Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование представлений родителей о характере ребенка-дошкольника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постоянное развитие личности в дошкольном возрасте у родителей вызывает затруднения с выработкой адекватных представлений о ребенке, которые необходимы для выбора обоснованных способов психологического воздействия, обеспечивающих становление конструктивных родительско-детских отношений. Неадекватное восприятие родителями характерологических свойств ребенка, порождая у них фрагментарные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические подходы к формированию представлений родителей о характере ребенка-дошкольника
    • 1. 1. Понятие о характере и его структуре в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Современные концепции становления характера в процессе родительско-детских отношений
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. Описание экспериментальной работы по формированию представлений о свойствах характера ребенка-дошкольника в семье
    • 2. 1. Организация и ход проведения эксперимента
    • 2. 2. Обоснование методов исследования
    • 2. 3. Обоснование программы формирования адекватных представлений ^^ родителей о характере ребенка-дошкольника
  • Выводы по главе II
  • ГЛАВА III. Анализ результатов апробации экспериментальной программы по формированию адекватных представлений родителей о характере 112 ребенка-дошкольника
    • 3. 1. Изучение соотношения между характерологическими свойствами личности ребенка-дошкольника и представлениями родителей о нем
    • 3. 2. Результативность экспериментальной работы по формированию адекватных представлений родителей о характере ребенка-дошкольника
    • 3. 3. Различия в социально-психологических типах личности ребенка-дошкольника, сформировавшихся под влиянием реальных и идеальных 166 представлений родителей о нем
  • Выводы по главе III

Формирование представлений родителей о характере ребенка-дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений. В этот период активно формируется личность ребенка. Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло его дошкольное детство. Решающую роль в формировании личности ребенка I играет семья.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем, трудностей в обучении в школе, в общении со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение родительско-детских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Известна традиционная роль родителей в воспитании своих детей, в выборе ими форм и методов воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами собственных родителей или оказались перед угрозой смерти от их рук становятся в последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление. До 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Проблема родительско-детских отношений занимает в последние десятилетия одно из ключевых мест в современной психологии. В многочисленных научных и практических исследованиях отражены различные аспекты, связанные с изучением становления эмоционального характера в семье (О.А.Карабанова) — специфики условий, определяющих родительско-детские отношения, стили семейного воспитания (В.М.Минияров) — нежелательных стилей родительского поведения и результатов их применения в семье (А.Адлер, Э. Эриксон, К. Леонгард, У. С. Беккер, Г. А. Мосс, Д. М. Леви, И. У. Кесслер, М. И. Розенталь, М. Финкельштейн, В. Н. Мясищев, Е. К. Яковлева и др.) — анализа родительского отношения к детям, больным психосоциальными расстройствами (H.Stierlin) — типов отношений родителей к детям, лежащих в основе возникновения аффективных переживаний (Л.Г.Сагатовская) — влияния жестокого обращения и эмоционального отвержения родителей на формирование у ребенка акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис) — эмоциональной стороны родительско-детских отношений (А.Я.Варга) — параметров воспитательного процесса и патогенных типов воспитания (А.И.Захаров) — родительских стилей дисгармоничных семей (А.С.Спиваковская) — причин психического неблагополучия в детстве (Л.Ф.Шевцова).

В психологической литературе представлено большое количество работ, в которых исследуется влияние разных типов отношений родителей к ребенку на развитие его личности, особенностей характера и поведения. (Д.Боулби, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, М. Д. Эйнсуорт и др.), раскрываются качества матери, способствующие формированию прочной или непрочной привязанности ребенкавыявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», обосновываются различные модели родительского поведения в воспитании ребенка.

Определенный интерес представляют исследования, посвященные влиянию на психическое развитие ребенка неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (Д.Боулби, И. Лангмейер, З. Матейчик, Е. Т. Соколова, М.Д.Эйнсуорт). Однако практически нет работ, посвященных изучению влияния реальных и идеальных представлений родителей о ребенке на становление родительско-детских отношений.

Однако практически нет работ, посвященных изучению влияния реальных и идеальных представлений родителей о ребенке на формирование характерологических свойств дошкольников.

В свете сказанного становится очевидным противоречие между необходимостью формирования у родителей адекватных представлений о свойствах характера ребенка-дошкольника и отсутствием научно обоснованных психолого-педагогических средств, обеспечивающих формирование у родителей продуктивных способов взаимоотношений с ребенком.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это разработка программы формирования у родителей адекватных представлений о характерологических свойствах ребенка-дошкольника. В практическом плане — проблема изучения взаимосвязи характерологических свойств ребенка-дошкольника с реальными и идеальными представлениями родителей о нем.

Объект исследования — родительско-детские отношения.

Предмет исследования — формирование адекватных представлений родителей о характерологических свойствах ребенка-дошкольника.

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка программы по формированию адекватных представлений родителей о характерологических свойствах ребенка-дошкольника.

Гипотеза исследования.

Представления о характере ребенка-дошкольника — это совокупность знаний, изначально содержащихся в общественном сознании, которые, преломляясь через мировоззрение родителей и актуализируясь в процессе родительско-детских отношений, приобретают тот или иной личностный смысл, становятся актуальными личными переживаниями. Представления родителей о ребенке могут быть реальными и идеальными, они влияют на отношения ребенка со взрослыми, со сверстниками, отношения к самому себе, к игре, к проявлению волевых усилий, к поощрению и наказанию.

Формирование адекватных представлений родителей о свойствах характера ребенка-дошкольника становится эффективным тогда, когда специально разработанная программа направлена на:

— развитие у родителей: аффективной и когнитивной сфер отношений с ребенкомновых социальных ролейпредставлений о себеответственности за ребенка, обеспечивающей становление позитивной самооценки, которая способствует перенесению внимания с себя на ребенка;

— формирование умений строить и интерпретировать родительско-детские отношения с учетом характерологических свойств ребенка-дошкольника.

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «представления родителей о характере ребенка-дошкольника».

2. Выявить соотношение между характерологическими свойствами личности ребенка-дошкольника и представлениями родителей о нем.

3. Выявить различия в сформировавшихся социально-психологических типах личности ребенка-дошкольника под влиянием реальных и идеальных представлений родителей о нем.

4. Определить результативность экспериментальной работы по формированию адекватных представлений родителей о ребенке.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыто содержание понятия «представления родителей о характере ребенка-дошкольника» (представления о характере ребенка-дошкольника — это совокупность знаний, изначально содержащихся в общественном сознании, которые, преломляясь через мировоззрение родителей и актуализируясь в процессе родительско-детских отношений, приобретают тот или иной личностный смысл, становятся актуальными личными переживаниями. Представления родителей о ребенке могут быть реальными и идеальными, они влияют на отношения ребенка с взрослыми, со сверстниками, на отношение к самому себе, к игре, к проявлению волевых усилий, к поощрению и наказанию);

— выявлено соотношение между характерологическими свойствами личности ребенка-дошкольника и представлениями родителей о нем [характерологические свойства в представлениях родителей с преобладанием идеального образа ребенка расходятся с характерологическими свойствами, выявленными у ребенка (расхождения в отношениях ребенка со сверстниками, в отношении ребенка к себе и к игре). Характерологические свойства в представлениях родителей с преобладанием реального образа ребенка совпадают с характерологическими свойствами, выявленными у дошкольника];

— выявлены различия в сформировавшихся социально-психологических типах личности ребенка-дошкольника под влиянием реальных и идеальных представлений родителей о нем (реальный образ ребенка в большей степени способствует становлению сензитивного и интровертивного социально-психологических типов личности ребенка. Идеальный образ ребенка способствует становлению конформного, инфантильного и доминирующего социально-психологических типов личности ребенка);

— разработана программа формирования представлений родителей о свойствах характера ребенка-дошкольника (программа строится с учётом сопоставления свойств характера ребенка в представлениях родителей с характерологическими свойствами, выявленными у дошкольника объективно, с учётом степени дифференцированности и значимости реального и идеального образа ребенка и их эмоциональной оценки родителями, социально-психологического типа личности ребенка-дошкольника, который формируется под влиянием реальных и идеальных представлений родителей о ребенке).

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты расширяют научное представление об особенностях родительско-детских отношений как условии изменения отношений ребенка к 7 действительности, о значимости идеального и реального образа ребенка в представлениях родителей с последующим формированием у них адекватной оценки характерологических свойствах ребенкапозволяют на теоретической основе разработать систему психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка в дошкольном образовательном учрежденииуточняют научные представления о содержании деятельности психолога по формированию адекватных представлений родителей о свойствах характера ребенка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование процесса развития родительско-детских отношений, на разработку способов организации психолого-педагогической работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении, подходов к психолого-педагогической оценке изменения родительско-детских отношенийв реализации программы формирования адекватных представлений родителей о характерологических свойствах ребенка. Выявленная взаимосвязь социально-психологического типа личности ребенка и реальных/идеальных представлений родителей о ребенке позволит более дифференцированно осуществлять процесс воспитания детей дошкольного возраста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Постоянное развитие личности в дошкольном возрасте у родителей вызывает затруднения с выработкой адекватных представлений о ребенке, которые необходимы для выбора обоснованных способов психологического воздействия, обеспечивающих становление конструктивных родительско-детских отношений. Неадекватное восприятие родителями характерологических свойств ребенка, порождая у них фрагментарные представления об образе ребенка и его личностных качествах, приводит к просчетам в воспитании ребенка при включении его в разнообразные системы отношений. Одним из возможных способов преодоления трудностей в воспитании ребенка является формирование у родителей адекватных представлений о характере ребенка, которые выведут их на осознание того, что ребенок имеет право осуществлять собственный выбор, иметь собственную позицию.

2. В современных условиях в основу разработки специальной программы должна быть положена идея конструктивного взаимодействия родителей и ребенка. Данная идея заключает в себе прогноз того, какими должны стать родительско-детские отношения, если их развитие происходит в контексте адекватного представления родителей о характерологических свойствах ребенка-дошкольника, проясняет характер складывающихся между родителями и детьми отношений и их восприятия друг друга. Программа включает в себя диагностический, информационный и развивающий блоки и реализуется в три этапа. Первый этап центрирован на личности родителей, что задает направленность на осознание ими необходимости адекватного восприятия ребенкавторой этап центрирован на конструктивное взаимодействие родителей с ребенкомтретий этап центрирован на самого ребенка.

3. Стратегия деятельности психолога по формированию адекватных представлений родителей о характерологических свойствах ребенка-дошкольника становится эффективной тогда, когда совместная работа с родителями в рамках реализации программы обеспечивает: а) снятие у родителей эмоционального напряжения в воспитании ребенкаб) преобразование ими негативных представлений в позитивныев) становление чувств защищённости, спокойствия при взаимодействии с ребенкомг) принятие детей такими, какие они есть в рамках выполнения ими различных ролейд) развитие позитивной самооценки у родителей, эмпатического чувствования, эмоциональной раскованностие) осознание родителями собственного Я, оказывающего влияние на развитие Я ребенка.

Источниками исследования послужили фундаментальные идеи и концепции:

— теории развития личности в контексте социальных отношений (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. М. Минияров, А. А. Петровский, И. А. Ильин, А. Адлер, З. Фрейд, Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон);

— положение о психологической культуре и духовно-нравственных ценностях семьи и культурных традиций общества (И.А.Ильин, К. Д. Кавелин, Г. А. Флоренский, С. Л. Франк, Э. Гуссерль, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, К. Ясперс).

Методологической основой исследования являются фундаментальные идеи отечественной и зарубежной психологии:

— в области психологии личности (К.А.Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, И. Б. Котова, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский и др-);

— по проблемам развития и формирования личности в онтогенезе (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Л. Н. Кулешова, М. И. Лисина,.

A.Маслоу, В. С. Мухина, А. В. Петровский, В. А. Петровский, К. Роджерс,.

B.И.Слободчиков, Е. Н. Шиянов, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин и др.);

— о социальной ситуации развития и осуществлении совместной деятельности ребенка со взрослым как факторах развития личности (А.Бандура, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина,.

A.В.Петровский, Е. О. Смирнова, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин,.

B.Л.Ситников и др.);

— о влиянии стилей семейного воспитания на развитие нормальной, и аномальной личности ребенка (А.Адлер, Д. Бомринд, М. И. Буянов, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Г. Крайг, В. М. Минияров, В. С. Мухина, К. Роджерс, Э. Г. Эйдемиллер и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету:

1. Теоретический анализ проблемы с использованием педагогической, психологической и философской литературы.

2. Комплексный психодиагностический пакет, представленный следующими методиками: комплексная методика определения социально-психологического типа личности (В.М.Минияров), адаптированная для детей дошкольного возрастародительское сочинение «Образ ребенка глазами родителя» (А.А.Шведовская) — схема наблюдения за деятельностью и поведением ребенка (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина): методика изучения самооценки детей в разных видах деятельности,. методика изучения игровых предпочтений, методика изучения волевых проявлений, методика изучения взаимодействия со сверстниками, методика изучения мотивов взаимодействия с взрослыми, методика изучения умения сохранять цель в условиях критики.

3. Статистико-математические методы обработки экспериментальных данных с помощью статистического пакета SPSS 14.0: непараметрический критерий углового преобразования Фишера (ф), непараметрический критерий ранговой корреляции Спирмена (р).

Организация и этапы исследования.

Работа выполнялась на базе МДОУ №№ 140, 183, 358, 398, 402 Октябрьского района г. Самара.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2003;2004 гг.) проводился анализ научной литературы, в том числе исследований, близких по тематике нашей работе. Анализ позволил определить актуальность проблемы, разработать исходные, теоретические принципы, выделить объект, предмет исследования, сформулировать цель и задачи. Итогом первого этапа явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования и обоснование его и программы.

В ходе второго этапа (2004;2006 гг.) наряду с продолжением работы по теоретическому анализу научной литературы проверялась и уточнялась гипотеза исследования, проводился подбор психодиагностических методик для изучения влияния представлений родителей о ребенке на характерологические свойства личности ребенка-дошкольника. Проводилось пилотажное исследование по проблеме. Результатом этого этапа явилась разработка и апробация программы формирования представлений родителей о свойствах характера ребенка-дошкольника.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) осуществлялись обобщение, обработка и интерпретация материалов, накопленных на протяжении всего хода исследования. Теоретическое осмысление полученных данных послужило основой для определения путей оптимизации родительско-детских отношений. Проводилось оформление результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования, их соответствием поставленной проблемеприменением комплекса методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике работывозможностью повторения экспериментальной работы в новых условияхрепрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии образования Самарского государственного педагогического университета, на Международных научно-практических конференциях (2005;2007 гг.) в городе Пензенашли свое отражение в материалах, опубликованных автором. Экспериментальная программа по формированию адекватных представлений родителей о характере ребенка-дошкольника была апробирована при работе в образовательных учреждениях МДОУ № 183, МДОУ № 358, МДОУ № 398, МДОУ № 402 и МДОУ № 140 города.

Самары.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.

Выводы по. главе ИГ.

Проанализировав результаты апробации экспериментальной программы по формированию адекватных представлений родителей о характере ребенка-дошкольника, можно сделать следующие выводы:

Изучение соотношения между показателями характерологических свойств, развитых у ребенка в представлениях родителей после участия в программе, и показателями характерологических свойств, выявленных у дошкольника объективно, показало, что представления родителей с преобладанием реального образа ребенка совпадают с экспертными оценками психологом отношений ребенка. У родителей с преобладанием идеального образа ребенка выявлены значимые расхождения с объективными оценками психологом ребенка. Наибольшее количество расхождений в оценках психолога и родителей с преобладанием идеального образа ребенка относятся к отношениям ребенка со сверстниками и к себе. Представления родителей с преобладанием реального образа ребенка о его свойствах более разнообразны, чем у родителей с преобладанием идеального образа ребенка.

Идеальные и реальные представления родителей о ребенке оказывают влияние на родительско-детские отношения в целом, что, в свою очередь, обусловливает различия в проявлении у детей характерологических свойств различных социально-психологических типов личности:

— чем ярче у ребенка выражены характерологические свойства гармоничного социально-психологического типа личности, тем более он соответствует идеальным ожиданиям родителей, тем позитивней родители оценивают историю его развития;

— чем ярче у ребенка выражены характерологические свойства конформного социально-психологического типа личности, тем более он отвечает идеальным ожиданиям родителей, тем большее количество страхов и опасений за него есть у родителей;

— чем ярче у ребенка выражены характерологические свойства доминирующего социально-психологического типа личности, тем большее количество страхов и опасений он вызывает у родителей, тем более он отвечает идеальным ожиданиям родителей, тем менее дифференцированно представление родителей о характере ребенка;

— чем ярче у ребенка выражены характерологические свойства сензитивного социально-психологического типа личности, тем более безоценочно он принимается родителями, тем менее позитивно родители характеризуют ребенка в раннем возрасте;

— чем ярче у ребенка выражены характерологические свойства инфантильного социально-психологического типа личности, тем более он? отвечает идеальным ожиданиям родителей, тем меньше реальных требованийпредъявляют к нему родители, тем менее дифференцированно их представление о характере ребенка;

— чем ярче у ребенка выражены характерологические свойства" тревожного социально-психологического типа личности, тем большее количество страхов и опасений за него есть у родителей, тем менее позитивно родители оценивают историю развития ребенка;

— чем ярче у ребенка выражены характерологические свойства интровертивного социально-психологического типа личности, тем более родители сравнивают его с другими детьми, тем более для них важен в оценках ребенка социальный стандарт.

Можно сделать вывод о том, что при формировании социально-психологического типа личности ребенка большое значение приобретают представления родителей: реальный образ ребенка в большей степени способствует становлению сензитивного и интровертивного социально-психологических типов личности ребенка. Идеальный образ ребенка способствует становлению конформного, доминирующего и инфантильного социально-психологических типов личности.

После реализации программы по формированию адекватных представлений о характере ребенка-дошкольника у родителей изменились представления об отношениях ребенка со взрослыми, к игре, к поощрению и наказанию. Изменения произошли и на эмоционально-оценочном уровне: стали преобладать позитивные оценки, позитивные эмоции в отношении ребенка, изменились значимость идеального и реального образа ребенка, степень их дифференцированности.

Кроме того, были выявлены взаимосвязи между характерологическими свойствами ребенка в представлениях родителей и показателями характерологических свойств, выявленных у дошкольника объективно: у родителей, принимавших участие в программе, представления о ребенке стали более адекватными, учитывающими отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, к самому себе, к игре, к волевым усилиям, к поощрению и наказанию.

После проведения эксперимента у детей, принимавших участие совместно с родителями в программе, благодаря изменениям родительско-детских отношений, стали чаще встречаться мотивы взаимодействия со взрослыми. У детей, принимавших участие совместно с родителями в программе, повысилось количество взаимных выборов, взаимных симпатийсреди них стало меньше изолированных детей, увеличилось количество детей с завышенной самооценкой, самооценка детей стала более устойчивой, игра детей стала носить сюжетно-ролевой характер. В экспериментальной группе увеличилось количество детей, умеющих удерживать и достигать цель, благодаря дисциплинированности, самостоятельности, настойчивости, организованности и инициативности. У детей изменилось отношение к поощрению и наказанию, они стали более целеустремленными в ситуации неуспеха, стали меньше прибегать в ситуации неуспеха к помощи взрослого.

После проведения программы по формированию адекватных представлений родителей о ребенке-дошкольнике, представления о ребенке у родителей стали более разнообразными, чем у родителей контрольной группы. Они сформировались на основе новых способов взаимодействия с ребенком.

Заключение

.

В ходе данного диссертационного исследования было осуществлено теоретическое обоснование и практическая реализация программы по формированию адекватных представлений родителей о ребенке-дошкольнике.

Мы исходили из предположения о том, что формирование адекватных представлений родителей о свойствах характера ребенка-дошкольника становится эффективным тогда, когда специально разработанная программа направлена на: развитие у родителей: аффективной и когнитивной сфер отношений с ребенкомновых социальных ролейпредставлений о себеответственности за ребенка, обеспечивающей становление позитивной самооценки, которая способствует перенесению внимания с себя на ребенкаформирование умений строить и интерпретировать родительско-детские отношения с учетом характерологических свойств ребенка-дошкольника.

Проявления характера ребенка в нашем исследовании изучались через его отношения с взрослыми, сверстниками, к самому себе, к игре, к проявлению волевых усилий, к поощрению и наказанию, в которых проявляются типичные для него характерологические свойства.

Под представлениями родителей о характере ребенка-дошкольника нами понималась совокупность знаний, изначально содержащихся в общественном сознании, которые, преломляясь через мировоззрение родителей и актуализируясь в процессе родительско-детских отношений, приобретают тот или иной личностный смысл, становятся актуальными личными переживаниями. Представления родителей о ребенке могут быть реальными и идеальными. Они влияют на отношения ребенка с взрослыми, со сверстниками, на отношение к самому себе, к игре, к проявлению волевых усилий, к поощрению и наказанию.

У родителей с преобладанием идеального образа ребенка над реальным образ ребенка слабодифференцирован,. часто негативно эмоционально окрашен. Их характеристики ребенка бедны в описаниях, в них часто встречаются повторы, родители ориентируются на стандарт, пренебрегая действительными качествами ребенка. У родителей с преобладанием реального образа дети умеют общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, характеризуются устойчивой, адекватной самооценкой, высоким уровнем развития игровой деятельности, сформированными волевымикачествами и привычками, целеустремленностью в ситуации неуспеха.

Для формирования у родителей адекватных представлений о характере ребенка была разработана специальная программа, направленная на формирование адекватных представлений родителей о характерологических свойствах ребенка. В экспериментальную программу входят: диагностический, информационный, развивающий блоки.

Диагностический блок включает изучение реальных и идеальных представлений родителей о ребенке перед проведением тренинга по следующим методикам: комплексная методика определения социально-психологического типа личности (В^М.Минияров), адаптированная для детейдошкольного возраста, родительское сочинение «Образ ребенка глазами родителя» (А.А.Шведовская), схема наблюдения за деятельностью и поведением ребенка (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина). Далее проводилась повторная диагностика по данным методикам после проведения тренинговых занятий.

Информационный блок представляет собой психологическую информацию, которую получали родители на занятиях. Эта информация касалась стилей семейного воспитания и соответствующих им социально-психологических типов личности ребенка (приложения 3).

Развивающий блок раскрывается в конкретном содержании тех занятий, которые были заложены в структуру тренинга. Он состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, Я-концепциипредоставляет возможность для активного самопознания и познания своего ребенка, для развития реальных и идеальных представлений о ребенке.

Первый этап программы был построен на центрации на личности родителя, второй — на центрации на взаимоотношениях и взаимодействии с ребенком, и, наконец, последний центрировался на самого ребенка. Программа проводилась с родителями и их детьми в течение 1,5−2 месяцев? с периодичностью два раза в неделю, всего было проведено 27 занятий продолжительностью 2−3 часа.

На формирующем этапе эксперимента было выявлено, что у родителей с преобладанием реального образа ребенка представления о его характере более разнообразны, чем у родителей с преобладанием идеального образа ребенка. Представления родителей с преобладанием реального образа ребенка совпадают с экспертными оценками характерологических свойств ребенка. У родителей с преобладанием идеального образа ребенка выявлены значимые расхождения с объективными оценками характера ребенка. В результате внедрения программы по формированию адекватных представлений о характере ребенка-дошкольника представления о ребенке стали более адекватными, учитывающими его отношения со взрослыми, со сверстниками, отношение к самому себе, к игре, к волевым усилиям, к поощрению и наказанию. У родителей, не принимавших участия в программе, представления об отношениях ребенка к себе, к сверстникам, к игре не изменились, для них характерна неадекватность.

Представления родителей о ребенке оказывают влияние на родительско-детские отношения, что, в конечном счете, обуславливает формирование у ребенка социально-психологического типа личности. Реальный образ ребенка в большей степени способствует становлению сензитивного и интровертивного социально-психологических типов личности ребенка. Идеальный образ ребенка — становлению конформного, доминирующего и инфантильного социально-психологических типов личности ребенка.

Полученные в работе результаты и выводы не претендуют на полное освещение всех взаимосвязей такого сложного и многогранного явления, как формирование представлений родителей о характерологических свойствах детей.

Наше исследование выявило ряд проблем, которые требуют более глубокого изучения. В частности, это проблема механизмов формирования адекватных представлений родителей о ребенке, проблема соотношения характерологических свойств родителей с характерологическими свойствами ребенка, соотношения характера супругов, проблема разработки педагогом-психологом системы психолош-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе с учётом его характерологических особенностей и стилей семейного воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. — 2002. — № 1. — С. 3−16.
  2. , Г. С. Практикум по психологическому консультированию / Г. С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая книга- М.: ACADEMI, 1995. 356 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М., 1980. — 334 с.
  4. , В.А. Психология личности / В. А. Аверин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 132 с.
  5. , А. Наука жить / А. Адлер. Киев: Port-Royal, 1997. — 403 с.
  6. , А. О нервическом характере / А. Адлер. СПб.: Университетская книга, 1997. — 388 с.
  7. , А. Понять природу человека / А. Адлер. СПб.: Академический проспект, 1997. — 271 с.
  8. , Г. Ю. Структура личности / Г. Ю. Айзенк. СПб.: Ювента- М.: КСП+, 1999.-214 с.
  9. , М.К. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении / М. К. Акимова, К. М. Гуревич, Г. В. Зархин // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С.71−78.
  10. , Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов. — М: Флинта, 2000. 205 с.
  11. , О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / О. Е. Алешина. — М.: Класс, 1994. 235 с.
  12. , А.Г. Актуальные проблемы суицидологи / А. Г. Амбрумова. М.: Наука, 1981. — 231 с.
  13. , Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Б. Г. Ананьев //
  14. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999.-233 с.
  15. , Б.Г. Психология и проблема человекознания / Б. Г. Ананьев // Под ред. А. А. Бодалёва. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 342 с.
  16. , Б.Г. Строение характера / Б. Г. Ананьев // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 172−178.
  17. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 277 с.
  18. , А. Психологическое тестирование: в 2 кн. Пер. с анг. / А. Анастази // Под ред. К. М. Гуревич, В. И. Лубовского. — М: Наука, 1982. — 321 с:
  19. , Т. Семейная психология / Т. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. 244 с:
  20. , В.П. Психологические основания формирования профессионального мышления / В. П. Андронов // Вопросы психологии. — 1991.-№ 4.-С. 34−41.
  21. , Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве / Ю. М. Антонян, Е. Г. Самовичев. М.: Наука, 1983. — 177 с.
  22. , Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. СПб.: Речь, 2002. -556 с.
  23. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системе / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. — С. 121−156.
  24. , Р.Г. Философия образования для XXI века / Р. Г. Апресян. М.: Наука, 1992. — 421 с.
  25. , А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, ИЦ Академия, 2002. 416 с.
  26. , О.А. Личностно-характерологический континуум современного подростка / О. А. Ахвердова. — Автореф. дисс.. докт. псих, наук. — М., 1998.-36 с.
  27. , Ф.В. Психическая травма / Ф. В. Бассин, В. Е. Рожнов, М. А. Рожнова // Руководство по психотерапии. — Ташкент: Смысл, 1979. — С. 1256.
  28. , Ф.В. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека Приложение к книге 3. Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции / Ф. В. Бассин, М. Г. Ярошевский. — М.: Наука. 1991. — 456 с.
  29. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 389 с.
  30. , Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов / Г. М. Белокрылова. — Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1997.-24 с.
  31. , В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие / В. В. Белоус. — Пятигорск, 1990. — 168 с.
  32. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. — М.: Просвещение, 1986. 398 с.
  33. , М.Р. Проблема саморазвития личности в психологии / М. Р. Битянова. -М.: Просвещение, 1998. 290 с.
  34. , Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. — М.: Просвещение, 1996. 205 с.
  35. , В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности / В. Г. Бовин // Современная дидактика: теория^ -практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлёва. М., 1993. — С. 153−176.
  36. , А.А. В.Н.Мясищев и психология отношений. Предисловие к книге В.Н.Мясищева «Психология отношений» / А. А. Бодалёв. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  37. , А.А. Семья в психологическом консультировании / А. А. Бодалёв, В. В: Столин. М.: Наука, 1989. — 374 с.
  38. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович // Под ред. Д. И. Фельдпггейна. 2-е изд. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 351 с.
  39. Бондырева, С.К. .Человек (вхождение в мир) / С. К. Бондарева, Д. В. Колесов. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. 272 с.
  40. , Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б. С. Братусь. М.: Просвещение, 1994. — 234 с.
  41. , Л.Ф. Введение в проективную психологию / Л: Ф. Бурлачук. Киев: Ника-Центр, 1997. — 528 с.
  42. , Г. В. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере. — М.: Просвещение, 1998. 119 с.
  43. , Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов / Т. М. Буякас // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. — № 1. — С.56 — 62.
  44. , М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / М. И. Буянов. — М.: Просвещение, 1976. — 97 с.
  45. , М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записи детского психиатра: Кн. для учителей и родителей / М. И. Буянов. М.: Просвещение, 1988.-127 с.
  46. , М.М. От одиночества к общению или Коптактология / М. М. Буянов. М.: Российское общество медиков — литераторов, 1998. -203 с.
  47. , Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб: Питер, 1998.342 с.
  48. , А .Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции / А .Я. Варга // Вестник МГУ. Психология № 4,1995.-147 с.
  49. , А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) / А. Я. Варга // Вестник МГУ. Психология. 1985 С. 23 — 43.
  50. , А. Этюды по детскому психоанализу / А. Варданян. — М.: Когито-Центр, 2002. 189 с.
  51. , Е.П. Модель самоосуществления творческой уникальности человека в рефлексивной судьбологии / Е. П. Варламова // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5. / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылёвой. СПб., 2001. — С. 79 — 129.
  52. , И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности / И. И. Вартанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 2000. — № 4. — С. 33−41.
  53. , А.Л. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина / А. Л. Венгер, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 25 — 41.
  54. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа. 1991.-319 с.
  55. , Д. Разговор с родителями / Д. Винникотт. — М.: Класс, 1994.-73 с.
  56. , К. Танцы с семьей / К. Витакер, В. Бамберри. — Класс, 1997.-82 с.
  57. , Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Л. С. Выготский. М., 1995. — 259 с.
  58. , Л.С. Собрание сочинений / Л.£. Выготрдий. В 6 т. Т. 1. — М.: Наука, 1983.-367 с.
  59. , П.Б. Избранные труды / П. Б. Ганнушкин //В кн.
  60. Хрестоматия по патопсихологии / Под ред. Б. В: Зейгарник. А. П. Корнилова, В. В. Николаевой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С. 26 — 35.
  61. , В.И. Неврозы у детей и их лечение / В. И. Гарбузова,
  62. A.И: Захаров, Д. Н. Исаев. М.: Медицина, 1977. — 160 с.
  63. , В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть, ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье /
  64. B.И. Гарбузов: СПб.: АО Сфера, 1994. — 203 с.
  65. , А.С. Факторы и условия развития понимания обмана детьми / А. С. Герасимова, Е. А. Сергиенко // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. — М.: Институт психологии РАН, 2004.-С.351 -376.
  66. , Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, 1998.-223 с.
  67. , Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Просвещение, 1997. — 239 с.
  68. , С. Психологическое консультирование: понимающая, профессия / С. Глэддинг. СПб: Питер, 2002. — 273 с.
  69. , JI.A. Практикум по возрастной психологии / JI.A. Головей, Е. Ф. Рыбалко // Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
  70. , А.Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев // Под ред. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  71. , Ф.Н. Воля, характер, деятельность / Ф. Н. Гоноболин. — Минск: Народная асвета, 1966. 321 с.
  72. , В.А. Психогенные расстройства у детей / В. А. Гурьева // Домашняя коллекция «Врач и больной». М.: Крон-Пресс, 1996. — 162 с.
  73. , В.В. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. Ереван, 1981.-270 с.
  74. , X. Родители и дети / X. Джайнотг // Знание. — 1986. -№ 4.-С. 17−29.
  75. , X. Родители и дети / X. Джайнотт. М.: Класс, 1992.261 с.
  76. , X. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание / X. Дикман. — СПб.: Академический проект, 2000. — 327 с.
  77. , Б.И. Потребность, отношения и направленность личности / Б. И: Додонов // Вопросы психологии. — 1973. — № 5. — С. 18 29.
  78. , E.JI. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защиты / E. JI, Доценко. М.: ЧеРо, 1997. — 344 с.
  79. , О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2001. — 560 с.
  80. , В.А. Ценностные аспекты личностного самоопределения учащихся / В. А. Ельцова. — Самара: Изд-во СГГТУ, 2004. — 64 с.
  81. , А.В. Диалоги о воспитании — ваш ребёнок- педагогика семейных отношений- когда наступает зрелость / А. В. Запорожец, М. И. Кондаков, А. В. Петровский // 3-е изд. — М.: Педагогика, 1985. 249 с.
  82. , А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А. И. Захаров. — СПб.: Питер, 1998.-231 с.
  83. , А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. — СПб.: Союз, 2000. 86 с.
  84. , А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / А. И. Захаров. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  85. , А.И. Психотерапия неврозов у детей подростков / А. И. Захаров. М.: Медицина, 1982. — 117 с.
  86. , А.И. Ребёнок до рождения / А. И. Захаров. СПб.: Союз, 1998. — 144 с.
  87. , А.И. Структура семьи при неврозах / А. И. Захаров // Общение как предмет теоретических прикладных исследований. — СПб., 1973.-285 с.
  88. , Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза / JI.H. Захарова // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. — С.62.
  89. , А.И. Психосемантика и изучение профессионального сознания психологов / А. И. Зиленченко, Г. И. Степанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер: 14. Психология. 1989: — № 3. — С.20 — 26.
  90. , В.П. Образование и духовность: сознание как объект междисциплинарного исследования / В. П. Зинченко // Современная высшая школа. Варшава, 1990. — № 69. — С. 86 — 91.
  91. , В.В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. — Самара: СамГПУ, 2000. 188 с.
  92. , Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие / Н. Я. Иванов, А. Е. Личко. М.: Фолиум, 1994. — 64 с.
  93. , Е.М. Основы психологии изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. — М.: Педагогика, 1987. — 208 с.
  94. , Л.М. Судьба молодой семьи / Л. М. Иванова. — М.: Знание, 1986. -№ 6. 192 с.
  95. , О.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие / О. А. Карабанова. Самара: СИОКПП, 2001. — 122 с.
  96. , Н.В. Психология личности: тесты, опросники, методики / Н. В. Киршева, Н. В. Рябчкикова. М.: Геликон, 1995. — 286 с.
  97. , В. Подростковое одиночество / В. Киселёва // Школьный психолог. -2002. № 8. — С. 2 — 31.
  98. , Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Г. Клаус. -М.: Педагогика, 1987. 365 с.
  99. , Е.А. Основы психологии / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
  100. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  101. , Г. В. Нарушения психического развития у детей раннего возраста в условиях шизофреногенной семьи / Г. В. Козловская. // Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. М., 1995. — С. 54 -67.
  102. , И.А. О критериях гуманизации образования / ГЬА. Колесникова // Гуманизация образования. Теория, Практика. — СПб., 1994. — С. 56- 149.
  103. ЮО.Коломинский, Я. Л. Человек: психология / Я. Л. Коломинский. — М.: Просвещение, 1980. 224 с.
  104. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1984. — 205 с.
  105. , Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений / Л. А. Коростылёва // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылёвой. СПб., 2001. — С. З — 21.
  106. ЮЗ.Костицкий, В. И. Эти трудные почти нормальные семьи / В. И. Костицкий // Семья и школа. 1979. № 8. — С. 32.
  107. , Л.А. Семейное воспитание / Л. А. Кулик, Н. И. Берестов. — М.: Просвещение, 1990.-234 с.
  108. , Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. В. Куликов. СПб.: Речь, 2000. — 441 с.
  109. Юб.Курпатов, А. В. Психософия: методология, развитие личности и психотерапия / А. В. Курпатов, А. Н. Алёхин. СПб.: Сенсор, СПбУ МВД России, Фонд «Университет», 2002. — 570 с.
  110. , Р. Как на самом деле любить детей / Р. Кэмпбелл. — М.: Знание, 1992. 119 с.
  111. , М. Характер или нравы этого века / М. Лабрюйер. — СПб., 1989. 337 с.
  112. , А.Ф. Очерк науки о характерах / А. Ф. Лазурский. — М.: Наука 1995. 271 с.
  113. , Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмеер, 3. Матейчек. Прага, 1984. — 321 с.
  114. , Е.И. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе / Е. И. Лебедева // Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С. 14 — 31.
  115. , Е.И. Развитие «модели психического» в норме и при аутизме / Е. И. Лебедева, Е. А. Сергиенко // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. — М.: Институт психологии РАН, 2004. 332 с.
  116. ПЗ.Леви, В. Искусство быть другим / В. Леви. — СПб.: Речь, 1993. —283 с.
  117. , К. Акцентуации личности / К. Леонгард. — Киев: Выща школа, 1989. 276 с.
  118. , К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 544 с.
  119. , А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев // В 2 т. М.: Педагогика, 1983. -Т.1.-361 с.
  120. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М., 1972.-230 с.
  121. , А.Н. О диагностических методах психологического исследования школьников / А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А.А. Смирнов- // Советская педагогика. 1968. № 7. — С.65 — 77.
  122. , П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П. Ф. Лесгафт. -М.: Педагогика, 1991. — 341 с.
  123. , А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Лидере. М.: Академия, 2001.- 256 с.
  124. , М.И. Общение, личность и психика / М. И. Лисина. — М.: Изд-во Институт практич. психологии, Воронеж: МПО «МОДЕК», 1997. — 340 с.
  125. , М.Е. Предисловие к книге К. Леонгарда «Акцентуированные личности» / М. Е. Литвак. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-544 с.
  126. , А.Е. Акцентуации характера как преморбидный тип / А. Е. Личко / Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. 384 с.
  127. , А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. — М.: Педагогическая книга, 1992. — 287 с.
  128. , К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. — М.: Знание, 1994.-257 с.
  129. , Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. М.: Класс, 1998.-218 с.
  130. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. — М.: ЭКСМО, 2004. — 934 с.
  131. , А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990. — 213 с.
  132. , И.М. О возможности применения теста семейных отношений в психологической консультации / И. М. Марковская // Семейная психология и семейная терапия. 1999. — № 2. — С. 42 — 49.
  133. , И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. СПб: Речь, 2000. — 150 с.
  134. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /
  135. A.M. Матюшкин. M.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  136. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. — М.: Знание, 2001. — 178 с.
  137. , В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В. Ю, Меновщиков. М.: Смысл, 2000: — 375 с.
  138. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. — М.: Смысл, 1986. 290 с.
  139. , О.А. Модель специалиста (к вопросу о гуманизации образования) / О. А. Мильничук, А. Н. Яковлева // Высшее образование в России. № 5, 2000. С. 56 — 76.
  140. , В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности / В. М. Минияров. — Самара: АООТ Корпорация Фёдоров, 1997.-120 с.
  141. , В.М. Педагогическая психология. Психология воспитания / В. М. Минияров. 4.1. — Самара, 2002. — 175 с.
  142. , В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В. М. Минияров. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. (Серия «Библиотека школьного психолога»). — 251 с.
  143. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. — М., 1994.-145 с.
  144. , В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев // Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  145. , Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтес. -М.-В., 1999.-329 с.
  146. , В.А. Обучение и психическое развитие / В. А. Недоспасова. Душанбе: Знание, 1988. — 79 с.
  147. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. СПб: Класс, 2000. — 405 с.
  148. , Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс для(развития личности в юношеском возрасте / Е. В. Неумова. — Дисс. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. — Тюмень, 2005. — 180 с.
  149. , И.М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, P.M. Грановская. СПб.: Речь, 2001. — 273 с.
  150. , Е.В. Особенности общения и проявлении школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности / Е. В. Новикова. — М.: Знание, 1987. — С. 34 56.
  151. , Н.А. Виртуальная психология / Н. А. Носов. — М.: Класс, 2000. 320 с.
  152. , Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. -М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 249 с. 150.0клендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. М.: Класс, 1997. — 508 с.
  153. , А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика / А. Б. Орлов. — М.: Знание, 1995. — 301 с.
  154. , В.Н. Психология человека / В. Н. Панферов. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 220 с.
  155. , П. Семейная терапия и ее парадоксы / П. Папп. — М.: Класс, 1998.-121 с.
  156. , В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании., материалы к организации и проведению учебных занятий / В. Э. Пахальян. Часть IV. Хрестоматия. — М.: ПЕРСЭ, 2003. — 192 с.
  157. , Н. Позитивная семейная психотерапия / Н. Пезешкиан. М.: Класс, 1993. — 288 с.
  158. , В.П. Валеология человека / В. П. Петленко. — СПб.: Речь, Т. 1−5. 1996.-410 с.
  159. , Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. — М.: Знание, 1989. — 321 с.
  160. , JI.A. Интеграция модель семейной5 психотерапевтической диагностики / Л. А. Петровская // Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия». — М.: Просвещение, 1996. — 101 с.
  161. , А.В. Дети и тактика, семейного воспитания / А. В. Петровский. — М.: Знание, 1981. — 137 с.
  162. , А.В. Введение в психологию / А. В. Петровский. — М.: Академия, 1995. 496 с.
  163. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Просвещение, 1989. 221 с.
  164. , Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. Казань: КГУ, 1989. — 204 с.
  165. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара, 2003. 672 с.
  166. , A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / A.M. Прихожан. — Москва Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. — 340 с.
  167. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной. М.: Педагогика, 1999: — 317 с.
  168. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая реакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001.-384 с.
  169. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А. А. Реана. СПб.: Питер, 2000. — 320 с.
  170. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
  171. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования // Под ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Академия, 2002. — 192 с.
  172. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — М.: Политиздат 1990. — 494 с.
  173. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стребелевош — М.: Полиграф сервис, 1998. 226 с.
  174. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. A.F. Рузской. -М.: Педагогика, 1989. 216 с.
  175. , Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1997. — 640 с.
  176. , Н.В. Основы клинической психологии / Н. В. Репина, Д.В. Воронцов- И. И. Юматова. Ростов н /Д: Феникс, 2003. — 480 с.
  177. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 214 с.
  178. , К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография / К. Роджерс. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 302 с.
  179. , К. Могу ли я быть фасилитатором в группе / К. Роджерс // Хрестоматия гуманистической психотерапии. — М.: Просвещение, 1995. — С. 120 157.
  180. , К. О групповой психотерапии / К. Роджерс. М., 1993. —273 с.
  181. , О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 2000. — № 4.-С. 75 -83.
  182. , Е. Особенности чувства одиночества у подростков / Е.
  183. Родионова // Вестник московского университета. — 2001. — № 3. — G. 5 6.
  184. , А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А. А. Рояк. — М.: Педагогика, 1988.- 187 с.
  185. , C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир- / С. JI. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. 512 с.
  186. , C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб: Питер, 1999. — 720 с.
  187. , Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива / Л. Г. Сагатовская. — Томск, 1971. — 302 с.
  188. , Н.В. Рефлексия как способ организации межпрофессиональных взаимодействий специалистов / Н. В. Самоукина // Психология рефлексивных процессов. — М.: Просвещение, 1992. — С.96 101.
  189. , Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г. Н. Сартан. — М.: Сфера.1999. 128 с.
  190. , В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. — М.: Педагогика — Пресс, 1992. — 192 с.
  191. , В. Психотерапия семьи / В. Сатир. — СПб.: Питер, 2000
  192. , И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач / И. Н. Семёнов. М.: АПН СССР НИИ ОПП, 1990. — 423 с.
  193. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Педагогика, 1989.-229 с.
  194. , Е.А. Понимание обмана детьми дошкольного возраста', в норме и при аутизме / Е. А. Сергиенко, Е. И. Лебедева // Психологический журнал. 2003. — Т.24. — № 4. — С.54 — 65.
  195. , В.Ф. Характер и деструктивное поведение / В. Ф. Сержантов. СПб.: Ривьера, 1993. — 123 с.
  196. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь. — 2001. — 350 с.
  197. , П.В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. М.: Наука, 1984. — 310 с.
  198. , В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых / В. Л. Ситников. СПб.: Химииздат, 2001. — 256 с.
  199. , В.А. Семья, как в ней уцелеть / В. А. Скинер, Дж. Кпииз. — М.: Класс, 1995.-318 с.
  200. , Л.С. Трудные дети: Избранные психологические труды / Л. С. Славина // Под ред. В. Э. Чудновского. — 2-е изд. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО МОДЭК, 2002.-332 с.
  201. , В.А. Формирование социально активной личности учителя: общая концепция исследований / В. А. Сластенин // Формирование социально активной личности учителя. М., 1986. — С. 105 — 187.
  202. , В.И. Образовательное пространство как пространство развития / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 1993. — № 1.-С. 24 32.
  203. , В.А. Опыт психологической диагностики и коррекция конфликтного общения в семье / В. А. Смехов // Вопросы психологии. — № 4. -1985.-С. 89−100.
  204. , Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. — М.: Генезис, 1999.-268 с.
  205. , Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. — М.: Академия, 2000. 140 с.
  206. , Е.О. Межличностные отношения дошкольников диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: Владос, 2003. — С. 14 — 18, 97 — 143.
  207. , А.И. Конфликтные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте / А. И. Сорокина. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. — 313 с.
  208. , А.С. Профилактика детских неврозов. Комплексная и психологическая коррекция / А. С. Спиваковская. — М.: Педагогика, 1998. — 198 с.
  209. , В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Знание, 1983.-273 с.
  210. , Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. -М.: Просвещение, 1982. — 213 с.
  211. , А.И. Квалиметрия человека и высшего образования / А. И. Субетто // Сб. Квалиметрия человека и образования. Ч. I. — М.: ПАНИ, 1992. 198 с.
  212. , B.JI. Справочник практического психолога / B.JI. Таланов, И. Г. Малкина Пых. СПб.: Сова- М.: ЭКСМО, 2004. — 528 с.
  213. , Н.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие / Н. Ф. Талызина. М.: Педагогика, 1998. — 248 с.
  214. , С.Г. Основы применения математических методов в психологии / С. Г. Тарасов. — СПб.: Питер, 1999. 123 с.
  215. Теория личности в западно-европейской и американской психологии / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Бахрах, 1996. — 446 с.
  216. , Н.В. Психолого-педагогический тренинг по формированию адекватных представлений родителей о характере ребенка-дошкольника / Н. В. Техтелева: учебно-методическое пособие. — Самара: Изд-во «СНЦ РАН», 2007. 32 с.
  217. , М.К. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / М. К. Тутушкина. — СПб.: Дидактика Плюс, 1999.—318 с.
  218. , В. Психологическая консультация / В. Уоллес, Д. Холл. — СПб.: Питер, 2003. 544 с.
  219. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д. И. Фельдштейн. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 672 с.
  220. , Д.И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-368 с.
  221. , А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. СПб.: Питер, 2001. — 368 с.
  222. , В. Психотерапия на практике / В. Франкл. — СПб.: Питер, 2001.-256 с.
  223. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции / 3. Фрейд // Авторы очерка о Фрейде Ф. В. Бассин и М. Г. Ярошевский. — М.: Наука, 1989. — С. 515.
  224. Фрейд, 3. Психология «Я» и защитные механизмы / 3. Фрейд. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 189 с.
  225. , Д. Техники семейной психотерапии / Д. Фридмен. — СПб: Питер, 2001. 501 с.
  226. , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. — М.: Прогресс, 1993. —256 с.
  227. , Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. -М.: Педагогика, 1989. — 175 с.
  228. , К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М.: Юрист, 1995. 332 с.
  229. , К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ / К. Хорни. — М.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993. — 480 с.
  230. , О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. — М.: Академия, 2001. 231 с.
  231. , JI. Теории личности / JL Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2000. 608 с.
  232. , Е.М. Работа школьного психолога с родителями / Е. М>. Черепанова // Психологическая служба в школе / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1984. С. 204 — 232.
  233. , В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В: Б. Шапарь, А. В. Тимченко, В. Н. Швыдченко. — Ростов н /Д: Феникс, 2002. — 688 с.
  234. , JI.M. Развитие личности ребёнка в условиях материнской, депривации / JI.M. Шипицына, Е. С. Иванов, А. Д. Виноградова. — СПб.: RWIUFC, 1997.-310 с. S
  235. , Г. Страхи здоровых детей / Г. Эберлейн. — М.: Знание, 1981.-201 с.
  236. , Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э. Г. Эйдемиллер. М. — СПб., 1997. — 372 с.
  237. , Э.Г. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. — М.: Прогресс, 1994. — 223 с.
  238. , Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. СПб.: Речь, 2003. — 336 с.
  239. Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. СПб.: Питер, 1999. — 656 с.
  240. , Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Избр. псих, труды. — М.: Знание, 1998.-207 с.
  241. Юнг, К. Г. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. — М.: Канон, 1994.-207 с.
  242. , И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни / И. Ф. Юнда, Л. И. Юнда. — Киев, 1990. — 281 с.
  243. , К.В. Принципы проведения первичной консультации / К. В. Ягнюк // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2000. — № 2. — С. 142 158.
  244. , И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом. — СПб.: Питер, 2000. 640 с.
  245. , М.Г. Психология в XX столетии / М. Г. Ярошевский. — М.: Политиздат. 1974. — 447 с.
  246. , В.А. Образовательная среда / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001.-368 с.
  247. Aronson, Е. Social Psychology. Third Edition / E. Aronson, T. Wilson, R. Akert. New York: Longman, 2002. — 218 p.
  248. Epstein, N. McMaster model of family functioning: A view of the normal family. In F. Walsh (Ed.), Normal family processes / N. Epstein, D. Bishop. New York: Guilford Press, 1982. — 305 p.
  249. Reich, W. Character analysis / W. Reich. — New York: Orgone Press, 1976. 158 p.
  250. Stierlin, H. Delegation und Familie / H. Stierlin. — Frankfurt- Suhrkamp, 1978.-259 p.1. Уважаемые Воспитатели!
  251. Просим вас оценить ребенка по следующим качествам. Из противоположных по значению личностных качеств необходимо выбрать одно.
  252. Если это не удается, то в случае 50% проявления обоих качеств следует отметить отрицательное.
  253. Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба качества.
  254. Если личностные качества не наблюдаются, то можно не отмечать.1. Отношения со взрослыми
  255. Чуткий, внимательный 2. Равнодушный, холодный
  256. Правдивый, честный 4 Нечестный, лживый
  257. Искренний, откровенный 6 Замкнутый7 Вежливый 8 Грубый
  258. Уравновешенный, спокойный 10 Вспыльчивый, резкийи Властолюбивы й 12 Не властолюбив
  259. Стыдливый, скромный, стеснительный 14 Горделивый
  260. Непримиримый к плохим поступкам 16 Безразличный к плохим поступкам
  261. Простодушный, простой 18 Хитрый, изворотливый
  262. Неуверенный, нерешительный 20 Самоуверенный, хвастливый
  263. Униженный, подавленный 22 Спесивый, высокомерный
  264. Хочет понравиться воспитателю 24 Равнодушен к мнению воспитателя
  265. Самостоятельный 26 Беспомощный
  266. Доверчивый 28 Подозрительный
  267. Не эгоистичный 30 Самолюбивый, эгоистичный
  268. Терпеливый 32 Нетерпеливый
  269. Без подхалимажа 34 Подхалим2. По отношению к игре
  270. Добросовестный 36 Недобросовестный
  271. Исполнительный 38 Неисполнительный
  272. Активен, инициативен в игре 40 Пассивен, безынициативен в игре
  273. Больше любит подвижные игры 42 Больше любит интеллектуальные игры
  274. Соблюдает правша игры 44 Нарушает правша игры
  275. Ответственный 46 Безответственный
  276. По отношению к ceei остникам
  277. В играх руководствуется только своими интересами 50 В играх руководствуется интересами всех играющих
  278. Нет чувства превосходства над другими 52 Желает быть выше других, превосходить их
  279. Оказывает помощь товарищам 54 Злорадствует по поводу чужой неудачи
  280. Скупой, жадный 56 Бескорыстный
  281. Любим воспитателями 58 Не любим воспитателями
  282. Защищает своих товарищей 60 Ябедничает, сплетничает
  283. Любим сверстниками 62 Не любим сверстниками4. По отношению к себе
  284. Требовательный к себе 64 Требовательный к другим
  285. Способен на самокритику 66 Не самокритичен
  286. Верен слову 68 Не верен слову
  287. Уверен в себе 70 Неуверен в себе
  288. Не обращает внимания на свою одежду 72 Обращает внимание на свою одежду
  289. Отношение к поощрению и наказанию
  290. Положительное 74 Отрицательное6. Волевые отношения
  291. Организованный 76 Не организованный
  292. Дисциплинированный 78 Не дисциплинированный
  293. Настойчив в достижении цели 80 Не настойчивый
  294. Инициативен 82 Безынициативен
  295. Когда я думаю о своем ребенке, то
  296. По сравнению с другими детьми его/еевозраста3. Я люблю, когда мойребенок4. Я хотел (а) бы, чтобы5. Меня беспокоит внем/ней
  297. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделялвнимания7. Я очень раздражаюсь, когда8. Когда он/она росла)9. Моего ребенка интересует
  298. Мне приятно, когда мы с моимребенком11. Скорее всего, он/она
  299. Самое главное в характере моего ребенка23. Мой ребенок силенв24. Я был (а) бы рад (а), еслибы25. Мне бы не хотелось, чтобы
  300. Мой ребенок достаточно способен, чтобы27. Думаю, что ему/еймешает
  301. Самое трудное, что пережил мой ребенок29. Он/она предпочитает30. Наши отношения сребенком1. СПАСИБО!
  302. Основные виды отношений и их сочетание с типом личности и стилямивоспитания1. Типы личности
  303. Виды отношений Конформный Доминирующий Сензитивный Инфантильный Тревожный Интровертивный
  304. Отношение родителей к ребенку Отсутствие заботы о детях С восторгом, гордостью С любовью и вниманием, добрые, простые отношения Предупреждают все его требования и желания Жесткие, требовательн ыс С любовью
  305. Стиль семейного воспитания Попустительский Состязательный Рассудительны й Предупредительн ым Контролиру ющий Сочувствующий1. Сочувствующий стиль
  306. Данный тип не рассматривается подробно, так как он является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.
Заполнить форму текущей работой