Социально-психологические условия коррекции поведения дезадаптированных подростков в условиях Центра социальной помощи детям
Диссертация
Актуальность исследовании. Попытки всесторонне исследован" проблему отклонявшим ося поведения предпринимаются постоянно, о чем свидетельствует обширная библиография. Обращает внимание цикличность исследовании. В России особенно интенсивно данная проблема разрабатывалась на рубеже Х1Х-ХХ вв., что было вызвано непрекращающимися социальными иофясенпями: в течение одного десятилетия последовательно… Читать ещё >
Содержание
- введение.з
- Глава I. НОРМАТИВНО!-: ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-! 1СИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 1. 1. Нормативность и отклонения в с труктуре социально-психологической оценки поведения личности
- 1. 2. Социально—психологическая адаптация как условие социализации подростка
- I. лава 2. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТА1 Ц4Я лит юсти и oTKJioi ыющееся i юведел ihe
- 2. 1. Факторы, причины и показатели социально- психологической дезадаптации подростков
- 2. 2. 11сихофизпологические особенности подростков как фактор социально-психологической дезадаптации
- 3. 1. Диагностика личностных особенностей младших подростков в Центре социальной помощи детям. б1)
- 3. 2. Формирующий жеперимент по коррекции личности младших подрос тков в условиях ЦС11Д
- 3. 3. Интерпретация результатов формирующего жеперимеп та
Список литературы
- Абрумова А.1'. п др. ('оцпальпо-пспхологическая дезадаптация личности и профилактика суицида ' Вопросы психологии. 1981. № 4. С. 91−102.
- Агеев B.C. Психолошя межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1083. 144 с.
- Агрикова Н.И. Первичные учреждения социально-правовой охраны несовершеннолетних//Деилсая беспризорность. М., 1023. С. 13−41.
- Агулов B.C. Адаптация человека. Л., 1072.
- Адлер А. Практика и к-орпя индивидуальной психологии. М., 1095. 291 с.
- Александровская 'З.М. I пльяшева 11.11. Адаптированный модифицированный вариант детскою личное i пою опросника Р. Кеттелла (методические рекомендации). Л., 1985.
- Александровский А. К). Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1()7<>. 210 с.
- Алексеева JI.C. 'Зависимое i ь oi кюпяюшегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и нравонарушсний школьников. М., 1980. С. 4558.
- Алемаскин М.А. Воспи i a i едьная работа с подрост ками. М.: Просвещение, 1979. 128 с.
- Алмазов Б.П. Профи лак i пка кош.)ликтов с педагогически запущенными учащимися. М., 1991. 78 с. 1 1. Алмазов Б. П. 11сихическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1980. 140 с
- Андреева Г. M. Социальная психология: Учеб. для вузов. М.: Наука, 1994. 376 е.
- Андреенко В. К", н др. Сиелсма перевоспи гання подрос i ков в условиях специальной шкоды. N" 4. 11>0(). С. 27 32.
- Аникеева 11.11. Учшелю о пспхоло1'Ическом климате в коллективе. М: Просвещение, 19. S3. 04 с.
- Асмолов А. Г. Личное и. как предмет психологического исследования. М: МГУ, 1984. lo i е.
- Асмолов А.Г. 11спхоло1 пя личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1000. i (, 7 с.
- Баевский Р.М. Ьиокпберпе i пка и прогностика // 11екоторые проблемы оценки адаптационно-приспособительной деятельност и организма. M., 1975.
- Бадмаев С.A. l lcnxojioi ичсская коррекция отклоняющегося поведения школьников. M.: M11II «NB Магистр», 1993. 143 е.
- Ьаерунас З.В. Опыт сонпллию-педагогического изучения семьи подрост ка-правонаруши I едя Вопросы изучения детей с от клонениями в поведении. М., 1968. С. 07−80.
- Балл Г. А. Понят пс адапт ацпп и его значение для психо.1югин личности//Вопросы психолоиш. Ю80. J" 1. С. 92−100.
- Басспн Ф.В. О силе-Я" п психической защите/7 Вопросы психологии. 1969. № 2.
- Башкатов И. Г1. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: Прометей, Ю0>. 252 с.
- Беличева С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, 1984. 129 с.
- Беличева С.А. Основы превеш пнпой психологии. M.: Редакпп-онпо-изд. центр консорциума -Соты п. пое ¡-лоровье России", 1044. 221 с.
- Беличева С.А. Социально-педагогические ме тоды оценки социального развития дезадап I ированпых подростков // Вес тник психосоциальной и коррекционно-реабплнтацпонной работы. 1905. № 1. С. 80−92.
- Белкин А.С. и др. 1 1зучеппе уровня знаний классных руководителей о причинах возникновения педагогической запущенности учащихся // Воспи тание дисциплины. преду ирежденпе педа! огической запущенное тп школьников. Свердловск, |0,Х8. С. 100−1 1 1.
- Белозерова Л.И. ()сшжы теории и методики воспитательной работы школы с трудными дсп.мп: Учеб. пособие для учителем'!, школьи. психологов и пед. вузов. Киров.: КММП, Ю1М. 81 с.
- Бережнова 11.11. Дпа1 тюстпка психической напряженност и детей, воспитывающихся в условиях у чреждений интернатного типа: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 105. 23 с.
- Бернлир Г. Теория соцпалыю-психологической работы. М., 1992.
- Берне Р. Развитие «Я-концепнпп» и воспи тание. М.: 11рогресс, 1986. 420 с.
- Бестужев-Лада II.В. Семья вчера, сегодня, завтра. М., 1970.192 е.
- Битянова М.Р. Соппальпая психология. М., 1994. 341 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в дсмском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Бондаревекая В.В. I уманпс I нческая парадигма личностно-ориептнрованного образования Ученик в структуре лпчностно-ориентированного образования. Роств-па-Допу, 1997. С. 50−57.
- Бороздина Л.13., Заму чеповл I А. Увеличения уровня тревожности при расхождении уровня самооценки п притязаний «Вопрос1.1 психологии. 1993. № I. С. 104−1 I V
- Бочарова В.Г. 11едагогика социа . плюй рабои. г М.: SVK Аргус, 1994. 207 с.
- Бочкарсва Г. Г. Психологические особенное i и iрудповоспи-туемых школьников // Предупреждение педа1 oi пчсской saus шейное i n правонарушений школьников. М, 1980. С. 10−25.
- БуеваЛ.П. Социальная среда и со aiaime личное i п. М.: 1 Ipo-свещение, 1968. 268 с.
- Булгаков В.П., Вол гарева И.В. Основы профилактики иравона рушающего поведения у несовершеннолетних. С116., 1()()2 190 с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучноп семьи. М.: 11росве-шепие, 1988. 207 с.
- Бзидлер Р. и др. Семейная терапия: Кшп а, у i лу бляющее наше познание как быть человеком. Воронеж: 111 К) „Мол ж“, 1903. 127 с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными деи.ми. М.: 11едагогика, 1 991 141с.
- Вайзман II. Реабилитационная не. ки oi ика. М., Н96. Вып. 1.158 с.
- Введение в практическую социальную исичолш пю: Учеб. пособие для вузов, обучающих по специальное i п <
- Веттенберг Г. 13. Социалыю-психо ioi пчеекпе факторы адап тации к социальным и культурным изменениям: Авюрсф. лис.. канд. пси-хол. наук. СПб., 1994. 21 с.
- Вшпонас В.К. Психологические мехаптмы н) швапии челове ка. М.: МГУ, 1990. 283 с.
- Власова М.Д., 11евзнер М.С. () де1 яч с oi к юпеппямп в развитии. М., 1973. 183 с.
- Воспитание детей в неполной семье <)бщ. pe i. I I M. Гршовой. М.: Прогресс, 1980. 206 с.
- Воспитание дисциплинированное ! н, преду прелдепне педагогической запущенности школьников: Сб. науч. ipy i. Свердловск: (ТИП, 1998. 111с.
- Выготский Л.С. Педология подрос i кл: проб тема возраст, а // Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М., 1984. С. I л2−1 43.
- Ганнушкин 11.Б. Клиника психопатий, н cia i пс i пка, динамика, систематика // Психология индивидуальных различии: I сксты. М., 1982. С. 16−25.
- Гарбузов В.И. Нервные деги. JI.: Мс пипша. 11>1М). 174 е.
- Гласеер У. Школа без неудачников. М.: I Ipoi реес. 1991. 203 с.
- Горшкова К.Д., Овчарова Р. В. Реабпдп кщпоппая педагогика: История и современность. Архангельск, 1992. 15 i с.
- Глоточкин А.Д. О личностной, соцпа. п. но-пспхологнческой адаптации // Актуальные психолого-педагогичсскпе проблемы обучения п воспитания в школе и вузе. Тверь, 1994. С. 102−1 05.
- Глоточкин А.Д. О психологической по.мопш учащимся как важнейшей функции учителя //11сихолого-педа1 oi пческая коррекция и психотерапия девиантпого поведения и дисгармопнп в ралли пи личное i и детей и подростков. Воронеж, 1993. С. 14−18.
- Глоточкин А.Д. Психологическая komiicicii i нос i i. у чителя // Высшее педагогическое образование, проблемы п перепек i ивы. Пермь, 1991.
- Глоточкин А.Д. Социальная hcuxojum пя и пракдпка. У (|)а, 2001.118 с.
- Грпщепко J1. А., Алмазов Б. П. Побед и- юма п ори глжппчесл-во. Свердловск: Пзд-во Урал, ун-та, 19S8. I 12 с
- Грищенко Л.Л. Дети, не оправдывающие ожиданий. Сверд-ловек: Пзд-во Урал, ун-та, 1001. 65 е.
- Гуров В.П. Работа е семьей в условиях школы как открытой социально-педагогической системы. Ставрополь, |00|.
- Гуткина 11.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. Ю84. JS» 2. С. 00−106.
- Дети группы риска: Материалы между народного семинара / Под ред. М. М. Шалашова. СПб.: РГПУ им. Д.11.Герцена, 1008. 170 с.
- Дети с девиантным поведением: I Iciixo вн о-педагогпческая реабилитация и коррекция / Под ред. All. 1>у рова. ('ара tob, 1001. 103 с.
- Дети с нарушениями развишя. Хресюматя: Учеб. пособие для слушателей спец. факультета / Отв. ред. У. В. Ульенкова. 11. 11овгород, 1008.
- Джекебаев У. О криминоло! нческих аспеклах психологическо го взаимодействия людей в процессе общения Вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Длмл-Aia, |0(>8. С. 58−64.
- Диагностика и коррекция соппалиюй дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Редакппоппо-пчд. iieinp Консорциума «Социальное здоровье России», 1903.
- Дисциплина и предупреждение ne iai oi ичсской запущенное i и школьников: Сборник научных трудов 11од ред. С. Д. Вершииииой. Кишинев, 1991. С. 80−92.
- Диагностика и регуляция эмоциональных состояний / 11од ред А. П. Пахомовой. М., 1989. 155 с.
- Диагностика школьной деза лап киши Под ред. A.C. Беличевой. М.: Редакцнонно-изд. центр Консорппумл <<('оппалыюе здоровье России", 1005.
- Долгинова ().l>. I Icnxo вн пческая отчужденпость и проблемы становления личности Паш проблемный подросток. СПб.: Союз, 1009. С. 25−46.
- Драгунова Т.Н. Кризис объясняли по-разному // Хрестоматия по возрастной психоло! пи. М., 1004. (100−216.
- Драгунова I .В. Проблема конфликтов в подростковом возрасте // Вопросы психологин. JV" 2. Ю72. С. 55−41.
- Нршов Д.Д. Соцнадыю-нсихологические аспекты конфликюв //Социальная психоло! ия и соппалыюе планирование. JI1073. С. 196−208.
- Нрмаков В.Д. Социально-правовая ирофилакл ика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. М.: Юрид. лит., Ю81. 114 с.
- Захаров Д. 11. Семейное воспитание п его де (|)екты // Социальная психология. Л.: Медицина, 1074. С. 01−103.
- Захаров Д. 11. 11 еврозы у детей и подростков. JI.: Медицина, 1088. 242 с.
- Защити меня! Сб. матрпалов, иллюстрирующих положения Конвенции ООН о правах ребенка / 11од ред. K. I I. Сорокина. М., 1005. С. 13−18.
- Зейгарник Ь.В. Теория личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1082. 128 с.
- Зинченко С. 11. Трудные де i и. Киев, 1088. 103 с. 8 1. Зотова O. I I., Кряжева I I.K. 11екоторые аспекты социально-психологической адапкщпи личност ' 1 lcnxojioi ичеекпе механизмы регуляции социального поведения. М., Ю70. 210 с.
- Зюбип J1.M. 11н тивп is, а дьный подход к учащимся в i рудных случаях учебно-воепп I, а I е п, поп рабоп. г М.: Просвещение, 1074. Ю| е.
- Иващенко Ф.И. Психология поспи катя школьником. Минск, 1996. 124с.
- Исаем Д.П. Психопрофилакт ика к прлклпкс педиатра. М., 1984
- Каган В.К. Психогенные формы школьной тс ¡-адаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4.
- Калайков И. Цивилизация и адашаипя. М.: Знание, 1984. 240 с
- Катева II.А. Социальная работа в микрорайоне как средство профилактики девиант ного поведения подроелков: Автрсф. дне.. канд. 11 с и х о л. наук. М., 1996. 19 с.
- Кащенко В.II. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: 11росвещеппе, 1904. 348 с.
- Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М Педагогика, 1991. 171 с.
- Ковалев В.В. К клинической дифференциации психического инфантилизма у детей и подростков// Актуальные проблемы психоневрологического возраста. М., 1973. С. 122−131.
- Ковалев С1.В. Психология семейных о I пошепт'!. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Кондрат ьев М. К). Типологические особенное! и нсихосоциаль ного развития подростков II Вопросы психо ил пи. 3. С. 69−78.
- Корпева Л.В. Особенности самоопределения подростков-учащихся специальных школ закрытого типа.: Автрсф. дне.. канд. пеп-хол. наук. М&bdquo- 1999. 16 с.
- Кочетков А.И., Верципская И.II. Работ с Iрудными детьми. М.: Просвещение, 1986. 187 с.
- Кочетков А.И. Перевоспитание потрос I ков. М., 1972. 114 с.
- Краковский А.11. О подростках М: Не кп ш пка. I 970. 272 с.
- Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 198. V434 с.
- Крутецкий В Л. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1''/(>. 303 с.
- Кряжева И.К. ('оцпальпо-пспхоло! ичеекие факторы адаптиро-ванностп личности: Автореф. дне.. канд. психол. наук. М., 1980. 24 с.
- Кудрявцев B. l I. Социальные деформации. М., 1992. 197 с.
- Лаигмейер П., МакТшпк Г 11сихическая дспривация в детском возрасте. Прага, 1984. 334 с.
- Лебединский П.В. и др. ')мопиоиалы1ыс нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: МГУ, 1960. 303 с.
- Лебединская К.С. п др. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 19X8. 276 с.
- Левитов 11.Д. ()тчсч о возникают недостат ки в характерах школьников и как их исправля 11″. М.: Просвещение, 1961. 368 с.
- Леонгард К. Лкпстуацпя личности. Киев, 1989. 544 с.
- Леонтьев A. l I. 11ндпвпдуллыюсть и личност ь // 11сп. хологпя индивидуальных различии: Гекеп. г М., 1982. С. 131−167.
- Лисина М.И. I 1роблсма он мненеза общения. М.: 11едагогика, 1986. 145 с.
- Личко А.Г. 1 lo.ipoc i ковая психиатрия. J1.: Медицина, 1979.231 с.
- Личко А.Г. Пспхопа i пп п акцентуации характера у подрост ков. М.: Медицина, 1983. 184 с.
- Лишенные ро- 1111 ел ьс koi о попечительства: Хрестоматия / 11од ред. В .С. Мухиной. М.: 11росвешение, 199|. 220 с.
- Михайлов В.Я. I lejiai огпческие условия социальной защиты детей: Автореферат дис.. капд. псд. наук. М., 1996. 18 с.
- Молодцова Т.Д. Дпамюстпка, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков. М., 100. 257 е.
- Молодцова I .Д. I Iciixo. ioi о-педагогические проблемы предупреждения и преодоления те ¡-алан i ацпп подрост ков. Ростов-на-Дону, 1007. 279 с.
- Мудрик A.B. В самые iрхдпые годы. М.: Педагогика, 1090.176 с.
- Мудрик A.B. (Мшеппе к- i к факлор воспитания школьников. М.: 11едагогика, 1984. 112 с.
- Мудри к A.B. Coi 111 л 111? a i ш я как социально-педагогическое понятие // Научные труды MUI N им. В.11. Ленина. М., 1996. С. 16−25.
- Мяеищев В.11. Личность и неврозы. JI.: Медицина, 1960. 201 е.
- Мяеищев B.11. Некотрые вопросы психологических отношений человека//Психология и педа1 oi пка. Л., 1956. 158 с.
- Натанзон Г).1П. 1 lo л ход к фдным учащимся. Кишинев, 1980.96 с.
- Невский И.А. Ьера шс деклво будущее человечества. М., 1989.
- Немов P.C. г)кснерпмен i ал вная педагогическая hchxojioi ия и психодиагност ика. М., 1995. 300 с.
- Нерестин И.В. Полтоювка социальных работников органича-ции социальной деятельности: Автрсф. дне.. канд. пед. наук. М., 1995. 19с.
- Новикова В.В. Особенное i п общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников п подростков// Общение и формирование личности школьника. М: lieдличикл. 1987. С. 13−48.
- Овчарова Р.В. Взаимодейс i вне семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической чаишейное i и. М.-Архангельск, 1994.
- Овчарова Р.В. Прамическая психология в начальной школе. М&bdquo- 1996. 334 с.
- Овчинникова Г. 1. Соцпадьпо-пспхологичеекая адаптация как фактор становления «Я-коииенцпп» подростка: Авторе")), дис.. канд. пед. наук. М&bdquo- 1997. 22 с.
- Обухова Л.Ф. Дск кая ncn.xo.ioi ия: Теория, (|)акты, проблемы. М.: Тривола, 1905. 357 с.
- Общение и формирование нпиос i и школьника. М.: 11ед, а готика, 1987.
- Ощуркова H.A. Динамика социально-психологической адаптации: Авгореф. дис.. канд. пеихол. паук. М., 1995. 23 с.
- Павленко Т.П. Педагогические основы социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии: Авгореф дне.. канд. пед. наук. М&bdquo- 1997. 22 с.
- Пергаменщик JI.A., Фурманов И. А. и др. Психодиагност ика и психокоррекция в воспитательном процессе. Минск, 1992. 331 с.
- Петровский В.А. Личност ь в психологии. Ростов-па-Дону, 1996.145. 11етровский В. А., Калиненко В. К. Личпост но-развивающее взаимодействие. Роетов-иа-Дону, 1995. 256 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические т руды. М., 1994. 288 с.
- I (латопов К. К. Личность как объект социальной психологии /7 Методические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 72−89.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: 11аука, 1986.151. 11лоткин М.М. 11едагогические условия социальной реабилитации подрост ков // Педагогика. 1994. № 3. С. 36−39.
- Практикум, но арг-терапии / Отв. ред. Д. И. Васильева. СПб., 2000. 443 с. 1 53. 11рихожан A.M., Толстых 11.11. Дети без семьи. М.: 11едагогика, 1990. 160 с.
- Пронин A. J1. Проблемы социальной дезадаптации детей! и подростков и причины сё профилактики. М., 1993.
- Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. JI.B. Бороздина. М., 1976. 321 с. 1 59. 11сихологическое развитие воспитанников детского дома / От в. ред. 11.11. Толстых, A.M. Прихожан. М., 1990. 264 с.
- Психодиагност ика в спорте / 11од ред. А. В. Кошелева. М., 1990.1 16 е.161. 11сихокоррекция: теория и практ ика / 11од ред. Т. К). Лаврент ь-евой. М&bdquo- 1985. 222 с. 1 62. 1 кчтхологическая диагностика / 11од ред. А. В. Савельева. Бпйск, 1993. 324 е.
- Психология и психоанализ характера / 11од ред. Г. В. Кос I иной. Самара, 1998. 138 с.
- Психология разминающейся личности / Под ред. М., 1987.147 с.
- Рабочая киша школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 11)9|.
- Развивающие и коррсктпюпиые программы для работы с младшими школьниками п подрос Iкамп / Под ред. 11.В. Дубровной. М. Тула, 1993.
- Растова Л.М. ('он па льна я адаптация личное I и в коллект иве: Автореф. дие. .канд. фплосо (|). паук. I омск, 1973. 22 с.
- Раттер М. Помощь I ру дным детям. М.: Прогресс, 1987.
- Рогов Г. И. Наскальная клипа практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. 527 с.
- Роджерс К. ')миашя / Психология эмоций: Тексты. М.: МГУ, 1989. С. 89−157.
- Романова Г. Г., 11о I ем кипа (>.Ф. I рафпчеекпе мет оды в психологической диагностике. М.: Дидакл, 1002. 255 с.
- Региональная соцпотш пя: Состояние п возможности // Вестник 11ижнего 11овгорода. I 904. Я" 4. С. Г5 41.
- Ремшмидт X. 11одрос I ковый и юношеский возрасл /7 Проблемы становления возраста. М., 1906. С. 38−50.
- Рудестам К. Гру пповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.367 с.
- Самоукпна 11.В. И|ры в школе и дома: психсмехничеекие у п-ражнения и коррекционные про! ра.м.мы. М.: Совершенс I во, 1903. 135 с.
- Саранцев 1.11 Ме I о ю 101 пя ме годики обучения мат ема I икс. ('арапек: «Красный ()кл яорь>>. 700 I. I Ю с.
- Сафонова Г. Я., 1 Ij.iMOa.n I .11. и лр. Реабилитация детей в приюте. М.: Перемена, 1995. 127 с.
- Селье Г. Стресс бет дистрессов. М.: Прогресс, 1979. 124 с.
- Славина JI.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Просвещение, 1958. 245 с .1 80. Словарь еоциал ьно-неихол oi и ческих понятий / 11од ред. С. Н. Карпова. М&bdquo- 1989. 116 с.
- Снегирева Т.А. I lomniic „приспоеобленноети“ и проверка на валидность шкалы приспособленное i п Социально-психологические проблемы личности и учеб н о-вое ни i л i ел ы ни о коллектива. М.: MOII11, 1985. С. 38−50.
- Собчик Jl. l l. Методы психологической диагностики. Вып. 3. М&bdquo- 1990. 48 с.
- Социальный привч для детей и подростков: Содержание и организация деятельности / Под ред. I '.М. Пващенко. М., 1997. 264 с.
- Социальная дезадаптация: 11лрушение поведения у детей и подрост ков / Под ред. A.A. A. iaлипа. М., I с>0(>. 98 с.
- Социально-пс и ход oi п чес кт li 1 и диагност ттко-коррекцнонный инструментарий / Под ред. С. А. Ьелпчевой. М.: Редакнионно-изд. центр Консорциума „Социальное з, юровьс России“, 1999. 56 с.
- Социальная реабплп i анпя дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях / 11од ред. М. П. Пващенко. М., 1997. 119 с.
- С тепанов В. Г. Психология i рудных школьников. М.: Академия, 1996. 320 с. 1 88. Столяренко Л. Д. <)сповы пепхотогпи. Ростов-па-Дону: Феникс, 1907. 536 с.
- Сухарев Л.В. Характер и поведение подростков. М., 1986.159 с.
- Теории личност и в западно-европейской п американской психологии / 11од ред. li. I l. Соколова. Самара: Бахрах, 1006. 78 с.
- Толстых 11.11. Подростковый вочраст Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 38−50.
- Уетимеико С.Ф. Межличноем ные опюшепия трудных подростков // Вопросы психологии. 1985. JV» 2. С. 43−54.
- Фаас 11/3. Формирование в ¡-лпмоо i ношений доп1колыптков в процессе изобразительной деятельное i п в условиях разповозраеттюй группы. М&bdquo- 1991. 89 1с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастов и педагогической пеп хологии. М.: Педагогика, 1995. 144 с.
- Филонов Л.Ь. Стратегия кошакиюго взаимодействия и проявление личности // Психологические проблемы социального регулирования поведения. М&bdquo- 1976. С. 33−48.
- Формирование личности в переходный период: От подросiko-boi'o к юношескому возрасту / По ред. П. В Дубровиной. М., 1987.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекппп. М., 1991.
- Фромм г). Бегство от свободы. М., 1005. 271 с.
- Фрумин И.Д. Как преодолен, ошуждеппе от школы // 11едаго-шка. 1003. № 2. С. 45−48.
- Фурманов И.А. Детская ai рсссивпос и,: I к пходпагиост ика и коррекция. Минск, 1006. 127 с.
- Хангш ЮЛ. Психология общения и совместной деятельности: Авгореф. дис.. докл. исихол. наук. Л., 1976.
- Харчсв А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. 367 с.
- Хломов Д.П., Ьаклушинский С. А. Руководство по оценке уров пя развит ия социального поведения старшеклассников. М.: ЦСО РАО, 1993. 75 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. В. Ляудпс. М.: МГУ, 1980. 292 с.
- Цукерман Г. А. 11сихологпя саморазви тия: задача для подростков и их педагогов. М.-Рига, 1995. 152 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Ь. М. Психология саморазви тия. М.: Иитерпракс, 1995. 146 с.
- Чесиокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977. 174с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995.157 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятелыюти и способности человека. Учебное пособие. 2-изд. иерераб. и доп. М.: Изд. корп. «Логос», 1996 320 с.
- I. Шевчук В. Ф. 1 Сведение личност и: педагогические и психологические проблемы. Ярославль: Я11И, 1991. 155 с.
- Шульга Т.И., Олиференко Л. Я. 11сихоло1 ические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М.: УРЛУ, 1997. 98 с. 213. г) лькопин Д. Б. Избранные психологические фуды. М.: Педаю гика, 1989.
- Тльконин Д.1>. к проолсме периодизации психического развития в детском возрасте // Возрастам и педагогическая психология. М., 1992. С. 4−77.
- Элькоиип Д.Ь. I кпходогпя обучения младшего школьника. М., 1976.
- Эриксон '). Дез сто и общее i во. М., 1992. 55 с.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. 331 с.
- Ядов В.А. Стратгпя соцполо! пческого исследования. М., 1998.174 с.
- Allport G. Personality. A psychological interpretation. N.Y., 1937.
- Aronfreed J. The ('onccrt of Internalization // 1 landbook of Socialization: Theory and Research. Knssei sage foundation. Chicago, 1980.
- Berger 11. Moralische I r/iehund in Spannngsreld dialektisener Widerspruche // Dt. Ztschr. fur Philosophie, 1984.
- Diagnostik bei l. crnbehinderten /7 Standpunkte und ITgebnisse einer zwanzigjahrigen Diskussion, |003.
- Dunn J. Distress and comfort. Cambridge, 1977.
- Hrikson Ii. Children and society. N.Y. I 950.
- Freud A. Normality and Pathology in Childhood: Assessments of Development. N.Y. 1965.