Влияние уровня самооценки и тревожности на экономическую социализацию подростков
В качестве показателей формирования экономических представлений и реалий у подростков рассматривались характеристики, весьма условно разде-ленные на две группы: социальные и психологические. В первую группу включены: взаимоотношения с родителями, ориентация на поступление в вуз, отношение к социально уязвимым категориям населения, и т. д. Во вторую: ло-кус контроля, самооценка и тревожность… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Теоретические аспекты проблемы экономической социализации подростков
- 1. 1. Экономическая социализация в работах западных психологов
- 1. 2. Экономическая социализация в России
- 1. 3. Факторы экономической социализации
- 1. 4. Социально психологические особенности подросткового возраста
- 1. 4. 1. Характеристика подросткового возраста
- 1. 4. 2. Тревожность, как проявление эмоциональной сферы подростка
- 1. 4. 3. Самооценка психического состояния подростка
- 1. 5. Выводы
- Глава II. Экспериментальные исследования влияния уровня самооценки и тревожности на экономическую социализацию подростка
- 2. 1. База, методы и методики исследования уровня самооценки и тревожности, особенностей экономической социализации подростка
- 2. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования
- 2. 3. Выводы
- Глава III. Рекомендации по формированию экономического поведения подростков
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение 7
Изучение проблем социализации подростков, в частности её экономической составляющей, является одним из направлений психологии молодёжи, которая в настоящее время становится значимой для общества. Современное общество требует новых подходов к изучению проблем молодёжи, новых путей их разрешения.
То, как подросток социализируется в обществе в вои 13−17 лет, непре-менно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общест-ва в целом. Каждый родившийся человек неизбежно входит в общество и во-влекается в процесс социализации, которая включает в себя экономическую социализацию, как процесс постепенного усвоения им экономических требо-ваний общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют его взаимоотношения с обществом. Экономи-ческая социализация осуществляется в семье, школе, на работе; в этот процесс включается передача экономического опыта человека; наконец, экономическая социализация личности связана с трудовой и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Более того, в настоящее время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изме-нением социально-экономической ситуации в стране. По многим показателям исследования свидетельствуют о довольно противоречивом влиянии на подро-стков современной экономической среды.
С учетом этих и многих других обстоятельств эффективность процесса экономической социализации подростков во многом будет определяться тем, насколько удается преодолеть усредненный к ней подход, в том числе и во время обучения в различных звеньях системы образования.
Повышение степени экономической грамотности и воспитанности мо-лодого поколения помогает каждому из учащихся не только скорее и лучше познать особенности нашего времени и суть требований, предъявляемых к ка-ждому на пороге самостоятельной жизни, но и с меньшими для себя и общест-ва потерями, а иногда и глубокими потрясениями определить наиболее соот-ветствующее его желаниям и возможностям место в этом обществе.
Поэтому вопрос о необходимости изучения психологических особен-ностей личности подростка и их влияния на процесс экономической социали-зации в современных условиях встает наиболее остро на данный момент в на-шем обществе.
Таким образом, актуальность темы несомненна.
Цель исследования изучение проблемы экономической социализации современных подростков и определение влияния уровня самооценки психического состояния (УСК) и тревожности на экономическую социализацию подростков.
Гипотеза исследования: на экономическую социализацию современного подростка существенное влияние оказывает его уровень самооценки психического состояния (УСК) и тревожности.
Предмет исследования: влияние на экономическую социализацию подростка психологических особенностей его самосознания.
Объект исследования: учащиеся 8−10 классов средней общеобразовательной школы № 2 и медицинского училища г. Саянска.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Изучение связанных с проблемой теоретических, литературных источ-ников и практических исследований;
2. Выбор адекватных возрасту испытуемых и цели исследования методов и методик оценки интересующих факторов по заявленной проблеме;
3. Проведение исследования;
4. Осуществление первичной и вторичной статистической обработки и анализ результатов с помощью методов математической статистики;
5. Проверка выдвинутой гипотезы;
6. Формулировка выводов, вытекающих из проведённого исследования.
Методологические основы исследования: стадии развития экономических представлений детей и проблемы экономической социализации в отечественной и зарубежной психологии; проблемы тревожности и самооценки психического состояния (уровень субъективного контроля — УСК) подростков на различных этапах их психического развития; принципы взаимозависимости уровня экономической социализации от психического состояния подростка (уровня тревожности и адекватной самооценки своего психического состояния).
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенные исследования позволяют выработать конкретные рекомендации по оптимиза-ции формирования экономического поведения подростков в современных условиях.
Список литературы
- Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Хрестоматия: Семейная психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
- Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984., № 5.
- Альбуханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.
- Асмолов А. Г. «Психология личности». М., 1990.
- Баррис В. Стадии в развитии экономических понятий // Человеческие отношения. 1983., № 9. с. 791 812.
- Берти A., Бомби A., Дебени Р. Развитие экономических понятий: Отдельная последовательность отдельных приобретений // Ж. Экономическая психологии 1986. № 7. с. 415 424.
- Боришевский М. И. Влияния позиции подростка на саморегуляцию поведения.- Вопросы психологии, 1972, № 5.
- Бояринцева А.В. Психологические проблемы экономической социализации//Ж. Педагогика. — 1994., № 4.
- Брумер Дж., Гудмен К. Ценность и потребность как организация факторов в восприятии // Ж. Социальная психология 1947.,№ 42 с. 3342.
- Винокур S., Сигал М. Суждения подростков о экономическом устройстве //Ж. Иностранная психология. 1982. № 5 с. 357 365.
- Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социология № 3/94.
- Выготский Л.С. Конкретная психология человека — Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. № 1. С. 5265.
- Выготский Л.С. Методика рефлексологического и психологического исследования. Собр. сочинений. Т. 1. М.: Педагогика. 1982. С. 4362.
- Выготский Л.С. О психологических системах. Собр. сочинений. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.
- Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр.сочинений.
- Т. 1., М.: Педагогика.
- Данзингер K. Детская самая ранняя концепция экономических отношений // Ж. Социальная психология 1958. № 47. с. 231 240.
- Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшекласс-ников.// Социология. № 6/95.
- Диттмар Х. Экономические представления подростков. //Ж. Иностранная психология. — 1997. № 9.
- Каттон Р. Развитие экономических понятий у детей //Ж. Психология 1962.№ 53. с. 3746.
- Ковалева А. И. Кризис системы образования.// Социс. № 3/94
- Koлберг Л. Моральные законы и нравственность: познавательно-развивающий подход // Lickona T. Моральное развитие и поведение. N. Y. 1976.
- Кон И. С. «Психология старшеалассника». М. Просвещение, 1980.
- Кравченко А. И. Введение в социологию/ М. Новая школа 1995.
- Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.
- Липкина А. И, Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности, М., 1968.
- Магун B.C. Оценки и самооценки в структуре индивидуальности. -В кн.: Пcи-xoдиaгнocтичecкиe методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л., 1976.
- Малахов С.В. Основы экономической психологии. — М., 1992.
- Маршалл H., Maгрудер Л. Понимание детьми функций денег на примере зарабатывания и использования их родителями. // Развитие ребенка. 1960. № 31. с. 253 284.
- Михалев О. Моделирование потребительского поведения //Маркетинг.-1995.№ 3.
- Мухина В.С. Возрастная психология, М, 1997.
- Ng S. Детские идеи о получении прибыли в банке и магазине. // Ж. Экономичес-кая психологии 1983. № 4. с. 209 221.
- Пономарчук В. А., Толстых А. В. Среднее образование: две критические точки современной школы.// Социс. № 12/94
- Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой, М., 1995.
- Рабочая книга школьного психолога. И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е.М.Борисо-ва и др. Под ред. И. В. Дубровиной, М., 1991.
- Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, пер-спективы / М. Наука 1993.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии, М., 1973.
- Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». М., 1989.
- Руткевич М. Н. Социальная ориентация выпускников основных школ.// Социс. № 10/94
- Савонько Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста, — Вопросы психологии, 1969. № 4.
- Сафин В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. Boпpосы психологии, 1975, № 3.
- Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости. Автореферат дис. к.психол.н. — Ярославль, 2004.
- Сигал M., Швальб Д. Экономическое правосудие в юности: австралийско-япон-ское сравнение // Ж. Экономическая психология 1985.№ 6. с. 313 326.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб., 1996.
- Столяренко Л. Д. «Основы психологии». Ростов на Дону. «Феникс», 1997.
- Фельдштейн Д. И. «Психологические аспекты изучения современного подрост-ка». Вопросы психологии, 1985, № 1.
- Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации// Вопро-сы психологии. — 2000. — № 2.
- Фёрби Л. Разделение решений и моральных суждений о разрешении другим использовать имущество // Психологические доклады. 1978. № 43. с. 595 609.
- Фёнэм A. Детское понимание экономики //Ж.Австралия. Образование.1986. 3. с. 219 240.
- Фёнэм A. Мировые верования в несправедливое общество: кросс-культурное сравнение // Европейский журнал. Специальная психология 1985. № 15. с. 363 366.
- Фёнэм A. Восприятие школьниками экономического правосудия: кросс-культурное сравнение //Ж. Экономическая психологии 1987.№ 8. с. 457 467.
- Фёнэм A. Восприятие бедности среди подростков //Ж. Юность.1982.№ 5 с. 135−142.
- Фёнэм A., Клеа A. Понимание школьниками экономики: цены, заработная плата, инвестиции и забастовки // Ж. Экономическая психология. 1988.№ 9. с. 467 479.
- Нравственное воспитание. 1987. № 1 с. 1830.
- Фёнэм A., Томас П. Восприятие взрослыми экономической социализации детей // Ж. Юности. 1984. № 7 с. 217 231.
- Фёнэм A., Томас П. Карманные деньги: изучение экономического образования // Великобритания. Ж. Психология развития 1984. № 2 с. 205−212.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. «Психология саморазвития». М. Интерпракс, 1995.
- Щедрина Е.В. Исследования экономических представлений у детей// Вопросы психологии. — 1991. № 2.
- Ягода Г. Европейская «задержка» в развитии экономического понятия: исследования в Зимбабве // Великобритания. Психология развития. 1983. № 1. с.110−120.