Динамика когнитивной и личностной дифференцированности младших школьников при традиционном и развивающем обучении по системе Л. В. Занкова
Диссертация
При традиционной дидактической системе более значимые изменения как по результатам среднегруппового анализа в зависимых выборках, так и по количеству статистически значимых корреляционных связей выявлены в период от 1 ко 2 году обучения. К третьему классу наблюдается их заметное одновременное снижение. Это может служить показателем того, что способность к дифференциации является внутренней… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Онтогенез в свете универсальных принципов и законов развития. Внутренние и внешние детерминанты развития
- 1. 1. Закон системной дифференциации и системной интеграции в реализации универсального принципа развития от общего к частному
- 1. 2. Когнитивная и личностная дифференцированность как внутреннее условие психического развития
- 1. 3. Обучение как внешнее условие процесса развития. Психолого-педагогическое содержание традиционной и дидактикометодической системы Л.В. Занкова
- Глава 2. Постановка проблемы. Организация и методы экспериментально — психологического исследования
- Глава 3. Определение эффективности воздействия традиционного и развивающего обучения по системе Л. В
- Занкова на психическое развитие младших школьников
- 3. 1. Среднегрупповой анализ показателей когнитивного и личностного развития младших школьников в условиях уравненных выборок
- 3. 2. Среднегрупповой анализ показателей когнитивного и личностного развития младших школьников в зависимости от исходного уровня общего интеллекта. 1Ю
- Глава 4. Динамическая характеристика интеллектуального и личностного развития младших школьников при традиционном и обучении по системе Л.В. Занкова
- 4. 1. Среднегрупповой анализ изменений показателей когнитивного и личностного развития
- 4. 2. Динамика показателей когнитивного и личностного развития по результатам корреляционного анализа
Список литературы
- Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. — М.: Мысль, 1976.- 188 с.
- Акимова М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: Дис. д-ра психол. наук. М., 1999. — 397 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. -380 с.
- Ананьев Б.Г. Формирование одаренности. В кн.: Склонности и способности.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 15−36.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г.Ананьев.- 3-е изд. СПб: Питер, 2002. — 282 с.
- Арестова О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопр. психол. 2000. — № 4. — С. 61−64.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.—392 с.
- Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 124 с.
- Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе //Вопр. психол. 1984. — № 1. — С. 141 -146.
- Ю.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
- Блонский П.П. Избр. психол. произведения. М.: Просвещение, 1964.—547 с.
- Богданов A.A. Познание с исторической точки зрения /Составитель и автор вступительной статьи О. Г. Носкова. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 480 с.
- И.Богданов A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т. 1−2. М., 1989.
- Н.Богоявленский Д. Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959. — 347 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1995. — 328 с.
- Болотова А.К. Новый взгляд на проблему способностей // Вопр. психол. -1997. № 2. — С.136−139.
- Боровик О.Н. Когнитивное и личностное развитие студентов педагогического колледжа с разной специализацией: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2002. — 24 с.
- Брунер Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977. -412 с.
- Бутон Ш. П. Развитие речи / Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. -С.307−324.
- Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем. / А. Бююль, П. Цефель. СПб: «ДиаСофтЮП», 2001. — 608 с.
- Веккер JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М.: Смысл, 1998.-685 с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.—336 с.
- Величковский Б.М. Функциональная организация познавательных процессов. Дисс. докт. психол. наук. М.: Моск. ун-т, 1987.
- Венгер JI.A. Педагогика способностей. М., 1973. — 96 с.
- Вертгеймер М. Психология продуктивного мышления. — М.: Прогресс, 1987.
- Ветров A.A. Расчлененность формы как основное свойство понятия // Вопр. философии. 1958. — № 1. — С. 39−46.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 289 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 39−386.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
- Выготский JI.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
- Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. М., 1982−1984.
- Вьюнкова Ю.Н. Мастерство, педагогическая техника учителя в решении задачи развития личности младшего школьника // Начальная школа. -Еженедельная газета объединения пед. изданий «Первое сентября». № 39 -октябрь, 2001 (16−22).-С.2−3.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. — 441−469.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Гегель Г. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1972.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высш. шк., 2000.-479 с.
- Голубева Э.А. Дифференциальный подход к склонностям и способностям // Способности и склонности: комплексные исследования.—М., 1989.-С. 7−21.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.-М.: Прометей, 1993.-304 с.
- Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. 2002. — № 12. — С. 57−66.
- Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопр. психол. -1991.-№ 4.-С. 82−88.
- Гриценко С. В. Дифференцированность когнитивных структур и ее связь с умственным развитием и свойствами нервной системы • у старших подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998. — 19 с.
- Громов М.Г. Развитие мышления младшего школьника. В кн.: Психология младшего школьника. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 93−127.
- Гусев А.Н., Измайлов И. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. -М.: Смысл, 1997.-287 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 473 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. (Учеб. пособие) / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Дидактика. Пер. с нем. / Под ред. И. Н. Казанцева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-480 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000−368 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.:Питер, 2000. — 320 с.
- Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского / Вопр. психол. 1996. — № 5. — С. 98−109.
- Иванова Е.В. Психологические особенности когнитивной дифференцированности и личностных структур детей старшего дошкольного возраста с опережающим развитием: Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М., 1999.- 16 с.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974.
- Ильин Е.П. Способности и склонности: какова природа их связи: Диагностика познавательных способностей. Ярославль, 1986.
- Ильясов И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение//Вопр. психол. 1996.-№ 3.-С. 138−140.
- Имедадзе И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка // Вопр. психол. 1989. — № 2. — С. 90−97.
- Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. JI.B. Занкова и М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1973. — 176 с.
- Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. — Саратов, 1986. — 163 с.
- Келер В. Некоторые задачи гештальт-психологии // Хрестоматия по истории психологии.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 102−120. • •
- Келли Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов. — СПб.: Речь, 2000.-249 с.
- Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. — СПб., 1911.- 168 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности.-М.: Просвещение, 1970.-391 с.
- Ковалев В.И. К проблеме мотивов // Психол. журн. 1991. — № 5. — С. 29−43.
- Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга. Л.: Наука, 1967.
- Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. — Л.: Наука, 1980, — 164 с.. .
- Коменский Я.А. Великая дидактика / Хрестоматия по истории педагогики. Т. 1.-М.: Госучпедгиз, 1935. С. 174−232.
- Коссов Б.Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики // Психол. журн. 1985. — Т.6. — С. 12−24.
- Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопр. психол. 1997. — № 6. — С. 58−68.
- Коссов Б.Б. Системно-стилевая концепция личности: новые аспекты ее проверки // Вопр. психол. 2000. — № 6. — С. 57−66.
- Костюк Г. С. Избр. психол. труды / Под ред. Л.Н. Проколиенко- АПН СССР. -М.: Педагогика, 1988.-301 с.
- Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997.81 .Коффка К. Основы психического развития. М. — Л., 1934. — 260 с.
- Кравцов Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопр. психол. 1996.-№ 6.-С.53−64.
- Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования. -Красноярск: Изд-во красноярского ун-та, 1994.
- Кузьмина Е.Г. Дифференцированность когнитивных структур младших школьников при традиционном и развивающем обучении: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. — 16 с.
- Кутырева Н.И. Практическая реализация дидактической системы JT.B. Занкова // Начальная школа. 1999. — № 3. — С. 82−84.
- Лазарев B.C. Психология стратегических решений. М., 1994.
- Латышко H.A. О результатах работы по системе развивающего обучения Л.В. Занкова: Из опыта // Начальная школа. 1999. — № 4. — С. '48−52.
- Ле Тхи Кхань Тхо Динамика умственного развития младших школьников в разных условиях обучения: Дис. канд. психол. наук. М., 1985. — 142 с.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление. -М.: Республика, 1994.
- Левитов Н.Д. Проблема экспериментального изучения способностей // Проблемы способностей. М., 1962. — С. 32−41.
- Лейтес Н.С. возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М., 1997. -448 с. • •
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. -79 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -280 с.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопр. психол. 1960. — № 1. С. 7−17.
- Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка. М., 1960. — 32 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
- Либин A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000. — 549 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.-444 с.
- Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Избранное. М.: Правда, 1991. С. 338−448.
- Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма // Избранное. М.: Правда, 1991. С. 13−334.
- Люблинская A.A. О понятии «умственного развития детей» // Умственное развитие младшего школьника в процессе обучения. — Л., 1974. — С. 5−23.
- Менчинская H.A. Мышление в процессе обучения. В кн.: Исследования мышления в современной психологии. — М.: Наука, 1966. — С. 349−388.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. труды / Ред.-сост. И. С. Якиманская, АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986.
- Митькин A.A. Психология умственного развития: новая системная парадигма//Вопр. психол. 1998. — № 4.-С. 139−141.
- Морозова И.С. Мотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса: Дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1999. — 135 с.
- Мухина Е. О преподавании истории в системе Л.В. Занкова // Начальная школа. 1997. — № 6. — С. 90−91.
- Муштакова Л.В., Шарапова О. М. Система развивающего обучения глазами завуча // Начальная школа. 1997. — № 6. — С. 10−14.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 426 с.
- Мясищев В.Н. Проблема способностей в современной психологии и ее ближайшие задачи // Проблема способностей. М., 1962. — С. 8.
- Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и нечитающих детей: Пособие для учителя. Самара, 1993.
- Новая система начального обучения / Под ред. JI.B. Занкова. М.: Просвещение, 1965.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.-360 с.
- Обучение и развитие /Под ред. JI.B. Занкова.-М.: Педагогика, 1975.-440 с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику.- М.: Высшая школа, 1990.-381 с.
- Октябрьский П.Я. Статистика. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. -344 с.
- Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. — М.: Ин-т гигиены детей и подростков, 1973. — 79 с.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследования форм репрезентации в обыденном сознании: — М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 230 с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. Автореферат дис.. докт. психол. наук. — М.: Ф-т психологии МГУ, 1989.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Платонов К.К. Проблема способностей. М., 1972.-312 с.
- Подласый И.П. Педагогика (Учебник). М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996.-432 с.
- Полани Л. Личностные знания. М.: Наука, 1986.
- Полякова A.B. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. -М., 1997. С. 18.
- Пономарев Я.А. Развитие психологической организации интеллектуальной деятельности / Принцип развития в психологии. Отв. Ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. С. 63−80.
- Похилько В.И. Психодиагностика индивидуального сознания // Общая психодиагностика / Ред. A.A. Бодалев, В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1987. -С. 228−244.
- Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др.// Под общ. ред. Р. Дж. Стернберга. СПб.: Питер, 2002.-272 с.
- Прежесецкая С.И. Когнитивное и личностное развитие младших школьников в разных системах обучения: Дис. канд. психол. наук. М., 1995.- 111 с.
- Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.-532 с.
- Пчелко A.C. Методика преподавания арифметики в начальной школе. -М.: Учпедгиз, 1952. 392 с.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степанова. М.: Педагогика, 1977.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степанова. М.: Педагогика, 1972.
- Развитие учащихся в процессе обучения: (1−2 класс) / Под ред. Л. В. Занкова.-М., 1963.-291 с.
- Развитие школьников в процессе обучения: (3−4 класс) / Под ред. Л. В. Занкова. М., 1967. — 174 с.
- Ратанова Т.А. Взаимосвязь некоторых когнитивно-личностных показателей со школьной успеваемостью // Структуры познавательной деятельности. Владимир, 1989.-С. 10−22.
- Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. — 88 с.
- Ратанова Т.А. Скорость дифференцирования объектов и интеллектуальное развитие детей 9−10 лет // Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста. — Пенза, 1995.-С. 28−45.
- Ратанова Т.А. Уровень дифференцированности когнитивных структур как основа умственных способностей // Психология сегодня. Т.2. Вып. 1. -М., 1996.-С. 124−125.
- Рибо Т. Эволюция общих идей. СПб., 1898.-219 с.
- Романовская З.И. Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников // Начальная школа. 1991. — № 5. — С.36−42.
- Романовская З.И. Новое в задачах чтения книги «Живое слово». Обучаем по системе Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1991. — С. 19−76.
- Романовская З.И. Типические свойства методической системы Л.В. Занкова и их реализация на уроках чтения: Методические рекомендации для учителей начальных классов. М., 1983. — С. 6−67.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. -512с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т.1.-485 е.- Т.2−321 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1953. — 354 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973. С. 220−235.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
- Русалов В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы // Психологический журнал. 1995. — Т.16. — № 5. — С. 12−23.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии (Учебное пособие). М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сеченов И.М. Избр. философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 646 с.
- Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2000.-350 с.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики / Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. С. 143−220.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998.-800 с.
- Смирнов A.A. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975.
- Соловьев Вл. С. Философские начала цельного знания. Идея человечества у Августа Конта // Соч.: В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1976. С. 139−288- С. 562−581.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. —М.: Просвещение, 1966. 224 с.
- Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1998. -618 с.
- Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой. M., 1989. — 197 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. — Т.1 — 328 с.-Т.2−359 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: 1961. — 535 с.
- Толстых H.H. Использование методики неоконченных предложений для изучения временной перспективы. В кн.: Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. — С.95−109.
- Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. — M.-JI., 1930.- 142 с.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. — М.: прогресс, 1987.-234 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986. — 406 с.
- Холодная М.А. Когнитивные стили.-СПб.: Питер, 2002.-304 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -СПб.: Питер, 2002. 272 с.
- Хомская Е.Д., Скакун К. Особенности вербальных семантических связей при поражении лобных долей мозга//Вопр. психол. 1985. -№ 2.-С. 144−151.
- Хоффман И. Активная память. М.: Прогресс, 1986. — 310 с.
- Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) // Вопр. психол. -1995.- № 4.- С.65−81.
- Чуприкова Н.И. Законы умственного развития и дидактико -методическая система JI.B. Занкова / РАО. Психологический институт. — М., 1991.-18 с. Доклад на конференции в связи с 90-летием JI.B. Занкова.
- Чуприкова Н.И. И.М. Сеченов: психофизиологическая теория умственного развития / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. — С. 53−64.
- Чуприкова Н.И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX — начала XX вв. // Вопр. психол. 2000.- № 1. — С. 109 -125.
- Чуприкова Н.И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе умственного развития // Вопр. психол. 1987. — № 6. — С. 31−41.
- Чуприкова Н.И. Мозг, психика, сознание // Мир психологии. 1999. — № 1. — С. 84−97.
- Чуприкова Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии: обучение и интеллект // Вопр. психол. 1990. — № 5. — С.31−39. «¦
- Чуприкова Н.И. Психологический смысл системы JI.B. Занкова и ее значение для психолого-педагогической теории обучения и развития. — М., 2001.-40 с.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М., 1997. — 480 с.
- Чуприкова Н.И. Системно-структурный подход к умственному развитию и некоторые вопросы психологической теории // Индивидуально — психологические особенности детей младшего школьного возраста. Пенза, 1995.-С. 3−28.
- Чуприкова Н.И. Сознание как высшая расчлененная и системно упорядоченная форма отражения и его мозговые механизмы // Психол. журнал. -1981.- Т.2. № 6. — С. 16−28.
- Чуприкова Н.И. Строение и развитие сложной логиксь-семантической системы понятий, складывающейся вокруг понятия «Дерево» // Вопр. психол.-2001.-№ 5.-С. 86−101.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения. М.: Столетие, 1995. — 192 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода). М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 320 с.
- Чуприкова Н.И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников / Вопр. психол. 1995.-№ 3.-С. 104−114.
- Чуприкова Н.И., Ратанова Т. А., Локалова Н. П. Скорость дифференцированности сигналов и расчлененность двигательных образов у школьников с разной успеваемостью // Вопр. психол. 1991. — № 4. — С. 159 -169.
- Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков М.: Наука, 1991. С. 7−21.
- Шардаков М.Н. Мышление школьников. М.: Учпедгиз, 1963. — 255 с.
- Шахнарович A.M., Ленден Ш. Социальные и естественные факторы в языковой способности человека / Исследования речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. С. 171−184.
- Шикова Р.Н. Особенности работы над задачами по системе развивающего обучения Л.В. Занкова // Начальная школа. 1999. — № 4. — С. 77−85.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 2000. — 288 с.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 158 с.
- Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. -480 с.
- Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. — М.: Наука, 1998.
- Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). — М.: Просвещение, 1966. — С. 13−54.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. — № 4. — С. 6−20.
- Эльконин Д.Б. Мышление младшего школьника / Очерки психологии детей младшего школьного возраста. Ред. А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. С. 144.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
- Юшко Т.А. Когнитивное и личностное развитие старших подростков художественных школ: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997. — 21 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якобсон Р., Халле М. Фонология и ее отношение к фонетике / Новое в лингвистике. Вып. 2.-М., 1962. С. 231−278.
- Allport G. W. Personality: A Psychological Interpretation. N.-Y.: Holt, 1937.
- Barret M.D. The early acquisition and development the meaning of action-related / Concept development and the development of word meaning. 1983. P. 191−209.
- Biery J. Cognitive complexity-simplicity and predictive behavior. J. Abnormal and soc. Psychology. 1955. V. 51. P. 236−258.
- Bower G. H. Organisational factors in memory. Cognitive Psychol., 1970. V.l. P. 18−46.
- Bert C. The structure of the mind- a review of the result of factor analysis // British Journal of Educational Psychology, 1949. V. 19. P. 49−70.
- Cattell R. B. Abilities: their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin, 1971.
- Cattell R. B. The description of personality: Basic traits resolved into clusters // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1943. V. 38. P. 476−506.
- Clark E.V. On the acquisition of the meaning of before and after // J. Of Verb. Leaning and Verb. Behavior., 1971. V. 10. N 3. P. 266−275.
- Clark E.V. On the child’s acquisition of antonyms in two semantic fields // J. Of Verb. Leaning and Verb. Behavior., 1972. V. 11. N 6. P. 750−758.
- Clark E.V. The ontogenesis of meaning. Wiesbaden- Athenion. 1979.
- Fischer K. W. A theory of cognitive development: The control and construction of hierarchies of skills // Psychological Review. 1980. V. 87. P. 477 531.
- Garner W.R. Selective attention to attributes and stimuli // Journ. Ex. Psychology: General, 1978. V. 107. N 3. P. 287−308.
- Garner W.R., Felfoldy G.L. Integrality of stimulus dimensions in various types of information processing//Cogn. Psychol., 1970. V.l. N 3. P. 225−241.
- Gelman R., Meek E. Prescholer’s counting: principles before skiLl // Cognition.1983. V. 13. P. 343−359.
- Gibson E. J. Exploratory behavior in the development of proceiving action and the acquiring of knowledge// Ann. Rev. Of Psychology. 1988. V. 39. P. 1−41.
- Gibson E. J. Principles of perceptual learning and development. New York: Appeeton Century Grofts, 1969.
- Glaser R. A research agenda for cognitive psychology and psychometrics // Amer. Psychologist. 1980. V.36. P. 923−936.
- Glaser R. Education and thinking: The role of Knowledge // Amer. Psychologist. 1984. V.39. P. 93−104.
- Glucksberg S., Danks J. H. Experimental psycholinguistics. An introduction. -Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1975.-233 p.
- Goodenough D. R. The role of individual differences in field dependence as a factor in leaning and memory // Psychol. Bull., 1976. V. 83. N. 4. P. 675−694.
- Guilford J. P. Personality. N.-Y.: McGraw-Hill, 1959.
- Jensen F. C. Personality // Annual Review of Psychology. 1958. V. 9. P. 295 322.
- Keil F.C. Constraints on knowledge and cognitive development // Psyhcol. Rev., 1981. V. 83. P. 197−227.
- Keil F.C. Mechanisms of cognitive development and the structure of knowledge / Mechanisms of cognitive development. Ed. R. J. Sternberg. N.-Y.1984. P. 81−99.
- Kelly G. A. The psychology of personal constructs. N.-Y.: Norton, 1955. V.I.N 18.-556 p.
- Klein G.S., Barr H.L., Wolitzky D.L. Personality // Annual Review of Psychology. 1967. V. 18. P. 467−560.
- Makhlouf-Norris F., Jones H. J., Norris H. Articulation of the conceptual structure in obsessinal neurosis. British journal of social and clinical psychology, 1970. V. 9. P. 264−274.
- Mandler G., Pearlstone Z. Free and constrained concept learning and subsequent recall.-J. Verb. Leaning and Verb. Behavior. 1966. V.5. P. 126−131.
- Mandler J.M., Bauer P. and Donough L. Separating the sheep from the goats // Cognitive Psychol., 1991. V.23. N.2. P. 263−298.
- Meili R. Structur der Intelligenz: Factorenanalitische und denkpsychologische Untersuchugen. Bern, 1981.
- Morowitz, H. J., Singer J. L. (Eds). (1995). The Mind, The Brain, and Complex Adaptive Systems // Santa Fe Institute Studies in the Sciences of Complexity, Proc. Vol. XXII. Reading, MA: Addison-Wesley.
- Murphy G. Historical Introduction to modern psychology (2nd ed.) N.-Y.: Harcourt, Brace, 1949.
- Nelson K. The concept, word and sentence: interelations in aqusition and development// Psychol. Rev., 1974. V. 81. N.4. P. 267−285.
- Nelson K. The conceptual basis for language // Concept development and the development of word meaning, 1983. P. 173−188.
- Osgood C. E. The nature and measurement of meaning. Psychol. Bulletin, 1952. V. 49. P. 197−237.
- Osgood C. E., Suci G. J., Tannenbaum P. H. The measurement of meaning. — Urbana: Univ. of Illinois press, 1957. 342 p.
- Paivio A. Imagery and verbal processes. N.-Y.: Holt a. o., 1971. — 596 p.
- Rosch E., Mervis C. B., Gray W. D., Johnson D. V, and Boyes-Beam P. Basic objects in natural categories. // Cognitive Psychol., 1976. V.8. N.3. P. 382−439.
- Sarason I. G., Smith R. I. Personality // Annual Review of Psychology. 1971. V. 22. P. 393−446.
- Shepp B.E. and Swartz K.B. Selective attention and the processing of integral and nonintegral dimensions: a development study // Journ. Experim. Child Psychol., 1976. V. 22. N 1. P. 73−85.
- Smith L. B., Kemler D.G. Developmental trends in free classifications: evidence for a new conceptualizations of perceptual development // Journ. Experim. Child Psychol., 1977. V. 24. N.2. P. 279−298.
- Spearman C. Human abilities. London, 1950.
- Staats A. W. Leaning and cognitive development. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1970.
- Staats A. W., Burns G. L. Intelligence and child development: What intelligence is and how it is learned and functions // Genetic Psychol. Monograph. 1981. V. 104. P. 237−301.
- Starkey D. The origins of concept formation: object sorting and object preference // Child Devel., 1981. V.52. N.2. P. 489−497.
- Strutt G.F., Anderson D.R., Well A.D. A developmental study of the effects of irrelevant information on speeded classification // Journ. Experim. Child Psychol., 1975. V. 20. P. 127−135.
- Tompson J. Intelligence // P. McGuffin, M. F. Shanks, R. G. Holdson (eds). The scientific principles of psychology. -N.-Y. Gune & Stratton, 1984. P. 460 484.
- Travers H. Essential of leaning. N.-Y.: McMillan publ. co., 1977. — 626 p.
- Vernon P. E. Intelligence: Heredity and Environment. San Francisco: Freeman, 1979.
- Von Bertalanffy, L. General Systems Theory: Foundations, development, applications. New York: Braziller, 1968.
- Werner H. Comparative psychology of mental development.- N.-Y., 1957 — 540 p.
- Werner H. The concept of development from a comparative and organisms point of view. //The concept of development. Minneapolis. 1957. P. 125−148.
- Witkin H. A. and Goodenough D. R. Cognitive styles: essence and origins. Field dependence and independence. / Psychological Iss. Monograph. 51. N.-Y. 1982.
- Witkin H. A. and Goodenough D. R. Field dependence and interpersonal behaviour// Psychol. Bull., 1977. V. 84. N. 4. P. 661−689.
- Witkin H. A., Dyk R. B., Faterson H. F., Goodenough D. R., Karp S. A. Psychological differentiation. Studies of Development. N.-Y., Toronto, London, 1974.
- Phares E.J., Chaplin W.F. Introduction to Personality. 4* ed. N.-Y.: Longman, 1997.
- Saucier G., Goldberg L.R. The language of personality: Lexical perspectives on the Five-Factor Model // J.S. Wiggins (Ed.). The Five-Factor Model of personality: Theoretical perspectives. N.-Y.: Guilford Press, 1996. P. 21−50.