Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационно-справочная парадигма. 
Профориентология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Здесь в основе лежит предположение о том, что если человек правильно информирован, он сможет самостоятельно решать многие карьерные вопросы. Правда, если информации слишком много или она не упорядочена и не проверена, возможны серьезные ошибки, и тогда нужна помощь профконсультанта, который помог бы человеку сориентироваться в этой информации. В целом можно выделить следующие основные… Читать ещё >

Информационно-справочная парадигма. Профориентология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здесь в основе лежит предположение о том, что если человек правильно информирован, он сможет самостоятельно решать многие карьерные вопросы. Правда, если информации слишком много или она не упорядочена и не проверена, возможны серьезные ошибки, и тогда нужна помощь профконсультанта, который помог бы человеку сориентироваться в этой информации. В целом можно выделить следующие основные профориентационные задачи в рамках рассматриваемой парадигмы.

  • 1. Предоставить клиенту нужную информацию (о профессиях, местах дальнейшего обучения и работы и т. д.) на основе разработки достоверных и постоянно обновляемых баз данных, желательно в доступных компьютерных версиях.
  • 2. Помочь клиенту систематизировать информацию на основе выделения существенных критериев поиска нужной информации.
  • 3. Научить клиента самому искать и отбирать нужную информацию.

Очевидно, что сама информация должна подаваться клиенту с учетом его возрастных и общеобразовательных особенностей. Например, при работе с детьми и подростками профессиографическая информация не должна быть слишком скучной и «академичной», а наоборот, доступной и увлекательной. Информационно-справочные подходы часто эффективны, когда являются лишь элементом более системной работы с клиентом.

Расширение практики профориентации на более поздние возрастные группы. Человек самоопределяется всю жизнь и вся карьера — это чередующиеся выборы. Поэтому нельзя ограничивать профориентационную работу только подростковым возрастом. Фактически сейчас больше внимания уделяется периоду, когда человек заканчивает школу, выбирает профессию и место дальнейшего обучения. Это действительно важный и ответственный жизненный период, который даже получил определенное название — «оптация» (от лат. optatio — желание, выбор). Человек в ситуации профессионального и личностного самоопределения называется «оптантом» (Климов, 1996, с. 419). Однако «оптантом» человек может быть и в последующие периоды своего развития, например, при выборе организации или подразделения, при смене профессии, при выборе работы после выхода на пенсию и др. Заметим также, что фактически профориентационной работой занимаются и в организациях, только называется это «управлением персоналом» или «управлением человеческими ресурсами» (в крупных организациях).

К сожалению, необходимость профориентационной помощи пока еще не стала реальностью применительно к другим группам населения, например, мигрантам, заключенным и освободившимся из мест заключения, беженцам из «горячих точек», пенсионерам и др. Таким образом, развитие данной парадигмы имеет серьезные перспективы, если, конечно, общество и власть осознают необходимость такой работы.

Работа энтузиастов. Особая важность работы энтузиастов наиболее ярко проявляется тогда, когда в обществе профориентационная работа запущена, и многие ее просто недооценивают. Энтузиасты обычно находятся в среде педагогов, администраторов, иногда родителей учащихся и даже работников некоторых предприятий, которые организуют с учащимися близлежащих школ профориентационные занятия и мероприятия.

К сожалению, часто такая работа проводится без какой-либо системы и носит хаотичный характер. Но эта работа все же имеет особый смысл: энтузиасты всем напоминают о том, что вопросами выбора профессии и самоопределения следует заниматься. При этом иногда приобретается ценный опыт решения сложных организационных задач даже в условиях недостаточного внимания к проблеме со стороны местного начальства. Замечено, что когда профориегационная работа в данном городе или регионе налаживается и к ней подключаются уже профессиональные специалисты, бывшие энтузиасты нередко становятся ответственными за данную работу, если, конечно, к тому времени не испортят со всеми отношения.

В качестве энтузиастов могут выступать и отдельные психологи и педагоги, имеющие хорошую профориентационную подготовку, и даже целые коллективы школ и психологических центров, которым приходится доказывать делами необходимость своей работы. Нередко в основе энтузиазма лежит воодушевленность, уверенность специалистов в своей правоте, а также любовь к детям и подросткам и искреннее желание помочь им сориентироваться в жизни. В связи с этим даже если энтузиасты не всегда хорошо подготовлены теоретически и плохо владеют соответствующими методиками, их воздействие на учащихся может быть довольно сильным: школьники могут также воодушевиться идеями самоопределения и на этой основе серьезнее задумаются о своем будущем.

К сожалению, опыт показывает, что и во взаимодействии с энтузиастами могут быть некоторые проблемы:

  • 1) нередко энтузиасты имеют сильно завышенную самооценку, основанную на том, что дети их «обожают», что они уже работали, «когда всех вас еще не было» и т. п.;
  • 2) энтузиасты часто не воспринимают новый опыт профориентационной работы, считая, что «и так все знают»;
  • 3) нередко они имеют большой опыт «выяснения отношений» с начальством в силу их убеждения в важности профориентационной работы, часто основанный на использовании невербальных средств общения (повышенных интонациях т.п.), и этот опыт нередко используется в дискуссиях со специалисгами-ирофконсультантами, что не способствует взаимопониманию.

В таких случаях к энтузиастам начинают относиться скорее терпимо, уважая их прежние заслуги. Мы считаем, что определенное терпение к таким людям надо проявлять и искать новые точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества. В идеале энтузиастом должен быть каждый профконсультант, соединяя воодушевленность своей работой со стремлением к профессиональному самосовершенствованию (см. подробнее в гл. 5).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой