Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эпилог. 
Методика преподавания психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные функции самостоятельной работы в учебном процессе — закрепление психологических знаний и умений, расширение и углубление знаний по отдельным темам, освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач, освоение умений психологического исследования, практической психологической работы, самопознания и саморазвития. Актуальной представляется задача обучения студентов… Читать ещё >

Эпилог. Методика преподавания психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лекция выполняет информационную, систематизирующую, разъясняющую и развивающие функции при обучении психологии. Методическими аспектами успешной подготовки и проведения этого вида занятий являются правильный выбор тематики, отбор и структурирование материала. Завершается подготовка написанием конспекта лекции. При проведении лекционного занятия важно правильно организовать материал и выбрать стиль и тон изложения, использовать на занятии интерактивность и мультимедиа, управлять вниманием студентов и получать своевременную обратную связь. Необходимо также управлять конспектированием содержания лекции студентами.

Семинарские занятия направлены на закрепление, расширение и углубление полученных знаний, развитие умений самостоятельной работы, стимулирование интеллектуальной деятельности студентов. В зависимости от преобладания мнемической или мыслительной деятельности студентов семинарские занятия можно отнести к репродуктивному или продуктивному типу. Подготовка преподавателя к семинару включает выбор тематики, постановку вопросов, подбор литературы и составление конспекта. Необходимо руководить подготовкой студентов к семинару и методически целесообразно его организовать.

Лабораторные работы и практические занятия включают студентов в активную работу, направленную на закрепление теоретических знаний на практике, усвоение умений исследовательской, а также практической психологической работы, применение теоретических знаний для решения практических задач, самопознание и саморазвитие студентов. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично поисковый и поисковый характер. Примерами заданий для лабораторных и практических занятий по психологии могут быть демонстрационный эксперимент, индивидуальные задания, групповые задания, эксперименты в малых группах, решение психологических задач, групповые дискуссии, деловые игры, моделирующие профессиональные задачи.

Обучение в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях имеет классно-урочный характер и предполагает урок как основную форму организации деятельности учащихся. Дидактическая структура урока включает актуализацию ранее усвоенных и формирование новых знаний, их закрепление и применение. Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется вариативностью и допускает разные типы и формы проведения уроков. Учебная деятельность па уроке использует фронтальные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия, а также развивающие виды активности, включая дискуссии, сюжетно-ролевые или деловые игры, викторины, обсуждение рефератов. Уроки по психологии предполагают определенную психологическую атмосферу, и могут быть предметно ориентированными, личностно ориентированными или сочетать функции обоих подходов.

Основные функции самостоятельной работы в учебном процессе — закрепление психологических знаний и умений, расширение и углубление знаний по отдельным темам, освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач, освоение умений психологического исследования, практической психологической работы, самопознания и саморазвития. Актуальной представляется задача обучения студентов умениям поиска литературы, осмысленного чтения, развитие навыков понимания психологических текстов с использованием заданий определенных типов. Задачей преподавателя является также обучение студентов эффективной подготовке к экзаменам.

Важной формой самостоятельной работы студентов является подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии. При их выполнении осваиваются умения трех основных типов:

  • 1) поиск информации и оформление научной мысли реферативного типа;
  • 2) планирование, проведение эмпирического исследования и оформление его результатов;
  • 3) планирование, проведение инновационной работы в области практической психологии и оформление ее результатов.

Практика студентов является важной составной частью психологического образования. Профессиональная и образовательная подготовка психологов включает учебную, педагогическую, производственную, научно-исследовательскую и квалификационную практики. Они направлены на достижение таких целей, как освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, сотрудничать с коллегами, закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения; обучение навыкам решения практических задач; формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики; знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля. Студентам-психологам на практику могут даваться задания, направленные на знакомство с организацией и видами деятельности психолога; освоение определенных научно-исследовательских умений; освоение психодиагностических умений; освоение консультационных умений; освоение умений психопрофилактической работы; освоение умений психологического просвещения и обучения психологии; сбор эмпирических данных в рамках подготовки курсовой или дипломной работ. Для студентов педагогических специальностей могут даваться задания по психологическому изучению и составлению психолого-педагогической характеристики учащегося; психологическому изучению и составлению психолого-педагогической характеристики классного коллектива; психологическому анализу урока; психологическому анализу внеклассного занятия.

Внеклассная и внеаудиторная работа по психологии осуществляется в индивидуальной, групповой или массовой форме, проводится в форме кружков, творческих научных групп, молодежных секций психологических обществ, психологических конференций. Такая работа может быть также в форме лекций, бесед, вечеров и конференций, конкурсов, олимпиад, экскурсий. В вузах внеаудиторная работа чаще связана с научно-исследовательской деятельностью.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой