Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Новые возможности человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если мы будем понимать сознание как новый уровень отражения, то тогда три первых способности — умение конструировать новые образы, решать познавательные задачи и понимать смысл событий — подходят под такое определение. Напомним, что исследовательская активность направлена на создание образа ситуации (т.е. поля действия субъекта) с выделением ориентиров деятельности. Познавательная задача должна… Читать ещё >

Новые возможности человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ деятельности животных и человека позволяет выделить четыре новых способности психики человека, которые отвечают за успешность его деятельности. К ним относятся:

  • 1) умение конструировать образы не существующих в природе предметов или, другими словами, умение решать конструктивные творческие задачи наряду с приспособительными;
  • 2) умение добывать знания о мире, т. е. о чувственно невоспринимаемых свойствах предметов мира, а не только объектов своего поля действия, и, понимая свойства предметов, строить образ мира, что означает умение решать познавательные задачи наряду с исследовательскими;
  • 3) умение понимать смысл своих и чужих действий, а также событий в мире;
  • 4) умение следить за своими состояниями, желаниями, образами, действиями, чтобы, учитывая требования трудовой деятельности и общества, произвольно управлять своими действиями.

Это не значит, что отличия психики человека сводятся только к этим четырем особенностям (способностям), их может быть больше, а перечисленные выше могут быть следствием (проявлением) каких-то более общих возможностей человека. Так это или не так, покажет будущее.

Мы сейчас выделили четыре, с нашей точки зрения, самых главных способности человека, и теперь необходимо ответить на следующие вопросы.

  • • Что из этого арсенала психики человека можно отнести или сопоставить с тем, что принято называть сознанием?
  • • Могут ли эти способности быть проявлением сознания или же ни одна из них не соответствует сознанию?

Если мы будем понимать сознание как новый уровень отражения, то тогда три первых способности — умение конструировать новые образы, решать познавательные задачи и понимать смысл событий — подходят под такое определение. Напомним, что исследовательская активность направлена на создание образа ситуации (т.е. поля действия субъекта) с выделением ориентиров деятельности. Познавательная задача должна иметь как результат образ мира, т. е. знание об устройстве и функционировании предметов и всего наблюдаемого нами мира.

Эти способности позволяют получать достоверные знания о мире и решать новый тип задач — конструктивных, созидательных, а не только приспособительных, что открывает возможность трудовой деятельности. То есть эти три способности вполне могут быть отнесены к сознанию как новой ступени развития психики — новому уровню отражения и решению нового типа задач (конструктивных, созидательных). Результаты познавательной деятельности, да и сама деятельность требуют особого понимания чувственно ненаблюдаемых свойств объектов.

Умение отдавать себе отчет в своих состояниях, мыслях, чувствах, желаниях совпадает с идущим от Р. Декарта определением сознания как способности наблюдать за своей душой и житейским признаком сознания, как умения отдавать себе отчет в содержании и состоянии своих психических процессов.

Понятно, что для этих новых способностей человека нужны новые структуры мозга, осуществляющие их или, что, видимо, вернее, дающие возможность их осуществления, если появляется потребность в этом (причина). То есть мозгом задается не само осознание, а возможность его, и что-то в жизни человека должно постоянно ставить перед ним задачу осознания. Таким фактором в истории человечества может быть трудовая деятельность, требующая умения решать конструктивные, созидательные и познавательные задачи, умения произвольно управлять своими действиями и координировать их с действиями других участников совместного труда. Появившись у человека, трудовая деятельность становится фактором эволюционного отбора особей с большими возможностями к труду.

Другим фактором, постоянно ставящим задачу на осознание, являются формирующиеся новые отношения в сообществе людей. Над биологическими отношениями начинают надстраиваться отношения, регулируемые установленными людьми нормами и правилами[1], которые, видимо, тоже дают какие-то преимущества в выживании сообщества в целом и каждого индивидуума в отдельности. Индивидуально приобретенный опыт каждого члена сообщества становится теперь достоянием всего сообщества, увеличивая возможности приспособления каждого (коллективный опыт).

  • [1] Например, запрет на инцест, на убийство членов своего сообщества, правила дележа добычи и т. д.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой