Психологические условия адаптации молодых специалистов к современному рынку труда: На примере психолого-педагогических профессий
Диссертация
Главная идея диссертационного исследования заключается в том, что личностно-профессиональные особенности, социально-психологические, организационно-деятельностные и жизненные условия, в которых оказываются молодые специалисты, обусловливают специфику их адаптации к современному рынку труда. Наиболее благоприятное вхождение молодых специалистов в избранную сферу профессиональной деятельности может… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К СОВРЕМЕННОМУ РЫНКУ ТРУДА
- 1. 1. Психологические характеристики процесса профессиональной адаптации молодых специалистов
- 1. 2. Адаптационные затруднения молодых специалистов психолого-педагогического профиля
- 1. 3. Критерии и показатели эффективной адаптации выпускников гуманитарных вузов
- 1. 4. Методология и процедура исследования адаптации специалистов в процессе профессионального становления
- Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Анализ возможностей и уровня адаптированности специалистов к различным системам труда
- 2. 2. Выявление влияния профессионального саморазвития на эффективность адаптации. г
- 2. 3. Овладение специалистами методами саморегуляции в адаптационный период
- 2. 4. Активизация роли социально-психологического сопровождения в профадаптационном процессе
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — Брест: Изд-во Брестского гос. пед. ин-та, 1993. — 143 с.
- Абульханова К.А., Бодалев А. А., Деркач А. А., Кузьмина Н. В., Лаптев Л. Г. Акмеология вчера, сегодня, завтра// Практическая психология и психоанализ.-1997.-N1 .-С.12−27.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299 с.
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. -М.: Феликс, 1992. 128 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: НПО «Прагма», 1993. — 175 с.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.-(Руководство для врачей). М.: Медицина, 1993. — 400 с.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. (Пограничные нервно-психические расстройства).-М.: Наука, 1976. -272 с.
- Алексеев Н.Г. Методологические принципы анализа концептуальных схем деятельности.:В кн. Эргономика.-М., 1979.-С.49 57.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.-341 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — 324 с.
- Андреева Д.А. О понятии адаптации // Человек и общество. Вып. 13, Л.: 1973.-С. 62−69.
- Анисимов С.А., Гордеева Т. П., Деркач А. А. и др.Методы акмеологических исследований.-Кострома: Упр.образов., 1994.-102с.
- Анисимов О.С., Дер кач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии.-М.:РАГС, 1995.-272 с.
- Анохин П.К. Вступительная статья // Гельгорн 3. Регуляторные функции автономной нервной системы. М.: Медицина, 1948. С. 79.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал.-1994.-Т.15.-М 1. -С. 3- 18.
- Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ./ Общ. ред. и в ступ. ст. М. В. Кларина. М.: Прогресс, 1990. — С. 219−222.
- Арсеньев А.С. Глобальный кризис и личность // Мир психологии и психология в мире. -1994. -N 0. -С. 4−26.
- Артемьева Т.И. Методологические проблемы способностей. -М., 1977.-237 с.
- Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. M.:"REFL book", 1994. — 314 с.
- Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: Дис. канд. психол. наук. М, 1994. — 187 с.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. — N 1. -С. 92−100.
- Балл Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. — N 4. -С. 56−66.
- Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — N 6. -С. 116−120.
- Белая О.П. Влияние смены профессии на направленность личности: Дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 1996. — 200 с.
- Беличева С.А., Кондратьев М. Ю., Лущук В. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М.:
- Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. -114 с.
- Белкин П.Г. Социально-психологические факторы адаптации молодого специалиста в научном коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: Изд-во МГУ,.1985. — 23 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.-400 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 421 с.
- Бехтерев В.М. Сознание и его границы. М., 1888 — 214 с.
- Бодалев А.А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися? -М.: КВАНТ, 1997. 102 с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение (Личностный аспект): Дис. д-ра психол. наук. М, 1995. — 411 с.
- Бочкарева Л.П. Индивидуально-психологические предпосылки профессиональной переориентации: Дис. канд. психол. наук.- С.-Пб, 1992. 270 с.
- Бродченко О.И. Влияние психологических особенностей личности на восприятие социальных ситуаций: Дис. канд. психол. наук. М. ТАУ, 1996. — 140 с. .
- Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе. // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — N 2. — С. 1832.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Индивидуально-психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями впроцессе их социальной адаптации // Психологический журнал.1992. Т. 13. — N 3. -С. 112−120.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психодиагностике // Вопросы психологии.- 1994. N 5. — С. 5−11.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности: понятийный аппарат и методы исследований: Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени д-ра психол. наук., -Киев: Киевский ГУ, 1989. -38 с.
- Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — N 3. — С. 90 — 101.
- Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Моск. психотерапевт, журнал. -1992.-N 1.-С.15- 32.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
- Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. М.:ТПО «Ахилл», 1990. 23 с.
- Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — N 5.- С. 104 114.
- Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи//Вопросы психологии.-1988. -N 5, — С.27−37.
- Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения. // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — N 2. — С. 58−78.
- Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. -1994. -N 4. С. 82−92.
- Виттенберг Е.В. Социально-психологические фактры адаптации к социальным и культурным изменениям: Дис. канд. психол. наук. -СПб: 1994. 190 с.
- Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии. -1995. -N, 2. С. 19−30.
- Вудкон М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика. Пер. с англ.- М.: «Дело», 1991. 320 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Изд-во МГУ, 1976. — 148 с.
- Ган Ю. В. Проблема социальной адаптации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск: Уральский гос. университет, 1982. -18 с.
- Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: Дис. д-ра психол. наук. М, 1996. — 285 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. Пер. с франц. -М.: Мир, 1992. 496 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2. Пер. с франц. -М.: Мир, 1992. 376 с.
- Государев Н.А. Треугольный человек .- М.: Молодая гвардия, 1991. 270 с.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. Пер с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 464 с.
- Грибенникова Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: Дис. канд. психол. наук. -М.: 1995. 154 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
- Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. 320 с.
- Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций.// Вопросы психологии. 1997. — N 1. — С. 121−132.
- Гусева А.С. Теоретико-методологические основы гуманитарнотехнологического развития госслужащих. Автореф. дисс. докт.психол. наук.-М.: РАГС, 1997, — 54 с.
- Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология // «Логос», — 1992. N 3. — С.62−80.
- Деркач А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. -М.: Луч, 1993.- 71 с.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32 с.
- Джаманова М. Б. Социальные условия и факторы адаптации молодого рабочего в трудовом коллективе: Автореф. дис. канд. философ, наук. Алма-Ата: Казахский гос. унив., 1982. -20 с.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./ Общ. ред. и послесл. Л. А. Петровской. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс Универс», 1993. — 336 с.
- Дикая Л. Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы их формирования. // Психологический журнал. 1997. — Т. 17. — N 3. — С. 137−148.
- Дичев Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровья человека (методы и социальные аспекты).-М.'Медицина, 1976.-284 с.
- Добрович А.Б. Общение наука и искусство. — М.: Знание, -200 -1980. — 158 с.
- Добрович А.Б. Глаза в глаза.-М.:Моск.рабочий, 1982. 207 с.
- Добрович А.Б. Фонарь Диогена. М.: Знание, 1981. — 120 с.
- Донцов И.А. Самосовершенствование личности. Р.-Д.: Издательство Ростовского университета, 1977.-213 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984, — 207 с.
- Доскин В.А., Лаврентьева Н. А. и др. Тест дифференцированнойсамооценки функционального состояния// Вопросы психологии, 1973, — N6, — С.141−145.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 120 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск: БГУ, 1976. С. 73−86.
- Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях жизнедеятельности и общения: Дис. канд. психол. наук. М., 1989. — 249 с.
- Жмыриков А.Н., Бузмаков В. И. Взаимосвязь мотивации учения и адаптированности учащихся в первичных группах. в сб.-.Мотивация учебной деятельности. — Новосибирск, 1983, стр.49−68.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении,— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.-96 с.
- Зазыкин В.Г., Чернышов А.П.Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993. — 48с.
- Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.-."Экономика", 1990. 335 с.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения,-М:Наука, 1979.-С. 219−232.
- Иванова Е.М. Основы изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МП/, 1987. 208 с.
- Иванова Е.И. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 94 с.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции, — М., 1991. 143 с.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинекого. М.: «Прометей», 1991. — 219 с.
- Кабанов М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции.- Л.: Медицина, 1983. -312 с.
- Калита Л.В. Общественно-политическая активность и критерии адаптации личности в производственном коллективе // Устойчивость и развитие производственного коллектива. Минск: Наука и техника, 1975.- С. 140−155.
- Калитеевская Е.Р., Ильичева В. И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психологический журнал. -1995. -Т 16. -N 1. С. 115−121.
- Китов А.И. Психология управления. М.: Изд. академии МВД СССР, 1979. — 521 с.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Пер. с англ. Киев: ПАН Лтд., 1994. — 283 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.:МГУ, 1988.-243с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.-159с.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. -М.:Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону:"Феникс", 1996. — 512 с.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии.-1987.-N 3.-С. 41−49.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, изд-во БГУ, 1976.-118 с.
- Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека. (Структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. — N 1. -С. 5−12.
- Конопкин О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности. // Вопросы психологии. 1989. — N5.-С. 18−26.
- Кончанин Т. Л. Адаптация молодых специалистов на производстве // Актуальные проблемы науки. Ростов-на-Дону, 1970. -С. 109−110.
- Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии. -1995. -N 5. -С. 6978.
- Королюк Н.И. Психическая саморегуляция как средство повышения успешности учебной деятельности курсантов и слушателей ВВУЗов: Автореф. дис. канд. психол. наук, — М.: ГА ВС, 1994. 27 с.
- Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1983.-С.263−264 —
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты.- М.: Изд-во МГУ. 207 с.
- Криппнер С., де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. -1993. -Т. 14.- N 2. С. 113−126.
- Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 56 с.
- Кроль Л.М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.:ТОО «Независимая фирма „Класс“, 1993. — 160 с.
- Кряжева И.К. Социально психологические факторы адаптированности личности. Автореф. дис. канд. псих. наук. — М.: АН СССР Институт психологии, 1980. — 24 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. М., 1970.-176 с.
- Кухарева Т.Д. Адаптация молодых специалистов-инженеров: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л.: ЛГУ, 1980. 20 с.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов социальной психологии и прикладных исследованиях. М.'Прогресс, 1980. — 289 с.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. -Л.: 1924. 290 с.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. — 304 с.
- Леви В. Искусство быть собой.-Изд.обн.-М.-.Знание, 1991 .-256 с.
- Лекрон Л. Добрая сила (Самогипноз). Пер. с англ. -М.:"Вокруг света», 1992. 63 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности.: Пер. с нем. Киев: Вища школа, 1981. — 392 с.
- Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Изд-во МГУ. Серия 14, Психология. 1979. — N 2. — С. 3−13.
- Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.:Избр. психол. произведения в 2 т. Т.1. -М.:Педагогика, 1983. — 345 с.
- Ливенхуд Б. Кризисы жизни шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Перев. с нем. Э. М. Радской, ред. Л. Н. Банзелюк.-Калуга:"Духовное познание", 1994.-224 с.
- Линде Н.Д. Медитативная психотерапия. М.: Изд-во Института молодежи, 1994. — 108 с.
- Литвинова Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях (На материале смены профессии): Дис. канд. психол. наук. М, 1992. — 162 с.
- Личность. Общение. Групповые процессы. М.: ИНИОН АН СССР, 1991.-161 с.
- Лобанова Т.Н., Кокурина И. Г. Использование психодиагностической информации в коррекции мотивационной структуры руководителей.-Вестн. МГУ.Сер.14,Психология.-1992.-N1.-C. 41−50.
- Лобзин B.C., Рештников М. М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей).- Л., Медицина, 1986.- 280 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 448 с.
- Лукашевич Н.П. Производственная адаптация молодых рабочих в условиях перестройки: Дис. д-ра филос. наук.- М.: Изд-во МГУ, 1989. -С. 20−27,252−255.
- Лэйнг Р. Разделенное Я. (Экзистенциональное исследование душевного здоровья и сумасшедствия) // «Логос». 1992. -N 3. -С. 165−176.
- Майерс Д. Социальная психология./ Пер. с англ. С.-Пб.: Питер, 1996. — 684 с.
- Макдональд В. Руководство по субмодальностям. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994, — 89 с.
- Маклаков А.Г., Положенцев С. Д., Руднев Д. А. Психологические механизмы поведения типа, А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — N 6. -С. 86−95.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. -Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992.159 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.:"Наука", 1981. 278 с.
- Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. -1995. -N 5. -С. 61−68.
- Микадзе Ю.В. Методологические принципы психологического анализа нарушений поведения. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. — N 2. — С. 12−17.
- Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Л.: ЛГУ, 1974. 19 с.
- Миславский Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности: Автореф.дис. на соиск.учен.степ.докт. псих.наук. М., 1991.-43 с.
- Милославова Н.А. Адаптация как социально-психологическое явление //Социальная психология и философия. Вып. 2. Л.: ЛГУ, 1973, — С. 119.
- Мильман В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности // Вопросы психологии.-1991. N 1. — С. 2539.
- Молл Е.Г. Психология упрвленческой карьеры: Дис. д-ра. психол. наук. С.-Пб., 1994. — 480 с.
- Мольц М. Я это Я, или Как стать счастливым: Пер. с англ./ Предисловие В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова. — С.-Пб.: Лениз дат, 1992. — 192 с.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль произвольной активности человека: Автореф. дис. д-ра психолог, наук. М.: ПИ РАО, 1995.-44 с.
- Мы живем среди людей: Кодекс поведения / Авт.-сост. И. В. Дубровина. -М.: Политиздат, 1989. 383 с.
- Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 170 с.
- Налчаджян А.О. Социально психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия). — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988.-263 с.
- Нечаев Н.Н. Моделирование и творчество // Психолого-педагогические проблемы проектной подготовки в высшей школе. М.: Знание, 1987. -С. 3−33.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности.-М.:Изд-во МГУ, 1988. 166 с.
- Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности.-Тбилиси, 1975. 243 с.
- Общая психодиагностика / Под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 304 с.
- Овдей С.В. Проблемы социально-психологической ми профессиональной адаптации молодых учителей: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л.: ЛГУ, 1978. 21 с.
- Огинская М.М., Розин М. В. Мифы психотерапии и их функции //- Вопросы психологии. 1991. — N 4. — С. 10−18.
- Олейников B.C. Методологический анализ социально -психологической адаптации личности: Дис. канд. филос. наук.- Л.: ЛГУ, 1977. -156 с.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994. 272 с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность человека: внешнее и внутреннее в человеке // Вопросы психологии. -1995. N2.-С. 5−19.
- Основы общей и прикладной акмеологии / Под.ред. А. А. Деркача, А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой и др. М.: Российскаяакадемия государственной службы, ВА им. Ф. Э. Дзержинского. -1995. 386 с.
- Основы военной акмеологии. Учебное пособие для высших военно-учебных заведений/ Под редакцией П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского и др.:В 2 ч. -ОМ.: МО РФ, 1996. -ч.1.-314 е.- Ч.2.- 415 с.
- Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ./ Под ред. B.C. Иванова.- М.: Физкультура и спорт, 1990. 176 с.
- Панасюк А.Ю. Управленческое мышление. М.: «Экономика», 1990. — 112 с.
- Парилис С.Э., Либин А. К. Психология вашего сознания. -М.: Мысль, 1991. -219 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н.-М.: Школа- Пресс, 1997., 512 с.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. М.: Смысл, 1993. — 332 с. 196.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально -психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга.- М.: Изд-во Изд-во МГУ, 1982. 168 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пос. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1984. -С. 7, 105, 138, 153.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1983. — 309 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -С. 107−108.
- Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности.: Теоретико-методологический аспект. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. — 184 с.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МЛДЭК», 1997. 352 с.
- Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории. Под ред. А. В. Брушлинского.-М.: ИП РАН, 1997.576 с.
- Психология и педагогика. Уч.пособие. Под ред. Л. Г. Лаптева.-М: Квант, 1997.-287 с.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Рабочая книга практического психолога/ Отв.ред.Л. Г. Лаптев.-М.:Издательский дом «Красная площадь», 1996.-428 с.
- Растова Л.М. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности // Труда Алтайского политехнического института. Барнаул: 1974, вып. 37. — С. 113−119.
- Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ./ Общ. ред. и послесл. Ф. Е. Василюка. М.: Прогресс, 1992. — 240 с.
- Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: Дис. д-ра психол. наук. М, 1992. — 611 с.
- Российский менталитет. Коллективная монография. Под редакцией К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского.-М.: ИП РАН, 1996.132 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — С. 289.
- Рубинштейн С.Л. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. — 289 с.
- Рудкевич Л.А. Возрастная динамики творческой продуктивности: Дис. канд. психол. наук. -С.-Пб, 1994. 349 с.
- Руководство по психотерапии / Под. ред. В. Е. Рожнова. -2 -е изд., доп. и перераб. Т.: Медицина, 1979. — 639 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
- Садовникова Л.Б. Влияние профессиональной среды на процесс вхождения выпускников ПТУ в трудовой коллектив: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: АПН СССР. НИИ общ. и пед. психол., 1981 .-15 с.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психол. журнал, 1984. Т.5. N4, С.63−74.
- Сартр Ж.-П. Воображение//Логос.-1992.-N 3. С. 98 -116.
- Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе // Соц.иссл. -1980. -N 3, — С. 50.
- Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992. — 109 с.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач (монография).М.:Академия пед. наук, 1990.-216 с.
- Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза)/ Редакция и коментарии Дж. К. Зейга- Пер. с англ. Т. К. Кругловой.-М.: Независимая фирма «Класс», 1994. 336 с.
- Семичев С.Б. К уточнению понятия психической дезадаптации в клинической психиатрии.//Реабилитация больных психозами. -Л., 1981.-С. 51−62.
- Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. -Л.: Медицина, 1987. 184 с.
- Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности.-Новосибирск:Наука. Сиб. отд-е, 1991 .-237 с.
- Ситаров Изучение профессиональной активности будущего учителя -М.: Прометей, 1990.-123 с.
- Ситников А.П. Теоретические и прикладные основы акмеологического тренинга програмно-целевой направленности: Автореф. дис. д-ра. психол. наук.- М.: РАГС, 1995. 56 с.
- Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности: общая концепция исследования.-М.: МПГИ им. Ленина, 1986.-137 с.
- Сластенин В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности-М.: Прометей, 1991.-235 с.
- Сластенин В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика, 1990., -N 1-С 16.
- Смелзер Н. Социология/Пер с англ.- М.:Феникс, 1994.- 688 с.
- Собчик Л.Н. Психодиагностика:методы и методология. М., 1990. — 80 с.
- Советский энциклопедический словарь. М./'Советская энциклопедия", 1982. -1600 с.
- Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — 432 с.
- Сознание личности в кризисном обществе. Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского.-М.:ИП РАН, 1995.-194 с.
- Соловьев А.В. Зрелая личность: понятийный анализ // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во «Прометей» МГПУ им. В. И. Ленина, 1992. -С. 132−141.
- Солодова Г. Г. Педагогические основы социальной адаптации молодых рабочих в первичном производственном коллективе промышленного предприятия: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 1981. 16 с.
- Солонин В.М. Адаптация выпускников профессионально-технических училищ на производстве: Автореф. дис.канд.пед.наук. М.:АПН СССР. НИИ труд.обуч. и профес. ориентации, 1981. — 17 с.
- Столин В.В. Исследование эмоционально-целостного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции// Психологический журнал.- 1981.-Т.2.- N3.-C. 104−116.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ./ Под ред.Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
- Судаков В.И. Адаптация личности: философско социологический анализ: Дис. канд. фил. наук. Свердловск: Уральский Государственный университет, 1983. -170 с.
- Сухарев А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения: Дис. канд.психол.наук. М, 1987. — 160 с.
- Съедин С.И., Григорьев А. Н. Применение некоторых количественных методов в конкретных психолого-педагогических исследованиях. Киев: Изд-во Киевского ВВМПУ, 1990. — 69 с.
- Таранов Е.В. Социально психологические проблемы адаптации молодого рабочего: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1976. -19 с.
- Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга. М., 1993.-14с.
- Тугарева Е.В. Соотношение психологических процессов принятия и отвержения альтернатив в ходе социального выбора: Дис. канд. психол. наук. -М., 1995. 208 с.
- Тхостов А.Ш. Болезнь как семиотическая система //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. — N 1. — С. 3−16, — N 4. — С. З-13.
- Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева. М.: Мысль, 1975. -227 с.
- Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1983. -С. 12−13.
- Оонзрез А. Р, Формы становления личности в процессе ее социализации. // Вопросы психологии. 1997. — N 2. — С. 88−93.
- Франкл В. Человек в поисках смысла : Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- Вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. -М.: Педагогика, 1993. -144 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений/ Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
- Фридман Л.Н., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
- Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с англ./ Общ ред. и поел. В. И. Добреньков. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика.-М.: Республика, 1993. 415 с.
- Фрустрация, конфликт, защита // Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности. М.: Школа-Пресс, 1992. — С. 81−106.
- Ходаков А.И. Социально-психологические условия адаптации молодых рабочих в производственном коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: 1976. -25 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ: Пер. с англ./ Общ ред. Г. В. Бурменской. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Универс», 1993. — 480 с.
- Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и прменение). -СПб.: Питер Пресс, 1997. -608 с.
- Чечулин А.А. Социальная психология первичного научного коллектива. Новосибирск: Наука, 1992. -С. 90−121.
- Шавердян Г. М. Функции социальной установки в процессе адаптации: Дис. канд. психол. наук. Ереван, 1989. — 173 с.
- Шапкин С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компетентный анализ структуры и стратегий адаптации. // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — N 1. — С. 19−34.
- Шибалис A.M. Социальная адаптация как фактор развития трудовой и общественно политической активности молодых рабочих в промышленном коллективе: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Минск: 1985. — 19 с.
- Шибалис A.M. Новичок в трудовом коллективе.- Минск: Наука и техника, 1988. 54 с.
- Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1969. -535 с.
- Шорохова Е.В., Бобнева М. И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения.// Психологические механизмы регуляции социального поведения. М: Наука, 1979. -С. 3−19.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек манипулятор / Перевод с англ. А. Малышевой. — МН.: ТПЦ «Полифакт», 1992. — 128 с.
- Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты: Пер. с англ./ Предисл. Ю. В. Пахомова,-М.:Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. 272 с.
- Щербинин В.В. Психолого-педагогические проблемы профессиональной адаптации выпускников средних общеобразовательных школ на производстве: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Тбилисси: Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе, 1987. -15 с.
- Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. Пер. с англ. М.: Медицина, 1985. -224 с.
- Эффективный менеджмент: акмеологические аспекты/ Отв.ред. Л. Г. Лаптев:В 2 ч, — М.:Изд.дом Красная площадь, 1996,-Ч.1.- 238 е.- Ч.2.- 243 с.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени.: Пер. с нем./ Предиол. А. В. Бурменокого. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Универс», 1994. — 336 с.
- Яблокова Е.А. Субъекты общественной психологии: В кн. Теоретическая и прикладная социальная психология.- М.: Мысль, 1988. С. 97 — 115.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.-Самара:"Самарский университет", 1995.-331 с.
- Ellis.A. The impossibility of Achiving Consistenly Good Mental Health //Amer. Psichol. 1987. V. 42. N 4.
- Enciclopedia of Psychology. H.J. Eyzenk, W. Arnold and R. Meili (EDS), Herder & Herder, N.Y., 1972, vol. I, p.25.
- Kobasa S.K., Maddi S.R., Kahn S. Hardiness and Health: A Prospective Study// J. Pers. and Soc. Psychol.- 1982, — V. 42. N 1, — P. 109.
- Levin K. A dinamic theory of Personality. N.Y., 1955.
- Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press, N.Y. & London, 1968.
- Streiau J. Rola temperamentu w rozwoju psychicznym. -Warszawa. 1982.
- Wechsler D. The Measurement and Apraisal of Adult Intelligence.-Baltimore: Williams and Wilkins, 1958. 297 p.