Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование генетико-моделирующего метода в развитии музыкальных способностей младшего школьника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследования: 1. Раскрыта суть генетико-моделирующего метода развития музыкальных способностей младшего школьника, которая состоит в том, что: используются «музыка», «ритмика» и «оркестр» как основные жанрово-коммуникативные ситуацииреализуется основной принцип генетико-моделирующего метода — синтез слова, музыки и движения посредством расширения видов музыкальной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
    • 1. 1. Музыкальные способности как психологическая проблема
    • 1. 2. Методологические основы развития музыкальных способностей младшего школьника
    • 1. 3. Возрастная специфика и психолого-педагогические условия развития музыкальных способностей младшего школьника
    • 1. 4. Генетико-моделирующий метод как фактор развития музыкальных способностей младшего школьника
  • ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ГЕНЕТИКО-МОДЕЛИРУЮЩЕМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
    • 2. 1. Организация и методы экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика развития музыкальных способностей с использованием генетико-моделирующего метода
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы

Использование генетико-моделирующего метода в развитии музыкальных способностей младшего школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успешная реализация воспитательно-образовательных задач в области музыкального развития младшего школьника связана со сложной структурой современной музыкальной жизни. К какому бы элементу этого явления мы не обратились, в каждом из них теория и практика подтверждают необходимость и важность разработки музыкально-психологических проблем [4].

Композиторы размышляют о процессах творчества и восприятия музыки слушателем. Исполнители, достигшие вершин мастерства, задумываются о причинах эстрадного волнения, о необходимости сохранять эмоциональную свежесть исполнительского слышания произведений, об умении устанавливать контакт с аудиторией. Слушатели задают себе вопрос: как воспринимать музыку?

Эти же проблемы существовали и прежде. Но наступившее третье тысячелетие выдвигает перед обществом их новые аспекты.

Изменения приоритетов в сфере образования, противоречивость, интенсификация связей различных национальных культур, многоплановость печати, телевидения, звукозаписи и, в частности, связанное с ними в искусстве взаимодействие жанров — все это не только обновляет и заостряет старые проблемы социологии и психологии музыки, но и выдвигает ряд аспектов, ранее вообще не встававших перед музыкантами.

Таковы вопросы массового музыкального обучения и воспитания. Педагоги, работающие над развитием слуха, голоса, исполнительских навыков, должны учитывать подчас весьма значительные индивидуальные различия в степени и характере музыкальных способностей детей, глубоко разбираться в психологии способностей, анализировать и обобщать с этой точки зрения материал педагогических наблюдений и экспериментов [7- 23- 75].

4 Наиболее остро потребность в разработке проблем психологии музыкальных способностей, в определении роли, которую играют их законы в самых различных сферах музыкальной деятельности, ощущают педагоги-музыканты. В силу своей профессии они призваны вместе с детьми изучать музыкальное искусство и его развитие, находить объективные основания для эстетической оценки музыкальных произведений, различных стилей исполнения, зарождающихся и трансформирующихся жанров музыки. Наряду с этим учителя должны формировать и развивать субъективный музыкальный опыт каждого ребенка, его эстетическую культуру. Без реализации этих задач в практике массового музыкального образования не может успешно разрабатываться и одна из центральных философских проблем эстетикипроблема отношения искусства к действительности. Между тем, социологические, музыкально-психологические и эстетические критерии, на которые можно было бы опереться при решении данных задач, далеко не во всех случаях обоснованы в психолого-педагогическом отношении, а иногда и вообще не найдены.

Успешность познания музыки напрямую зависит от степени развития музыкальных способностей ребенка. Возможность адекватного восприятия и понимания музыки как вида искусства заложена в становлении музыкальной деятельности в дошкольном и в младшем школьном возрасте, в организации особых условий музицирования, применении эффективных методов музыкального обучения и развития [93- 29- 25].

Данные аспекты проблемы развития музыкальных способностей ребенка не только ставят задачу эстетико-психологического анализа музыкальных способностей, но и влияют на познание ребенком целостной картины мира, на формирование общей культуры учащихся путем освоения и осмысления человеческих ценностей, перехода их из объективно в субъективно-значимые [99- 52] .

Таким образом, развитие способностей является необходимым для успешности осуществления музыкальной учебной деятельности, возможности адекватного восприятия и познания музыки как вида искусства [147- 151- 2- 10].

Вместе с тем налицо ограниченность использования в учебно-воспитательном музыкальном процессе в начальной школе специальных условий и методов организации музыкальной деятельности, недостаточная психолого-педагогическая обоснованность методик музыкального воспитания. Это сказывается на низком уровне развития музыкальных способностей ребенка, что, в свою очередь, отрицательно влияет не только на познание музыки как вида искусства, но и на общее развитие младшего школьника.

На сегодняшнее состояние проблемы школьного музыкального образования определяющее влияние оказали исследования по музыкальной педагогике Савшинского С. И. [102], Ветлугиной H.A. [39], Горюнова JI.B. [136], Баренбойма J1.A. [19], Остроменского В. Д. [102], Кабалевского Д. Б. [76], Апраксиной O.A. [11], Абдуллина Э. Б. [102] и других педагогов-музыкантов.

Данные этих работ обосновывают соотношение воспитательной и образовательной функций искусства в школе, влияние музыки на становления личности ребенка, при ведущем значении процесса художественного восприятия. Этот взгляд на школьное музыкальное образование, по нашему мнению, не в полной мере способствует решению музыкально-дидактических задач, так как музыкальное восприятие — это не только эмоциональная сторона психологического процесса, то есть не только слушание, но и слышание, собственно процессы музыкального мышления и памяти. Кроме того, данная формулировка целей и задач музыкального обучения, не раскрывает сущности индивидуальных особенностей этих психических процессов, условий их становления и развития, не учитывает влияние организации различных видов музыкальной деятельности на успешность решения поставленных задач.

Существующие музыкально-психологические концепции Теплова Б. М. [139], Назайкинского Е. В. [107], Тарасова Г. С. [134], Тарасовой К. В. [138], Петрушина В. И. [114] хотя и рассматривают структуру музыкальных способностей ребенка, некоторые условия и факторы генезиса музыкальных способностей и их составляющих, однако не раскрывают сущность процесса развития музыкальных способностей именно в условиях начальной школы, общего музыкального образования. * Освещение данной проблемы в музыковедении в основном направлено на применение результатов теоретических исследований в практике специального музыкального образования (детские школы искусств), в исполнительской и слушательской деятельности, в становлении и развитии творчества музыкантов. Это работы Мутли А. Ф. [103], Мазеля Л. А. [90], Асафьева Б. В. [16], Гемгольца Г. [57], Медушевского В. В. [96],? Цуккермана В. А. [148] и ряда других авторов. Учитывая тенденции современной школы (сближение общих и специальных музыкальных учебных заведений, широкая межпредметная интеграция), наиболее целесообразной, на наш взгляд, была бы интеграция результатов исследований педагогов, психологов и музыковедов, направленная на совместный поиск эффективных средств и методов развития музыкальных способностей детей. В свою очередь ^ это оказало бы влияние и на успешность управления музыкальным, эстетическим образованием, а также на формирование общей культуры учащихся, изменило бы условия музыкального обучения детей при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.

Сказанное выше подтверждает наше предположение о том, что вопросы развития музыкальных способностей ребенка исследовались в рамках и на стыке различных наук: педагогики, музыкальной педагогики, психологии, I* музыкальной психологии, музыковедения. Сегодня необходимо рассмотрение музыкально-психологического и социального аспектов проблемы применительно к общему музыкальному образованию в условиях начальной школы.

Одним из способов развития музыкальных способностей младших школьников является моделирование звуковысотных, ритмических и пространственных отношений в процессе обучения. Однако моделирование как ^ метод обучения необходимо соотнести с видами музыкальной деятельности ребенка и с формами музицирования. Это позволит выявить специфику развития музыкальных способностей младших школьников и определить условия управления музыкальным развитием ребенка.

Суть обозначенного противоречия: необходимость развития музыкальных способностей детей и недостаточная обоснованность психолого-педагогических условий успешной реализации этих способностей в деятельности, дидактико-воспитательных средств их развития. Это определило проблему данного диссертационного исследования: каковы возможности генетико-моделирующего метода в развитии музыкальных способностей младшего школьника.

Объект исследования — музыкальный учебно-воспитательный процесс в начальной общеобразовательной школе.

Предметом исследования является развитие музыкальных способностей младшего школьника посредством генетико-моделирующего метода.

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности генетико-моделирующего метода, рассматриваемого как активная стратегия развития всех компонентов музыкальных способностей, обеспечивающая процесс активного присвоения музыкального опыта ребенком в определенных жанрово-коммуникативных ситуациях, включающих организацию различных видов музыкальной деятельности и моделирование музыкальных отношений.

В связи с обозначенной целью определились задачи исследования:

1. Раскрыть суть понятия генетико-моделирующего метода развития музыкальных способностей младшего школьника.

2. Выявить специфику развития музыкальных способностей учащихся начальной школы в экспериментальном обучении.

3. Разработать и экспериментально апробировать методику развития музыкальных способностей младшего школьника с использованием генетико-моделирующего метода и обосновать эффективность его применения. > В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование генетико-моделирующего метода обеспечивает эффективное развитие музыкальных способностей ребенка в начальном звене общеобразовательной школы, если в музыкальном учебно-воспитательном процессе: используются «музыка», «ритмика», «оркестр» как основные жанрово-коммуникативные ситуации и моделирование звуковысотных, f метроритмических и двигательных музыкальных отношенийреализуется опора генетико-моделирующего метода на синтез слова, музыки и движенияпосредством организации различных видов учебной деятельности младших школьников (немузыкальных, неспецифически музыкальных, собственно музыкальных).

Теоретико-методологической основой исследования являются. философские, эстетические и музыковедческие труды Асафьева Б. В.,.

Медушевского В.В., Выготского JI. Cидеи Назайкинского Е. В., Мазеля JI.A., Дружинина В.Н.- теоретико-генетическая концепция структурных методов познания Пиаже Ж., положения о моделирующем методе исследования Выготского JI.C., Эльконина Д. Б., Давыдова В. В., Гальперина П. Я., Леонтьева А.Н.- работы Запорожца A.B., Теплова Б. М., ОрфаК., Кодая 3., Ражникова В. Г. о необходимости управления процессом музыкального ¦ развития ребенкаисследования роли формирующих воздействий наглядных пространственных моделей музыкальных структур Медушевского В. В., Ендовицкой Т. В., Ветлугиной Д. А., Голода Б.М.

Работы ученых Венгера JI.A., Беляевой-Экземплярской С.Н., Катинене А., Радыновой О. П., Палавандишвили М. П., Тарасовой К. В., Тарасова Г. С., Назайкинского Е. В., Якобсона П. М., Петрушина В. И. и других способствовали научному поиску.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психологической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературысистематическое и длительное включенное наблюдениемоделирование музыкальных отношенийанализ продуктов музыкальной деятельности учащихся и учебной документациибеседыанализ и обобщение личного опыта автора и преподавателей музыки школ г. Воронежа и областилонгиподный методтеория вероятностей и математическая статистика.

Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ № 64, № 12, государственного музыкально-педагогического колледжа, школы-интерната № 3, областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Воронежа.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1990;1994 г. г.) был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме музыкальных способностей младших школьников и выявлению влияния условий организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы на успешность музыкального обучения и воспитания. На базе средней школы № 64 г. Воронежа (языковая гимназия № 6) был проведен констатирующий эксперимент, определяющий начальный уровень развития музыкальных способностей учащихся. На этом же этапе разрабатывалась структура и план генетико-моделирующего эксперимента.

На втором этапе (1994;1999 г. г.) были определены проблема, объект, предмет, цели, задачи, база исследования. На этом этапе был начат генетико-моделирующий эксперимент в первых классах школы-лицея № 12 г. Воронежа. В ходе эксперимента определялись условия развития музыкальных способностей учащихся, а также обосновывались методы моделирования музыкальных отношений в учебно-воспитательном процессе.

Третий этап (1999;2002 г. г.) исследования включал в себя обобщение результатов экспериментальной работы, качественный и количественный анализ полученных данных, систематизацию практического и методического материала, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования определяется тем, что:

— в работе дана авторская трактовка понятия генетико-моделирующего метода развития музыкальных способностей ребенка в музыкальном учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школыопределены психолого-педагогические условия развития музыкальных способностей младшего школьника.

Теоретическая значимость исследования: дано определение и раскрыта специфика генетико-моделирующего метода развития музыкальных способностей учащихся начальной школыустановлена последовательность использования приемов (рецитация, слушание звуковой среды, игра в музыкальном оркестре, музыкально-ритмические пластические композиции), обеспечивающая развитие музыкальных способностей младшего школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработанная методика поэтапного становления и развития музыкальных способностей младшего школьника используется в практике работы средних общеобразовательных учреждений г. Воронежа и Воронежской области (общеобразовательная школа № 64, школа-лицей № 12, школа-интернат № 3, Нововоронежская детская школа искусств, Воронежский областной институт повышения квалификации работников образования) — апробированные авторские методика «Развитие музыкальных способностей младшего школьника посредством генетико-моделирующего метода» и программа «Музыка и ритмика в начальной школе» включены в послевузовский план повышения квалификации учителей музыки на базе Воронежского областного института повышения квалификации работников образования, а также в программу профессиональной подготовки студентов музыкального отделения Воронежского музыкально-педагогического колледжа. методика может быть реализована также в детских школах искусств в блоке музыкально-теоретических дисциплин;

На защиту выносятся следующие положения:

1. Генетико-моделирующий метод есть активная стратегия развития всех компонентов музыкальных способностей, обеспечивающая процесс присвоения музыкального опыта ребенком в определенных жанрово-коммуникативных ситуациях, включающих организацию различных видов музыкальной деятельности и моделирование музыкальных отношений.

2. Специфика развития музыкальных способностей младшего школьника (интенсивное развитиепокомпонентное формирование от элементарного к более высокому уровнюизменение характера связей между компонентами в зависимости от возрастазависимость процесса развития от методики и условий обучения) определяется использованием различных видов музыкальной деятельности (перцептивной, исполнительской, музыкально-ритмического движения, игровой), объединенных в жанрово-коммуникативные музыкальные ситуации («музыка», «ритмика», «оркестр»). Под жанрово-коммуникативной музыкальной ситуацией понимается система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. Жанровость коммуникативной музыкальной ситуации определяется пространственными условиями исполнения, числом членов музыкальной коммуникации и характером их участия в ней, включенностью исполнения музыки в реальную жизненную среду.

3. Методика развития музыкальных способностей учащихся начальной школы с использованием генетико-моделирующего метода представляет собой систему обучающих упражнений, последовательное введение которых составляет условие развития музыкальных способностей ребенка. Основой методики является синтез слова, музыки и движения, позволяющий ускорять формирование и развитие межфункциональных связей между процессами восприятия, мышления и речи, обеспечивая тем самым интенсивное развитие музыкальных способностей. Эффективность применения методики выражается в значительном повышении степени развития всех компонентов музыкальных способностей младшего школьника.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы на базе школ г. Воронежа (№ 64, № 12, № 3), в рамках курсов повышения квалификации учителей музыки Воронежского областного института повышения квалификации работников образования (1995, 1996, 1997, 1998 г. г.), на учебно-педагогических конференциях преподавателей и студентов Воронежского музыкально-педагогического колледжа (1997, 1998, 1999 г. г.), на заседаниях кафедры педагогики Воронежского государственного педагогического университета.

Основные положения и выводы исследования были изложены и представлены на межрегиональной методической конференции «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования в учебных заведениях культуры и искусств» (Воронеж 2000 г.), на научной конференции Российского Психологического Общества, Российского гуманитарного научного фонда Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева «Психология созидания» (Казань 2000 г.), в публикациях кафедры педагогики.

Воронежского государственного педагогического университета (Воронеж 1999, 2002 г. г.), в сборниках «Вестник образования» Воронежского областного института повышения квалификации работников образования (Воронеж 2000, 2001 г. г.), на ежегодной научной сессии преподавателей и студентов Муниципального образовательного учреждения Воронежского Экономико-Правового института (Воронеж 2001, 2002 г. г.).

Апробация исследования проводилась также в ряде школ г. Воронежа и Воронежской области в рамках послевузовской подготовки учителей музыки на базе Воронежского областного института повышения квалификации работников образования: Нововоронежской детской школы искусств, средней школы № 58 г. Воронежа, Верхнемамонской средней школы, Петровской школы Лискинского района, школы-интерната № 3 г. Воронежа, Ольховатской средней школы Верхнемамонского района, Грибановской сельской школы № 12 и других.

Достоверность результатов и обоснованность научных выводов, полученных в исследовании, обеспечиваются исходными методологическими положениями, использованием комплекса методов обработки результатов, их адекватностью поставленным задачам, объекту и предмету исследования, количественным и качественным анализом экспериментальных данных исследования.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 163 наименований, четырех приложений, содержащих программы по музыке и ритмике, музыкальный материал к программе по ритмике, выборочные тематические планы к программам по музыке и ритмике, а также индивидуальные результаты диагностики музыкальных способностей учащихся. Работа содержит 7 таблиц, 11 рисунков, 2 диаграммы, нотные примеры.

Выводы.

Итоги экспериментальной работы по использованию генетико-моделирующего метода в развитии музыкальных способностей младших школьников констатируются в следующих выводах:

1. Использование количественных показателей для оценки степени развития музыкальных способностей и введение обобщенного количественного критерия музыкального развития школьников позволило более полно использовать возможности математических методов обработки данных и получить более точные результаты. Предложенная система оценок показателей на базе симметричных интервалов достаточно наглядна, поскольку числовое значение показателя несет также «визуальную» информацию о его месте на шкале качественной оценки «высокий — средний — элементарный».

Начальные средние значения музыкальных способностей младших школьников, за исключением компонента эмоциональная отзывчивость, характеризуются как «ниже среднего». Использование генетико-моделирующего метода в течение трех лет приводит к развитию музыкальных способностей младших школьников в среднем в 4−5 раз. За это же время традиционная методика обучения музыке дает рост в 1,5−2 раза. Средние значения музыкальных способностей младших школьников после трехлетнего использования генетико-моделирующего метода находятся в пределах 0,6 — 0,7, что оценивается как «значительно выше» среднего уровня развития.

После трех лет обучения младших школьников с использованием генетико-моделирующего метода отмечается корреляция на уровне значимости 0,05 между музыкальным мышлением и чувством ритма (КК 0,76).

Не подтвердилось предположение о значимой корреляции музыкальной памяти с другими компонентами музыкальных способностей в процессе обучения ни в экспериментальной, ни в контрольной группе.

Эффективность использования генетико-моделирующего метода в экспериментальной группе подтверждается высоким значением критерия музыкального развития (4,64) в конце эксперимента по сравнению с его величиной (-1,26) в контрольной группе. Прирост этого критерия в экспериментальной группе составил около 7 пунктов, а в контрольной группе около 1,2 пункта за это же время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

V Проведенное исследование развития музыкальных способностей младшего школьника с применением генетико-моделирующего метода показало:

— Комплекс музыкальных способностей развивается как система в сложном взаимодействии входящих в него компонентов.

— Основными компонентами музыкальных способностей, без которых ^ невозможна любая музыкальная деятельность, являются: ладовое чувство, эмоциональная отзывчивость, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление.

— В ходе проведения эксперимента выделены виды музыкальной деятельности младших школьников (перцептивная, исполнительская, музыкальное движение, музыкально-ритмическая, игровая), которые были объединены в жанрово-коммуникативные ситуации: «музыку», «ритмику», «оркестр».

В результате исследования: 1. Раскрыта суть генетико-моделирующего метода развития музыкальных способностей младшего школьника, которая состоит в том, что: используются «музыка», «ритмика» и «оркестр» как основные жанрово-коммуникативные ситуацииреализуется основной принцип генетико-моделирующего метода — синтез слова, музыки и движения посредством расширения видов музыкальной деятельности младших школьников (от немузыкальных форм деятельности через неспецифически музыкальные к собственно музыкальным) — используется моделирование звуковысотных, метроритмических и двигательных музыкальных отношений. ± 2. Выявлена специфика развития музыкальных способностей младшего школьника в ходе генетико-моделирующего обучения, состоящая в том, что: каждая музыкальная способность формируется покомпонентно от элементарного к более высокому уровнюпроцесс развития музыкальных способностей имеет свои возрастные закономерности, но в силу многоаспектности, определяется главным образом методикой и условиями обученияпериод младшего школьного возраста характеризуется интенсивным формированием и развитием музыкальных способностей, что подтверждается результатами экспериментав процессе развития меняется характер связей между компонентами музыкальных способностей младшего школьника в зависимости от возрастаотмечена значимая корреляция между компонентами музыкальных способностей: музыкальным мышлением и чувством ритма.

Разработана и экспериментально проверена методика развития музыкальных способностей учащихся начальной школы с использованием генетико-моделирующего метода. Она определяет модель взаимосвязей жанрово-коммуникативных ситуаций, видов музыкальной деятельности младшего школьника. Основа методики — опора на синтез слова, музыки и движения. Результаты развивающей экспериментальной работы позволили разработать программы по музыке и ритмике для 1−3 классов общеобразовательной школы. Обоснована эффективность применения генетико-моделирующего метода в развитии музыкальных способностей младшего школьника: использование генетико-моделирующего метода в течение трех лет приводит к развитию музыкальных способностей младших школьников в среднем в 4−5 раз. За это же время традиционная методика обучения музыке дает рост музыкальных способностей в 1,5−2 разасредние значения музыкальных способностей младших школьников после трехлетнего использования генетико-моделирующего метода находятся в пределах 0,6 — 0,7, что оценивается как «значительно выше» среднего уровня развитиясравнительный анализ итоговых результатов демонстрирует значительное преимущество использования генетикомоделирующего метода в экспериментальной группе, что подтверждается высоким значением критерия музыкального развития (4,64) в конце эксперимента по сравнению с его величиной (-1,26) в контрольной группе. За все время эксперимента прирост этого критерия в экспериментальной группе составил примерно 7 пунктов, а в контрольной группе приблизительно 1,2 пункта.

Диссертационное исследование подтвердило справедливость гипотезы о том, что использование генетико-моделирующего метода обеспечивает эффективное развитие музыкальных способностей ребенка в начальном звене общеобразовательной школы.

Проделанная работа позволяет наметить некоторые направления научной и практической деятельности, которые могут иметь большое значение для музыкального обучения, воспитания и развития младших школьников.

1. Мы считаем необходимым продолжить работы по исследованию структуры музыкальных способностей, в частности, по выявлению их компонентного состава, иерархической связи компонентов.

2. Научно значимым направлением будущих исследований представляется выявление характера и условий компенсации отдельных компонентов музыкальных способностей.

3. Особого внимания требует разработка методов диагностики музыкальных способностей, так как эта проблема практически не разработана.

4. Значимым направлением будущих исследований учителей-практиков может являться изучение индивидуальных особенностей музыкальных способностей, их качественного своеобразия и разработка на этой основе дифференцированного подхода к музыкальному обучению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //В сб.: Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С.34−36.
  2. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486с.
  3. .Г. Задачи психологии искусства /В сб.: Художественное творчество. Л.: Наука, 1982. — С.234−245.
  4. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.2: О человеке как объекте и субъекте воспитания. -С. 9−127.
  5. .Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера /В сб.: Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.-С. 93−97.
  6. .Г. Формирование одаренности /В сб.: Склонности и способности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. — С. 15−36.
  7. М. Дождик песенку поет. М.: Музыка, 1981. — С.9−13,19,26,28,51,55.
  8. П.К. Очерки по физиологиии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
  9. O.A. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.: Музыка, 1987. — С.27−29. Апраксина O.A. О праве учителя-музыканта на эксперимент /В кн.: Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1978. — Вып. 13. -С.5.
  10. М.Г. Интонация, знак и «новые методы» // Советская музыка, 1980. № 10. — С.99−109.
  11. Т.И. Методический аспект проблемы способностей . М.: Наука, 1977. — 184с.
  12. Т.И. Проблемы способностей: Личностный аспект //Психологический журнал. 1984. — № 3. — С.46−55. Артемьева Т. И. Способности и условия их развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1969. — 24с.
  13. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. — С.59−60,201,204,271.
  14. С.С., Шенталинская Т. С. Фольклор на уроках и во внеклассной работе/ В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.192−230.
  15. JI.А. Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Советский композитор, 1983. — 399с.
  16. Л.О. О музыкальном воспитании в СССР / В кн.:
  17. V- Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978. — Вып. 1. — С.16−21.
  18. Е.А. Психология художественного творчества: личностный подход. М.: Знание, 1985. — 64с.
  19. Дж., Харрис М. Психология развития. М.: Когито-центр, 2000. — 349 с.
  20. М. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. М. — Л., 1964. — С.9.
  21. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ACADEMA, 2002. — 318 с.
  22. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982, — 199с.
  23. A.A. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 119−124.
  24. A.A., Мельников В. М. Анализ тематики диссертационных исследований по психологии, защищенных в 1976—1981 гг..г. // Вопросы психологии. 1982. — № 3. — С.35−41.
  25. Е.Д. О возможности управления умственной деятельностью школьников посредством образцов // Психология формирования иразвития личности. М., 1981. — С. 123−134.
  26. A.A., Волков П. П., Кочергин А. Н., Царегородцев Г. И. Моделирование психической деятельности. М.: Мысль, 1969. — 384 с.
  27. A.B. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  28. A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. -191 с.
  29. С. Детский оркестр. Л.: Музыка, 1983. — 103 с.
  30. П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л., 1976.-19 с.
  31. Т. С песенкой по лесенке. М.: Советский композитор, 1983. -112 с.
  32. Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М.: Советский композитор, 1991. — 200 с.
  33. А.Г. Проблема художественного чувства. Тбилиси: Мецниереба, 1978. — 174 с.
  34. A.M., Каменецкая Б. И. Память человека. М.: Наука, 1973. -209 с.
  35. Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
  36. Вен дрова Т.Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки1. Музыка в школе, 1979. № 3
  37. H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. — С.148−152.
  38. Воспитание музыкой /Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М.: > Просвещение, 1991. — 205 с.
  39. Восприятие музыки / Под ред. В.Максимова. М., 1980. — С.7−9.
  40. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. — 92 с.
  41. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  42. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. — 379 с.
  43. Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков /В сб.: Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. — С.122−139.
  44. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в современной психологии. М., 1966. — С.236−251.
  45. М.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1982. — 176 с.
  46. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  47. . Что такое психология? т.2. — М.: Мир, 1996. — 370с.
  48. Э.А. Комплексное исследование способностей //Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 18−23.
  49. Ф.Н. Психология. М.: Просвещение, 1973. — 240 с.
  50. И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. — 160с.
  51. А. Дидактические основы музыкального развития учащихся //Вопросы музыкальной педагогики. М., 1979. — Вып. 1. — С.13.
  52. М.Г. Психология технических способностей: Дис. д-ра психол. наук. Ташкент, 1973.
  53. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Просвещение, 1987. -С.441−448.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — С. 154.
  55. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван, 1981. С.73−89.
  56. Е. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975. -159 с.
  57. Далькроз Ж.-Э. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. Спб.: Театр и искусство, 1972. — С. 110−111.
  58. Детский голос: Экспериментальные исследования / Под ред.
  59. В.Н.Шацкой.-М., 1970.-С.212.
  60. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272с.
  61. B.JI. К вопросу о сочетании способностей в творческой деятельности. М., 1959. — С. 100−102.
  62. B.JI. О природе художественного таланта: Автореф. д-ра. психол. наук. JI., 1973. — 38с.
  63. B.JI. Психология. Изд-во ЛГПИ им. Н. К. Крупской, 1960. -67с.
  64. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.- 368 с.
  65. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. -Смоленск: Изд-во Смоленского гос. пединститута им. К. Маркса, 1974.- 153с.
  66. Е.П. Способности /В кн.: Психология. Минск: Вышейшая школа, 1970. — С.410−428.
  67. Жаворонушки. Русские песни. М.: Советский композитор, 1981. -Вып. 2. — 113 с.
  68. A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности /В сб.: Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С.243−267.
  69. П.И. Общая психология. Ташкент: Укиувчи, 1967. — 452с.
  70. Из истории музыкального воспитания /Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — С.5.
  71. Э.О. О «специфике» искусства /В сб.: Вопросы эстетики. -Вып. 4. Искусство и эстетическое воспитание. — М.: Педагогика, 1982.
  72. Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению //Психологический журнал. 1987. — № 2. — Т.8. — С.37−47.
  73. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Советский композитор, 1977. — С.109−110.
  74. Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы //Программа средней общеобразовательной школы. М.: Музыка, 1990. -С.16,25,29−30.
  75. Кабанова-Меллер E.H. Структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения //Структура познавательной деятельности. Владимир, 1976. — С.29−32,38−39.
  76. А.Г. Способности /В кн.: Общая психология. М.: Просвещение, 1981. — С.361−381.
  77. Г. и Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1968. — 720с.
  78. Г. С. Актуальные вопросы обучения и развития младшего школьника // Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970. — С.3−6.
  79. V 82. Крутецкий В. А. Способности /В кн.: Психология. М.: Просвещение, 1986. 336с.
  80. Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С.386−395.
  81. Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С.9−18.
  82. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.-79с.
  83. А.Н. Избранные психологические произведения. М.:
  84. Педагогика, 1983. Т. 1. — 392с.
  85. А.Н. Проблемы развития психики /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С.84−90.
  86. И. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. — С. 10, 18, 36.
  87. А.Р. Мозг и психика. Маленькая книжка о большой памяти /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С.134−143.
  88. Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, ^ 1978. — С.149−154.
  89. Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Советский композитор, 1982. — 327 с.
  90. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1982. № 4. — С.89−93.
  91. A.M. Психологические вопросы диагностики и развития творческих способностей в обучении /В сб.: Проблемы способностей в советсткой психологии. М., 1982. С. 18−24.
  92. В.В. Интонация и интонационная гармония / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.74−75.
  93. В.В. Композитор исполнитель — слушатель / В сб.: Спутник учителя музыки. — М.: Просвещение, 1993. — С.75−77.
  94. В.В. Музыкальное образование / В сб.: Спутник учителя музыки. -М.: Просвещение, 1993. С.21−24.
  95. В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетические основы. Киев, 1988. — С.7−9.
  96. В.В. Музыкальное произведение и музыкальный язык / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.116−120.
  97. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М.: + Педагогика, 1987. — 144с.
  98. Мир детства: Младший школьник /Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1981. — С.52−55.
  99. Музыка и движение / Авт.-сост. С. И. Бекина и др. М.: Просвещение, ir 1983. — С. 197−202.
  100. Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973.
  101. А.Ф. Звук и слух /В сб.: Вопросы музыкознания. М.: Музгиз, 1960. — Т.З. — С. 8−11.
  102. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. — 272с.
  103. В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1984.
  104. В.Н. О связи склонностей и способностей /В сб.: Склонности и способности. JL: Изд-во ЛГУ, 1962. — С.3−14.
  105. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.:1. Музыка, 1972. 83 с.
  106. Обучение и развитие /Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975.
  107. Общая психология /Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1986.-484с.
  108. Г. Ш. Звуковая среда современности /В сб.: Музыкальный современник. Вып.4. — М.: Советский композитор, 1983. — С.272−304.
  109. Г. Ш. К вопросу о специфике музыкального мышления ^ /В сб.: Вопросы музыкознания. М.: Музгиз, 1960. — Т.З. — С.299.
  110. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-наДону: Феникс, 1996. — 544 с.
  111. ИЗ. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных: В 6 т. — М.: Изд-во АН СССР, 1951−1952.-Т.З.-390с.
  112. В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. — 384 с.
  113. В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 1993. -176 с.
  114. . Психология, междисциплинарные связи и система наук /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С.75−84.
  115. К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972. — 312с.
  116. Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С.250−261.
  117. Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С.70−78.
  118. О.П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, Владос, 1994. — 223 с.
  119. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. — 95с.
  120. С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С.101−108.
  121. С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: * Просвещение, 1972. — 334 с.
  122. Русский детский игровой фольклор. (1, 2, 3, 4, 5, мы идем с тобой играть). М.: Просвещение, 1995. — 223с.
  123. Русский народ / Сост. М. Забылин. М.: Автор, 1992. — 616 с.
  124. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — С.50−57, 208−212.
  125. Смирнов Н. В, и Дунин-Барковский. Курс теории вероятностей и математической статистики для технических приложений. М.: «Наука», 1969.-511с
  126. А.Н. Воспитательная роль музыки. М.: Музыка, 1975. — 63 с.
  127. Способности и склонности: комплексные исследования /Под ред. O.A. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. — 200с.
  128. Спутник учителя музыки /Сост. Т. В. Челышева М.: Просвещение, 1993.-237 с.
  129. Стихи, сказки, рассказы, игры для начальных классов школы /Сост. Э. Кирстен, Н. Петерсен. Штутгарт, Издание Х. Яффке, 1992. — 128 с.
  130. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -671 с.
  131. Г. С. Музыкальное восприятие школьников/ В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.27−34.
  132. Г. С. Психологические основы музыкального воспитания школьников / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.39−43.
  133. Г. С. Психологические особенности младших школьников / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.43−45.
  134. Г. С. Психология музыкальной потребности // Психологический журнал, 1988. № 3.
  135. Г. С. Психология музыкальных способностей / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.55−58.
  136. К. В. Онтогенез музыкальных способностей М.: Педагогика, 1988. — С. 176.
  137. .М. Психология музыкальных способностей //Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. — Т.1. — С.42−222.
  138. .М. Психология индивидуальных различий //Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. — Т.2. — С.5−189.
  139. .М. Способности и одаренность //Избранные труды: в 2 т. -М.: Педагогика, 1985. Т.2. — С.15−41.
  140. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. -600с.
  141. Л.М. Моделирование как форма продуктивного мышления в процессах постановки и решения задач // Экспериментальное исследование продуктивных процессов мышления. М., 1973. — С. 1518.
  142. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.-288 с.
  143. В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. -М.: Музыка, 1971. С.164−228.
  144. Хрестоматия по психологии /Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 528 с.
  145. Художественное творчество /Под ред. Б. С. Мейлаха. JL: Наука, 1983.- 279с.
  146. В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Советский композитор, 1970. — С.258−259.
  147. Г. М. Обучение игре на фортепиано . М., 1974. — С. 24.
  148. В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С.78−89.
  149. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М.: Знание, 1986.-80с.
  150. В.Э. Развитие способностей //Воспитание школьников. -1990.-№ 4.-С.32−37.
  151. В.Н. О структуре познавательных способностей /Психологический журнал. 1985. — № 3. — Т.6. — С.38−47.
  152. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Владос, 1998.-512 с.
  153. М.С. Некоторые теоретические вопросы психологии узнавания // Вопросы психологии, 1963. № 4. — С. 74−76.
  154. А.И. Способности личности и общество /В сб.: Проблемы развития познавательных способностей. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. — С.3−20.
  155. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития детей в детском возрасте /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С.348−356.
  156. Эстетическое воспитание в школе. М.: Педагогика, 1980. — 136с.
  157. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86с.
  158. П.М. Психология чувств. М.: Просвещение, 1998. — С.480−487.
  159. В. Ритмика. М.: Музыка, 1979. — 96 с.
  160. Klaus G., Hiebsch. Kinderpsychologie. Volk und wisseneigenen Verlag, Berlin, 1962. 419 s.
Заполнить форму текущей работой