Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности: на примере программистов
Диссертация
Теоретико-методологической основой исследования выступила совокупность теоретических взглядов на феномены метапознания как зарубежных (Дж. Флейвелл, А. Браун, Г. Уэллман, У. Шнейдер, М. Пресли и др.), так и отечественных авторов (Б.М. Величковский, М. А. Холодная, А. В. Карпов и др.). В нашем исследовании мы изучаем особенности процесса решения профессиональной задачи в его развитых (эксперты… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Критическое мышление в процессе решения профессиональных задач программистами
- 1. 1. Профессиональная компетентность программиста как объект научного исследования
- 1. 1. 1. Проблема изучения компетентности в профессиональной деятельности
- 1. 1. 2. Исследования факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности программистов
- 1. 1. 3. Психологическая характеристика профессиональной задачи и процесса трудовой деятельности программиста
- 1. 2. Критическое мышление: феномен и понятие
- 1. 2. 1. Общие представления о критическом мышлении
- 1. 2. 2. Понятие критического мышления
- 1. 3. Место и роль критического мышления в процессе решения задач
- 1. 3. 1. Стратегии критического мышления в процессе решения задач
- 1. 1. Профессиональная компетентность программиста как объект научного исследования
- 2. 1. Организация и проведение первого этапа исследования роли критического мышления
- 2. 2. Результаты и обсуждение
- 2. 3. Организация и проведение второго этапа исследования по стимуляции критического мышления
- 2. 4. Результаты и обсуждение
Список литературы
- Акофф Р. Искусство решения проблем. М., 1982. 224 с.
- Алексеев Н.Г. Познавательная деятельность при формировании осознанного решения задач. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГПИ, 1975.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М., 1969. 272 с.
- Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. Петрозаводск, «Карелия», 1980. -224 с.
- Андерсон Дж.Р. Когнитивная психология. Москва: Питер, 2002. 492 с.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. М.: Сканрус, 2003. 336 с.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000, с. 11−39.
- Байрамов А.С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. доктора психол.наук. Баку, 1968.
- Березанская Н.Б. Роль внушаемости и критичности в процессе целеобразования // Психологические механизмы целеобразования. Под.ред. Тихомирова O.K., 1977. С. 123−142.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 413 с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.
- Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений к вычислениям. М.: Радио и связь, 1982. — 368 с.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. / Т.2. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
- Выготский JI.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений в 6 т. Т 1, 3. М., 1983. С.5−329.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2005. 352 с.
- Громов Г. Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки. М.: Радио и связь, 2005. 208 с.
- Громов Г. Р. Программирование: ремесло, наука, искусство, технология. //Микропроцессорные средства и системы, № 1, 1985. С.44−48.
- Гурова Л. П. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1976.-327 с.
- Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Декарт Р. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1994.
- Дернер Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997. 243 с.
- Джумалиева Д. Ранние формы проявления критичности мышления у детей школьного возраста и особенности его формирования. Автореф.дис. канд. психол. наук. Ереван, 1983.
- Долныкова А. А., Чудова Н. В. Психологические особенности суперпрограммистов // Психологический журнал, 1997, т.18, № 1, с. 113−121.
- Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. М., 1965. С.21−85.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М., 1915. 202 с.
- Елина И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих: Дис. .канд. психол. наук. М., 1999, с. 201.
- Ершов А.П. О человеческом и эстетическом факторах в программировании // Кибернетика, 1972, № 5, с. 95−99.
- Зарецкий В.К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии, 1980. № 5. С. 112—117.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во «Академия», 1999. 208 с.
- Иванова Е.А. Особенности критического отношения к себе учащихся 5−7 классов. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1955.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987. -208 с.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задачи. М., 1992.- 154 с.
- Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 424 с.
- Керимов О.Ф. Особенности критичности мышления студентов при индивидуальном и групповом решении задач. Автореф. дис. канд. психол. наук. Баку, 1982.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. 199 с.
- Клочко В.Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительных задач. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. С. 87−95.
- Кнут Д.Э. Искусство программирования для ЭВМ. Т. 1−3. М.: Мир, 1976.
- Кожуховская И.И. Нарушение критичности у психических больных. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
- Кожуховская И.И. О необходимости дифференцировать понятие «критичность» // Неврология и психиатрия им. С. С. Корсакова. 1972. № 11.
- Копылова Т.Ю. Особенности проявления критичности младших школьников при решении учебных и нравственных задач. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2001.
- Корнилова Т.В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 99−109.
- Корнилова Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: МГУ, 1990. 192 с.
- Король С.А. К классификации особенностей критичности мышления. // Вопросы психологии, 1981, № 4. С. 108−112.
- Коуберн А. Люди как нелинейные и наиболее важные компоненты в создании программного обеспечения // Технология клиент-сервер. 2002, № 3. С. 15−24.
- Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997. — 432 с.
- Кролл П., Крачтен Ф. Rational Unified Process это легко. Руководство по RUP. Пер. с англ. — М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. — 432 с.
- Кузьмина Н. В. Педагогическая деятельность мастера // Проблемы дидактики производственного обучения / Отв. ред. Н. И. Думченко. М., 1978. С. 233−270.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. -232 с.
- Ларичев О.И., Нарыжный Е. В. Компьютерное обучение процедурным знаниям // Психологический журнал. 1999. Т 20. № 6. С.53−61.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1980. 287 с.
- Линдсей Г., Халл К. С., Томсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление // Познавательные психические процессы. Под ред. А. Г. Маклакова. СПб: Питер, 2001, с.445−448.
- Линдсей Н., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974.-550 с.
- Липкина А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1978. 141 с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.-256 с.
- Лурия А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. М.: Просвещение, 1966. 291 с.
- Майер Н. Об одном аспекте мышления человека // Психология мышления. М., 1965. С.300−314
- Мальц JI.A. Формирование критичности мышления младших школьников в обучении. Автореф. дис. канд. психол, наук. Казань, 2002.
- Мамыкин И.П. Аналогия в техническом творчестве. Минск, 1972. 87 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.
- Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965.-238 с.
- Моляко В. А. Психологическая структура конструкторской деятельности // Вопросы психологии, 1978, № 4, с. 55−63.
- Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. 230 с.
- Непейвода Н. Н О построении правильных программ // Вопросы кибернетики, вып.46, 1978, стр.88−122.
- Непейвода Н.Н. Прикладная логика.2-е изд. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000.-491 с.
- Ньюэлл А., Саймон Г. А. Имитация мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины // Психология мышления. М., 1965. С.457−474.
- Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие -М., 1987.-90 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. 192 с.
- Платон. Апология Сократа. Критон // Собр. соч. в 4 т. Т. 1 М.: Мысль, 1990.-860 с.
- Плаус С. Психология оценки и принятия решения. М.: Филинъ, 1998. -368 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.
- Попков В.А. Критический стиль мышления в профессиональном самостановлении преподавателя высшей школы. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 2002.
- Поппер К. Объективное знание: Эволюционный подход. М.: Едиториал УРСС, 2002.-381 с.
- Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999.-356 с.
- Психологические механизмы целеобразования / под ред. O.K. Тихомирова. М., 1977. 260 с.
- Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М., 1965. -375 с.
- Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
- Рейтман У.Р. Познание и мышление. М., 1968. 400 с.
- Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. — 720 с.
- Савин Е.Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности в научной деятельности // Психологический журнал, 2004. Т.25. № 5. С.50−69.
- Саджен Брейн (Brain Surgeon). Хакеры // Компьютерра, 1996. № 43. С. 16−17.
- Семенов И.Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при решении творческих задач. // Психологические исследования. М.: Изд-во МГУ, 1977, вып. 7, с. 39−49.
- Семенов И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач. // Методологические проблемы исследования деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1976, с. 148−188.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: Знание, 1990. 215 с.
- Смирнов А.А. Психология. М.: Учпедгиз, 1962. — 556 с.
- Спиридонов В.Ф. Психологический анализ феномена компетентности // Исследования обучения и развития в контексте культурно-исторического подхода. М.: Смысл, 2002. С.285−295.
- Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: Учебное пособие. М.: Генезис, 2006. 319 с.
- Спиридонов В.Ф. Эвристики творческого мышления. М., 2000.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 360 с.
- Сухобская Г. С. Критичность как свойство социального мышления. // Новые знания, 2001. № 3.
- Теплов Б.М. Психология: учебник для средней школы. Москва: Учпедгиз, 1953.-212 с.
- Теплов Б.М. Ум полководца // Б. М. Теплов. Избранные труды. М., Т. 1, 1985, с. 223−303.
- Тихомиров О. К. К. Поппер и психология // Вопросы психологии, 1995. № 4. С. 116−129.
- Тихомиров O.K. Информационный век и теория Л.С.Выготского // Психологический журнал, т. 14, № 1, 1993, с. 114−119.
- Тихомиров О. К., Богданова Т. Г. Исследование структурирующей функции мотива//Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 6. С. 54−61.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. -М.: Изд. Центр «Академия», 2002. 288 с.
- Тихомиров O.K., Белавина И. Г., Войскунский А. Е. Психология и практика программного обеспечения ЭВМ // Вестн. Моск. ун-та. 1981. (Сер.психология).
- Философский энциклопедический словарь. Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др., 2003.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Ходос Е.А., Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2002. 176 с.
- Хозиев В.Б. Опосредствование в теории и практике культурно-исторической концепции // Международный научный журнал «Культурно-историческая психология», 2005. № 1. С.25−36.
- Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. -384 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб: Питер, 2002. 272 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1996. 320 с.
- Шамис А.Л. Поведение, восприятие, мышление: проблемы создания искусственного интеллекта. М.: Едиториал УРСС, 2005. 224 с.
- Шаров А.С. Критическое мышление как рефлексивный механизм // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Выпуск 7. Межвузовский сборник научных трудов. Омск: Издательство ОмГПУ, 2002. — С. 138−143.
- Шилко Р.С. Методологические проблемы изучения стратегий внимания и памяти. 2005. С.335−342.
- Шнейдерман Б. Психология программирования: Человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. М.: Радио и связь, 1984. — 304 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М., 1972. 216 с.
- Brooks R. Towards a theory of the comprehension of computer programs // International Journal of Man-Machine Studies, 1983. Vol. 18. P. 543−554/
- Chase W.G., Simon H.A. The mind’s eye in chess // Visual information processing / W.G. Chase (Ed.). New York: Academic Press, 1973. P.215−281.
- Chi M. Т.Н., Glaser R., Rees E. Expertise in problem solving // Advances in the psychology of expertise / R.J. Sternberg (Ed.). Hillsdale (NJ): Erlbaum, 1982. Vol. 1. P.7−76.
- Coates L., Stephens L. Relationship of computer science aptitude with selected achievement measures among junior high students // Journal of Research and Development in Education, 1990. Vol. 23(3). P. 162−164.
- Davies S. P. Models and theories of programming strategy. International Journal of Man-Machine Studies, 1993. Vol. 39. P.237−267
- Dewey J. How We Think. Heath. Boston, 1910.
- Ennis R., Norris S. P. Evaluating critical thinking. Midwest, 1989.
- Glaser R. A research agenda for cognitive psychology and psychometrics // Amer. Psychologist, 1981. Vol. 36 (9). P. 923−936.
- Green T. R. G. Programming as a cognitive activity. // Human Interaction with Computers. / Ed. H. T. Smith and T. R. G. Green. London, Academic Press, 1980. P. 271−320.
- Kuhn D. A Developmental Model of Critical Thinking // Educational Researcher. Vol. 28. № 2. 1999.
- McKeithen К. В., Reitman J. S. et al. Knowledge organisation and skill differences in computer programmers // Cognitive Psychology, 1981. Vol. 13. P. 307−325.
- McNamara W.J., Hughes J.L. A review of research on the selection of computer programmers // Personnel Psychology, 1961. V. 14. P. 39−51.
- Neuman G.A., Nomoto J.T. Personnel selection tests for computer professionals and support technicians // Journal of Business and Psychology, 1990. Vol.5(2). P. 165−177.
- Paul R.W. Critical Thinking. Sonoma State University, 1990.
- Pennington N. Comprehension strategies in programming. Empirical Studies of programmers: second workshop / G. M. Olson, S. Sheppard and E. Soloway. Norwood, New Jersey, Ablex, 1987. P. 100−113.
- Schmidt F.L., Gast-Rosenberg I., Hunter J.E. Validity generalization results for computer programmers // Journal of Applied Psychology, 1980. P. 643−661.
- Shneiderman B. and R. E. Mayer Syntactic/semantic interactions in programmer behaviour: a model and experimental results // International Journal of Computer and Information Sciences, 1979. Vol.8. P. 219−238.
- Sonnentag S. Expertise in Professional Software Design: A Process Study // Journal of Applied Psychology, 1998. Vol. S3, № 5, p. 703−715.
- Turkle S. The Second Self: Computers and the Human Spirit. N.Y.: Simon and Schuster, 1984.
- Weinberg G.M., The Psychology of Computer Programming, Van Nostrand Reinhold, New York, 1971.
- Bryant S. Rating expertise in collaborative software development // электронный ресурс www.ppig.com