Специфика эмоциональных характеристик детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития
Изменения диагностических подходов и ранняя диагностика патологии развития новорожденных привели к тому, что здоровье большинства детей находится в группе «норма — пограничные состояния». Исследования психического развития детей с ослабленным здоровьем традиционно имеют медико-биологический или социальный характер. Так в ряде работ посвященных нарушениям развития указывается, что длительное… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
- 1. 1. Психологическая структура и возрастные особенности речевой деятельности в норме и при расстройствах речи
- 1. 2. Расстройства речи в дошкольном возрасте: классификация и интрапсихические синдромы
- L3. Здоровье детей как актуальная практическая и теоретическая проблема современного общества
- 1. 4. Особенности эмоциональной системы ребенка при нарушенных вариантах нервно-психического развития
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Характеристика объекта исследования
- 2. 2. Методики исследования
- 2. 3. Методы статистической обработки результатов
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 1. Характеристика и сравнительный анализ оценки общего и невербального интеллекта у старших дошкольников с разным речевым и соматическим статусом
- 3. 2. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с разным речевым и соматическим статусом
- 3. 2. 1. Оценка уровня вербального ассоциирования и нейропсихологическая оценка развития речи и речевых процессов у старших дошкольников с нарушениями речевого развития
- 3. 2. 2. Оценка уровня вербального ассоциирования и нейропсихологическая оценка развития речи и речевых процессов у старших дошкольников с нормативным развитием
- 3. 2. 3. Оценка уровня вербального ассоциирования и нейропсихологическая оценка развития речи и речевых процессов у старших дошкольников с нарушенным соматическим развитием
- 3. 3. Специфика эмоционального реагирования детей старшего дошкольного возраста с разным речевым и соматическим статусом
3.3.1. Изучение особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических зрительных образов, оценка психоэмоционального состояния и уровня личностной тревожности у старших дошкольников с нарушениями речевого развития.
3.3.2. Изучение особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических зрительных образов, оценка психоэмоционального состояния и уровня тревожности у старших дошкольников с нормативным развитием.
3.3.3. Изучение особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических зрительных образов, оценка психоэмоционального состояния и уровня тревожности у старших дошкольников с нарушенным соматическим развитием.
3.3.4. Сравнительный анализ результатов изучения особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических < зрительных образов, оценки психоэмоционального состояния и уровня тревожности у старших дошкольников с разным речевым и соматическим статусом.
3.4. Оценка и сопоставительный анализ скоростных свойств и качества сенсомоторного реагирования на стимулы организованные во времени у детей с разным речевым и соматическим статусом.
3.5. Анализ корреляционных связей.
ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И
ВЫВОДЫ.
Список литературы
- А. Психология развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие. — СПб.: изд-во Михайлова В. А., 2000.2. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. —1995. № 1.-с. 111−131.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. с. 81.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы / Избр. тр. М.: Наука, 1978. — 400с.
- Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. 2-ое изд., 1964. т. 35.
- Ата-Мурадова Ф. А. Развивающийся мозг: системный анализ. Генетические детерминанты. М.: Медицина, 1980. — 295 с.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход // Вопросы психологии. 2002. № 4.-с. 101.
- Ахутина Т.В., Яблокова Л. В. Нейролингвистический анализ речи первоклассников // Мир ребенка и его язык. Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». -СПб., 1993.-6 с.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2000. — 350 с.
- Беликова П.И., Дьякова Е. А. Паузы в нормальной речи и при заикании // Вопросы психологии. 1993. № 3. — с. 88−93.
- Белова-Давид Р. А. Нарушения речи у дошкольников: сборник статей. М.: Просвещение, 1969. — 215 с.
- Беляков В.А., Васильев А. В. Влияние загрязненного атмосферного воздуха на физическое развитие детей // Гигиена и санитария. — 2003. № 4.-с. 33−34.
- Березина Д.В. Узнавание эмоций по выражению лица детьми с? ЗПР // Ананьевские чтения-2000: Тезисы научно-практическойконференции. СПб., 2000.-е. 169−170.
- Бехтерева Н.П., Медведев В. И. Перспективы развития физиологии человека // Успехи физиологических наук. 1989. т. 20. — с.28−33.
- Богуславская З.М. Выделение цвета и формы детьми дошкольниками в зависимости от характера их деятельности //Доклады АПН РСФСР. 1958. № 1. — с. 55−58.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968.-469 с.
- Бондарко Л.В., Саламатина Н. В., Юдина Л. С. Фонетические характеристики корневых морфов русского языка // Экспериментально-фонетический анализ речи. 1984. — с. 65−74.
- Бочарова Е.А., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Медико-социальные факторы риска в формировании отклонений в психическом и речевом развитии в детском возрасте. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. № 6. т. 47. — с. 52−54.
- Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский. Вопросы психологии, 2001. № 4. с.21−26.
- Бурая Е.А. Ритмическая организация спонтанной диалогической речи. // Материалы института иностранных языков им. М. Тореза. -1980. вып. 169-е. 164−178.
- Вассерман Л.И., Дорофеева С. И., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб.: Стройлеспечать, 1997. -303 с.
- Веккер JI.M. Психические процессы. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1981. т.З. 326 с.
- Вельтишев Ю.Е. Актуальные направления научных исследований в педиатрии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. -2003. № 1.т. 48.-с. 5−11-
- Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия. — Л.: Наука, 1976. 124 с. 26, Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 283 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. — 143 с.
- Виноградова М.А., Ковшиков В. А. Роль невербальных звуковых средств коммуникации в усвоении языка детьми // Проблемы детской речи. Материалы межвузовской конференции. СПб.: Образование, 1994.
- Волковская Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР. Диссканд. психол. наук. -М., 1999. 171 с.
- Воронин Л Г., Коновалов В. Ф., Журавлев Г. М. и др. Эмоциональное возбуждение и скорость речедвигательных ответов у детей и взрослых. Докл. АН СССР, 1974. т.219. № 2. — с. 253−259.
- Восприятие речи: Вопросы (функциональной асимметрии мозга / Вартанян И. А. Галунов В.В. Дмитриева Е. С. и др. / Отв. ред. В. П. Морозов Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1988. — 134 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологии развития ребенка.- М., Изд-во Акад. пед. наук РСФР, 1956. 519 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // 5-ое изд., исправленное. М.: Лабиринт, 1999.-351 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982. т.1. -487 с.
- Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в современной психоневрологии // Вопросы психологии. 1970. № 6.
- Галунов В.И., Пиктура В. В., Янушавичюс В. Й. / Материалы докладов и сообщений 5-го Всесоюзного совещания-симпозиума цикла «Акустика речи и слуха». Одесса, 1989.
- Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи // Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. — с. 30.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: «Наука», 1966.-с. 259−276.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959.
- Гамезо М. В. Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-методич. пособие к курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 1999. с. 192−194.
- Гуменная Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного — обучения дошкольников с нарушениями речи: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1991.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — с. 19.
- Даутов Ф.Ф., Лысенко А. И., Яруллин А. Х. // Влияние фактора окружающей среды на физическое развитие детей дошкольного возраста // Гигиена и педиатрия. 2001. — № 6. — 24−27.
- Демьянов Ю.Г. Психопатология детского возраста. Лекции. -СПб., 1993.-51 с.
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. -Л.: Наука, 1978. 143 с.
- Додонов Б.И. Анализ эмоционального состава интересов. Новые исследования в психологии, 1975. № 2.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. М., 2000. с. 29−33.
- Дубровская О.Ф. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера. М., 1999. — 63 с.
- Егорова М.С. Развитие как предмет психогенетики: Роль генотипа и среды в возрастных изменениях структуры психологических признаков: Автореф. Дис. докт. психол. наук. М., 2000. — с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников М.: Просвещение, 1990.238 с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб.: Дельта, 1996. — 480 с.
- Зверева С.В. Специфика отражения времени и нарушения речемыслительных функций у детей 7−9 лет с расстройствами речи в сравнении с нормативным вариантом развития: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 157 с.
- Здорова Б.Б. Влияние темпа на мелодическую, акцентную и ритмическую структуру английской речи // Просодика текста. М., 1980.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -238 с.
- Зубкова Т.И. Об одной стратегии языкового развития. // Мир ребенка и его язык. Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». С-Пб., 1993.
- Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелым нарушением произношения. М., 1984.
- Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. — 460 с.
- Изард К. Эмоции человека./ Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой -М., 1980.-439 с. 6? Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций // Вестник МГУ. сер. 1724. «Психология». 1995. № 4. — с. 27−35.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752 с.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина. Ленингр. отд-ие, 1982. — 224 с.
- Каменская В.Г. Психофизиологические механизмы регуляции интеллектуальной деятельности // Материалы всесоюзной конференции «Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности». СПб, 2000.
- Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: «Детство-пресс», 1999. — 144 с.
- Каменская В.Г. Скорость и качество сенсомоторной интеграции как факторы интенсивного развития интеллекта у дошкольников // Тезисы сообщений «А. Р. Лурия и психология 21 века» 2 Международная конференция. — М.: Россия, 2000. — с. 213.
- Каменская В.Г., Зверева С. В., Томанов Л. В. Психофизиологические корреляции нарушения развития речи у детей 7 лет. // Психология и педагогика детства. Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1996 (а).
- Каменская В.Г., Косолапов В. Н. Критерии нормального развития сенсомоторной сферы детей дошкольного возраста. // Здоровье ребенка. Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1993. — с. 66−67
- Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. № 5.
- Киселев С.Ю., Лупандин В. И., Ткачук И. С. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2000. № 4. — с. 3844.
- Ковалев В. В. Кириченко Е.И. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии // Журнал невропатология и психиатрия. 1970. В. 10.-с. 1561−1565.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
- Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. JL: ЛГПИ, 1985. — 88 с.
- Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.
- Корнев А.Н. Дети с недоразвитием речи глазами психиатра.// Здоровье ребенка // Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1996. — с. 53.
- Корнев А.Н. Нарушения поведения и возрастные кризы у детей и подростков с речевыми нарушениями // Психопатологические расстройства у подростков. Л., 1987. — с. 59−64.
- Корнев А.Н. О нейропсихологических механизмах фонологического развития у детей // Ребенок в современном мире: Тез. Междунар. Конф. СПб., 1993. Т. 3. — 22 с.
- Корнев А.Н. О систематике клинических форм недоразвития речи у детей. В книге: Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. // Сб. научных трудов. Под ред. проф. Ланцева. СПб., НИИ уха, горла, носа и речи. — 1994. — с. 135−145.
- Корнев А.Н. Психопатология и патопсихология первичного недоразвития речи у детей // Психосоматические и соматико-психические расстройства у детей / Под. Ред. Д. Н. Исаева, Б. Е. Микиртумова. Л., 1990.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Педагогическое общество России, 2002.-160 с.
- Корытло В.К. Развитие волевого поведения дошкольников. Киев, 1971.
- Куликов Л.В. Психология настроения. СПб.: Изд-во СПб Университета, 1997. — с. 226.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: Изд. РТУ, 1986.-136 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 167 с.
- Левина Р.Е. Заикание у детей: Преодоление заикания у дошкольников. М., 1975.
- Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии. -М., 1997.-с. 375−386.
- Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. / Под ред. Левиной Р. Е. М.: Изд-воАкад. пед. наук РСФСР, 1961.-255 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971.-40 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 572 с.
- Лепская Н.И. Характер взаимосвязи между интонационной и синтаксической структурой высказываний на разных этапах онтогенетического развития // Мир ребенка и его язык. Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». -СПб., 1993.-31−33.
- Ли У. А. Применение просодического анализа для распознавания речи // Методы автоматического распознавания речи. М., 1983. -ч. 1. с. 224−227.
- Линдсли Д.Б. Эмоции. В кн.: Экспериментальная психология. -М., 1960.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.-143 с.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980.
- Лурия А.Р. О двух основных классах афазических нарушений речи // Проблемы афазий и восстановительного обучения. 1975. — с. 516.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
- Лурия А.Р. Психология аффективной жизни: Докт. дисс. -Харьков, 1937.
- Люшер М. Цветовой тест Люшера. М.: ЭКСМО пресс, 2002. -190 с.
- Манелис Н.Г. Формирование высших психических у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств / Отв. Ред. М. Г. Храковская. СПб.: Изд-во СПб. унта, 2001.-с. 30−40.
- Манелис Н.Г., Касаткин В. Н., Горина И. С., Виноградова Н. М., Чиркова О. Ю. Нейропсихологическая модель мозговой организации высших психических функций у детей страдающих бронхиальной астмой // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — с. 47.
- Марищук В.Л. О содержательной стороне эмоциональных характеристик речи. В кн.: Речь, эмоции и личность. Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума 27 — 28 февраля 1978.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1993. — 81−87 с.
- Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1996. — № 5.
- Мастюкова Е.М. Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой // Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. 2-ое изд. Перераб. -М.:
- Просвещение. 1990. с. 7−37.
- Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1972. — № 5. — с. 12−17.
- Мастюкова Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи. — М., 1991.
- Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. — с. 237.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. — с.5−26.
- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем десятого пересмотра (МКБ-10). -1998.
- Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. наук.-СПб., 1997.
- Михайлова Е.В. Эмоционально-личностное развитие учащихся с нарушением интеллекта // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998. — с. 193−194.
- Михайлова Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6−7 лет: Авторефер. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2001.-230 с.
- Мнухин С.С. Об особом симптомокомплексе врожденной хореалалии у детей // Сов. Психоневрология, 1934, № 6. с. 28−30.
- Мухина B.C. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-ов / Под ред. JI.A. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985.-272 с.
- Неверович Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка ' дошкольного возраста. М: Известия АПН РСФСР, 1955. вып. 64.-с.128−143.
- Неверович Я.З. Развитие воли у дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
- Неверович Я.З. Роль эмоций в просоциальной мотивации у детей: Тезисы научных сообщений советских психологов к 21 Международному психологическому конгрессу. — М., 1976.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994.-576 с.
- Никифорова Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста имеющих нарушения общения со сверстниками // Дефектология.- 1997. № 3. с. 57−63.
- Носенко Э.Л. Лингвистические особенности построения устного высказывания в состоянии эмоциональной напряженности. — Журн. Высш. Нервн. Деят., 1975, т. 25, вып. 2, с. 253−259.
- Онищенко Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков. Гигиена и санитария. 2001. № 5. — 14−19.
- Орфинская В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. М., 1963.1217 Основы теории и практики логопедии / Под. ред. Левиной Р. Е. -М.: «Просвещение», 1968. 336.
- Павлов И.П. Избранные труды. / Под общ. ред. Акад. Ю. В. Наточина и др. М.: Медицина, 1999. — 447 с.
- Павлова А.А. Проблемы диагностики речевого развития // Психологические и психофизиологические исследования речи. -М.: Наука, 1985. с. 204−218.
- Переслени Л.И., Рожкова Л. А., Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении. // Дефектология. 1996. — № 5. — с. 15 -22.
- Перфилов А.Г., Григорьев С. В. Анализ категориальных данных в статистических исследованиях. 2001. с. 28−30.
- Петроченко Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе. — Минск: «Вышейш школа», 1982. 240 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-528 с.
- Пиз Аллан. Язык жестов. Воронеж: НПО Модэк, 1993. — 218 с.
- Пэдхем Ч., Сондерс Ж. Восприятие Света и Цвета. М.: Мир, 1978. -256 с.
- Равен Дж. Прогрессивные цветные матрицы. Исследование интеллекта у детей. Методическое пособие. СПб.: Изд. ЛГУ, 1992.
- Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. М., 1999. — с. 211−267.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — с. 51−122.
- Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности. -М., 1999.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. -391с.
- Розанова Т.А. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: «Педагогика», 1978.-е. 156−163.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с.
- Рычкова С.В. Состояние здоровья дошкольников. // Дошкольная педагогика, 2003. № 4 (13). — с. 4−6.
- Рябинская Е. Характеристика слуховой и зрительной памяти у детей с задержкой психического развития // Здоровье ребенка: Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире», СПб. 1993.-е. 47−48.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников: Книга для логопедов М.: Гуманит. изд. центр «Владос»: Моск. пед. гос. ун-т., 1995. — 255 с.
- Сафонова Т.Я., Фролова А. Д. Охрана здоровья детей. // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. // Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002.-е. 55−63.
- Сафуанова О.В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте: Дисс.канд. психол. наук. М., 1994.
- Селиверстов В.И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления // Хрестоматия по логопедии. М., 1997 (а).-с. 516−554.
- Селиверстов В.И., Гаубих Ю. Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики // Хрестоматия по логопедии. М., 1997 (а), с. 554−576.
- Сергеева И. А. Психофизиологические характеристики и психолого-педагогические условия интеллектуальной готовности к обучению в школе мальчиков и девочек 6−7 лет. // Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2003. 165 с.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. — 1952. 231 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2001.
- Сикорский И.Я. Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи. В кн.: Хрестоматия по логопедии. — М., 1997. с. 512−516.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 190 с.
- Симонов П.В. Высшая нервная деятельность. Моцивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. — 175 с.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: «Наука», 1987. — 266.
- Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: «Наука», 1970.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: «Наука», 1981. — 215 с.
- Слезин В.Б., Каменская В. Г., Валунов О. А., Томанов JI.B. Электрофизиологические корреляты речевых расстройств у больных афазией // Расстройства психических функций у детей и их коррекция. / Межвузовский сборник научных трудов. Д., 1988.-с. 79−85.
- Соботович Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей. -Киев, 1985.
- Стрелков Р.Е. Метод вычисления стандартной ошибки и доверительных интервалов средних арифметических величин с помощью таблицы. «Алашара». Сухуми 1996.
- Судаков К.В. Биологические мотивации. М.: Медицина, 1971. -321 с.
- Сухарев А.Г., Каневская Л. Я., Рябова Л. В., Шелонина О. А., Мамчур Н. Н. Методология комплексной оценки условий воспитания и обучения детей и подростков // Гигиена и санитария. -2000.-№ 4.-14−17.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. 1. М.: Медгиз, 1955. — 459 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 2. М.: Медгиз, 1959. 406 с.
- Тимофеев В.И., Филимоненко Ю., Краткое руководство практическому психологу по использованию теста М. Люшера. Л., 1990.
- Тимофеев В.И., Филимоненко Ю. И. К вопросу о валидности цветовой методики М. Люшера. М., Л., 1985.
- Тихомиров O.K. Эмоции в структуре мыслительной деятельности // Тезисы докладов к 20 международному психологическому конгре ссу.-М., 1972.-с. 183−186.
- Толковый словарь психиатрических терминов./ В. М. Блейхер, И. В. Крук. Воронеж: Изд-во НПО Модэк. — с. 488.
- Тонконогий И.М. Инсульт и афазия. Л.: Медицина, 1968. — 268 с. Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихологию. — Л.: Медицина, 1973.
- Трауготт Н.Н., Кайданова С. И. Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии. Л.: Наука, 1972. — 192 с.
- Трефилова Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — с. 101−115.
- Физиология речи // Восприятие речи человеком. / Чистович Л. А., Венцов А. В., и др. Л.: Наука, 1971.-442 с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи, воспитание и обучение. / Учебно-методическое пособие. М.: «Гном-Пресс», 1999. — 80 с.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учебн. Пособие для пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1987.-141 с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии. М.: Просвещение, 1989. — 238 с.
- Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. 2003. — № 1. с. 23.
- Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1994. — № 2.
- Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология. 1978. -вып. 6 — с. 83−155.
- Хомская Е Д. Нейропсихология: учебник для вузов. М.: Изд-во МГУ, 1987(a).-286 с.
- Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987(b). -386 с.
- Цветкова JI.C. Методика нейропсихологической диагностики детей. 3-е, исправленное и дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
- Цветкова JI.C., Кечки М. Понимание речи и его нарушение при афазии // Проблемы афазии и восстановительного обучения. М 1975.-с. 24−40.
- Чудновский B.C., Чистяков Н. Ф. Основы психиатрии. Ростов-на- Дону.: Феникс- М.: Зевс, 1997. — с. 221 — 325.
- Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — с. 65−114.
- Шапиро Е.И. Специфика вербально-когнитивных и зрительно-образных процессов у детей младшего школьного возраста с нарушенным и нормальным речевым развитием // Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 167 с.
- Шарапова О.В. Основные проблемы и задачи российской педиатрии на современном этапе // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2003. № 1. т. 48. — с. 3 — 4.
- Шпунтов А.И. Интонационные особенности устной речи детей 6 -7лет.-М., 1979.-с. 31−36.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Лебединский В.В., О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 197 с.
- Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Под ред Л.Леви. Л.: Медицина, 1970.
- Эткинд А. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. М.: МГУ, 1987. с. 224−227.
- Юдовина Ю.Б. Развитие интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста при овладении английским языком в процессе игровой речевой деятельности. Авторефер. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 20 с.
- Юнкеров В.И. Основы. математико-статистического моделирования и применения вычислительной техники в научных исследованиях. СПб., 2000.
- Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4. — с. 2027.207 208 209 210 211 205 478 612 992•216217218219220
- Яременко Б.Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: Деан, 1999. — 128 с. Birren F. Color preference as a clue to personality //Art psychotherapy. 1973. l.p. 13−16.
- Birren F. Color psychology and color therapy: A factual study of theinfluence of color on human life. N.Y., cop. 1961.
- Bruner J.S. Child’s talk. Cambridge: Cambridge University Press.1983.
- Leonard L.B. Consonant and syllable harmony in the speech of language — disordered children, J. of Speech and Hear. Dis., 1980, 45, № 3. — c. 336−345.
- Lindsley P.B. The role of nonspecific reticulo- thalamocortical system in emotion. In: Physiological correlates of emotion. New York, 1970.
- Martin J.A. Voice, speech and language in the child: development and disorder, Wien, N-Y, 1981.
- Nettelbladt U. Development studies of dysphonology in children. Aleerup, 1983.
- Piaget J. Genetic epistemology. Colombia, OH: Columbia University Press. -1970.
- Skinner B.S. Verbal behavior. New York: Appleton — Century -Crofts.-1957.