Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личность творца. 
Психология художественного творчества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смелость часто оказывается в числе незаменимых свойств творческой личности. По этому поводу английский психолог Мак-Киннон отмечает, что «наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, — это определенная смелость. Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной… Читать ещё >

Личность творца. Психология художественного творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

То, что способность к творческой деятельности связана с особенностями личности человека, люди знали с давних пор. Основоположником экспериментального изучения личностных свойств человека, влияющих на творчество, в современной психологии считается двоюродный брат Чарльза Дарвина — Френсис Гальтон, который заложил основы психометрии и ввел в современную психологию показатель коэффициента интеллекта, так называемый IQ. Его исследования продолжил французский психолог Альфред Вине, разработавший тест на измерение интеллекта. Продолжившие это направление исследования уже упомянутые Дж. Гилфорд и Э. Торренс выявили наличие связи между коэффициентом интеллекта и способностью к творчеству (креативностью). Оказалось, что более высокий уровень интеллекта обусловливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели и по тестам креативности. Торренс предложил концепцию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор. При IQ выше 120 баллов творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами, т. е. можно обладать значительным запасом знаний, но при этом оказаться малотворческим человеком. В то же время можно не обладать обширными познаниями, но при этом проявлять значительные творческие способности.

Связи между объемом знаний, умственными способностями и способностями к творчеству исследовались в работах польского психолога А. Матейко. Им было установлено, что в одних областях творчества большой объем знаний просто необходим, тогда как в других областях это требование необязательно. Там, где предмет требует больших умственных способностей для овладения сложными областями знания, например в ядерной физике, имеется определенная связь между степенью развитии умственных способностей и оригинальностью решения задач, но эта связь невелика. В то же время «у художников, скульпторов и графиков, — отмечает А. Матейко, — корреляция между качеством работы и умственными способностями нулевая и даже отрицательная».

Академические успехи в школе и высшем учебном заведении далеко не всегда являются надежным предсказанием того, что такой ученик или студент в будущем сделает большие творческие открытия. Известно, что отец Чарльза Дарвина из-за его плохой учебы в школе был очень невысокого мнения о будущем своего сына, Чехов нередко получал тройки за свои сочинения, Ньютон и Эйнштейн тоже далеко не блестяще учились в школе. Пушкин в области математики был абсолютно необучаем. За это его даже хотели отчислить из любимого лицея, который он так горячо воспевал в своих стихах.

Анализируя качества творческих личностей, Торренс обнаружил у них большое количество черт, которые могут базироваться на доминировании эмоций агрессии, что можно рассматривать как проявление смелости и тенденцию к активному утверждению своего «Я» в социуме. Это проявляется, в частности, в стремлении к доминированию и превосходству, в тяге к риску, нарушению привычного порядка вещей и стереотипов, тяготению к независимости и радикализму.

Смелость часто оказывается в числе незаменимых свойств творческой личности. По этому поводу английский психолог Мак-Киннон отмечает, что «наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, — это определенная смелость. Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать;

смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней, смелость становиться и быть самим собой"1.

В институте изучения проблем творчества в Калифорнии американскими исследователями в процессе изучения большой группы выдающихся архитекторов и известных писателей было установлено, что культурный феномен изобретения в искусстве и науке аналогичен и характеризуется одинаковыми психическими процессами. Френсис Баррон на основе исследования 56 писателей-профессионалов, из которых 30 были широко известны и весьма оригинальны в своем творчестве, выделил следующие тринадцать признаков способностей к литературному творчеству:

  • • высокий уровень интеллекта;
  • • склонность к интеллектуальным и познавательным темам;
  • • красноречие, умение ясно выражать мысли;
  • • личная независимость;
  • • умелое пользование приемами эстетического воздействия;
  • • продуктивность;
  • • склонность к философским проблемам;
  • • стремление к самовыражению;
  • • широкий круг интересов;
  • • оригинальность ассоциирования мыслей, неординарные процессы мышления;
  • • интересная, привлекающая внимание личность;
  • • честность, откровенность, искренность в общении с другими;
  • • соответствие поведения этическим нормам.

В исследованиях другого американского исследователя — К. Тэйлора — были установлены похожие качества творческой личности:

  • • стремление быть на передовых рубежах своей области;
  • • независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой;
  • • склонность к риску;
  • • активность, любознательность, неутомимость в поисках;
  • • неудовлетворенность существующими традициями и методами и отсюда — стремление изменить существующее положение дел;
  • • нестандартность мышления, талант предвидения. Дж. Гилфорд в своих исследованиях выделял следующие отличительные способности креативной личности:
  • • способность к обнаружению и постановке проблем; продуцирование разнообразных идей в неопределенной ситуации;
  • • способность к генерированию большого числа идей;
  • • способность продуцировать разнообразные идеи; видеть предмет под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование на практике;
  • • способность отвечать на раздражители нестандартно; стремление к интеллектуальной новизне, к нахождению своего собственного, отличного от других решения;
  • • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • • способность решать проблемы, т. е. способности к синтезу и анализу.

Американский психолог Вильямс, создатель широко известного теста творческого мышления, все многочисленные показатели творческой личности свел к четырем факторам, на основании которых он и построил свой тест. Это:

  • • способность идти на риск;
  • • усиленная поисковая активность;
  • • широта кругозора и любознательность;
  • • богатое воображение.

Таким образом, обобщая многочисленные литературные данные, мы можем сказать, что вносящие большой вклад в общественный прогресс творцы нового, как правило, обладают внутренней независимостью, большими познаниями и глубиной проникновения в суть изучаемой проблемы, богатством чувств и интуицией. Сильная воля и работоспособность помогают им в достижении самых трудных целей. Обладая чувством нового и высокой чувствительностью, творческие люди способны улавливать слабые сигналы в окружающей их действительности и на этом строить предположения о том, как дальше будут развиваться наука, общество и искусство.

Любому творцу приходится иметь много мужества для того, чтобы следовать жизненному пути, отстаивать свои принципы, идти на риск, понимая, что его новаторские идеи могут быть не приняты широкой публикой, проявлять исключительное упорство для достижения намеченной цели. Часто это приводит творческого человека к изоляции от научного или художественного общества. «Одиночество гения» — излюбленная тема многих биографов, пишущих о великих творцах. Критика в адрес великих творцов со стороны ортодоксов, что они делают что-то не так, бывает подчас очень суровой. Например, один критик после исполнения скрипичного концерта Чайковского написал про него, что эта музыка «воняет». Про Пятую симфонию Бетховена критика в свое время писала, что она — «симфония взбесившегося безумца». Но подлинные творцы не в силах свернуть со своей дороги и делать нечто такое, что публике понятно, или то, что ей нравится. Они чувствуют и осознают в себе особую миссию в служении своему делу, будь то наука, искусство или какой-либо другой вид деятельности.

Психофизиологические исследования особенностей творческих личностей говорят о том, что их мозг даже в состоянии относительного покоя всегда более активирован, т. е. находится в состоянии повышенного возбуждения. Исследователь этой проблемы российский психофизиолог В. С. Ротенберг объясняет это тем, что «творческие люди характеризуются большей сенсорной открытостью, большей чувствительностью ко всем, даже самым минимальным, раздражителям, поступающим извне. Без такой повышенной чувствительности было бы невозможно творчество, основанное на способности восприятия тех сигналов, которые не воспринимаются другими людьми. Отчасти в связи с этой повышенной чувствительностью творческие люди живут более интенсивной духовной жизнью и у них легче возникают внутренние конфликты, что и может отражаться в более высокой церебральной активации в тех ситуациях, когда другие субъекты быстро оказываются на грани дремоты»1.

Как показали исследования Э. А. Голубевой, изучавшей особенности творческих индивидов, их общей чертой была исходная более высокая активированность и подвижность нервных процессов в различных структурах мозга, позволяющая им образовывать в них новые связи и находить новые решения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой