Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные теоретические подходы к оказанию психологической помощи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третьим направлением в современной психологической науке является гуманистическая психология, сочетающая в себе идеи экзистенциальной философии, гуманистических воззрений, а также восточные представления о сущности человеческой природы. В отличие от двух предыдущих, гуманистическая парадигма ориентируется на гуманизацию психологии, ставя в центр личность человека. Внимание фокусируется, с одной… Читать ещё >

Основные теоретические подходы к оказанию психологической помощи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С позиции практической психологии деятельность по оказанию психологической помощи осуществляется методами, которые опираютсяя на определенные теоретические представления о психике и личности в целом. Любая из существующих теоретических концепций, а соответственно и применяемый метод, откладывает определенный отпечаток на процесс помощи и ее результат. Поскольку вопрос об эффективности и последствиях такой работы весьма сложен, можно говорить лишь об особенностях воздействия тех или иных методов, а также об их возможностях в плане помощи в различных ситуациях. Например, экстренная помощь требуется при попытке совершить суицидальный поступок и, наоборот, длительная и постепенная, — когда мы имеем дело с посттравматическим стрессом в результате насилия или утраты. Именно поэтому теоретико-методический аспект выступает в качестве одного из ведущих факторов в процессе психологической помощи. Придерживаясь того или иного подхода, помогающий психолог должен четко осознавать его возможности, особенности, а также ограничения.

В современной психологии условно выделяются три основных теоретико-методических направления.

Первое направление — БИХЕВИОРИЗМ, ИЛИ поведенческая психология. Его основная цель состоит в том, чтобы помочь клиенту контролировать свои действия и внести конкретные перемены в его поведение. Это направление широко распространено в мировой психолого-педагогической практике. Бихевиоризм основывается на сочетании позитивизма (изучение объективных естественнонаучных законов) с прагматизмом (ориентация на строгое практическое приложение). Бихевиоризм поставил под сомнение правомочность сопоставления психики и сознания и сделал основной акцент на изучение объективной реальности, то есть различных форм поведения и адаптации. Важнейшая концепция данного подхода — теория научения. Яркими представителями этого направления являются Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Ф. Скиннер и другие. Многие исследования в области поведенческой психологии связаны с работами отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. С точки зрения бихевиориста, для «позитивного» изменения поведения клиента необходимо проанализировать его жизненные условия, типичные способы и реакции на них, прояснить наблюдаемые поступки и их результаты. Таким образом, устанавливаются причинноследственные связи событий, обусловливающие внешнее поведение клиента и далее через операциональный и функциональный анализ определяется его проблема. Последующий этап работы — выявление важнейших задач, целей и паттернов поведения в будущем. При необходимости выбора решения используются тренинговые процедуры типа ролевых игр, моделирования поведения, составляются определенные программы, отрабатываются навыки, анализируются ошибки и прогнозируются результаты.

Второе направление представлено так называемой ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ, включающей все ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ концепции: 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, Э. Берна, К. Хорни и других. Психоанализ, первоначально разработанный 3. Фрёйдом, является теорией и методом исследования подсознательной сферы психики, которая, как утверждают представители данного подхода, определяет душевную жизнь личности. Методы психоанализа способствуют раскрытию подсознательных защитных механизмов, формирующихся в раннем детском возрасте и проявляющихся в дальнейшем в периоде взрослости. Психоаналитики считают, что устойчивые личностные характеристики и стереотипы возникают на определенных стадиях развития ребенка, и задача состоит в интерпретации психотравмирующих факторов в терминах конфликта между основными структурными компонентами личности «Ид» («Оно»), «Эго» («Я») и «Супер-Эго» («Сверх-Я»), Психоанализ, таким образом, направлен на помощь в освобождении от патогенных защитных механизмов, что способствует установлению необходимого баланса между внешними (социальными) и внутренними (биологическими) силами, действующими на личность.

Третьим направлением в современной психологической науке является гуманистическая психология, сочетающая в себе идеи экзистенциальной философии, гуманистических воззрений, а также восточные представления о сущности человеческой природы. В отличие от двух предыдущих, гуманистическая парадигма ориентируется на гуманизацию психологии, ставя в центр личность человека. Внимание фокусируется, с одной стороны, на неповторимой индивидуальности каждой личности, ее субъективном опыте переживания собственной жизни, с другой — на общечеловеческих ценностях, таких как добро, любовь, свобода, смысл, ответственность. Среди ведущих представителей этого подхода прежде всего следует назвать, А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Мэя, В. Франкла, Ф. Перлза, Д. Бьюдженталя, И. Ялома.

Важными понятиями гуманистического направления являются понятия личностного роста и самоактуализации.

Личностный рост рассматривается как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, реализации собственных потенциальных возможностей. К. Роджерс предполагал, что существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к расширению собственного опыта и к более реалистическому функционированию. А. Маслоу рассматривал становление личности как работу самоактуализации, как постоянную вовлеченность человека в развитие собственных способностей до максимально возможного.

Гуманистический подход в психологии опирается на следующие принципы:

признание права личности быть собой, сохранять свою целостность и уникальность;

  • ? ориентация на творческое спонтанное развитие человека и его самоактуализацию;
  • ? поиск возможности свободного выбора решений и принятия ответственности за этот выбор.

Задачей помогающего психолога в данном случае становится глубокое понимание внутреннего мира клиента, поддержка его в переживании собственных чувств, в принятии самостоятельных решений и ответственности за них. Такая постановка обосновывается признанием уникальности каждой личности и ее естественной потребности в личностном росте. Основная идея состоит в том, что человек, услышанный и понятый, учится заботиться о себе, изменяясь в направлении самоактуализации.

Рассмотренные три основные направления в современной психологии не исчерпывают все ныне существующие концептуальные модели, лежащие в основе психотерапевтических школ. Некоторые из них являются синтетическим вариантом или своеобразной модификацией выше перечисленных подходов, например психосинтез (Р. Ассаджиоли), трансактный анализ (Е. Берн), психодрама (Р. Морено), а другие интенсивно формируются, стремясь к тому, чтобы стать четвертым направлением в современной психологии, например трансперсональное направление.

Лирическое отступление Я снова «бантики» надела И снова стала ученицей, Хоть изменился рост и тело, Моя душа поет как птица!

Я вижу света отраженье В твоих глазах, твоей улыбке, И вызывают изумленье Мои привычные ошибки.

Все как-то просто и печально И вновь кружится голова…

Все, что мне снилось — то реально И в этом жизнь моя права.

О Боже! Дай мне сил, терпенья Быть Женщиной! Как это сложно! И все-таки всегда возможно, Когда даешь мне вдохновенье!

Е. П. Корабпина

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой