Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика и формирование волевой саморегуляции юных боксеров в условиях детской юношеской спортивной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены основные критерии эффективности программы формирования волевой саморегуляции у юных боксеров, среди которых можно выделить: повышение уровня знаний о себе, особенностях своего возрастаувеличение внимания к собственным реакциям на значимые события и контроль над нимиразвитие способности к самопознанию и познанию других людейприобретение способности самостоятельно решать свои проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Основные подходы к изучению воли в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Возрастное развитие волевой сферы личности
    • 1. 3. Формирование волевой саморегуляции человека в условиях спортивной деятельности
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ЮНЫХ БОКСЕРОВ
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Результаты диагностики волевой саморегуляции у юных боксеров
    • 2. 3. Программа формирования волевой саморегуляции личности у юных боксеров
    • 2. 4. Анализ результатов применения программы формирования волевой саморегуляции личности
    • 2. 5. Взаимосвязь волевой саморегуляции личности с эффективностью деятельности у юных боксеров

Диагностика и формирование волевой саморегуляции юных боксеров в условиях детской юношеской спортивной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. В современных условиях социально-экономических и политических преобразований в связи с ростом профессионализации спорта высших достижений и наступающего ренессанса массового и юношеского спорта, изучение психологических основ процесса развития волевой сферы личности молодых спортсменов с учетом их индивидуальности и спортивной специализации является важной научно-исследовательской задачей.

Как в общей, так и в спортивной психологии, проблема воли, волевых качеств и волевой активности изучена достаточно широко (А.Ф. Лазурский, 1916, С. Л. Рубинштейн, 1959, А. Ц. Пуни, 1960, П. А. Рудик, 1962, А. И. Щербаков, 1963, Н. Д. Левитов, 1969, B.C. Мерлин, 1971, В. А. Крутецкий, 1972, В. И. Селиванов, 1982, В. К. Калин, 1989, В. А. Иванников, 1989 и др.).

Проблему воли и волевой регуляции многие психологи считают центральной для психологии личности и ее формирования (Д.Б. Эльконин, 1978, Л. И. Божович, 1981; Л. С. Выготский, 1984; В. А. Иванников, 1998; Е. П. Ильин, 2000). Исследования волевых качеств позволили выявить конкретную связь волевых процессов с эмощ. ональными и интеллектуальными процессами и подойти к решению важного вопроса о месте воли во всей структуре личности.

Большое количество работ отечественных психологов посвящены формированию различных волевых качеств в процессе школьного воспитания (А.И. Высоцкий, 1979; Ю. Я. Горбунов, 1992 и др.). Установлен ряд закономерностей развития воли в онтогенезе и дан психологический t * анализ волевой активности в разных видах деятельности. Предпринимались попытки дать целостное представление о генезисе волевой регуляции, начиная с первых ее проявлений до функционирования в зрелых формах, в работах ряда исследователей (В.Ю. Салин, 1989, Е. О. Смирнова, 1992, Т.И.

Шульга, 1994, В. А. Иванников, 1998 и др.).

Установлен факт, что подростковый и юношеский возраст — наиболее сензитивные этапы в плане формирования и развития волевой регуляции личности. JI.C. Выготский (1984) подчеркивал необходимость изучения с самых ранних возрастов проблемы становления волевой регуляции и воли как необходимого условия овладения человеком собой. Важной задачей он считал исследование процессуальных сторон воли, то есть ее регулятивных функций, особенностей их реализации в соотношении с возрастными новообразованиями личности.

При рассмотрении проблем волевой саморегуляции, на наш взгляд, целесообразно придерживаться положений, разработанных такими авторами, как М. Я. Басов, JI.M. Веккер, А. И. Высоцкий, И. И. Купцов, В. И. Селиванов и др. Воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевую саморегуляцию следует рассматривать как составную часть произвольного управления личностью своим поведением и деятельностью. Произвольному управлению соответствует более широкое понятие «воля». Волевая саморегуляция призвана удерживать поведение человека в пределах норм, правил, выработанных произвольным управлением. Данное положение психологии воли разрабатывается в трудах В. А. Иванникова, Е. П. Ильина, В. К. Калина, В. К. Котырло, Н. И. Непомнящей, Г. С. Никифорова, Н. М. Пейсахова, Г. Н. Солнцева, Л. Д. Столяренко и др.

Несмотря на широкое изучение вопросов воли и волевой регуляции, данная проблема характеризуется противоречивостью взглядов и недостаточной полнотой ее раскрытия. Так, отмечается неоднозначность в трактовке феноменов, касаемых волевой саморегуляции. В контексте проблем саморегуляции психологи наделяют волю регулятивными функциями, изучая ее при этом в рамках проблем «овладения человеком собой», рассматривают волевую регуляцию как произвольное изменение побуждения к деятельности (JI.C. Выготский, C. JL Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе), как личностный уровень регуляции (К.А. Абульханова-Славская, 1982; Л. М. Веккер, 1981; В. А. Иванников, 1999; В. К. Калин, 1989; Т. И. Шульга, 1994 и другие). Психологическая практика недостаточно активно использует современные психологические средства совершенствования волевого развития и саморазвития личности. Недостаточно изучена волевая регуляция в спорте как системное образование, ее структура и детерминанты, особенности развития в различных видах спорта.

Все это позволило сформулировать проблему исследования: каковы психологические особенности проявления и развития волевой саморегуляции юных боксеров в условиях спортивной школы, а также научно обоснованные методы и средства повышения эффективности психодиагностической и психокоррекционной работы по формированию волевой саморегуляции в подростковом возрасте. Решение этой проблемы явилось целью данной работы.

Объект исследования — волевая саморегуляция юных боксеров.

Предметом исследования выступают особенности развития и формирования волевой саморегуляции личности подростков, занимающихся боксом.

Гипотезой исследования явились следующие предположения: 1) высокий уровень волевой саморегуляции юных боксеров будет способствовать повышению эффективности учебно-тренировочного процесса, что отразится на результатах спортивной деятельности- 2) теоретически обоснованная и методически корректная программа формирования волевой саморегуляции личности, реализуемая на начальном уровне спортивной подготовки, может служить средством актуализации и развития возможностей волевой саморегуляции подростков, занимающихся боксом- 3) эффективность формирования волевой саморегуляции личности юных боксеров обеспечивается при условии активизации основных компонентов в структуре ее побудительного, исполнительного и результативного блоков.

В соответствии с целью и для обоснования гипотезы были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить представления отечественных и зарубежных ученых о психологическом содержании волевой саморегуляции личности на основе теоретического анализа литературы, уточнив определение и обосновав структуру волевой саморегуляции подростков.

2. Исследовать показатели исходных уровней развития и детерминанты волевой саморегуляции у подростков 12−17 лет, занимающихся боксом.

3. Провести сравнительное исследование особенностей волевой саморегуляции юных боксеров, занимающихся в группах разного уровня подготовки.

4. Разработать и апробировать комплексную программу по формированию и развитию волевой саморегуляции подростков, занимающихся боксом, повышающую эффективность занятий на начальном уровне их подготовки.

5. Изучить взаимосвязь уровня развития волевой саморегуляции юных боксеров с эффективностью учебно-тренировочной и спортивной деятельности.

Методологическая основа исследования базируется на диалектическом методе научного познания объективной действительности и развития человеческой психики, учении о личности, ее структуре и функциях, месте и роли в ней волевой саморегуляции, детерминирующей поведение и деятельность, принципах активности, единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, единства социального и биологического, индивидуального и общественного, а также на других современных методологических положениях философии, общей, возрастной и педагогической психологии.

Теоретической основой исследования являются: идеи отечественных психологов о волевой регуляции как личностном уровне регуляции (К.А. Абульханова-Славская, В, А. Иванников, В. К Калин, Т. И. Шульга и др.), регуляционный подход в изучении воли (М.Я. Басов, JI.M. Веккер, А. И. Высоцкий, И. И. Купцов, В. И. Селиванов и др.), концепция осознанной саморегуляции деятельности (О.А. Конопкин, В. И. Моросанова, В. Д. Шадриков и др.).

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2004 по 2007 год и включало три этапа:

На первом этапе выявлена проблема исследованияопределены теоретические основы и научные параметры исследования. Осуществлен теоретический анализ проблемы исследования.

Второй этап (2005;2006 гг) состоял из выявления исходных уровней волевой саморегуляции у юных боксеров и определения их детерминантразработки и апробации формирующей программы по целенаправленному развитию волевой саморегуляции юных боксеров и повторном психодиагностическом обследовании контрольной и экспериментальной групп.

На третьем этапе (2006;2007 гг) проведены анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнены основные результаты, выводы и положенияоформлен текст диссертации.

Методы исследования. В диссертации использовались методы обзорного анализа литературных источников, методы анкетирования, беседы, наблюдения, экспертных оценок, психодиагностические методы (тестирование и опрос), метод эксперимента.

Диагностическое исследование осуществлялось с использованием комплекса из шести адаптированных психологических методик, рассчитанных на изучение основных компонентов волевой саморегуляции личности: 1. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера- 2. Опросник волевого самоконтроля- 3. Экспресс-методика.

Волевое усилие. Задержка дыхания" — 4. Блок методик, разработанных Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко: опросник для оценки своей настойчивости, опросник для оценки своего упорства, опросник для самооценки терпеливости- 5. Тест «Самооценка силы воли" — 6. Опросник «Цель-средство-результат».

Эмпирической базой исследования явились статистические данные, характеризующие количественное и качественное содержание волевой саморегуляции юных боксеров, сведения, полученные в результате психологической диагностики. Эмпирический материал обрабатывался с помощью методов математической статистики (корреляционного анализа).

Экспериментальной базой исследования явилась ГОУ ДОД СК ДЮСШ единоборств и МОУ ДОД ДЮСШ № 3 г. Ставрополя. Испытуемыми были юноши в возрасте от 12 до 17 лет в количестве 60 человек.

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечивалась репрезентативностью выборки, предварительной апробацией применяемых методик и использованием методов математико-статистической обработки данных. Автоматизированная обработка данных исследования проводилась с использованием статистических программ «Statistika 6.0» и электронных таблиц Excel.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем: выявлены исходные уровни волевой саморегуляции юных боксеров в подростковом возрасте и их детерминантыисследована динамика основных компонентов волевой саморегуляции юных боксеров на разных уровнях специализированной спортивной подготовкиопределены направления психологической поддержки (индивидуальной и групповой), способствующей повышению уровня волевой саморегуляции личностиобоснован комплексный подход к формированию волевой саморегуляции личности, включающий развитие как личностных свойств (самопознание, самовоспитание, самооценка), так и эмоционально-волевых качеств (самообладание, самоконтроль) — выявлена взаимосвязь уровня волевой саморегуляции юных боксеров с эффективностью учебно-тренировочной и спортивной деятельности.

Теоретическая значимость состоит в углублении представлений о психологическом содержании понятия волевой саморегуляциив уточнении структуры волевой саморегуляции личности юных боксеров, заключающейся в наполнении основных ее блоков специальными компонентамив обобщении представлений о формировании волевой саморегуляции в условиях спортивной деятельности.

Практическая значимость. Данные настоящего исследования могут быть использованы в практической работе тренеров по боксу, занимающихся с детским контингентомдля дальнейших психолого-педагогических разработок и научных исследованийв процессе обучения студентов факультетов физической культуры и спорта.

Практическая значимость полученных научных результатов обусловлена возможностями их использования для совершенствования процесса отбора юных боксеров с учетом уровня развития волевой саморегуляции личности в группы на разных этапах специализированной спортивной подготовкивнедрения программы формирования волевой саморегуляции личности в целях улучшения спортивных результатов и достиженийа также перспективами рационализации системы подготовки юных боксеров и повышением эффективности учебно-тренировочного процесса с учетом психологических рекомендаций по развитию волевых качеств личности в подростковом возрасте.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Волевая саморегуляция представляет собой личностный уровень произвольной регуляции и является структурным образованием, состоящим из трех блоков: побудительного, исполнительного и результативного, которые в свою очередь включают в себя следующие компоненты: самостоятельность при выборе цели, ее осознанность, способы реагирования на удачи и неудачи, способы реализации целей (внешние и внутренние), самовоспитание, эмоциональные реакции при столкновении с трудностями, удовлетворенность собой и др.

2. Наиболее эффективное исследование структурных компонентов волевой саморегуляции возможно с помощью использования комплекса психодиагностических методик, направленных на изучение таких составляющих личностной сферы, как тип контроля над значимыми жизненными событиями, локализация контроля в области достижений и в области неудач, волевой самоконтроль, настойчивость и самообладание, целеполагание, выбор средств и оценки результата деятельности, которые являются детерминантами развития волевой сферы юных боксеров.

3. В программу формирования волевой саморегуляции личности целесообразно включать развитие таких основополагающих составляющих, как личностные свойства (самопознание, самовоспитание, самооценка), предполагающих способность высокого уровня целеполагания и ответственности, так и эмоционально-волевых качеств (самообладание и самоконтроль), обеспечивающих эффективность самоуправления.

4. Экспериментальное развитие основных компонентов волевой саморегуляции личности целесообразно осуществлять в группе начальной подготовки по причинам: 1) сензитивности периода подросткового возраста- 2) низкого темпа развития волевой саморегуляции на различных ступенях обучения в ходе естественного процесса спортивно-тренировочной деятельности- 3) наибольшей важности изменений на данном этапе для будущей учебно-тренировочной и спортивной деятельности.

5. Существует положительная корреляционная взаимосвязь (г = 0,571, г = 0,522, г = 0,433 при р < 0,05) уровня развития волевой саморегуляции юных боксеров с эффективностью учебно-тренировочной и спортивной деятельности.

Апробация и внедрение результатов.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на методических семинарах и заседаниях кафедры практической психологии и лаборатории психологии профессионального развития личности Ставропольского государственного университета. Внедрение и апробация программы осуществлялись в учебно-тренировочном процессе юных боксеров на базе детской юношеской спортивной школы № 3 г. Ставрополя. Полученные в исследовании данные представлены в материалах II Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» (Кисловодск, 2007) — V международной научно-практической конференции «Личностно развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2005) — сборника научных трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания» Выпуск XV (Москва, 2006) — 52-й научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука — региону» «Инновации в системе высшего и среднего образования: опыт, проблемы, перспективы» (Ставрополь, 2007) — Всероссийской научно-практической конференции /АГПИ им. А. П. Гайдара «Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса» (Арзамас, 2006) — Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования» (Ставрополь, 2005).

Структура н объем работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В текст диссертации включены 15 таблиц, 34 рисунка. Список используемой литературы содержит 235 источников, из них 10 на иностранном языке. Содержание работы изложено на 162 странице основного текста.

Результаты исследования по формированию волевой саморегуляции юных боксеров в условиях спортивной школы позволяют предложить следующие практические рекомендации:

1. Составленная и апробированная нами программа формирования волевой саморегуляции личности у юных боксеров может использоваться психологическими службами детских спортивных школ с секциями бокса. Некоторые элементы предложенной нами программы рекомендуется использовать педагогам и тренерам в процессе тренировок и при подготовке юных боксеров к соревновательной деятельности. Например, с целью повышения их готовности к ведению боя, может быть использован аутотренинг в предсоревновательном периоде.

2. Подобранный нами блок психодиагностических методик может быть использован психологами спортивных школ в сотрудничестве с тренерским составом для диагностики начального уровня волевой саморегуляции личности с целью первичного отбора и учета психологических особенностей личности юных спортсменов, а также и в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельностей при составлении планов индивидуальной работы с юным боксером для повышения результатов его деятельности.

3. Рекомендуется также применять при оценке волевой саморегуляции личности и эффективности деятельности юных боксеров метод комплексных экспертных оценок, так как на их основе можно делать достаточно достоверные выводы о развитии данных показателей.

Проведенное нами экспериментальное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблем, связанных с формированием волевой саморегуляции спортсменов. Среди дальнейших направлений изучения данного феномена мы видим возможности и перспективы дальнейшего исследования особенностей волевой саморегуляции спортсменов разных видов спорта и возрастов, а также факторов, влияющих на формирование и развитие волевой саморегуляции как в условиях спортивной школы, так в индивидуальном тренировочном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование проблемы формирования волевой саморегуляции личности юных спортсменов показало, что тема исследования характеризуется высокой актуальностью и практической значимостью. Это подтверждается ее направленностью на решение одной из фундаментальных проблем психологии развития и педагогической психологии — развитие у человека способности к овладению собственным поведением, преодолению трудностей в деятельности, успешному ее выполнению, самоизменению и саморазвитию, то есть на раскрытие психологических условий формирования личности, активного субъекта собственной деятельности и поведения.

По результатам данного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Психологическое содержание понятия воли, включает в себя сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевую саморегуляцию следует рассматривать как составную часть произвольного управления личностью своим поведением и деятельностью.

2. Структура волевой саморегуляции личности юных боксеров, состоит из трех блоков: побудительного, исполнительного и результативного, которые в свою очередь включают следующие компоненты: самостоятельность при выборе цели, ее осознанность, способы реагирования на удачи и неудачи, способы реализации целей (внешние и внутренние), самовоспитание, эмоциональные реакции при столкновении с трудностями, удовлетворенность собой и др.

3. Экспериментально выявлена эффективность используемого в нашем исследовании комплекса диагностических методик, позволяющего изучить основные компоненты волевой саморегуляции личности и ее динамику на разных уровнях специализированной спортивной подготовки.

4. Выявлено, что детерминантами развития волевой сферы юных боксеров являются такие составляющие личностной сферы, как тип контроля над значимыми жизненными событиями, локализация контроля в области достижений и в области неудач, волевой самоконтроль, настойчивость и самообладание, целеполагание, выбор средств и оценка результата деятельности.

5. Определены исходные уровни волевой саморегуляции юных боксеров, которые характеризуются экстернальным типом локализации контроля, низким уровнем развития волевого самоконтроля, настойчивости, самообладания, целеполагания, выбора средств и оценки результата деятельности. Все это позволило говорить о недостаточном уровне сформированности волевой саморегуляции у исследуемого контингента юных боксеров на констатирующем этапе эксперимента.

6. Предложена и апробирована программа психологической помощи в формировании волевой саморегуляции личности юных боксеров, которая включает как индивидуальную психологическую работу, так и групповое психологическое воздействие, представленное циклом семинаров, предоставляющих информацию юным боксерам и их тренерам об особенностях волевой саморегуляции в данном возрастном периоде, а также формой групповых тренингов, ориентированных на формирование уровня волевой саморегуляции и возможности сознательной саморегуляции личности юных боксеров.

7. Основными задачами тренинга, реализация которых обеспечивает его эффективность, являются: формирование потребности и способности к саморазвитию и самореализацииуглубление и развитие процессов самосознания и самопознанияформирование собственных позиций и взглядов при восприятии окружающей действительностиповышение чувства личной ответственности за свои поступки и действияприобретение навыков волевой саморегуляции, повышение контроля юных боксеров над жизненными событиями.

8. Определены основные критерии эффективности программы формирования волевой саморегуляции у юных боксеров, среди которых можно выделить: повышение уровня знаний о себе, особенностях своего возрастаувеличение внимания к собственным реакциям на значимые события и контроль над нимиразвитие способности к самопознанию и познанию других людейприобретение способности самостоятельно решать свои проблемы, возможности делать самостоятельный выбор и брать на себя ответственность за принятое решениеразвитие доверительных отношений в группе, а также приобретение навыков эффективного межличностного общенияразвитие умения целенаправленно контролировать и изменять негативные психоэмоциональные ситуацииформирование стремления к самосовершенствованию в первую очередь — личностному, а затем и к спортивному.

9. По результатам проведения формирующего эксперимента можно отметить усиление корреляционных связей между показателями волевой саморегуляции личности: увеличена положительная взаимосвязь между настойчивостью и оценкой результата (г = 0,387- р < 0,1), положительная корреляция, выявленная между самообладанием и целеполаганием также была увеличена (г = 0,497- р < 0,1). Выявлены и новые корреляционные взаимосвязи: положительные связи между настойчивостью и выбором средств (г = 0,307- р < 0,1), и между настойчивостью и целеполаганием (г = 0,421- р < 0,05).

10. Выявленная незначительная динамика, отличающаяся низким темпом развития волевой саморегуляции на различных ступенях обучения в ходе естественного процесса спортивно-тренировочной деятельности, а также сензитивность подросткового возраста в формировании волевой сферы, являются основанием для организации экспериментального развития основных компонентов волевой саморегуляции личности в группе начальной подготовки. Изменения, полученные на данном этапе обучения, обладают наибольшей важностью для будущей учебно-тренировочной и спортивной деятельности.

11. Выявлены положительные корреляционные связи на высоком уровне значимости между показателями волевой саморегуляции личности и эффективностью учебно-тренировочной и спортивной деятельности юных боксеров, а именно между настойчивостью и уровнем волевой саморегуляции перед боем (г = 0,571- р < 0,05) — между самообладанием и уровнем волевой саморегуляции перед боем (г = 0,322- р < 0,1) — между оценкой результата и уровнем волевой саморегуляции в основной деятельности (г = 0,522- р < 0,05) — между выбором средств и уровнем волевой саморегуляции в основной деятельности (г = 0,521- р < 0,05) — между оценкой результата и результатом соревновательной деятельности (г = 0,361- р < 0,1) — и между целеполаганием и уровнем волевой саморегуляции в основной деятельности (г = 0,443- р < 0,05).

12. В целях повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юных боксёров необходимо учитывать психолого-педагогическую составляющую их подготовки, включающую совершенствование процесса отбора с учетом уровня развития волевой саморегуляции личности в группы на разных этапах специализированной спортивной подготовки, внедрение программы формирования волевой саморегуляции личности в целях улучшения спортивных результатов и достижений, рационализацию системы подготовки юных боксеров с учетом психологических рекомендаций по развитию волевых качеств личности в подростковом возрасте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.Г. Избранные психологические труды Текст. / Б. Г. Ананьев. -Ч М., 1980.-323 с. I
  2. , Г. И. Исследование системного характера психической регуляции деятельности Текст. / Г. И. Ангушев // Авторефер. дисс.. докт. психол. наук. М., 1977. — 40 с.
  3. , Г. М., Богомолова, П.П., Петровская, Л. А. Современная социальная психология на Западе Текст. / Г. М. Андреева, П. П. Богомолова, Л. А. Петровская. М.: Наука, 1977. — 271 с.
  4. , П.К. Философские аспекты теории функциональных систем Текст. / П. К. Анохин // Избранные труды. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  5. , Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1992. — № 5.- С. 12−15.
  6. Аристотель, Никмахова этика Текст. / Аристотель // Соч. в 4-х т. М., 1983.-Т. 4
  7. Аристотель, О душе Текст. / Аристотель // Соч. в 4 томах. М., 1975. -Т.1
  8. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В. Г. Асеев. -М., 1976
  9. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во «Мысль», 1984. — 354 с.
  10. , А.Г. О предмете психологии личности Текст. / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. М., 1983. -№ 3. — С. 25−29.
  11. З.Баранов, В.Н., Сазонов, Б. В. Игровые формы развития деятельности, коммуникации, мышления Текст. / В. Н. Баранов, Б. В. Сазонов. -М., 1998
  12. , М.Я. Воля как предмет функциональной психологии Текст. / М. Я. Басов.-Пг., 1922
  13. , А. Николай Авилов Текст. / А. Башкатов. М.: Физкультура и спорт, 1974
  14. , Д., Баярд, Р. Ваш беспокойный подросток Текст. / Д. Баярд, Р. Баярд.-М., 1992.-345 с.
  15. , Р. Развитие «Я концепции» и воспитание Текст. / Р. Берне. — М.: Педагогика, 1986.-315 с.
  16. , Н.А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательные актов Текст. / Н. А. Бернштейн // Вопросы психологии. -М., 1957.-№ 6.-С. 35−41.
  17. , М.Р. Организация психологической работы в школе Текст. / М. Р. Битянова. -М.: Совершенство, 1997. 298 с.
  18. , М.Р. Психология личностного роста Текст. / М. Р. Битянова // Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 164 с.
  19. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М., 1969
  20. , Л.И., Славина, Л.С., Быдовицкая, Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения Текст. / Л. И. Божович, Л. С. Славина, Т. В. Быдовицкая // Вопросы психологии. М., 1976. — № 4. — С.55
  21. , В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения Текст. / В. Ю. Большаков. СПб.: Питер, 1994
  22. , А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика Текст. / А. Ф. Бондаренко // Учебное пособие для студентов старших курсовпсихологических факультетов и отделений универститетов. Киев: Укртехпрес, 1997.-215 с.
  23. , М.И. Развитие и саморегуляции поведения школьников Текст. / М. И. Борищевский // Дис. в форме научного доклада докт. психол. наук. -М., 1990
  24. , С.М. Профессиональная ориентация молодежи на основе комплексной психологической оценки личности Текст. / С. М. Булатов. -Краснодар, 1991
  25. , Л.Ф. Психодиагностика Текст. / Л. Ф. Бурлачук. СПб.: Питер, 2005
  26. , Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 1999. — 528 с.
  27. , Г. В., Лидере, А.Н., Карабанова, О.В. Возрастно-психологическое консультирование Текст. / Г. В. Бурменская, А. Н. Лидере, О. В. Карабанова. М., МГУ, 1990. — 217 с.
  28. , М.Е. О характерах людей Текст. / М. Е. Бурно. -М., 1996. 198 с.
  29. , И.А., Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация и самоконтроль за действием Текст. / И. А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. М., 1991
  30. , Ф.Е. От психологической практики к психологической теории Текст. / Ф. Е. Василюк // Московский психотерапевтический журнал. -№ 1.- 1992.-С. 34−40.
  31. , Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984. -200 с.
  32. , И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники Текст. / И. В. Вачков М.: Ось, 2000. — 235 с.
  33. Введение в психологию Текст. / Под. ред. А. В. Петровского. М., — 1995.
  34. , Л.М. Психические процессы Текст. / Л. М. Веккер // В 3 т. Л., 1981.-Т. 3.
  35. , А.А., Платонова, Т.А. Формирование познавательной ипрофессиональной мотивации Текст. / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. -М., 1996
  36. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М., 1986
  37. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Текст. / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967
  38. , JI.B. Обучение и воспитание юного спортсмена Текст. / Л. В. Волков. Киев: «Здоровье», 1984
  39. , JI.C. Раннее детство Текст. // JI.C. Выготский. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 503 с.
  40. , JI.C. Собрание сочинений в 6 т. Текст. / Л. С. Выготский. М., 1983.-Т. 5.
  41. , Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена Текст. / Ф. Генов. -М.: ФиС, 1971
  42. , Т. Избранные произведения. В 2 т. Текст. / Т. Гоббс. М., 1964. -т. 1.
  43. , Д.С. Практикум по психологическому исследованию Текст. / Д. С. Горбатов. Самара, 2003
  44. , Г. Д. Современная практика психологической подготовки спортсмена Текст. / Г. Д. Горбунов // Теория и практика физической культуры. 1979. — № 12. — С. 5−7.
  45. , Р. Основы регуляции движений Текст. / Р. Гранит. М.: Мир, 1973
  46. , М.П. Психология и педагогика профессиональной деятельности Текст. / М. П. Громкова // Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  47. , В.В. Современная общая психология и психология спорта Текст. / В. В. Давыдов // Теория и практика физической культуры, 1975
  48. , В.В., Эльконин, Д.Б., Маркова, А.К., Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста Текст. /
  49. В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова // Проблемы общей возрастной и педагогической психологии. М., 1978
  50. , И.В. Общая патология человека Текст. / И. В. Давыдовский. М: Медицина, 1969. — 188 с.
  51. , О.В. Эмоционально-волевые проявления самооценки и спортивной деятельности Текст. / О. В. Дашкевич // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докладов к V Всероссийскому съезду Общества психологов. М., 1977. — С. 357−369.
  52. , Р. Избранные произведения Текст. / Р. Декарт. -М., 1950
  53. , А.А., Селезнева, Е.В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты Текст. / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева.-М.: Мысль, 1985.-310 с.
  54. , У. Психология Текст. / У. Джеймс. СПб., 1911
  55. Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов Текст. / Л., 1989
  56. , Н.Ф. Внимание Текст. / Н. Ф. Добрынин // Общая психология: под ред. А. В. Петровского. М., 1976
  57. , В.Н. Структура и логика психологического исследования Текст. / В. Н. Дружинин. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 120 с.
  58. , И.В. Психологическая готовность к самоопределению -основное новообразование ранней юности Текст. / И. В. Дубровина // Формирование личности старшеклассника. М., 1989
  59. , Б.А., Смирнов, Б.А., Королев, А. В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь Текст. / Б. А. Душков, Б. А. Смирнов, А. В. Королев // Под ред. Б.А. Душкова- прил. Т. А. Гришиной. -М.: «Мир», 2005
  60. A.В. -М.: Просвещение, 1967.бб.Здравомыслова А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. Текст. / А.Г.
  61. В.А. К сущности волевого поведения Текст. / В. А. Иванников //Психологический журнал. № 3., — 1998. С. 34−38.
  62. В.А. Произвольные процессы и проблемы воли Текст. /
  63. B.А. Иванников // Вестник МГУ, сер. 14. Психология, 1986. № 2. С. 18−29.
  64. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Текст. / В. А. Иванников М.: УРАО -1989.
  65. Е.П. Мотивация и мотивы. Текст. / Е. П. Ильин СПб.: «Питер», 2000.
  66. Е.П. Психология воли. Текст. / Е. П. Ильин СПб. 2000.
  67. Е.П. Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояние). Текст. / Е.П. Ильин-М.: Просвещение, 1980.
  68. В.К. Волевая регуляция деятельности. Текст. / В. К. Калин // Автореф. дис. Д-ра наук. Тбилиси, 1989.
  69. В.К., Панченко В. И. Изучение волевой активности школьников в связи с особенностями продуктивности мышления Текст. / В. К. Калин,
  70. B.И. Панченко//Вопросы психологии. 1980. № 2.
  71. И. Сочинения в 6-ти томах. Текст. / И. Кант // Т.4.- чЛ, М., 1964.
  72. Дж. Теория личностных конструктов. Текст. / Дж. Келли М., 2000
  73. С. Волевая саморегуляция: воспитай свой характер. Текст. /1. C. Ключников М., 2005.
  74. Кон И. С. Психология ранней юности. Текст. / И. С. Кон М., 1989.
  75. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. Текст. / И. С. Кон -М.: Политиздат, 1987. 335 с.
  76. Кон И. С. Психология старшеклассника. Текст. / И. С. Кон -М., 1980
  77. Т.С. Волевая активность (параметр «настойчивость») и ее формально динамическая сторона Текст. / Т. С. Конарева // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции человека. Свердловск, 1987. С. 15−22.
  78. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -Текст. / О. А. Конопкин М.: Наука, 1980. — 256 с.
  79. К.Н. Воспитание воли и характера. Текст. / К. Н. Корнилов -М.: Детгиз. 1948. 32с.
  80. Т.В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. Текст. / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов СПб.: Питер, 2006
  81. .Б. Психомоторное развитие младших школьников. Текст. / Б.Б. Косов-М.: АПН СССР, 1989.
  82. И.Б., Коноркевич О. С., Петриевский В. Н. Психология. Текст. / И. Б. Котова, О. С. Коноркевич, В. Н. Петриевский Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-480 с.
  83. Коц Я.М., Найдин B.JI. О роли кинестетического чувства и управлении произвольными движениями. Текст. / Я. М. Код, B.JI. Найдин // Вопросы психологии. 1966. № 5.-С. 114−122.
  84. Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. Текст. / Р. Кочунас М., 2005
  85. Г. Психология развития. Текст. / Г. Крайг СПб.: Издательство «Питер», 2000.-992 с.
  86. А.Н. Физиология человека. Текст. / А. Н. Крестовников -М.:ФиС, 1954.-С. 386.
  87. В.А. Основы педагогической психологии. Текст. / В. А. Крутецкий М.: Просвещение, 1972.
  88. В.Г. Социальная психология Текст. / В. Г. Крысько // Курс лекций. М., 2003
  89. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Текст. / Б. В. Кулагин -М., 1984.
  90. И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. Текст. / И. И. Купцов -Рязань. 1992. С.22−29
  91. Н.Д. Психология характера. Текст. / Н. Д. Левитов М., 1969. С. 42−54.
  92. А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. Текст. / А. Н. Леонтьев -М.:Педагогика, 1983.-342 с.
  93. А. Н. Деятельность, сознание, личность. Текст. / А. Н. Леонтьев -М., 1975.-304 с.
  94. А.Н. Воля Текст. / А. Н. Леонтьев // Вестник Московского университета. Психология. 1993. № 2 — С.3−14
  95. М.И. Понятие онтогенеза общения. Текст. / М. И. Лисина М., 1986.
  96. А.Р. К вопросу о формировании произвольных движений Текст. / А. Р. Лурия // Вопросы психологии. 1957, № 6 — С. 3−19.
  97. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Текст. / Под ред. Кудряшова А. Ф., — Петрозаводск, 1992. к 105. Майерс Д. Социальная психология. [Текст] / Д. Майерс СПб.: Питер, 2002
  98. Е.В., Иванников В. А. Проблемы воли в западной психологии Текст. / Е. В. Макарушкина, В. А. Иванников // Вопросы психологии. 1989, № 3.
  99. Т.Д., Ярошевский М. Г. Сто выдающихся психологов мира. Текст. / Т. Д. Марцинковская, М. Г. Ярошевский М.: МПСИ, 1996. -356 с.
  100. Ш. Молодой, здоровый и свободный. Текст. / Ш. Маршал -Миннесота, США, «Хейдзеленд» 1978.-245 с.
  101. В.В., Завьялова Е. К., Поликарпова М. В. Механизм непроизвольной регуляции деятельности человека в экстремальных условиях. Текст. / В. В. Медведев, Е. К. Завьялова, М. В. Поликарпова // Физиология человека. Т. 13, № 1, С.90−95.
  102. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Текст. / B.C. Мерлин Пермь, 1971.
  103. Методика психодиагностики в спорте Текст. / Под ред. В. Л. Марищука, Ю. М. Блудова, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серовой. М.: Просвещение, 1990.
  104. В.Э. Самоконтроль у фигуристов как основа их теоретического мастерства. Текст. / В. Э. Мильман // Научные труды ВНИИФК ЗА 1970 / Ред. А. В. Коробков. Т.2. М.: 1972.
  105. Л. Методы социально-психологической диагностики личности. Текст. / Л. Моргулец-Л., 1990
  106. О.И. Психология самосознания личности. Текст. / О.И. Мотков-М., 1993.
  107. B.C. Возрастная психология. Текст. / B.C. Мухина М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 456 с.
  108. B.C. Детская психология. М., 1985
  109. B.C. Детская психология. Текст. / B.C. Мухина М., 1985
  110. В.Н. Личность и неврозы. Текст. / В. Н. Мясищев Л.: Изд-воЛГУ, 1960.-426 с.
  111. В.Н. Психология отношений. Текст. / В. Н. Мясищев Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1995. — 356 с.
  112. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности Текст. / В. Н. Мясищев // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырев. М.: Изд -во МГУ, 1982. -С. 35−38.
  113. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Текст. / В. Д. Небылицын М.: 1974.
  114. Я.З. Развитие воли у школьников / Психология личности и деятельности дошкольника. Текст. / Я. З. Неверович М.: Просвещение. 1965. С.71−107.
  115. Р.С. Психология. Текст. / Р. С. Немов // Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х книгах. М.: ВЛАДОС, 2001
  116. В.В. Системетизация волевых свойств человека Текст. / В. В. Никандров // Вестник СПбу. 1995. № 3 С. 32
  117. Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб. пособие. Текст. / Е. М. Никиреев М.: МПСИ, 2004
  118. Г. С. Самоконтроль человека. Текст. / Г. С. Никифиров Л., 1989.
  119. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Текст. / В. Д. Небылицын М.: 1974.
  120. Я.З. Развитие воли у школьников / Психология личности и деятельности дошкольника. Текст. / Я. З. Неверович М.: Просвещение. 1965. С.71−107.
  121. Р.С. Психология. Текст. / Р. С. Немов // Учеб. Для студентоввысш. пед. учеб. заведений: В 3-х книгах. -М.: ВЛАДОС, 2001
  122. В.В. Системетизация волевых свойств человека Текст. / В. В. Никандров // Вестник СПбу. 1995. № 3 С. 32
  123. Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб. пособие. Текст. / Е. М. Никиреев М.: МПСИ, 2004
  124. Г. С. Самоконтроль человека. Текст. / Г. С. Никифиров Л., 1989.
  125. О структуре направленности личности Текст. / А. Г. Ковалев // Психология. Под ред. Ковалев А. Г. М., 1966.
  126. Н.Н. Межличностные отношения. Текст. / Н. Н. Обозов -Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 151 с.
  127. Л.Ф. Возрастная психология. Текст. / Л. Ф. Обухова М., 2001.
  128. Общая психодиагностика Текст. / Под ред. А. А. Бодалев, В. В. Столин. -СПб.: «Речь», 2004
  129. Общая психология Текст. / Под ред. В. В. Богословского и др. М., 1981.-С. 324−325.
  130. Общая психология. Курс лекций Текст. / Под ред. Е. П. Рогова. М., 1995.
  131. Общая психология: Учебник для вузов. Текст. / Под ред. А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2003
  132. Р.В. Психологическое сопровождение родительства. Текст. / Р. В. Овчарова М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.
  133. И.П. Полн. Собрание соч. Т. З. Текст. / И. П. Павлов М.- Л.: Акад. Наук СССР, 1949. — С.27
  134. Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Текст. / Н. М. Пейсахов Казань: Казанский университет, 1974.
  135. Ф. Опыты психологии. Текст. / Ф. Перлз М.: Изд-во МГУ, 1989.-216 с.
  136. А.К. Преобразование и обновление исходных мотивов в различных фазах волевого действия. Текст. / А. К. Перов // Материалы второй межвузовской научной конференции по проблемам психологии воли. Рязань, 1964.
  137. . Избранные психологические труды. Текст. / Ж. Пиаже М.: Просвещение, 1969.
  138. Р.А. Мотивация спортивной деятельности. Текст. / Р.А. Пилоян-М.: ФиС. 1984.
  139. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. 2е изд., доп. и переработан. Текст. / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др., / Под общ- ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2003. — 560 с.
  140. Практическая психодиагностика. Текст. / Ред. Райгородский Д. Я. / Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ — М», 2003. — 672 с.
  141. Практическая психология образования. Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТП «Сфера», 2000. — 528 с.
  142. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Текст. / Н. С. Пряжников М., 1996
  143. Психодиагностика. Теория и практика Текст. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. -М.: Прогресс, 1986.-205 с.
  144. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования Текст. / Под ред. К. М. Гуревича.-М.: Педагогика, 1981.-232 с.
  145. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Текст. / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобнева. М., 1976.
  146. Психология детства. Текст. / В. В. Зеньковский. Екатеринбург, 1995.
  147. Психология личности в трудах отечественных психологов. Текст. / -СПб.: «Питер», 2000. 480 с.
  148. Психология личности. В 2-х томах. Хрестоматия. Текст. / Самара:1. БАХРАХ-М", 2004.
  149. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / М. В. Фирсов, Б. 10. Шапиро. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.
  150. Психология. Словарь. Текст. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 502 с.
  151. Психология: Учебник. Текст. / Под ред. А. А. Крылова, В. М. Алахвердова, С. И. Богдановой и др. М., 2004
  152. А.Ц. О волевых качествах спортсмена Текст. / А. Ц. Пуни // Теория и практика физ. Культуры. 1960. № 1. С.817−822.
  153. А.Ц. Очерк психологии спорта. Текст. / А. Ц. Пуни М.: ФиС. 1959.-308 с.
  154. А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Текст./А.Ц. Пуни-Л., 1977.
  155. В. Анализ личности. Текст. / В. Райх М., СПб.: КСП+ЮВЕНТА, 1999. -332 с.
  156. А.А. Самоконтроль человека Текст. / А. А. Реан // Психология / Под ред. А. А. Крылова. М., 1999.
  157. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Текст. / X. Ремшмидт-М., 1994.
  158. К. Несколько важных открытий. Текст. / К. Роджерс // Вестник МГУ, серия «Психология». 1990. № 2. — С.58 -65.
  159. В.А. Психология управления. Учеб. пособие. Текст. / В. А. Розанова М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». — 2003.
  160. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. Текст. / А. А. Рояк М., 1988.
  161. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Текст. / С. Л. Рубинштейн -М&bdquo- 1957.
  162. С.JI. Основы общей психологии. Текст. / С. Л. Рубинштейн СПб., 1999. — 416 с.
  163. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Текст. / С. Л. Рубинштейн -М., 1957.
  164. С.Л. Теоретические вопросы психологии. Текст. / С. Л. Рубинштейн М.: 1959. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн — СПб., 1999. — 416 с.
  165. С.Л. Теоретические вопросы психологии. Текст. / С. Л. Рубинштейн -М.: 1959.
  166. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теории и практика. Текст. / К. Рудестам М.: Прогресс, 1993. — 384 с.
  167. П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена. Текст. / П. А. Рудик // Проблемы психологии в спорте. М., 1962.
  168. Е.Е. Психология развития человека вузов. Текст. / Е. Е. Сапогова // Учебное пособие для студентов М., 2005.
  169. В.И. Волевая регуляция активности личности Текст. / В. И. Селиванов //Психологический журнал, 1982. — № 4.
  170. В.И. Волевая регуляция активности личности Текст. / В. И. Селиванов // Психологический журнал, 1982. — № 4.
  171. В.И. Волевая регуляция активности личности Текст. / В. И. Селиванов // Психологический журнал, 1982. — № 3.
  172. В.И. Избранные психологические произведения. Текст. / В.И. Селиванов-Рязань, 1992.
  173. В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности Текст. / В. И. Селиванов // Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань. 1986. С. 112.
  174. В.И. Терминологический минимум основных понятий воли. Текст. / В. И. Селиванов Рязань, — 1982.
  175. И.М. Избранные произведения. Текст. / И. М. Сеченов М., 1953.
  176. П.В. Что такое эмоция? Текст. / П. В. Симонов // Наука и жизнь. 1965, № 5, С. 64.
  177. П.В. Мотивированный мозг. Текст. / П. В. Симонов М., 1987.
  178. Н.А., Ялтонский В. М. Программа формирования здорового жизненного стиля. Текст. / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский М., 2000. -185 с.
  179. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев -М. 1995.
  180. Словарь практического психолога. Текст. / Сост. С. Ю, Головин, -Минск: Харвест, 1997. 800 с.
  181. Р. Групповая работа с детьми и подростками. Текст. / Р. Смид -М.: Генезис, 1999.-215 с.
  182. JI.A. Индивидуальные особенности саморегуляции и успешности спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы). Текст. / JI.A. Соколова // Дисс. канд. психол. наук. М.: 1991.
  183. JI.A. Индивидуальные особенности саморегуляции и успешности спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы). Текст. / JI.A. Соколова // Дисс. канд. психол. наук. М.: 1991.
  184. , Г. М. Физическая культура в образовательном процессе вуза Текст. / Г. М. Соловьев. Уч. пос. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. — 222 с.
  185. Социальная психология. Текст. / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др. // Учеб. пособие для студ. вузов. Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М., 2001.
  186. А.Г. Сознание и самосознание. Текст. / А. Г. Спиркин М., 1972.
  187. Л.Д. Основы психологии. Текст. / Л. Д. Столяренко -Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  188. Л.Д. Педагогическая психология. Текст. / Л. Д. Столяренко Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  189. В.Л., Малкина-Пых И.К. Справочник практического психолога. СПб., 2003
  190. Теории личности в западноевропейской и американской психологии Хрестоматия по психологии личности./ Ред. составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1996. -480 с.
  191. Ю.Н. Измерения в социологии: Курс лекций. М.: ИНФРАМ, 1998.-224 с.
  192. Д.Н. Психологические исследования. М.: «Знание», 1996. -376 с.
  193. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск № 1 / Под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — 406 с.
  194. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. Текст. / В. П. Филин М.: ФиС, 1964.
  195. В.И. Возрастные особенности формирования двигательных навыков у подростков Текст. / В. И. Филиппович // Дисс. канд. пед. наук. Л., 1962
  196. Философский энциклопедический словарь Текст. / М.: «Советская энциклопедия», 1983 С. 8−9
  197. , К.В. Создание команды. Психологические игры и упражнения Текст. / К. В. Фопель / Пер с нем. М.: Генезис, 2002. — 400 с.
  198. , В.Э. Человек в поисках смысла Текст. / В. Э. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  199. Фрейд, 3., Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы Текст. / 3. Фрейд, А. Фрейд / Пер с англ. М.: Педагогика, 1993. — 443 с.
  200. , X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен // Пер. с нем.- В 2х т.-М., 1986.-408 с.
  201. , П.А. О волевой подготовке боксеров Текст. / П. А. Худадов // Проблемы психологии спорта. М.: ФиС. 1962. С.352−360.
  202. , О.А. Влияние эмоций на действия спортсмена и их саморегуляция Текст. / О. А. Черникова // Теор. и пр. ф.к. 1964. № 2, С. 1720.
  203. , Ш. Н. Проблемы воли в психологии Текст. / Ш. Н. Чхартишвили // Вопросы психологии, 1976. № 4. — с. 72−81.
  204. , Ш. Н. Воля Текст. / Ш. Н. Чхартишвили // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983. с. 90−91.
  205. , В.Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. -М., 1994
  206. , Ф.Э., Арефьева, A.J1. и др. Материалы международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе» (проблемы отклоняющегося поведения) Текст. / Ф. Э. Шереги, A.JI. Арефьева. -М, 2001. с. 45 -49.
  207. , Г. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению Текст. / Г. Щекин // Учеб.-метод. пособие. -Киев, 2001
  208. , А.И. Волевые процессы и свойства личности Текст. / А. И. Щербаков. JL, 1963.-95 с.
  209. , Е.В. Волевая регуляция деятельности в условиях предельных физических напряжений Текст. / Е. В. Эйдман // Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1986. — 22 с.
  210. , Д.Б. Детская психология Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1960
  211. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1995
  212. , Д.Б., Косаковский, А. Основные этапы психического развития Текст. / Д. Б. Эльконин, А. Косаковский. М., 1978
  213. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон // Пер. с англ. / Общ. ред. и предисловие Толстых А. В. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
  214. , И.М. Психология взаимопонимания Текст. / И. М. Юсупов. -Казань, 1991
  215. , В.А. Воспитание воли Текст. / В. А. Яковлев // Советская педагогика. 1942. № 3.4, с. 99−108
  216. Ach N. Ueber den Willensakt und Temperament/ Leipzig: Quelle and Meyer. 1910.
  217. Ach N. Analise des Willens // Handbuch der biologishen Arbeitsmetoden. Teil E. Abd.VI. Berlin. 1935.
  218. Atkinson J.W., Birch D.A.A. The dinamik theori of action. New York: Wiley. 1970.
  219. Bandura A. The Exercise of Control. -N.Y., 2000. 253.
  220. J., 1961. Processes of mourning. Internal. J Psycho-Anal. P. 340.
  221. Heckhausen H. Motivation und Handeln (2 Aufgabe) Berlin: Springer 1989.
  222. Lewin K. A dinamik theori of personality: Selected papers. New York: McGraw-Hill.
  223. Lewin K. A dinamik theori of personality: Selected papers. New York: McGraw- Hill.
  224. Mya R. Love and will. N. — Y., 1974.
  225. Miller W. R. Motivation Enhancement Therapy: Description of Counseling Approach. Approaches to Drug Abuse Counseling // NIDA. 2000. — July. — P. 106.
  226. Moos R.H. Understanding Environments: The Key to Improving Social Processes and Program Outcomes // Amer. J. of Community Psychology. -1996. V. 24(1). P. 201.
Заполнить форму текущей работой