Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта
Диссертация
Апробация результатов исследования. Материалы диссертации докладывались на конференции VI Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2007) — на VII Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2008) — на Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых к 90-летию проф. Иванова Е. С. «Развитие специального образования… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
- 1. 1. Агрессивность и агрессивное поведение: виды, основные теории в психологии
- 1. 2. Этиология агрессивного поведения
- 1. 3. Нарушения поведения в подростковом возрасте
- 1. 4. Отклоняющееся поведение подростков с нарушением интеллекта
- 1. 5. Агрессивное поведение в структуре аффективной дезадаптации подростков с нарушениями интеллекта
- ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Объект исследования
- 2. 2. Методы исследования
- ГЛАВА 3. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
- 3. 1. Агрессивность и агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта
- 3. 2. Расстройство аффективно-личностной сферы подростков с нарушением интеллекта
- 3. 3. Акцентуации характера в структуре агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
- 3. 3. 1. Тревожность в структуре агрессивного поведения при различных типах акцентуаций характера
- 3. 3. 2. Эмоциональная лабильность в структуре агрессивного поведения при различных типах акцентуаций характера
- 3. 3. 3. Эмоциональная ригидность в структуре агрессивного поведения при различных типах акцентуаций характера
- 3. 3. 4. Экстравертированность и демонстративность в структуре агрессивного поведения при различных типах акцентуаций характера
- 3. 4. Аффективная организация поведения подростков с нарушением интеллекта
- 3. 4. 1. Агрессивность и агрессивное поведение в структуре аффективной дезадаптациии подростков с нарушением интеллекта
- 3. 4. 2. Аффективная регуляция поведения у агрессивных и неагрессивных подростков с нарушением интеллекта при различных типах акцентуаций характера
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Психология формирования и развития личности /М.: Наука. 1981. С. 368.
- Агавелян O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития. Автореферат на соиск. уч. ст. доктора, психол. наук. НИИ Дефектологии АПН СССР / М.: 1989. С. 34.
- Агавелян O.K. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики / Новосибирск. НИПК «ПРО». 2004. С. 413.
- Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под. ред. Платоновой Н. М. / СПб.: Речь. 2004. С. 336.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / М.: Издательство института психотерапии. 2002. С. 212.
- Алфимова М. В. Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 128−137.
- Альберхт Э.Я. Эмоционально-волевая сфера у подростков-олигофренов при психической декомпенсации / Дефектология. 1976. № 4. С. 38−44.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Строение характера. Т.2. М.: «Педагогика». 1980. С. 287.
- Ю.Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология / М.: Наука. 1991. С. 248.
- Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Вопросы психологии. 1978. № 1. С. 37−49.
- Анцыферова Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. К психологии личности как развивающейся системы / Психология формирования и развития личности. М.: Наука 1981. С. 3−19.
- Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. С. 508.
- Н.Байбуртянц Е. В. Проблемы нарушения поведения у подростков в современной педагогике и психологии / Специальная психология. 2007. № 1(11). С. 56−61.
- Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореферат на соиск. уч. ст. доктора, психол. наук. МГУ им. М. В. Ломоносова / М.: 1989 с. 48.
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / М.: УРАО. 1999. С. 148.
- Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития / Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 19−25.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / СПб.: ОЛМА-Пресс. 2001. С. 510.
- Бардышевская М. К. Тренина М.Ю. Особенности влечений у детей с аффективной неустойчивостью / Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 34−44.
- Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие / М: НЦ ЭНАС, 2003. С. 136.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / СПб.: Питер. 2009. С. 400.
- Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / СПб.: Речь. 2004. С. 334.
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике / СПб.: Питер. 2003. С. 528.
- Бурменская Г. В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий /Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 3−13.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / СПб.: Питер. 2001. С. 352.
- Василевский В.Г. Агрессивное поведение как вид делинквентности детей подростков / Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции//М.: 1996. С. 44−46.
- Воронова Е.В. Проблема отклоняющегося поведения учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида / Специальная психология. 2006, № 1(7) С. 14−18
- Вострокнутов Н.В. Отклоняющееся и криминальное поведение детей и подростков: риск и проявления / Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции // М.: 1996. С. 21−31
- Винникова Е.А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития / Дефектология. 1999. № 1. С. 18−24.
- Выготский Л.С. Педология подростка. Том 4 / М.: Издательство «Педагогика». 1983. С. 432.
- Выготский Л.С. Дефект и компенсация. Том 5 / М.: Издательство «Педагогика». 1983, С. 368.
- Выготский Л.С. Культурное развитие аномального и трудновоспитуемого ребенка. Тезисы доклада. Том 5 / М.: Издательство «Педагогика». 1983, С. 368.
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика. М.: Изд-во «Север». 1933. С. 122.
- Горьковая И.А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков: Автореферат насоиск. уч. ст. доктора, психол. наук. Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева / СПб.: 1998. С. 48.
- Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития / Дефектология. 1986. № 5. С. 13−20.
- Гришина Н.В. Психология конфликта / СПб.: Питер. 2008. С. 544.
- Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия: профилактика детской агрессивности и жестокости / М.: «Когито-Центр». 2006. С. 176.
- Гурьева В.А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста / Томск. Изд. Томского университета. 1994. С. 310.
- Демьянов Ю.Г. Психопатология детского возраста: лекции / Ленинград. Издательство ЛГПИ. 1986. С. 45.
- Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции / Ленинград. Наука. 1974. С. 258.
- Дети с временными задержками развития / под ред. Власовой Т. А., Певзнер М. С. //М.: Педагогика. 1971. С. 207.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / сост. Соколова Н. Д., Калинникова Л. В. // М.: Издательство «Аспект». 2005. С. 448.
- Иванов Е. С. Дезадаптация умственно отсталых школьников / Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции // М.: 1996. С. 148−149.
- Иванов Е. С., Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей / СПб.: Издательство ИСПиП. 2000. С. 20.
- Иванов Е.С., Шипицына JI.M. Этиопатогенез нарушений поведения у учеников вспомогательной школы / Дефектология. 1989. № 1. С. 20−24.
- Изард К. Психология эмоций / СПб.: Питер. 2000. С. 464.
- Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов / СПб.: Спец. Лит. 2001. С. 463.
- Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / СПб.: Речь. 2003. С. 391.
- Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей / Л.: Медицина. 1982. С. 224.
- Исаченкова М.П. Поиск оптимальных методов реабилитации детей с психической депривацией / Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции // М.: 1996. С. 100−109.
- Калашникова М. Б. Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития / Великий Новгород. Издательство НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2002. С. 145.
- Калашникова М. Б. Возрастная сензитивность у детей и подростков (на примере задержки психического развития): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук. РГПУ им. А. И. Герцена / СПб.: 2004. С. 42.
- Карпова Г. А. Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР. Екатеринбург, 1995. С. 89−95
- Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков / М.: Академия. 1999. С. 301.
- Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях / М.: Независимая фирма «Класс». 1998. С. 368.
- Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей / М.: Медицина. 1995. С. 560.
- Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психического заболевания у детей и подростков. М.: Медицина, 1979. С. 432.
- Колосова C.JI. Особенности дезадаптации 6−7-летних детей с агрессивным поведением / Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 50−66.
- Колотыгина Е.А. Особенности эмоционального развития умственно отсталых младших школьников, находящихся в разных социальных условиях / Дефектология. 2008, № 1. С. 66−70.
- Колчина Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации / под. ред. Мерлина B.C. // Пермь. Издательство Пермского университета. 1976. С. 463.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.:. Просвещение. 1989. С. 342.
- Конопкин O.A. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека / Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 38−54.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / М.: ПЕР СЭ. 2002. С. 192.
- Коробейников И.А. Психологическая дифференциация состояний психического недоразвития у выпускников вспомогательных школ. М.: Мин. здравоохранения. 1992. С. 20.
- Крэйхи Б. Социальная психология агрессии / СПб.: Питер. 2003. С. 336.
- Курбатова Т. Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand -тест». Методическое руководство / СПб.: ГП «ИМАТОН». 2001. С. 64.
- Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей / М.: Издательство МГУ. 1985. С. 140.
- Лебединский В. В. Никольская О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / М.: Издательство МГУ, 1990. С. 196.
- Лебединская К. С. Диагностика и коррекция нарушений поведения подростков, страдающих олигофренией / М.: Мин. здравоохранения. 1981. С. 26.
- Лебединская К. С. Задержка психического развития / Отбор детей во вспомогательную школу: пособие для учителя. Сост.: Власова Т. А., Лебединская К. С., Мачихина В. Ф. // М.: Просвещение. 1983. С. 8−14
- Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития / Журнал невропатологии и психиатрии им. С. Корсакова. 1980. № 3. С. 407−412.
- Лебединская К. С., Райская М. М., Немировская C.B., Мальцына B.C., Фишман М. Н., Грибанова Г. В. Клинико психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение второе) / Дефектология. 1980. № 5. С. 3 -14
- Лебединская К. С., Райская М. М., Немировская C.B., Мальцына B.C., Клинико психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение первое) / Дефектология. 1980. № 2. С. 4 —14
- Лебединская К. С., Райская М.М., Немировская C.B., М.Н., ГрибановаI
- Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / М.: Педагогика, 1988, С. 160.
- Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психологопедагогической коррекции: Автореферат на соиск. уч. ст. канд. психол. наук / Иркутск. Издательство Иркутского педагогического университета. 2002. С. 17.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / М.: Смысл. 2004. С. 345.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / Психология эмоций. Тексты., под. ред. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю. Б., М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-С. 162−171.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии//Вопросы психологии. — 1972.-№ 6.-С.168−173.
- Леонгард К. Акцентуированные личности / Киев. Издательство «Выща школа». 1989. С. 375
- Линде Н.Д. Гнев, подавленный гнев и его коррекция в эмоционально-образной терапии // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 160−173.
- Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций / Психология эмоций. Тексты. Под. ред. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. / М.: Издательство МГУ. 1984. С. 288.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей / Ленинград. Медицина. 1985. С. 416.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / М.: Издательство «Апрель-Пресс». 1999. С. 406.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) / М.: Прогресс. 1994. С. 269.
- Лубовский В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития / Дефектология. 1972. № 4. С. 10−16.
- Лубовский В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития / Дефектология. 1972. № 4. С. 10−16.
- Лясина Е.С. Психологическая защита у акцентуированных подростков с умственной отсталостью. Автореферат диссертации на соискание кандидата психологических наук. СПбГУ / 2008. С. 25.
- Маллаев Д.М., Омарова П. О., Бажукова O.A. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника / СПб.: Речь. 2009. С. 160.
- Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева / СПб.: Питер Пресс. 1997. С. 352.
- Матасов Ю.Т. Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников / Межвузовский сборник научных трудов РГПУ им. Герцена// СПб.: Образование. 1992. С. 140.
- Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте / Вопросы психологии. 2002. № 5. С.133−143.
- Манова-Томова В. С, Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте / Семья мощный фактор психологической реабилитации // София. Медицина. 1981. С. 190.
- Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / СПб.: Речь. 2001. С. 220.
- Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство / СПб.: Речь. 2006. С. 352.
- Марковская И. Ф., Красилыцикова Т. М. Клинико-катамнестический анализ задержки психического развития соматогенного генеза/ Дефектология. 1993. № 1. С. 16−20.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Автореферат на соиск. уч. степени кандидата мед. наук. Ленинградский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева/М.: 1982. С. 17.
- Масагутов P.M. Особенности агрессии у девочек-подростков с делинквентным поведением. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Челябинская медицинская академия / Челябинск. 1998. С. 20.
- Масагутов P.M. Детская и подростковая агрессия / Уфа. Издательству УГНТУ. 2002. С. 101.
- Масагутов P.M. Тендерные различия в проявлении аутоагрессии у подростков / Вопросы психологии, 2003, № 3. С. 24−32.
- Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Автореферат на соиск. уч. ст. канд. психол. наук / М.: 2001. С. 24.
- Майерс Д. Социальная психология / СПб.: Питер. 2001. С. 752.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / СПб.: Речь. 2005. С. 445.
- Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм / СПб.: Издательство «Лань». 1999. С. 127.
- Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: распознание, лечение, профилактика / М.: Когито-центр. 2006. С. 181.
- Моросанова В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека /Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 59−68.
- Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / М.: Владос. 2004. С. 126.
- Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. В. И. Лубовского //М.: Просвещение. 1981. С. 119.
- Ольшанская Е. В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации. Автореферат на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Институт психологии РАН / М.: 2000. С. 18.
- Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы детей с ЗПР. Автореферат на соискание уч. ст. канд. психол. наук. Комсомольск-на-Амуре ГПУ/ М.: 1997. С. 27
- Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Дефектология. 2000. № 4. С. 36−42
- Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с ЗПР / Дефектология. 1972. № 3. С. 3−9.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследование / М.: Аспект Пресс. 2000 С. 607.
- Перешеина Н.В., Заостровцева М. Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / М.: ТЦ Сфера. 2006. С. 192.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников / М.: Академия. 2004. С. 256.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20−33.
- Пошивалов В.П. Экспериментальная психофармакология агрессивного поведения / Ленинград. Наука. 1986 С. 176.
- Печерский В.Г. Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с легкой умственной отсталостью / Дефектология. 2007. № 5. С. 3−9.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды / М.: Просвещение. 1969. С. 659.
- Практикум по возрастной психологии / под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко // СПб.: Речь. 2001. С. 688.
- Пронина JI.В. Изучение характера взаимодействия детей раннего возраста с отклонениями в умственном развитии / Дефектология. 2009. № 1.С. 69−76
- Психология подростка. Полное руководство / под общей редакцией A.A. Реана / СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2008. С. 504.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д. Я. Райгородского / Самара. 2000. Издательский Дом «БАХРАХ-М». С. 672.
- Практикум по возрастной психологии / под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко / СПб.: Речь. 2001. С. 688.
- Процко Т. А. Ненашева Е.А. Роль эмоционального фактора в нравственном воспитании младших умственно отсталых школьников / Дефектология. 1986. № 6. С. 3−9.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / СПб.: Питер. 2000. С. 624.
- Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности / СПб.: Мед. Пресса. 1996. С. 39
- Реан A.A. Психология изучения личности / СПб.: Мед. Пресса. 1999. С. 216−251.
- Реан A.A., Кудашев А. Р., Баранова A.A. Психология адаптации личности. СПб.: Мед. Пресса, 2002. — 352 с.
- Регуш Л.В. Практикум по наблюдению и наблюдательности / СПб.: Питер. 2001. С. 176.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / М.: Мир. 1994. С. 320.
- Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей / Дефектология. 1977. № 2. С. 3−11.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / М.: Просвещение. 1986. С. 192.
- Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Вопросы психологии. 1991. № 1. С 81−87.
- Ручкин В.В., Сидоров Н. И. Взаимосвязь между агрессией и паттернами родительского воспитания / Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции//М.: 1996. С. 126−128
- Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития / Дефектология. 2000. № 1. С. 67−75.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / М.: АРКТИ. 2001. С. 208.
- Семенюк JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / под. ред. Д.И. Фельдштейна//Москва-Воронеж. НПО «МОДЭК». 1996. С. 96.
- Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / под. ред. Д.И. Фельдштейна/М.: АПН СССР. 1991. С. 16.
- Смирнова Е.О., Хохлачева И. В. Особенности отношения родителей к ребенку с трудностями в общении / Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 24−34.
- Смирнова Е.О., Хузева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 17−26.
- Собкин B.C., Абросимова З. Б., Адамчук Д. В., Баранова Е. В. Проявления девиации в подростковой субкультуре / Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 3−18.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности/ М.: МГУ. 1989 С. 215.
- Сорокин В.М. Специальная психология / под ред. JIM. Шипицыной // СПб.: Речь. 2004. С. 216.
- Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского // М.: Академия. 2003. С. 464.
- Строгонов Ю.А. Диагностика психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте / Ленинград. Издательство Ленинградского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. 1980. С. 36.
- Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития / Дефектология, 1998. № 3. С. 8−14.
- Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста / М.: Медицина. 1974. С. 320.
- Тимофеев В. И., Филимоненко Ю. И. Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант) / СПб.: ГП «ИМАТОН». 2001. С. 32.
- Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание психологической помощи детям с проблемами в развитии / М.: Академия. 2005. С. 173.
- Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии / М.: Прогресс. 1995. С. 430.
- Франкл В. Человек в поисках смысла / М.: Прогресс. 1990. С. 368.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / М.: Наука. 1989. С. 456.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / М.: ACT. 1994. С. 670.
- Фурманов И .Я. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. / СПб.: Речь. 2007. С. 480.
- Фурманов И.Я. Детская агрессивность: аффективно-динамический подход / Психология. 1996. № 5. С. 64−76.
- Халафян A.A. STATISTICA 6. Статистический анализ данных / М.: Бином-Пресс. 2007. С. 512.
- Холмс Д. Анормальная психология / СПб.: Питер. 2003. С. 304.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени / М.: Издательская группа «Прогресс». 2000. С. 480.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты / М.: Смысл. 1997. С. 460.
- Хеккаузен X. Психология мотивации достижения / СПб.: Речь. 2007. С. 240.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / СПб.: Питер. 2008. С. 607.
- Цыганок И. И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство / СПб.: Речь. 2007. С. 264.
- Шаповалова O.E. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной щколы-интерната / Дефектология, 1996. № 5. С. 59−64.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / М.: Академический проект. Гаудеамус. 2007. С. 336.
- Шогенов М.З. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения. Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. УПГУ / Ульяновск. 2003. С. 24.
- Шипицына JI. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / СПб.: Издательство «Дидактика Плюс». 2002. С. 496.
- Шипицына JI. М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения / Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие // СПБ.: Речь. 2003. С. 432.
- Шипицина JI.M. Психология детей — сирот. СПб, 2005.
- Шипицина JI.M. Школьная дезадаптация детей-сирот / Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции // М.: 1996. С. 58−60.
- Шипицына JI. М. Защиринская О. В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте / СПБ.: Речь. 2009. С. 128.
- Шипицына JI. М., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы / Великобритания. Издательство Колег Элидир Уэллс. 1992. С. 120.
- Шипицына Л. М., Паниер М., Смет Б., Де Гейтер Л., Вейнс В., Вандерпуттен Л., Вердайк В. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия / СПб.: Издательство ИСПиП 1998. С. 63.
- Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест Розенцвейга, диагностика реакций в ситуациях конфликта: методическое руководство / СПб.: ИМАТОН. 2007. С. 128.
- Anderson С.A. Bushman В. J. Human aggression / Annu. Rev. Psychol. 2002. N53. P. 27−51
- Bettencourt B.A., Kernahan C.A. A meta-analysis of aggression in the presence of violent cues: Effects of gender differences and aversive provocation / Aggressive Behavior. 1997. Vol. 23. Issue 6. P. 447−456.
- Bettencourt B.A., Miller N. Gender differences in aggression as a function of provocation: a meta-analysis Psychological Bulletin. 1996. N 119. P. 422−447
- Berkowitz L. Aggression: its causes, consequences, and control / N.-Y., 1993. P. 363−430.
- Berkowitz L. Pain and aggression: some findings and implications / Motiv. Emot. 1993. N 17. P. 277−293
- Bjorkqvist K., Lagerspetz K.M.J., Osterman K. The Direct and Indirect Aggression Scales/Vaasa. 1992. P. 132−216
- Dollard J., Doob L. W., Miller N. E., Mowrer O.H., Sears R.R. Frustration and aggression. New Haven, 1939. P. 224−241
- Geen R.G. Effects of frustration, attack, and prior training in aggressiveness upon aggressive behavior / Journal of Personality and Social Psychology. 1968. N. 9. P. 316−321.
- Huesmann L. R. An information processing model for the development of aggression // Aggressive Behavior. 1988. N 14. P. 13−14.
- Huesmann L. R. The role of social information processing and cognitive schema in acquisition and maintenance of habitual aggressive behavior. 1998. P. 73−109
- Tedeschi J. T., Felson R. B. Violence, Aggression, Coercive Actions. Washington, 1994. P. 322−415.
- Zillmann D. Arousal and aggression/ Geen R.G., Donnerstein E, eds. / Aggression: Theoretical and Empirical Reviews. Vol. 1. //NY., 1983 P. 75 102.