Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическое сопровождение формирования профессионального самосознания у студентов-менеджеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе проведения эмпирического исследования был выявлен специфический характер динамики развития и формирования отдельных компонентов. профессионального самосознания у студентов-менеджеров, который заключается в сближении субъективного представления о себе как о личности (осознание своих личностных особенностей, личностных ценностей) с представлением о себе как о будущем субъекте… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования профессионального самосознания
    • 1. 1. Категории «самосознание» и «профессиональное самосознание» в современной психологии
    • 1. 2. Условия, обеспечивающие развитие профессионального самосознания в образовательном пространстве
    • 1. 3. Психологическое сопровождение в психолого-педагогической практике
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Исследование развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания у студентов-менеджеров в процессе реализации программы психологического сопровождения
    • 2. 1. Характеристика структуры и процесса развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания у студентов-менеджеров
    • 2. 2. Программа психологического сопровождения развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания у студентов-менеджеров
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию и формированию отдельных компонентов профессионального самосознания у студентов-менеджеров
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Психологическое сопровождение формирования профессионального самосознания у студентов-менеджеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современные рыночные условия предъявляют новые требования к подготовке специалистов разных уровней.

Основной целью профессионального образования, согласно концепции модернизации российского образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному личностному и профессиональному развитию. В рамках высшего образования необходимо заложить основы для достижения многими выпускниками профессионализма в своей области, развить навыки построения перспективы своего профессионального роста, сформировать ценностно-смысловое отношение к будущей трудовой деятельности. Таким образом, профессиональное образование должно быть направлено на развитие профессионального самосознания студентов.

Обозначенная задача является приоритетной и для профессиональной подготовки студентов-менеджеров. Для того чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда, будущий менеджер должен обладать навыками самопрезентации, саморефлексии, карьерного самоменеджмента, принимать ответственность на себя, быть сильной личностью, способной «держать удар» и не терять самообладание в сложных неблагоприятных ситуациях.

От того, в какой мере студент-менеджер способен осмысливать особенности своей личности, область своей компетенции, свои мотивы и потребности, ценности и смыслы профессиональной деятельности, зависят не только его профессиональная успешность, но и реалистичность жизненных целей, продуктивность в построении карьерных планов и их реализация. Благодаря развитому профессиональному самосознанию будущий менеджер способен осознавать себя субъектом профессиональной деятельности, представителем своей профессии.

В зарубежной психологии исследованием самосознания занимались Р. Берн, У. Джеймс, К. Роджерс, 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и др. В отечественной психологии самосознание и его связь с поведением изучали Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалёв, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.

В настоящее время в психологической науке проблемы профессиогенеза относятся к числу актуальных теоретических и прикладных проблем. Категория профессионального самосознания исследована в работах отечественных учёных А. А. Деркача, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Т. Л. Мироновой, С. В. Москаленко, Н. С. Пряжникова, А. В. Поддубной, В. А. Сластёнина. Большинство исследований направлено на изучение структуры и содержания профессионального самосознания, особенностей его развития на различных этапах профессиогенеза. Наиболее динамичным этапом развития профессионального самосознания считают период профессионального образования.

В отечественной психологии большое количество исследований посвящены изучению структуры и процесса развития профессионального самосознания в период профессионального обучения будущих педагогов, психологов, в тоже время развитие профессионального самосознания у специалистов разных профилей имеет свои особенности.

Обучение студентов-менеджеров в вузе предполагает в основном изучение гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, мало внимания уделяется помощи в становлении личности менеджера, развитию профессионального самосознания. Актуальным становится вопрос об исследовании развития и поиска путей и средств формирования профессионального самосознания у студентов-менеджеров. Изучение условий развития профессионального самосознания у студентов-менеджеров позволит выявить такую профессиональную деятельность психолога, которая максимально учитывает все условия, необходимые для эффективного развития профессионального самосознания и будет способствовать формированию его отдельных компонентов.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, и недостаточная разработанность проблемы развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания у студентов-менеджеров в процессе обучения в вузе определили выбор темы исследования.

Цель исследования — определить структуру, охарактеризовать процесс и условия развития профессионального самосознания студентов-менеджеров.

Объект исследования — профессиональное самосознание студентов-менеджеров.

Предмет исследования — процесс формирования отдельных компонентов профессионального самосознания студентов-менеджеров и его психологическое сопровождение.

В основу исследования положены гипотезы:

1. Программа психологического сопровождения способствует эффективному развитию профессионального самосознания и формированию-его отдельных компонентов.

2. Поэтапная реализация программы обеспечивает поуровневое развитие и формирование отдельных компонентов профессионального самосознания у студентов-менеджеров.

В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме строения, процесса и условий развития профессионального самосознания.

2. Проанализировать виды профессиональной деятельности психолога, способствующие развитию профессионального самосознания.

3. Выделить и охарактеризовать компоненты профессионального самосознания, выявить динамику развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания у студентов-менеджеров.

4. Разработать и экспериментально апробировать программу психологического сопровождения развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания у студентов-менеджеров.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: общетеоретические положения о личности, как активном субъекте деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский С. Л. Рубинштейн) — принципы комплексного и системного подходов к изучению личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И Анцыферова, В. А. Иванников, О. А. Конопкин, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн) — теоретические и методологические положения по проблеме становления самосознания (Б. Г. Ананьев, И. С Кон,.

A. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн,.

B. В. Столин, П. Р. Чамата, И. И. Чеснокова) — положения о закономерностях формирования профессионализма и становления личности специалиста (А. А. Деркач, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Ю. П. Поварёнков, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников) — исследования по> проблеме развития профессионального самосознания студентов в процессе обучения (Е. М. Боброва, С. В. Васьковская, И. В. Вачков, А. А. Деркач, Л. М. Митина, О. В. Москаленко, В. П. Саврасов) — положения о сущности целостного образовательного процесса и современные концепции гуманизации образования (Б. М. Бим-Бад, С. К. Бондырева, И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, В. А. Сластёнин и другие).

Методы исследования были выбраны, исходя из поставленных задач: метод теоретического анализа, стандартизированное наблюдение, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, методы статистической обработки экспериментальных данных. Комплекс психодиагностических методик: тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), опросник уровня субъективного контроля (С. Р. Пантелеев, Е. Ф. Бажин, Е. JL Голынкина, А. М. Эткинд), методика.

Самоактуализационный тест" (Ю. Е. Алёшина, JI. Я. Гозман, М В. Кроз), тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев), методика «Аксиологическая направленность личности» (А. В. Капцов, JI. В. Карпушина), методика «Кто Я?» (М: Кун, Т. Мак-Партлендмодификация Т. В. Румянцевой), методика изучения профессиональной идентичности (JI. Б. Шнейдер).

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Тульский филиал Орловской" региональной академии государственной службы (ТФ ОРАГС), Тульский филиал Московского института экономики, менеджмента и права (ТФ МИЭМП), Тульский государственный педагогический университет им. JI.H. Толстого (ТГПУ им. Толстого). В исследовании приняли участие 120 человек, студенты II — V курсов специальности «Менеджмент», из которых были сформированы две группыэкспериментальная (60 студентов) и контрольная (60 студентов). Программа психологического сопровождения реализовывалась на базе ТФ ОРАГС и ТФ МИЭМП.

Обработка данных исследования осуществлялась с помощью стандартного статистического пакета MS Excel. Для определения значимости различий внутри выборок использован /-критерий Стьюдента.

Основные этапы организации исследования.

На первом этапе (2007 — 2008гг.) проводился теоретический анализ психологической, философской литературы по вопросам строения самосознания и профессионального самосознания, анализировались подходы к изучению особенностей развития профессионального самосознания, определялась структура и разрабатывались методические основы процесса развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания.

На втором этапе (2008 — 2010гг.) проводилась апробация программы психологического сопровождения, реализовывались диагностико-мотивирующий и основной-развивающий этапы программы. Осуществлялось обобщение и систематизация результатов исследования.

На третьем этапе (2010 — 2011гг.) реализовывалась программа психологического сопровождения — построение стратегии профессионального роста. Осуществлялось обобщение и систематизация результатов исследования и литературное оформление диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, их анализом, сопоставлениемиспользованием, методов, адекватных предмету и задачам исследования, использованием апробированных в отечественной психологии валидных и надёжных методик исследования, репрезентативной выборкой испытуемых, сочетанием методов количественного и качественного анализа, адекватными методами статистической обработки данных.

Научная новизна результатов исследования:

— на основе теоретико-методологического анализа конкретизировано содержание понятия «профессиональное самосознание студентов-менеджеров», как сложного, динамического, личностного образования, представляющего собой единство и взаимосвязь функциональных когнитивный, эмоциональный, мотивационно-целевой, операциональный) и структурных (образы «Я-реальное», «Я-идеальное (профессиональное)», «Я-будущее» (развивающийся профессионал)) компонентов.

— охарактеризован процесс развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания с студентов-менеджеров, заключающийся в осознании себя, осознании профессионально-важных качеств, ценностей профессиональной деятельности, что приводит к изменению представлений о себе в настоящем, идеальном и будущем;

— выявлена специфика формирования отдельных компонентов профессионального самосознания, заключающаяся в неравномерности формирования его компонентов, а также представлены критерии и уровни сформированности профессионального самосознания у студентов-менеджеров;

— разработана программа психологического сопровождения развития и формирования: отдельных компонентов профессионального самосознания? у студентов-менеджеров^ которая представлена в виде-четырёх взаимосвязанных блоков;

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в углублении и расширении научных представлений о профессиональном самосознаниихтудентовтменеджеров, уточнении его структуры игопределении роли профессионального самосознания в системе профессиональной подготовки данных, специалистов;

— вз обосновании условий, способствующих развитию профессионального самосознания у студентов-менеджеров;

— в. обосновании психологического сопровождения, как вида профессиональной деятельности психолога, способствующего эффективному развитию профессионального самосознания у студентов.-менеджеров;

— в теоретико-методологическом обосновании процесса формирования отдельныхкомпонентов* профессионального самосознания: студентов-менеджеров в образовательныхусловиях вуза;

— в создании* программы психологического сопровождения развития и формирования отдельных компонентов профессионального' самосознания у студентов-менеджеров." .

Практическая?- значимость полученных данных состоит в возможности использования, выявленных показателей сформированности компонентов профессионального самосознания у студентов-менеджеров для оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров в вузе.

Разработано и апробировано содержание программы психологического сопровождения эффективного развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания у студентов-менеджеров.

Подобран и процессуально обоснован комплекс диагностического инструментария для мониторинга уровней сформированности профессионального самосознания у студентов-менеджеров.

Полученные результаты исследования можно использовать для проведения развивающих занятий и тренингов по профессиональному и личностному саморазвитию студентов, по выработке навыков стратегического планирования своего профессионального и жизненного пути, по формированию ответственного социального поведения студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональное самосознание студента-менеджера представляет собой сложное, динамическое, личностное образование, разновидность самосознания, которое проявляется в постепенном осознании себя субъектом будущей профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание студента-менеджера включает взаимосвязь функциональных (когнитивный, эмоциональный, мотивационно-целевой, операциональный) и структурных («Я-реальное», «Я-идеальное (профессиональное)» и «Я-будущее (развивающийся профессионал)») компонентов.

2. Развитие и формирование отдельных компонентов профессионального самосознания студентов-менеджеров представляет собой развёрнутый во времени процесс познания себя, рефлексию профессионально-важных качествформирование в процессе познания образа «Я-идеальное (профессиональное)», его соотнесение с реальным «Я», формирование на основании этого соотнесения представления о перспективах своего профессионального роста, выраженного в образе «Я-будущее (развивающийся профессионал)».

3. Реализуемая программа психологического сопровождения по развитию и формированию отдельных компонентов профессионального самосознания у студентов-менеджеров состоит из отдельных блоков — диагностического, консультативного, коррекционно-развивающего и информационного, которые позволяют создать психологические, социально-психологические и педагогические условия, необходимые для эффективного развития профессионального самосознания.

4:" Эффективность программы психологического сопровождения по развитию и формированию отдельных компонентов профессионального самосознания у студентов-менеджеров обеспечивается поэтапной: реализацией — I этап — диагностико-мотивирующий- 1 Г этап — основной-развивающийIII этап — построение перспективы профессионального роста, каждый из которых обеспечивает развитие иформирование отдельных компонентов профессионального самосознания.

Апробация и внедрение результатов, полученных в ходе диссертационной работы, осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования в процессе выступлений^ с докладами на ежегодных научно-методических конференциях аспирантовсоискателей и молодых учёных ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 2006 — 2009) — на XV — XVI международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов — 2008, 2009" — на всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное и личностное самоопределение молодёжи впериод социально-экономической стабилизации: России» (Самара, 2008) — на международной научно-практической! конференции «Роль университетов в поддержке гуманитарных на^ных исследований». (Тула, 2008 — 2009) — на XIV симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (Москва, 2009) — на V международной научно-практической конференции «ЧеловекОбразование — Профессия» (Москва, 2009).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей в себя 214 названий, из них на иностранных языках — 18. Текст диссертации иллюстрирован 5 рисунками, 5 таблицами и 4 диаграммами.

Основные выводы по результатам диссертационного исследования:

1. На основе проведённого анализа теоретических и эмпирических подходов к проблеме развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания была раскрыта сущность понятия «профессиональное самосознание», которое ¦ представляет собой разновидность самосознания и проявляется в постепенном осознании себя субъектом будущей профессиональной деятельности. Раскрыта и охарактеризована структура профессионального самосознания студента-менеджера, состоящая из следующих компонентов: функциональные (когнитивный, эмоциональный, мотивационно-целевой, операциональный) и структурные (образы «Я-реальное», «Я-идеальное (профессиональное)», «Я-будущее (развивающийся профессионал)»), выделены критерии и уровни сформированности профессионального самосознания у студентов-менеджеров.

2. В результате анализа профессиональной деятельности психолога по оказанию психологической помощи студентам в развитии самосознания, а «также опираясь на комплекс мероприятий, направленный на создание психологических, социально-психологических, педагогических условий, необходимых для развития профессионального самосознания личности, была разработана и экспериментально апробирована программа психологического сопровождения развития функциональных и формирования структурных компонентов профессионального самосознания у студентов-менеджеров, которая включает в себя четыре блока — диагностический, консультативный, коррекционно-развивающий и информационный и реализуется по этапам — I этап — диагностико-мотивирующийII этап — основной — развивающийIII этап — построение перспективы профессионального роста.

3. В процессе проведения эмпирического исследования был выявлен специфический характер динамики развития и формирования отдельных компонентов. профессионального самосознания у студентов-менеджеров, который заключается в сближении субъективного представления о себе как о личности (осознание своих личностных особенностей, личностных ценностей) с представлением о себе как о будущем субъекте профессиональной деятельности в идеале (осознание профессионально-важные качеств, ценностей профессиональной деятельности), формирование на основе данного сближения представления о перспективах своего профессионального роста (образ «Я-будущее (развивающийся профессионал)»).

4. Определённая в экспериментальной группе положительная динамика в развитии и формировании отдельных компонентов профессионального самосознания вызвана реализацией программы психологического сопровождения, что подтверждается отсутствием статистически достоверных различий на констатирующем этапе эксперимента (р>0,05) и наличием различий на контрольном этапе эксперимента (р<0,01).

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, основные задачи исследования решены.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А., Рубинштейн, С. Л. Ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке /под ред. А. В. Брушлинского и др. М.: Академический проект, 2000.С. 13−27.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) Избранные психологичесике труды /К. А. Абульханова-Славская, — М.:МПСИ- Воронеж: «МОДЭК», 1999. -224с.
  3. , Т. И. Личностно-оринетированные тренинги как метод коррекции самоотношения: Автореф. дис. канд. психол. наук /К. А. Аврамова. Ярославль, 2000. — 26с.
  4. , Г. В. Социальная психология образования /Г. В. Акопов. М.: Флинта, 2000. — 296с.
  5. Акопов, Г: В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса /Г. В. Акопов, А. В. Горбачева. — М.: «Машиностроение 1», 2003. — 280с.
  6. , Б. Г. Человек как предмет познания /Б. Г. Ананьев. Спб.: Питер, 2001.-282 с.
  7. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. Спб.: Питер, 2007.-271 с.
  8. , Р. Развитие позитивного самовосприятия // Педагогическое консультирование в школе: Хрестоматия / Сост. Н. В. Коптева. Пермь: с
  9. Западно-Уральский учебно-научный центр, 1993. 220 с.
  10. , Н. А. Самопознание /Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 445 с.
  11. , Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пособие / Г. А. Берулава. М.: Высшая школа, 2003. — 64 с.
  12. М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. М.: Изд-во Совершенство, 1998. — 298 с.
  13. , Е. М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов пед. вузов: Автореф. дис. канд. психол. наук / Е. М. Боброва. -М. 1989.-32с.
  14. , А. А. О связи развития и саморазвития человека с его деятельностью и отношениями /А. А. Бодалев // Вопросы социальной психологии личности: Межвуз. сб. научн. тр. / Под ред. Р. М. Шамионова. -Саратов, 2002. Вып. 3. С.45−51.
  15. , В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. упражнения. Игры / В. Ю. Большаков. СПб.: социально-психологический центр, 1996. — 308 с.
  16. , С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды/ С. К. Бондырева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 352 с.
  17. , Н. М. В пространстве воспитательной деятельности:
  18. Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Пространство воспитания: образбытия: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. -225 с.
  19. , Т. М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением /Т. М. Буякас // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001.№ 2. С. 69 70.
  20. , Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманист. Терапии: Учеб. Пособие /Дж. Бьюдженталь. — М.: Класс, 1998. 323 с.
  21. , С. В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. /С. В. Васьковская. Киев. 1987. — 29 с.
  22. , И. В. Основы технологии группового тренинга: Учеб. Пособие / И. В. Вачков. М.: Изд-во «Ось — 89», 1999. — 176 с.
  23. , И. В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук / И. В. Вачков. -М. 1995.- 19 с.
  24. , А. А. Противоречия образования и культуры /А. А. Вербицкий // Психология образования проблемы и перспективы: Материалы Первой муждународной научно-практической конференции. М.: Смысл. 2004.С. — 17.
  25. , Т. И. Воспитание духовности личности /Т. И. Власова // Известия Юж. отделения РАО. Ростов н/Д. 2000. №. 2. С. 25−35.
  26. , Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. Т. 4 — 432 с.
  27. , Л. И. Личность в контексте жизненного пути: подходы к изучению /Л. И. Габдулина //Ежегодник Российского психологического общества: Матер. 3-го Всерос. съезда психологов, 25 28 июня 2003.: В 8 т. -СПб. 2003.Т. 2. С. 246−250.
  28. , Н. М. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания /Н. М. Гаджиева, Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 144 с.
  29. Галина, 3. Н. К проблеме совершенствования профессиональной подготовки студентов-психологов / 3. Н. Галина // Международная научно-практическая конференция «Человек образование — профессия». — М. 2009. С. 247−251.
  30. , М. Р. Психология личностного самоопределения: Дис.. д-ра психол. наук / М. Р. Гинзбург. М., 1996. — 285 с.
  31. , Л. А. Психология становления субъекта деятельности в период юности и взрослости: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / Л. А. Головей. -Спб., 1996.-48 с.
  32. , С. С. Взаимосвязь мотивации и ценностной сферы студентов-психологов /С. С. Григорович // Материалы V международной научно-практической конференции «Человек образование — профессия».6−8 июля 2009 году. — М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009. С. 24 — 25.
  33. , Т. П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: Учеб. пособие / Т. П. Демидова. М.: Московский психолого-социальный инстистут, 2006. — 112 с.
  34. , А. А. Акмеологические основы профессионального самосознания личности /А. А. Деркач, О. В. Москаленко, В. А. Пятин, Е. В. Селезнёва. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. С. 328
  35. , А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека /А. А. Деркач. М.: РАГС, 2000. — 483 с.
  36. , А. А. Акмеологические особенности профессионального развития / А. А. Деркач, А. К. Маркова // Ежегодник Российского психологического общества: Матер. 3-го Всерос. съезда психологов, 25−28 июня 2003.: В. 8. т. СПб. 2003. Т. 3. С. 61−64.
  37. , А. А. Акмеологические основы развития профессионала /А. А. Деркач. М.: Йзд-во Московского психолого-социального ин-та. -Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.
  38. , А. А. Психолого-акмеологическое обеспечение саморазвития личности в системе непрерывного образования / А. А. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2002.-357 с.
  39. , С. Т. Психология профессионального самосознания /С. Т. Джанерьян. Ростон-на-Дону: Изд-во Южный федеральный институт, 2008. — 240 с.
  40. , У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.-368 с.
  41. , П. Импровизация в тренинге /П. Джексон. СПб.: Питер, 2002. — 256 с.
  42. , Т. Д. Психологический мониторинг в условиях гуманизации образования /Т. Д. Дубовицкая // Психология образования проблемы иперспективы: Материалы Первой муждуиародной научно-практической конференции. М.: Смысл. 2004.С. — 83 — 84.
  43. , Л. И. Стратегическое направление продуктивного образования /Л. И. Дубровина //Известия Самарского научного центра РАН: Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион. 2003». Самара: СНЦ РАН. 2003. С. 5 — 12.
  44. , М. И. Психология высшей школы /М. И. Дьяченко. Мн.: Тесей, 2003.-352 с.
  45. , И. Г. Личностно-ориентированная коммуникация как процесс построения совместного когнитивного пространства: Автореф. дис.. канд. психол. наук / И. Г. Егорова. М., 2001- 19 с.
  46. , О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев.-М.: Московский психол.-соц. ин-т- Флинта, 2004.- 336 с.
  47. , Н. С. Ценность профессионализма в сознании современной молодежи /Н. С. Ефимова // Материалы V международной научно-практической конференции «Человек образование — профессия».6−8 июля 2009 году. — М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009. С. 225 — 228.
  48. , Г. В. Феномен «отложенной взрослости» как психологическаяпроблема /Г. В. Жарков //Психология образовании: проблемы и перспективы: Материалы Первой международной научно-практической конференции. М.: Смысл. 2004. С. 133
  49. , Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студ. вузов /Э. Ф. Зеер. 2. е изд. М.: Академ, проект- -.Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 356 с.
  50. , Э. Ф. Психология профессионального образования /Э. Ф. Зеер. -М.: Изд-во «Академия», 2009. 384 с.
  51. , И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов /И. А. Зимняя. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
  52. , Е. М. Технология психологической оценки профессионала / Е. М. Иванова // Вопр. психологии. 1991. № 4. С. 35 42.
  53. , Л. Н. Психотехника личностного профессионально-значимого роста: Автореф. дис.. канд. психол. наук /Л. Н. Иванова. М., 1996. 25 с.
  54. , Е. П. Мотивация и мотивы /Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. -512 с. I
  55. , И. М. Психология духовности: учебное пособие /И. М. Ильичева. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та. -Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003. 144 с.
  56. , М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. Статьи /М. С. Каган. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 383 с.
  57. , Л. В. Психологическое сопровождение становления профессионального самосознания молодых педагогов /Л. В. Кандыбович // Мир психологии. 1999. № 2. С. 216 219.
  58. , А. В. Моделирование структуры мотива /А. В. Капцов //Мотивация в психологии управления: Сборник материалов Третьей межвузовской научно-практической конференции. Самара: СаГа, 2004. — С. 45−49
  59. , А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. 2003. 5. С. 45 57.
  60. , В. Г. Профессиональное самосознание личности и профилизация обучения /В. Г. Каташев, Л. Н. Нугуманова. Казань: «Новое знание», 1998. — 158 с.
  61. , И. А. Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузах МВД. На примере республики Беларусь: Дис.. канд. психол. наук / И. А. Кибак. М., 2000. — 52 с.
  62. , Е. А. Психология профессионального самоопределения /Е. А. Климов. Роствов н /Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  63. , Е. А. Введение в психологию труда /Е. А. Климов. М.: ЮНИТИ. 1998. — 350 с.
  64. , Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды /Е. А. Климов. М.: Московский психолого-социальный ин-т., 2003. -400 с.
  65. , Е. А. Развивающийся человек в мире профессий /Е. А. Климов. -Обнинск: Принтер, 1993- 57 с.
  66. , Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): Учеб. пособие /Е. А. Климов. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001. -192 с.
  67. , Н. В. Программы социально-психологического тренинга
  68. Н. В. Клюева, М. А. Свистун. Ярославль: Содействие, 1992. — 68 с.
  69. , А. Г. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Автореф. дис. .д-ра психол. наук /А. Г. Ковалев. М. 1991. — 36 с.
  70. , Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Автореф. дис.. д-ра психол. наук /Н. А. Коваль. М., 1997. -48 с.
  71. , Н. С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоретический аспект) /Н. С. Кожеурова // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. М.: 2001.Вып. 4.ч. 1. С- 147 — 165.
  72. , М. Г. Динамика оценочных отношений личностей к себе и другим / М. Г. Козак. Киев: Наукова думка. 1978. — 89 с.
  73. , В. Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. //Дис. канд. психол. наук. /В. Н. Козиев. Л. 1980.- 202 с.
  74. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание /И. С. Кон. М.: Изд-во ЛГУ, 1991.-184 с.
  75. Кон, И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журнал /И. С. Кон. 1987. Т. 8, № 4. С. 124−137.
  76. , О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин:. Монография. М.: ЛЕНАНД, 2010.- 320 с.
  77. , Ю. А. Активизация и развитие трудовой профессиональной направленности личности старшеклассников /Ю. А. Кореляков // Журн. приклад, психологии. 2001.Вып. № 4. С. 28 37.
  78. , Е. А. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель студент»: автореф. дис.. канд. психол наук /Е. А. Корепанова. — Тамбов. 2003. — 23 с.
  79. , Е. А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у будущего учителя технологии: автореф. дис.. канд. пед. наук /Е. А. Коростелева. Липецк. 2002. — 29 с.
  80. , Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере /Л. А. Коростылёва. СПб.: Речь, 2005. — 222 с.
  81. , Л. А. Пути профессиональной и личностной самореализации /Л. А. Коростылёва, Н. Е. Кравченко. СПб.: Изд-во ЦИПКа рук. работа и спец. проф. образования, 1997. — 73 с.
  82. , С. В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: Автореф. дис.. д-ра психол. наук /С. В. Кошелёва. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1997. — 53 с.
  83. , В. Т. Культуросообразное образование концептуальные основания /В. Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков, Л. В. Школяр // Известия Рос. акад. образования. М. 2001Вып. № 4. С. 4−46.
  84. , Ч. Социальная самость /Ч. Кули // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 320'с.
  85. , Л. В. Характеристики гармонии личности /Л.В.Куликов // Ежегодник Российского психологического общества: Матер. 3-го Всерос. съезда психологов, 25−28 июня 2003: В 8 т. СПб., 2003. Т.4. С. 561−565.
  86. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983.Т. 2.- 320 с.
  87. , А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. /А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1984. Т. 2. С. 392. Т. 2. — 320 с.
  88. , Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего /Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2001. Вып.№ 1. С. 57 66.
  89. , Д. А. Психология смысла: строение и динамика смысловой реальности /Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. — 488 с.
  90. , Д. А. Динамика смысловых процессов /Д. А. Леонтьев // Психол. журнал. 1997. Т. 18, Вып. № 6. С. 13 27.
  91. , Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций /Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1991. — 17 с.
  92. , Д. А. Самореализация и сущностные силы человека /Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом / Под ред.
  93. Д. А. Леонтьева, В: Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 156 — 176.
  94. Ли, Д. Практика группового тренинга /Д. Ли. СПб.: Питер, 2002.- 224с.
  95. Логинова- Н. А. Опыт человекознания /И. А. Логинова. СПб.: СПбГУ, 2005.-285 с.
  96. Лысенко, Ю: Н. Психологические основы повышения, эффективности профессиональной деятельности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / Ю. Н. Лысенко. СПб., 1992. — 52 с.
  97. , С. И. Психогимнастика в тренинге: Каталог /С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. Спб.: «Речь», 1991. Ч. 1. — 108 с.
  98. , Н. В. Причины феномена потребительского поведения молодежи /Н.В.Малютина //Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы Первой международной научно-практической конференции. М.: Смысл. 2004. С. 152−153.
  99. Маркин, В: П. Акмеологические условия продуктивного формирования отношений личности обучаемого к себе (самоотношение) /В.Н.Маркин // Акмеология. 2003. № 4. С. 55−58.
  100. , А. К. Психология профессионализма /А. К. Маркова. -М.: «Знание», 1996. 308 с. .
  101. , Е. В. Смысложизненные ориентации- как фактор личностной подготовки студентов педвуза к профессиональной деятельности: Дис. канд. психол. наук / Е. В: Мартынова: М., 2002. — 183 с.
  102. , Т. П. Психолого-педагогическиая поддержка становления, и развития личности< студента в деятельности психологической службы вуза: Автореф. дис. Канд.. пед. наук-/Т. Н. Мартынова. Кемерово. 1999:-20 с.
  103. , В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин // Избр- психол. тр. М.- Воронеж, 1996. — 213 с.
  104. , А. Т. Дальние пределы человеческой-психики /А. Т. Маслоу. -СПб.:Изд. Группа «Евразия», 1997. 430 с.
  105. Мид, Д. Интернализованные и другие /Д. Мид // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 232 с.
  106. , М. Н. Личностно-смысловые детерминанты- развития профессионализма педагога: Автореф. дис.. канд. Психол. наук, /М. Н. Миронова. М. 2002. — 24 с.
  107. , Т. Л. Самосознание профессионала /Т. Л. Миронова. -Улан-Удэ:Бурят. Гос. Ун-т. 1999. 200 с.
  108. , Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопр.психологии. 1997. № 4. С. 28 38.
  109. , Л. М. Психология развития конкуретноспособной личности /Л. М. Митина. М.: МПСИ, 2002. — 400 с.
  110. , Л. М. Психологические основы профессионального развития личности в системе «человек образование — профессия» /Л. М. Митина //
  111. Материалы V международной научно-практической конференции «Человекобразование профессия».6−8 июля 2009 году. — М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009.С. 10−15.
  112. , Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя /Л. М. Митина. М.: Академия, 2004. — 320 с.
  113. , Т. В. Структура профессиональной идентичности у студента педагогического вуза /Т. В. Мищенко // Международная научно-практическая конференция «Человек образование — профессия». — М. 2009. — С. 228 — 232.
  114. , В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001— 192 с.
  115. , В. И. Аронова, Е. А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. 2008. N 1, Т. 2. С. 14−22.
  116. , В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010.-519 с.
  117. , О. В. Развитие профессионального самосознаниягосударственных служащих: Учебно-методическое пособие / О. В. Москаленко. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 37 с.
  118. , В. С. Феноменология развития и бытия личности. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «Модэк», 1999. — 640 с.
  119. , В. С. Собрание сочинений. Личность: Мифы и Реальность.(Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты.) /В. С. Мухина. Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. Т. 1.- 1072 с.
  120. , В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПо «МОДЭК», 2004.-400 с.
  121. , H. Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие / H.H. Никитина, В. Г. Балашова, Н. М: Новичкова. Ульяновск: УлГПУ, 2006. — 273 с.
  122. Общая психология. Словарь / под. ред. A.B. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко- под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
  123. , В. В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности Дис. .канд. психол. наук / В. В. Овсянникова. Л., 1982. — 178 с.
  124. , В. В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней / В. В. Овсянникова // Вопр. психологии. 1981. № 5. С. 20−25.
  125. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.:Оникс 21 век, Мир и Образование, 2003. — 896 с.
  126. , В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика /В. И. Панов. СПб.: Питер, 2007. — 352с.
  127. , Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб: СПбГУП, 1999. — 592 с.
  128. Поварёнков, Ю- П. Психологическое содержание профессионального «.- становления человека /Ю. П. Поварёнков. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
  129. , А. В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания /А. В. Поддубная // Психология и жизнь. Сборник научных трудов МОСУ. Выпуск № 1. -М-: МОСУ, РПО- 2000: 56 с.
  130. Практикум, но социально-психологическому тренингу. 3-е изд., испр. идоп. / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Изд-во Михайлова В: А, 2000: -352 с. 1 ' '
  131. , Н. С. Психологический смысл труда /Н. С. Пряжников. -м.: Изд-во ин-та практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  132. Пряжников, Н: С. Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда // Нар. образование. 2001. — № 4. С. 161−165.• 136'
  133. , H. С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова- М: Академия, 2003. — 480 с.
  134. , К. Искусство-консультирования и терапии /К. Роджерс. -М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. 976 с.
  135. , К. Клиент-центрированная психотерапия: теория, практика и применение / К. Роджерс. —М: Психотерапия, 2007. 560 с.
  136. , С. Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн. -СПб. Питер, 2004. 678 с.
  137. , С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Спб.: Пите’р^ 2003. — 500 с.
  138. Рябикина,, 3-.И: Субъект, личность и психология человеческого бытия. /
  139. Под ред. В. В. Знакова и 3. И. Рябикиной. М.: Институт психологии РАН, 2005.-384 с.
  140. Рябикина, 3. И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М., 2005. С. 45−57.
  141. , С. П. Особенности развития профессионльного самосознания молодого учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук /С. П. Саврасов. — Л. — 1986.-29 с.
  142. , Е. В. Психологические особенности профессионального самопрогнозирования будущего педагога: Автореф. дис.. канд. психол. наук /Е. В. Сараева. Курск, 2003. — 18 с.
  143. , Е. А. Возможности развития профессионального самосознания студентов в образовательном пространстве технического университета/ Е. А. Семенова // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. С. 32−34
  144. , В. В. Личностно-ориентированное образование — новое направление' развития педагогической теории и практики // Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. Волгоград, 2000. С. 13 — 26.
  145. , Е. В. МотивационныЙ! тренинг /Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000: — 234 с.
  146. , В. А. Педагогика профессионального образования. Издание 4 /А. А. Сластёнин, Е. П. Белозерцев и др. М.: Академия, 2008. — 368 с.
  147. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности: Учебное пособие для вузов /В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа — Пресс, 1995. — 384 с.
  148. , Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Ю. В. Слюсарев. СПб. — 1992. — 16 с.
  149. , С. Ю. Я и другой: Тренинги / Под ред. И. А. Розовой СПб.: РОО «Адаин Ло», 1999. — 272 с.
  150. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности /С. Д. Смирнов. М.: ИНФРА-М, 1999. — 688 с.
  151. , Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
  152. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе /отв. ред. Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский,
  153. B. В. Семикин. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 158 с.
  154. , В. В. Самосознание личности /В. В. Столин. М.: Московский Университет, 1983. — 286 с.
  155. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации./ Н. Ю. Волова, А. В. Капцов, Л. В. Карпушина и др.- Отв. ред. Л.Б. Четырова- Самара: Изд-во «Самарский университет». 2001.-179 с.
  156. , Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Н. Ю. Ткачева. М&bdquo- 1983.- 16с.
  157. , А. Р. К проблеме построения обобщенного психологическогопортрета предпринимателя /А. Р. Фонарёв // Психологическое обеспечение предпринимательства: Мастер. Междунар. симп. / Под общ. ред.
  158. A. Я. Чебыкина. Одесса: Изд-во Южноукр. ГПУ, 1995. — С. 37 — 39.
  159. , А. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации /А. Р. Фонарёв // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия / Под ред. JI. В. Винокурова. СПб.: Питер, 2001. — С. 414 — 423.
  160. , К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практ. пособие: Пер. с нем. — М.: Генезис, 1999. 256 с.
  161. , В. Человек в поисках смысла /В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 253 с.
  162. , В. П. Тренинги самооздоровления и самосозидания /
  163. B. П. Харькин, А. А. Гройсман. М.: Изд-во Магистр, 2006. — 123 с.
  164. , К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. М.: Изд-во Академический проект, 2009. — 208 с.
  165. , О. А. Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов. Автореф. дис.. канд. психол. наук. /О. А. Чаденкова. Самара. — 2003. — 20 с.
  166. , П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981. — 95 с.
  167. , JI. Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики /Л. Б. Шнейдер. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 128 с.
  168. Aronson, Е., Wilson, Т. D., Akert, R. М. Social psychology. Foursh Edition. — Upper Saddle River, New Jersey: Prentices Hall, Inc., 2002. — 560 p.
  169. Beale A.V. Facilitating the Learning of Career Development Theories // The Career Development Quarterly. 1998. V. 46 № 3. P. 294−300.
  170. Dauenheimer D, Stahlberg D., Petersen L.-E. Self-discrepancy and elaboration of self-conceptions as factors influencing reactions to feedback // European J. of Social Psychology. 1999. V. 29. P. 725−739.
  171. Hoorens V. Self-Favoring Biases, Self-Presentation and the Self-Other Asymmetry in Social Comparison // J. of Personality. 1995. V. 63. № 4. December. 1. P. 793−817.
  172. Kenrick, D., Neuberg, S.L., Cialdini, R.B. Unraveling the Mystery. -Boston: Allyn & Bacon, 2002. 256 p.
  173. Marsh H.W. The structure of academic self-concept: The Marsh/Shavelson model //J. of Educational Psychology. 1990. V. 82. P.623−636.
  174. Nuber, U. Ein starkes Selbst: Die Quelle unserer Kraft / U. Nuber// Psychologie heute. 2005. № 4. — 20 — 28.
  175. Paik С., Michael W.B. A Construct validity investigation, of scores on a japanese version of an academic self-concept scale for secondary school students // Educational and Psychological Measurement. 1999. February. V. 59. № 1. P. 98 110.
  176. Robins R.W., Beer J.S. Positive Illusions About the Self: Short-Term Benefits and Long-Term Costs // J. of Personality and Social Psychology 2001. V. 80. №. 2. P. 340−352.
  177. Schelten, A. Einfuhrung in die Berufspadagogik. Text. / A. Schelten -Stainer, 1991. S. 141.
  178. Sheldon K. M., Houser-Marko L. Self-Concordance, Goal Attainment, and the Pursuit of Happiness: Can There Be an Upward Spiral? // J. of Personality and Social Psychology. 2001. V. 80. №. 1. P. 152−165.
  179. Taylor, S., Peplau L.A., Sears, D.O. Social psychology. Tenth Edition. -Upper Saddle River, New Jersey: Prentices Hall, Inc., 2000. — 767 p.
  180. Tice D.M. Self-concept change and self-presentation: The looking glass self is also a magnifying glass // J. of Personality and Social Psychology. 1992. V. 63. -P. 435−451.
  181. Tinsley H.E.A., Tinsley D.J., Rushing J. Psychological Type, Decision-Making Style, and Reactions to Structured Career Interventions // J. of Career Assessment. 2002. V. 10. № 2. May. P. 258−280.
  182. Wacker A., Kolobkova A. Arbeitslosigkeit und Selbstkonzept ein Beitrag zu einer kontroversen Diskussion //Zeitschrift fur Arbeits- und Organisationspsychologie. 2000. V. 44. (N. F. 18). S. 69−82.
  183. Walsh W.B. Introduction: Exploring Interests, Self-Efficacy, and Career Goals //J. of Career Assessment. 2002. V. 10. № 2. May. P. 147−149.
  184. Whiston S.C., Bouwkamp J.C. Ethical Implications of Career Assessment With Women //J. of Career Assessment. 2003. V. 11. № 1. February. P. 59−75.
  185. Winefield A.H., Tiggemann M., Winefield H.R. The psychological impact of unemployment and unsatisfactory employment in young men and women: longitudinal and cross-sectional data // British J. of Psychology. 1991. V. 82. Pt.(4). -P. 473−486.
Заполнить форму текущей работой