Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Я-образ и образ профессионального психолога в сознании студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфика профессиональной деятельности психолога, в первую очередь практического, затрудняет организацию полноценной стажерской практики для студентов. Сложно представить присутствие стажера в роли стороннего наблюдателя, допустим, на индивидуальном консультировании или в ситуации социально-психологического тренинга. Поэтому необходима организация достаточного количества разнообразных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Образ профессионального психолога в сознании студентов
      • 1. 1. 1. Образ и сознание
      • 1. 1. 2. Я-концепция личности студента и образ профессионального психолога
      • 1. 1. 3. Структура образа профессионального психолога в сознании студентов психологических специальностей
    • 1. 2. Профессиональное самоопределение личности
      • 1. 2. 1. Образ профессионального психолога как проявление профессионального самоопределения студентов
      • 1. 2. 2. Этапы профессионального становления
      • 1. 2. 3. Модель профессионала
      • 1. 2. 4. Кризисы профессионального выбора. Пути их решения
      • 1. 2. 5. Соотношение личностного и профессионального компонентов в успешности процесса профессионализации
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Я-ОБРАЗА И ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Программа, предмет и задачи исследования
      • 2. 1. 1. Программа изучения образа профессионального психолога
      • 2. 1. 2. Объект и предмет исследования
      • 2. 1. 3. Основные задачи исследования
    • 2. 2. Методики исследования
      • 2. 2. 1. Обоснование выбора методик исследования
      • 2. 2. 2. «СОЧ (И)>> — структура образа человека (иерархическая), методика В.Л.Ситникова
      • 2. 2. 3. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16-PF
      • 2. 2. 4. Сбор и обработка эмпирических данных
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СТРУКТУР И СОДЕРЖАНИЯ Я-ОБРАЗА И ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ
    • 3. 1. Содержание и структуры Я-образа студентов
      • 3. 1. 1. Структура Я-образов студентов различных курсов и форм обучения
      • 3. 1. 2. Сравнительный анализ структур Я-образов студентов разных курсов
      • 3. 1. 3. Я-образы студентов дневного и заочного отделения
    • 3. 2. Содержание и структуры образов профессионального психолога в сознании студентов
      • 3. 2. 1. Образы профессионального психолога у студентов различных курсов и форм обучения
      • 3. 2. 2. Сравнительный анализ структур и содержания образов профессионала полярных уровней компетенции у студентов разных курсов
      • 3. 2. 3. Особенности образов профессионального психолога в сознании студентов дневного и заочного отделения
    • 3. 3. Соотношение полученных характеристик образов профессионального психолога и Я-образов студентов
      • 3. 3. 1. Сравнительный анализ вербальных компонентов структур Я-образов и образов профессионального психолога
      • 3. 3. 2. Соотношение невербальных компонентов структур Я-образов и образов профессионального психолога
      • 3. 3. 3. Соотношение компонентов Я-образа и образа профессионального психолога у студентов с разной представленностью профессионально значимых качеств личности
  • ВЫВОДЫ

Я-образ и образ профессионального психолога в сознании студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена значимостью выявления и изучения структуры образа профессионального психолога в сознании студентов психологических специальностей, изучения его динамики в процессе обучения, соотнесении его с Я-образами студентов, а также установлении отличий образов профессионала студентов дневного и заочного отделения. Решение данной проблемы позволяет конкретизировать пути поиска эффективных методов самоактуализации личности студентов в контексте получаемой специальности, оптимизировать мотивационно-ценностную составляющую будущих профессионалов, осуществить коррекцию программ, содержания и форм подготовки профессиональных психологов.

Студент за время обучения в вузе является не только объектом, но и субъектом образовательного процесса. Успешность этого процесса напрямую зависит от сформированности его субъектной позиции. В свою очередь, данная субъектная позиция находится в непосредственной взаимосвязи с формированием образа профессионального психолога у молодого человека, получающего образование по данному профилю.

Исходя из утверждения Е. А. Климова о том, что «образ в психологическом смысле — это субъективная модель чего-либо» [67], можно сделать вывод, что образ профессионала — это своего рода субъективная модель профессионала, тесно связанная с представлениями о профессиональной деятельности и профессионально важных качествах.

Именно поэтому очень важно владеть информацией о том, как представляют себе профессионала психолога студенты, обучающиеся на отделении психологии, будущие молодые специалисты. Ведь от сформированности их образа профессионала сегодня зависит их будущая профессиональная позиция.

В частности, изучение Я-образа и образа профессионала является перспективной областью в педагогической психологии, так как позволяет найти ключевые направления, позволяющие повысить мотивацию обучения студентов. Формирование образа компетентного профессионала в сознании студентов, позволяет конкретизировать пути поиска эффективных методов самоактуализации личности студентов в контексте получаемой специальности, осуществить коррекцию программ, содержания и форм подготовки профессиональных психологов.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются работы Е. А. Климова, С. В. Кондратьевой, Б. Ф. Ломова, Л. А. Петровской, В. Л. Ситникова и др., посвященные роли образов в сознании человека, их формированию и развитиюмодели профессионала, предлагаемые Л. М. Митиной, А. К. Марковой, А. А. Деркачом, Н. Ф. Талызиной и др.- представления об этапах профессионализации, описанные Е. А. Климовым, М. Н. Дьяченко, Т. В. Кудрявцева, Э. Ф. Зеером, А. Р. Фонаревым и др.- исследования профессионально важных качеств личности в работах, А. В. Карпова, Н. В. Молохова, Э. С. Чугуновой, и др.- концепции соотношения личностного и профессионального аспектов в успешности процесса профессионализации, разработанные А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжниковым.

Объект исследования: студенты дневного и заочного обучения 1−5 курсов специальности «психология».

Предмет исследования: соотношение структур и содержания Я-образов и образов профессионального психолога в сознании студентов психологических специальностей.

Цель исследования: выявление и анализ структур и содержания Я-образов и образов профессионального психолога, а также его отличий у студентов психологических специальностей дневного и заочного отделения в период обучения в вузе.

Задачи исследования:

1. Выявить содержание и структуры Я-образов у студентов.

• психологических специальностей дневного и заочного отделения.

2. Выявить содержание и структуры образов профессионального психолога у студентов психологических специальностей и осуществить их анализ.

3. Осуществить анализ различий в образах профессионального психолога у студентов дневного и заочного отделения.

4. Выявить и проанализировать отличия образов профессионального психолога у студентов на разных курсах обучения в вузе.

5. Выявить особенности образа профессионала в сознании студентов с разным уровнем сформированности профессионально важных качеств личности.

6. Разработать практические рекомендации по повышению результативности процесса профессионализации у студентов-психологов.

Ф Гипотезы исследования:

1. Я-образы и образы профессионального психолога в сознании студентов психологических специальностей связаны между собой.

2. Имеются существенные различия между образами профессионального психолога в сознании студентов разных форм и сроков обучения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Образ профессионального психолога в сознании студентов психологических специальностей тесно связан с Я-образом.

2. Я-образы и образы профессионального психолога в сознании студентов дневного отделения существенно отличаются от соответствующих образов студентов-заочников.

3. Существуют отличия в структуре и содержании образов.

• компетентного психолога у студентов разных курсов.

4. Образы компетентного и некомпетентного психолога в сознании студентов, не смотря на существенные различия, тесно связаны между собой.

Научная новизна:

Впервые выявлены и проанализированы структуры и содержание образов профессионального психолога (компетентного и некомпетентного), формирующиеся в сознании студентов психологических специальностей.

Установлены и проанализированы отличия этих образов у студентов разных курсов дневного и заочного отделения. Сопоставлены между собой образы профессионального психолога и представления студентов о самих себе. Выявлены и проанализированы структуры и содержания образов профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) в сознании студентов с разной представленностью профессионально значимых личностных характеристик.

Теоретическая значимость исследования заключается: Проведенное исследование позволяет конкретизировать пути поиска эффективных методов отбора, психологического сопровождения и оптимизации профессиональной направленности студентов в соответствии с их представлениями о специалисте. Диссертация имеет важное теоретическое значение для определения механизмов формирования мотивационно-ценностной составляющей будущих профессионалов.

Практическая значимость:

Полученные данные дают возможность осуществить коррекцию программ, содержания и форм подготовки профессиональных психологов.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на обучающих семинарах и тренингах, призванных помочь адаптации студента в вузе при прохождении кризисов профессионального выбора.

Апробация результатов исследования:

Основные результаты исследования докладывались на международных научно-практических конференциях «Царскосельские чтения» (Санкт-Петербург, 2002 г., 2006 г.), третьей и четвертой научно-практических конференциях «Выборг и сервис: история и перспективы развития» (Выборг, 2005 г. 2006 г.), научно-методических семинарах и заседаниях кафедры практической психологии ЛГУ им. А. С. Пушкина и кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Выборгского филиала СПбГУСЭ.

Результаты исследования были использованы в ходе проведения практических занятий и тренингов со студентами психологических специальностей ЛГУ им. А. С. Пушкина, а также со студентами, обучающимися по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» Выборгского филиала СПбГУСЭ.

Публикации: материалы исследования опубликованы в пяти печатных работах.

Структура диссертационного исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы:

1. Я-образы в сознании студентов обладают большей вариативностью, чем образы профессионального психолога. При описании себя студенты проявляют гораздо больше индивидуальности, чем в определениях профессионала.

2. Независимо от аффективного отношения для студентов достаточно значимы, прежде всего, социальные и эмоциональные характеристики, как в личности компетентного, так и некомпетентного психолога, соответственно с положительной или отрицательной окраской создаваемого образа. При этом по большинству компонентов образов связи с образом компетентного психолога оказываются на уровне р < 0,001, а с образом.

141 некомпетентного психолога фактически на порядок ниже и находятся на уровне р < 0,01 и р < 0,05.

3. Образы компетентного и некомпетентного психолога в сознании студентов дневного и заочного отделения, являясь более стереотипными и одинаковыми на младших курсах, на старших курсах становятся все более разнообразными и вариативными. В образах профессионала старшекурсники чаще отражают полученные знания, а также индивидуальные личностные особенности.

4. Наибольшее количество достоверных отличий между Я-образами и образами компетентного психолога выявлено у студентов пятых курсов дневного и заочного отделений. Получая большое количество теоретических и практических знаний о профессии, о том, каким должен быть профессиональный психолог, студенты фиксируют большое количество несоответствий между компетентным психологом и собственной личностью.

5. Выявлена закономерность, проявляющаяся в том, что волевые компоненты в структуре Я-образа имеют тенденцию достоверно увеличиваться на первом и последнем курсе, что может быть связано с особенностями преодоления кризисов профессионального выбора.

6. На всех курсах одними из наиболее важных для студентов остаются так называемые «вечные» ценности, прежде всего такие как: «порядочный», «воспитанный», «хороший человек».

7. В подгруппах студентов с различной представленностью профессионально важных качеств наблюдаются существенные различия в образах компетентного профессионального психолога. Так в группе студентов с максимально представленными профессионально важными личностными качествами образ компетентного психолога максимально приближен к образу-Я, в ряде случаев являясь прямой его проекцией.

8. У студентов разных курсов и форм обучения в структуре Я-образов, а также образов компетентного и некомпетентного профессионала преобладают социальные и эмоциональные характеристики. Эти характеристики являются наиболее значимыми для всех категорий опрашиваемых. В тоже время, последние ранговые места занимают материальные, метафорические и конвенциональные характеристики. Они являются наименее употребительными на разных курсах и формах обучения.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что своевременная коррекция образа профессионала в структуре Я-концепции личности студентов позволила бы избежать возможных ошибок в ходе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Своевременная диагностика профессиональной направленности не только абитуриентов, но и студентов 1−2 курсов помогла бы снизить процент «случайных» людей в данной профессиональной сфере.

В нашем исследовании не ставилось цели выработки единой модели личности профессионального психолога, наоборот, принципиально важно было выявление специфических отличий в структурах образов компетентного и некомпетентного психолога на разных курсах у студентов дневного и заочного отделения, а также соотнесение этих образов с личностными характеристиками и Я-образами самих студентов.

Своевременная коррекция данного образа в структуре Я-концепции личности студентов позволила бы избежать возможных ошибок в дальнейшей профессиональной деятельности.

Практические рекомендации.

1. Исходя из положений Зеера Э. Ф. о кризисах профессионального выбора, а также результатов данного исследования, целесообразно было бы проводить профориентационную диагностику со студентами 1−2 курсов дневного и заочного отделения. Это способствовало бы осознанию студентами правильности или неправильности своего профессионального выбора, тем более что подобная диагностика на ранних курсах предоставляет студентам возможность перепрофилироваться, переведясь на другую специальность (иногда даже в рамках собственного вуза). В качестве тестов, рекомендуемых для данной профориентационной психодиагностики, можно предложить:

1) ДДО Е. А. Климова, выявляющий пять типов профессий (человекприрода, человек — техника, человек — человек, человек — знаковая система, человек — художественный образ). Несмотря на то, что для некоторого количества студентов данный опросник является знакомым по школе, практика показывает, что большая часть первокурсников до поступления в вуз профориентационному тестированию не подвергались;

2) методика Йовайши [135], модифицированная в Хабаровском краевом центре занятости населения, применяемая для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике все профессии можно отнести к следующим шести типам:

1. Сфера искусства «человек—художественный образ».

2. Сфера технических интересов «человек — техника».

3. Сфера работы с людьми «человек-человек».

4. Сфера умственного труда склонность к умственной деятельности.

5. Сфера физического труда склонность к подвижной (физической) деятельности.

6. Сфера материальных интересов производство и потребление материальных благ.

3) Опросник Дж. Холланда [135], позволяющий выявить шесть психологических типов людей: — реалистичный тип;

— интеллектуальный тип;

— социальный тип;

— конвенциональный тип;

— предприимчивый тип;

— артистический тип.

4) методика СОЧ (И) В. Л. Ситникова (вариант «автопортрет» и «портрет компетентного психолога»). Данная методика является проективной, поэтому позволяет выявить те, компоненты структуры образа-Я и образа профессионального психолога, которые скрыты для самого обследуемого, что обеспечивает большую достоверность получаемых результатов.

5) 16-PF Р. Кеттелла, позволяющий выявить комплекс личностных характеристик студентов, в том числе и те, которые являются профессионально важными для личности профессионального психолога.

2. Как показали исследования Б. Ц. Бадмаева, обучаемые разных категорий (студенты, слушатели курсов и факультетов повышения квалификации, институтов усовершенствования учителей и т. д.) считают наиболее продуктивными для себя хорошо проведенные семинарские занятия, а не лекции, даже хорошо прочитанные" [6]. Нам представляется, что при подготовке будущих психологов, в ходе изучения ряда курсов целесообразно соединение студентов заочного и дневного отделения на некоторых видах и формах учебной деятельности, в первую очередь — на семинарах и тренингах. Специфика контингента заочного отделения факультета психологии и педагогики ЛГУ имени А. С. Пушкина состоит в том, что это люди в основном имеющие опыт практической профессиональной деятельности, близкий по своей сути к профессиональной деятельности психолога. Большей частью это педагоги дошкольного и младшего школьного образования. Практика подобной совместной работы, помимо осуществления обмена знаниями, умениями и.

145 навыками, расширила бы у студентов дневного отделения представление о будущей профессиональной сфере.

3. Необходимо проведение разъяснительной работы среди студентов младших (1−2) и старших (4−5) курсов об особенностях прохождения нормативных кризисов профессионального выбора, а также способах их конструктивного решения. Это может проходить в форме обучающих семинаров, основная цель которых, объяснение студентам особенностей профессионального становления личности на ранних этапах профессионального самоопределения.

4. Специфика профессиональной деятельности психолога, в первую очередь практического, затрудняет организацию полноценной стажерской практики для студентов. Сложно представить присутствие стажера в роли стороннего наблюдателя, допустим, на индивидуальном консультировании или в ситуации социально-психологического тренинга. Поэтому необходима организация достаточного количества разнообразных практических занятий в рамках университета, а также организация практической деятельности студентов в профессиональных сферах, близких к их будущей специальности. На наш взгляд, ближайшей в данном случае является педагогическая деятельность. Выход студента на практику должен сопровождаться большим количеством практических наработок, обеспечить которые необходимо в процессе проведения практических занятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Новое в психологии профессий // Психологический журнал — 1997. — т. 18, № 4 — С. 142−144.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. -М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.-287 с.
  3. Г. В. Профессиональное сознание ключевое понятие теории и практики подготовки специалистов // Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. -Куйбышев, 1989. — С.7−8.
  4. Г. В. Российское сознание: Историко-психологические очерки. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. — 74 с.
  5. Н.А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Психологический журнал. 1992. — № 5. — С. 18−23.
  6. .Ц. Методика преподавания психологии. Учебн.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 304 с.
  7. Бар Н. С. Динамика образов ребенка в сознании студентов средних специальных учебных заведений различного профиля. Дисс. канд. психол. наук. — СПб., 2004. — 160 с.
  8. В.В., Зеленова М. Е. Представления студентов о будущем как аспект личностного и профессионального самоопределения. // Психологическая наука и образование. — 2002, № 2.- С.28−41.
  9. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры, или Вы сказали
  10. Здравствуйте". Что дальше? Психология человеческой судьбы. -Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. 576 с.
  11. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. — 422 с.
  12. А.А., Рудкевич JI.A. Как становятся великим или выдающимся. — М., 1997. С. 88.
  13. В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985. № 2. — С.85−94.
  14. В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991. 231 с.
  15. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  16. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Междунар. пед. академия, 1995. 366 с.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  18. С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. — Москва-Воронеж, 2003. 256 с.
  19. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1981. — 236 с.
  20. Е.М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: Автореф.докт.дис. М., 1995. — 22 с.
  21. С.А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. -СПб, 1991.- 194 с.
  22. Л.Г. Особенности формирования самосознания в подростковом возрасте // Развитие личности на разных этапах онтогенеза: Сб. науч. трудов. Сургут, 2001. — 234 с.
  23. В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1976. 20 с.
  24. Л.Ф., Савченко Е. П. Психодиагностика (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб). Киев, 1995. — 100 с.
  25. Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 2001. № 2. — С. 69−77.
  26. И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». — Москва-Воронеж, 2003. 258 с.
  27. Н.В., Смолярчук И. В. Организация процесса ментального присвоения как учебно-профессионализирующая функция преподавателя ВУЗа. Ин-т психологии и педагогики Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, 2004.-213 с.
  28. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1998. — 207 с.
  29. Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб., 2000. 156 с.
  30. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. -Киев, 1984.-254 с.
  31. А. А. Образная сфера человека. М., 1992. — 160 с.
  32. С.И. Проблемы образа математически одаренного ребенка. // III Царскосельские чтения: Материалы конференции. СПб., 1999. T. IV — С.226−227.
  33. С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 168 с.
  34. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М., 1972.-189 с.
  35. А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995.-С.5−6.
  36. А.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М., 1998. — 122 с.
  37. А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопр. психол. 1999. — № 2. — С.12−18.
  38. И.В. Развитие социально-психологической профессиональной компетентности руководителей среднего звена на основе формирования образа успешного руководителя. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Тюмень, 2006. 24 с.
  39. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. — 134 с.
  40. В.Ф. Психологические основы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии. Дисс. док. психол. наук. СПб., 2006. — 450 с.
  41. Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессионгенеза // Психологический журнал. 1988. Т. 19. — № 4. — С.24−28.
  42. Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение. 1998. — № 2. — С.35−40.
  43. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос.проф.-пед.ун-та, 1997. 264 с.
  44. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал 1997 — Т. 18. — № 6. — С.53−59.
  45. Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн.пособие. Москва-Воронеж, 2003. — 408 с.
  46. В.П. Живое знание. Самара: Самар. Дом печати, 1998. -215с.
  47. В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии, 1991.- № 4-С.144−148.
  48. Э.В. Что такое личность? // Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991.— С.387−414.
  49. Е.П. Обеспечение надежности деятельности в связи с учетом типологических особенностей свойств нервной системы. Проблемы инженерной психологии. Ярославль: ЯрГУ- ИП АН СССР, 1976.-253 с.
  50. Е.И. Теория и практика психологического образования педагога // Психол. журнал. — 2000. Т.21. — № 6. — С.24−26.
  51. Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С.57−67.
  52. Н.А. Профессиональные интересы и представлениястудентов как компонентов педагогической деятельности //151
  53. Формирование компонентов педагогической деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии: Сб. науч. тр. -Тула, 1988.-254 с.
  54. Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учебн.пособие. Москва-Воронеж, 2003. — 218 с.
  55. История философии (пер. с чеш. И. И. Богута.) — М.: Мысль, 1995. — 256 с.
  56. Н.Б. Образ профессионала в сознании студентов-психологов. // Царскосельские чтения: Материалы международной научно-практической конференции под общей ред. проф.
  57. B.Н.Скворцова. СПб, 2002. — Т.5. — С.82−83.
  58. Н.Б. Профессиональные представления и образ профессионала в работах отечественных авторов. // Царскосельские чтения: Материалы международной научно-практической конференции под общей ред. проф. В. Н. Скворцова. СПб, 2002. — Т.5. — С.83−85.
  59. Н.Б. Я-концепция личности студента и образ профессионального психолога. // Царскосельские чтения: Материалы международной научно-практической конференции под общей редакцией проф. В. Н. Скворцова. СПб, 2006. — Т.7. —1. C.117−119.
  60. Н.Б. Представления студентов о будущей профессии ипрофессионалах. // Царскосельские чтения: Материалымеждународной научно-практической конференции под общейредакцией проф. В. Н. Скворцова. — СПб, 2006. — Т.7. — С. 114−116.152
  61. М.В. Социально-перцептивная рефлексия студентов средних и высших учебных заведений психолого-педагогического профиля. Выпускная квалификационная работа. СПб., 2004. — 89 с.
  62. В.Н. Психология: введение в профессию. М., «Смысл», 2000. — 294с.
  63. А.В. Психологический анализ трудовой деятельности: Учебное пособие. — Ярославль: ЯрГУ, 1988. 316 с.
  64. А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1991. — 158 с.
  65. Е.Н. Психология формирования личности профессионала. // Психологический журнал, 1995. Т. 16. — № 4. -С.15−18.
  66. Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. М.: Культура и спорт- ЮНИТИ, 1998. — 359 с.
  67. Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // Вопр.психол. 1998. № 2. — С. 57−60.
  68. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.
  69. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  70. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 316 с.
  71. Е.А. Пути в профессионализм. — М.: Московский психолого-социальный институт: Изд-во «Флинта», 2003. 280 с.
  72. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  73. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  74. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -255 с.
  75. И.М., Сухарев А. В. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989.- № 5.- С.158−164.
  76. С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания. М., 1981. — С.158−174.
  77. Е.П. Профессия психолог — консультант/ Изд. РГПУ им. Герцена, СПБ., 2003. -155 с.
  78. JI.H. Профессиональная психология личности. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбУ, 1991. — 367 с.
  79. Т.В. Диагностика личностных факторов принятия решений. // Вопросы психологии 1994, № 6. — С. 99−109.
  80. М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. — М.: Транспорт, 1993. 190 с.
  81. Г. Психология развития. СПб., 2000. — 992 с.
  82. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. — М.: Изд-во МЭИ, 1986. 346 с.
  83. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии.— 1983.—№ 2. — с.51−53.
  84. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. -120 с.
  85. И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. Дисс. на соиск. степени канд. психол. наук. М.: МГУ, 2000. — 248 с.
  86. А.Н. Начало личности — поступок // Леонтьев А. Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1.-418 с.
  87. А.Н. Образ мира // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2.- С.251−261.
  88. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. -418 с.
  89. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 348 с.
  90. Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанов // Вопросы психологии. 2001. № 1. — С. 57−66.
  91. П.И. К вопросу о ценностно-смысловых ориентациях человека // Человек в научной и философской картине мира XXI века: Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научной конференции. Курск, 1996. — Ч. 1. — С. 172−173.
  92. Н.П. Предмет психологии и специфика профессионального мышления психологов // Вопр.псих., 2004, № 5. С.93−96.
  93. .Ф. Проблема образа в психологии // Вестник АН СССР. -1985. -No 6.- С.85−92.
  94. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991. —296 с.
  95. B.C. Исследование мотивации профессионального развития // Вопр. психол. 2004. — № 6. — С. 11−15.
  96. В.Я. Изменение функций и типа психологического знания в системе современного образования // Психология сегодня:
  97. Ежегодник Рос. Психол. об-ва: Материалы I Всерос. Науч. конф.155
  98. По психологии: Сб. статей / Отв.ред. Д. Б. Богоявленская, Е. А. Климов. М.: Изд-во РПО, 1996.- С.185−186.
  99. А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. — 592 с.
  100. А. Г., Чермянин С. В., Шамрей В. Ю., Кондратьев А. Ю. Особенности оказания медико-психологической помощи родственникам погибших моряков атомной подводной лодки «Курск» // Психологический журнал. 2001, № 22. Т. 22. — С.5−14.
  101. М.К. Проблема человека в философии / О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991. —355 с.
  102. А.К. Психология профессионализма. — М., Знание, 1996. -308 с.
  103. А. Мотивация и личность. М., 1989. — 345 с.
  104. А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МТУ, 1982. — С. 108−118.
  105. Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структуры поведения. М., 1964. — 238 с.
  106. Л.М. Психология профессионального развития учителя. Дисс. док. психол. наук. — М., 1995. — 415 с.
  107. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя. // Вопросы психологии, 1997. № 4. — С. 14−18.
  108. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально- экономических условиях // Вопросы психологии, 1997, № 4.-С. 28−38.
  109. И.Л. Условия изменения житейских представлений в процессе усвоения научных знаний // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1998. -№ 2. С. 42−50.
  110. А.В. Профессионально значимые свойства мышленияследователя // Энциклопедия юридической психологии / Под ред.156
  111. A.M. Столяренко. M.: Юнити-Дана, Закон и право, 2003. — С. 187 188.
  112. О.В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. Астрахань, 2000. — 326 с.
  113. О.В. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности. — Астрахань, 1996. 280 с.
  114. А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак» «символ» и «значение» — «смысл» // Вопр.псих., 2005.-№ 1.- С.88−99.
  115. Ш. Натаров В. И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «Образа Я» // Психологический журнал, 1990 — № 5 — С.74−78.
  116. Т.А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. трудов. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — 365 с.
  117. Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1988.-№ 1.-С.24−28.
  118. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. — СПб.: СПбУ, 1996. 254 с.
  119. В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 15−19.
  120. В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии. 1981. —№ 5. —С.24−29.
  121. А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002. — 377 с.
  122. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М.:1. Просвещение, 1991. 289 с.157
  123. Д.А. Предметное действие и оперативный образ. — М., 1973.-31 с.
  124. Д.А. Роль оперативного образа в выявлении информационного содержания сигналов // Вопросы психологии. 1969.- № 4. — С.34−50.
  125. Н.В. Образ преподавателя в сознании студентов гуманитарных вузов. Автореф. канд. психол. наук. СПб., 2003. -23 с.
  126. В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования. // Вопросы психологии. -2002.- № 6.- С. 103−109.
  127. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. — 425 с.
  128. Л.А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе // Межличностное восприятие в группе.-М., 1981.- С. 152−168.
  129. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1984. — № 4. — С.21−29.
  130. К. К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982. — С.160−190.
  131. Ю.П. Психология становления профессионала. — Курск, 1991.-319 с.
  132. Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности // Звезды ярославскойпсихологии / под ред. В. В. Козлова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2000. — С.195−218.
  133. Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации (Понятие «цель профессионализации»). Способности и деятельность. — Ярославль, 1989. — 280 с.
  134. Ю.П. Психологические основы целостного подхода к процессу профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991. — 364 с.
  135. А.Н. Образ мира и вопросы сознательности учения: современный контекст // Вопр. психол. 2003. № 2. — С. 122−132.
  136. Я.А. Методологическое введение в психологию. — М.: Наука, 1993.-354 с.
  137. В.А. Психология духовности профессионала. — М.: Изд-во Гос. научно-исслед.испытат.ин-та МО РФ, 1997. 396 с.
  138. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебн. пособие // Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2001. — 560 с.
  139. Профессиональное самоопределение молодежи: концепции // Отв. ред. А. В. Поляков, С. Н. Чистякова // Педагогика. 1993. № 5. — С.33−37.
  140. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. 384 с.
  141. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-245 с.
  142. Н.С. Психологический смысл труда. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-352 с.
  143. Н.С. Этические проблемы психологии: учебно-методическое пособие. Москва-Воронеж, 2002. — 356 с.
  144. Психология. Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б. А. Сосновского, М.: Юрайт-Издат, 2005. 660 с.
  145. Психология труда: Учеб. для студ.высш.учеб.заведений / Под ред.проф.А. В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 296 с.
  146. Г., Столин В. В. Психотерапия в обыденном сознании и в сознании психотерапевтов. — М., 2002. 318 с.
  147. Рабочая книга практического психолога. Под ред.А. А. Деркача. -М., 1996.-386 с.
  148. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика // Учебник для вузов. С-Пб. «Питер», 2000. — 163 с.
  149. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985. — 265 с.
  150. З.А. Реализация принципов системного подхода в учебных предметах. М.: Изд-во «Знание», 1986. — 112 с.
  151. Т.В. Профессиональное самоопределение личности как социальная проблема. Свердловск, 1991. — 314 с.
  152. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.-478 с.
  153. Д.В. Проблема использования в психологической деятельности научных достижений и феномен «профессионального сознания педагога-практика» // Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. М., 1992. — С.3−9.
  154. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-510 с.
  155. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Наркомпрос, 1973.-428 с.
  156. В.М. Проблема индивидуальности в становлении профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. -М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991. 276 с.
  157. В. И. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. JL, 1986. — 16 с.
  158. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999. — 274 с.
  159. .И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих учителей. М., 2005. — 325 с.
  160. И.Н., Репецкий Ю. А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых. // Мир психологии. 1999. № 2.-С.32−38.
  161. Е.В. Тренинг в практической подготовке психологов / Е. В. Сидоренко, Н. Ю. Хрящева // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995. — 235 с.
  162. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2002.-350 с.
  163. В.Jl. Образ ребенка в сознании педагога. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 151с.
  164. В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. -СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.
  165. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М.: Школьная Пресса, 2000. — 285 с.
  166. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. -М.: Школьная Пресса, 2000. 318 с.
  167. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. — М.: Школа-Пресс, 1995.-275 с.
  168. С.Д. Образ мира // Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.-254 с.
  169. С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Академия, 2001. — 304 с.
  170. В.В. Самосознание личности. М: МГУ, 1983. — С. 12−25.
  171. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие. — М.: Академия- Высшая школа, 2001. — 275 с.
  172. Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности. Дисс. канд. психол. наук. — Екатеринбург, 1999. — 197 с.
  173. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-воМГУ, 1984.-344 с.
  174. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. — Саратов, 1987. 318 с.
  175. В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000. — 234 с.
  176. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Психология работы с персоналом в трудахотечественных специалистов: Хрестоматия / Под ред. Л. В. Винокурова. СПб.: Питер, 2001. — С.414−423.
  177. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990 — С.95−96.
  178. Л. Психолого-акмеологические условия и факторы формирования профессиональной мотивации в структуре профессионального самосознания личности студента вуза. — Владикавказский институт управления, 2005. 254 с.
  179. И. Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. -№ 3.- С. 42−50.
  180. С.Н. Профессиональная ориентация: организация и управление. М., 1987. — 267 с.
  181. С.Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи//Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. — Омск, 1993. 316 с.
  182. В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981. — 217 с.
  183. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 327 с.
  184. В.Д., Дружинин В. Н. Системный подход к измерению способностей // Диагностика профессональных и познавательных способностей. Сб. науч. тр. / Под ред. В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина. М.: Изд-во Ин-та психологии АН СССР, 1988. — С. 527.
  185. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. -428 с.
  186. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личности учителя / Под ред. А. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1976. Вып. 1. — С.3−29.
  187. Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учебн.пособие. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.-600 с.
  188. А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Автореф. дисс. док. психол. наук. СПб., 1998.-43 с.
  189. Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996. — 592 с.
  190. Е. В. Введение // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. М., 1995. — 256 с.
  191. В.А. Обучение как процесс управления: психологический иаспект. Л.: ЛГУ, 1988. — 159 с.
  192. ЯсперсК. Смысл и назначение истории. -М., 1991. -С.134−136.
  193. Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. — 1990. — № 5. — С.49−53.
  194. Alperin R.M., Benedict A. College student’s perceptions of psychologists, and social workers: A comparison // Psychol. Reports. 1985. N57. P. 547−548.
  195. Professional burnout: Recent development in the theory and research / Ed. W. B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek, Washington DC: Taylor & Francis, 1993.-276 p.
  196. Super D.E. Vocational development. N.Y., 1957. — 386 p.
  197. Young P.T. Motivation and emotion. New York, 1961. — 420 p.
Заполнить форму текущей работой