Формирование представлений родителей о характере ребенка-дошкольника
Диссертация
Постоянное развитие личности в дошкольном возрасте у родителей вызывает затруднения с выработкой адекватных представлений о ребенке, которые необходимы для выбора обоснованных способов психологического воздействия, обеспечивающих становление конструктивных родительско-детских отношений. Неадекватное восприятие родителями характерологических свойств ребенка, порождая у них фрагментарные… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические подходы к формированию представлений родителей о характере ребенка-дошкольника
- 1. 1. Понятие о характере и его структуре в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 2. Современные концепции становления характера в процессе родительско-детских отношений
- Выводы по главе I
- ГЛАВА II. Описание экспериментальной работы по формированию представлений о свойствах характера ребенка-дошкольника в семье
- 2. 1. Организация и ход проведения эксперимента
- 2. 2. Обоснование методов исследования
- 2. 3. Обоснование программы формирования адекватных представлений ^^ родителей о характере ребенка-дошкольника
- Выводы по главе II
- ГЛАВА III. Анализ результатов апробации экспериментальной программы по формированию адекватных представлений родителей о характере 112 ребенка-дошкольника
- 3. 1. Изучение соотношения между характерологическими свойствами личности ребенка-дошкольника и представлениями родителей о нем
- 3. 2. Результативность экспериментальной работы по формированию адекватных представлений родителей о характере ребенка-дошкольника
- 3. 3. Различия в социально-психологических типах личности ребенка-дошкольника, сформировавшихся под влиянием реальных и идеальных 166 представлений родителей о нем
- Выводы по главе III
Список литературы
- Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. — 2002. — № 1. — С. 3−16.
- Абрамова, Г. С. Практикум по психологическому консультированию / Г. С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая книга- М.: ACADEMI, 1995. 356 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М., 1980. — 334 с.
- Аверин, В.А. Психология личности / В. А. Аверин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 132 с.
- Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. Киев: Port-Royal, 1997. — 403 с.
- Адлер, А. О нервическом характере / А. Адлер. СПб.: Университетская книга, 1997. — 388 с.
- Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. СПб.: Академический проспект, 1997. — 271 с.
- Айзенк, Г. Ю. Структура личности / Г. Ю. Айзенк. СПб.: Ювента- М.: КСП+, 1999.-214 с.
- Акимова, М.К. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении / М. К. Акимова, К. М. Гуревич, Г. В. Зархин // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С.71−78.
- Акопов, Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов. — М: Флинта, 2000. 205 с.
- Алешина, О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / О. Е. Алешина. — М.: Класс, 1994. 235 с.
- Амбрумова, А.Г. Актуальные проблемы суицидологи / А. Г. Амбрумова. М.: Наука, 1981. — 231 с.
- Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Б. Г. Ананьев //
- Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999.-233 с.
- Ананьев, Б.Г. Психология и проблема человекознания / Б. Г. Ананьев // Под ред. А. А. Бодалёва. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 342 с.
- Ананьев, Б.Г. Строение характера / Б. Г. Ананьев // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 172−178.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 277 с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2 кн. Пер. с анг. / А. Анастази // Под ред. К. М. Гуревич, В. И. Лубовского. — М: Наука, 1982. — 321 с:
- Андреева, Т. Семейная психология / Т. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. 244 с:
- Андронов, В.П. Психологические основания формирования профессионального мышления / В. П. Андронов // Вопросы психологии. — 1991.-№ 4.-С. 34−41.
- Антонян, Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве / Ю. М. Антонян, Е. Г. Самовичев. М.: Наука, 1983. — 177 с.
- Антропов, Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. СПб.: Речь, 2002. -556 с.
- Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системе / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. — С. 121−156.
- Апресян, Р.Г. Философия образования для XXI века / Р. Г. Апресян. М.: Наука, 1992. — 421 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, ИЦ Академия, 2002. 416 с.
- Ахвердова, О.А. Личностно-характерологический континуум современного подростка / О. А. Ахвердова. — Автореф. дисс.. докт. псих, наук. — М., 1998.-36 с.
- Бассин, Ф.В. Психическая травма / Ф. В. Бассин, В. Е. Рожнов, М. А. Рожнова // Руководство по психотерапии. — Ташкент: Смысл, 1979. — С. 1256.
- Бассин, Ф.В. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека Приложение к книге 3. Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции / Ф. В. Бассин, М. Г. Ярошевский. — М.: Наука. 1991. — 456 с.
- Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 389 с.
- Белокрылова, Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов / Г. М. Белокрылова. — Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1997.-24 с.
- Белоус, В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие / В. В. Белоус. — Пятигорск, 1990. — 168 с.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. — М.: Просвещение, 1986. 398 с.
- Битянова, М.Р. Проблема саморазвития личности в психологии / М. Р. Битянова. -М.: Просвещение, 1998. 290 с.
- Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. — М.: Просвещение, 1996. 205 с.
- Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности / В. Г. Бовин // Современная дидактика: теория^ -практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлёва. М., 1993. — С. 153−176.
- Бодалёв, А.А. В.Н.Мясищев и психология отношений. Предисловие к книге В.Н.Мясищева «Психология отношений» / А. А. Бодалёв. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
- Бодалёв, А.А. Семья в психологическом консультировании / А. А. Бодалёв, В. В: Столин. М.: Наука, 1989. — 374 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович // Под ред. Д. И. Фельдпггейна. 2-е изд. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 351 с.
- Бондырева, С.К. .Человек (вхождение в мир) / С. К. Бондарева, Д. В. Колесов. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. 272 с.
- Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б. С. Братусь. М.: Просвещение, 1994. — 234 с.
- Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию / Л: Ф. Бурлачук. Киев: Ника-Центр, 1997. — 528 с.
- Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере. — М.: Просвещение, 1998. 119 с.
- Буякас, Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов / Т. М. Буякас // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. — № 1. — С.56 — 62.
- Буянов, М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / М. И. Буянов. — М.: Просвещение, 1976. — 97 с.
- Буянов, М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записи детского психиатра: Кн. для учителей и родителей / М. И. Буянов. М.: Просвещение, 1988.-127 с.
- Буянов, М.М. От одиночества к общению или Коптактология / М. М. Буянов. М.: Российское общество медиков — литераторов, 1998. -203 с.
- Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб: Питер, 1998.342 с.
- Варга, А .Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции / А .Я. Варга // Вестник МГУ. Психология № 4,1995.-147 с.
- Варга, А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) / А. Я. Варга // Вестник МГУ. Психология. 1985 С. 23 — 43.
- Варданян, А. Этюды по детскому психоанализу / А. Варданян. — М.: Когито-Центр, 2002. 189 с.
- Варламова, Е.П. Модель самоосуществления творческой уникальности человека в рефлексивной судьбологии / Е. П. Варламова // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5. / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылёвой. СПб., 2001. — С. 79 — 129.
- Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности / И. И. Вартанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 2000. — № 4. — С. 33−41.
- Венгер, А.Л. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина / А. Л. Венгер, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 25 — 41.
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа. 1991.-319 с.
- Винникотт, Д. Разговор с родителями / Д. Винникотт. — М.: Класс, 1994.-73 с.
- Витакер, К. Танцы с семьей / К. Витакер, В. Бамберри. — Класс, 1997.-82 с.
- Выготский, Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Л. С. Выготский. М., 1995. — 259 с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.£. Выготрдий. В 6 т. Т. 1. — М.: Наука, 1983.-367 с.
- Ганнушкин, П.Б. Избранные труды / П. Б. Ганнушкин //В кн.
- Хрестоматия по патопсихологии / Под ред. Б. В: Зейгарник. А. П. Корнилова, В. В. Николаевой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С. 26 — 35.
- Гарбузов, В.И. Неврозы у детей и их лечение / В. И. Гарбузова,
- A.И: Захаров, Д. Н. Исаев. М.: Медицина, 1977. — 160 с.
- Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть, ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье /
- B.И. Гарбузов: СПб.: АО Сфера, 1994. — 203 с.
- Герасимова, А.С. Факторы и условия развития понимания обмана детьми / А. С. Герасимова, Е. А. Сергиенко // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. — М.: Институт психологии РАН, 2004.-С.351 -376.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, 1998.-223 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Просвещение, 1997. — 239 с.
- Глэддинг, С. Психологическое консультирование: понимающая, профессия / С. Глэддинг. СПб: Питер, 2002. — 273 с.
- Головей, JI.A. Практикум по возрастной психологии / JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко // Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
- Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев // Под ред. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 272 с.
- Гоноболин, Ф.Н. Воля, характер, деятельность / Ф. Н. Гоноболин. — Минск: Народная асвета, 1966. 321 с.
- Гурьева, В.А. Психогенные расстройства у детей / В. А. Гурьева // Домашняя коллекция «Врач и больной». М.: Крон-Пресс, 1996. — 162 с.
- Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. Ереван, 1981.-270 с.
- Джайнотт, X. Родители и дети / X. Джайнотг // Знание. — 1986. -№ 4.-С. 17−29.
- Джайнотт, X. Родители и дети / X. Джайнотт. М.: Класс, 1992.261 с.
- Дикман, X. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание / X. Дикман. — СПб.: Академический проект, 2000. — 327 с.
- Додонов, Б.И. Потребность, отношения и направленность личности / Б. И: Додонов // Вопросы психологии. — 1973. — № 5. — С. 18 29.
- Доценко, E.JI. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защиты / E. JI, Доценко. М.: ЧеРо, 1997. — 344 с.
- Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2001. — 560 с.
- Ельцова, В.А. Ценностные аспекты личностного самоопределения учащихся / В. А. Ельцова. — Самара: Изд-во СГГТУ, 2004. — 64 с.
- Запорожец, А.В. Диалоги о воспитании — ваш ребёнок- педагогика семейных отношений- когда наступает зрелость / А. В. Запорожец, М. И. Кондаков, А. В. Петровский // 3-е изд. — М.: Педагогика, 1985. 249 с.
- Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А. И. Захаров. — СПб.: Питер, 1998.-231 с.
- Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. — СПб.: Союз, 2000. 86 с.
- Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / А. И. Захаров. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
- Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей подростков / А. И. Захаров. М.: Медицина, 1982. — 117 с.
- Захаров, А.И. Ребёнок до рождения / А. И. Захаров. СПб.: Союз, 1998. — 144 с.
- Захаров, А.И. Структура семьи при неврозах / А. И. Захаров // Общение как предмет теоретических прикладных исследований. — СПб., 1973.-285 с.
- Захарова, Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза / JI.H. Захарова // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. — С.62.
- Зиленченко, А.И. Психосемантика и изучение профессионального сознания психологов / А. И. Зиленченко, Г. И. Степанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер: 14. Психология. 1989: — № 3. — С.20 — 26.
- Зинченко, В.П. Образование и духовность: сознание как объект междисциплинарного исследования / В. П. Зинченко // Современная высшая школа. Варшава, 1990. — № 69. — С. 86 — 91.
- Знаков, В.В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. — Самара: СамГПУ, 2000. 188 с.
- Иванов, Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие / Н. Я. Иванов, А. Е. Личко. М.: Фолиум, 1994. — 64 с.
- Иванова, Е.М. Основы психологии изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. — М.: Педагогика, 1987. — 208 с.
- Иванова, Л.М. Судьба молодой семьи / Л. М. Иванова. — М.: Знание, 1986. -№ 6. 192 с.
- Карабанова, О.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие / О. А. Карабанова. Самара: СИОКПП, 2001. — 122 с.
- Киршева, Н.В. Психология личности: тесты, опросники, методики / Н. В. Киршева, Н. В. Рябчкикова. М.: Геликон, 1995. — 286 с.
- Киселёва, В. Подростковое одиночество / В. Киселёва // Школьный психолог. -2002. № 8. — С. 2 — 31.
- Клаус, Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Г. Клаус. -М.: Педагогика, 1987. 365 с.
- Климов, Е.А. Основы психологии / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
- Козловская, Г. В. Нарушения психического развития у детей раннего возраста в условиях шизофреногенной семьи / Г. В. Козловская. // Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. М., 1995. — С. 54 -67.
- Колесникова, И.А. О критериях гуманизации образования / ГЬА. Колесникова // Гуманизация образования. Теория, Практика. — СПб., 1994. — С. 56- 149.
- ЮО.Коломинский, Я. Л. Человек: психология / Я. Л. Коломинский. — М.: Просвещение, 1980. 224 с.
- Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1984. — 205 с.
- Коростылёва, Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений / Л. А. Коростылёва // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылёвой. СПб., 2001. — С. З — 21.
- ЮЗ.Костицкий, В. И. Эти трудные почти нормальные семьи / В. И. Костицкий // Семья и школа. 1979. № 8. — С. 32.
- Кулик, Л.А. Семейное воспитание / Л. А. Кулик, Н. И. Берестов. — М.: Просвещение, 1990.-234 с.
- Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. В. Куликов. СПб.: Речь, 2000. — 441 с.
- Юб.Курпатов, А. В. Психософия: методология, развитие личности и психотерапия / А. В. Курпатов, А. Н. Алёхин. СПб.: Сенсор, СПбУ МВД России, Фонд «Университет», 2002. — 570 с.
- Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей / Р. Кэмпбелл. — М.: Знание, 1992. 119 с.
- Лабрюйер, М. Характер или нравы этого века / М. Лабрюйер. — СПб., 1989. 337 с.
- Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах / А. Ф. Лазурский. — М.: Наука 1995. 271 с.
- Лангмеер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмеер, 3. Матейчек. Прага, 1984. — 321 с.
- Лебедева, Е.И. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе / Е. И. Лебедева // Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С. 14 — 31.
- Лебедева, Е.И. Развитие «модели психического» в норме и при аутизме / Е. И. Лебедева, Е. А. Сергиенко // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. — М.: Институт психологии РАН, 2004. 332 с.
- ПЗ.Леви, В. Искусство быть другим / В. Леви. — СПб.: Речь, 1993. —283 с.
- Леонгард, К. Акцентуации личности / К. Леонгард. — Киев: Выща школа, 1989. 276 с.
- Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 544 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев // В 2 т. М.: Педагогика, 1983. -Т.1.-361 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М., 1972.-230 с.
- Леонтьев, А.Н. О диагностических методах психологического исследования школьников / А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А.А. Смирнов- // Советская педагогика. 1968. № 7. — С.65 — 77.
- Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П. Ф. Лесгафт. -М.: Педагогика, 1991. — 341 с.
- Лидере, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Лидере. М.: Академия, 2001.- 256 с.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика / М. И. Лисина. — М.: Изд-во Институт практич. психологии, Воронеж: МПО «МОДЕК», 1997. — 340 с.
- Литвак, М.Е. Предисловие к книге К. Леонгарда «Акцентуированные личности» / М. Е. Литвак. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-544 с.
- Личко, А.Е. Акцентуации характера как преморбидный тип / А. Е. Личко / Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. 384 с.
- Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. — М.: Педагогическая книга, 1992. — 287 с.
- Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. — М.: Знание, 1994.-257 с.
- Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. М.: Класс, 1998.-218 с.
- Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. — М.: ЭКСМО, 2004. — 934 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990. — 213 с.
- Марковская, И.М. О возможности применения теста семейных отношений в психологической консультации / И. М. Марковская // Семейная психология и семейная терапия. 1999. — № 2. — С. 42 — 49.
- Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. СПб: Речь, 2000. — 150 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /
- A.M. Матюшкин. M.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. — М.: Знание, 2001. — 178 с.
- Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В. Ю, Меновщиков. М.: Смысл, 2000: — 375 с.
- Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. — М.: Смысл, 1986. 290 с.
- Мильничук, О.А. Модель специалиста (к вопросу о гуманизации образования) / О. А. Мильничук, А. Н. Яковлева // Высшее образование в России. № 5, 2000. С. 56 — 76.
- Минияров, В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности / В. М. Минияров. — Самара: АООТ Корпорация Фёдоров, 1997.-120 с.
- Минияров, В.М. Педагогическая психология. Психология воспитания / В. М. Минияров. 4.1. — Самара, 2002. — 175 с.
- Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В. М. Минияров. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. (Серия «Библиотека школьного психолога»). — 251 с.
- Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. — М., 1994.-145 с.
- Мясшцев, В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев // Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
- Навайтес, Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтес. -М.-В., 1999.-329 с.
- Недоспасова, В.А. Обучение и психическое развитие / В. А. Недоспасова. Душанбе: Знание, 1988. — 79 с.
- Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. СПб: Класс, 2000. — 405 с.
- Неумова, Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс для(развития личности в юношеском возрасте / Е. В. Неумова. — Дисс. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. — Тюмень, 2005. — 180 с.
- Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, P.M. Грановская. СПб.: Речь, 2001. — 273 с.
- Новикова, Е.В. Особенности общения и проявлении школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности / Е. В. Новикова. — М.: Знание, 1987. — С. 34 56.
- Носов, Н.А. Виртуальная психология / Н. А. Носов. — М.: Класс, 2000. 320 с.
- Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. -М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 249 с. 150.0клендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. М.: Класс, 1997. — 508 с.
- Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика / А. Б. Орлов. — М.: Знание, 1995. — 301 с.
- Панферов, В.Н. Психология человека / В. Н. Панферов. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 220 с.
- Папп, П. Семейная терапия и ее парадоксы / П. Папп. — М.: Класс, 1998.-121 с.
- Пахальян, В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании., материалы к организации и проведению учебных занятий / В. Э. Пахальян. Часть IV. Хрестоматия. — М.: ПЕРСЭ, 2003. — 192 с.
- Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия / Н. Пезешкиан. М.: Класс, 1993. — 288 с.
- Петленко, В.П. Валеология человека / В. П. Петленко. — СПб.: Речь, Т. 1−5. 1996.-410 с.
- Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. — М.: Знание, 1989. — 321 с.
- Петровская, JI.A. Интеграция модель семейной5 психотерапевтической диагностики / Л. А. Петровская // Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия». — М.: Просвещение, 1996. — 101 с.
- Петровский, А.В. Дети и тактика, семейного воспитания / А. В. Петровский. — М.: Знание, 1981. — 137 с.
- Петровский, А.В. Введение в психологию / А. В. Петровский. — М.: Академия, 1995. 496 с.
- Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Просвещение, 1989. 221 с.
- Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. Казань: КГУ, 1989. — 204 с.
- Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара, 2003. 672 с.
- Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / A.M. Прихожан. — Москва Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. — 340 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной. М.: Педагогика, 1999: — 317 с.
- Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая реакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001.-384 с.
- Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А. А. Реана. СПб.: Питер, 2000. — 320 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования // Под ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Академия, 2002. — 192 с.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — М.: Политиздат 1990. — 494 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стребелевош — М.: Полиграф сервис, 1998. 226 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. A.F. Рузской. -М.: Педагогика, 1989. 216 с.
- Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1997. — 640 с.
- Репина, Н.В. Основы клинической психологии / Н. В. Репина, Д.В. Воронцов- И. И. Юматова. Ростов н /Д: Феникс, 2003. — 480 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 214 с.
- Роджерс, К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография / К. Роджерс. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 302 с.
- Роджерс, К. Могу ли я быть фасилитатором в группе / К. Роджерс // Хрестоматия гуманистической психотерапии. — М.: Просвещение, 1995. — С. 120 157.
- Роджерс, К. О групповой психотерапии / К. Роджерс. М., 1993. —273 с.
- Родина, О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 2000. — № 4.-С. 75 -83.
- Розанова, Е. Особенности чувства одиночества у подростков / Е.
- Родионова // Вестник московского университета. — 2001. — № 3. — G. 5 6.
- Рояк, А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А. А. Рояк. — М.: Педагогика, 1988.- 187 с.
- Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир- / С. JI. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. 512 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб: Питер, 1999. — 720 с.
- Сагатовская, Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива / Л. Г. Сагатовская. — Томск, 1971. — 302 с.
- Самоукина, Н.В. Рефлексия как способ организации межпрофессиональных взаимодействий специалистов / Н. В. Самоукина // Психология рефлексивных процессов. — М.: Просвещение, 1992. — С.96 101.
- Сарган, Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г. Н. Сартан. — М.: Сфера.1999. 128 с.
- Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. — М.: Педагогика — Пресс, 1992. — 192 с.
- Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. — СПб.: Питер, 2000
- Семёнов, И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач / И. Н. Семёнов. М.: АПН СССР НИИ ОПП, 1990. — 423 с.
- Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Педагогика, 1989.-229 с.
- Сергиешсо, Е.А. Понимание обмана детьми дошкольного возраста', в норме и при аутизме / Е. А. Сергиенко, Е. И. Лебедева // Психологический журнал. 2003. — Т.24. — № 4. — С.54 — 65.
- Сержантов, В.Ф. Характер и деструктивное поведение / В. Ф. Сержантов. СПб.: Ривьера, 1993. — 123 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь. — 2001. — 350 с.
- Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. М.: Наука, 1984. — 310 с.
- Ситников, В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых / В. Л. Ситников. СПб.: Химииздат, 2001. — 256 с.
- Скинер, В.А. Семья, как в ней уцелеть / В. А. Скинер, Дж. Кпииз. — М.: Класс, 1995.-318 с.
- Славина, Л.С. Трудные дети: Избранные психологические труды / Л. С. Славина // Под ред. В. Э. Чудновского. — 2-е изд. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО МОДЭК, 2002.-332 с.
- Сластенин, В.А. Формирование социально активной личности учителя: общая концепция исследований / В. А. Сластенин // Формирование социально активной личности учителя. М., 1986. — С. 105 — 187.
- Слободчиков, В.И. Образовательное пространство как пространство развития / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 1993. — № 1.-С. 24 32.
- Смехов, В.А. Опыт психологической диагностики и коррекция конфликтного общения в семье / В. А. Смехов // Вопросы психологии. — № 4. -1985.-С. 89−100.
- Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. — М.: Генезис, 1999.-268 с.
- Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. — М.: Академия, 2000. 140 с.
- Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: Владос, 2003. — С. 14 — 18, 97 — 143.
- Сорокина, А.И. Конфликтные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте / А. И. Сорокина. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. — 313 с.
- Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов. Комплексная и психологическая коррекция / А. С. Спиваковская. — М.: Педагогика, 1998. — 198 с.
- Столин, В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Знание, 1983.-273 с.
- Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. -М.: Просвещение, 1982. — 213 с.
- Субетто, А.И. Квалиметрия человека и высшего образования / А. И. Субетто // Сб. Квалиметрия человека и образования. Ч. I. — М.: ПАНИ, 1992. 198 с.
- Таланов, B.JI. Справочник практического психолога / B.JI. Таланов, И. Г. Малкина Пых. СПб.: Сова- М.: ЭКСМО, 2004. — 528 с.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие / Н. Ф. Талызина. М.: Педагогика, 1998. — 248 с.
- Тарасов, С.Г. Основы применения математических методов в психологии / С. Г. Тарасов. — СПб.: Питер, 1999. 123 с.
- Теория личности в западно-европейской и американской психологии / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Бахрах, 1996. — 446 с.
- Техтелева, Н.В. Психолого-педагогический тренинг по формированию адекватных представлений родителей о характере ребенка-дошкольника / Н. В. Техтелева: учебно-методическое пособие. — Самара: Изд-во «СНЦ РАН», 2007. 32 с.
- Тутушкина, М.К. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / М. К. Тутушкина. — СПб.: Дидактика Плюс, 1999.—318 с.
- Уоллес, В. Психологическая консультация / В. Уоллес, Д. Холл. — СПб.: Питер, 2003. 544 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д. И. Фельдштейн. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 672 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-368 с.
- Фернхем, А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. СПб.: Питер, 2001. — 368 с.
- Франки, В. Психотерапия на практике / В. Франкл. — СПб.: Питер, 2001.-256 с.
- Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции / 3. Фрейд // Авторы очерка о Фрейде Ф. В. Бассин и М. Г. Ярошевский. — М.: Наука, 1989. — С. 515.
- Фрейд, 3. Психология «Я» и защитные механизмы / 3. Фрейд. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 189 с.
- Фридмен, Д. Техники семейной психотерапии / Д. Фридмен. — СПб: Питер, 2001. 501 с.
- Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. — М.: Прогресс, 1993. —256 с.
- Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. -М.: Педагогика, 1989. — 175 с.
- Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М.: Юрист, 1995. 332 с.
- Хорни, К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ / К. Хорни. — М.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993. — 480 с.
- Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. — М.: Академия, 2001. 231 с.
- Хьелл, JI. Теории личности / JL Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2000. 608 с.
- Черепанова, Е.М. Работа школьного психолога с родителями / Е. М>. Черепанова // Психологическая служба в школе / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1984. С. 204 — 232.
- Шапарь, В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В: Б. Шапарь, А. В. Тимченко, В. Н. Швыдченко. — Ростов н /Д: Феникс, 2002. — 688 с.
- Шипицына, JI.M. Развитие личности ребёнка в условиях материнской, депривации / JI.M. Шипицына, Е. С. Иванов, А. Д. Виноградова. — СПб.: RWIUFC, 1997.-310 с. S
- Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей / Г. Эберлейн. — М.: Знание, 1981.-201 с.
- Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э. Г. Эйдемиллер. М. — СПб., 1997. — 372 с.
- Эйдемиллер, Э.Г. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. — М.: Прогресс, 1994. — 223 с.
- Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. СПб.: Речь, 2003. — 336 с.
- Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. СПб.: Питер, 1999. — 656 с.
- Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Избр. псих, труды. — М.: Знание, 1998.-207 с.
- Юнг, К. Г. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. — М.: Канон, 1994.-207 с.
- Юнда, И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни / И. Ф. Юнда, Л. И. Юнда. — Киев, 1990. — 281 с.
- Ягнюк, К.В. Принципы проведения первичной консультации / К. В. Ягнюк // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2000. — № 2. — С. 142 158.
- Ялом, И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом. — СПб.: Питер, 2000. 640 с.
- Ярошевский, М.Г. Психология в XX столетии / М. Г. Ярошевский. — М.: Политиздат. 1974. — 447 с.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001.-368 с.
- Aronson, Е. Social Psychology. Third Edition / E. Aronson, T. Wilson, R. Akert. New York: Longman, 2002. — 218 p.
- Epstein, N. McMaster model of family functioning: A view of the normal family. In F. Walsh (Ed.), Normal family processes / N. Epstein, D. Bishop. New York: Guilford Press, 1982. — 305 p.
- Reich, W. Character analysis / W. Reich. — New York: Orgone Press, 1976. 158 p.
- Stierlin, H. Delegation und Familie / H. Stierlin. — Frankfurt- Suhrkamp, 1978.-259 p.1. Уважаемые Воспитатели!
- Просим вас оценить ребенка по следующим качествам. Из противоположных по значению личностных качеств необходимо выбрать одно.
- Если это не удается, то в случае 50% проявления обоих качеств следует отметить отрицательное.
- Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба качества.
- Если личностные качества не наблюдаются, то можно не отмечать.1. Отношения со взрослыми
- Чуткий, внимательный 2. Равнодушный, холодный
- Правдивый, честный 4 Нечестный, лживый
- Искренний, откровенный 6 Замкнутый7 Вежливый 8 Грубый
- Уравновешенный, спокойный 10 Вспыльчивый, резкийи Властолюбивы й 12 Не властолюбив
- Стыдливый, скромный, стеснительный 14 Горделивый
- Непримиримый к плохим поступкам 16 Безразличный к плохим поступкам
- Простодушный, простой 18 Хитрый, изворотливый
- Неуверенный, нерешительный 20 Самоуверенный, хвастливый
- Униженный, подавленный 22 Спесивый, высокомерный
- Хочет понравиться воспитателю 24 Равнодушен к мнению воспитателя
- Самостоятельный 26 Беспомощный
- Доверчивый 28 Подозрительный
- Не эгоистичный 30 Самолюбивый, эгоистичный
- Терпеливый 32 Нетерпеливый
- Без подхалимажа 34 Подхалим2. По отношению к игре
- Добросовестный 36 Недобросовестный
- Исполнительный 38 Неисполнительный
- Активен, инициативен в игре 40 Пассивен, безынициативен в игре
- Больше любит подвижные игры 42 Больше любит интеллектуальные игры
- Соблюдает правша игры 44 Нарушает правша игры
- Ответственный 46 Безответственный
- По отношению к ceei остникам
- В играх руководствуется только своими интересами 50 В играх руководствуется интересами всех играющих
- Нет чувства превосходства над другими 52 Желает быть выше других, превосходить их
- Оказывает помощь товарищам 54 Злорадствует по поводу чужой неудачи
- Скупой, жадный 56 Бескорыстный
- Любим воспитателями 58 Не любим воспитателями
- Защищает своих товарищей 60 Ябедничает, сплетничает
- Любим сверстниками 62 Не любим сверстниками4. По отношению к себе
- Требовательный к себе 64 Требовательный к другим
- Способен на самокритику 66 Не самокритичен
- Верен слову 68 Не верен слову
- Уверен в себе 70 Неуверен в себе
- Не обращает внимания на свою одежду 72 Обращает внимание на свою одежду
- Отношение к поощрению и наказанию
- Положительное 74 Отрицательное6. Волевые отношения
- Организованный 76 Не организованный
- Дисциплинированный 78 Не дисциплинированный
- Настойчив в достижении цели 80 Не настойчивый
- Инициативен 82 Безынициативен
- Когда я думаю о своем ребенке, то
- По сравнению с другими детьми его/еевозраста3. Я люблю, когда мойребенок4. Я хотел (а) бы, чтобы5. Меня беспокоит внем/ней
- Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделялвнимания7. Я очень раздражаюсь, когда8. Когда он/она росла)9. Моего ребенка интересует
- Мне приятно, когда мы с моимребенком11. Скорее всего, он/она
- Самое главное в характере моего ребенка23. Мой ребенок силенв24. Я был (а) бы рад (а), еслибы25. Мне бы не хотелось, чтобы
- Мой ребенок достаточно способен, чтобы27. Думаю, что ему/еймешает
- Самое трудное, что пережил мой ребенок29. Он/она предпочитает30. Наши отношения сребенком1. СПАСИБО!
- Основные виды отношений и их сочетание с типом личности и стилямивоспитания1. Типы личности
- Виды отношений Конформный Доминирующий Сензитивный Инфантильный Тревожный Интровертивный
- Отношение родителей к ребенку Отсутствие заботы о детях С восторгом, гордостью С любовью и вниманием, добрые, простые отношения Предупреждают все его требования и желания Жесткие, требовательн ыс С любовью
- Стиль семейного воспитания Попустительский Состязательный Рассудительны й Предупредительн ым Контролиру ющий Сочувствующий1. Сочувствующий стиль
- Данный тип не рассматривается подробно, так как он является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.