Введение
Проблематика авторитарной личности является междисциплинарной и привлекает внимание специалистов из различных областей знания: социальных и политических психологов, философов, социологов, культурологов. Однако по-настоящему она до сих пор не вошла в обиход отечественной социально-психологической науки, хотя публикации на эту тему в русскоязычной литературе существуют.
Проявления синдрома авторитарной личности можно проследить в самом широком спектре социально-психологических явлений. Они обнаруживаются прежде всего в социальных стереотипах и национальных предрассудках, в политике, в образовании.
В связи с этим можно говорить об актуальности проблемы, положенной в основу курсовой работы на тему «Авторитарная личность». Актуальность избранной темы предопределяется прежде всего ее новизной и современностью.
Изучение и анализ работ отечественных и зарубежных теоретиков и практиков социологии и психологии представляется интересным и новым моментом в социальной психологии.
Целью работы является анализ специфики авторитарной личности.
Достижение этой цели возможно только после анализа конкретного материала. Поэтому объектом исследования в курсовой работе являются теоретические сведения по рассматриваемому вопросу, статьи, документы.
Предмет работы — оценка сущности и специфики авторитарности.
Достижение поставленной цели возможно только после решения определенных задач:
1. Рассмотрение проблемы авторитарной личности в современной психологии.
2. Анализ проявления и динамики авторитарного сознания в обществе.
Наблюдение проводится на материале, отобранном из документов, статей, учебников.
Исследование проводится несколькими методами комплексно: метод теоретического анализа литературы и периодических изданий, метод сплошной выборки, наблюдения и описания материала, сопоставления, логических импликаций. Для создания целостной и, по возможности, полной картины в курсовой работе был применен также метод монтажа, или «мозаики»: показ целого через сопоставление его отдельных контрастных граней.
Материалом для размышлений и выводов в данной курсовой работе послужили исследования М. А. Абалакиной, В. С. Агеева, С. МакФарланда, А. С. Дмитриева, Э. Фромма, Т. Адорно, ряд периодических изданий, таких как, например, «Социологические исследования», «Человек» и др.
Опишем структуру исследования. В нем можно выделить введение, основную часть (состоящую из трех глав), заключение.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определятся предмет работы, его объект, цели и задачи.
Первая глава посвящена рассмотрению проблемы авторитарной личности в современной психологии. В главе дается определение понятия «авторитарная личность», а также исследуется феномен авторитарной личности.
Вторая глава курсовой работы посвящена анализу проявления и динамики авторитарного сознания в обществе. В главе рассматривается феномен авторитарной личности в двух важнейших сферах жизнедеятельности человека: в политике и в образовании.
Третья глава представляет собой презентацию курсовой работы.
В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются его основные выводы.