Использование генетико-моделирующего метода в развитии музыкальных способностей младшего школьника
Диссертация
В результате исследования: 1. Раскрыта суть генетико-моделирующего метода развития музыкальных способностей младшего школьника, которая состоит в том, что: используются «музыка», «ритмика» и «оркестр» как основные жанрово-коммуникативные ситуацииреализуется основной принцип генетико-моделирующего метода — синтез слова, музыки и движения посредством расширения видов музыкальной деятельности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
- 1. 1. Музыкальные способности как психологическая проблема
- 1. 2. Методологические основы развития музыкальных способностей младшего школьника
- 1. 3. Возрастная специфика и психолого-педагогические условия развития музыкальных способностей младшего школьника
- 1. 4. Генетико-моделирующий метод как фактор развития музыкальных способностей младшего школьника
- ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ГЕНЕТИКО-МОДЕЛИРУЮЩЕМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
- 2. 1. Организация и методы экспериментальной работы
- 2. 2. Методика развития музыкальных способностей с использованием генетико-моделирующего метода
- 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //В сб.: Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С.34−36.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486с.
- Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства /В сб.: Художественное творчество. Л.: Наука, 1982. — С.234−245.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.2: О человеке как объекте и субъекте воспитания. -С. 9−127.
- Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера /В сб.: Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.-С. 93−97.
- Ананьев Б.Г. Формирование одаренности /В сб.: Склонности и способности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. — С. 15−36.
- Андреева М. Дождик песенку поет. М.: Музыка, 1981. — С.9−13,19,26,28,51,55.
- Анохин П.К. Очерки по физиологиии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
- Апраксина O.A. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.: Музыка, 1987. — С.27−29. Апраксина O.A. О праве учителя-музыканта на эксперимент /В кн.: Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1978. — Вып. 13. -С.5.
- Арановский М.Г. Интонация, знак и «новые методы» // Советская музыка, 1980. № 10. — С.99−109.
- Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей . М.: Наука, 1977. — 184с.
- Артемьева Т.И. Проблемы способностей: Личностный аспект //Психологический журнал. 1984. — № 3. — С.46−55. Артемьева Т. И. Способности и условия их развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1969. — 24с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. — С.59−60,201,204,271.
- Балашова С.С., Шенталинская Т. С. Фольклор на уроках и во внеклассной работе/ В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.192−230.
- Баренбойм JI.А. Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Советский композитор, 1983. — 399с.
- Баренбойм Л.О. О музыкальном воспитании в СССР / В кн.:
- V- Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978. — Вып. 1. — С.16−21.
- Басин Е.А. Психология художественного творчества: личностный подход. М.: Знание, 1985. — 64с.
- Баттерворд Дж., Харрис М. Психология развития. М.: Когито-центр, 2000. — 349 с.
- Блинова М. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. М. — Л., 1964. — С.9.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ACADEMA, 2002. — 318 с.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982, — 199с.
- Бодалев A.A. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 119−124.
- Бодалев A.A., Мельников В. М. Анализ тематики диссертационных исследований по психологии, защищенных в 1976—1981 гг..г. // Вопросы психологии. 1982. — № 3. — С.35−41.
- Божович Е.Д. О возможности управления умственной деятельностью школьников посредством образцов // Психология формирования иразвития личности. М., 1981. — С. 123−134.
- Братко A.A., Волков П. П., Кочергин А. Н., Царегородцев Г. И. Моделирование психической деятельности. М.: Мысль, 1969. — 384 с.
- Брушлинский A.B. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. -191 с.
- Бублей С. Детский оркестр. Л.: Музыка, 1983. — 103 с.
- Буцаев П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л., 1976.-19 с.
- Бырченко Т. С песенкой по лесенке. М.: Советский композитор, 1983. -112 с.
- Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М.: Советский композитор, 1991. — 200 с.
- Васадзе А.Г. Проблема художественного чувства. Тбилиси: Мецниереба, 1978. — 174 с.
- Вейн A.M., Каменецкая Б. И. Память человека. М.: Наука, 1973. -209 с.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
- Вен дрова Т.Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки1. Музыка в школе, 1979. № 3
- Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. — С.148−152.
- Воспитание музыкой /Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М.: > Просвещение, 1991. — 205 с.
- Восприятие музыки / Под ред. В.Максимова. М., 1980. — С.7−9.
- Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. — 92 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. — 379 с.
- Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков /В сб.: Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. — С.122−139.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в современной психологии. М., 1966. — С.236−251.
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1982. — 176 с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология? т.2. — М.: Мир, 1996. — 370с.
- Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей //Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 18−23.
- Гоноболин Ф.Н. Психология. М.: Просвещение, 1973. — 240 с.
- Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. — 160с.
- Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся //Вопросы музыкальной педагогики. М., 1979. — Вып. 1. — С.13.
- Давлетшин М.Г. Психология технических способностей: Дис. д-ра психол. наук. Ташкент, 1973.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Просвещение, 1987. -С.441−448.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — С. 154.
- Давыдов В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван, 1981. С.73−89.
- Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975. -159 с.
- Далькроз Ж.-Э. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. Спб.: Театр и искусство, 1972. — С. 110−111.
- Детский голос: Экспериментальные исследования / Под ред.
- В.Н.Шацкой.-М., 1970.-С.212.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272с.
- Дранков B.JI. К вопросу о сочетании способностей в творческой деятельности. М., 1959. — С. 100−102.
- Дранков B.JI. О природе художественного таланта: Автореф. д-ра. психол. наук. JI., 1973. — 38с.
- Дранков B.JI. Психология. Изд-во ЛГПИ им. Н. К. Крупской, 1960. -67с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.- 368 с.
- Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. -Смоленск: Изд-во Смоленского гос. пединститута им. К. Маркса, 1974.- 153с.
- Ересь Е.П. Способности /В кн.: Психология. Минск: Вышейшая школа, 1970. — С.410−428.
- Жаворонушки. Русские песни. М.: Советский композитор, 1981. -Вып. 2. — 113 с.
- Запорожец A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности /В сб.: Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С.243−267.
- Иванов П.И. Общая психология. Ташкент: Укиувчи, 1967. — 452с.
- Из истории музыкального воспитания /Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — С.5.
- Ильенков Э.О. О «специфике» искусства /В сб.: Вопросы эстетики. -Вып. 4. Искусство и эстетическое воспитание. — М.: Педагогика, 1982.
- Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению //Психологический журнал. 1987. — № 2. — Т.8. — С.37−47.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Советский композитор, 1977. — С.109−110.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы //Программа средней общеобразовательной школы. М.: Музыка, 1990. -С.16,25,29−30.
- Кабанова-Меллер E.H. Структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения //Структура познавательной деятельности. Владимир, 1976. — С.29−32,38−39.
- Ковалев А.Г. Способности /В кн.: Общая психология. М.: Просвещение, 1981. — С.361−381.
- Корн Г. и Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1968. — 720с.
- Костюк Г. С. Актуальные вопросы обучения и развития младшего школьника // Обучение и развитие младших школьников. Киев, 1970. — С.3−6.
- V 82. Крутецкий В. А. Способности /В кн.: Психология. М.: Просвещение, 1986. 336с.
- Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С.386−395.
- Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С.9−18.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.-79с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.:
- Педагогика, 1983. Т. 1. — 392с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С.84−90.
- Лернер И. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. — С. 10, 18, 36.
- Лурия А.Р. Мозг и психика. Маленькая книжка о большой памяти /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С.134−143.
- Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, ^ 1978. — С.149−154.
- Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Советский композитор, 1982. — 327 с.
- Маношкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1982. № 4. — С.89−93.
- Матюшкин A.M. Психологические вопросы диагностики и развития творческих способностей в обучении /В сб.: Проблемы способностей в советсткой психологии. М., 1982. С. 18−24.
- Медушевский В.В. Интонация и интонационная гармония / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.74−75.
- Медушевский В.В. Композитор исполнитель — слушатель / В сб.: Спутник учителя музыки. — М.: Просвещение, 1993. — С.75−77.
- Медушевский В.В. Музыкальное образование / В сб.: Спутник учителя музыки. -М.: Просвещение, 1993. С.21−24.
- Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетические основы. Киев, 1988. — С.7−9.
- Медушевский В.В. Музыкальное произведение и музыкальный язык / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.116−120.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М.: + Педагогика, 1987. — 144с.
- Мир детства: Младший школьник /Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1981. — С.52−55.
- Музыка и движение / Авт.-сост. С. И. Бекина и др. М.: Просвещение, ir 1983. — С. 197−202.
- Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973.
- Мутли А.Ф. Звук и слух /В сб.: Вопросы музыкознания. М.: Музгиз, 1960. — Т.З. — С. 8−11.
- Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. — 272с.
- Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1984.
- Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей /В сб.: Склонности и способности. JL: Изд-во ЛГУ, 1962. — С.3−14.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.:1. Музыка, 1972. 83 с.
- Обучение и развитие /Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975.
- Общая психология /Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1986.-484с.
- Орджоникидзе Г. Ш. Звуковая среда современности /В сб.: Музыкальный современник. Вып.4. — М.: Советский композитор, 1983. — С.272−304.
- Орджоникидзе Г. Ш. К вопросу о специфике музыкального мышления ^ /В сб.: Вопросы музыкознания. М.: Музгиз, 1960. — Т.З. — С.299.
- Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-наДону: Феникс, 1996. — 544 с.
- ИЗ. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных: В 6 т. — М.: Изд-во АН СССР, 1951−1952.-Т.З.-390с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. — 384 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 1993. -176 с.
- Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С.75−84.
- Платонов К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972. — 312с.
- Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С.250−261.
- Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С.70−78.
- Радынова О.П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, Владос, 1994. — 223 с.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. — 95с.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С.101−108.
- Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: * Просвещение, 1972. — 334 с.
- Русский детский игровой фольклор. (1, 2, 3, 4, 5, мы идем с тобой играть). М.: Просвещение, 1995. — 223с.
- Русский народ / Сост. М. Забылин. М.: Автор, 1992. — 616 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — С.50−57, 208−212.
- Смирнов Н. В, и Дунин-Барковский. Курс теории вероятностей и математической статистики для технических приложений. М.: «Наука», 1969.-511с
- Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. М.: Музыка, 1975. — 63 с.
- Способности и склонности: комплексные исследования /Под ред. O.A. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. — 200с.
- Спутник учителя музыки /Сост. Т. В. Челышева М.: Просвещение, 1993.-237 с.
- Стихи, сказки, рассказы, игры для начальных классов школы /Сост. Э. Кирстен, Н. Петерсен. Штутгарт, Издание Х. Яффке, 1992. — 128 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -671 с.
- Тарасов Г. С. Музыкальное восприятие школьников/ В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.27−34.
- Тарасов Г. С. Психологические основы музыкального воспитания школьников / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.39−43.
- Тарасов Г. С. Психологические особенности младших школьников / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.43−45.
- Тарасов Г. С. Психология музыкальной потребности // Психологический журнал, 1988. № 3.
- Тарасов Г. С. Психология музыкальных способностей / В сб.: Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — С.55−58.
- Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей М.: Педагогика, 1988. — С. 176.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. — Т.1. — С.42−222.
- Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий //Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. — Т.2. — С.5−189.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность //Избранные труды: в 2 т. -М.: Педагогика, 1985. Т.2. — С.15−41.
- Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. -600с.
- Фридман Л.М. Моделирование как форма продуктивного мышления в процессах постановки и решения задач // Экспериментальное исследование продуктивных процессов мышления. М., 1973. — С. 1518.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991.-288 с.
- Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. -М.: Музыка, 1971. С.164−228.
- Хрестоматия по психологии /Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 528 с.
- Художественное творчество /Под ред. Б. С. Мейлаха. JL: Наука, 1983.- 279с.
- Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Советский композитор, 1970. — С.258−259.
- Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано . М., 1974. — С. 24.
- Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С.78−89.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М.: Знание, 1986.-80с.
- Чудновский В.Э. Развитие способностей //Воспитание школьников. -1990.-№ 4.-С.32−37.
- Шадриков В.Н. О структуре познавательных способностей /Психологический журнал. 1985. — № 3. — Т.6. — С.38−47.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Владос, 1998.-512 с.
- Шехтер М.С. Некоторые теоретические вопросы психологии узнавания // Вопросы психологии, 1963. № 4. — С. 74−76.
- Щербаков А.И. Способности личности и общество /В сб.: Проблемы развития познавательных способностей. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. — С.3−20.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития детей в детском возрасте /В кн.: Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. — С.348−356.
- Эстетическое воспитание в школе. М.: Педагогика, 1980. — 136с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86с.
- Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Просвещение, 1998. — С.480−487.
- Яновская В. Ритмика. М.: Музыка, 1979. — 96 с.
- Klaus G., Hiebsch. Kinderpsychologie. Volk und wisseneigenen Verlag, Berlin, 1962. 419 s.