Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с теорией иерархических многоуровневых систем, результаты социализации на разных ее этапах могут становиться факторами, причинами при переходе на следующую стадию. Так, конкретизируя положение о системах со сменными основаниями, мы предложили свои идеи в отношении смены интегральных критериев и оснований в процессе социализации личности. В частности, нами показано, что для… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава.
    • 1. 1. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
      • 1. 1. 1. Методологические основы исследования
      • 1. 1. 2. Проблема личности в социальной психологии
  • Глава.
    • 1. 2. ДЕТЕРМИНАНТЫ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
      • 1. 2. 1. Категория личности и ее детерминанты
      • 1. 2. 2. Структура личности
  • РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И СИСТЕМНО-УРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
  • Глава.
    • 2. 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
      • 2. 1. 1. Понятие, содержание и факторы социализации
      • 2. 1. 2. Соотношение понятий социализация, воспитание, развитие, становление
      • 2. 1. 3. Социализация и ресоциализация
  • Глава.
    • 2. 2. МЕХАНИЗМЫ И СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • Глава.
    • 2. 5. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОТНОШЕНИЕ И
  • ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ
  • Глава.
    • 2. 4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
      • 2. 4. 1. Институциональная детерминация социализации
      • 2. 4. 2. Обобщенная модель социализации личности
  • Глава.
    • 2. 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
      • 2. 5. 1. Профессионально-личностное самоопределение
      • 2. 5. 2. Соотношение профессионального и личностного развития
      • 2. 5. 3. Профессиональная социализация в педагогической деятельности
  • Раздел 3. КРИТЕРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ИХ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Глава.
    • 3. 1. КРИТЕРИИ И ЭФФЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
      • 3. 1. 1. Интегральные критерии социализации
      • 3. 1. 2. Линейные критерии социализации
  • Глава.
    • 3. 2. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Раздел 4. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИЧНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ КРИТЕРИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ЮНОСТИ
  • Глава.
    • 4. 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД
      • 4. 1. 1. Структура личностной зрелости
    • 4. 4.1.2. Основные этапы становления личностной зрелости в подростковом и юношеском возрасте
      • 4. 1. 3. Внешние детерминанты в процессе становления личностной зрелости
      • 4. 1. 4. Личностная зрелость и интеллект
  • Глава.
    • 4. 2. ФАКТОР ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
      • 4. 2. 1. Фактор личностной зрелости в социальных взаимоотношениях
      • 4. 2. 2. Фактор личностной зрелости в профессиональном самоопределении и деятельности
  • Глава.
    • 4. 3. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИЧНОСТИ В ЕЕ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
      • 4. 3. 1. Внутренние и внешние детерминанты в личностном самоопределении
      • 4. 3. 2. Ценностные ориентации и направленность личности поколений
      • 4. 3. 3. Внешние и внутренние детерминанты личности в профессиональном самоопределении
  • Глава.
    • 4. 4. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    • 4. Раздел 5. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИЧНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ КРИТЕРИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВО ВЗРОСЛОСТИ
  • Глава.
    • 5. 1. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК КРИТЕРИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
      • 5. 1. 1. Динамика самоактуализации в процессе профессиональной социализации личности
      • 5. 1. 2. Самоактуализация и ценности труда
      • 5. 1. 3. Успешность деятельности и самоактуализация
    • 4. Глава
      • 5. 2. КРИТЕРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
        • 5. 2. 1. Самоактуализация и удовлетворенность личности
        • 5. 2. 2. Самоконтроль и удовлетворенность собой
        • 5. 2. 3. Структура социально-психологических состояний и свойств и удовлетворенность личности
        • 5. 2. 4. Состояния и свойства личности, удовлетворенность жизнью в условиях этнической социализации

Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

• Актуальность исследования. В настоящее время проблема социализации актуализируется в силу многих причин: широкомасштабных социально-экономических изменений, коренных перемен в массовом сознании, смены идеологий, противоречивых и разнонаправленных тенденций установочных и ценностно-ориентационных комплексов групп.

Углубление этих процессов и синтез различных предпосылок становления личности в единую систему приводят к постоянно усиливающейся динамике изменения содержания и факторов социализации. Отсюда возникает насущная необходимость изучения содержания социализации в современных условиях развития общества.

Социализация — это процесс взаимообусловливания и взаимодействия различных оснований: психологических, социально-психологических, педа-. гогических, социально-экономических, политических, этнокультурных, биологических и т. д. Различия в социализации разных поколений людей обусловлены, в первую очередь, изменением внешних и внутренних детерминант личности.

Актуальность темы

исследования вытекает из необходимости научного определения и изучения детерминант личности, включая самодетерминацию, выявления механизмов и критериев социализации для определения условий успешной «нормативной» социализации.

Решение проблемы детерминации личности в процессе ее социализации возможно в русле системного подхода, согласно которому детерминация представляет систему детерминант разного типа (причинно-следственные, внешние и внутренние факторы, общие и специальные предпосылки, опосредующие звенья), т. е. сама имеет системный характер (Б.Ф. Ломов, 1991).

Обобщенным выражением внешних детерминант служат нормы, традиции, ожидания, порожденные историческим развитием человечества, культуры, науки, производства, которые обнаруживают свою специфику в различных условиях социализации, конкретных группах. Институциональная детерминация личности, реализуемая на всех этапах ее становления, составляет внешние инстанции личности. Однако «социальная информация» в виде эталонов ценностей, свойств, поведенческих паттернов и т. п. локализована не только вне личности. Личность активно отражает объективные параметры «субинформации» институтов социализации.

Не менее важное значение для социализации имеют внутренние детерминанты, которыми служат не только индивидные образования, но и структура ценностей, состояния и свойства, профессиональная направленность личности и т. д., — все, что образуется в процессе социализации, составляя внутренние ее условия. Все изменения в личности, поведении, деятельности, отношениях и взаимоотношениях создают предпосылки определенной направленности социализации и, вместе с тем, определяют ее субъектность в этом процессе.

Рассмотрение внешних и внутренних детерминант личности не может ограничиваться их абсолютизацией или, по крайней мере, соотнесением. Необходимо введение категории, характеризующей их «отношения». Таковым, на наш взгляд, является феномен удовлетворенности личности в области, соответствующей предмету социализации (удовлетворенность собой/трудом, жизнью, отношениями).

Значимость этой проблемы определяется той ролью, которую играет процесс социализации в становлении личности. Изучение механизмов, сфер и институтов, условий и результатов социализации человека имеет исключительно важное значение для создания благоприятных условий становления личности и прогнозирования ее поведения. Вполне естественно, что сегодня имеется попытка определить наиболее эффективные и продуктивные условия для успешной социализации юношества, критерием которой становится я. функционирование личности в качестве полноправного, социально зрелого субъекта различных отношений. Это требует концептуального объяснения, как самого процесса социализации, так и тех критериев, которые позволили бы судить о степени социализированное&tradeсубъекта.

Современное представление о социализации, ее источниках и механизмах, видах и формах, содержании и критериях складывается на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем личности, ее содержания и становления, поведения, деятельности, общения, познания. Общий анализ проблем личности разрабатывается в философских учениях, однако именно психологические науки в большей степени раскрывают в личности то, что представляет практический интерес с точки зрения ее становления.

Проблеме социализации личности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов, философов, социологов, педагогов. Настоящее исследование выполнено на основе теоретических и методологических положений отечественной психологии, изложенных в трудах Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, JI.C. Выготского, А. И. Донцова, А. Г. Ковалева, Е. С. Кузьмина, В. Н. Куницыной, Б. Ф. Ломова, В.Н. Мяси-щева, В. В. Новикова, В. Н. Панферова, Б. Д. Парыгина, А. В. Петровского, К. К. Платонова, C.JI. Рубинштейна, В. Е. Семенова, Е. В. Шороховой, В. А. Ядова и др.

Проблема профессиональной социализации занимает одно из центральных мест в психологии профессиональной деятельности: широко рассматриваются вопросы о свойствах, состояниях и самочувствии личности в профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская,.

А.В. Брушлинский, JI.A. Головей, О. В. Дашкевич, Л. Г. Дикая, А. И. Донцов, Ю. М. Забродин, А. В. Карпов, А. А. Крылов, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Г. С. Никифоров, В. В. Новиков, К. К. Платонов, Ю. П. Поваренков, А. Л. Свенцицкий, В. И. Страхов, В. Д. Шадриков, Э. С. Чугунова и др.).

В последние годы многие психологи обратились к проблеме социализации в системе образования (М.М. Кашапов, Н. В. Клюева, А. А. Реан,.

Н.И. Шевандрин, В. Ф. Шевчук, В. А. Якунин и др.). Достаточно много про.

• водится теоретических и экспериментальных исследований становления личности в условиях этнической, политической и т. п. социализации (JI.M. Дробижева, Н. М. Лебедева, Л. М. Попов, В. Ю. Хотинец, У. Брон-фенбреннер, М. Мид и др.).

Исключительное внимание в исследованиях отечественных психологов отводится изучению «частных» социализаций — социализации отдельных свойств, состояний и процессов (А.А. Реан, В. И. Страхов, Ю. П. Поваренков, щ.

С.И. Ерина, В. Н. Куницына и др.).

В зарубежной психологии концепции социализации личности развиваются на основе идей бихевиоризма, психоанализа, когнитивизма и других школ (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура, Ч. Х. Кули, Д. Г. Мид, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, С. Московичи, А. Маслоу и др.).

Несмотря на то, что проблема социализации выступала предметом многих социально-психологических и психолого-педагогических исследова ний и является ключевой для целых отраслей психологической и смежных с ней наук, вопросы о механизмах, средствах, условиях, результатах социализации индивида остаются недостаточно проработанными. Это требует построения целостной концепции социализации, обладающей достаточным объяснительным потенциалом для решения широкого круга задач психологической, педагогической, социальной теории и практики.

Согласно современным взглядам основными сферами социализации являются деятельность, общение и самосознание, поскольку основу социализации составляет взаимодействие человека с социальной средой. Это требует изучения не становления личности самой по себе, но становления личности, включенной в различные системы отношений и взаимоотношений, в процессе ее активной деятельности.

Таким образом, наше исследование включает изучение специфики внешней и внутренней детерминации личности, иерархической системы инстатутов социализации, их отношений, особенностей усвоения социальной информации, критериального аппарата социализации.

Несмотря на обилие исследований процесса социализации, такое рассмотрение проблемы является перспективным с точки зрения пополнения научных представлений о психологических и социально-психологических закономерностях становления личности и особенностях этого становления в разных условиях социализации, так как в известных в психологии концепциях нет однозначного ответа на вопросы о генезе, закономерностях и механизмах социализации на разных уровнях. Следовательно, необходим системный теоретический анализ концепций личности, ее становления и детальное экспериментальное исследование социализации на разных уровнях и в различных условиях с учетом внешних и внутренних детерминант для обобщения положений основных концепций социализации и создания ее «процессуальной» модели.

Объект исследования: личность в процессе ее социализации.

Предмет исследования: комплекс разноуровневых критериальных образований социализации и отношения между внешними и внутренними детерминантами личности.

Основной целью данной работы является исследование особенностей внешних и внутренних детерминант личности в процессе социализации.

Эта цель достигается посредством решения следующих задач:

1. Провести анализ социальных, социально-психологических и общепсихологических феноменов и процессов, характеризующих особенности внешних и внутренних детерминант личности.

2. Выработать целостное представление о социализации на основе моделирования детерминант и структуры ее критериальных образований.

3. Определить особенности критериальных образований социализации на разных стадиях становления личности.

4. Установить закономерности становления критериальных образований социализации (личностной зрелости, самоактуализации, «смысловых» структур, ценностных ориентаций, свойств личности).

5. Выявить специфику связей критериев социализации с внешними и внутренними детерминантами личности.

6. Изучить особенности отношений внешних и внутренних детерминант, системного показателя этих отношений (удовлетворенности) в процессе личностной и профессиональной социализации.

7. Установить закономерности и изучить динамику профессионального самоопределения с учетом внешних и внутренних детерминант личности в процессе социализации.

Для реализации сформулированной цели были выдвинуты и проверены следующие гипотезы:

1. Социализация — процесс, вносящий через многоуровневую детерминацию основной вклад в становление качественных составляющих личности (ценностей, свойств, отношений и т. д.), поддается структурно-функциональному моделированию.

2. Критерии социализации представляют собой отдельные, соответствующие каждой стадии становления личности, сложные многоуровневые образования, определяющие автономное функционирование субъекта в социуме. Динамика структур этих образований зависит от внешних и внутренних детерминант личности и их отношений.

3. Самоопределение (смысловое и профессиональное) определяется социально-психологическими характеристиками и институтами социализации, которые дифференцируются по «специализации» оказываемого влияния на события, наделяемые индивидом смыслом.

4. Профессиональное самоопределение в разных условиях социализации имеет специфику, сущность которой состоит в усвоении разных ценностей, формировании разных мотивов и образование структур в зависимости от условий социализации. Доверие субъектам трансляции социальных норм (родители, друзья, СМИ, учителя и др.) способствует принятию одних и отвержению других ценностей.

5. Внешние и внутренние детерминанты личности в зависимости от значимости их содержания вступают в различные отношения, выражающиеся в степени удовлетворенности личности своей жизнью, трудом и собой. Субъективная оценка соответствия поведения значимости доминирующих институтов, включенных во внешние инстанции, определяет усиление удовлетворенности собой.

Научно-методологической основой исследования явились психологическая и социально-психологическая теории личности, разработанные отечественными психологами (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Л. И. Анцыферова,.

A. А. Бодал ев, А. И. Донцов, Е-С. Кузьмин, В. Н. Куницына, А. Н. Леонтьев,.

B.Н. Мясищев, В. В. Новиков, Н. Н. Обозов, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов и др.), теория системного, комплексного и личностного подходов (Б.Г. Ананьев, В. А. Ганзен, Д.Н. Завали-шина, В. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, В. Н. Садовский, М. Меса-рович), теория деятельности, концепция формирования личности педагога (Л.М. Митина, А. А. Реан, И. В. Страхов, В. А. Якунин и др.), теоретические концепции профессионализации (А.В. Карпов, Е. А. Климов, В. Д. Шадриков и др.), зарубежные концепции социализации личности (У. Бронфенбреннер, Ч. Х. Кули, Д. Г. Мид, М. Мид, С. Московичи, Н. Смелзер, У. И. Томас, 3. Фрейд и др.), положения гуманистического подхода в теории личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Шостром и др.), а также философские разработки проблемы личности (М.М. Бахтин, Н. А. Бердяев, М. С. Каган,.

C.Л. Франк, К. Г. Юнг и др.).

Методы исследования.

Для решения поставленных задач применялся анализ общепсихологической, социально-психологической и педагогической, философской литературы по проблемам исследованиятеоретическое моделирование с соотнесением разработанных моделей с имеющимися в современной психологии концепциями социализацииметоды статистической обработки комплекс эмпирических методов, включающий эксперимент, анкетирование, моделирование, методики исследования структуры личности (16-PF Р. Кеттелла, FPI) и свойств (Дембо-Рубинштейн, Е.Ф. Бажина), структуры интеллекта (Р. Амтхауэра), профессиональной направленности (Дж. Голланда), удовлетворенности (трудом — В. П. Захарова, жизнью — О. С. Копиной, собой — P.M. Шамионова), самоактуализации (CAT Э. Шострома), ценностных ори-ентаций (М. Рокича, В. Е. Гаврилова и др.) и др.

Сравнительный теоретический анализ концепций различных зарубежных психологических школ, отдельных ученых, направлений в отечественной психологии о личности, ее структуре, социализации и ее механизмах, условиях, критериях позволил сформулировать основные концептуальные положения исследования: социализация личности — сложный многоуровневый и многофункциональный процесс и результат вхождения человека в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств личности, моделей поведения, реализующийся на основе смены детерминант и их отношенийсущность процесса социализации раскрывается лишь на основе изучения разнородных ее критериальных образований, соответствующих отдельным ее стадиям с учетом характера и уровня взаимоотношений между внутренними и внешними детерминантамина основе системного подхода возможно создание обобщающей модели социализации с учетом ее детерминант, механизмов и критериев, обладающей достаточным объяснительным и прогностическим потенциалом, необходимым для интерпретации генезиса и проявлений личности в процессуальном и результирующем планах, в разных условиях действий внешних и внутренних факторов.

Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что:

1.В диссертации осуществлено теоретическое обобщение крупной научной проблемы, проанализированы и сопоставлены положения наиболее известных теорий личности, социализации с позиций внешней и внутренней детерминации. Реализован процессуальный диахронический подход к социализации.

2.Представлен результат системного структурно-функционального анализа теоретического и экспериментального исследований процесса социализации, наработанных в отечественной и зарубежной психологии в виде обобщающей модели.

3.Впервые выявлен и экспериментально подкреплен базовый побудительный психологический механизм социализации — удовлетворенность собой, наиболее проявляющийся в юности и взрослости.

4. Впервые исследованы содержание и динамика структуры личностной зрелости в юношеском возрасте с определением основных закономерностей и этапов в зависимости от условий социализации.

5. Впервые выявлены особенности детерминации внешними и внутренними инстанциями личностного самоопределения, формирование ценностных ориентаций и комплекс социально-психологических характеристик личности.

6. Впервые выявлены и экспериментально подкреплены взаимосвязи самоактуализации с профессиональной ценностной структурой, удовлетворенностью собой, отношениями, трудом, жизнью в процессе профессиональной социализации.

7. Установлено, что результирующие показатели социализации одновременно являются и ее факторами: личностная зрелость положительно влияет на отношения и деятельность, адекватность профессионального выбора, а эффекты структуры личности — на смысловое самоопределение.

8. Исследованы этнопсихологические детерминанты состояний и свойств личности в связи с удовлетворенностью жизнью.

Теоретическая значимость исследования: результаты исследования вносят вклад в теорию общей и профессиональной социализации личности и социально-психологической теории личностипроведенное комплексное исследование социализации посредством анализа взаимосвязей личностных, когнитивных и ценностных факторов систематизирует имеющиеся представления о становлении личностирезультаты проведенного исследования расширяют существующие представления о становлении личности в процессе социализации, вносят вклад в разработку принципов организации образовательных процессов и психологической службы в системе образования относительно профессиональной направленности, социальной зрелости.

Практическая значимость.

Результаты исследования позволяют расширить и углубить знания о закономерностях становления личности и могут быть использованы для повышения эффективности учебно-воспитательной работы с учащимися старших классов, в психологической, консультационной и психокоррекционной работе психологической службы образования, профессиональной ориентации и профотборе.

Полученные результаты могут быть использованы в диагностике результатов социализации, удовлетворенности личности и профессиональной направленности, при подготовке научно-методических материалов, направленных на развитие социальной зрелости.

Теоретические положения и эмпирические результаты исследования явились основанием для разработки программ спецкурса «Социализация и ее институты», нашли отражение в читаемых автором курсах «Социальная психология» и «Социальная и педагогическая психология».

Подготовлены и опубликованы учебные пособия для студентов педвузов «Социальная психология: теория и практика», «Социализация личности и психология педагогического общения».

Настоящая работа является обобщением исследований, проводившихся в 1995—2002 гг., в том числе и в рамках государственной темы «Социализация личности и ее детерминанты» (per. № 01.200.112 998) под руководством автора.

Основные результаты исследования реализованы в психологических рекомендациях практическим работникам школ (в системе повышения квалификации и проводимого автором постоянного психолого-педагогического семинара в школе № 84 г. Саратова).

Положения, выносимые на защиту.

На защиту выносится «процессуальная» концепция социализации личности. Основные ее положения заключаются в следующем:

1. Структура детерминации процесса социализации представляет собой систему детерминант различного типа, включающую нормы, традиции, ожидания, условия реальной жизнедеятельности, консолидирующиеся вокруг понятий институты и агенты социализации (внешние) и индивидные особенности, ценности, свойства личности, когнитивный аппарат человека (внутренние).

2. Становление качественных составляющих личности в процессе социализации представляет собой систему со сменными основаниями психологических, социально-психологических образований, поддающееся строгому моделированию.

3. С учетом механизмов, детерминант и структуры критериальных образований социализации разработана обобщающая структурно-функциональная модель социализации личности.

4. Критериями социализации являются личностная зрелость, сценарии личностного самоопределения, самоактуализация, представляющие собой сложные структурные образования. Эти образования претерпевают существенные изменения в соответствии с закономерностями социального и индивидуального развития (гетерохронность, разновременность, смена оснований).

5. Выраженность свойств личности, обобщенных в понятии «социальная зрелость» выступает в качестве базового фактора взаимоотношений, адекватности профессионального самоопределения и успешности деятельности.

6. Специфика связей критериев социализации с внешними и внутренними детерминантами личности определяется либо изменениями в их соотношении, либо сменой внешних и внутренних детерминант личности на разных стадиях ее становления.

7. Отношения между внешними и внутренними детерминантами личности в зависимости от значимости их содержания выражены в степени удовлетворенности личности своей жизнью, трудом и собой.

Апробация работы и внедрение результатов.

Экспериментальные данные и основные выводы исследования представлены на более чем 15 Российских и международных конференциях, в 77 научных и учебно-методических публикациях, в том числе трех монографиях и трех учебных пособиях.

На базе образовательных учреждений Саратовской области была проведена апробация разработанных методик и учебных пособий.

Основные положения и результаты исследования докладывались на различных симпозиумах, конференциях, семинарах: международная научно-практическая конференция «Молодежь в условиях социально-экономических реформ» (Санкт-Петербург, 1995) — межвузовская научная конференция «Психология здоровья. Психологическое здоровье» (Саратов,.

1997) — научно-методическая конференция «Содержание и конструирование дисциплин в педвузе» (Саратов, 1998) — межвузовская научная конференция «Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях» (Санкт-Петербург, 1999) — научно-методическая конференция «Технологии обучения и творческий потенциал учителя» (Саратов, 1999) — российская научно-практическая конференция «Этнический фактор и политика. История и современность» (Ижевск, 2000) — научно-практическая конференция «Этнокультурное возрождение тюркских народов Саратовского Поволжья» (Саратов, 2000) — международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» (Москва, 2000) — международный симпозиум «Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика» (Ярославль, 2000), Международный симпозиум «Проблемы социальной психологии XXI столетия» (Ярославль, 2001) — международная научно-практическая электронная конференция «Психолого-педагогическая диагностика деятельности учителя в транзитивном обществе: теория, технологии, эксперимент, практика (Казахстан, 2001) и др.

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета, ежегодно (1997—2002) докладывались на конференциях Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, обсуждались на заседаниях кафедры педагогической психологии, дважды на заседаниях методологического семинара докторского диссертационного совета в Ярославском государственном университете им, П. Г. Демидова (2001,2002).

Внедрение результатов исследования осуществлено в работе психологической службы ряда школ г. Саратова, психодиагностической лаборатории педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского, Актюбинского университета им. К. Жубанова. Сведения о внедрении подтверждены соответствующими актами. Теоретические и экспериментальные данные используются в СарИПКПРО и Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского, в материалах лекций и семинарских занятий.

Выборка исследования.

Комплексные исследования были проведены в образовательных учреждениях Ульяновской и Саратовской областей, в которых приняло участие 3078 человек.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, пяти разделов и заключения, библиографического списка (319 названий, в том числе 17 на иностранных языках), 5 приложений. Текст содержит более 40 таблиц, схем и рисунков.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. На основе системного структурно-уровневого и структурно-функционального анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований отечественных и зарубежных психологов по проблемам социализации, а также определения понятия, структуры, движущих сил личности, социально-психологических феноменов, отражающих внутренние и внешние детерминанты личности, создано целостное преставление о социализации человека как системы и сформулирован ряд концептуальных положений о ее механизмах, критериях, детерминациивыявлены уровни социализации, основные элементы, критериираскрыты механизмы генезиса, проявлений и взаимоотношений внутренних и внешних детерминант личности на разных уровнях социализации.

2. Создана теоретическая модель социализации с учетом ее детерминант, механизмов и критериальных образований, обладающая достаточным объяснительным и прогностирующим потенциалом, необходимая для интерпретации генезиса и проявлений личности в процессуальном и результирующем планах, в разных условиях действий внешних и внутренних факторов.

3. Установлены существенные различия темпов, закономерностей становления личностной зрелости как критерия социализации (нелинейность и гетерохронность), ее структурообразования, в зависимости от социально-демографических, социально-географических, социально-экономических факторов, определена ее роль в деятельности и взаимоотношениях личности в юношеском возрасте.

4. Определена закономерность, согласно которой интенсивность становления уровневых показателей личностной зрелости, усиление интеграции структуры этих показателей зависит от условий процесса обучения (гимназия, городская школа, сельская школа).

5. Удовлетворенность собой, жизнью, трудом как показатель отношений внешних и внутренних детерминант личности, и в зависимости от ее предметного содержания, определяет специфическую активность личности, направленную на усвоение социальных (включая профессиональные, групповые, семейные, «житейские» и т. п.) норм, ценностей, традиций.

6. Изучение особенностей смыслового самоопределения как критерия социализации в соответствии с внешними и внутренними детерминантами показало, что события жизни, наделяемые смыслом, определяются значимоt стью отдельных институтов социализации и выраженностью определенных свойств личности. Ядро смысловой структуры составляют такие явления, как «дети», «самореализация в работе», «взаимопонимание с людьми», «саморазвитие» и «признание». Институциональная детерминация профессионального самоопределения заключается в четкой ориентации институтов на определенный профессиональный тип.

7. Изучение особенностей профессионального самоопределения в разных условиях социализации показало, что институты социализации (семья, школа, друзья и др.) имеют специфическое содержание, детерминирующее становление профессиональной направленности личности на основе универсальных («престижность профессии», «комфортность труда», «высокая оплата») и стабильных для конкретных институтов ценностей и четкой ориентации институтов на определенный профессиональный тип личности.

8. Установлено, что удовлетворенность собой тесно связана с субъективной значимостью содержательных и оценочных характеристик смыслового самоопределения человека, свойствами личности, отражающими оптимистический настрой и принятием норм и ценностей этноса, религии, политики, профессии.

9. Выявлено, что в процессе профессиональной социализации ее критериальные образования претерпевают изменения в зависимости от степени соответствия внутренних детерминант внешним, что выражается в удовлетворенности собой, социальными отношениями, трудом и жизнью. Общая закономерность проявления взаимосвязей определяется не столько фактом наличия и выраженности этих связей, сколько содержанием их сходства и различия на каждом этапе профессиональной социализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Личность и ее становление всегда были в центре внимания психологов различных направлений и отраслей. Проблема приобретения человеком социального содержания, усвоения социального опыта стала основой для возникновения в середине прошлого века понятия «социализация». С тех пор оно заняло по праву центральное место в исследованиях становления, формирования, развития, воспитания личности. Проблема социализации является ключевой для социальной психологии, поскольку именно она открывает путь к целостному знанию взаимосвязанных явлений — личности, группы и их поведения на различных уровнях обобщенности.

Социализация личности — сложный многоуровневый и многофункциональный процесс и результат вхождения человека в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств личности, моделей поведения, реализующийся на основе смены детерминант и их отношений.

Диссертация посвящена исследованию внешних и внутренних детерминант личности в процессе ее социализации. Детерминанты личности — это совокупность условий, факторов, предпосылок, свойств, определяющих средств ее становления и функционирования. Отношения между детерминантами диалектичны — в зависимости от обстоятельств причина может стать фактором, предпосылкой или опосредующим звеном, и наоборот [135].

В процессе исследования нами выделены наиболее часто встречающиеся и признанные детерминанты, способствующие становлению личности в процессе социализации. С одной стороны, это внешние по отношению к личности детерминанты (условия социализации, деятельности, институциа-лизированные формы отношений), с другой — внутренние («внутреннее индивидное», а также «те внутренние компоненты психики, которые одновременно являются элементами социального опыта» — ценности, мотивы, свойства личности и пр. [175]).

В целях выяснения действия детерминант личности в процессе ее становления нами предпринят системный анализ социализации по следующей схеме:

1. Понятие, структура и формальное описание личности. Определение, категоризация, иерархизация ее детерминант.

2. Социализация личности: понятие, содержание, смежные понятия, стадии, механизмы.

3. Определение, иерархизация и моделирование институтов социализации.

4. Определение и изучение критериальных образований социализации.

5. Концептуальная модель социализации с учетом оснований, механизмов, детерминант и результатов.

6. Экспериментальное исследование с целью проверки теоретических выводов о сменной детерминации процесса социализации, выявления возможностей уточнения ее побудительных механизмов на основе исследования удовлетворенности собой, жизнью, трудом, выявления взаимосвязей внешних и внутренних детерминант личности и особенностей становления критериальных образований на разных стадиях социализации.

Каждый раздел диссертации содержит анализ того или иного аспекта социализации — начиная с феноменологического и заканчивая структурно-функциональным и узко-специальным. В соответствии с целями работы, объектом нашего исследования явилась личность в процессе ее социализации. Поэтому было вполне логично вслед за описанием теоретико-методологической основы исследования рассмотреть подходы к определению личности, описанию ее структуры и детерминант. Для анализа нами были использованы материалы отечественных и зарубежных исследователей (психологов, философов, социологов), поскольку многообразие подходов позволяет более детально рассмотреть обозначенные проблемы.

В понимании социализации представителями наук, изучающих этот процесс, обнаруживается специфика, связанная с их предметным содержанием. Отсюда и различия в определении содержания, механизмов и критериев социализации. Вместе с тем, существует и общее — понимание функций (воспроизводство общества, отношений), критериев (социально-зрелый субъект различных отношений) и т. п.

Постановка проблемы потребовала и концептуального обеспечения исследований проблемы социализации на основе теории системного подхода. Впервые конкретизирована многоуровневая структура социализации. Разработана обобщающая «процессуальная» модель социализации личности (п. 2.4.2).

Сущность процесса социализации может состоять в её двоякой направленности: субъект «избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой», то есть усваивает ценности, установки, перенимает свойства личности и т. п., и транслирует «социальную информацию» группы, взятой относительно того или иного института социализации, как следующим поколениям, так и самим институтам.

На основе анализа работ ведущих психологов, мы разработали свои идеи в отношении институциональной детерминации процесса социализации. Нами выделены уровневые блоки институтов и определены их роль и место в процессе социализации, а также показано, что институты образуют структуру и выступают в комплексе, дополняя (взаимопроникая) друг друга и неся в себе всеобщее. В результате теоретического исследования вскрыты отношения между внешними детерминантами личности.

Критерии социализации — это объективные и субъективные признаки, по которым можно судить об уровне (глубине, полноте) социализированно-сти человека, его социально-личностного развития. Анализ литературы по данному вопросу позволил выявить разноуровневые критериальные образования социализации [10, 13, 129, 194], среди которых можно выделить интегральные — социальная адаптированность, личностная зрелость, эффекты самоопределения, субъективный контроль, самоактуализация, частные — социальные потребности, установки, убеждения, стереотипы, ролевые композиции, ценности, мотивы, личностные смыслы, «темпоральные» — отсроченная, адекватная и опережающая и «по детерминации» — включенность в деятельность, способы и механизмы социализации, доминирующие институты, степень субъектности.

В соответствии с теорией иерархических многоуровневых систем [55, 135], результаты социализации на разных ее этапах могут становиться факторами, причинами при переходе на следующую стадию. Так, конкретизируя положение о системах со сменными основаниями, мы предложили свои идеи в отношении смены интегральных критериев и оснований в процессе социализации личности. В частности, нами показано, что для подросткового возраста критерием социализации является социальная адаптированность, которая становится основанием для становления социальной зрелости — интегрального критерия в юности, • социальная зрелость становится основанием для эффектов самоопределения в поздней юности и молодости и т. д. Исходя из этого, мы изучали становление критериальных образований социализации в юности и взрослости.

Наконец, следствием и, вместе с тем, основанием социализации, является удовлетворенность личности (социально-психологическое отношение) своим трудом, жизнью и собой. Это сложное динамичное образование, основанное на социальных и социально-психологических процессах, на разных этапах жизни составляет связующее звено между реально действующими и декларируемыми ценностями, ценностями и поведением, поведением и состояниями, иными словами, — между внутренними и внешними детерминантами. Соотнесенность, согласованность этих феноменов ведет к усилению удовлетворенности, психологическому здоровью и самоактуализации, обратное — к усилению нервно-психического напряжения, от степени выраженности которого зависит активность личности.

Проблема социализации принадлежит к числу междисциплинарных и требует комплексного подхода. Мы стремились к интеграции различных подходов в целях целостного и обобщенного анализа. Для консолидации усилий исследователей в изучении столь сложного процесса необходима и соответствующая концептуальная база, позволяющая, с одной стороны, объединить разрозненные данные исследований педагогов, социологов и психологов, а с другой, — «специализировать» сферы и способы, уточнить специфику предмета изучения. Полагаем, что проведенный нами анализ способствует более полному пониманию развития проблемы социализации и обнаружению перспектив дальнейшей ее разработки.

Выдвинутые гипотезы и подтверждение их в ходе нашей работы показывают, что процессом социализации можно и необходимо управлять для решения широкого круга задач, среди которых важнейшими являются гуманизация общества, успешность и конструктивность конкретной личности. Исключительно важная роль принадлежит в связи с этим системе организации институтов социализации (по крайней мере, официальных), а также ее агентов, направленных на формирование не только «нормативности», но и успешности, адекватности, свойств, которые позволили бы субъекту действительно активно и полноценно участвовать в жизни общества и определять свою судьбу на основе общезначимых ценностей.

В теоретическом плане можно выделить, как наиболее перспективные, исследования, позволяющие расширить и наполнить конкретным содержанием механизмы социализациитребует детальной разработки и проблема методологического обеспечения исследований социализации. Необходимы экспериментальные исследования, позволяющие определить наиболее мощные детерминанты личности для определенных типов социализациииндивидуализации, сенситивные периоды становления отдельных свойств и интегральных образований личности.

Открываются перспективы экспериментальных исследований социализации в разных социальных средах (особенно в «ненормативных» условиях), а также процесса ресоциализации, вызванной включением субъекта в новые сложные условия (армия, места заключения, эмиграция). Было бы небезынтересно и рассмотрение особенностей профессиональной социализации и ресоциализации на разных этапах профессионализации личности с учетом предметного содержания деятельности.

Представляется весьма продуктивным дальнейшее продолжение разработки проблемы удовлетворенности собой в аспекте субъективного благополучия личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М.: Наука, 1973. С. 21—78.
  3. П.В., Панин А. В. Философия. М., 1996. — 276 с.
  4. Ю.Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: МГУ, 1987. -120 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980.-287 с.
  6. .Г. К онтопсихологии человека // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете / Под ред. Б. Г. Ананьева и А. А. Бодалева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.
  8. .Г. Психологическая структура субъекта деятельности // Человек и общество. Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1967.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1977. —380 с.
  10. .Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Вып. 9. — Л.: ЛГУ, 1971. С. 144−150.
  11. А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. — М.: Педагогика, 1982. Кн. 1. —295 с.
  12. А.Д. Мотивы, учения старшеклассников //Формирование личности старшеклассника. — М.: Педагогика, 1989. С. 56−67.
  13. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1998. — 376 с.
  14. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М.: МГУ, 1978. — 271 с.
  15. Г. М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
  16. Л.И. Психология личности как открытой системы // Вопросы психологии. 1970. — № 5. — С. 168−170.
  17. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 5. — С. 12−25.
  18. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — С. 6−19.
  19. Л.И. Теоретические проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1974. С. 278−300.
  20. Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности. -М., 1991. С. 5−38.
  21. Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. -М.: Аспект-Пресс, 1998. — 517 с.
  22. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  23. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. —240 с.
  24. А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установка в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой и И. Н. Богомоловой.-М.: МГУ, 1977.-С. 143−163.
  25. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Методы исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. -№ 3. — С. 152−162.
  26. И.Э. Структура личности. Киев: Наук. Думк., 1986. — 127 с.
  27. С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦ Социальное здоровье России, 1994. — 222 с.
  28. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. А. И. Федотова. СПб.: МФИН, 1992. — 448 с.
  29. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -420 с.
  30. В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 480 с.
  31. М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. С. 35−62.
  32. А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. -1993.-Т. 14.—№ 5.-С. 73−79.
  33. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-воМГУ, 1982.-200 с.
  34. А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. — № 1. С. 122−127.
  35. А.А. О личности по названию и о личности по сути // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб.: РГПУ, 1999.-С.6−7.
  36. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  37. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — № 4. 1978. С. 23−35.
  38. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. — М.: Знание, 1991.-80 с.
  39. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
  40. У. Два мира детства: Дети в США и СССР: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 168 с.
  41. С.А. Профессиональное самоопределение. // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991.-С. 6−22.
  42. А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. — 1993. Т. —№ 6. С. 3−15.
  43. А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. Т. 21. № 6. 2000. С. 5−11.
  44. Вызова В. М Ценностные ориентации коми и русского этносов // Психологический журнал. Т. 19. № 5. С. 60−70.
  45. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система//Психологический журнал. Т. 20. № 5. 1999. С. 38−44.
  46. А. Психическое развитие ребенка: Пер. с франц. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
  47. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. — М.: Академия, 1999. 440 с.
  48. Л.П. Социально-профессиональная ориентация молодежи. -Ашхабад: Ылым, 1988. 76 с.
  49. И.П. О личном авторитете руководителя // Социальная психология личности. JL: Знание, 1974. С. 77−87.
  50. Н.А. Динамика ценностных ориентаций, характера и самосознания в структуре личности школьника // Проблемы индивидуальности в онтопсихологии. СПб.: СПбГУ, 1994. С. 21−27.
  51. Вопросы психологии личности школьника /Под ред. Л. И. Божович, JI.B. Благонадежиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 407 с.
  52. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  53. Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч.: В 6 тт. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — С. 144−145.
  54. Jl.С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 тт. -М.: Педагогика, 1983. — Т. З 368 с.
  55. В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. — 175 с.
  56. В.И. Нервные дети. — Л.: Медицина, 1990. — 176 с.
  57. С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда. — М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 118−127.
  58. В.К. Структура личности и её становление // Проблема индивидуальности в онтопсихологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. С. 4−9.
  59. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704 с.
  60. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — № 3. С. 43−53.
  61. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2.
  62. Ю.Б. Введение в общую психологию М.: ЧеРо, 1996. -336 с.
  63. Р.Б. Социально-перцептивные процессы в управлении: Автореф. дисс. докт. психол. наук. СПб, 1992. — 55 с.
  64. А.Д. О задачах социальной психологии // Проблемы психологии и эргономики. Вып. 4. — Тверь-Ярославль, 1999. С. 23−24.
  65. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев: Наук, думк., 1988. 144 с.
  66. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наук, думк., 1984. — 208 с.
  67. Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПб., 1996.-34 с.
  68. Л.А. Методы онтопсихологии // Возрастные аспекты онтопсихологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. С. 16−25.
  69. JI.A., Шамионов P.M. Интеллектуальный потенциал и самооценка на этапе профессионального самоопределения личности // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Вып. 1. — Кемерово: Изд-во Куз-бассвузиздат, 1997. — С. 129−133.
  70. Ф.Н. О педагогических способностях учителя // Вопросы психологии личности. -М.: Учпедгиз, 1960. С. 197−213.
  71. А.И., Макаров М. Г. Общественная психология: Филос. и социал. — полит. Характеристика. -Л.: Наука, 1979. 216 с.
  72. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. -Л.: ЛГУ, 1991.-272 с.
  73. Н.А., Головей Л. А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации // Психологический журнал. 1987. — Т. 8. -№ 1.С. 99−106.
  74. В.В. Генезис развития личности в детском возрасте II Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 22−33.
  75. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.-239с.
  76. У. Психология. М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
  77. Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1996. — 351с.
  78. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  79. .И. О системе «личность» //Вопросы психологии. — 1985. -№ 5. С. 36−45.
  80. А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования. -М.: МГУ, 1984. — 208 с.
  81. А.И. О ценностных факторах формирования личности // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательный процесс.-М., 1975. С. 130−140.
  82. JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития //Советская этнография. —1985. -№ 5. С. 3−16.
  83. Е.М., Тихомандрицкая О. А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова и др. М.: Наука, 1994. — С.200−213.
  84. И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению — основное новообразование ранней юности // Формирование личности старшеклассника. — М.: Педагогика, 1989. С. 9−12.
  85. С.И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. Ярославль: ЯрГУ, 2000. — 108 с.
  86. С.И., Семенова И. В. Социально-политические ориентации современной молодежи // Социальная психологи: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль: МАПН, 2000. С. 234−237.
  87. М.В. Профессиональный тип личности и развитие нервно-психического напряжения в педагогической деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1995. — 21 с.
  88. А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования //Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4. С. 4−15.
  89. Ю.М. Проблема разработки практической психологии // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 3−20.
  90. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  91. В.П. Удовлетворенность трудом // Личность и деятельность. Вып. 11.-Л.: ЛГУ, 1982.
  92. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 3. — С. 35−43.
  93. Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. — 208 с.
  94. В.А. Психология отношения учащихся к деятельности. Авто-реф. дисс.. докт. психол. наук. — М., 1993.
  95. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975.-С. 241−254.
  96. А.В. Методологические основы психологии принятия решений. Ярославль: ЯрГУ, 1999. — 232 с.
  97. А.В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. — М. — Ярославль: Диа-пресс, 2000. — 284 с.
  98. М.М. Понимание противоречий как средство формирования профессиональной педагогической направленности студентов // Профессиональная ориентация школьников. — Ярославль: ЯГПИ, 1987. С. 74−81.
  99. М.М. Проблемность как единица педагогического мышления // Проблемы психологии и эргономики. Тверь-Ярославль: ППЦ «Взаимодействие», 1999. № 1. — С. 30−34.
  100. Е.А. О принципиальных основах управления процессом профессионализации личности на этапе выбора профессии // Тезисы к XX Международному психологическому конгрессу. М., 1972. — С.89−91.
  101. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, 1998.-350 с.
  102. Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-400 с.
  103. Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход): Автореф. дисс. .докт. психол. наук. Ярославль, 2000. — 55 с.
  104. А.Г. Курс лекций по социальной психологии. М.: Высшая школа, 1972. — 176 с.
  105. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Изд-во ин-та молодежи, 1996. — 214 с.
  106. О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подростка: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Саратов, 1998. — 20 с.
  107. В.В. Теоретические и экспериментальные основы интенсивных интегративных психотехнологий в социальной психологии: Автореф. дисс. докт. психол. наук. — Ярославль, 1999. 64 с.
  108. Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах II Вопросы психологии. — № 6. -1971. С. 103.
  109. М.А. Новый метод экспериментальной оценки отношения людей к волнующим их событиям //Вопросы психологии. — 1994. — № 1. — С. 97−104.
  110. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  111. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -255 с.
  112. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1980. -192 с.
  113. О.С., Суслова Е. А., Заикин Е. В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. 1995. — № З.С. 119−132.
  114. Ю.А. К проблеме социальной зрелости личности // Психология личности и время. Череповцы, 1991. С. 48−50.
  115. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод исследования. — М., 1977.
  116. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 58−68.
  117. Г. С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1969.
  118. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  119. А.А., Рыбалко Е. Ф. Теоретические и прикладные вопросы онтопсихологии // Возрастные аспекты онтопсихологии. — СПб.: СПбГУ, 1993. С. 5−16.
  120. Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Русский язык, 1998.
  121. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. -173 с.
  122. В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. -М.: Политиздат, 1986. 398 с.
  123. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -183 с.
  124. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание, 1985.-32 с.
  125. В.Н. Человек в мире информации // Социальная психология личности. — Л.: Знание, 1974. С. 150−163.
  126. В.Н. К вопросу о самооценке подростка // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. С. 62−69.
  127. В.Н. Некоторые проблемы формирования личности и самосознания // Человек и общество. Вып. 4. — Л.: ЛГУ, 1969. — С. 67−76.
  128. В.Н. Социальные стереотипы — условия и продукт социализации //Человек и общество. Вып. 9. Л.:ЛГУ, 1971. — С 184−193.
  129. А.Ф. Психология общая и экспериментальная. — СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001.
  130. А.Б., Чернышова О. Н. Психология труда и организационная психология. — М.: Радикс, 1995. 444 с.
  131. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. —304 с.
  132. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 1525.
  133. Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.: Изд. Дом «Ключ-С», 1999. — 224 с.
  134. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. — 350 с.
  135. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. -Т .2. № 1. С. 3−13.
  136. В.А. Необходимость разработки коммуникативной методологии // Социальный психолог. 2001. № 1. -С. 6−13.
  137. Мак-Даугол У. Основные проблемы социальной психологии: Пер. с англ. — М.: «Космосъ», 1916.-281 с.
  138. А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  139. А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.
  140. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
  141. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. — 423 с.
  142. А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности // Психологический журнал. 1995. — Т. 16.—№ 3.-С. 35−43.
  143. А. Психология жизни. СПб.: ИПЦ Паллада- ФМБ Пи-рал- ИКА Тайм-аут, 1992. — 56 с.
  144. Мид Д. Г. Сознание, личность и общество. М., 1934.
  145. Мид М. Культура и мир детства. -М.: Наука, 1980. 429 с.
  146. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. JL: ЛГПИ, 1973. С. 111−119.
  147. М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 44−53.
  148. Л.М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. — 1998. -№ 3. С. 3−16.
  149. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. -№ 4.-С. 28−38.
  150. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. — 1990. — № 3. С. 58−64.
  151. Л.М., Кричевский Р. Л. Профессиональная социализация личности // Проблемы профессиональной социализации личности. — Кемерово, 1996. С. 7−22.
  152. Т.А. Самоактуализация личности в педагогической деятельности. Саратов: СГПИ, 2000. — 50 с.
  153. С. Машина, творящая богов. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 560 с.
  154. А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза: ИПК и ПРО, 1994.
  155. А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999. — 184 с.
  156. К. Психология ответственности. — М.: Наука, 1983. -240 с.
  157. Мургулец J1.B. Методы социально-психологической диагностики личности. Л.: ЛГУ, 1990. — 71 с.
  158. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
  159. B.C. Возрастная психология. М., 1997. — 432 с.
  160. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека И Психологическая наука в СССР. Т. 2. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  161. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1980. — С. 35−38.
  162. В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. 356 с.
  163. В.И. Структурно-функциональное моделирование социально-перцептивных процессов в управлении: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. Ярославль, 2000. — 52 с.
  164. В.В. Социальная психология: феномен и наука. — М.: МАПН, 1998.-464 с.
  165. В.В. Социальная психология сегодня: отвечать действием // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4. С. 16−23.
  166. В.В. Психологические механизмы влияния социокультурной среды на формирование личности // Человек в современной социокультурной ситуации. СПб, 1994. С. 69−71.
  167. В.В. О совершенствовании психолого-педагогической подготовки студентов на основе психологических законов А.А. Ухтомского // Проблемы эффективности высшего технического образования. Рыбинск, 1997. С. 51−52.
  168. Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Работе с кадрами научное обеспечение. — Л., 1989.
  169. Н.Н. Межличностные отношения. — Л.: ЛГУ, 1979. 157 с.
  170. Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лы-бедь, 1990.- 191 с.
  171. И.М., Магун B.C. Психологические Характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов // Социальная психология. Л.: ЛГУ, 1979. С. 90−106.
  172. А.Т. Социальная ответственность личности в развитом социалистическом обществе. Саратов: СГУ, 1976. — 141 с.
  173. В.Н. Основания интегративных моделей психической организации человека // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб.: РГПУ, 1999. — С. 3−6.
  174. .Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
  175. .Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-351 с.
  176. .Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966. — 327 с.
  177. .Д. Анатомий общения. СПб., 1999. — 304 с.
  178. Л., Джон О. Психология личности. -М.: Аспект-Пресс, 2000. 607 с.
  179. А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 30−44.
  180. А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. № 1. 1991. — С. 57−66.
  181. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  182. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998. — 528 с.
  183. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  184. С.Е., Андреев Н. В. Личностное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. — 1989. — № 2. С. 3−10.
  185. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
  186. К.К. Личность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975. С. 72−88.
  187. Ю.П. Психология коллективной деятельности. Л.: ЛГУ, 1990. С. 5−141.
  188. Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации // Психологические закономерности профессионализации. — Ярославль: ЯГПУ, 1991.-С.95−109. '
  189. Ю.П. Психология становления профессионала. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. -100 с.
  190. Л.М. Психология самодеятельности: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. —М., 1992. -32 с.
  191. Л.М., Кашин А. П., Старшинова Т. А. Добро и зло в психологии человека. Казань: КГУ, 2000. — 176 с.
  192. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии // Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 272 с.
  193. A.M. Притязания и зрелости личности // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.-С. 67−90.
  194. Проблема личности в социальной психологии / Под ред. Е.В. Шоро-ховой, М. И. Бобневой. -М., 1979.
  195. Проблемы социализации индивида // Ученые записки ЛГУ. — Л., 1971. Вып. 6. С. 75.
  196. А.О., Васильева Т. Н. Связь черт характера и психических состояний педагогов // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 57−69.
  197. Т.В. Удовлетворенность подростков в связи с их индивидными и личностными характеристиками // Проблема индивидуальности в онтопсихологии. СПб.: СпбГУ, 1995. — С.51−55.
  198. Г. С., Степанский В. И., Фарютин В. П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 45−51.
  199. Г. С. Проявление феномена «автономности-зависимости» в учебной деятельности // Новые исследования в психологии. 1984. — № 2. -С. 48−52.
  200. Г. С. Критерий эффективности саморегуляции как основа для построения регуляторной теории личности // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. -Ярославль: МАПН, 2000. — Т. 3. С. 64−66.
  201. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А. А. Бодалева — JL: Изд-во ЛГУ, 1976.
  202. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 1991. — 152 с.
  203. Психология. Словарь // Под ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошев-ского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  204. А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. -1997. № 1. — С. 45−54.
  205. А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 83−88.
  206. А.А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. С. 34−39.
  207. А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000. -Т. 21. — № 3. — С. 88−95.
  208. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Изд-во Питер, 2000. — 416 с.
  209. Регуш H. JL Профессиональная идентичность на разных этапах педагогической деятельности // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. — С. 386−387.
  210. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. — Ярославль, 1999.-39 с.
  211. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 432 с.
  212. СЛ. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. -328 с.
  213. СЛ. Основы общей психологии: В 2 тт. -М.: Педагогика, 1989.-Т. 1.-488 с.
  214. С.Л. Основы общей психологии: В 2 тт. М.: Педагогика, 1989.-Т. 2.-328 с.
  215. Е.В. Социальная психология: курс лекций. Новоси^ бирск, 1997.-221 с.
  216. Е.Ф. Становление личности // Социальная психология личности.-Л.: Знание, 1974.-С. 20−31.
  217. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — Л.: ЛГУ, 1990.-252 с.
  218. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л: Наука, 1979. — 264 с.
  219. Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 69−77.
  220. В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Вестник СПбГУ. Сер. 6. — Вып. 4. — № 27. — С. 59−67.
  221. В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. — СПб.: СПбГУ, 1995. —200 с.
  222. A.Jl. Мотивы трудовой деятельности личности // Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974. С. 44−52.
  223. Р.Л. Ценностные ориентации молодежи //Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб.: СПбГУ, 1995. — С. 138−139.
  224. Т.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 56−62.
  225. А.Л. О социально-психологическом аспекте ответственности в деятельности специалиста: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — Л., 1976.- 15 с.
  226. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития //Вопросы психологии. 1998. —№ 6. — С. 3−17.
  227. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. -1996. -№ 5. -С. 38−50.
  228. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Киев: Наук, думка, 1989. — 200 с.
  229. Социологический энциклопедический словарь (на русск., англ., нем., франц. и чешек, языках) / Под ред. Г. В. Осипова. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. —488 с.
  230. Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 327−349.
  231. B.C., Грачева A.M., Нистратов А. А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере //Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 23−31.
  232. А.Г. Социально-психологические основы руководства. — М.: Экономика, 1971.-207 с.
  233. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979. — 288 с.
  234. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1980.-263 с.
  235. Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. А. Л. Свенцицкий. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  236. Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левкович. — М.: Наука, 1985. 232 с.
  237. Социальная психология и философия / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л.: ЛГПИ, 1973.-244 с.
  238. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. — 344 с.
  239. Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности // Под ред. В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1984. — 159 с.
  240. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 285 с.
  241. В.В. Семья как объект психодиагностики // Семья и формирование личности. М.: НИИ ОП, 1981. — С. 27−38.
  242. В.И. Внимание в структуре личности. Саратов: СГПИ, 1969.-19 с.
  243. В.И. К проблеме самонаправленного внимания. — Саратов: СГУ, 1992.- 128 с.
  244. В.И. О педагогическом такте у студентов: Очерки психологии педагогического такта. Саратов: СГУ, 1960. — С. 127−150.
  245. И.В. Психология педагогического такта. — Саратов: СГПИ, 1970.-280 с.
  246. И.В. Психология характера. Саратов: СГУ, 1970. — 80 с.
  247. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. —430 с.
  248. Т.Г. Эмоциональность как профессионально-важное качество учителя: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1997. -19 с.
  249. В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. 1995. Т. 16. — № 3. С. 23−34.
  250. В .Я. Личностные детерминанты социально-психологической адаптации к условиям профессиональной деятельности // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т. 3. — Ярославль: МАПН, 2000. С.138−142.
  251. O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 272 с.
  252. И.В. Профессиональная деформация личности как психологический феномен // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т. 3. — Ярославль: МАПН, 2000. — С. 143−145.
  253. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ОГИЗ, 1934.-С. 1211.
  254. Л.П. Влияние профессиональной деятельности на психику: факты, гипотезы, проблемы // Психологические закономерности профессионализации. Ярославль: ЯГПИ, 1991. — С. 31−39.
  255. Л.И. Некоторые вопросы изучения общих типов нервной системы и темпераментов детей // Вопросы психологии личности. — М.: Наука, 1960. С. 93−107.
  256. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 31−41.
  257. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Просвещение, 1989. — 206 с.
  258. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-С. 629.
  259. А.Р. Психология личностного становления профессионала. -М.-ИПРАН, 1998.-347 с. ¦
  260. А.Р. Формы становления личности в процессе её профессионализации // Вопросы психологии. — 1997. — № 2. С. 88−93.
  261. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников / Под ред. Г. Н. Филонова. -М., 1987. -181 с.
  262. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  263. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. / Под ред. Ю. М. Забродина, В. И. Похилько. М.: Прогресс, 1987. — 236 с.
  264. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». -Тбилиси: Мерани, 1991.—Кн. 1. С. 71−138.
  265. Фридман J1.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.-301 с.
  266. X. Мотивация и деятельность: В 2 тт. — М.: Педагогика, 1986.-Т. 1.-406 с.
  267. В.Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. 76 с.
  268. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999. — 608 с.
  269. Ценностные ориентации личности и массовая коммуникация // Под ред. В. В. Воглайда и др. — Тарту: Изд-во Тартуского госуниверситета, 1968.
  270. Ценностные ориентации и интересы школьников /Под ред. Т. Н. Мальковской. М., 1983.- 126 с.
  271. Ю.Ю., Шевчук В. Ф. Результаты диагностики и социально-психологической коррекции девиаций в поведении подростков // Социальная психология: практика. Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль: МАПН, 2000. С. 230−233.
  272. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 3−12.
  273. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипи-рованности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2.-С. 15−26.
  274. Э.С. Личность и профессия // Социальная психология личности. -Л.: Знание, 1974. С. 68−76.
  275. Э.С., Михеева С. М., Чикер В. А. Опыт построения модели личности членов инженерного коллектива // Социальная психология. JL: ЛГУ, 1979. С. 252−260.
  276. ПА. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  277. В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: Логос, 1996.-320 с.
  278. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 5. С. 13−26.
  279. P.M. Личность субъекта учебной и педагогической деятельности. Саратов: СГПИ, 1999. — 120 с.
  280. P.M. Социальная психология личности: теория и практика. Саратов: СГПИ, 2000. — 160 с.
  281. P.M. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов: СГПИ, 2000. — 240 с.
  282. Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. — М.:Владос, 1995. — Ч. 1.-544 с.
  283. Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. — 336 с.
  284. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544 с.
  285. П.Н. Современная социальная психология. М.: Наука, 1999.-392 с.
  286. П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979.
  287. П.Н. Исследования социальной установки в США // Вопросы философии. 1973. № 2. —г- С. 162−163.
  288. Е.В. Социально-психологическое понимание личности. -М., 1975.
  289. Е.В. Проблемы личности. М.: Наука, 1969.
  290. Е.В. Основные итоги социально-психологических исследований в институте психологии АН СССР // Психологический журнал. — Т. 3. — № 2. 1982. — С. 34−54.
  291. Э. Антикарнеги или человек-манипулятор. Минск-М.: ТПЦ Полифакт, 1991. — 212 с.
  292. Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. — М.: ВЦПНЛ, 1988.-140 с.
  293. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Прогресс-Универс, 1995. — 719 с.
  294. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
  295. В.А. Методология и техника социологического исследования. -Тарту: Изд-во ТГУ, 1969. 227 с.
  296. В.А. Личность как предмет изучения // Социальная психология /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979. — С. 75−80.
  297. В.А. Социологическое исследование. Самара: Изд-во Са-марск. ун-та, 1995.-331 с.
  298. М.Г., Анцыферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974. — 303 с.
  299. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. -527 с.
  300. К. Общая психопатология. -М.: Практика, 1997. 1056 с.
  301. Allport G.W. Pattern and growth in personality. N.Y., 1961. P. 200−310.
  302. Ashton T.D., Knapp L. Relationship of children’s career aspirations to parent’s occupations // J. Genet.Psychol. 1992. — № 3. — p. 355−357.
  303. A., Perrar К. — M. Die Messung von Burnout. Untersuchung einer deutchen Fassung des Maslach Burnout Inventory // Diagnostica. — 1992. — № 4. — s. 328−353.
  304. Ericson E.N. Identity and the life cycle. Psychological Issues Monograph I.N.Y.: Int. Univ. Press, 1959.
  305. Eysenck H.J. Reminiscence, motivation and personality: A case study in experimental psychology. N.Y. —^ London, 1977. 430 p.
  306. Goldberg L. The development of markers for the Big-Five factor structure / Psychological Assessment, 4. P. 26−42.
  307. Koestner R., Bernieri F., Luckerman M. Frait-specific versus person-specific moderators of cross-situational consistency // J. Pers. — 1989. — Vol. 57. — № l.-p. 1−16.
  308. Orpen Ch., Bonnici J. The causes and consequences of pay satisfaction: A test of Lawler’s model // Psychology. 1990. — № 1. P. 27−29.
  309. Ostroff C., Kozlowski S. Organizational socialization as a learning process: The role of information acquisition // Pers. Psychol. 1992. — № 4. p. 849 874.
  310. Perez J., Mugny G. Psicologia de la influencia social. Valencia: Promoli-bro, 1988, —228 p.
  311. Harrington T.F., O’shea A.J. Career decision making system. Odessa, Florida, 1987.-28 p.
  312. Holland J.L. Manual Supplement. Odessa, Florida, 1987. — 17 p.
  313. Hunt S., Hilton C. Individual Development and Social Experience. London, Gorge Allen and Unvin Ltd., 1986. 290 p.
  314. Lamiell J.T. The Psychology of Personality: An Epistemological Inquiry. -N.Y.: Colambia University Press. 1987. — 217 p.
  315. Serge G., Douglas P.M. Type of academic training and causal attributions for social problems // Eur. J. Soc. Psychol. 1990. — Vol. 20. № 1. — p. 61−75.
  316. Stephen K.B. The role of attribution theory in personnel employment selection: A review of the recent literature / J. Gen. Psychol. — 1989. — Vol. 116.— № 2.-p. 181−196.
  317. Willard H.W. Social relationships and their developmental significance //Airier. Psichol. 1989. — Vol. 44. — № 2. — p. 120−126.
  318. Zelen S.L.(ed.) Self-representation. The Second Attribution Personality Theory Conference. — N.Y., Springer-Verlag, 1988.- 178 p.
Заполнить форму текущей работой