Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психосоциальная концепция развития личности (Э. Эриксон)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если на ранних стадиях у ребенка сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эго-идентичности, находит свое «Я», признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат… Читать ещё >

Психосоциальная концепция развития личности (Э. Эриксон) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психосоциальная концепция развития личности, разработанная Э. Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. В каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей, который всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать, и тогда развитие его личности может пойти по негативному или позитивному направлению.

Например, в младенчестве без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания, у ребенка появляется агрессивность, а в будущем — различные проблемы, связанные со взаимоотношениями с другими людьми. Иначе говоря, эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей, главной деятельностью на этом возрастном этапе, влияющей на развитие его человеческой психики и обусловливающей положительный или негативный исход, результат его развития. Позитивный результат выражается в формировании у младенца доверия к миру, людям, оптимизма, негативный результат — недоверия к миру, людям, пессимизма, даже агрессивности.

Вторая стадия, раннего детства, связана с формированием автономии и независимости: ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Ребенок чувствует социальное неодобрение, возможность наказания, у него формируется чувство стыда. В конце этой стадии должно быть достигнуто равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение благоприятно для развития ребенка, если родители не будут подавлять его желания, физически наказывать за провинности.

В возрасте 3—5 лет, на третьей стадии, ребенок уже убежден, что он личность: умеет говорить, расширяет область овладения миром, у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка — ведущей деятельности на данном возрастном этапе. Она очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творческие способности, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно влияет на его развитие, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.

В младшем школьном возрасте (четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, к культуре общества. Ведущей деятельностью на данной возрастной стадии является учеба. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, а неудачи в школе приводят к появлению, порой и к закреплению, чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю жизнь.

В подростковом возрасте (пятая стадия) формируется центральная форма эго-идентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку, связанные с самоопределением. Ведущей деятельностью, сильнее всего влияющей на развитие личности подростка, является его общение со сверстниками. На этой стадии заново обостряются все критические прошедшие моменты.

Если на ранних стадиях у ребенка сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эго-идентичности, находит свое «Я», признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает, рождается страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «непризнания себя» со стороны окружающих людей.

В юношеском возрасте (16—22 года) происходит профессиональное самоопределение, формирование собственного мировоззрения и закрепление устойчивых отношений (дружеских, любовных) с другими людьми. Но при негативном варианте развития у юноши может наблюдаться «размытая идентичность» (не имеет профессиональных интересов, нет жизненных планов, сам не знает, что хочет), неустойчивость мнений, поверхностность отношений с людьми, сексуальная неразборчивость, одиночество.

Период зрелости разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20−23 лет до 30−33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Соответствует периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

На шестой стадии (молодость) .тля человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, наступает одиночество.

Седьмая, центральная, стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности происходит всю жизнь, мы испытываем воздействие со стороны других людей, особенно собственных детей, они подтверждают, что мы им нужны. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды.

Первый кризис — 33—35 лет, — когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации от 35 до 40−43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексуальной жизни.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45—55 лет, когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, карьере, любви, в результате чего возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет — период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного прекращения активной трудовой и социальной жизни.

О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в раздумьях о прожитых годах и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой