Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации
Диссертация
В соответствии с теорией иерархических многоуровневых систем, результаты социализации на разных ее этапах могут становиться факторами, причинами при переходе на следующую стадию. Так, конкретизируя положение о системах со сменными основаниями, мы предложили свои идеи в отношении смены интегральных критериев и оснований в процессе социализации личности. В частности, нами показано, что для… Читать ещё >
Содержание
- РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Глава.
- 1. 1. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. 1. Методологические основы исследования
- 1. 1. 2. Проблема личности в социальной психологии
- 1. 1. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
- 1. 2. ДЕТЕРМИНАНТЫ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
- 1. 2. 1. Категория личности и ее детерминанты
- 1. 2. 2. Структура личности
- 2. 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
- 2. 1. 1. Понятие, содержание и факторы социализации
- 2. 1. 2. Соотношение понятий социализация, воспитание, развитие, становление
- 2. 1. 3. Социализация и ресоциализация
- 2. 2. МЕХАНИЗМЫ И СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
- 2. 5. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОТНОШЕНИЕ И
- 2. 4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
- 2. 4. 1. Институциональная детерминация социализации
- 2. 4. 2. Обобщенная модель социализации личности
- 2. 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
- 2. 5. 1. Профессионально-личностное самоопределение
- 2. 5. 2. Соотношение профессионального и личностного развития
- 2. 5. 3. Профессиональная социализация в педагогической деятельности
- 3. 1. КРИТЕРИИ И ЭФФЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- 3. 1. 1. Интегральные критерии социализации
- 3. 1. 2. Линейные критерии социализации
- 3. 2. МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 4. 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД
- 4. 1. 1. Структура личностной зрелости
- 4. 4.1.2. Основные этапы становления личностной зрелости в подростковом и юношеском возрасте
- 4. 1. 3. Внешние детерминанты в процессе становления личностной зрелости
- 4. 1. 4. Личностная зрелость и интеллект
- 4. 2. ФАКТОР ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
- 4. 2. 1. Фактор личностной зрелости в социальных взаимоотношениях
- 4. 2. 2. Фактор личностной зрелости в профессиональном самоопределении и деятельности
- 4. 3. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИЧНОСТИ В ЕЕ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
- 4. 3. 1. Внутренние и внешние детерминанты в личностном самоопределении
- 4. 3. 2. Ценностные ориентации и направленность личности поколений
- 4. 3. 3. Внешние и внутренние детерминанты личности в профессиональном самоопределении
- 4. 4. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
- 4. Раздел 5. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИЧНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ КРИТЕРИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВО ВЗРОСЛОСТИ
- 5. 1. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК КРИТЕРИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- 5. 1. 1. Динамика самоактуализации в процессе профессиональной социализации личности
- 5. 1. 2. Самоактуализация и ценности труда
- 5. 1. 3. Успешность деятельности и самоактуализация
- 4. Глава
- 5. 2. КРИТЕРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
- 5. 2. 1. Самоактуализация и удовлетворенность личности
- 5. 2. 2. Самоконтроль и удовлетворенность собой
- 5. 2. 3. Структура социально-психологических состояний и свойств и удовлетворенность личности
- 5. 2. 4. Состояния и свойства личности, удовлетворенность жизнью в условиях этнической социализации
- 5. 2. КРИТЕРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М.: Наука, 1973. С. 21—78.
- Алексеев П.В., Панин А. В. Философия. М., 1996. — 276 с.
- Алешина Ю.Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: МГУ, 1987. -120 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980.-287 с.
- Ананьев Б.Г. К онтопсихологии человека // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете / Под ред. Б. Г. Ананьева и А. А. Бодалева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура субъекта деятельности // Человек и общество. Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1967.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1977. —380 с.
- Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Вып. 9. — Л.: ЛГУ, 1971. С. 144−150.
- Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. — М.: Педагогика, 1982. Кн. 1. —295 с.
- Андреева А.Д. Мотивы, учения старшеклассников //Формирование личности старшеклассника. — М.: Педагогика, 1989. С. 56−67.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1998. — 376 с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М.: МГУ, 1978. — 271 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
- Анцыферова Л.И. Психология личности как открытой системы // Вопросы психологии. 1970. — № 5. — С. 168−170.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 5. — С. 12−25.
- Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — С. 6−19.
- Анцыферова Л.И. Теоретические проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1974. С. 278−300.
- Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности. -М., 1991. С. 5−38.
- Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. -М.: Аспект-Пресс, 1998. — 517 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. —240 с.
- Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установка в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой и И. Н. Богомоловой.-М.: МГУ, 1977.-С. 143−163.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Методы исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. -№ 3. — С. 152−162.
- Бекешкина И.Э. Структура личности. Киев: Наук. Думк., 1986. — 127 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦ Социальное здоровье России, 1994. — 222 с.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. А. И. Федотова. СПб.: МФИН, 1992. — 448 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -420 с.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 480 с.
- Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. С. 35−62.
- Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. -1993.-Т. 14.—№ 5.-С. 73−79.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-воМГУ, 1982.-200 с.
- Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. — № 1. С. 122−127.
- Бодалев А.А. О личности по названию и о личности по сути // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб.: РГПУ, 1999.-С.6−7.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — № 4. 1978. С. 23−35.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. — М.: Знание, 1991.-80 с.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
- Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 168 с.
- Боровикова С.А. Профессиональное самоопределение. // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991.-С. 6−22.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. — 1993. Т. —№ 6. С. 3−15.
- Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. Т. 21. № 6. 2000. С. 5−11.
- Вызова В. М Ценностные ориентации коми и русского этносов // Психологический журнал. Т. 19. № 5. С. 60−70.
- Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система//Психологический журнал. Т. 20. № 5. 1999. С. 38−44.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка: Пер. с франц. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
- Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. — М.: Академия, 1999. 440 с.
- Веревкин Л.П. Социально-профессиональная ориентация молодежи. -Ашхабад: Ылым, 1988. 76 с.
- Волков И.П. О личном авторитете руководителя // Социальная психология личности. JL: Знание, 1974. С. 77−87.
- Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентаций, характера и самосознания в структуре личности школьника // Проблемы индивидуальности в онтопсихологии. СПб.: СПбГУ, 1994. С. 21−27.
- Вопросы психологии личности школьника /Под ред. Л. И. Божович, JI.B. Благонадежиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 407 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч.: В 6 тт. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — С. 144−145.
- Выготский Jl.С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 тт. -М.: Педагогика, 1983. — Т. З 368 с.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. — 175 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети. — Л.: Медицина, 1990. — 176 с.
- Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда. — М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 118−127.
- Гербачевский В.К. Структура личности и её становление // Проблема индивидуальности в онтопсихологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. С. 4−9.
- Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704 с.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — № 3. С. 43−53.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию М.: ЧеРо, 1996. -336 с.
- Гительмахер Р.Б. Социально-перцептивные процессы в управлении: Автореф. дисс. докт. психол. наук. СПб, 1992. — 55 с.
- Глоточкин А.Д. О задачах социальной психологии // Проблемы психологии и эргономики. Вып. 4. — Тверь-Ярославль, 1999. С. 23−24.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев: Наук, думк., 1988. 144 с.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наук, думк., 1984. — 208 с.
- Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПб., 1996.-34 с.
- Головей Л.А. Методы онтопсихологии // Возрастные аспекты онтопсихологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. С. 16−25.
- Головей JI.A., Шамионов P.M. Интеллектуальный потенциал и самооценка на этапе профессионального самоопределения личности // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Вып. 1. — Кемерово: Изд-во Куз-бассвузиздат, 1997. — С. 129−133.
- Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя // Вопросы психологии личности. -М.: Учпедгиз, 1960. С. 197−213.
- Горячева А.И., Макаров М. Г. Общественная психология: Филос. и социал. — полит. Характеристика. -Л.: Наука, 1979. 216 с.
- Грановская P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. -Л.: ЛГУ, 1991.-272 с.
- Грищенко Н.А., Головей Л. А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации // Психологический журнал. 1987. — Т. 8. -№ 1.С. 99−106.
- Давыдов В.В. Генезис развития личности в детском возрасте II Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 22−33.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.-239с.
- Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
- Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1996. — 351с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
- Додонов Б.И. О системе «личность» //Вопросы психологии. — 1985. -№ 5. С. 36−45.
- Донцов А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования. -М.: МГУ, 1984. — 208 с.
- Донцов А.И. О ценностных факторах формирования личности // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательный процесс.-М., 1975. С. 130−140.
- Дробижева JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития //Советская этнография. —1985. -№ 5. С. 3−16.
- Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О. А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова и др. М.: Наука, 1994. — С.200−213.
- Дубровина И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению — основное новообразование ранней юности // Формирование личности старшеклассника. — М.: Педагогика, 1989. С. 9−12.
- Ерина С.И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. Ярославль: ЯрГУ, 2000. — 108 с.
- Ерина С.И., Семенова И. В. Социально-политические ориентации современной молодежи // Социальная психологи: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль: МАПН, 2000. С. 234−237.
- Журавкова М.В. Профессиональный тип личности и развитие нервно-психического напряжения в педагогической деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1995. — 21 с.
- Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования //Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4. С. 4−15.
- Забродин Ю.М. Проблема разработки практической психологии // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 3−20.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
- Захаров В.П. Удовлетворенность трудом // Личность и деятельность. Вып. 11.-Л.: ЛГУ, 1982.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 3. — С. 35−43.
- Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. — 208 с.
- Зобков В.А. Психология отношения учащихся к деятельности. Авто-реф. дисс.. докт. психол. наук. — М., 1993.
- Зотова О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975.-С. 241−254.
- Карпов А.В. Методологические основы психологии принятия решений. Ярославль: ЯрГУ, 1999. — 232 с.
- Карпов А.В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. — М. — Ярославль: Диа-пресс, 2000. — 284 с.
- Кашапов М.М. Понимание противоречий как средство формирования профессиональной педагогической направленности студентов // Профессиональная ориентация школьников. — Ярославль: ЯГПИ, 1987. С. 74−81.
- Кашапов М.М. Проблемность как единица педагогического мышления // Проблемы психологии и эргономики. Тверь-Ярославль: ППЦ «Взаимодействие», 1999. № 1. — С. 30−34.
- Климов Е.А. О принципиальных основах управления процессом профессионализации личности на этапе выбора профессии // Тезисы к XX Международному психологическому конгрессу. М., 1972. — С.89−91.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, 1998.-350 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-400 с.
- Клюева Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход): Автореф. дисс. .докт. психол. наук. Ярославль, 2000. — 55 с.
- Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. М.: Высшая школа, 1972. — 176 с.
- Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Изд-во ин-та молодежи, 1996. — 214 с.
- Кодатенко О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подростка: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Саратов, 1998. — 20 с.
- Козлов В.В. Теоретические и экспериментальные основы интенсивных интегративных психотехнологий в социальной психологии: Автореф. дисс. докт. психол. наук. — Ярославль, 1999. 64 с.
- Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах II Вопросы психологии. — № 6. -1971. С. 103.
- Котик М.А. Новый метод экспериментальной оценки отношения людей к волнующим их событиям //Вопросы психологии. — 1994. — № 1. — С. 97−104.
- Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -255 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1980. -192 с.
- Копина О.С., Суслова Е. А., Заикин Е. В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. 1995. — № З.С. 119−132.
- Косолапов Ю.А. К проблеме социальной зрелости личности // Психология личности и время. Череповцы, 1991. С. 48−50.
- Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод исследования. — М., 1977.
- Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 58−68.
- Костюк Г. С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1969.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
- Крылов А.А., Рыбалко Е. Ф. Теоретические и прикладные вопросы онтопсихологии // Возрастные аспекты онтопсихологии. — СПб.: СПбГУ, 1993. С. 5−16.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Русский язык, 1998.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. -173 с.
- Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. -М.: Политиздат, 1986. 398 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -183 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание, 1985.-32 с.
- Куницына В.Н. Человек в мире информации // Социальная психология личности. — Л.: Знание, 1974. С. 150−163.
- Куницына В.Н. К вопросу о самооценке подростка // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. С. 62−69.
- Куницына В.Н. Некоторые проблемы формирования личности и самосознания // Человек и общество. Вып. 4. — Л.: ЛГУ, 1969. — С. 67−76.
- Куницына В.Н. Социальные стереотипы — условия и продукт социализации //Человек и общество. Вып. 9. Л.:ЛГУ, 1971. — С 184−193.
- Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. — СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001.
- Леонова А.Б., Чернышова О. Н. Психология труда и организационная психология. — М.: Радикс, 1995. 444 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. —304 с.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 1525.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.: Изд. Дом «Ключ-С», 1999. — 224 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. — 350 с.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. -Т .2. № 1. С. 3−13.
- Мазилов В.А. Необходимость разработки коммуникативной методологии // Социальный психолог. 2001. № 1. -С. 6−13.
- Мак-Даугол У. Основные проблемы социальной психологии: Пер. с англ. — М.: «Космосъ», 1916.-281 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. — 423 с.
- Махнач А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности // Психологический журнал. 1995. — Т. 16.—№ 3.-С. 35−43.
- Менегетти А. Психология жизни. СПб.: ИПЦ Паллада- ФМБ Пи-рал- ИКА Тайм-аут, 1992. — 56 с.
- Мид Д. Г. Сознание, личность и общество. М., 1934.
- Мид М. Культура и мир детства. -М.: Наука, 1980. 429 с.
- Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. JL: ЛГПИ, 1973. С. 111−119.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 44−53.
- Митина Л.М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. — 1998. -№ 3. С. 3−16.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. -№ 4.-С. 28−38.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. — 1990. — № 3. С. 58−64.
- Митина Л.М., Кричевский Р. Л. Профессиональная социализация личности // Проблемы профессиональной социализации личности. — Кемерово, 1996. С. 7−22.
- Молодиченко Т.А. Самоактуализация личности в педагогической деятельности. Саратов: СГПИ, 2000. — 50 с.
- Московичи С. Машина, творящая богов. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 560 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза: ИПК и ПРО, 1994.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999. — 184 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. — М.: Наука, 1983. -240 с.
- Мургулец J1.B. Методы социально-психологической диагностики личности. Л.: ЛГУ, 1990. — 71 с.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997. — 432 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека И Психологическая наука в СССР. Т. 2. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1980. — С. 35−38.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. 356 с.
- Назаров В.И. Структурно-функциональное моделирование социально-перцептивных процессов в управлении: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. Ярославль, 2000. — 52 с.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. — М.: МАПН, 1998.-464 с.
- Новиков В.В. Социальная психология сегодня: отвечать действием // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4. С. 16−23.
- Новиков В.В. Психологические механизмы влияния социокультурной среды на формирование личности // Человек в современной социокультурной ситуации. СПб, 1994. С. 69−71.
- Новиков В.В. О совершенствовании психолого-педагогической подготовки студентов на основе психологических законов А.А. Ухтомского // Проблемы эффективности высшего технического образования. Рыбинск, 1997. С. 51−52.
- Никифоров Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Работе с кадрами научное обеспечение. — Л., 1989.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. — Л.: ЛГУ, 1979. 157 с.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лы-бедь, 1990.- 191 с.
- Палей И.М., Магун B.C. Психологические Характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов // Социальная психология. Л.: ЛГУ, 1979. С. 90−106.
- Панов А.Т. Социальная ответственность личности в развитом социалистическом обществе. Саратов: СГУ, 1976. — 141 с.
- Панферов В.Н. Основания интегративных моделей психической организации человека // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб.: РГПУ, 1999. — С. 3−6.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-351 с.
- Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966. — 327 с.
- Парыгин Б.Д. Анатомий общения. СПб., 1999. — 304 с.
- Первин Л., Джон О. Психология личности. -М.: Аспект-Пресс, 2000. 607 с.
- Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 30−44.
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. № 1. 1991. — С. 57−66.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998. — 528 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
- Пиняева С.Е., Андреев Н. В. Личностное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. — 1989. — № 2. С. 3−10.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
- Платонов К.К. Личность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975. С. 72−88.
- Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Л.: ЛГУ, 1990. С. 5−141.
- Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации // Психологические закономерности профессионализации. — Ярославль: ЯГПУ, 1991.-С.95−109. '
- Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. -100 с.
- Попов Л.М. Психология самодеятельности: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. —М., 1992. -32 с.
- Попов Л.М., Кашин А. П., Старшинова Т. А. Добро и зло в психологии человека. Казань: КГУ, 2000. — 176 с.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии // Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 272 с.
- Прихожан A.M. Притязания и зрелости личности // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.-С. 67−90.
- Проблема личности в социальной психологии / Под ред. Е.В. Шоро-ховой, М. И. Бобневой. -М., 1979.
- Проблемы социализации индивида // Ученые записки ЛГУ. — Л., 1971. Вып. 6. С. 75.
- Прохоров А.О., Васильева Т. Н. Связь черт характера и психических состояний педагогов // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 57−69.
- Прохоренко Т.В. Удовлетворенность подростков в связи с их индивидными и личностными характеристиками // Проблема индивидуальности в онтопсихологии. СПб.: СпбГУ, 1995. — С.51−55.
- Прыгин Г. С., Степанский В. И., Фарютин В. П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 45−51.
- Прыгин Г. С. Проявление феномена «автономности-зависимости» в учебной деятельности // Новые исследования в психологии. 1984. — № 2. -С. 48−52.
- Прыгин Г. С. Критерий эффективности саморегуляции как основа для построения регуляторной теории личности // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. -Ярославль: МАПН, 2000. — Т. 3. С. 64−66.
- Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А. А. Бодалева — JL: Изд-во ЛГУ, 1976.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 1991. — 152 с.
- Психология. Словарь // Под ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошев-ского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Реан А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. -1997. № 1. — С. 45−54.
- Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 83−88.
- Реан А.А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. С. 34−39.
- Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000. -Т. 21. — № 3. — С. 88−95.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Изд-во Питер, 2000. — 416 с.
- Регуш H. JL Профессиональная идентичность на разных этапах педагогической деятельности // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. — С. 386−387.
- Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. — Ярославль, 1999.-39 с.
- Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 432 с.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. -328 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 тт. -М.: Педагогика, 1989.-Т. 1.-488 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 тт. М.: Педагогика, 1989.-Т. 2.-328 с.
- Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций. Новоси^ бирск, 1997.-221 с.
- Рыбалко Е.Ф. Становление личности // Социальная психология личности.-Л.: Знание, 1974.-С. 20−31.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — Л.: ЛГУ, 1990.-252 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л: Наука, 1979. — 264 с.
- Самоукина Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 69−77.
- Семенов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Вестник СПбГУ. Сер. 6. — Вып. 4. — № 27. — С. 59−67.
- Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. — СПб.: СПбГУ, 1995. —200 с.
- Свенцицкий A.Jl. Мотивы трудовой деятельности личности // Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974. С. 44−52.
- Сизых Р.Л. Ценностные ориентации молодежи //Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб.: СПбГУ, 1995. — С. 138−139.
- Сидорова Т.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 56−62.
- Слободской А.Л. О социально-психологическом аспекте ответственности в деятельности специалиста: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — Л., 1976.- 15 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития //Вопросы психологии. 1998. —№ 6. — С. 3−17.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. -1996. -№ 5. -С. 38−50.
- Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Киев: Наук, думка, 1989. — 200 с.
- Социологический энциклопедический словарь (на русск., англ., нем., франц. и чешек, языках) / Под ред. Г. В. Осипова. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. —488 с.
- Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 327−349.
- Собкин B.C., Грачева A.M., Нистратов А. А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере //Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 23−31.
- Сороковой А.Г. Социально-психологические основы руководства. — М.: Экономика, 1971.-207 с.
- Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979. — 288 с.
- Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1980.-263 с.
- Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. А. Л. Свенцицкий. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левкович. — М.: Наука, 1985. 232 с.
- Социальная психология и философия / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л.: ЛГПИ, 1973.-244 с.
- Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. — 344 с.
- Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности // Под ред. В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1984. — 159 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 285 с.
- Столин В.В. Семья как объект психодиагностики // Семья и формирование личности. М.: НИИ ОП, 1981. — С. 27−38.
- Страхов В.И. Внимание в структуре личности. Саратов: СГПИ, 1969.-19 с.
- Страхов В.И. К проблеме самонаправленного внимания. — Саратов: СГУ, 1992.- 128 с.
- Страхов В.И. О педагогическом такте у студентов: Очерки психологии педагогического такта. Саратов: СГУ, 1960. — С. 127−150.
- Страхов И.В. Психология педагогического такта. — Саратов: СГПИ, 1970.-280 с.
- Страхов И.В. Психология характера. Саратов: СГУ, 1970. — 80 с.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. —430 с.
- Сырицо Т.Г. Эмоциональность как профессионально-важное качество учителя: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1997. -19 с.
- Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. 1995. Т. 16. — № 3. С. 23−34.
- Тернопол В .Я. Личностные детерминанты социально-психологической адаптации к условиям профессиональной деятельности // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т. 3. — Ярославль: МАПН, 2000. С.138−142.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 272 с.
- Тихонова И.В. Профессиональная деформация личности как психологический феномен // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т. 3. — Ярославль: МАПН, 2000. — С. 143−145.
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ОГИЗ, 1934.-С. 1211.
- Урванцев Л.П. Влияние профессиональной деятельности на психику: факты, гипотезы, проблемы // Психологические закономерности профессионализации. Ярославль: ЯГПИ, 1991. — С. 31−39.
- Уманский Л.И. Некоторые вопросы изучения общих типов нервной системы и темпераментов детей // Вопросы психологии личности. — М.: Наука, 1960. С. 93−107.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 31−41.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Просвещение, 1989. — 206 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-С. 629.
- Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала. -М.-ИПРАН, 1998.-347 с. ¦
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе её профессионализации // Вопросы психологии. — 1997. — № 2. С. 88−93.
- Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников / Под ред. Г. Н. Филонова. -М., 1987. -181 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. / Под ред. Ю. М. Забродина, В. И. Похилько. М.: Прогресс, 1987. — 236 с.
- Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». -Тбилиси: Мерани, 1991.—Кн. 1. С. 71−138.
- Фридман J1.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.-301 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 тт. — М.: Педагогика, 1986.-Т. 1.-406 с.
- Хотинец В.Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. 76 с.
- Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999. — 608 с.
- Ценностные ориентации личности и массовая коммуникация // Под ред. В. В. Воглайда и др. — Тарту: Изд-во Тартуского госуниверситета, 1968.
- Ценностные ориентации и интересы школьников /Под ред. Т. Н. Мальковской. М., 1983.- 126 с.
- Черво Ю.Ю., Шевчук В. Ф. Результаты диагностики и социально-психологической коррекции девиаций в поведении подростков // Социальная психология: практика. Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль: МАПН, 2000. С. 230−233.
- Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 3−12.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипи-рованности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2.-С. 15−26.
- Чугунова Э.С. Личность и профессия // Социальная психология личности. -Л.: Знание, 1974. С. 68−76.
- Чугунова Э.С., Михеева С. М., Чикер В. А. Опыт построения модели личности членов инженерного коллектива // Социальная психология. JL: ЛГУ, 1979. С. 252−260.
- Шавир ПА. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: Логос, 1996.-320 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 5. С. 13−26.
- Шамионов P.M. Личность субъекта учебной и педагогической деятельности. Саратов: СГПИ, 1999. — 120 с.
- Шамионов P.M. Социальная психология личности: теория и практика. Саратов: СГПИ, 2000. — 160 с.
- Шамионов P.M. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов: СГПИ, 2000. — 240 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. — М.:Владос, 1995. — Ч. 1.-544 с.
- Шевеленкова Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. — 336 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544 с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: Наука, 1999.-392 с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979.
- Шихирев П.Н. Исследования социальной установки в США // Вопросы философии. 1973. № 2. —г- С. 162−163.
- Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности. -М., 1975.
- Шорохова Е.В. Проблемы личности. М.: Наука, 1969.
- Шорохова Е.В. Основные итоги социально-психологических исследований в институте психологии АН СССР // Психологический журнал. — Т. 3. — № 2. 1982. — С. 34−54.
- Шостром Э. Антикарнеги или человек-манипулятор. Минск-М.: ТПЦ Полифакт, 1991. — 212 с.
- Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. — М.: ВЦПНЛ, 1988.-140 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Прогресс-Универс, 1995. — 719 с.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
- Ядов В.А. Методология и техника социологического исследования. -Тарту: Изд-во ТГУ, 1969. 227 с.
- Ядов В.А. Личность как предмет изучения // Социальная психология /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979. — С. 75−80.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Самара: Изд-во Са-марск. ун-та, 1995.-331 с.
- Ярошевский М.Г., Анцыферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974. — 303 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. -527 с.
- Ясперс К. Общая психопатология. -М.: Практика, 1997. 1056 с.
- Allport G.W. Pattern and growth in personality. N.Y., 1961. P. 200−310.
- Ashton T.D., Knapp L. Relationship of children’s career aspirations to parent’s occupations // J. Genet.Psychol. 1992. — № 3. — p. 355−357.
- Bussing A., Perrar К. — M. Die Messung von Burnout. Untersuchung einer deutchen Fassung des Maslach Burnout Inventory // Diagnostica. — 1992. — № 4. — s. 328−353.
- Ericson E.N. Identity and the life cycle. Psychological Issues Monograph I.N.Y.: Int. Univ. Press, 1959.
- Eysenck H.J. Reminiscence, motivation and personality: A case study in experimental psychology. N.Y. —^ London, 1977. 430 p.
- Goldberg L. The development of markers for the Big-Five factor structure / Psychological Assessment, 4. P. 26−42.
- Koestner R., Bernieri F., Luckerman M. Frait-specific versus person-specific moderators of cross-situational consistency // J. Pers. — 1989. — Vol. 57. — № l.-p. 1−16.
- Orpen Ch., Bonnici J. The causes and consequences of pay satisfaction: A test of Lawler’s model // Psychology. 1990. — № 1. P. 27−29.
- Ostroff C., Kozlowski S. Organizational socialization as a learning process: The role of information acquisition // Pers. Psychol. 1992. — № 4. p. 849 874.
- Perez J., Mugny G. Psicologia de la influencia social. Valencia: Promoli-bro, 1988, —228 p.
- Harrington T.F., O’shea A.J. Career decision making system. Odessa, Florida, 1987.-28 p.
- Holland J.L. Manual Supplement. Odessa, Florida, 1987. — 17 p.
- Hunt S., Hilton C. Individual Development and Social Experience. London, Gorge Allen and Unvin Ltd., 1986. 290 p.
- Lamiell J.T. The Psychology of Personality: An Epistemological Inquiry. -N.Y.: Colambia University Press. 1987. — 217 p.
- Serge G., Douglas P.M. Type of academic training and causal attributions for social problems // Eur. J. Soc. Psychol. 1990. — Vol. 20. № 1. — p. 61−75.
- Stephen K.B. The role of attribution theory in personnel employment selection: A review of the recent literature / J. Gen. Psychol. — 1989. — Vol. 116.— № 2.-p. 181−196.
- Willard H.W. Social relationships and their developmental significance //Airier. Psichol. 1989. — Vol. 44. — № 2. — p. 120−126.
- Zelen S.L.(ed.) Self-representation. The Second Attribution Personality Theory Conference. — N.Y., Springer-Verlag, 1988.- 178 p.