерес представляет вопрос о связи духовных потребностей и идеалов. Субъективно переживаемая как «чувство непрерывной самотождественности», психосоциальная идентичность, по мнению Э. Эриксона, базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве «его многообразными социальными связями. (238).
Развитие системы ценностных ориентаций в процессе освоения культуры предполагает не только «присвоение» культурного опыта, но и формирование потребности действовать по законам красоты, создавать предметы культуры.
Эмотивный элемент ценностных ориентаций личности формирует отношение индивида к миру духовных ценностей в форме непосредственного переживания. Одновременно эмоции могут выполнять побуждающую Функцию, на что неоднократно указывал С. Л. Рубинштейн. (168).
Теоретический анализ проблемы развития ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте позволил определить те личностные особенности младшего школьника, которые способствуют освоению мира культуры, как важного фактора социализации: новая внутренняя позиция, открытость ребенка миру, ненасыщаемая потребность в познании, способность к эмоциональной идентификации со значимыми другими, способность к освоению образца, огромные резервы творческого развития.
Основными личностными новообразиями в младшем школьном возрасте является новый уровень самосознания, начало развития рефлексии, развитии нравственной сферы, социальные мотивы поведения, связанные с потребностью приносить другим людям пользу.
В исследовании определен тот личностно развивающий потенциал, которым обладают герои нартского эпоса и герои мифов Древней Греции. Выделенные психологические характеристики героев, а также описание их поступков явились средством персонализации в младшем школьном возрасте.
Сравнительный анализ психологических характеристик героев эпоса народов Карачаево-Черкесии с мифологическими героями Древней Греции позволил выявить этнопсихологическое своеобразие, которым обладают герои эпоса народов Карачаево-Черкесии. А также был составлен обобщенный психологический портрет героев эпоса и мифических героев и были определены основные личностные параметры и возможности их персонализации (запечатленности) в личности младшего школьника.
Реализуя цель развития ценностных ориентаций младшего школьника через освоение ими культуры Древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии, составлена опытно-экспериментальная программа «Личность в контексте древних культур», включающая в себя культурологический материал из мифов древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии. Отбор содержания культурологического материала, а так же методы его освоения ориентированы на возрастные особенности младших школьников, а также на резервы их психологического развития. Содержание программы и способы ее освоения школьниками ориентированы на развитие основных компонентов ценностных ориентаций: когнитивной, эмотивной, конативной и ценностного самоопределения.
Программа «Личность в контексте древних культур» направлена на развитие младшего школьника как субъекта активной творческой деятельности, развитие креативности, как свойства личности.
Анализ результатов апробации курса показал его эффективность, позволив зафиксировать позитивные изменения в формировании ценностных ориентаций младших школьников средствами народного эпоса и мифологии.
Обобщение итогов проведенного исследования и анализ полученных результатов подтверждает гипотезу и предполагает, что развитие ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии у младших школьников связаны со следующими условиями:
— построением личностно-ориентированной дидактики, основанной на усвоении гуманистических ценностей, составляющих основу гуманитарной культуры (в т.ч. народного эпоса, былин, мифов) и пробуждающей к ним интереса у младших школьников;
— использованием личностноразвивающего, ценностно-ориентацион-ного и самореализационного потенциала народного эпоса и мифологии, что обеспечивает гармоничное становление личности ребенка;
— разработкой и реализацией инновационных программ, направленных на формирование ценностных ориентаций у учащихся средствами эпоса;
— пробуждением у младших школьников интереса к мифам и народному эпосу, использованием механизмов социальной перцепции и идентификации при изучении мифов Древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии;
— стимулированием творческой активности младших школьников на освоение духовной культуры народов Древней Греции и Карачаево-Черкесии;
— использованием механизмов идентификации, обособления, рефлексивного принятия и освоения социальных ролей, интериоризации и эксте-риоризации.
В то же время результаты исследования показали, что проблема формирования ценностных ориентаций младшего школьного возраста не ограничивается, так как ее решение предполагает исследование и в других звеньях общеобразовательной школы. Серьезной разработки требует задача формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте — в период «второго рождения личности». Научная разработка этих и ряда других вопросов будет способствовать решению данной проблемы, а следовательно, и дальнейшему повышению эффективности формирования ценностных ориентаций у учащихся средствами народного эпоса и мифологии.