Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия адаптации молодых специалистов к современному рынку труда: На примере психолого-педагогических профессий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главная идея диссертационного исследования заключается в том, что личностно-профессиональные особенности, социально-психологические, организационно-деятельностные и жизненные условия, в которых оказываются молодые специалисты, обусловливают специфику их адаптации к современному рынку труда. Наиболее благоприятное вхождение молодых специалистов в избранную сферу профессиональной деятельности может… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К СОВРЕМЕННОМУ РЫНКУ ТРУДА
    • 1. 1. Психологические характеристики процесса профессиональной адаптации молодых специалистов
    • 1. 2. Адаптационные затруднения молодых специалистов психолого-педагогического профиля
    • 1. 3. Критерии и показатели эффективной адаптации выпускников гуманитарных вузов
    • 1. 4. Методология и процедура исследования адаптации специалистов в процессе профессионального становления
  • Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Анализ возможностей и уровня адаптированности специалистов к различным системам труда
    • 2. 2. Выявление влияния профессионального саморазвития на эффективность адаптации. г
    • 2. 3. Овладение специалистами методами саморегуляции в адаптационный период
    • 2. 4. Активизация роли социально-психологического сопровождения в профадаптационном процессе

Психологические условия адаптации молодых специалистов к современному рынку труда: На примере психолого-педагогических профессий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Динамизм глубоких социально-экономических преобразований всех сфер общества вызывает к жизни ряд новых психологических проблем, связанных с профессиональным становлением и функционированием молодых специалистов. В условиях рыночных отношений произошли изменения в их трудоустройстве социальном и профессиональном статусе. Им не всегда удается работать по полученной специальности, нередко приходится осваивать новую квалификацию «на ходу», включаясь в практическую деятельность часто не соответствующую профилю основной профессиональной подготовки.

Ситуация усугубляется тем, что с появлением рынка труда значительная часть выпускников высшей школы, оказалась недостаточно подготовленной к новым условиям профессионального самоопределения и самоутверждения. Это создает у них психологический дискомфорт, ведет к дестабилизации личности, к возникновению и нарастанию таких негативных психических состояний, как беспокойство, эмоциональная напряженность, тревожность, что оказывает существенное влияние на психическое и физическое здоровье молодых специалистов.

В связи с этим актуальной становится проблема адаптации молодых специалистов к современному рынку труда, выявление условий ее успешности, оптимизации. Нет сомнений в том, что учет особенностей адаптации молодых специалистов к современному рынку труда при их подготовке в вузе и других образовательных учреждениях повысит их адаптационный потенциал и, в целом, уровень психологической готовности к современному рынку труда и профессиональной деятельности в сегодняшних условиях.

Вместе с тем, проблема адаптации молодых специалистов психолого-педагогических профессий к современному рынку труда пока не стала объектом специальных исследований. Хотя практический опыт ее решения имеется в ряде центров занятости г. Москвы и других регионов России, в отдельных учреждениях.

По проблеме адаптации человека к настоящему времени выполнен ряд исследований (И.В.Гребенников, В. П. Каширин,.

A.К.Маркова, В. А. Петровский, П. А. Просецкий, Е. С. Романова,.

B.А.Сластенин и др.). Однако психологические особенности адаптации специалистов психолого-педагогических профессий к современному рынку труда пока остаются не изученными, что входит в противоречие с потребностями общественной практики.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, цель которого состоит в том, чтобы выявить психологические условия профессиональной адаптации молодых специалистов психолого-педагогических профессий к СРТ.

Объект исследования — адаптация личности к профессиональной деятельности.

Предмет исследования — психологические условия профессиональной адаптации молодых специалистов психолого-педагогических профессий к современному рынку труда.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ разработанности проблем профессиональной адаптации личности в психологической литературе.

2. Выявить основные адаптационные затруднения молодых специалистов к современному рынку труда.

3. Определить психологические факторы, детерминирующие процесс адаптации молодых специалистов психолого-педагогических профессий к современному рынку труда.

4. Обосновать психологические условия успешности адаптации молодых специалистов к современному рынку труда.

В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие предположения: профессиональная адаптация специалиста является перманентно-интеграционным процессом гармонизации взаимодействия личности и среды;

— своеобразие адаптации молодых специалистов психолого-педагогического профиля к современному рынку труда и соответственно адаптационные затруднения личности обусловлены профессионально-личностными особенностями специалиста, социальными и организационно-деятельностными обстоятельствами, в которых оказался выпускник вуза;

— важными условиями повышения эффективности адаптации молодых специалистов выступают: развитие у них социально-психологической культуры и профессиональной компетентности, овладение методами саморегуляции, активизация роли социально-психологического сопровождения в профадаптационном процессе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют важнейшие положения отечественной психологии об адаптации человека, о принципах подхода к пониманию и изучению психологических феноменов, о сущности личности, факторах ее формирования и социализации, психологических механизмах взаимодействия со средой, психической регуляции ее поведения и деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Е. А. Климов,.

А.Ф.Лазурский, Б. Ф. Ломов, В. С. Мухина, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, К. К. Платонов, В.А.Сластенин).

Методика исследования включала изучение источников научной информации, в ходе которого осуществлена аналитическая работа по выявлению конструктивных основ для решения проблемы адаптации молодых специалистов психолого-педагогических специальностей к профессиональной деятельности в современных рыночных условиях. При работе над диссертацией были использованы эмпирические методы: психологическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, психологическое тестирование, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок. Была разработана целостная исследовательско-развивающая технология, ставшая основой социально-психологического мониторинга.

Научная новизна и теоретическое значение исследования:

— осуществлен системный анализ адаптации специалистов психолого-педагогических профессий на этапе профессионального становления с учетом требований современного рынка труда;

— выявлены основные адаптационные затруднения молодых специалистов психолого-педагогических профессий к современному рынку трудаустановлены основные предметные области профессиональной адаптации молодых специалистов к современому рынку труда;

— обоснованы критерии и показатели успешной адаптации молодых специалистов психолого-педагогических профессий к современному рынку труда;

— выявлены психологические условия успешности адаптации специалистов к современному рынку труда;

— раскрыты алгоритм и содержание деятельности по психологическому сопровождению профадаптации выпускников вузов психолого-педагогических профессий к современному рынку труда.

Практическая значимость исследования:

— разработанные в нем теоретические положения и выводы нашли свое практическое воплощение в виде модели, алгоритма и технологии организации адаптационного процесса в различных структурах, в программах, учебных, учебно-методических разработках и рекомендациях, которые подтвердили целесообразность их внедрения в практику адаптации молодых специалистов к деятельности на современном рынке труда;

— выполнение выявленных условий эффективной адаптации создает возможность добиваться оптимизации процесса профессионального становления и самоутверждения специалистов психолого-педагогических профессий на современном рынке труда;

— апробированная критериальная система оценок позволяет отслеживать успешность и уровни адаптации молодых специалистов к современному рынку трудавыявленные особенности адаптации молодых специалистов психолого-педагогических профессий могут быть использованы при разработке и совершенствовании программ и организации процесса подготовки этих специалистов в вузе.

Достоверность и надежность научных результатов обеспечены обоснованностью исходных теоретикометодологических позиций, связанных с реализацией системного и личностно-деятельностного подходов, использованием методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью выборки, экспертной оценкой опытно-экспериментальных данных, их подтверждением массовой практикой.

Положения, выносимые на защиту:

• адаптация молодых специалистов психолого-педагогических профессий к деятельности на современном рынке труда представляет собой многоплановый процесс согласования взаимных ожиданий человека как субъекта труда и профессиональной среды. Это процесс активного приспособительного взаимодействия специалиста с внешней профессиональной средой, при котором, на основе взаимных изменений, происходит гармонизация отношений личности и среды, устанавливаются внутренние и внешние состояния равновесия;

• основу профадаптационного процесса составляют потребности специалиста, среди которых ведущую роль играют потребности в физическом существовании, в профессиональном и личностном самоутверждении. Степень актуализации и содержательные характеристики этих потребностей создают своеобразие профадаптационного процесса личности, преобладание в нем приспособительной (адаптивной) или преобразующей (адаптирующей) тенденции;

• профессиональная адаптация специалиста — системный интегративный процесс, осуществляемый в профессионапьно-деятельностной, социально-ролевой, индивидуально-личностной сферах;

• адаптационные затруднения молодых специалистов обусловлены их адаптационным потенциалом, профессиональной компетентностью, психологической готовностью к профессиональному самоутверждению и особенностями современного рынка труда. Выделено две группы затруднений: первую составляют затруднения, обусловленные личностно-профессиональными особенностями специалистов, психотипическими особенностями личности, ее адаптивными способностями, адаптивным опытом, ценностными ориентациями. Во вторую группу входят затруднения, вызванные особенностями социальной, профессионально-деятельностной и социально-психологической среды;

• психологическими условиями успешной профессиональной адаптации молодых специалистов к современному рынку труда являются: повышение социально-психологической культуры специалистовналичие у них профессионально значимых знаний, умений и навыков, необходимых в условиях меняющегося производства и производственных отношенийготовность специалиста к расширению объема знаний и смене деятельностисовершенствование и коррекция профессионализма молодых специалистововладение специалистом методами саморегуляцииучет характера и уровня адаптационных затруднений специалиста в обеспечении его профессионального самоопределения и самоутвержденияпсихологическое сопровождение профадаптационного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Полученные в исследовании научные результаты докладывались и получили одобрение на Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 1998), на заседаниях кафедры социологии и социальных технологий Московского государственного университета пищевых производств (1996 и 1998), на конференции профессорско-преподавательского состава Московского нового юридического института (1996), на региональных семинарах работников агенств по подбору персонала г. г. Москвы, Перми, Советска, в Центре переподготовки персонала «Восток-Запад» г. Москвы. Выводы, рекомендации и обобщения, содержащиеся в диссертации, использованы при разработке следующих руководящих документов: «Перспективный план трудоустройства и социальной защиты населения городов Перми, Кизела на 1996;1997 г. г.» — «План взаимодействия выпускников психолого-педагогических специальностей с центрами переподготовки и трудоустройства» — «План работы молодежного центра занятости „Перспектива“ с агенствами по подбору персонала г. Москвы на 1996;1997 г. г.». Основные идеи исследования внедрены в учебный процесс факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

7. Результаты исследования и апробации разработанных положений и выводов дали возможность предложить систему учебных и методических рекомендаций, которые являются полезными для совершенствования процесса адаптации молодых специалистов к различным системам. В них представлены разработанные модель, алгоритм и технологии эффективной адаптации молодых специалистов к современному рынку труда, выводы, раскрывающие сущность исследуемого феномена, а также, материалы, характеризующие условия и факторы успешного преодоления адаптационных затруднений конкретными субъектами труда — молодыми специалистами психолого-педагогических профессий.

Многие из разработанных материалов внедрены в практику функционирования государственных, частных и иных структур. Они учтены при разработке нормативных, организационно-методических и других документов и материалов. В их числе Программа взаимодействия Центра переподготовки и занятости молодежи «Перспектива» к труду в рыночных условиях г. МосквыТематические планы и программы переподготовки молодых специалистов Международной педагогической академии, Рекомендации межвузовской научно-практической конференции «Информационная безопасность России: проблемы и возможности формирования ее гуманитарных основ в процессе подготовки кадров», которая проводилась 22−23 февраля 1998 года и др.

Проведенное исследование указывает на то, что рассматриваемая проблема многогранна и требует дальнейшего изучения. В поле научных и практических интересов можно выделить такие вопросы:

— выявление социально-психологических условий, факторов и механизмов эффективного взаимодействия образовательных, социокультурных и других структур в профессионализации различных категорий персонала при изменении системы трудаизучение мотивационно-ценностных детерминант в выборе новой системы трудаопределение особенностей динамики развития личностно-профессиональных качеств субъектов труда на различных этапах жизненного путиразработка организационно-технологических основ и инструментария для психолого-педагогического мониторинга адаптационного процесса на современном рынке труда и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реальное состояние адаптации персонала к современному рынку труда в различных регионах и сферах занятости указывает на то, что эта проблема наиболее остро и противоречиво решается в отношении молодых специалистов, закончивших недавно вуз. Проведенный анализ теоретико-методологических положений и результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует об острой актуальности и неотложности разработки системного подхода в поиске психологических условий эффективной адаптации молодых специалистов к современному рынку труда. Выявлено, что решение данной проблемы заметно сдерживается из-за наличия и обострения многочисленных противоречий и трудностей, дефицита теоретико-методологического, управленческого, организационного и социально-психологического обеспечения.

Главная идея диссертационного исследования заключается в том, что личностно-профессиональные особенности, социально-психологические, организационно-деятельностные и жизненные условия, в которых оказываются молодые специалисты, обусловливают специфику их адаптации к современному рынку труда. Наиболее благоприятное вхождение молодых специалистов в избранную сферу профессиональной деятельности может быть достигнуто на основе реализации системного подхода, который реализуется в рамках оптимальной модели, алгоритма и технологии. Задействование их потенциала обеспечивает эффективное приспособление психики человека к новой социальной среде и преодоление адаптационных затруднений на современном рынке труда. Развитие психолого-педагогической культуры специалистов, овладение ими методами саморегуляции в условиях новой профессиональной деятельности, активизация роли социально-психологического сопровождения в профадаптационном процессе будут способствовать более успешному выполнению деятельностных функций и поддержанию желаемого самочувствия на этапе жизненной зрелости.

Теоретическое и эмпирическое исследование данного круга вопросов обеспечило получение следующих результатов.

1. Анализ состояния адаптации персонала к современному рынку труда на различных этапах жизненной зрелости конкретного человека показал, что в реальной противоречивой ситуации люди сталкиваются с многочисленными адаптационными затруднениями. Субъекты труда оказываются недостаточно подготовленными к их преодолению. Интересы достижения эффективной адаптации персонала к ИСТ обусловливают актуальность выявления необходимых для этого условий.

Установлено, что имеющиеся фундаментальные и частнонаучные достижения могут послужить основой для разработки теоретических и прикладных основ для обеспечения эффективной адаптации молодых специалистов к современному рынку труда. Для достижения этой многоаспектной цели требуется новый подход, который мог бы обеспечить интеграцию современных знаний естественных, общественных, гуманитарных и технических наук.

Все это определило необходимость применения адекватной системно-целостной методологии исследования проблемы. Она вобрала совокупность закономерностей и принципов познания, исследовательский подход и единую архитектонику, включающую модель, алгоритм, технологию познания, активного воздействия на процесс адаптации молодых специалистов к современному рынку труда.

Выдвижение и последующее соблюдение принципов целостности и непрерывности, детерминизма и развития, единства сознания и деятельности, активности и гуманности, целесообразности и других на практике обеспечило повышение эффективности адаптации молодых специалистов в многоплановых отношениях в избранной системе труда, интегративно включенной в социокультурные, социально-психологические, организационно-методические и деятельностиые связи для достижения успешности в решении практических задач.

2. Полученные в ходе исследования теоретические и эмпирические данные дали возможность сформулировать ценные для науки и практики положения, которые раскрывают сущность и содержание процесса адаптации молодых специалистов к современному рынку труда. Адаптация персонала к измененной системе труда характеризуется как сложный психологический процесс, заключающийся в согласовании взаимных ожиданий человека как субъекта труда и профессиональной среды, когда он без длительных внутренних и внешних конфликтов продуктивно осуществляет трудовую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности, успешно преодолевая адаптационные затруднения. Уточненное понятие «адаптационноые затруднения раскрывает особенности переживания и действий персонала в реальной ситуации, когда усилия, затрачиваемые на достижение адаптивности к СРТ, значительно превышают полученный результат.

Понимание сформулированных категорий способствует повышению эффективности в реализации жизненной стратегии зрелым человеком в новых социально-экономических условиях, которые находят конкретное проявление на современном рынке труда.

Среди выявленных условий и путей эффективной адаптации молодых специалистов к современному рынку труда выделены оптимальные модель, алгоритм и технология, обеспечивающие ее функционирование в единой региональной социокультурной среде.

Структурно-функциональная модель процесса адаптации персонала к современному рынку труда представлена когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной и деятельностной подсистемами, которые обеспечивают выполнение исследовательско-аналитической, деятельностно-регулятивной, коммуникативной и оптимизирующей функций на современном рынке труда. Алгоритм, как организационная основа систематизации адаптационного процесса на СРТ обеспечивает эффективное задействование его возможностей посредством наиболее приемлемой технологии — стратегии, тактики и техники привлечения сил, средств и способов для содействия субъекту труда в преодолении адаптационных затруднений.

3. Для оценки эффективности процесса адаптации молодых специалистов к современному труда разработаны критерии и показатели. Критерии нами рассматривались в качестве средств, необходимого инструмента оценки, выявления сущностных признаков адаптивности субъектов труда и проведения их классификации, группировки по уровням. Показатели соответствующих критериев обеспечили определение качественных и количественных характеристик успешности преодоления адаптивных затруднений. Для их обоснования и подсчета конкретных значений привлечен математический инструментарий, использованы возможности ПВМ.

Комплексное использование критериев, показателей и методики математического обеспечения в исследовании позволило сформулировать критериальную оценочную базу, в которую вошли критерии и соответствующие им показатели. Интегральный критерий выражает меру соответствия личностно-профессиональных качеств персонала требованиям современного рынка труда, в основе которой лежит успешность преодоления адаптационных затруднений. Он объединяет объективный и субъективные критерии.

Объективный критерий — это мера эффективности профессиональной деятельности персонала в измененной ситуации. В качестве субъективного критерия выступает осознанная или неосознанная удовлетворенность молодых специалистов различными аспектами своей жизнедеятельности, в которых особое место занимает трудовая деятельность.

Для каждого критерия разработаны соответствующие показатели, с помощью которых производилось оценивание количественных и качественных характеристик успешности адаптации молодых специалистов к современному рынку труда. Обобщенные показатели адаптации персонала, отражающие объективную (внешнюю) ее сторону представлены через производительность труда, качество труда, надежность по производительности, надежность по качеству и «цену» деятельности. Обобщенные показатели субъективной (внутренней) стороны адаптации моделируют удовлетворенность профессией, профессиональное самоопределение специалиста, интегративную включенность персонала в макроимикросреду современного рынка труда. Более конкретные и детальные замеры осуществлены с помощью единичных показателей.

Использование критериев и показателей позволило оценить эффективность процесса адаптации как процесса приведения персонала в соответствие с требованиями современного рынка труда на основе продуктивного преодоления адаптационных затруднений. При этом определены уровни эффективности адаптации персонала к современному рынку труда: оптимальный, характеризующийся высокими результатами приспособляемости человека к измененной системе трудадостаточный, которому соответствуют устойчивые результаты в адаптации, достигаемые благодаря чрезмерному психическому и моральному напряжению адаптантачастично-адаптивный, обеспечивающий преодоление основных адаптационных затруднений на СРТ за счет использования всех психофизиологических возможностей организмадезадаптивный, не обеспечивающий успешное преодоление основных адаптационных трудностей, характеризующийся наиболее выраженным снижением эмоционального самочувствия, невротическими реакциями.

4. Эффективное использование потенциала конструктивной модели, алгоритма и технологии адаптации персонала к измененной системе труда достигается при создании требуемых условий и факторов Обеспечение структурно-функциональной системности процесса адаптации персонала к СРТ, ее включенности в общий контекст труда в рамках региональной социокультурной среды, действенное управление процессом адаптации, формирование необходимых внутренних личностно-профессиональных характеристик, как показало проведенное исследование, выступает основными условиями продуктивного преодоления адаптационных затруднений. Для достижения этой цели выявлены также наиболее значимые факторы.

По содержанию и сфере проявления эти факторы представлены как внутренние и внешние детерминанты, которые оказывают действие на человека в тесной взаимосвязи. В их числе выделены такие, как совершенствование психолого-педагогической культуры адаптирующихся субъектов труда, овладение молодыми специалистами методами саморегуляции в условиях новой профессиональной деятельности, активизация роли акмеологического сопровождения в профадаптационном процессе. Изучение действия отмеченных факторов на современном рынке труда определило достижение желаемых результатов в процессе адаптации. При этом выявлены структурные компоненты, основные направления, силы и средства активизации действия факторов.

Структура социально-психологической культуры раскрывает иерархически взаимосвязанные компоненты и объединяет такие, как духовно-нравственное совершенство, трудовой менталитет, профессиональную компетентность, адаптационнореабилитационную активность и подготовленность к продуктивному саморазвитию и саморегуляции. Все они во взаимосвязи способствует наилучшему выполнению таких функций, как познавательно-гносеологическая, регулятивная, инвариантная, «экологическая», интегративная. Реализация функций акмеолоп-ической культуры, каждой в отдельности и в целостной взаимосвязи в процессе адаптации и последующей деятельности направлена на достижение эффективного выполнения обязанностей персоналом на СРТ при оптимальном задействовании творческого потенциала.

По результатам исследовательско-экспериментальной работы определены наиболее приемлемые направления совершенствования психолого-педагогической культуры персонала в период адаптации к современному рынку труда. Основные из них следующие:

— овладение знаниями о сущности, структуре, функциях и механизмах психолого-педагогической культуры и индивидуальных личностно-профессиональных затруднениях;

— развитие профессиональной компетентности применительно к избранной системе труда, показателями которой выступают знания, умения, навыки, психологические особенности, профессиональные позиции индивидуальные особенности;

— овладение молодыми специалистами на СРТ технологической культурой подготовки и осуществления профессиональной деятельности, а также основами экологизации труда и жизни с учетом влияния реальных факторов, привлекая средства саморазвития, саморегуляции и самоорганизации для повышения адаптационно-реабилитационной активности;

— создание оптимальных условий для адаптации персонала к современному рынку труда, вовлечения каждого человека в процесс непрерывной профессионализации и организация социально-психологического сопровождения всех сторон труда.

Итак, психолого-педагогическая культура персонала, адаптирующегося к СРТ на, представляет собой целостную характеристику его профессиональной сформированности. Она включает в себя потенциальную и деятельностно-поведенческую составляющие. Их характер определяется овладением знаниями, продуктивным опытом и результатами творческого поиска приемлемой системы труда.

5. Результаты опытно-экспериментального исследования показали, что одним из путей преодоления адаптационных затруднений, наряду с организаторской деятельностью руководителей производства и учреждений, где работают бывшие студенты, является овладение ими комплексом методов психической саморегуляции в условиях профессиональной деятельности. Психическая саморегуляция на современном рынке труда представляет собой целенаправленный процесс и сознательное воздействие субъекта на подсознательный уровень собственной психики специфическими методами изменения психической активности с целью успешной адаптации к внешним условиям. Установлено, что важнейшей стороной психической саморегуляции выступило овладение способами самосохранения, как способность к противостоянию неблагоприятным факторам профессиональной среды, которая реализуется посредством определенной процедуры и техники самовоздействия. Использование приемлемых стратегий и «техник» самосохранения обеспечило повышение профессиональной помехоустойчивости личности.

6. В измененных системах труда объективно обусловлена социокультурная потребность в постоянном мониторинге слежения, исследования, прогнозирования, проектирования, моделирования и содействия адаптации, развитию творческого потенциала персонала и оптимальному его задействованию на СРТ. Как показали исследования данной цели наиболее полно отвечает социально-психологическое сопровождение функционирования измененной системы труда.

Результаты изучения данных вопросов показали, что для широкого внедрения социально-психологического сопровождения адаптации молодых специалистов к СРТ имеются определенные возможности. К ним целесообразно отнести непосредственно акмеологические, психологические, педагогические, организационные и потребностные предпосылки.

Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации представляет собой целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции личностно-профессиональных качеств молодых специалистов, их психического ресурса и физического здоровья, а также непосредственное содействие им в преодолении адаптационных затруднений. Круг данных вопросов образует основное предметное поле деятельности психологической службы или конкретного практического психолога. Оно осуществляется в рамках целостной исследовательско-развивающей технологии в интересах оптимизации функционирования СРТ и повышения эффективности процесса адаптации новых субъектов труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — Брест: Изд-во Брестского гос. пед. ин-та, 1993. — 143 с.
  2. К.А., Бодалев А. А., Деркач А. А., Кузьмина Н. В., Лаптев Л. Г. Акмеология вчера, сегодня, завтра// Практическая психология и психоанализ.-1997.-N1 .-С.12−27.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299 с.
  4. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. -М.: Феликс, 1992. 128 с.
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: НПО «Прагма», 1993. — 175 с.
  6. Ю.А. Пограничные психические расстройства.-(Руководство для врачей). М.: Медицина, 1993. — 400 с.
  7. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. (Пограничные нервно-психические расстройства).-М.: Наука, 1976. -272 с.
  8. Н.Г. Методологические принципы анализа концептуальных схем деятельности.:В кн. Эргономика.-М., 1979.-С.49 57.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.-341 с.
  10. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — 324 с.
  11. Д.А. О понятии адаптации // Человек и общество. Вып. 13, Л.: 1973.-С. 62−69.
  12. С.А., Гордеева Т. П., Деркач А. А. и др.Методы акмеологических исследований.-Кострома: Упр.образов., 1994.-102с.
  13. О.С., Дер кач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии.-М.:РАГС, 1995.-272 с.
  14. П.К. Вступительная статья // Гельгорн 3. Регуляторные функции автономной нервной системы. М.: Медицина, 1948. С. 79.
  15. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал.-1994.-Т.15.-М 1. -С. 3- 18.
  16. М. Психология счастья: Пер. с англ./ Общ. ред. и в ступ. ст. М. В. Кларина. М.: Прогресс, 1990. — С. 219−222.
  17. А.С. Глобальный кризис и личность // Мир психологии и психология в мире. -1994. -N 0. -С. 4−26.
  18. Т.И. Методологические проблемы способностей. -М., 1977.-237 с.
  19. Р. Психосинтез: теория и практика. M.:"REFL book", 1994. — 314 с.
  20. Р.А. Биографические кризисы личности: Дис. канд. психол. наук. М, 1994. — 187 с.
  21. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. — N 1. -С. 92−100.
  22. Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. — N 4. -С. 56−66.
  23. Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — N 6. -С. 116−120.
  24. О.П. Влияние смены профессии на направленность личности: Дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 1996. — 200 с.
  25. С.А., Кондратьев М. Ю., Лущук В. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М.:
  26. Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. -114 с.
  27. П.Г. Социально-психологические факторы адаптации молодого специалиста в научном коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: Изд-во МГУ,.1985. — 23 с.
  28. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.-400 с.
  29. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 421 с.
  30. В.М. Сознание и его границы. М., 1888 — 214 с.
  31. А.А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися? -М.: КВАНТ, 1997. 102 с.
  32. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  33. Е.М. Профессиональное самоопределение (Личностный аспект): Дис. д-ра психол. наук. М, 1995. — 411 с.
  34. Л.П. Индивидуально-психологические предпосылки профессиональной переориентации: Дис. канд. психол. наук.- С.-Пб, 1992. 270 с.
  35. О.И. Влияние психологических особенностей личности на восприятие социальных ситуаций: Дис. канд. психол. наук. М. ТАУ, 1996. — 140 с. .
  36. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе. // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — N 2. — С. 1832.
  37. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Индивидуально-психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями впроцессе их социальной адаптации // Психологический журнал.1992. Т. 13. — N 3. -С. 112−120.
  38. Л.Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психодиагностике // Вопросы психологии.- 1994. N 5. — С. 5−11.
  39. Л.Ф. Психодиагностика личности: понятийный аппарат и методы исследований: Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени д-ра психол. наук., -Киев: Киевский ГУ, 1989. -38 с.
  40. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — N 3. — С. 90 — 101.
  41. Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Моск. психотерапевт, журнал. -1992.-N 1.-С.15- 32.
  42. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  43. Ф.Е. Психотехника переживания. М.:ТПО «Ахилл», 1990. 23 с.
  44. Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — N 5.- С. 104 114.
  45. Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи//Вопросы психологии.-1988. -N 5, — С.27−37.
  46. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения. // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — N 2. — С. 58−78.
  47. А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. -1994. -N 4. С. 82−92.
  48. Е.В. Социально-психологические фактры адаптации к социальным и культурным изменениям: Дис. канд. психол. наук. -СПб: 1994. 190 с.
  49. Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии. -1995. -N, 2. С. 19−30.
  50. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика. Пер. с англ.- М.: «Дело», 1991. 320 с.
  51. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Изд-во МГУ, 1976. — 148 с.
  52. Ган Ю. В. Проблема социальной адаптации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск: Уральский гос. университет, 1982. -18 с.
  53. М.Р. Психология личностного самоопределения: Дис. д-ра психол. наук. М, 1996. — 285 с.
  54. . Что такое психология: В 2-х т. Т.1. Пер. с франц. -М.: Мир, 1992. 496 с.
  55. . Что такое психология: В 2-х т. Т.2. Пер. с франц. -М.: Мир, 1992. 376 с.
  56. Н.А. Треугольный человек .- М.: Молодая гвардия, 1991. 270 с.
  57. Р. Основы психологического эксперимента. Пер с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 464 с.
  58. Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: Дис. канд. психол. наук. -М.: 1995. 154 с.
  59. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
  60. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. 320 с.
  61. Н.В. Психология социальных ситуаций.// Вопросы психологии. 1997. — N 1. — С. 121−132.
  62. А.С. Теоретико-методологические основы гуманитарнотехнологического развития госслужащих. Автореф. дисс. докт.психол. наук.-М.: РАГС, 1997, — 54 с.
  63. Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология // «Логос», — 1992. N 3. — С.62−80.
  64. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. -М.: Луч, 1993.- 71 с.
  65. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32 с.
  66. Джаманова М. Б. Социальные условия и факторы адаптации молодого рабочего в трудовом коллективе: Автореф. дис. канд. философ, наук. Алма-Ата: Казахский гос. унив., 1982. -20 с.
  67. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./ Общ. ред. и послесл. Л. А. Петровской. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс Универс», 1993. — 336 с.
  68. Л. Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы их формирования. // Психологический журнал. 1997. — Т. 17. — N 3. — С. 137−148.
  69. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровья человека (методы и социальные аспекты).-М.'Медицина, 1976.-284 с.
  70. А.Б. Общение наука и искусство. — М.: Знание, -200 -1980. — 158 с.
  71. А.Б. Глаза в глаза.-М.:Моск.рабочий, 1982. 207 с.
  72. А.Б. Фонарь Диогена. М.: Знание, 1981. — 120 с.
  73. И.А. Самосовершенствование личности. Р.-Д.: Издательство Ростовского университета, 1977.-213 с.
  74. А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984, — 207 с.
  75. В.А., Лаврентьева Н. А. и др. Тест дифференцированнойсамооценки функционального состояния// Вопросы психологии, 1973, — N6, — С.141−145.
  76. В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 120 с.
  77. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск: БГУ, 1976. С. 73−86.
  78. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях жизнедеятельности и общения: Дис. канд. психол. наук. М., 1989. — 249 с.
  79. А.Н., Бузмаков В. И. Взаимосвязь мотивации учения и адаптированности учащихся в первичных группах. в сб.-.Мотивация учебной деятельности. — Новосибирск, 1983, стр.49−68.
  80. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении,— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.-96 с.
  81. В.Г., Чернышов А.П.Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993. — 48с.
  82. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.-."Экономика", 1990. 335 с.
  83. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения,-М:Наука, 1979.-С. 219−232.
  84. Е.М. Основы изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МП/, 1987. 208 с.
  85. Е.И. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 94 с.
  86. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции, — М., 1991. 143 с.
  87. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинекого. М.: «Прометей», 1991. — 219 с.
  88. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции.- Л.: Медицина, 1983. -312 с.
  89. Л.В. Общественно-политическая активность и критерии адаптации личности в производственном коллективе // Устойчивость и развитие производственного коллектива. Минск: Наука и техника, 1975.- С. 140−155.
  90. Е.Р., Ильичева В. И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психологический журнал. -1995. -Т 16. -N 1. С. 115−121.
  91. А.И. Психология управления. М.: Изд. академии МВД СССР, 1979. — 521 с.
  92. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Пер. с англ. Киев: ПАН Лтд., 1994. — 283 с.
  93. Е.А. Введение в психологию труда. М.:МГУ, 1988.-243с.
  94. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.-159с.
  95. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. -М.:Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
  96. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону:"Феникс", 1996. — 512 с.
  97. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии.-1987.-N 3.-С. 41−49.
  98. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, изд-во БГУ, 1976.-118 с.
  99. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека. (Структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. — N 1. -С. 5−12.
  100. О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности. // Вопросы психологии. 1989. — N5.-С. 18−26.
  101. Т. Л. Адаптация молодых специалистов на производстве // Актуальные проблемы науки. Ростов-на-Дону, 1970. -С. 109−110.
  102. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии. -1995. -N 5. -С. 6978.
  103. Н.И. Психическая саморегуляция как средство повышения успешности учебной деятельности курсантов и слушателей ВВУЗов: Автореф. дис. канд. психол. наук, — М.: ГА ВС, 1994. 27 с.
  104. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1983.-С.263−264 —
  105. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты.- М.: Изд-во МГУ. 207 с.
  106. С., де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. -1993. -Т. 14.- N 2. С. 113−126.
  107. М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 56 с.
  108. Л.М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.:ТОО «Независимая фирма „Класс“, 1993. — 160 с.
  109. И.К. Социально психологические факторы адаптированности личности. Автореф. дис. канд. псих. наук. — М.: АН СССР Институт психологии, 1980. — 24 с.
  110. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. М., 1970.-176 с.
  111. Т.Д. Адаптация молодых специалистов-инженеров: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л.: ЛГУ, 1980. 20 с.
  112. Д. Модели экспериментов социальной психологии и прикладных исследованиях. М.'Прогресс, 1980. — 289 с.
  113. А.Ф. Классификация личностей. -Л.: 1924. 290 с.
  114. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. — 304 с.
  115. Леви В. Искусство быть собой.-Изд.обн.-М.-.Знание, 1991 .-256 с.
  116. Л. Добрая сила (Самогипноз). Пер. с англ. -М.:"Вокруг света», 1992. 63 с.
  117. К. Акцентуированные личности.: Пер. с нем. Киев: Вища школа, 1981. — 392 с.
  118. А.Н. Психология образа // Вестник Изд-во МГУ. Серия 14, Психология. 1979. — N 2. — С. 3−13.
  119. А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.:Избр. психол. произведения в 2 т. Т.1. -М.:Педагогика, 1983. — 345 с.
  120. . Кризисы жизни шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Перев. с нем. Э. М. Радской, ред. Л. Н. Банзелюк.-Калуга:"Духовное познание", 1994.-224 с.
  121. Н.Д. Медитативная психотерапия. М.: Изд-во Института молодежи, 1994. — 108 с.
  122. Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях (На материале смены профессии): Дис. канд. психол. наук. М, 1992. — 162 с.
  123. Личность. Общение. Групповые процессы. М.: ИНИОН АН СССР, 1991.-161 с.
  124. Т.Н., Кокурина И. Г. Использование психодиагностической информации в коррекции мотивационной структуры руководителей.-Вестн. МГУ.Сер.14,Психология.-1992.-N1.-C. 41−50.
  125. B.C., Рештников М. М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей).- Л., Медицина, 1986.- 280 с.
  126. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 448 с.
  127. Н.П. Производственная адаптация молодых рабочих в условиях перестройки: Дис. д-ра филос. наук.- М.: Изд-во МГУ, 1989. -С. 20−27,252−255.
  128. Р. Разделенное Я. (Экзистенциональное исследование душевного здоровья и сумасшедствия) // «Логос». 1992. -N 3. -С. 165−176.
  129. Д. Социальная психология./ Пер. с англ. С.-Пб.: Питер, 1996. — 684 с.
  130. В. Руководство по субмодальностям. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994, — 89 с.
  131. А.Г., Положенцев С. Д., Руднев Д. А. Психологические механизмы поведения типа, А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — N 6. -С. 86−95.
  132. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  133. Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. -Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992.159 с.
  134. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.:"Наука", 1981. 278 с.
  135. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. -1995. -N 5. -С. 61−68.
  136. Ю.В. Методологические принципы психологического анализа нарушений поведения. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. — N 2. — С. 12−17.
  137. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Л.: ЛГУ, 1974. 19 с.
  138. Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности: Автореф.дис. на соиск.учен.степ.докт. псих.наук. М., 1991.-43 с.
  139. Н.А. Адаптация как социально-психологическое явление //Социальная психология и философия. Вып. 2. Л.: ЛГУ, 1973, — С. 119.
  140. В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности // Вопросы психологии.-1991. N 1. — С. 2539.
  141. Е.Г. Психология упрвленческой карьеры: Дис. д-ра. психол. наук. С.-Пб., 1994. — 480 с.
  142. М. Я это Я, или Как стать счастливым: Пер. с англ./ Предисловие В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова. — С.-Пб.: Лениз дат, 1992. — 192 с.
  143. В.И. Индивидуальный стиль произвольной активности человека: Автореф. дис. д-ра психолог, наук. М.: ПИ РАО, 1995.-44 с.
  144. Мы живем среди людей: Кодекс поведения / Авт.-сост. И. В. Дубровина. -М.: Политиздат, 1989. 383 с.
  145. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 170 с.
  146. А.О. Социально психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия). — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988.-263 с.
  147. Н.Н. Моделирование и творчество // Психолого-педагогические проблемы проектной подготовки в высшей школе. М.: Знание, 1987. -С. 3−33.
  148. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности.-М.:Изд-во МГУ, 1988. 166 с.
  149. В.Г. Методы исследования характера личности.-Тбилиси, 1975. 243 с.
  150. Общая психодиагностика / Под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 304 с.
  151. С.В. Проблемы социально-психологической ми профессиональной адаптации молодых учителей: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л.: ЛГУ, 1978. 21 с.
  152. М.М., Розин М. В. Мифы психотерапии и их функции //- Вопросы психологии. 1991. — N 4. — С. 10−18.
  153. B.C. Методологический анализ социально -психологической адаптации личности: Дис. канд. филос. наук.- Л.: ЛГУ, 1977. -156 с.
  154. В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994. 272 с.
  155. А.Б. Личность и сущность человека: внешнее и внутреннее в человеке // Вопросы психологии. -1995. N2.-С. 5−19.
  156. Основы общей и прикладной акмеологии / Под.ред. А. А. Деркача, А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой и др. М.: Российскаяакадемия государственной службы, ВА им. Ф. Э. Дзержинского. -1995. 386 с.
  157. Основы военной акмеологии. Учебное пособие для высших военно-учебных заведений/ Под редакцией П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского и др.:В 2 ч. -ОМ.: МО РФ, 1996. -ч.1.-314 е.- Ч.2.- 415 с.
  158. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ./ Под ред. B.C. Иванова.- М.: Физкультура и спорт, 1990. 176 с.
  159. А.Ю. Управленческое мышление. М.: «Экономика», 1990. — 112 с.
  160. С.Э., Либин А. К. Психология вашего сознания. -М.: Мысль, 1991. -219 с.
  161. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н.-М.: Школа- Пресс, 1997., 512 с.
  162. Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. М.: Смысл, 1993. — 332 с. 196.
  163. Л.А. Компетентность в общении. Социально -психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  164. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга.- М.: Изд-во Изд-во МГУ, 1982. 168 с.
  165. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пос. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1984. -С. 7, 105, 138, 153.
  166. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1983. — 309 с.
  167. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -С. 107−108.
  168. Ю.П. Психология коллективной деятельности.: Теоретико-методологический аспект. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. — 184 с.
  169. Н.С. Психологический смысл труда. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МЛДЭК», 1997. 352 с.
  170. Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории. Под ред. А. В. Брушлинского.-М.: ИП РАН, 1997.576 с.
  171. Психология и педагогика. Уч.пособие. Под ред. Л. Г. Лаптева.-М: Квант, 1997.-287 с.
  172. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  173. Рабочая книга практического психолога/ Отв.ред.Л. Г. Лаптев.-М.:Издательский дом «Красная площадь», 1996.-428 с.
  174. Л.М. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности // Труда Алтайского политехнического института. Барнаул: 1974, вып. 37. — С. 113−119.
  175. Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ./ Общ. ред. и послесл. Ф. Е. Василюка. М.: Прогресс, 1992. — 240 с.
  176. Е.С. Психология профессионального становления личности: Дис. д-ра психол. наук. М, 1992. — 611 с.
  177. Российский менталитет. Коллективная монография. Под редакцией К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского.-М.: ИП РАН, 1996.132 с.
  178. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — С. 289.
  179. С.Л. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. — 289 с.
  180. Л.А. Возрастная динамики творческой продуктивности: Дис. канд. психол. наук. -С.-Пб, 1994. 349 с.
  181. Руководство по психотерапии / Под. ред. В. Е. Рожнова. -2 -е изд., доп. и перераб. Т.: Медицина, 1979. — 639 с.
  182. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
  183. Л.Б. Влияние профессиональной среды на процесс вхождения выпускников ПТУ в трудовой коллектив: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: АПН СССР. НИИ общ. и пед. психол., 1981 .-15 с.
  184. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психол. журнал, 1984. Т.5. N4, С.63−74.
  185. Сартр Ж.-П. Воображение//Логос.-1992.-N 3. С. 98 -116.
  186. Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе // Соц.иссл. -1980. -N 3, — С. 50.
  187. Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992. — 109 с.
  188. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач (монография).М.:Академия пед. наук, 1990.-216 с.
  189. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза)/ Редакция и коментарии Дж. К. Зейга- Пер. с англ. Т. К. Кругловой.-М.: Независимая фирма «Класс», 1994. 336 с.
  190. С.Б. К уточнению понятия психической дезадаптации в клинической психиатрии.//Реабилитация больных психозами. -Л., 1981.-С. 51−62.
  191. С.Б. Предболезненные психические расстройства. -Л.: Медицина, 1987. 184 с.
  192. В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности.-Новосибирск:Наука. Сиб. отд-е, 1991 .-237 с.
  193. Ситаров Изучение профессиональной активности будущего учителя -М.: Прометей, 1990.-123 с.
  194. А.П. Теоретические и прикладные основы акмеологического тренинга програмно-целевой направленности: Автореф. дис. д-ра. психол. наук.- М.: РАГС, 1995. 56 с.
  195. В.А. Формирование социально-активной личности: общая концепция исследования.-М.: МПГИ им. Ленина, 1986.-137 с.
  196. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности-М.: Прометей, 1991.-235 с.
  197. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика, 1990., -N 1-С 16.
  198. Н. Социология/Пер с англ.- М.:Феникс, 1994.- 688 с.
  199. Л.Н. Психодиагностика:методы и методология. М., 1990. — 80 с.
  200. Советский энциклопедический словарь. М./'Советская энциклопедия", 1982. -1600 с.
  201. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — 432 с.
  202. Сознание личности в кризисном обществе. Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского.-М.:ИП РАН, 1995.-194 с.
  203. А.В. Зрелая личность: понятийный анализ // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во «Прометей» МГПУ им. В. И. Ленина, 1992. -С. 132−141.
  204. Г. Г. Педагогические основы социальной адаптации молодых рабочих в первичном производственном коллективе промышленного предприятия: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 1981. 16 с.
  205. В.М. Адаптация выпускников профессионально-технических училищ на производстве: Автореф. дис.канд.пед.наук. М.:АПН СССР. НИИ труд.обуч. и профес. ориентации, 1981. — 17 с.
  206. В.В. Исследование эмоционально-целостного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции// Психологический журнал.- 1981.-Т.2.- N3.-C. 104−116.
  207. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ./ Под ред.Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  208. В.И. Адаптация личности: философско социологический анализ: Дис. канд. фил. наук. Свердловск: Уральский Государственный университет, 1983. -170 с.
  209. А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения: Дис. канд.психол.наук. М, 1987. — 160 с.
  210. С.И., Григорьев А. Н. Применение некоторых количественных методов в конкретных психолого-педагогических исследованиях. Киев: Изд-во Киевского ВВМПУ, 1990. — 69 с.
  211. Е.В. Социально психологические проблемы адаптации молодого рабочего: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1976. -19 с.
  212. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга. М., 1993.-14с.
  213. Е.В. Соотношение психологических процессов принятия и отвержения альтернатив в ходе социального выбора: Дис. канд. психол. наук. -М., 1995. 208 с.
  214. А.Ш. Болезнь как семиотическая система //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. — N 1. — С. 3−16, — N 4. — С. З-13.
  215. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. М.: Мысль, 1975. -227 с.
  216. Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1983. -С. 12−13.
  217. Оонзрез А. Р, Формы становления личности в процессе ее социализации. // Вопросы психологии. 1997. — N 2. — С. 88−93.
  218. В. Человек в поисках смысла : Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- Вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  219. А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. -М.: Педагогика, 1993. -144 с.
  220. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений/ Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
  221. Л.Н., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  222. Э. Иметь или быть?: Пер. с англ./ Общ ред. и поел. В. И. Добреньков. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  223. Э. Психоанализ и этика.-М.: Республика, 1993. 415 с.
  224. Фрустрация, конфликт, защита // Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности. М.: Школа-Пресс, 1992. — С. 81−106.
  225. А.И. Социально-психологические условия адаптации молодых рабочих в производственном коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: 1976. -25 с.
  226. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ: Пер. с англ./ Общ ред. Г. В. Бурменской. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Универс», 1993. — 480 с.
  227. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и прменение). -СПб.: Питер Пресс, 1997. -608 с.
  228. А.А. Социальная психология первичного научного коллектива. Новосибирск: Наука, 1992. -С. 90−121.
  229. Г. М. Функции социальной установки в процессе адаптации: Дис. канд. психол. наук. Ереван, 1989. — 173 с.
  230. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компетентный анализ структуры и стратегий адаптации. // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — N 1. — С. 19−34.
  231. A.M. Социальная адаптация как фактор развития трудовой и общественно политической активности молодых рабочих в промышленном коллективе: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Минск: 1985. — 19 с.
  232. A.M. Новичок в трудовом коллективе.- Минск: Наука и техника, 1988. 54 с.
  233. Т. Социальная психология / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1969. -535 с.
  234. Е.В., Бобнева М. И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения.// Психологические механизмы регуляции социального поведения. М: Наука, 1979. -С. 3−19.
  235. Э. Анти-Карнеги, или Человек манипулятор / Перевод с англ. А. Малышевой. — МН.: ТПЦ «Полифакт», 1992. — 128 с.
  236. К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты: Пер. с англ./ Предисл. Ю. В. Пахомова,-М.:Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. 272 с.
  237. В.В. Психолого-педагогические проблемы профессиональной адаптации выпускников средних общеобразовательных школ на производстве: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Тбилисси: Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе, 1987. -15 с.
  238. Дж. С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. Пер. с англ. М.: Медицина, 1985. -224 с.
  239. Эффективный менеджмент: акмеологические аспекты/ Отв.ред. Л. Г. Лаптев:В 2 ч, — М.:Изд.дом Красная площадь, 1996,-Ч.1.- 238 е.- Ч.2.- 243 с.
  240. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени.: Пер. с нем./ Предиол. А. В. Бурменокого. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Универс», 1994. — 336 с.
  241. Е.А. Субъекты общественной психологии: В кн. Теоретическая и прикладная социальная психология.- М.: Мысль, 1988. С. 97 — 115.
  242. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.-Самара:"Самарский университет", 1995.-331 с.
  243. Ellis.A. The impossibility of Achiving Consistenly Good Mental Health //Amer. Psichol. 1987. V. 42. N 4.
  244. Enciclopedia of Psychology. H.J. Eyzenk, W. Arnold and R. Meili (EDS), Herder & Herder, N.Y., 1972, vol. I, p.25.
  245. Kobasa S.K., Maddi S.R., Kahn S. Hardiness and Health: A Prospective Study// J. Pers. and Soc. Psychol.- 1982, — V. 42. N 1, — P. 109.
  246. Levin K. A dinamic theory of Personality. N.Y., 1955.
  247. Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press, N.Y. & London, 1968.
  248. Streiau J. Rola temperamentu w rozwoju psychicznym. -Warszawa. 1982.
  249. Wechsler D. The Measurement and Apraisal of Adult Intelligence.-Baltimore: Williams and Wilkins, 1958. 297 p.
Заполнить форму текущей работой