Я-образ и образ профессионального психолога в сознании студентов
Диссертация
Специфика профессиональной деятельности психолога, в первую очередь практического, затрудняет организацию полноценной стажерской практики для студентов. Сложно представить присутствие стажера в роли стороннего наблюдателя, допустим, на индивидуальном консультировании или в ситуации социально-психологического тренинга. Поэтому необходима организация достаточного количества разнообразных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ
- 1. 1. Образ профессионального психолога в сознании студентов
- 1. 1. 1. Образ и сознание
- 1. 1. 2. Я-концепция личности студента и образ профессионального психолога
- 1. 1. 3. Структура образа профессионального психолога в сознании студентов психологических специальностей
- 1. 2. Профессиональное самоопределение личности
- 1. 2. 1. Образ профессионального психолога как проявление профессионального самоопределения студентов
- 1. 2. 2. Этапы профессионального становления
- 1. 2. 3. Модель профессионала
- 1. 2. 4. Кризисы профессионального выбора. Пути их решения
- 1. 2. 5. Соотношение личностного и профессионального компонентов в успешности процесса профессионализации
- 1. 1. Образ профессионального психолога в сознании студентов
- 2. 1. Программа, предмет и задачи исследования
- 2. 1. 1. Программа изучения образа профессионального психолога
- 2. 1. 2. Объект и предмет исследования
- 2. 1. 3. Основные задачи исследования
- 2. 2. Методики исследования
- 2. 2. 1. Обоснование выбора методик исследования
- 2. 2. 2. «СОЧ (И)>> — структура образа человека (иерархическая), методика В.Л.Ситникова
- 2. 2. 3. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16-PF
- 2. 2. 4. Сбор и обработка эмпирических данных
- 3. 1. Содержание и структуры Я-образа студентов
- 3. 1. 1. Структура Я-образов студентов различных курсов и форм обучения
- 3. 1. 2. Сравнительный анализ структур Я-образов студентов разных курсов
- 3. 1. 3. Я-образы студентов дневного и заочного отделения
- 3. 2. Содержание и структуры образов профессионального психолога в сознании студентов
- 3. 2. 1. Образы профессионального психолога у студентов различных курсов и форм обучения
- 3. 2. 2. Сравнительный анализ структур и содержания образов профессионала полярных уровней компетенции у студентов разных курсов
- 3. 2. 3. Особенности образов профессионального психолога в сознании студентов дневного и заочного отделения
- 3. 3. Соотношение полученных характеристик образов профессионального психолога и Я-образов студентов
- 3. 3. 1. Сравнительный анализ вербальных компонентов структур Я-образов и образов профессионального психолога
- 3. 3. 2. Соотношение невербальных компонентов структур Я-образов и образов профессионального психолога
- 3. 3. 3. Соотношение компонентов Я-образа и образа профессионального психолога у студентов с разной представленностью профессионально значимых качеств личности
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Новое в психологии профессий // Психологический журнал — 1997. — т. 18, № 4 — С. 142−144.
- Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. -М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.-287 с.
- Акопов Г. В. Профессиональное сознание ключевое понятие теории и практики подготовки специалистов // Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. -Куйбышев, 1989. — С.7−8.
- Акопов Г. В. Российское сознание: Историко-психологические очерки. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. — 74 с.
- Аминов Н.А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Психологический журнал. 1992. — № 5. — С. 18−23.
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. Учебн.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 304 с.
- Бар Н. С. Динамика образов ребенка в сознании студентов средних специальных учебных заведений различного профиля. Дисс. канд. психол. наук. — СПб., 2004. — 160 с.
- Барабанова В.В., Зеленова М. Е. Представления студентов о будущем как аспект личностного и профессионального самоопределения. // Психологическая наука и образование. — 2002, № 2.- С.28−41.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры, или Вы сказали
- Здравствуйте". Что дальше? Психология человеческой судьбы. -Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. 576 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. — 422 с.
- Бодалев А.А., Рудкевич JI.A. Как становятся великим или выдающимся. — М., 1997. С. 88.
- Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985. № 2. — С.85−94.
- Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991. 231 с.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Междунар. пед. академия, 1995. 366 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. — Москва-Воронеж, 2003. 256 с.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1981. — 236 с.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: Автореф.докт.дис. М., 1995. — 22 с.
- Боровикова С.А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. -СПб, 1991.- 194 с.
- Бортникова Л.Г. Особенности формирования самосознания в подростковом возрасте // Развитие личности на разных этапах онтогенеза: Сб. науч. трудов. Сургут, 2001. — 234 с.
- Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1976. 20 с.
- Бурлачук Л.Ф., Савченко Е. П. Психодиагностика (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб). Киев, 1995. — 100 с.
- Буякс Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 2001. № 2. — С. 69−77.
- Вачков И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». — Москва-Воронеж, 2003. 258 с.
- Вязовова Н.В., Смолярчук И. В. Организация процесса ментального присвоения как учебно-профессионализирующая функция преподавателя ВУЗа. Ин-т психологии и педагогики Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, 2004.-213 с.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1998. — 207 с.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб., 2000. 156 с.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. -Киев, 1984.-254 с.
- Гостев А. А. Образная сфера человека. М., 1992. — 160 с.
- Гусева С.И. Проблемы образа математически одаренного ребенка. // III Царскосельские чтения: Материалы конференции. СПб., 1999. T. IV — С.226−227.
- Гусева С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 168 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М., 1972.-189 с.
- Деркач А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995.-С.5−6.
- Деркач А.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М., 1998. — 122 с.
- Донцов А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопр. психол. 1999. — № 2. — С.12−18.
- Дурманова И.В. Развитие социально-психологической профессиональной компетентности руководителей среднего звена на основе формирования образа успешного руководителя. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Тюмень, 2006. 24 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. — 134 с.
- Енгалычев В.Ф. Психологические основы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии. Дисс. док. психол. наук. СПб., 2006. — 450 с.
- Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессионгенеза // Психологический журнал. 1988. Т. 19. — № 4. — С.24−28.
- Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение. 1998. — № 2. — С.35−40.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос.проф.-пед.ун-та, 1997. 264 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал 1997 — Т. 18. — № 6. — С.53−59.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн.пособие. Москва-Воронеж, 2003. — 408 с.
- Зинченко В.П. Живое знание. Самара: Самар. Дом печати, 1998. -215с.
- Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии, 1991.- № 4-С.144−148.
- Ильенков Э.В. Что такое личность? // Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991.— С.387−414.
- Ильин Е.П. Обеспечение надежности деятельности в связи с учетом типологических особенностей свойств нервной системы. Проблемы инженерной психологии. Ярославль: ЯрГУ- ИП АН СССР, 1976.-253 с.
- Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога // Психол. журнал. — 2000. Т.21. — № 6. — С.24−26.
- Исаев Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С.57−67.
- Исаева Н.А. Профессиональные интересы и представлениястудентов как компонентов педагогической деятельности //151
- Формирование компонентов педагогической деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии: Сб. науч. тр. -Тула, 1988.-254 с.
- Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учебн.пособие. Москва-Воронеж, 2003. — 218 с.
- История философии (пер. с чеш. И. И. Богута.) — М.: Мысль, 1995. — 256 с.
- Казначеева Н.Б. Образ профессионала в сознании студентов-психологов. // Царскосельские чтения: Материалы международной научно-практической конференции под общей ред. проф.
- B.Н.Скворцова. СПб, 2002. — Т.5. — С.82−83.
- Казначеева Н.Б. Профессиональные представления и образ профессионала в работах отечественных авторов. // Царскосельские чтения: Материалы международной научно-практической конференции под общей ред. проф. В. Н. Скворцова. СПб, 2002. — Т.5. — С.83−85.
- Казначеева Н.Б. Я-концепция личности студента и образ профессионального психолога. // Царскосельские чтения: Материалы международной научно-практической конференции под общей редакцией проф. В. Н. Скворцова. СПб, 2006. — Т.7. —1. C.117−119.
- Казначеева Н.Б. Представления студентов о будущей профессии ипрофессионалах. // Царскосельские чтения: Материалымеждународной научно-практической конференции под общейредакцией проф. В. Н. Скворцова. — СПб, 2006. — Т.7. — С. 114−116.152
- Карагачева М.В. Социально-перцептивная рефлексия студентов средних и высших учебных заведений психолого-педагогического профиля. Выпускная квалификационная работа. СПб., 2004. — 89 с.
- Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. М., «Смысл», 2000. — 294с.
- Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности: Учебное пособие. — Ярославль: ЯрГУ, 1988. 316 с.
- Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1991. — 158 с.
- Кирьянова Е.Н. Психология формирования личности профессионала. // Психологический журнал, 1995. Т. 16. — № 4. -С.15−18.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. М.: Культура и спорт- ЮНИТИ, 1998. — 359 с.
- Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // Вопр.психол. 1998. № 2. — С. 57−60.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 316 с.
- Климов Е.А. Пути в профессионализм. — М.: Московский психолого-социальный институт: Изд-во «Флинта», 2003. 280 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. 335 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -255 с.
- Кондаков И.М., Сухарев А. В. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989.- № 5.- С.158−164.
- Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания. М., 1981. — С.158−174.
- Кораблина Е.П. Профессия психолог — консультант/ Изд. РГПУ им. Герцена, СПБ., 2003. -155 с.
- Корнеева JI.H. Профессиональная психология личности. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбУ, 1991. — 367 с.
- Корнилова Т.В. Диагностика личностных факторов принятия решений. // Вопросы психологии 1994, № 6. — С. 99−109.
- Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. — М.: Транспорт, 1993. 190 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. — 992 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. — М.: Изд-во МЭИ, 1986. 346 с.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии.— 1983.—№ 2. — с.51−53.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. -120 с.
- Кузнецова И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. Дисс. на соиск. степени канд. психол. наук. М.: МГУ, 2000. — 248 с.
- Леонтьев А.Н. Начало личности — поступок // Леонтьев А. Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1.-418 с.
- Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2.- С.251−261.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. -418 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 348 с.
- Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанов // Вопросы психологии. 2001. № 1. — С. 57−66.
- Лифинцева П.И. К вопросу о ценностно-смысловых ориентациях человека // Человек в научной и философской картине мира XXI века: Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научной конференции. Курск, 1996. — Ч. 1. — С. 172−173.
- Локалова Н.П. Предмет психологии и специфика профессионального мышления психологов // Вопр.псих., 2004, № 5. С.93−96.
- Ломов Б.Ф. Проблема образа в психологии // Вестник АН СССР. -1985. -No 6.- С.85−92.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991. —296 с.
- Лукина B.C. Исследование мотивации профессионального развития // Вопр. психол. 2004. — № 6. — С. 11−15.
- Ляудис В.Я. Изменение функций и типа психологического знания в системе современного образования // Психология сегодня:
- Ежегодник Рос. Психол. об-ва: Материалы I Всерос. Науч. конф.155
- По психологии: Сб. статей / Отв.ред. Д. Б. Богоявленская, Е. А. Климов. М.: Изд-во РПО, 1996.- С.185−186.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. — 592 с.
- Маклаков А. Г., Чермянин С. В., Шамрей В. Ю., Кондратьев А. Ю. Особенности оказания медико-психологической помощи родственникам погибших моряков атомной подводной лодки «Курск» // Психологический журнал. 2001, № 22. Т. 22. — С.5−14.
- Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии / О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991. —355 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., Знание, 1996. -308 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1989. — 345 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МТУ, 1982. — С. 108−118.
- Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структуры поведения. М., 1964. — 238 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. Дисс. док. психол. наук. — М., 1995. — 415 с.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя. // Вопросы психологии, 1997. № 4. — С. 14−18.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально- экономических условиях // Вопросы психологии, 1997, № 4.-С. 28−38.
- Можаровский И.Л. Условия изменения житейских представлений в процессе усвоения научных знаний // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1998. -№ 2. С. 42−50.
- Молоканова А.В. Профессионально значимые свойства мышленияследователя // Энциклопедия юридической психологии / Под ред.156
- A.M. Столяренко. M.: Юнити-Дана, Закон и право, 2003. — С. 187 188.
- Москаленко О.В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. Астрахань, 2000. — 326 с.
- Москаленко О.В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности. — Астрахань, 1996. 280 с.
- Нарышкин А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак» «символ» и «значение» — «смысл» // Вопр.псих., 2005.-№ 1.- С.88−99.
- Ш. Натаров В. И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «Образа Я» // Психологический журнал, 1990 — № 5 — С.74−78.
- Нежнова Т.А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. трудов. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — 365 с.
- Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1988.-№ 1.-С.24−28.
- Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. — СПб.: СПбУ, 1996. 254 с.
- Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 15−19.
- Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии. 1981. —№ 5. —С.24−29.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002. — 377 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М.:1. Просвещение, 1991. 289 с.157
- Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ. — М., 1973.-31 с.
- Ошанин Д.А. Роль оперативного образа в выявлении информационного содержания сигналов // Вопросы психологии. 1969.- № 4. — С.34−50.
- Парнюк Н.В. Образ преподавателя в сознании студентов гуманитарных вузов. Автореф. канд. психол. наук. СПб., 2003. -23 с.
- Пахальян В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования. // Вопросы психологии. -2002.- № 6.- С. 103−109.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. — 425 с.
- Петровская Л.А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе // Межличностное восприятие в группе.-М., 1981.- С. 152−168.
- Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1984. — № 4. — С.21−29.
- Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982. — С.160−190.
- Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. — Курск, 1991.-319 с.
- Поваренков Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности // Звезды ярославскойпсихологии / под ред. В. В. Козлова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2000. — С.195−218.
- Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации (Понятие «цель профессионализации»). Способности и деятельность. — Ярославль, 1989. — 280 с.
- Поваренков Ю.П. Психологические основы целостного подхода к процессу профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991. — 364 с.
- Поддьяков А.Н. Образ мира и вопросы сознательности учения: современный контекст // Вопр. психол. 2003. № 2. — С. 122−132.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. — М.: Наука, 1993.-354 с.
- Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. — М.: Изд-во Гос. научно-исслед.испытат.ин-та МО РФ, 1997. 396 с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебн. пособие // Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2001. — 560 с.
- Профессиональное самоопределение молодежи: концепции // Отв. ред. А. В. Поляков, С. Н. Чистякова // Педагогика. 1993. № 5. — С.33−37.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. 384 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-245 с.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-352 с.
- Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии: учебно-методическое пособие. Москва-Воронеж, 2002. — 356 с.
- Психология. Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б. А. Сосновского, М.: Юрайт-Издат, 2005. 660 с.
- Психология труда: Учеб. для студ.высш.учеб.заведений / Под ред.проф.А. В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 296 с.
- Райнаи Г., Столин В. В. Психотерапия в обыденном сознании и в сознании психотерапевтов. — М., 2002. 318 с.
- Рабочая книга практического психолога. Под ред.А. А. Деркача. -М., 1996.-386 с.
- Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика // Учебник для вузов. С-Пб. «Питер», 2000. — 163 с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985. — 265 с.
- Решетова З.А. Реализация принципов системного подхода в учебных предметах. М.: Изд-во «Знание», 1986. — 112 с.
- Рогачева Т.В. Профессиональное самоопределение личности как социальная проблема. Свердловск, 1991. — 314 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.-478 с.
- Ронзин Д.В. Проблема использования в психологической деятельности научных достижений и феномен «профессионального сознания педагога-практика» // Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. М., 1992. — С.3−9.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-510 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Наркомпрос, 1973.-428 с.
- Русалов В.М. Проблема индивидуальности в становлении профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. -М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991. 276 с.
- Саврасов В. И. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. JL, 1986. — 16 с.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999. — 274 с.
- Сарсенбаева Б.И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих учителей. М., 2005. — 325 с.
- Семенов И.Н., Репецкий Ю. А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых. // Мир психологии. 1999. № 2.-С.32−38.
- Сидоренко Е.В. Тренинг в практической подготовке психологов / Е. В. Сидоренко, Н. Ю. Хрящева // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995. — 235 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2002.-350 с.
- Ситников В.Jl. Образ ребенка в сознании педагога. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 151с.
- Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. -СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М.: Школьная Пресса, 2000. — 285 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. -М.: Школьная Пресса, 2000. 318 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. — М.: Школа-Пресс, 1995.-275 с.
- Смирнов С.Д. Образ мира // Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.-254 с.
- Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Академия, 2001. — 304 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М: МГУ, 1983. — С. 12−25.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие. — М.: Академия- Высшая школа, 2001. — 275 с.
- Сыманюк Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности. Дисс. канд. психол. наук. — Екатеринбург, 1999. — 197 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-воМГУ, 1984.-344 с.
- Талызина Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. — Саратов, 1987. 318 с.
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000. — 234 с.
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Психология работы с персоналом в трудахотечественных специалистов: Хрестоматия / Под ред. Л. В. Винокурова. СПб.: Питер, 2001. — С.414−423.
- Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990 — С.95−96.
- Хабаева Л. Психолого-акмеологические условия и факторы формирования профессиональной мотивации в структуре профессионального самосознания личности студента вуза. — Владикавказский институт управления, 2005. 254 с.
- Ханина И. Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. -№ 3.- С. 42−50.
- Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация: организация и управление. М., 1987. — 267 с.
- Чистякова С.Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи//Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. — Омск, 1993. 316 с.
- Шадриков В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981. — 217 с.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 327 с.
- Шадриков В.Д., Дружинин В. Н. Системный подход к измерению способностей // Диагностика профессональных и познавательных способностей. Сб. науч. тр. / Под ред. В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина. М.: Изд-во Ин-та психологии АН СССР, 1988. — С. 527.
- Шедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. -428 с.
- Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личности учителя / Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1976. Вып. 1. — С.3−29.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учебн.пособие. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.-600 с.
- Штейменц А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Автореф. дисс. док. психол. наук. СПб., 1998.-43 с.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996. — 592 с.
- Якимова Е. В. Введение // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. М., 1995. — 256 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологический иаспект. Л.: ЛГУ, 1988. — 159 с.
- ЯсперсК. Смысл и назначение истории. -М., 1991. -С.134−136.
- Ясюкова Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. — 1990. — № 5. — С.49−53.
- Alperin R.M., Benedict A. College student’s perceptions of psychologists, and social workers: A comparison // Psychol. Reports. 1985. N57. P. 547−548.
- Professional burnout: Recent development in the theory and research / Ed. W. B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek, Washington DC: Taylor & Francis, 1993.-276 p.
- Super D.E. Vocational development. N.Y., 1957. — 386 p.
- Young P.T. Motivation and emotion. New York, 1961. — 420 p.