Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические условия коррекции поведения дезадаптированных подростков в условиях Центра социальной помощи детям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследовании. Попытки всесторонне исследован" проблему отклонявшим ося поведения предпринимаются постоянно, о чем свидетельствует обширная библиография. Обращает внимание цикличность исследовании. В России особенно интенсивно данная проблема разрабатывалась на рубеже Х1Х-ХХ вв., что было вызвано непрекращающимися социальными иофясенпями: в течение одного десятилетия последовательно… Читать ещё >

Содержание

  • введение.з
  • Глава I. НОРМАТИВНО!-: ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-! 1СИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
    • 1. 1. Нормативность и отклонения в с труктуре социально-психологической оценки поведения личности
    • 1. 2. Социально—психологическая адаптация как условие социализации подростка
    • I. лава 2. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТА1 Ц4Я лит юсти и oTKJioi ыющееся i юведел ihe
      • 2. 1. Факторы, причины и показатели социально- психологической дезадаптации подростков
      • 2. 2. 11сихофизпологические особенности подростков как фактор социально-психологической дезадаптации
  • Глава 3. Г)КС11НРИМГ111 АЛЫ ЮЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФФЕКТИВ1 ЮСТИ 11ЕРВИЧНОЙ KOPPEKI1, ИИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
    • 3. 1. Диагностика личностных особенностей младших подростков в Центре социальной помощи детям. б1)
    • 3. 2. Формирующий жеперимент по коррекции личности младших подрос тков в условиях ЦС11Д
    • 3. 3. Интерпретация результатов формирующего жеперимеп та

Социально-психологические условия коррекции поведения дезадаптированных подростков в условиях Центра социальной помощи детям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследовании. Попытки всесторонне исследован" проблему отклонявшим ося поведения предпринимаются постоянно, о чем свидетельствует обширная библиография. Обращает внимание цикличность исследовании. В России особенно интенсивно данная проблема разрабатывалась на рубеже Х1Х-ХХ вв., что было вызвано непрекращающимися социальными иофясенпями: в течение одного десятилетия последовательно совершились мировая война, революция, гражданская война, >ко-номическая разруха и го лод. Исследования М. Н. Гернет, С. В. Вахрушипа, Д. А. Дриля, Д. И. Зак, II.В. Кротва и др. очертили факторно-причинный круг отклонений в поведении дсчеп и описали показатели. Затем М. А. Артамонов, Л. М. Василевский, С.В. 11ознышев и многие другие уточнили ряд понятий и углубили понимание проблемы. В 20−30 гг. XX в. в период становления советской психологической науки проблема отклоняющегося поведения начала разрабатываться в новом концептуальном поле — -диалектп-ко-материалистическом. 11.11. Ьлопский, Л. В. Запков, В.II. Куфаев и др., а затем Л. С Выготский, А.II. Леоии. ев и огромная плеяда исследователей разработали методоло! ию и базисные положения в 'теоретическом иоле психологии, определили пуш исследования для последующих поколений ученых.

Проблема отклоняющегося поведения в 60−70 гг. вновь стала актуальной, и предыдущие исследования дополнились: К. К. Платонов, 11.И. Фельдштейн, А. И. Кочеюв, В. А. Крутецкий и др. предположили ряд интересных взглядов и дополнили 'теоретический фундамент.

В конце 80-х п., когда началась социальная и политическая перестройка в России, проблема оI к. юиеиий в поведении вновь резко обострилась. 11оявились исс 1е юванпя, I ле впервые за 70 ле I факторно-прпчиппып круг дополнился влиянием маееовых психологических механизмов. В. Ф. Шевчук предложил новый концептуальный базис отклонений в поведении. В последнее десятилетие наблюдается интенсивная исследовательская деятельность практических психологов, которые вычленяю! тп общей проблемы отклонении в поведении частные проблемы, возникающие в процессе построения нового общества с множеством социальных институтов и формирования I осударс твенной сис темы.

В частности, в последнее десятилетие в России впервые за N0 лет резко обострилась проблема социального сиротства. Число детей, оставшихся без попечения родителей, быстро расчет. '>то в основном сироты при живых родителях, котрые лишены родительских прав, либо бросивших своих детей и не заботящихся о них, ведущих аморальный образ жизни. Рост числа таких доей и подростков, являющийся результатом социально-экономического и морально-психологического кризиса, переживаемого в настоящее время российским обществом и семьей, ведет к дальнейшему увеличению подрос I ково! о бродяжничества и преступнос ти, распространению наркомании, венерических и психоневрологических заболеваний, резкому ухудшению сосюяпия физического и нравственного здоровья подрастающего поколения и тем самым создает угрозу будущему страны. Такая картина в России наблюдалась в начале 20-х гг. прошлого века.

Статистики, характеризующей количество и состав беспризорников, официально не сущссдвуеи по, как свидетельствуют данные МВД России и Министерства социальной защты России, в поле зрения государственных органов ежегодно попадаем до 150−200 тысяч таких детей и подростков. Созданная ранее еиск-ма демских домов, рассчитанная на социальных сирот, не справляется с пои проблемой как в силу ограниченное 1 и их сет, 1ак и вследствие мши пзе I пе1 о пребывания их воспитанников в фактически казарменных условиях.

В связи с этим возросла рол в учреждений нового типа Центров социальной помощи детям (I ICI 1Д) пли социальных приютов.

Состав детей и подрос i ков, помещенных в такие прию ты, неоднороден rio возрасту, полу, физическому и психическому развитию, причинам, приведших их в это учреждение. I It) все они имеют широкий спектр функционально-психологических и личное i пых деформаций: негативно направленные мировоззренческие установки, интересы, низкий уровень социальной нормативное i и, неадеква i пый «образ Я» и т. п.

Согласно современным психологическим представлениям учебно-воспитательный и развивающий процесс в любом детском учреждении должен иметь сегодня психопрофилакл пческую и психокоррекционпую направленность. Это тем более необходимо образовательным структурам, где находятся дезадаптированные дел и и подростки. Поэтому перед специалистами Центра, в первую очередь, перед психологами, работающими в приюте, поставлены задачи психологической поддержки и помощи воспитанникам.

Проблема iicuxojioi пческой профилактики и коррекции детей и под-росл ков разрабатывалась в i рудах ряда отечественных и зарубежных ученых: Г. В. Бурменской, 1 Ьсрнса, П. П. Воропаевой, JI.C. Выготского, K.M. Гуревича, JI.Д. Денис, Г. Ф. Кумарпной, O.A. Карабаиовой, В. С. Мухиной, М. Раллера, К. Роджерса, В. В. Слолпна, М. В. Чистяковой, В. Ф. Шевчука, Д. Ь. Эльконина и др. Однако специальных исследований нулей повышения эффективности развпвающе-коррекционной работы в специфических условиях ЦС11Д eine не осуществлялось. Это и определило выбор темы данного эмпирическою исследования.

Цель исследовании: исследование дисгармоний в психическом развилин и преморбидносгн м ia minx подрос i ков, находящихся в 1 ICI |Д, разработка программы первично! iicuxojioi пческой коррекции их личное л и.

I ииотеза исследования: применение программы первичной психологической коррекции младших подрослков ЦС11Д, основанной на результатах личностной психодпагпос i пки, является эффективным инструментом оптимизации путей дальнейшего пспхокоррекционного воздействия в целях снижения дезадаптации и обеспечения преемственности для тех образовательных структур, в которые перейдет подросток.

В соответствии с це лью и гппозезой в диссертационном исследовании определены следующие шлачп:

1. У точнить понячпе «соцпалыю-пспхологическая дезадап тация».

2. Выявить причины и психо логические последствия социально-психологической дезадап кщип подрос I ков, находящихся в приюте.

3. Выявить дисгармонии личностной сферы младших подростков.

4. Разработать и апробирован, в формирующем эксперименте программу первичной психологической коррекции личности младших подростков в условиях ЦС11Д.

Объект исследования: социалы ю-психологическая дезадаптация младших подростков Цетра социальной помощи детям.

Предмет исследования: личное i пые особенности дезадаптированных младших подростков и процессы пепхокоррекционпой деятельности в условиях 1J, C11Д.

Методологическую оснону исследования составили принципиальные положения отечественной психологии о деятелыюстно-личностном подходе к исследованию социально-психологических феноменов поведения человека (Ь.Г. Ананьев, A.M. Леотьсв, Б. Ф. Ломов и др.) — о динамической функциональной cipvkivpe личности (К.К.Платонов, А.Д. Глоточкпп) — о полифаморной обьскл пвно-суб'ьектинноп обусловленности дезадаптации и oi клопмюшегося поведения лпчпосы (С'.Д. Ьеличева, и др.).

Ме тоды исследовании. И pano i с использован комплекс следующих методов: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, формирующий эксперимент. В качестве конкретных диагностических методик исиоль ювалпсь: дек-кий личнос тный опросник Р. Кеттелла, тест самооценки Т.В. Дембо-(М. Рубинштейн, тест «Дом-Дерево-Человек». Обработка дапш. гч проводилась качественными, качественно-количественными и количественными методами.

Достоверное!т. результатов исследовании обеспечивается:

— методологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях отечсс i венных психологовсочетанием icopei ических и эмпирических методов исследованиядлительным характером экспериментальной работы;

— репрезен ia тпвиой выборкой исследуемых;

— проверкой результатов исследования как экспериментально, так и методами матема i пческой с кинетики.

Научнаи новизна и тсорегнческаи значимость исследовании состоит в том, что:

1. Впервые осущес i влено на научно-теоретическом уровне решение проблемы первичной iiciixotoi пческой диагнос тики дезадаптированных младших подрос! ков npnioia.

2. Экспериментально выявлены дисгармонии в личностной сфере дезадаптированных младших подростков приюта.

3. Выявлены особенное i п нсихокоррекционного воздейст вия на дезадаптированных младших подрос i ков приюта.

4. Разработана, icopei пчеекп обоснована и экспериментально подтверждена система рекомеп киши по психологической коррекции личностной с<|)еры дезадап i ировапныч м ia и и и х подростков приюта.

Практическим шачшмосп. исследовании заключается в том, что:

1) разработана н апробирована программа психологической коррекции дезадаптированных младших подростков, которая может использоваться во всех приклах России;

2) результаты исследования могут быть использованы на спецсеминарах и спецкурсах, но проблеме «11спхологическая коррекция социально-дезадаптированных подрос 1 ков» в педагогических вузах и инс ти тутах усовершенствования учи ieлей.

Ни защиту вмноситсн следующие положении:

1. Социально-психологическая личностная дезадаптация процесс деструктивный, приводящий к целому ряду негативных психологических последствий.

2. К ПСИХ0Л01 ическим последствиям дезадаптации следует oiнести негативные психические состояния личности, дисгармоничное развитие в компонентах и иодеipykinpax личности, психологические барьерыкомплекс неполноценное i п.

1. Личностная дезадап’кшпя младших подростков, находящихся в ЦС11Д, выражается в шпкой cieneini социальной нормативности, размытости и неясности содержания образа «Я», низкой саморегуляциинеадекватности самооценкинеумении общаться со сверстниками и взрослыми, зависимости от окружающих и несамостоятельности поведения, высоком уровне тревожности, суженном представлении подростка о себе и об окружающем мире.

4. Система papaooiанпых психокоррекционных мероприятий, апробированных в формпр юще. м жеперименте, является результативной п позволяет осуществи 11. довольно падежную психологическую коррекцию личности дезадаптированных м iaлшпх подростков I |, С11Д.

Апробация и внедрение ре (у. п> (а I ов исследования. Основные положения диссертационно1 о исследования отражены в публикациях автора, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Л1 1IIIконференции молодых ученых (2000 г.) в г. ДзержинскеНижегородской научно-практической конференции «Российская семья в условиях социальных перемен: особенности п проблемы») (2001 г.).

Объем и структура днссерщции. Диссертация состоит из введения, грех глав, списка литера 1>ры и приложений, проиллюстрирована таблицами и схемами.

Результаты исследования позволяют' сформулировать следующие практические рекомендации субъектам воспитания:

Перед возвращением подростка в родную либо принимающую семью, либо перед выходом в другие государственные образовательные учреждения (детский дом, интернат и т. д.), специалистам Центра и, прежде всего, психологу важно составлять для передачи родителям и другим будущим субъектам воздействия развернутую личпостно-психологическую характеристику на каж им о in них, а 1акже карту комплексной медпко-еоциалыю-психолого-пслл! 01 пческой коррекции и реабилитации.

С1 родителями важно организовать групповые занятия по программе «Эффективный родтель», цель которых психологическое образование роди гелей, гармонизация де i ско-родительеких отношений.

Необходимо создавай, благоприятный психологический климат в семьях и школьных ко л лек швах, способствующий снижению: уровня напряженности, тревожносш, деиресспвпостп и т. д.- обеспечивать подростку персонифицированное внимание, подчеркивающее его индивидуальность, значение для окржающпхоказывал^ помощь в овладении элементарными действиями слмокоп I роля п саморсч уляципсодейс i вова i ь развитию автономности предешвдеппй подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающихформирован, адекватную самооценку, воспитывать подростка па положительных подкреплениях, сравнивать только с самим собой, помогая ему увидеть собст венное продвижение, успехи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данном диссертационном неедедовании была сделана попытка теоретического анализа и обобщения проблемы социально-психологической дезадаптации в сонременной психологии (как отечественной, так и зарубежной). Проведен обзор работ по проблеме психопрофилактики и психокоррекции дека! и подростков в целях снижения дезадаптации, рассмотрены основные подходы к пониманию факторов, влияющих на процесс деза дан I ацпп, а кисже его причин и психологических последствий. ТеорсI пчеекпй анализ проблемы социально-психологической дезаптацип позволил определить что понятие как процесс нарушения взаимодействия лпчпосш с окружающей средой и дегармопи-зации личности с самой собой.

Выбранная памп для исследования область психопрофилактической и психокоррекционной рабои.1 с дезадаптированными детьми и подростками определена возможностями практического использования результатов её изучения. Они могут бы и" использованы 1″ образовательных учреждениях с дет ьми и подрост ками, их роли I елями и педагогамив профессиональной подготовке и перспод! оювке педагогов и психологов, работающих в образовательных учреждениях, социальных работникова также в психологическом консулы прова! пш.

Проведенное эмпирическое исследование подтвердило нашу гипотезу: программа первичной пепхоло! пческой коррекции младших подростков ЦСПД, основанная на резулыатах личностной психодиагностики, является эффективной и позволяем предметнее наметить пути дальнейшего пеихокоррекционного воздел 1с I впя в порядке обеспечения преемс 1 венно-стп.

Результаты исследоваппя тнкитяни с дела 11″ следующие выводы:

1. Личност ная дезадаптация процесс дес i ру к i пвный, противоположный адаптации, приводящий к целому ряду пскиивных психологических последствий.

2. Личностная дезадаптация возникло по i. влиянием объективпо-су б’ье кт и в н ы х и р и ч и и.

К объективным причиним от носят: пео iai опрпя i пые (факторы макросреды (безработица, бедность, вооруженные koik|)jiiikii.i, миграция населения, преступность) — мезоереды (неблагопрпяi нум тко .toi пчеекуто слпуа-пию, удаленность культурных центров, плохие жплишпые условия и т. п.) — негативные социальнопсихологические процессы в мпкросреде: в школе (неадекватный стиль общения учителей с учатпмпся-подрое i камп, педат-гические ошибки, неумение общаться с семьями подрос i кон, расхождение между поучениями и собственным поведением учтелсп п i.n.) — низкий социометрический статус подростка в группе сверсл пиковсемейное неблагополучие (конфликт ные отношения между родп i елями, алкоголизм, насилие и т. д.).

К субъективным причинам личност ной теза uni киши подростков относят: особенност и физического, физиологическим о и психического развитиявозрастные особенностинеадекватное! ь самооценки п уровня притязаний в целом ««-концепции" — негативные психические сосюяппянекоторые акцентуации характера и т. п.

3. К психологическим последствиям дс задан lamin относят: негативные психические состояния личности (т рсвожпос i ь, не защищенное! ь, отверженность, фрустрация, агрессивное состяппе) — дпелармонпп в развитии т ех или иных подс труктурах личност и (пелдеква i нос i ь самооценки п уровня притязаний, асоциальная направленное iь личноеш, копии пиный диссонанс, отрицательные привычки и т. д.).

4. Младшие подростки, прожинающие в ЦСПД, имеют неадекватность развития в ряде подструктур и компонентов личности: ущербность самоценности, непринятие себя, неуверенность в собст венных силахзатрудненность в установлении контактов с окружающими, особенно со взрослыминеразвитость саморегуляции, умения управлять собойповышенную импульсивностьконфликтность, нередко враждебностьнизкую степень социально-нравственной нормат ивности поведения, вплоть до вседозволенностивысокий уровень тревожности, психологической незащищенностивысокий уровень зависимости от окружающих и несамостоятельность суждений и поведениянеадекватность самооценки (ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих) и в целом размытость и неясность содержания образа «Я».

5. Результаты реализации программы формирующего эксперимента дают основание утверждать, что комплекс разработанных мероприятий является результат ивным и позволяет осуществить довольно надежную первичную коррекцию личности дезадаптированных младших подростков в ЦСПД. Вместе с тем, это лишь первый этап психологической коррекции дезадаптированных подростков. Необходимо её продолжение в тех образовательных структурах и семьях, куда перейдут эти подростки в перспективе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрумова А.1'. п др. ('оцпальпо-пспхологическая дезадаптация личности и профилактика суицида ' Вопросы психологии. 1981. № 4. С. 91−102.
  2. B.C. Психолошя межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1083. 144 с.
  3. Н.И. Первичные учреждения социально-правовой охраны несовершеннолетних//Деилсая беспризорность. М., 1023. С. 13−41.
  4. B.C. Адаптация человека. Л., 1072.
  5. А. Практика и к-орпя индивидуальной психологии. М., 1095. 291 с.
  6. Александровская 'З.М. I пльяшева 11.11. Адаптированный модифицированный вариант детскою личное i пою опросника Р. Кеттелла (методические рекомендации). Л., 1985.
  7. Александровский А. К). Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1()7<>. 210 с.
  8. JI.C. 'Зависимое i ь oi кюпяюшегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и нравонарушсний школьников. М., 1980. С. 4558.
  9. М.А. Воспи i a i едьная работа с подрост ками. М.: Просвещение, 1979. 128 с.
  10. .П. Профи лак i пка кош.)ликтов с педагогически запущенными учащимися. М., 1991. 78 с. 1 1. Алмазов Б. П. 11сихическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1980. 140 с
  11. Г. M. Социальная психология: Учеб. для вузов. М.: Наука, 1994. 376 е.
  12. Андреенко В. К", н др. Сиелсма перевоспи гання подрос i ков в условиях специальной шкоды. N" 4. 11>0(). С. 27 32.
  13. Аникеева 11.11. Учшелю о пспхоло1'Ическом климате в коллективе. М: Просвещение, 19. S3. 04 с.
  14. А. Г. Личное и. как предмет психологического исследования. М: МГУ, 1984. lo i е.
  15. А.Г. 11спхоло1 пя личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1000. i (, 7 с.
  16. Р.М. Ьиокпберпе i пка и прогностика // 11екоторые проблемы оценки адаптационно-приспособительной деятельност и организма. M., 1975.
  17. Бадмаев С.A. l lcnxojioi ичсская коррекция отклоняющегося поведения школьников. M.: M11II «NB Магистр», 1993. 143 е.
  18. З.В. Опыт сонпллию-педагогического изучения семьи подрост ка-правонаруши I едя Вопросы изучения детей с от клонениями в поведении. М., 1968. С. 07−80.
  19. Г. А. Понят пс адапт ацпп и его значение для психо.1югин личности//Вопросы психолоиш. Ю80. J" 1. С. 92−100.
  20. Ф.В. О силе-Я" п психической защите/7 Вопросы психологии. 1969. № 2.
  21. Башкатов И. Г1. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: Прометей, Ю0>. 252 с.
  22. С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, 1984. 129 с.
  23. С.А. Основы превеш пнпой психологии. M.: Редакпп-онпо-изд. центр консорциума -Соты п. пое ¡-лоровье России", 1044. 221 с.
  24. С.А. Социально-педагогические ме тоды оценки социального развития дезадап I ированпых подростков // Вес тник психосоциальной и коррекционно-реабплнтацпонной работы. 1905. № 1. С. 80−92.
  25. А.С. и др. 1 1зучеппе уровня знаний классных руководителей о причинах возникновения педагогической запущенности учащихся // Воспи тание дисциплины. преду ирежденпе педа! огической запущенное тп школьников. Свердловск, |0,Х8. С. 100−1 1 1.
  26. Л.И. ()сшжы теории и методики воспитательной работы школы с трудными дсп.мп: Учеб. пособие для учителем'!, школьи. психологов и пед. вузов. Киров.: КММП, Ю1М. 81 с.
  27. Бережнова 11.11. Дпа1 тюстпка психической напряженност и детей, воспитывающихся в условиях у чреждений интернатного типа: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 105. 23 с.
  28. Г. Теория соцпалыю-психологической работы. М., 1992.
  29. Р. Развитие «Я-концепнпп» и воспи тание. М.: 11рогресс, 1986. 420 с.
  30. Бестужев-Лада II.В. Семья вчера, сегодня, завтра. М., 1970.192 е.
  31. М.Р. Соппальпая психология. М., 1994. 341 с.
  32. Л.И. Личность и её формирование в дсмском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  33. Бондаревекая В.В. I уманпс I нческая парадигма личностно-ориептнрованного образования Ученик в структуре лпчностно-ориентированного образования. Роств-па-Допу, 1997. С. 50−57.
  34. Бороздина Л.13., Заму чеповл I А. Увеличения уровня тревожности при расхождении уровня самооценки п притязаний «Вопрос1.1 психологии. 1993. № I. С. 104−1 I V
  35. В.Г. 11едагогика социа . плюй рабои. г М.: SVK Аргус, 1994. 207 с.
  36. Г. Г. Психологические особенное i и iрудповоспи-туемых школьников // Предупреждение педа1 oi пчсской saus шейное i n правонарушений школьников. М, 1980. С. 10−25.
  37. БуеваЛ.П. Социальная среда и со aiaime личное i п. М.: 1 Ipo-свещение, 1968. 268 с.
  38. В.П., Вол гарева И.В. Основы профилактики иравона рушающего поведения у несовершеннолетних. С116., 1()()2 190 с.
  39. М.И. Ребенок из неблагополучноп семьи. М.: 11росве-шепие, 1988. 207 с.
  40. Р. и др. Семейная терапия: Кшп а, у i лу бляющее наше познание как быть человеком. Воронеж: 111 К) „Мол ж“, 1903. 127 с.
  41. К. Жить с агрессивными деи.ми. М.: 11едагогика, 1 991 141с.
  42. II. Реабилитационная не. ки oi ика. М., Н96. Вып. 1.158 с.
  43. Введение в практическую социальную исичолш пю: Учеб. пособие для вузов, обучающих по специальное i п <
  44. Г. 13. Социалыю-психо ioi пчеекпе факторы адап тации к социальным и культурным изменениям: Авюрсф. лис.. канд. пси-хол. наук. СПб., 1994. 21 с.
  45. В.К. Психологические мехаптмы н) швапии челове ка. М.: МГУ, 1990. 283 с.
  46. М.Д., 11евзнер М.С. () де1 яч с oi к юпеппямп в развитии. М., 1973. 183 с.
  47. Воспитание детей в неполной семье <)бщ. pe i. I I M. Гршовой. М.: Прогресс, 1980. 206 с.
  48. Воспитание дисциплинированное ! н, преду прелдепне педагогической запущенности школьников: Сб. науч. ipy i. Свердловск: (ТИП, 1998. 111с.
  49. Л.С. Педология подрос i кл: проб тема возраст, а // Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М., 1984. С. I л2−1 43.
  50. Ганнушкин 11.Б. Клиника психопатий, н cia i пс i пка, динамика, систематика // Психология индивидуальных различии: I сксты. М., 1982. С. 16−25.
  51. В.И. Нервные деги. JI.: Мс пипша. 11>1М). 174 е.
  52. У. Школа без неудачников. М.: I Ipoi реес. 1991. 203 с.
  53. К.Д., Овчарова Р. В. Реабпдп кщпоппая педагогика: История и современность. Архангельск, 1992. 15 i с.
  54. А.Д. О личностной, соцпа. п. но-пспхологнческой адаптации // Актуальные психолого-педагогичсскпе проблемы обучения п воспитания в школе и вузе. Тверь, 1994. С. 102−1 05.
  55. А.Д. О психологической по.мопш учащимся как важнейшей функции учителя //11сихолого-педа1 oi пческая коррекция и психотерапия девиантпого поведения и дисгармопнп в ралли пи личное i и детей и подростков. Воронеж, 1993. С. 14−18.
  56. А.Д. Психологическая komiicicii i нос i i. у чителя // Высшее педагогическое образование, проблемы п перепек i ивы. Пермь, 1991.
  57. А.Д. Социальная hcuxojum пя и пракдпка. У (|)а, 2001.118 с.
  58. Грпщепко J1. А., Алмазов Б. П. Побед и- юма п ори глжппчесл-во. Свердловск: Пзд-во Урал, ун-та, 19S8. I 12 с
  59. Л.Л. Дети, не оправдывающие ожиданий. Сверд-ловек: Пзд-во Урал, ун-та, 1001. 65 е.
  60. В.П. Работа е семьей в условиях школы как открытой социально-педагогической системы. Ставрополь, |00|.
  61. Гуткина 11.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. Ю84. JS» 2. С. 00−106.
  62. Дети группы риска: Материалы между народного семинара / Под ред. М. М. Шалашова. СПб.: РГПУ им. Д.11.Герцена, 1008. 170 с.
  63. Дети с девиантным поведением: I Iciixo вн о-педагогпческая реабилитация и коррекция / Под ред. All. 1>у рова. ('ара tob, 1001. 103 с.
  64. Дети с нарушениями развишя. Хресюматя: Учеб. пособие для слушателей спец. факультета / Отв. ред. У. В. Ульенкова. 11. 11овгород, 1008.
  65. У. О криминоло! нческих аспеклах психологическо го взаимодействия людей в процессе общения Вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Длмл-Aia, |0(>8. С. 58−64.
  66. Диагностика и коррекция соппалиюй дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Редакппоппо-пчд. iieinp Консорциума «Социальное здоровье России», 1903.
  67. Дисциплина и предупреждение ne iai oi ичсской запущенное i и школьников: Сборник научных трудов 11од ред. С. Д. Вершииииой. Кишинев, 1991. С. 80−92.
  68. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний / 11од ред А. П. Пахомовой. М., 1989. 155 с.
  69. Диагностика школьной деза лап киши Под ред. A.C. Беличевой. М.: Редакцнонно-изд. центр Консорппумл <<('оппалыюе здоровье России", 1005.
  70. Долгинова ().l>. I Icnxo вн пческая отчужденпость и проблемы становления личности Паш проблемный подросток. СПб.: Союз, 1009. С. 25−46.
  71. Т.Н. Кризис объясняли по-разному // Хрестоматия по возрастной психоло! пи. М., 1004. (100−216.
  72. I .В. Проблема конфликтов в подростковом возрасте // Вопросы психологин. JV" 2. Ю72. С. 55−41.
  73. Д.Д. Соцнадыю-нсихологические аспекты конфликюв //Социальная психоло! ия и соппалыюе планирование. JI1073. С. 196−208.
  74. В.Д. Социально-правовая ирофилакл ика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. М.: Юрид. лит., Ю81. 114 с.
  75. Захаров Д. 11. Семейное воспитание п его де (|)екты // Социальная психология. Л.: Медицина, 1074. С. 01−103.
  76. Захаров Д. 11. 11 еврозы у детей и подростков. JI.: Медицина, 1088. 242 с.
  77. Защити меня! Сб. матрпалов, иллюстрирующих положения Конвенции ООН о правах ребенка / 11од ред. K. I I. Сорокина. М., 1005. С. 13−18.
  78. Ь.В. Теория личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1082. 128 с.
  79. Зинченко С. 11. Трудные де i и. Киев, 1088. 103 с. 8 1. Зотова O. I I., Кряжева I I.K. 11екоторые аспекты социально-психологической адапкщпи личност ' 1 lcnxojioi ичеекпе механизмы регуляции социального поведения. М., Ю70. 210 с.
  80. Зюбип J1.M. 11н тивп is, а дьный подход к учащимся в i рудных случаях учебно-воепп I, а I е п, поп рабоп. г М.: Просвещение, 1074. Ю| е.
  81. Ф.И. Психология поспи катя школьником. Минск, 1996. 124с.
  82. Д.П. Психопрофилакт ика к прлклпкс педиатра. М., 1984
  83. В.К. Психогенные формы школьной тс ¡-адаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4.
  84. И. Цивилизация и адашаипя. М.: Знание, 1984. 240 с
  85. II.А. Социальная работа в микрорайоне как средство профилактики девиант ного поведения подроелков: Автрсф. дне.. канд. 11 с и х о л. наук. М., 1996. 19 с.
  86. В.II. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: 11росвещеппе, 1904. 348 с.
  87. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М Педагогика, 1991. 171 с.
  88. В.В. К клинической дифференциации психического инфантилизма у детей и подростков// Актуальные проблемы психоневрологического возраста. М., 1973. С. 122−131.
  89. Ковалев С1.В. Психология семейных о I пошепт'!. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  90. Кондрат ьев М. К). Типологические особенное! и нсихосоциаль ного развития подростков II Вопросы психо ил пи. 3. С. 69−78.
  91. Л.В. Особенности самоопределения подростков-учащихся специальных школ закрытого типа.: Автрсф. дне.. канд. пеп-хол. наук. М&bdquo- 1999. 16 с.
  92. А.И., Верципская И.II. Работ с Iрудными детьми. М.: Просвещение, 1986. 187 с.
  93. А.И. Перевоспитание потрос I ков. М., 1972. 114 с.
  94. Краковский А.11. О подростках М: Не кп ш пка. I 970. 272 с.
  95. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 198. V434 с.
  96. Крутецкий В Л. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1''/(>. 303 с.
  97. И.К. ('оцпальпо-пспхоло! ичеекие факторы адаптиро-ванностп личности: Автореф. дне.. канд. психол. наук. М., 1980. 24 с.
  98. Кудрявцев B. l I. Социальные деформации. М., 1992. 197 с.
  99. П., МакТшпк Г 11сихическая дспривация в детском возрасте. Прага, 1984. 334 с.
  100. П.В. и др. ')мопиоиалы1ыс нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: МГУ, 1960. 303 с.
  101. К.С. п др. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 19X8. 276 с.
  102. Левитов 11.Д. ()тчсч о возникают недостат ки в характерах школьников и как их исправля 11″. М.: Просвещение, 1961. 368 с.
  103. К. Лкпстуацпя личности. Киев, 1989. 544 с.
  104. Леонтьев A. l I. 11ндпвпдуллыюсть и личност ь // 11сп. хологпя индивидуальных различии: Гекеп. г М., 1982. С. 131−167.
  105. Лисина М.И. I 1роблсма он мненеза общения. М.: 11едагогика, 1986. 145 с.
  106. А.Г. 1 lo.ipoc i ковая психиатрия. J1.: Медицина, 1979.231 с.
  107. А.Г. Пспхопа i пп п акцентуации характера у подрост ков. М.: Медицина, 1983. 184 с.
  108. Лишенные ро- 1111 ел ьс koi о попечительства: Хрестоматия / 11од ред. В .С. Мухиной. М.: 11росвешение, 199|. 220 с.
  109. Михайлов В.Я. I lejiai огпческие условия социальной защиты детей: Автореферат дис.. капд. псд. наук. М., 1996. 18 с.
  110. Т.Д. Дпамюстпка, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков. М., 100. 257 е.
  111. Молодцова I .Д. I Iciixo. ioi о-педагогические проблемы предупреждения и преодоления те ¡-алан i ацпп подрост ков. Ростов-на-Дону, 1007. 279 с.
  112. A.B. В самые iрхдпые годы. М.: Педагогика, 1090.176 с.
  113. A.B. (Мшеппе к- i к факлор воспитания школьников. М.: 11едагогика, 1984. 112 с.
  114. Мудри к A.B. Coi 111 л 111? a i ш я как социально-педагогическое понятие // Научные труды MUI N им. В.11. Ленина. М., 1996. С. 16−25.
  115. Мяеищев В.11. Личность и неврозы. JI.: Медицина, 1960. 201 е.
  116. Мяеищев B.11. Некотрые вопросы психологических отношений человека//Психология и педа1 oi пка. Л., 1956. 158 с.
  117. Натанзон Г).1П. 1 lo л ход к фдным учащимся. Кишинев, 1980.96 с.
  118. И.А. Ьера шс деклво будущее человечества. М., 1989.
  119. P.C. г)кснерпмен i ал вная педагогическая hchxojioi ия и психодиагност ика. М., 1995. 300 с.
  120. И.В. Полтоювка социальных работников органича-ции социальной деятельности: Автрсф. дне.. канд. пед. наук. М., 1995. 19с.
  121. В.В. Особенное i п общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников п подростков// Общение и формирование личности школьника. М: lieдличикл. 1987. С. 13−48.
  122. Р.В. Взаимодейс i вне семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической чаишейное i и. М.-Архангельск, 1994.
  123. Р.В. Прамическая психология в начальной школе. М&bdquo- 1996. 334 с.
  124. Овчинникова Г. 1. Соцпадьпо-пспхологичеекая адаптация как фактор становления «Я-коииенцпп» подростка: Авторе")), дис.. канд. пед. наук. М&bdquo- 1997. 22 с.
  125. Л.Ф. Дск кая ncn.xo.ioi ия: Теория, (|)акты, проблемы. М.: Тривола, 1905. 357 с.
  126. Общение и формирование нпиос i и школьника. М.: 11ед, а готика, 1987.
  127. H.A. Динамика социально-психологической адаптации: Авгореф. дис.. канд. пеихол. паук. М., 1995. 23 с.
  128. Т.П. Педагогические основы социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии: Авгореф дне.. канд. пед. наук. М&bdquo- 1997. 22 с.
  129. JI.A., Фурманов И. А. и др. Психодиагност ика и психокоррекция в воспитательном процессе. Минск, 1992. 331 с.
  130. В.А. Личност ь в психологии. Ростов-па-Дону, 1996.145. 11етровский В. А., Калиненко В. К. Личпост но-развивающее взаимодействие. Роетов-иа-Дону, 1995. 256 с.
  131. . Избранные психологические т руды. М., 1994. 288 с.
  132. I (латопов К. К. Личность как объект социальной психологии /7 Методические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 72−89.
  133. К.К. Структура и развитие личности. М.: 11аука, 1986.151. 11лоткин М.М. 11едагогические условия социальной реабилитации подрост ков // Педагогика. 1994. № 3. С. 36−39.
  134. Практикум, но арг-терапии / Отв. ред. Д. И. Васильева. СПб., 2000. 443 с. 1 53. 11рихожан A.M., Толстых 11.11. Дети без семьи. М.: 11едагогика, 1990. 160 с.
  135. Пронин A. J1. Проблемы социальной дезадаптации детей! и подростков и причины сё профилактики. М., 1993.
  136. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. JI.B. Бороздина. М., 1976. 321 с. 1 59. 11сихологическое развитие воспитанников детского дома / От в. ред. 11.11. Толстых, A.M. Прихожан. М., 1990. 264 с.
  137. Психодиагност ика в спорте / 11од ред. А. В. Кошелева. М., 1990.1 16 е.161. 11сихокоррекция: теория и практ ика / 11од ред. Т. К). Лаврент ь-евой. М&bdquo- 1985. 222 с. 1 62. 1 кчтхологическая диагностика / 11од ред. А. В. Савельева. Бпйск, 1993. 324 е.
  138. Психология и психоанализ характера / 11од ред. Г. В. Кос I иной. Самара, 1998. 138 с.
  139. Психология разминающейся личности / Под ред. М., 1987.147 с.
  140. Рабочая киша школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 11)9|.
  141. Развивающие и коррсктпюпиые программы для работы с младшими школьниками п подрос Iкамп / Под ред. 11.В. Дубровной. М. Тула, 1993.
  142. Л.М. ('он па льна я адаптация личное I и в коллект иве: Автореф. дие. .канд. фплосо (|). паук. I омск, 1973. 22 с.
  143. М. Помощь I ру дным детям. М.: Прогресс, 1987.
  144. Г. И. Наскальная клипа практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. 527 с.
  145. К. ')миашя / Психология эмоций: Тексты. М.: МГУ, 1989. С. 89−157.
  146. Г. Г., 11о I ем кипа (>.Ф. I рафпчеекпе мет оды в психологической диагностике. М.: Дидакл, 1002. 255 с.
  147. Региональная соцпотш пя: Состояние п возможности // Вестник 11ижнего 11овгорода. I 904. Я" 4. С. Г5 41.
  148. X. 11одрос I ковый и юношеский возрасл /7 Проблемы становления возраста. М., 1906. С. 38−50.
  149. К. Гру пповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.367 с.
  150. Самоукпна 11.В. И|ры в школе и дома: психсмехничеекие у п-ражнения и коррекционные про! ра.м.мы. М.: Совершенс I во, 1903. 135 с.
  151. Саранцев 1.11 Ме I о ю 101 пя ме годики обучения мат ема I икс. ('арапек: «Красный ()кл яорь>>. 700 I. I Ю с.
  152. Г. Я., 1 Ij.iMOa.n I .11. и лр. Реабилитация детей в приюте. М.: Перемена, 1995. 127 с.
  153. Г. Стресс бет дистрессов. М.: Прогресс, 1979. 124 с.
  154. JI.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Просвещение, 1958. 245 с .1 80. Словарь еоциал ьно-неихол oi и ческих понятий / 11од ред. С. Н. Карпова. М&bdquo- 1989. 116 с.
  155. Снегирева Т.А. I lomniic „приспоеобленноети“ и проверка на валидность шкалы приспособленное i п Социально-психологические проблемы личности и учеб н о-вое ни i л i ел ы ни о коллектива. М.: MOII11, 1985. С. 38−50.
  156. Собчик Jl. l l. Методы психологической диагностики. Вып. 3. М&bdquo- 1990. 48 с.
  157. Социальный привч для детей и подростков: Содержание и организация деятельности / Под ред. I '.М. Пващенко. М., 1997. 264 с.
  158. Социальная дезадаптация: 11лрушение поведения у детей и подрост ков / Под ред. A.A. A. iaлипа. М., I с>0(>. 98 с.
  159. Социально-пс и ход oi п чес кт li 1 и диагност ттко-коррекцнонный инструментарий / Под ред. С. А. Ьелпчевой. М.: Редакнионно-изд. центр Консорциума „Социальное з, юровьс России“, 1999. 56 с.
  160. Социальная реабплп i анпя дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях / 11од ред. М. П. Пващенко. М., 1997. 119 с.
  161. С тепанов В. Г. Психология i рудных школьников. М.: Академия, 1996. 320 с. 1 88. Столяренко Л. Д. <)сповы пепхотогпи. Ростов-па-Дону: Феникс, 1907. 536 с.
  162. Л.В. Характер и поведение подростков. М., 1986.159 с.
  163. Теории личност и в западно-европейской п американской психологии / 11од ред. li. I l. Соколова. Самара: Бахрах, 1006. 78 с.
  164. Толстых 11.11. Подростковый вочраст Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 38−50.
  165. С.Ф. Межличноем ные опюшепия трудных подростков // Вопросы психологии. 1985. JV» 2. С. 43−54.
  166. Фаас 11/3. Формирование в ¡-лпмоо i ношений доп1колыптков в процессе изобразительной деятельное i п в условиях разповозраеттюй группы. М&bdquo- 1991. 89 1с.
  167. Д.И. Проблемы возрастов и педагогической пеп хологии. М.: Педагогика, 1995. 144 с.
  168. Л.Ь. Стратегия кошакиюго взаимодействия и проявление личности // Психологические проблемы социального регулирования поведения. М&bdquo- 1976. С. 33−48.
  169. Формирование личности в переходный период: От подросiko-boi'o к юношескому возрасту / По ред. П. В Дубровиной. М., 1987.
  170. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекппп. М., 1991.
  171. Фромм г). Бегство от свободы. М., 1005. 271 с.
  172. И.Д. Как преодолен, ошуждеппе от школы // 11едаго-шка. 1003. № 2. С. 45−48.
  173. И.А. Детская ai рсссивпос и,: I к пходпагиост ика и коррекция. Минск, 1006. 127 с.
  174. ЮЛ. Психология общения и совместной деятельности: Авгореф. дис.. докл. исихол. наук. Л., 1976.
  175. А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. 367 с.
  176. Д.П., Ьаклушинский С. А. Руководство по оценке уров пя развит ия социального поведения старшеклассников. М.: ЦСО РАО, 1993. 75 с.
  177. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. В. Ляудпс. М.: МГУ, 1980. 292 с.
  178. Г. А. 11сихологпя саморазви тия: задача для подростков и их педагогов. М.-Рига, 1995. 152 с.
  179. Г. А., Мастеров Ь. М. Психология саморазви тия. М.: Иитерпракс, 1995. 146 с.
  180. И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977. 174с.
  181. М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995.157 с.
  182. В.Д. Психология деятелыюти и способности человека. Учебное пособие. 2-изд. иерераб. и доп. М.: Изд. корп. «Логос», 1996 320 с.
  183. I. Шевчук В. Ф. 1 Сведение личност и: педагогические и психологические проблемы. Ярославль: Я11И, 1991. 155 с.
  184. Т.И., Олиференко Л. Я. 11сихоло1 ические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М.: УРЛУ, 1997. 98 с. 213. г) лькопин Д. Б. Избранные психологические фуды. М.: Педаю гика, 1989.
  185. Тльконин Д.1>. к проолсме периодизации психического развития в детском возрасте // Возрастам и педагогическая психология. М., 1992. С. 4−77.
  186. Элькоиип Д.Ь. I кпходогпя обучения младшего школьника. М., 1976.
  187. Эриксон '). Дез сто и общее i во. М., 1992. 55 с.
  188. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. 331 с.
  189. В.А. Стратгпя соцполо! пческого исследования. М., 1998.174 с.
  190. Allport G. Personality. A psychological interpretation. N.Y., 1937.
  191. Aronfreed J. The ('onccrt of Internalization // 1 landbook of Socialization: Theory and Research. Knssei sage foundation. Chicago, 1980.
  192. Berger 11. Moralische I r/iehund in Spannngsreld dialektisener Widerspruche // Dt. Ztschr. fur Philosophie, 1984.
  193. Diagnostik bei l. crnbehinderten /7 Standpunkte und ITgebnisse einer zwanzigjahrigen Diskussion, |003.
  194. Dunn J. Distress and comfort. Cambridge, 1977.
  195. Hrikson Ii. Children and society. N.Y. I 950.
  196. Freud A. Normality and Pathology in Childhood: Assessments of Development. N.Y. 1965.
Заполнить форму текущей работой