Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации докладывались на конференции VI Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2007) — на VII Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2008) — на Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых к 90-летию проф. Иванова Е. С. «Развитие специального образования… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. Агрессивность и агрессивное поведение: виды, основные теории в психологии
    • 1. 2. Этиология агрессивного поведения
    • 1. 3. Нарушения поведения в подростковом возрасте
    • 1. 4. Отклоняющееся поведение подростков с нарушением интеллекта
    • 1. 5. Агрессивное поведение в структуре аффективной дезадаптации подростков с нарушениями интеллекта
  • ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
    • 3. 1. Агрессивность и агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта
    • 3. 2. Расстройство аффективно-личностной сферы подростков с нарушением интеллекта
    • 3. 3. Акцентуации характера в структуре агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
      • 3. 3. 1. Тревожность в структуре агрессивного поведения при различных типах акцентуаций характера
      • 3. 3. 2. Эмоциональная лабильность в структуре агрессивного поведения при различных типах акцентуаций характера
      • 3. 3. 3. Эмоциональная ригидность в структуре агрессивного поведения при различных типах акцентуаций характера
      • 3. 3. 4. Экстравертированность и демонстративность в структуре агрессивного поведения при различных типах акцентуаций характера
    • 3. 4. Аффективная организация поведения подростков с нарушением интеллекта
      • 3. 4. 1. Агрессивность и агрессивное поведение в структуре аффективной дезадаптациии подростков с нарушением интеллекта
      • 3. 4. 2. Аффективная регуляция поведения у агрессивных и неагрессивных подростков с нарушением интеллекта при различных типах акцентуаций характера
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ

Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы существенно возрос интерес к различным нарушениям психического развития у детей и подростков. В частности, резко возросло число подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Проблема девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта является весьма актуальной в современной коррекционной психологии. Особое внимание уделяется социальной интеграции подростков с нарушением интеллектаих включение в социальные системы, предназначенные для здоровых детей и подростков (Е.С. Иванов, 1992; Ю. Т. Матасов, 1992; Л. М. Шипицына, 1992, 1998, 2002; Н. Я. Семаго, 2000). Профилактика и коррекция нарушений поведения являются одной из основных задач в процессе социальной интеграции подростков с нарушением интеллекта. Ранняя психологическая коррекция нарушений поведения у подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития является профилактикой психической декомпенсации, а также стойких форм девиантного поведения.

Традиционно, нарушения поведения при умственной отсталости и задержке психического развития исследовали как результат замедленного или нарушенного формирования эмоционально-волевой сферы (J1.B. Занков, 1954; М. С. Певзнер, 1963; С. С. Мнухин, 1965; Б. С. Братусь, 1980; К. С. Лебединская, 1984; В. В. Ковалев, 1986, 1995; Л. С. Выготский, 1989, Е. С. Иванов, 1989, 2000; Л. М. Шипицына, 1989, 2003). В ряде случаев агрессивное поведение изучалось в структуре психопатологических синдромов и пограничных состояний (С.С. Мнухин, 1965; Д. Н. Исаев 1982, 2003 др), реже — в структуре патологии формирования личности (Г.В. Грибанова, М. М. Райская, 1986, 1988, Е. С. Иванов, 1989, 2000; В. В. Ковалев, 1995; Д. Н. Исаев, 2003; Л. М. Шипицына, 2003).

Аффективная сфера, как целостный класс явлений, охватывает различные формы эмоциональной организации поведения (В.В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг 1990). 4.

Расстройства аффективной сферы могут стать причиной развития психической декомпенсации. Агрессивное поведение — одна из наиболее распространенных форм психической декомпенсации, результатом которой является общая аффективная дезадаптация личности подростка с нарушением интеллекта (Т.Н. Павлий, 1997; Н. Я. Семаго, 2001).

Таким образом, агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта — это многоаспектный, сложный в понимании причинно-следственных механизмов возникновения феномен, обусловивший цель и задачи нашего исследования.

Цель исследования: изучение особенностей формирования агрессивного поведения в структуре аффективной дезадаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития (ЗПР).

Задачи исследования:

1. Изучить структуру агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.

2. Выявить свойства личности, обуславливающие склонность к агрессивному поведению подростков с нарушением интеллекта.

3. Раскрыть влияние акцентуаций характера на формирование агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.

4. Определить направленность патологической динамики аффективной организации поведения при умственной отсталости и задержке психического развития.

5. Изучить структуру агрессивного поведения при различных вариантах аффективной дезадаптации.

6. Провести сравнительный анализ структуры аффективной дезадаптации у агрессивных и неагрессивных подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Предмет: структура агрессивного поведения и подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Объектом исследования являются подростки с легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития, склонные к агрессивному поведению.

Гипотезы исследования:

1. Подростки с умственной отсталостью и задержкой психического развития имеют особенности агрессивного поведения, обусловленные различием в структуре их личности.

2. Различия в структуре агрессивного поведения при умственной отсталости и задержке психического развития в значительной степени определяются преобладанием разных типов акцентуаций характера.

3. Аффективная дезадаптация при умственной отсталости и ЗПР является следствием патологического усиления уровней аффективной организации поведения, что выражается в специфических особенностях агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта.

Методы исследования: наблюдение и тестированиебиографический методсбор анамнестических данныханализ медицинских картразличные психологические методики. Обработка экспериментальных данных осуществлялась с использованием методов математической статистики: анализ достоверности различий — при помощи t-критерия Стъюдента и U-критерия Манна-Утниниустановление различных видов связей и зависимостей между переменными — при помощи корреляционного и регрессионного анализа. Все статистические данные были получены при помощи компьютерной программы STATISTIKA 6.0. Методологическая и теоретическая основа работы:

• Принцип анализа личности в ее становлении: Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский.

• Положение об общих и специфических закономерностях онтогенеза и дизонтогенеза: Выготский JI.C., Иванов Е. С., Исаев Д. Н.,.

Лубовский В.И., Певзнер М. С., Сорокин В. М, Шипицына Л. М., Эльконин Д.Б.

• Принцип сравнительного подхода: Ананьев Б. Г., Рубинштейн С.Л.

• Теория аффективной организации поведения: Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М.М.

Положения, выносимые на защиту:

1. Подростки с умственной отсталостью и ЗПР имеют разную структуру агрессивного поведения. Агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью и ЗПР отличается склонностью к подозрительности. Интенсивность агрессивности, как свойства личности, в группе подростков с ЗПР выше, чем у подростков с умственной отсталостью и нормальным развитием.

2. Агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью является результатом сложного взаимодействия черт эмотивного, циклоидного, гипертимного типов акцентуации характера и повышенной тревожности. Подростки с ЗПР преимущественно склонны к циклоидному, гипертимному, возбудимому и демонстративному типам акцентуаций характера. Интенсивность агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью возрастает по мере усиления гипертимного типа, тогда как у подростков с ЗПР — по мере усиления циклоидного и демонстративного типов акцентуации характера.

3. Усиление уровня «Аффективной экспансии» обуславливает склонность к агрессивному поведению подростков с умственной отсталостью и ЗПР. В группе школьников с ЗПР эта склонность характеризуется большей интенсивностью и разнообразием используемых моделей агрессивного поведения, а также увеличением числа гипертрофированных уровней эмоциональной регуляции.

4. Аффективная дезадаптация подростков с умственной отсталостью, в основном, проявляется в склонности к агрессивному поведению, тогда как у подростков с ЗПР — в усилении агрессивности, как свойства личности и агрессивном поведении.

Научная новизна: Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта впервые изучено в структуре аффективной дезадаптации и дисгармоничного развития личности, как целостного явления, а также исследовано в аспекте доминирования различных типов акцентуаций характера. Установлено, что акцентуации характера у подростков с нарушением интеллекта проявляются интенсивнее, чем у подростков без нарушений интеллекта. При этом, агрессивные подростки с умственной отсталостью преимущественно склонны к эмотивному, циклоидному и гипертимному типам акцентуации характера, а агрессивных подростков с задержкой психического развития отличает склонность к циклоидному, гипертимному, а также возбудимому и демонстративному типам акцентуации характера. Новизной работы является выявленные зависимости между агрессивным поведением и усилением динамики аффективной организации поведения подростков с нарушением интеллекта.

Теоретическая значимость: Изучение агрессивного поведения в структуре патологии аффективной сферы способствует расширению представлений о генезисе нарушений в формировании личности подросткаявляться необходимым условием в выработке новых подходов к пониманию общих и специфических особенностей формирования отклоняющихся форм поведения в условиях нормального и нарушенного развития, что вносит существенный вклад в теоретические положения специальной психологии и девиантологии.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы специалистами (коррекционными психологами и педагогами) работающими в сфере профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков с нарушениями интеллекта. Личностноориентированный подход в понимании причин формирования агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта позволил разработать опросный метод диагностики уровней сформированности аффективной организации поведения. Данный опросный метод выявляет на практике особенности агрессивности и агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта, как критерии аффективной дезадаптации, то есть, расширены диагностические возможности для выявления таких детей и организации ранней психолого-педагогической коррекции.

Результаты, полученные в ходе проведенного исследования включены в курсы лекций по специальной психологии и коррекционной педагогике читаемых для студентов педагогических и психологических специальностей в ИСПИЛ и СПбГУ, а также разработаны специальные курсы «Агрессивное поведение умственно отсталых подростков" — «Эмоционально-личностные особенности и их влияние на расстройства поведения умственно отсталых подростков».

Достоверность результатов исследования определяется теоретическим обоснованием общего замысла исследования. Обоснованность и достоверность результатов исследования также достигалась путем применения методов, адекватных возрасту и предмету, целям и задачам исследованиявалидностью методик, и их соответствием предмету исследования и адекватным возможностям подростков обследованных групп. Число испытуемых во всех исследованных группах было релевантным для получения статистически достоверных выводов. Использовались различные методы параметрических и непараметрических критериев статистической обработки экспериментальных данных.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации докладывались на конференции VI Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2007) — на VII Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2008) — на Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых к 90-летию проф. Иванова Е. С. «Развитие специального образования в современной России» (СПб, 2008) — на Межвузовской научнопрактической конференции молодых ученых к 80-летию проф. Исаева Д. Н. «Развитие специального образования в современной России» (СПб, 2009) — на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2009) — на заседании кафедры специальной психологии НОУ ВПО ИСПиП (2009) Результаты исследования включены в курс лекций по предмету «Психология лиц с умственной отсталостью» и спецкурс «Психология агрессивного поведения».

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 200 наименований. Объем основного текста диссертации составляет 173 страницы. Работа содержит 9 таблиц и 35 рисунков.

Выводы.

1. Подростки с умственной отсталостью и ЗПР имеют разную структуру агрессивного поведения, отличаются от подростков с нормальным развитием большей подозрительностью и склонностью к вербальной агрессии.

2. Агрессивность является общей для подросткового возраста чертой личности и входит в структуру агрессивного поведения подростков, как с нормальным, так и нарушенным интеллектом. При этом, вероятность открытого агрессивного поведения у подростков с ЗПР выше, чем у подростков с умственной отсталостью и нормальным психическим развитием.

3. Агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью, в отличие от подростков с ЗПР, является формой гиперкомпенсации свойств личности амбивалентной направленности: агрессивности, директивности и коммуникативности.

4. Акцентуации характера у подростков с нарушением интеллекта проявляются интенсивнее, чем у подростков без нарушений интеллекта: у них доминирует экзальтированный тип акцентуаций характера. Склонность к гипертимному и циклоидному типам акцентуации характера является общей для подростков с нормальным и нарушенным интеллектом.

5. Агрессивные подростки с умственной отсталостью преимущественно склонны к эмотивному, циклоидному и гипертимному типам акцентуции характера. Агрессивных подростков с ЗПР отличает склонность к циклоидному, гипертимному, а также возбудимому и демонстративному типам акцентуаций характера. Интенсивность агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью возрастает по мере усиления степени выраженности гипертимного типа, тогда как у подростков с ЗПР — по мере усиления степени выраженности циклоидного и демонстративного типов акцентуации характера.

6. Имеется зависимость между агрессивным поведением и усилением динамики аффективной организации поведения подростков с.

• умственной отсталостью и ЗПР, что обусловлено гиперфункцией уровня «аффективной экспансии».

7. Агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью и ЗПР, в отличие от подростков с нормальным интеллектом, является следствием аффективной дезадаптации. Аффективная дезадаптация подростков с ЗПР проявляется в агрессивном поведении и деформации личности, в то время как аффективная дезадаптация подростков с умственной отсталостью ограничена преимущественно агрессивным поведением.

8. Агрессивные подростки с умственной отсталостью и ЗПР имеют разную структуру аффективной дезадаптации. Агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью является результатом ослабления динамики уровня «аффективных стереотипов», и связано с усилением черт застревающего типа акцентуации, а подростков с ЗПР — результатом усиления уровня «аффективной экспансии» и черт циклоидного типа акцентуации характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Психология формирования и развития личности /М.: Наука. 1981. С. 368.
  2. O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития. Автореферат на соиск. уч. ст. доктора, психол. наук. НИИ Дефектологии АПН СССР / М.: 1989. С. 34.
  3. O.K. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики / Новосибирск. НИПК «ПРО». 2004. С. 413.
  4. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под. ред. Платоновой Н. М. / СПб.: Речь. 2004. С. 336.
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии / М.: Издательство института психотерапии. 2002. С. 212.
  6. М. В. Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 128−137.
  7. Э.Я. Эмоционально-волевая сфера у подростков-олигофренов при психической декомпенсации / Дефектология. 1976. № 4. С. 38−44.
  8. .Г. Избранные психологические труды / Строение характера. Т.2. М.: «Педагогика». 1980. С. 287.
  9. Ю.Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология / М.: Наука. 1991. С. 248.
  10. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Вопросы психологии. 1978. № 1. С. 37−49.
  11. Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. К психологии личности как развивающейся системы / Психология формирования и развития личности. М.: Наука 1981. С. 3−19.
  12. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. С. 508.
  13. Н.Байбуртянц Е. В. Проблемы нарушения поведения у подростков в современной педагогике и психологии / Специальная психология. 2007. № 1(11). С. 56−61.
  14. С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореферат на соиск. уч. ст. доктора, психол. наук. МГУ им. М. В. Ломоносова / М.: 1989 с. 48.
  15. Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / М.: УРАО. 1999. С. 148.
  16. Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития / Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 19−25.
  17. Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / СПб.: ОЛМА-Пресс. 2001. С. 510.
  18. М. К. Тренина М.Ю. Особенности влечений у детей с аффективной неустойчивостью / Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 34−44.
  19. Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие / М: НЦ ЭНАС, 2003. С. 136.
  20. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / СПб.: Питер. 2009. С. 400.
  21. Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / СПб.: Речь. 2004. С. 334.
  22. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике / СПб.: Питер. 2003. С. 528.
  23. Г. В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий /Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 3−13.
  24. Р., Ричардсон Д. Агрессия / СПб.: Питер. 2001. С. 352.
  25. В.Г. Агрессивное поведение как вид делинквентности детей подростков / Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции//М.: 1996. С. 44−46.
  26. Е.В. Проблема отклоняющегося поведения учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида / Специальная психология. 2006, № 1(7) С. 14−18
  27. Н.В. Отклоняющееся и криминальное поведение детей и подростков: риск и проявления / Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции // М.: 1996. С. 21−31
  28. Е.А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития / Дефектология. 1999. № 1. С. 18−24.
  29. Л.С. Педология подростка. Том 4 / М.: Издательство «Педагогика». 1983. С. 432.
  30. Л.С. Дефект и компенсация. Том 5 / М.: Издательство «Педагогика». 1983, С. 368.
  31. Л.С. Культурное развитие аномального и трудновоспитуемого ребенка. Тезисы доклада. Том 5 / М.: Издательство «Педагогика». 1983, С. 368.
  32. П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика. М.: Изд-во «Север». 1933. С. 122.
  33. И.А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков: Автореферат насоиск. уч. ст. доктора, психол. наук. Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева / СПб.: 1998. С. 48.
  34. Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития / Дефектология. 1986. № 5. С. 13−20.
  35. Н.В. Психология конфликта / СПб.: Питер. 2008. С. 544.
  36. А. Зловещее очарование насилия: профилактика детской агрессивности и жестокости / М.: «Когито-Центр». 2006. С. 176.
  37. В.А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста / Томск. Изд. Томского университета. 1994. С. 310.
  38. Ю.Г. Психопатология детского возраста: лекции / Ленинград. Издательство ЛГПИ. 1986. С. 45.
  39. B.C. Чувства, влечения, эмоции / Ленинград. Наука. 1974. С. 258.
  40. Дети с временными задержками развития / под ред. Власовой Т. А., Певзнер М. С. //М.: Педагогика. 1971. С. 207.
  41. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / сост. Соколова Н. Д., Калинникова Л. В. // М.: Издательство «Аспект». 2005. С. 448.
  42. Е. С. Дезадаптация умственно отсталых школьников / Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции // М.: 1996. С. 148−149.
  43. Е. С., Исаев Д. Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей / СПб.: Издательство ИСПиП. 2000. С. 20.
  44. Е.С., Шипицына JI.M. Этиопатогенез нарушений поведения у учеников вспомогательной школы / Дефектология. 1989. № 1. С. 20−24.
  45. К. Психология эмоций / СПб.: Питер. 2000. С. 464.
  46. Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов / СПб.: Спец. Лит. 2001. С. 463.
  47. Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / СПб.: Речь. 2003. С. 391.
  48. Д. Н. Психическое недоразвитие у детей / Л.: Медицина. 1982. С. 224.
  49. М.П. Поиск оптимальных методов реабилитации детей с психической депривацией / Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции // М.: 1996. С. 100−109.
  50. М. Б. Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития / Великий Новгород. Издательство НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2002. С. 145.
  51. М. Б. Возрастная сензитивность у детей и подростков (на примере задержки психического развития): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук. РГПУ им. А. И. Герцена / СПб.: 2004. С. 42.
  52. Г. А. Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР. Екатеринбург, 1995. С. 89−95
  53. В. П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков / М.: Академия. 1999. С. 301.
  54. О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях / М.: Независимая фирма «Класс». 1998. С. 368.
  55. В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей / М.: Медицина. 1995. С. 560.
  56. В. В. Семиотика и диагностика психического заболевания у детей и подростков. М.: Медицина, 1979. С. 432.
  57. C.JI. Особенности дезадаптации 6−7-летних детей с агрессивным поведением / Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 50−66.
  58. Е.А. Особенности эмоционального развития умственно отсталых младших школьников, находящихся в разных социальных условиях / Дефектология. 2008, № 1. С. 66−70.
  59. Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации / под. ред. Мерлина B.C. // Пермь. Издательство Пермского университета. 1976. С. 463.
  60. Кон И. С. Психология ранней юности. М.:. Просвещение. 1989. С. 342.
  61. O.A. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека / Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 38−54.
  62. И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / М.: ПЕР СЭ. 2002. С. 192.
  63. И.А. Психологическая дифференциация состояний психического недоразвития у выпускников вспомогательных школ. М.: Мин. здравоохранения. 1992. С. 20.
  64. . Социальная психология агрессии / СПб.: Питер. 2003. С. 336.
  65. Т. Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand -тест». Методическое руководство / СПб.: ГП «ИМАТОН». 2001. С. 64.
  66. В. В. Нарушения психического развития у детей / М.: Издательство МГУ. 1985. С. 140.
  67. В. В. Никольская О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / М.: Издательство МГУ, 1990. С. 196.
  68. К. С. Диагностика и коррекция нарушений поведения подростков, страдающих олигофренией / М.: Мин. здравоохранения. 1981. С. 26.
  69. К. С. Задержка психического развития / Отбор детей во вспомогательную школу: пособие для учителя. Сост.: Власова Т. А., Лебединская К. С., Мачихина В. Ф. // М.: Просвещение. 1983. С. 8−14
  70. К. С. Клинические варианты задержки психического развития / Журнал невропатологии и психиатрии им. С. Корсакова. 1980. № 3. С. 407−412.
  71. К. С., Райская М. М., Немировская C.B., Мальцына B.C., Фишман М. Н., Грибанова Г. В. Клинико психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение второе) / Дефектология. 1980. № 5. С. 3 -14
  72. К. С., Райская М. М., Немировская C.B., Мальцына B.C., Клинико психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение первое) / Дефектология. 1980. № 2. С. 4 —14
  73. К. С., Райская М.М., Немировская C.B., М.Н., ГрибановаI
  74. К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / М.: Педагогика, 1988, С. 160.
  75. И.Л. Детская агрессия и методы ее психологопедагогической коррекции: Автореферат на соиск. уч. ст. канд. психол. наук / Иркутск. Издательство Иркутского педагогического университета. 2002. С. 17.
  76. А.Н. Деятельность, сознание, личность / М.: Смысл. 2004. С. 345.
  77. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / Психология эмоций. Тексты., под. ред. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю. Б., М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-С. 162−171.
  78. Н.Д. Психическое состояние агрессии//Вопросы психологии. — 1972.-№ 6.-С.168−173.
  79. К. Акцентуированные личности / Киев. Издательство «Выща школа». 1989. С. 375
  80. Н.Д. Гнев, подавленный гнев и его коррекция в эмоционально-образной терапии // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 160−173.
  81. Р.У. Мотивационная теория эмоций / Психология эмоций. Тексты. Под. ред. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. / М.: Издательство МГУ. 1984. С. 288.
  82. А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей / Ленинград. Медицина. 1985. С. 416.
  83. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / М.: Издательство «Апрель-Пресс». 1999. С. 406.
  84. К. Агрессия (так называемое зло) / М.: Прогресс. 1994. С. 269.
  85. В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития / Дефектология. 1972. № 4. С. 10−16.
  86. В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития / Дефектология. 1972. № 4. С. 10−16.
  87. Е.С. Психологическая защита у акцентуированных подростков с умственной отсталостью. Автореферат диссертации на соискание кандидата психологических наук. СПбГУ / 2008. С. 25.
  88. Д.М., Омарова П. О., Бажукова O.A. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника / СПб.: Речь. 2009. С. 160.
  89. Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева / СПб.: Питер Пресс. 1997. С. 352.
  90. Ю.Т. Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников / Межвузовский сборник научных трудов РГПУ им. Герцена// СПб.: Образование. 1992. С. 140.
  91. О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте / Вопросы психологии. 2002. № 5. С.133−143.
  92. Манова-Томова В. С, Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте / Семья мощный фактор психологической реабилитации // София. Медицина. 1981. С. 190.
  93. И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / СПб.: Речь. 2001. С. 220.
  94. И. И., Ильина М. Н. Помощь ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство / СПб.: Речь. 2006. С. 352.
  95. И. Ф., Красилыцикова Т. М. Клинико-катамнестический анализ задержки психического развития соматогенного генеза/ Дефектология. 1993. № 1. С. 16−20.
  96. И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Автореферат на соиск. уч. степени кандидата мед. наук. Ленинградский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева/М.: 1982. С. 17.
  97. P.M. Особенности агрессии у девочек-подростков с делинквентным поведением. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Челябинская медицинская академия / Челябинск. 1998. С. 20.
  98. P.M. Детская и подростковая агрессия / Уфа. Издательству УГНТУ. 2002. С. 101.
  99. P.M. Тендерные различия в проявлении аутоагрессии у подростков / Вопросы психологии, 2003, № 3. С. 24−32.
  100. Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Автореферат на соиск. уч. ст. канд. психол. наук / М.: 2001. С. 24.
  101. Д. Социальная психология / СПб.: Питер. 2001. С. 752.
  102. В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / СПб.: Речь. 2005. С. 445.
  103. Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм / СПб.: Издательство «Лань». 1999. С. 127.
  104. Ю.Б. Агрессия подростков: распознание, лечение, профилактика / М.: Когито-центр. 2006. С. 181.
  105. В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека /Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 59−68.
  106. В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / М.: Владос. 2004. С. 126.
  107. Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. В. И. Лубовского //М.: Просвещение. 1981. С. 119.
  108. Е. В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации. Автореферат на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Институт психологии РАН / М.: 2000. С. 18.
  109. Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы детей с ЗПР. Автореферат на соискание уч. ст. канд. психол. наук. Комсомольск-на-Амуре ГПУ/ М.: 1997. С. 27
  110. Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Дефектология. 2000. № 4. С. 36−42
  111. М. С. Клиническая характеристика детей с ЗПР / Дефектология. 1972. № 3. С. 3−9.
  112. Л., Джон О. Психология личности: теория и исследование / М.: Аспект Пресс. 2000 С. 607.
  113. Н.В., Заостровцева М. Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / М.: ТЦ Сфера. 2006. С. 192.
  114. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников / М.: Академия. 2004. С. 256.
  115. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20−33.
  116. В.П. Экспериментальная психофармакология агрессивного поведения / Ленинград. Наука. 1986 С. 176.
  117. В.Г. Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с легкой умственной отсталостью / Дефектология. 2007. № 5. С. 3−9.
  118. . Избранные психологические труды / М.: Просвещение. 1969. С. 659.
  119. Практикум по возрастной психологии / под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко // СПб.: Речь. 2001. С. 688.
  120. JI.В. Изучение характера взаимодействия детей раннего возраста с отклонениями в умственном развитии / Дефектология. 2009. № 1.С. 69−76
  121. Психология подростка. Полное руководство / под общей редакцией A.A. Реана / СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2008. С. 504.
  122. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / под ред. Д. Я. Райгородского / Самара. 2000. Издательский Дом «БАХРАХ-М». С. 672.
  123. Практикум по возрастной психологии / под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко / СПб.: Речь. 2001. С. 688.
  124. Т. А. Ненашева Е.А. Роль эмоционального фактора в нравственном воспитании младших умственно отсталых школьников / Дефектология. 1986. № 6. С. 3−9.
  125. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / СПб.: Питер. 2000. С. 624.
  126. A.A. Агрессия и агрессивность личности / СПб.: Мед. Пресса. 1996. С. 39
  127. A.A. Психология изучения личности / СПб.: Мед. Пресса. 1999. С. 216−251.
  128. A.A., Кудашев А. Р., Баранова A.A. Психология адаптации личности. СПб.: Мед. Пресса, 2002. — 352 с.
  129. Л.В. Практикум по наблюдению и наблюдательности / СПб.: Питер. 2001. С. 176.
  130. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / М.: Мир. 1994. С. 320.
  131. М.Г. Задержка психического развития у детей / Дефектология. 1977. № 2. С. 3−11.
  132. С.Я. Психология умственно отсталого школьника / М.: Просвещение. 1986. С. 192.
  133. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Вопросы психологии. 1991. № 1. С 81−87.
  134. В.В., Сидоров Н. И. Взаимосвязь между агрессией и паттернами родительского воспитания / Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции//М.: 1996. С. 126−128
  135. Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития / Дефектология. 2000. № 1. С. 67−75.
  136. Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / М.: АРКТИ. 2001. С. 208.
  137. JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / под. ред. Д.И. Фельдштейна//Москва-Воронеж. НПО «МОДЭК». 1996. С. 96.
  138. Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / под. ред. Д.И. Фельдштейна/М.: АПН СССР. 1991. С. 16.
  139. Е.О., Хохлачева И. В. Особенности отношения родителей к ребенку с трудностями в общении / Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 24−34.
  140. Е.О., Хузева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 17−26.
  141. B.C., Абросимова З. Б., Адамчук Д. В., Баранова Е. В. Проявления девиации в подростковой субкультуре / Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 3−18.
  142. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности/ М.: МГУ. 1989 С. 215.
  143. В.М. Специальная психология / под ред. JIM. Шипицыной // СПб.: Речь. 2004. С. 216.
  144. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского // М.: Академия. 2003. С. 464.
  145. Ю.А. Диагностика психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте / Ленинград. Издательство Ленинградского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. 1980. С. 36.
  146. Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития / Дефектология, 1998. № 3. С. 8−14.
  147. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста / М.: Медицина. 1974. С. 320.
  148. В. И., Филимоненко Ю. И. Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант) / СПб.: ГП «ИМАТОН». 2001. С. 32.
  149. У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание психологической помощи детям с проблемами в развитии / М.: Академия. 2005. С. 173.
  150. Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии / М.: Прогресс. 1995. С. 430.
  151. В. Человек в поисках смысла / М.: Прогресс. 1990. С. 368.
  152. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / М.: Наука. 1989. С. 456.
  153. Э. Анатомия человеческой деструктивности / М.: ACT. 1994. С. 670.
  154. И .Я. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. / СПб.: Речь. 2007. С. 480.
  155. И.Я. Детская агрессивность: аффективно-динамический подход / Психология. 1996. № 5. С. 64−76.
  156. Халафян A.A. STATISTICA 6. Статистический анализ данных / М.: Бином-Пресс. 2007. С. 512.
  157. Д. Анормальная психология / СПб.: Питер. 2003. С. 304.
  158. К. Невротическая личность нашего времени / М.: Издательская группа «Прогресс». 2000. С. 480.
  159. К. Наши внутренние конфликты / М.: Смысл. 1997. С. 460.
  160. X. Психология мотивации достижения / СПб.: Речь. 2007. С. 240.
  161. Л., Зиглер Д. Теории личности / СПб.: Питер. 2008. С. 607.
  162. И. И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство / СПб.: Речь. 2007. С. 264.
  163. O.E. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной щколы-интерната / Дефектология, 1996. № 5. С. 59−64.
  164. Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / М.: Академический проект. Гаудеамус. 2007. С. 336.
  165. М.З. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения. Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. УПГУ / Ульяновск. 2003. С. 24.
  166. JI. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / СПб.: Издательство «Дидактика Плюс». 2002. С. 496.
  167. JI. М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения / Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие // СПБ.: Речь. 2003. С. 432.
  168. JI.M. Психология детей — сирот. СПб, 2005.
  169. JI.M. Школьная дезадаптация детей-сирот / Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции // М.: 1996. С. 58−60.
  170. JI. М. Защиринская О. В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте / СПБ.: Речь. 2009. С. 128.
  171. JI. М., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы / Великобритания. Издательство Колег Элидир Уэллс. 1992. С. 120.
  172. Л. М., Паниер М., Смет Б., Де Гейтер Л., Вейнс В., Вандерпуттен Л., Вердайк В. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия / СПб.: Издательство ИСПиП 1998. С. 63.
  173. Л.А. Фрустрационный тест Розенцвейга, диагностика реакций в ситуациях конфликта: методическое руководство / СПб.: ИМАТОН. 2007. С. 128.
  174. Anderson С.A. Bushman В. J. Human aggression / Annu. Rev. Psychol. 2002. N53. P. 27−51
  175. Bettencourt B.A., Kernahan C.A. A meta-analysis of aggression in the presence of violent cues: Effects of gender differences and aversive provocation / Aggressive Behavior. 1997. Vol. 23. Issue 6. P. 447−456.
  176. Bettencourt B.A., Miller N. Gender differences in aggression as a function of provocation: a meta-analysis Psychological Bulletin. 1996. N 119. P. 422−447
  177. Berkowitz L. Aggression: its causes, consequences, and control / N.-Y., 1993. P. 363−430.
  178. Berkowitz L. Pain and aggression: some findings and implications / Motiv. Emot. 1993. N 17. P. 277−293
  179. Bjorkqvist K., Lagerspetz K.M.J., Osterman K. The Direct and Indirect Aggression Scales/Vaasa. 1992. P. 132−216
  180. Dollard J., Doob L. W., Miller N. E., Mowrer O.H., Sears R.R. Frustration and aggression. New Haven, 1939. P. 224−241
  181. Geen R.G. Effects of frustration, attack, and prior training in aggressiveness upon aggressive behavior / Journal of Personality and Social Psychology. 1968. N. 9. P. 316−321.
  182. Huesmann L. R. An information processing model for the development of aggression // Aggressive Behavior. 1988. N 14. P. 13−14.
  183. Huesmann L. R. The role of social information processing and cognitive schema in acquisition and maintenance of habitual aggressive behavior. 1998. P. 73−109
  184. Tedeschi J. T., Felson R. B. Violence, Aggression, Coercive Actions. Washington, 1994. P. 322−415.
  185. Zillmann D. Arousal and aggression/ Geen R.G., Donnerstein E, eds. / Aggression: Theoretical and Empirical Reviews. Vol. 1. //NY., 1983 P. 75 102.
Заполнить форму текущей работой