Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Планирование фокус-группы и рекрутирование участников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общие принципы подготовки к проведению фокус-группы очень похожи на те, которые характерны для проведения индивидуальных интервью. Исследователю необходимо определиться с предметом и целями группового интервьюирования, сформулировать, что именно он хотел бы получить в результате проведения фокус-группы. Очень часто метод применяется в прикладных исследованиях, у которых есть заказчики… Читать ещё >

Планирование фокус-группы и рекрутирование участников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общие принципы подготовки к проведению фокус-группы очень похожи на те, которые характерны для проведения индивидуальных интервью. Исследователю необходимо определиться с предметом и целями группового интервьюирования, сформулировать, что именно он хотел бы получить в результате проведения фокус-группы. Очень часто метод применяется в прикладных исследованиях, у которых есть заказчики. Соответственно, цели фокус-групп определяются в ходе взаимодействия с заказчиками: проясняется, что именно их интересует, на какие вопросы они хотели бы получить ответы и как планируют использовать результаты. Далее исследователь приступает к подготовке схематичного плана или более подробного топик-гайда групповой дискуссии, в которых формулируются конкретные темы, вопросы для участников (в случае топик-гайда они расписываются очень подробно), методические приемы (например, проективные методики), которые исследователь предполагает использовать[1].

К формулированию вопросов для фокус-групп необходимо подходить со всей серьезностью, поскольку от них напрямую зависит качество информации, которую дадут участники группы. Общие правила здесь примерно такие же, как в индивидуальных интервью. Но нужно иметь в виду, что в группе у модератора меньше возможностей корректировать форму вопросов в зависимости от особенностей понимания респондента, соответственно, ему нужно с самого начала, еще на стадии планирования, внимательно обдумать основные вопросы, которые он будет задавать, и по возможности обсудить их с коллегами. Как пишет О. Т. Мельникова, «не стоит ожидать безупречных вопросов в самом начале работы, однако исследователь должен уделять достаточно времени совершенствованию формулировок и точности выбранных слов, что позволяет достичь ясности, точности и краткости» (2007, с. 130). О. Т. Мельникова рекомендует не включать в опросник слишком много вопросов, по ее мнению, вполне достаточно продумывание 5—6 тематических блоков.

Пример 12.1.

План вопросов для фокусированного группового интервью (Krueger, 2000).

Р. Крюгер описывает исследование возможностей одной общественной организации, проведенное с помощью метода фокус-групп. В течение нескольких лет до того, как было принято решение о проведении исследования, администрация города постепенно сокращала финансирование социальных и образовательных программ. В результате будущее исследуемой организации оказалось под вопросом. Фокусгруппы проводились с целью выяснить, насколько население заинтересовано в сохранении этой организации, что привлекает в ней людей и что они хотели бы изменить.

Исследователь подготовил основные вопросы, которые планировал задать на фокус-группе членам семей, посещавших данную организацию.

  • 1. Расскажите о семейном досуге, проведенном в этой организации. Какой вид досуга у вас самый любимый?
  • 2.Опишите последнее времяпровождение с семьей в организации.
  • 3. Ваши впечатления о руководстве организации.
  • 4. Что вы хотите изменить в организации?
  • 5.Что вы думаете о времени, проведенном в этой организации?

Важная задача на первоначальном этапе фокус-группового исследования — рекрутировать участников. Выборка, составляемая исследователем, относится к типу целевых выборок: отбор участников определяется целями исследования, соответственно, необходимо собрать тех людей, которые смогут дать максимум информации для ответов на исследовательские вопросы.

Прежде всего, исследователю необходимо решить, будет ли он собирать группу, уже существующую до начала проведения исследования — предварительно образованную (pre-constituted group), либо ему необходимо составить группу специально иод данное исследование — образованную исследователем (researcher-constituted group) (Daymon, Holloway, 2011). Образованные независимо от исследования группы могут состоять из коллег, участников одного проекта, людей, работающих в одной организации, или учащихся в одном учебном заведении; это могут быть люди из одного «профессионального цеха» (например, арт-критики, представители благотворительных или волонтерских организаций и др.). Фокус-группа, составленная из участников уже существующей группы, менее искусственна, и люди в ней чувствуют себя более комфортно, поскольку находятся среди «своих». С другой стороны, в такую группу могут попасть близко знакомые (давно работающие вместе коллеги, друзья и т. п.), в таком случае участники могут испытывать сложность в раскрытии себя. Кроме того, у предварительно образованных групп есть своя история, которая может значительно влиять на групповую динамику и направлять дискуссию в привычное русло. В случае групп, создающихся специально под исследование, у модератора больше возможностей варьировать их композицию. Тогда участники не связаны никакими отношениями, вследствие чего им легче высказывать любые мнения. Вместе с тем, находясь в незнакомой компании, люди могут испытывать некоторое неудобство, поэтому необходимо посвящать больше времени «разогреву» группы: участники должны представиться, немного рассказать о себе, поговорить друг с другом на ряд простых тем, прежде чем модератор начнет вводить их в контекст предстоящей дискуссии.

Следующий вопрос — собирать ли гомогенную (однородную) или гетерогенную (разнородную) группу. Возможны и различные варианты сочетания этих характеристик: например, группа может быть гомогенной по уровню образования (примерно один уровень образования) и гетерогенной по иолу (как мужчины, так и женщины). В ряде случаев гомогенные группы, состоящие из людей с похожими интересами и опытом, имеющих один уровень образования и занимающих похожие позиции в обществе, предпочтительнее для организации продуктивной групповой дискуссии, поскольку в них легче налаживается психологический контакт между участниками. То же самое можно сказать и о группах, гомогенных, но полу. Однако нужно иметь в виду, что малая внутригрупповая вариативность гомогенных групп может привести к отсутствию контрастных мнений, благодаря которым и разворачивается оживленное обсуждение. По этой причине смешанные группы тоже могут быть весьма полезны для исследователя, давая ему богатую и разнообразную информацию.

Большое влияние на характер групповой дискуссии оказывают различия в уровне образования и социальном статусе ее участников: менее образованные люди в присутствии более образованных склонны уходить в тень и редко высказывают свое мнение; то же самое можно наблюдать и в случае явных различий в статусах. Поэтому в большинстве случаев лучше набирать группы, однородные по уровню образования и социальному статусу. Что касается возраста, то здесь можно ориентироваться на принятое разделение возрастных групп: дети и подростки, учащаяся и работающая молодежь (17—25 лет), основной трудоспособный возраст (25—55 лет), предпенсионный и пенсионный возраст.

В смешанных по полу группах может наблюдаться «павлиний эффект»: присутствие женщин провоцирует мужчин говорить с большим апломбом (Белановский, 1996). Ряд авторов методологических руководств не рекомендуют смешивать людей противоположного пола в фокус-группах, потому что мужчины склонны красоваться перед женщинами и наоборот. Однако, как замечает О. Т. Мельникова, степень влияния этой характеристики на групповую дискуссию зависит от некоторых других переменных, например от темы дискуссии. В группах профессионалов с высоким уровнем образования, как правило, признак пола утрачивает значение. Правда, в группе представитель пола не должен быть в единственном числе (2007, с. 120).

Традиционный размер фокус-группы — 6—10 человек (Daymon, Holloway, 2011). Чем больше группа, тем больше информационного «шума» и тем сложнее модератору вычленить отдельные голоса. В больших группах (10—12 человек) велика вероятность того, что дискуссия распадется на обсуждение в отдельных подгруппах или между соседями, в этом случае исследователь рискует потерять значительную часть информации. В маленьких группах (4—5 человек) групповая дискуссия нередко принимает весьма вялый характер; кроме того, маленькие группы чувствительны к развитию групповой динамики, в них могут образовываться дружеские пары, появляться «эксперты» и деструктивные участники. Сегодня большинство авторов сходятся во мнении, что оптимальный размер — 6—8 человек: в такой группе обеспечивается нужное количество мнений и в то же время она достаточно маленькая, чтобы сохранять целостность и не распадаться на отдельные подгруппы.

  • [1] Хорошие примеры плана и топик-гайда групповой дискуссии можно найти в учебномпособии О. Т. Мельниковой (2007, с. 136—143).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой