Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика эмоциональных характеристик детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменения диагностических подходов и ранняя диагностика патологии развития новорожденных привели к тому, что здоровье большинства детей находится в группе «норма — пограничные состояния». Исследования психического развития детей с ослабленным здоровьем традиционно имеют медико-биологический или социальный характер. Так в ряде работ посвященных нарушениям развития указывается, что длительное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Психологическая структура и возрастные особенности речевой деятельности в норме и при расстройствах речи
    • 1. 2. Расстройства речи в дошкольном возрасте: классификация и интрапсихические синдромы
  • L3. Здоровье детей как актуальная практическая и теоретическая проблема современного общества
    • 1. 4. Особенности эмоциональной системы ребенка при нарушенных вариантах нервно-психического развития
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика объекта исследования
    • 2. 2. Методики исследования
    • 2. 3. Методы статистической обработки результатов
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Характеристика и сравнительный анализ оценки общего и невербального интеллекта у старших дошкольников с разным речевым и соматическим статусом
    • 3. 2. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с разным речевым и соматическим статусом
      • 3. 2. 1. Оценка уровня вербального ассоциирования и нейропсихологическая оценка развития речи и речевых процессов у старших дошкольников с нарушениями речевого развития
      • 3. 2. 2. Оценка уровня вербального ассоциирования и нейропсихологическая оценка развития речи и речевых процессов у старших дошкольников с нормативным развитием
      • 3. 2. 3. Оценка уровня вербального ассоциирования и нейропсихологическая оценка развития речи и речевых процессов у старших дошкольников с нарушенным соматическим развитием
    • 3. 3. Специфика эмоционального реагирования детей старшего дошкольного возраста с разным речевым и соматическим статусом

    3.3.1. Изучение особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических зрительных образов, оценка психоэмоционального состояния и уровня личностной тревожности у старших дошкольников с нарушениями речевого развития.

    3.3.2. Изучение особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических зрительных образов, оценка психоэмоционального состояния и уровня тревожности у старших дошкольников с нормативным развитием.

    3.3.3. Изучение особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических зрительных образов, оценка психоэмоционального состояния и уровня тревожности у старших дошкольников с нарушенным соматическим развитием.

    3.3.4. Сравнительный анализ результатов изучения особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических < зрительных образов, оценки психоэмоционального состояния и уровня тревожности у старших дошкольников с разным речевым и соматическим статусом.

    3.4. Оценка и сопоставительный анализ скоростных свойств и качества сенсомоторного реагирования на стимулы организованные во времени у детей с разным речевым и соматическим статусом.

    3.5. Анализ корреляционных связей.

    ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И

    ВЫВОДЫ.

Специфика эмоциональных характеристик детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

По данным медико-социальных исследований (Корсакова Н.К. др., 2002; Яременко Б. Р. и др., 1999; 2001; Бочарова Е. А. и др., 2002; Ахутина Т. В., 2002) за последние несколько лет значительно увеличилось число детей дошкольного возраста с нарушениями развития, в том числе речевого. Наиболее распространенными являются задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, проявляющиеся на фоне дизартрических компонентов и неврологической симптоматики. В логопедии и специальной психологии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом принято понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (Левина Р.Е., 1968). По международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10) недоразвитие речи относится к блоку (F 80 — F 89) «Расстройства психологического развития» с кодом F-80.1, 5-го класса «Психические расстройства и расстройства поведения». Подобный диагноз, хотя и включает в себя несколько уровней, подразумевает весьма широкий спектр речевых нарушений, поэтому не является прогностичным в отношении будущего развития дефекта и адаптации дошкольника к последующим изменениям в его жизни.

По мнению А. Н. Корнева (1990, 1997) речь ребенка в процессе ее формирования подвержена влиянию неблагоприятных средовых факторов психологического и биологического характера, которые могут приводить к возникновению системного нарушения психического развития ребенка, включающего личность и эмоциональную сферу. Б. Р. Яременко (1999) также показано, что дефекты, обусловленные интранатальными повреждениями.

ЦНС, «обрастают» вторичными отклонениями в физическом и психическом t развитии, и все это в комплексе ярко проявляется в более старшем возрасте.

Указанные нарушения наиболее четко, по мнению Б. Р. Яременко (1999), проявляются в виде задержки речи, а точнее — сенсорной и слухомоторной речевых функциях.

В связи с этим важной задачей является своевременная диагностика первичного дефекта речевого расстройства. Исследования в русле этого направления (Каменская В.Г., Томанов JI.B., 1996; Каменская В. Г., 2001; 2002; 2003) указывают на взаимосвязь церебральной организации речевого нарушения с психофизиологическими характеристиками развития, а именно со скоростью и качеством формирования сенсомоторной реакции. Еще И. М. Сеченов (1952), подчеркивая теснейшую связь процессов интеллектуальной деятельности и мышечной системы, указывал, что все многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению.

Известно, что дефект развития наиболее остро проявляется в ситуации адаптации к новым условиям деятельности. В связи с этим в последнее время среди исследователей различных специальностей стала очень популярной проблема психологической готовности ребенка к школе, а также подготовка ребенка с проблемами в развитии к обучению в общеобразовательной школе и адаптация его в обществе.

По мнению психологов и педагогов (Гуткина Н.И., 2000; Коптева О. Д., 2001) процесс перехода дошкольника к «школьному детству» в большинстве случаев не бывает безболезненным даже для нормативно развивающихся детей. Он связан со значительными психическими нагрузками и во многом «определяет дальнейшую успешность обучения и социализации ребенка. Особенно остро эта проблема проявляется в отношении детей, обучающихся в системе специальных дошкольных учреждений, в частности, в логопедических группах детских садов для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Практические наблюдения показывают (Коптева О.Д., 2001), что даже при успешной коррекции речевого недоразвития у выпускников логопедических групп чаще возникают трудности адаптационного периода, отмечаются проблемы в обучений. Гуменная Г. С. (1991) указывает, что у детей с общим недоразвитием речи при достаточно высоких возможностях к усвоению знаний отмечается крайне низкая степень ее реализации в практической деятельности. При этом автор выявила, что ведущей недостаточностью в структуре учебной деятельности является щ мотивационно-регуляторные расстройства: недостаточная психическая активность, быстрая утомляемость, истощаемость, расторможенность. По мнению Е. М. Мастюковой (1991) у дошкольников с общим недоразвитием речи процесс обучения затрудняют нарушения эмоционально-волевой сферы, так как наблюдения показывают, что у дошкольников с общим недоразвитием речи при переходе к школьной системе обучения на первый план выступает эмоционально-волевая составляющая школьной готовности. Следует отметить, что исследования роли эмоциональной сферы в психическом развитии ребенка немногочисленны и имеют обобщенный характер без учета специфики эмоциональной составляющей психического развития дошкольников с нарушениями речи.

Таким образом, для современной психологии и логопедии актуальным является вопрос о взаимосвязи эмоций и речи в онтогенетическом развитии. Изучение особенностей эмоциональных характеристик детей с речевыми расстройствами не утрачивает своей актуальности с момента возникновения в психологии вопроса о соотношении эмоций и речи, впервые сформулированного JI.C. Выготским (1956).

Нарушения речи не являются изолированными и взаимосвязаны с проблемой ухудшения соматического здоровья в детском возрасте.

По данным изучения детского здоровья (Сафонова Т.Я. и др., 2002; Корсакова Н. К. и др., 2002; Яременко Б. Р. и др., 1999; Вавилова В. П. и др., 2002; Онищенко Г. Г., 2001; Бочарова Е. А. и др., 2002; Ахутина Т. В., 2002; Беляков В. А. и др., 2003; Вельтищев Ю. Е., 2003; Шарапова О. В., 2003; Рычкова С. В., 2003) в 90-е годы проявилась устойчивая тенденция к уменьшению числа детей-дошкольников с нормальным физическим развитием: в 1994 году численность абсолютно здоровых сократилась до 15%. Негативная тенденция наблюдается и в настоящее время. В соответствии с данными официальной статистики состояние здоровья детей и подростков, проживающих на территории Российской Федерации, ухудшается с каждым годом (Онищенко Г. Г., 2001).

Изменения диагностических подходов и ранняя диагностика патологии развития новорожденных привели к тому, что здоровье большинства детей находится в группе «норма — пограничные состояния». Исследования психического развития детей с ослабленным здоровьем традиционно имеют медико-биологический или социальный характер. Так в ряде работ посвященных нарушениям развития указывается, что длительное неблагоприятное воздействие интраили постнатальных повреждений на ЦНС ребенка обнаруживается в виде рассеянной негрубой неврологической симптоматики и может вести к перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом. По мнению Н. Г. Манелис (2000) развитие ребенка в условиях соматической патологии не может не сказаться на формировании его личности, особенностях взаимоотношений с родителями, сверстниками и возможностях адаптации в целом. В свою очередь эмоциональные нарушения — одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей (Сухарева Г. Е., 1959; Зейгарник Б. В., 1976; Лебединский В. В., 1985; Яременко Б. Р. и др., 1999; Манелис Н. Г., 2000). При этом неврологическая симптоматика рассматривается как компонент нарушения соматического развития, так же как речевые расстройства почти всегда сопровождаются негрубой неврологической дисфункцией, о чем было сказано выше. В этом проявляется сходство первичной организации дефекта у детей с разными видами нарушений развития. В то же время соматическим нарушениям не всегда сопутствуют речевые расстройства, что позволяет группе соматически ослабленных детей иметь статус нормативного речевого развития.

Таким образом, изучение особенностей эмоциональной сферы как важнейшего регулятора всей психической-деятельности и развития детей, относящихся к группе «норма — пограничные состояния», особенно важно и актуально, так как от своевременной диагностики и коррекции зависит социальная адаптация ребенка, его дальнейшее речевое и соматическое развитие.

Цель исследования.

Выявление и анализ особенностей эмоциональных характеристик детей с нарушенным речевым развитием без интеллектуального снижения в сравнении с детьми нормативно развивающимися и соматически ослабленными.

Гипотеза исследования.

Предполагается, что дети с логопедическим диагнозом общее недоразвитие речи имеют эмоциональные характеристики, специфика которых:

— - проявляется в особенностях образно-эмоциональной категоризации и уровнях личностной и ситуативной тревожности;

— обусловлена взаимосвязью с качеством вербальных ассоциативных процессов;

— опирается на такие психофизиологические характеристики сенсомоторной интеграции, как скорость и качество восприятия сенсорных стимулов и формирования ответных моторных реакций;

Задачи исследования.

1. Выполнить теоретический анализ соотношений эмоциональных особенностей со степенью развития речи и соматическим статусом.

2. Изучить особенности образно-эмоциональной категоризации и т эмоциональных характеристик старших дошкольников с речевыми нарушениями.

3. Выявить соотношения качества образно-эмоциональной категоризации с вербальными ассоциативными способностями старших дошкольников с речевыми нарушениями (общим недоразвитием речи).

4. Изучить особенности эмоционального и сенсомоторного реагирования в различных по сложности экспериментальных задачах дошкольников с нормальным развитием в сравнении с их сверстниками с речевыми нарушениями и соматически ослабленными детьми.

5. Выявить специфику образно-эмоциональной категоризации дошкольников соматически ослабленных с нормативным речевым развитием.

Предмет исследования.

• Предметом исследования является специфика эмоциональных характеристик в зависимости от речевого и соматического статуса старших дошкольников.

Объект исследования.

Объектом исследования являлись три группы детей. Первая — экспериментальная группа, в состав которой вошли тридцать пять детейвоспитанников старших и подготовительных групп ГДОУ № 37 Василеостровского района и ГДОУ № 15 Петроградского района г. Санкт-Петербурга. Все дети экспериментальной группы прошли обследование медико-педагогической комиссии и были направлены в логопедические группы детских садов с диагнозом общее недоразвитие речи 2 или 3-го уровня.

В состав контрольной группы вошли тридцать пять детей — воспитанников ГДОУ № 37 Василеостровского района, ГДОУ № 9 Выборгского района и ГДОУ № 51 Петроградского района г. Санкт-Петербурга. Дети контрольной группы не имеют нарушений речевого и физического развития, неврологических нарушений в анамнезе. Дети указанной группы посещают массовые детские сады.

Оздоровительная группа нашего исследования состояла из тридцати пяти воспитанников ГДОУ детский сад № 16 Петроградского района г. Санкт-Петербурга компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Дети оздоровительной группы имеют нарушения физического развития и соматического здоровья, выраженные в той степени, которая позволяет посещать дошкольные образовательные учреждения и обучаться по типовым и углубленным программам обучения и развития. Выявленные нарушения речевого развития у детей оздоровительной группы отсутствуют.

Методологическая основа исследования.

Методологической основой исследования является разработанный в отечественной психологии принцип системного подхода к изучению высших психических функций и их становления в онтогенезе, базирующийся на теориях JI.C. Выготского и А. Р. Лурия о психической функции как результате динамической интеграции функционально дифференцированных и взаимосвязанных мозговых центров и динамической локализации функций.

Обоснованность и достоверность результатов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования достигалась путем применения методов, соответствующих цели и задачам исследования и адекватных возможностям детей старшего дошкольного возраста, а также использованием инструментальных методов оценки изучаемых функций. Количество испытуемых экспериментальной и контрольной групп являлось достаточным для получения достоверных статистических выводов. Использовались различные методы статистической обработки материала.

Научная новизна исследования.

Впервые установлено, что у детей с речевыми расстройствами процесс освоения образно-эмоциональными значениями характеризуется отставанием по сравнению с нормативно развивающимися детьми, о чем свидетельствует преобладание ригидных установок на форму/цвет у детей с нарушениями речевого развития.

Впервые экспериментально установлено, что процесс освоения образно-эмоциональной категоризации, в основе которого находится категориальное мышление и восприятие цвета, у детей с нарушениями речевого развития взаимосвязан с вербальными ассоциативными способностями.

Впервые установлено, что у детей дошкольного возраста с разным речевым и соматическим статусом такие характеристики эмоциональной системы, как «тревожность», «эмоциональная реакция на стресс», «психическая напряженность» и «утомление» различным образом взаимосвязаны со скоростью и качеством сенсомоторного реагирования на стимулы, организованные во времени.

Впервые показано, что у детей с нарушенным соматическим развитием процесс освоения образно-эмоциональной категоризации имеет достоверную положительную взаимосвязь с уровнем развития импрессивной речиэмоциональные характеристики «утомление», «психическая напряженность», «эмоциональная реакция на стресс» взаимосвязаны отрицательным образом с развитием невербального интеллектауровень личностной тревожности имеет достоверную отрицательную взаимосвязь с качеством вербального ассоциирования.

Основные положения выносимые на защиту.

1.. Специфика эмоциональных характеристик детей с нарушениями речевого развития (общее недоразвитие речи 2 и 3-го уровня) отражена в задержке формирования образно-эмоциональной категоризации по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками и взаимосвязана с качеством вербального ассоциирования.

2. Эмоциональная система старших дошкольников с нарушениями речевого развития характеризуется высокой личностной, но низкой ситуативной тревожностьюэмоциональная система детей с нормативным речевым развитием (независимо от соматического статуса) характеризуется умеренной личностной, но высокой ситуативной тревожностью.

3. У детей старшего дошкольного возраста независимо от речевого и соматического статуса такие характеристики эмоциональной системы, как «психическая напряженность», «эмоциональная реакция на стресс», «тревожность» и «утомление», различным образом взаимосвязаны с качеством сенсомоторной интеграции.

4. Развитие детей старшего дошкольного возраста с ослабленным соматическим здоровьем имеют определенный риск в формировании отююнений речевого и эмоционального развития. •.

Практическая значимость исследования.

В рамках комплексного психодиагностического" подхода апробирован блок методов, включающий инструментальный подход, который позволяет диагностировать психофизиологические характеристики, такие как скорость и качество моторного реагирования на сенсорные стимулы различным образом организованные во времениоценить интеллектуальный и речевой статуса также выявить особенности эмоциональных характеристик ребенка старшего дошкольного возраста. Указанный комплекс позволяет прогнозировать путь адаптации детей с нарушенным речевым развитием к новым условиям деятельности при необходимости наметить способы коррекции отклоняющегося развития.

В настоящее время результаты проведенного исследования и разработанный психодиагностический подход используются педагогами-психологами и логопедами в практической работе с детьми с нарушенным соматическим и речевым развитием.

Рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования.

Материал исследования рекомендуются к использованию в лекциях, спецкурсах и семинарах, посвященных вопросам детского развития, в том числе отклоняющегося, а также в рамках семейного психологического консультирования. Материалы диссертационного исследования могут быть включены в циклы учебных дисциплин «Детская психология» и «Психодиагностика ребенка дошкольного возраста».

Полученные результаты могут использоваться при создании методических пособий и развивающих программ для детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся эмоциональным развитием с целью более эффективной коррекции.

Апробация результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на заседаниях и методических семинарах кафедры психофизиологии ребенка РГПУ им. Герцена, на Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология 21 века» (12−14 апреля 2001), на межвузовской научно-практической конференции «Современные технологии практической психологии в системе образования» (28 — 29 ноября 2001), на всероссийской научно-практической конференции с мейсдународным участием «Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантных отношений» (22 -25 октября 2002).

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Украинец О. В. Особенности эмоционально-личностной сферы развития 5−6 летних детей с нарушением речи. Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология 21 века» 12−14 апреля 2001 года. Под общей редакцией А.А.

Крылова: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. — с. 374 375 (0,1 п.л.).

2. Украинец О. В. Экспериментальное обследование эмоциональных характеристик детей с логопедическими расстройствами. Материалы Межвузовской научно-практической конференции «Современные технологии практической психологии в системе образования» 28 — 29 ноября 2001, СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — с. 140−144 (0,3 п.л.).

3. Украинец О. В. Особенности эмоциональных характеристик детей имеющих логопедические расстройства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантных отношений» 22 — 25 октября 2002, СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — с. 145 — 151. (0,4 п.л.).

4. Украинец О. В. Особенности эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков у детей с нарушениями речевого развития // Российский биомедицинский журнал Medline.ru. — СПб, 2003. Т. IV (СТ128). — с.441−450. (0,6 п.л.).

ВЫВОДЫ.

1. Речевой статус детей с речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи) характеризуется достоверно большими затратами времени (на 25%) на порождение вербальных ассоциаций при достоверном снижении качества импрессивной и экспрессивной речи по сравнению с нормативно развивающимися детьми.

2. Процесс освоения образно-эмоциональной категоризации у детей с речевыми нарушениями характеризуется преобладанием ригидных установок на форму или цвет.

3. У детей с речевыми нарушениями эмоциональные характеристики процесса образно-эмоциональной категоризации взаимосвязаны с показателями вербального ассоциирования: выбор цвета в неэмоциональной серии эмоциональной категоризации признаков отрицательным образом взаимосвязан с количественно-качественным показателем вербального ассоциирования.

4. Для детей с речевыми нарушениями характерен высокий уровень личностной тревожности, наиболее активно проявляющий себя в ситуациях общения со взрослыми и сверстниками, в то время как уровень ситуативной тревожности достоверно снижен в отличие от детей с нормативным речевым развитием, независимо от соматического статуса.

5. У детей с речевыми расстройствами скорость сенсомоторного реагирования на стимулы достоверно ниже, чем у детей с нормативным речевым развитием. У детей с нормативным речевым развитием присутствуют более скоростные механизмы сенсомоторного реагирования при решении сложной дифференцировочной задачи по сравнению с дошкольниками, имеющими нарушения развития, о чем свидетельствует достоверно меньшее (р=0,05) среднегрупповое значение времени распознавания зрительного стимула.

6. Эмоциональные характеристики детей с разным речевым статусом по-разному связаны с функционированием механизмов сенсомоторного реагирования. Высокая скорость сенсомоторного реагирования на акустический стимул при выполнении дифференцировочной задачи взаимосвязана у детей с общим недоразвитием с возникновением состояния психической напряженности (г = - 0,45), а у нормативно развивающихся детей — с состоянием утомления. У нормативно развивающихся детей высокая скорость сенсомоторного реагирования в скоростных сериях взаимосвязана с возникновением состояния тревожности.

7. Обнаружено, что дети с ослабленным здоровьем формируют группу риска по речевому развитию. Несмотря на то, что в оздоровительной группе достоверно более высокий количественно-качественный показатель вербального ассоциирования, более, высокий уровень развития импрессивной речи и понимания логико-грамматических конструкций по сравнению с детьми с речевыми нарушениями, скоростные характеристики вербального ассоциирования достоверно снижены по сравнению с группой нормативно развивающихся детей. Также установлена взаимосвязь показателей развития вербальных ассоциативных способностей и показателей церебральной организации речевых процессов. Аналогичная взаимосвязь установлена и в экспериментальной группе.

8. Специфика эмоциональных характеристик детей с ослабленным здоровьем, таких как «тревожность», «утомление», «эмоциональная реакция на стресс», «психическая напряженность», проявляется в их влиянии на интеллектуальную продуктивность.

Общее заключение и выводы.

Выполненная работа посвящена изучению специфики эмоциональных характеристик детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, имеющих диагноз общее недоразвитие речи 2 или 3-го уровня. Актуальность исследования обусловлена неразработанностью проблемы взаимосвязи эмоций и речи, как в общей психологии, так и в психологии развития. Актуальность также обоснована потребностью психолого-педагогической практики в оптимизации способов социальной адаптации старших дошкольников с нарушениями развития, компонентами которого являются эмоциональное здоровье, нормативный речевой и физический статус.

В диссертационном исследовании отмечается, что значительная роль в организации речевой деятельности принадлежит эмоциям. В ряде работ известнейших отечественных исследователей, посвященных изучению высших психических функций, указывается на невозможность «отделения» физиологического, соматического от психического (в том числе эмоций). Современные работы достаточно убедительно показывают, что наиболее отчетливо эмоциональные состояния отражаются в различных просодических характеристиках речи, временная составляющая которых проявляет себя в виде определенных длительностей и частотно-спектрального проявления физического времени. Изучение речевых расстройств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствуют о том, что речевая патология в детском возрасте также проявляет себя в дефектах просодического компонента речи и динамических характеристик речевой продукции детей.

Мы убеждены, что экспериментальный подход к изучению развития ребенка с недоразвитием речи должен быть комплексным, основанным на.

147 анализе всех факторов влияющих на речь ребенка в процессе ее формирования (биологических, экологических, социальных, педагогических), в том числе общего состояния соматического и нервно-психического здоровья.

В нашем исследовании мы опирались на положения общей психологии, в которых эмоции рассматриваются как сложные многоуровневые психологические образования, выполняющие отражательные (познавательные) и регуляторные функции. Хотя в настоящее время отсутствует единая психологическая теория эмоций, наша работа базировалась на разработанных в отечественной психологии представлениях о системном характере и системной организации высших психических функций, включающих также речь, эмоционально-волевую сферу и личность в целом. При этом учитывается, что наряду с выполнением основной функции — модуляции процессов организации поведения, эмоции имеют разнообразные частные функции: побуждающую, оценочную (отражательную), замещающую, подкрепляющую переключательную, коммуникативную и мобилизационную.

Таким образом, одной из главных задач в работе с детьми, имеющими нарушения развития, число которых в настоящее время увеличивается, является формирование эмоциональной сферы ребенка, как важнейшего регулятора психической деятельности. Другими словами, эмоции выступают как необходимое условие успешной и полноценной психической жизни. Эмоциональное здоровье повышает адаптивные возможности ребенка, способствуя нормальному процессу перехода от одной ступени развития к другой.

В нашем исследовании изучение эмоциональных характеристик осуществлялось с опорой на психофизиологические и психологические показатели развития, учитывая системный характер организации высших психических функций и поведения в целом и средовое влияние, искажающее картину первичного дефекта.

Таким образом, нами была сформулирована общая гипотеза, согласно которой эмоциональные характеристики детей с речевыми расстройствами опираются на их психофизиологические особенности, а также взаимосвязаны с такими психическими функциями как речь и общий интеллект.

В исследовании выявлены нарушения эмоционального развития детей с нарушениями речевого развития в сравнении с детьми без нарушений речевого развития.

В работе выявлена специфичность эмоциональных характеристик детей с нарушением речевого развития, в сравнении с нормативно развивающимися детьми и имеющими сниженное здоровье, выраженное в ухудшении соматического статуса.

Нами установлена взаимосвязь эмоциональных и психофизиологических характеристик (скорость и качество сенсомоторного реагирования на зрительные и акустические стимулы). Показана взаимосвязь эмоциональных характеристик с вербальными ассоциативными способностями.

Таким образом, гипотезу можно считать доказанной.

В результате проведенного исследования, можно сделать следующие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Психология развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие. — СПб.: изд-во Михайлова В. А., 2000.2. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. —1995. № 1.-с. 111−131.
  2. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. с. 81.
  3. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы / Избр. тр. М.: Наука, 1978. — 400с.
  4. П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. 2-ое изд., 1964. т. 35.
  5. Ата-Мурадова Ф. А. Развивающийся мозг: системный анализ. Генетические детерминанты. М.: Медицина, 1980. — 295 с.
  6. Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход // Вопросы психологии. 2002. № 4.-с. 101.
  7. Т.В., Яблокова Л. В. Нейролингвистический анализ речи первоклассников // Мир ребенка и его язык. Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». -СПб., 1993.-6 с.
  8. Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2000. — 350 с.
  9. П.И., Дьякова Е. А. Паузы в нормальной речи и при заикании // Вопросы психологии. 1993. № 3. — с. 88−93.
  10. Белова-Давид Р. А. Нарушения речи у дошкольников: сборник статей. М.: Просвещение, 1969. — 215 с.
  11. В.А., Васильев А. В. Влияние загрязненного атмосферного воздуха на физическое развитие детей // Гигиена и санитария. — 2003. № 4.-с. 33−34.
  12. Д.В. Узнавание эмоций по выражению лица детьми с? ЗПР // Ананьевские чтения-2000: Тезисы научно-практическойконференции. СПб., 2000.-е. 169−170.
  13. Н.П., Медведев В. И. Перспективы развития физиологии человека // Успехи физиологических наук. 1989. т. 20. — с.28−33.
  14. З.М. Выделение цвета и формы детьми дошкольниками в зависимости от характера их деятельности //Доклады АПН РСФСР. 1958. № 1. — с. 55−58.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968.-469 с.
  16. Л.В., Саламатина Н. В., Юдина Л. С. Фонетические характеристики корневых морфов русского языка // Экспериментально-фонетический анализ речи. 1984. — с. 65−74.
  17. Е.А., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Медико-социальные факторы риска в формировании отклонений в психическом и речевом развитии в детском возрасте. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. № 6. т. 47. — с. 52−54.
  18. Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский. Вопросы психологии, 2001. № 4. с.21−26.
  19. Е.А. Ритмическая организация спонтанной диалогической речи. // Материалы института иностранных языков им. М. Тореза. -1980. вып. 169-е. 164−178.
  20. Л.И., Дорофеева С. И., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб.: Стройлеспечать, 1997. -303 с.
  21. JI.M. Психические процессы. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1981. т.З. 326 с.
  22. Ю.Е. Актуальные направления научных исследований в педиатрии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. -2003. № 1.т. 48.-с. 5−11-
  23. Л.А. Русская орфоэпия. — Л.: Наука, 1976. 124 с. 26, Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 283 с.
  24. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. — 143 с.
  25. М.А., Ковшиков В. А. Роль невербальных звуковых средств коммуникации в усвоении языка детьми // Проблемы детской речи. Материалы межвузовской конференции. СПб.: Образование, 1994.
  26. Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР. Диссканд. психол. наук. -М., 1999. 171 с.
  27. Воронин Л Г., Коновалов В. Ф., Журавлев Г. М. и др. Эмоциональное возбуждение и скорость речедвигательных ответов у детей и взрослых. Докл. АН СССР, 1974. т.219. № 2. — с. 253−259.
  28. Восприятие речи: Вопросы (функциональной асимметрии мозга / Вартанян И. А. Галунов В.В. Дмитриева Е. С. и др. / Отв. ред. В. П. Морозов Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1988. — 134 с.
  29. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологии развития ребенка.- М., Изд-во Акад. пед. наук РСФР, 1956. 519 с.
  30. Л.С. Мышление и речь // 5-ое изд., исправленное. М.: Лабиринт, 1999.-351 с.
  31. Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982. т.1. -487 с.
  32. Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в современной психоневрологии // Вопросы психологии. 1970. № 6.
  33. В.И., Пиктура В. В., Янушавичюс В. Й. / Материалы докладов и сообщений 5-го Всесоюзного совещания-симпозиума цикла «Акустика речи и слуха». Одесса, 1989.
  34. П.Я. К вопросу о внутренней речи // Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. — с. 30.
  35. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: «Наука», 1966.-с. 259−276.
  36. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959.
  37. М. В. Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-методич. пособие к курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 1999. с. 192−194.
  38. Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного — обучения дошкольников с нарушениями речи: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1991.
  39. Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — с. 19.
  40. Ф.Ф., Лысенко А. И., Яруллин А. Х. // Влияние фактора окружающей среды на физическое развитие детей дошкольного возраста // Гигиена и педиатрия. 2001. — № 6. — 24−27.
  41. Ю.Г. Психопатология детского возраста. Лекции. -СПб., 1993.-51 с.
  42. З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. -Л.: Наука, 1978. 143 с.
  43. .И. Анализ эмоционального состава интересов. Новые исследования в психологии, 1975. № 2.
  44. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  45. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. М., 2000. с. 29−33.
  46. О.Ф. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера. М., 1999. — 63 с.
  47. М.С. Развитие как предмет психогенетики: Роль генотипа и среды в возрастных изменениях структуры психологических признаков: Автореф. Дис. докт. психол. наук. М., 2000. — с.
  48. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников М.: Просвещение, 1990.238 с.
  49. А.И. Неврозы у детей. СПб.: Дельта, 1996. — 480 с.
  50. С.В. Специфика отражения времени и нарушения речемыслительных функций у детей 7−9 лет с расстройствами речи в сравнении с нормативным вариантом развития: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 157 с.
  51. .Б. Влияние темпа на мелодическую, акцентную и ритмическую структуру английской речи // Просодика текста. М., 1980.
  52. .В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -238 с.
  53. Т.И. Об одной стратегии языкового развития. // Мир ребенка и его язык. Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». С-Пб., 1993.
  54. С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелым нарушением произношения. М., 1984.
  55. К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. — 460 с.
  56. К. Эмоции человека./ Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой -М., 1980.-439 с. 6? Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций // Вестник МГУ. сер. 1724. «Психология». 1995. № 4. — с. 27−35.
  57. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752 с.
  58. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина. Ленингр. отд-ие, 1982. — 224 с.
  59. В.Г. Психофизиологические механизмы регуляции интеллектуальной деятельности // Материалы всесоюзной конференции «Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности». СПб, 2000.
  60. В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: «Детство-пресс», 1999. — 144 с.
  61. В.Г. Скорость и качество сенсомоторной интеграции как факторы интенсивного развития интеллекта у дошкольников // Тезисы сообщений «А. Р. Лурия и психология 21 века» 2 Международная конференция. — М.: Россия, 2000. — с. 213.
  62. В.Г., Зверева С. В., Томанов Л. В. Психофизиологические корреляции нарушения развития речи у детей 7 лет. // Психология и педагогика детства. Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1996 (а).
  63. В.Г., Косолапов В. Н. Критерии нормального развития сенсомоторной сферы детей дошкольного возраста. // Здоровье ребенка. Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1993. — с. 66−67
  64. И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. № 5.
  65. С.Ю., Лупандин В. И., Ткачук И. С. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2000. № 4. — с. 3844.
  66. В. В. Кириченко Е.И. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии // Журнал невропатология и психиатрия. 1970. В. 10.-с. 1561−1565.
  67. В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
  68. В.А. Экспрессивная алалия. JL: ЛГПИ, 1985. — 88 с.
  69. А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.
  70. А.Н. Дети с недоразвитием речи глазами психиатра.// Здоровье ребенка // Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1996. — с. 53.
  71. А.Н. Нарушения поведения и возрастные кризы у детей и подростков с речевыми нарушениями // Психопатологические расстройства у подростков. Л., 1987. — с. 59−64.
  72. А.Н. О нейропсихологических механизмах фонологического развития у детей // Ребенок в современном мире: Тез. Междунар. Конф. СПб., 1993. Т. 3. — 22 с.
  73. А.Н. О систематике клинических форм недоразвития речи у детей. В книге: Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. // Сб. научных трудов. Под ред. проф. Ланцева. СПб., НИИ уха, горла, носа и речи. — 1994. — с. 135−145.
  74. А.Н. Психопатология и патопсихология первичного недоразвития речи у детей // Психосоматические и соматико-психические расстройства у детей / Под. Ред. Д. Н. Исаева, Б. Е. Микиртумова. Л., 1990.
  75. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Педагогическое общество России, 2002.-160 с.
  76. В.К. Развитие волевого поведения дошкольников. Киев, 1971.
  77. Л.В. Психология настроения. СПб.: Изд-во СПб Университета, 1997. — с. 226.
  78. В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: Изд. РТУ, 1986.-136 с.
  79. В.В. Нарушения психического развития у детей. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 167 с.
  80. Р.Е. Заикание у детей: Преодоление заикания у дошкольников. М., 1975.
  81. Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии. -М., 1997.-с. 375−386.
  82. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Левиной Р. Е. М.: Изд-воАкад. пед. наук РСФСР, 1961.-255 с.
  83. А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  84. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971.-40 с.
  85. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 572 с.
  86. Н.И. Характер взаимосвязи между интонационной и синтаксической структурой высказываний на разных этапах онтогенетического развития // Мир ребенка и его язык. Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». -СПб., 1993.-31−33.
  87. Ли У. А. Применение просодического анализа для распознавания речи // Методы автоматического распознавания речи. М., 1983. -ч. 1. с. 224−227.
  88. Д.Б. Эмоции. В кн.: Экспериментальная психология. -М., 1960.
  89. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.-143 с.
  90. М.И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980.
  91. А.Р. О двух основных классах афазических нарушений речи // Проблемы афазий и восстановительного обучения. 1975. — с. 516.
  92. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
  93. А.Р. Психология аффективной жизни: Докт. дисс. -Харьков, 1937.
  94. М. Цветовой тест Люшера. М.: ЭКСМО пресс, 2002. -190 с.
  95. Н.Г. Формирование высших психических у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств / Отв. Ред. М. Г. Храковская. СПб.: Изд-во СПб. унта, 2001.-с. 30−40.
  96. Н.Г., Касаткин В. Н., Горина И. С., Виноградова Н. М., Чиркова О. Ю. Нейропсихологическая модель мозговой организации высших психических функций у детей страдающих бронхиальной астмой // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — с. 47.
  97. В.Л. О содержательной стороне эмоциональных характеристик речи. В кн.: Речь, эмоции и личность. Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума 27 — 28 февраля 1978.
  98. И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1993. — 81−87 с.
  99. Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1996. — № 5.
  100. Е.М. Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой // Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. 2-ое изд. Перераб. -М.:
  101. Просвещение. 1990. с. 7−37.
  102. Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1972. — № 5. — с. 12−17.
  103. Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи. — М., 1991.
  104. Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. — с. 237.
  105. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. — с.5−26.
  106. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем десятого пересмотра (МКБ-10). -1998.
  107. Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. наук.-СПб., 1997.
  108. Е.В. Эмоционально-личностное развитие учащихся с нарушением интеллекта // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998. — с. 193−194.
  109. Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6−7 лет: Авторефер. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2001.-230 с.
  110. С.С. Об особом симптомокомплексе врожденной хореалалии у детей // Сов. Психоневрология, 1934, № 6. с. 28−30.
  111. B.C. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-ов / Под ред. JI.A. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985.-272 с.
  112. Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка ' дошкольного возраста. М: Известия АПН РСФСР, 1955. вып. 64.-с.128−143.
  113. Я.З. Развитие воли у дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
  114. Я.З. Роль эмоций в просоциальной мотивации у детей: Тезисы научных сообщений советских психологов к 21 Международному психологическому конгрессу. — М., 1976.
  115. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994.-576 с.
  116. Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста имеющих нарушения общения со сверстниками // Дефектология.- 1997. № 3. с. 57−63.
  117. Э.Л. Лингвистические особенности построения устного высказывания в состоянии эмоциональной напряженности. — Журн. Высш. Нервн. Деят., 1975, т. 25, вып. 2, с. 253−259.
  118. Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков. Гигиена и санитария. 2001. № 5. — 14−19.
  119. В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. М., 1963.1217 Основы теории и практики логопедии / Под. ред. Левиной Р. Е. -М.: «Просвещение», 1968. 336.
  120. И.П. Избранные труды. / Под общ. ред. Акад. Ю. В. Наточина и др. М.: Медицина, 1999. — 447 с.
  121. А.А. Проблемы диагностики речевого развития // Психологические и психофизиологические исследования речи. -М.: Наука, 1985. с. 204−218.
  122. Л.И., Рожкова Л. А., Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении. // Дефектология. 1996. — № 5. — с. 15 -22.
  123. А.Г., Григорьев С. В. Анализ категориальных данных в статистических исследованиях. 2001. с. 28−30.
  124. Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе. — Минск: «Вышейш школа», 1982. 240 с.
  125. . Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-528 с.
  126. Пиз Аллан. Язык жестов. Воронеж: НПО Модэк, 1993. — 218 с.
  127. Ч., Сондерс Ж. Восприятие Света и Цвета. М.: Мир, 1978. -256 с.
  128. Дж. Прогрессивные цветные матрицы. Исследование интеллекта у детей. Методическое пособие. СПб.: Изд. ЛГУ, 1992.
  129. Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. М., 1999. — с. 211−267.
  130. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — с. 51−122.
  131. Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности. -М., 1999.
  132. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. -391с.
  133. Т.А. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: «Педагогика», 1978.-е. 156−163.
  134. СЛ. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.
  135. С.В. Состояние здоровья дошкольников. // Дошкольная педагогика, 2003. № 4 (13). — с. 4−6.
  136. Е. Характеристика слуховой и зрительной памяти у детей с задержкой психического развития // Здоровье ребенка: Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире», СПб. 1993.-е. 47−48.
  137. И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников: Книга для логопедов М.: Гуманит. изд. центр «Владос»: Моск. пед. гос. ун-т., 1995. — 255 с.
  138. Т.Я., Фролова А. Д. Охрана здоровья детей. // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. // Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002.-е. 55−63.
  139. О.В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте: Дисс.канд. психол. наук. М., 1994.
  140. В.И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления // Хрестоматия по логопедии. М., 1997 (а).-с. 516−554.
  141. В.И., Гаубих Ю. Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики // Хрестоматия по логопедии. М., 1997 (а), с. 554−576.
  142. И. А. Психофизиологические характеристики и психолого-педагогические условия интеллектуальной готовности к обучению в школе мальчиков и девочек 6−7 лет. // Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2003. 165 с.
  143. И.М. Рефлексы головного мозга. — 1952. 231 с.
  144. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2001.
  145. И.Я. Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи. В кн.: Хрестоматия по логопедии. — М., 1997. с. 512−516.
  146. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 190 с.
  147. П.В. Высшая нервная деятельность. Моцивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. — 175 с.
  148. П.В. Мотивированный мозг. М.: «Наука», 1987. — 266.
  149. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: «Наука», 1970.
  150. П.В. Эмоциональный мозг. М.: «Наука», 1981. — 215 с.
  151. В.Б., Каменская В. Г., Валунов О. А., Томанов JI.B. Электрофизиологические корреляты речевых расстройств у больных афазией // Расстройства психических функций у детей и их коррекция. / Межвузовский сборник научных трудов. Д., 1988.-с. 79−85.
  152. Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей. -Киев, 1985.
  153. Р.Е. Метод вычисления стандартной ошибки и доверительных интервалов средних арифметических величин с помощью таблицы. «Алашара». Сухуми 1996.
  154. К.В. Биологические мотивации. М.: Медицина, 1971. -321 с.
  155. А.Г., Каневская Л. Я., Рябова Л. В., Шелонина О. А., Мамчур Н. Н. Методология комплексной оценки условий воспитания и обучения детей и подростков // Гигиена и санитария. -2000.-№ 4.-14−17.
  156. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. 1. М.: Медгиз, 1955. — 459 с.
  157. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 2. М.: Медгиз, 1959. 406 с.
  158. В.И., Филимоненко Ю., Краткое руководство практическому психологу по использованию теста М. Люшера. Л., 1990.
  159. В.И., Филимоненко Ю. И. К вопросу о валидности цветовой методики М. Люшера. М., Л., 1985.
  160. O.K. Эмоции в структуре мыслительной деятельности // Тезисы докладов к 20 международному психологическому конгре ссу.-М., 1972.-с. 183−186.
  161. Толковый словарь психиатрических терминов./ В. М. Блейхер, И. В. Крук. Воронеж: Изд-во НПО Модэк. — с. 488.
  162. И.М. Инсульт и афазия. Л.: Медицина, 1968. — 268 с. Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихологию. — Л.: Медицина, 1973.
  163. Н.Н., Кайданова С. И. Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии. Л.: Наука, 1972. — 192 с.
  164. Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — с. 101−115.
  165. Физиология речи // Восприятие речи человеком. / Чистович Л. А., Венцов А. В., и др. Л.: Наука, 1971.-442 с.
  166. Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи, воспитание и обучение. / Учебно-методическое пособие. М.: «Гном-Пресс», 1999. — 80 с.
  167. Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учебн. Пособие для пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1987.-141 с.
  168. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии. М.: Просвещение, 1989. — 238 с.
  169. Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. 2003. — № 1. с. 23.
  170. Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1994. — № 2.
  171. П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология. 1978. -вып. 6 — с. 83−155.
  172. Хомская Е Д. Нейропсихология: учебник для вузов. М.: Изд-во МГУ, 1987(a).-286 с.
  173. Е.Д. Мозг и активация. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987(b). -386 с.
  174. JI.C. Методика нейропсихологической диагностики детей. 3-е, исправленное и дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
  175. JI.C., Кечки М. Понимание речи и его нарушение при афазии // Проблемы афазии и восстановительного обучения. М 1975.-с. 24−40.
  176. B.C., Чистяков Н. Ф. Основы психиатрии. Ростов-на- Дону.: Феникс- М.: Зевс, 1997. — с. 221 — 325.
  177. Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — с. 65−114.
  178. Е.И. Специфика вербально-когнитивных и зрительно-образных процессов у детей младшего школьного возраста с нарушенным и нормальным речевым развитием // Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 167 с.
  179. О.В. Основные проблемы и задачи российской педиатрии на современном этапе // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2003. № 1. т. 48. — с. 3 — 4.
  180. А.И. Интонационные особенности устной речи детей 6 -7лет.-М., 1979.-с. 31−36.
  181. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Лебединский В.В., О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 197 с.
  182. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Под ред Л.Леви. Л.: Медицина, 1970.
  183. А. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. М.: МГУ, 1987. с. 224−227.
  184. Ю.Б. Развитие интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста при овладении английским языком в процессе игровой речевой деятельности. Авторефер. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 20 с.
  185. В.И. Основы. математико-статистического моделирования и применения вычислительной техники в научных исследованиях. СПб., 2000.
  186. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4. — с. 2027.207 208 209 210 211 205 478 612 992•216217218219220
  187. .Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: Деан, 1999. — 128 с. Birren F. Color preference as a clue to personality //Art psychotherapy. 1973. l.p. 13−16.
  188. Birren F. Color psychology and color therapy: A factual study of theinfluence of color on human life. N.Y., cop. 1961.
  189. Bruner J.S. Child’s talk. Cambridge: Cambridge University Press.1983.
  190. Leonard L.B. Consonant and syllable harmony in the speech of language — disordered children, J. of Speech and Hear. Dis., 1980, 45, № 3. — c. 336−345.
  191. Lindsley P.B. The role of nonspecific reticulo- thalamocortical system in emotion. In: Physiological correlates of emotion. New York, 1970.
  192. Martin J.A. Voice, speech and language in the child: development and disorder, Wien, N-Y, 1981.
  193. Nettelbladt U. Development studies of dysphonology in children. Aleerup, 1983.
  194. Piaget J. Genetic epistemology. Colombia, OH: Columbia University Press. -1970.
  195. Skinner B.S. Verbal behavior. New York: Appleton — Century -Crofts.-1957.
Заполнить форму текущей работой