Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности умственной деятельности младших подростков, испытывающих трудности в учении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимостью пересмотра традиционных представлений об организации, формах и средствах учебного процесса. Невозможно поднять образовательный уровень учащихся только за счет увеличения объема предлагаемого для изучения теоретического материала, порой ненужного, перегружающего головы детей (А.К.Маркова, А. Г. Лидере, 1992), а зачастую и вовсе «проходящего мимо», не оставляющего никакого следа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности умственной деятельности младших подростков и проблема неуспеваемости
    • 1. 1. Проблема школьной неуспеваемости и факторы ее вызывающие
    • 1. 2. Структура умственной деятельности и ее особенности
    • 1. 3. Проблема взаимодействия образных и символических компонентов в структуре умственной деятельности
    • 1. 4. Предмет, гипотезы и задачи исследования
  • Глава 2. Эмпирическое исследование структурно-уровневых характеристик умственной деятельности младших подростков, испытывающих трудности в учении
    • 2. 1. Разработка тестовой методики ЗОВ и ее апробация
    • 2. 2. Результаты исследования особенностей умственной деятельности младших подростков в аспекте оперирования символической и образной формами презентации информации
  • Глава 3. Организация процесса обучения слабо успевающих по русскому языку младших подростков с учетом особенностей их умственной деятельности
    • 3. 1. Обоснование методики проведения формирующего эксперимента по повышению эффективности усвоения орфографических правил
    • 3. 2. Влияние тренинговых занятий с использованием знаково-образного стимульного материала на эффективность усвоения орфографических правил

Особенности умственной деятельности младших подростков, испытывающих трудности в учении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на неослабевающий интерес психологов и педагогов к явлению неуспеваемости школьников и факторам ее вызывающим, проблема взаимосвязи особенностей умственного развития младших подростков с их успеваемостью не теряет своей актуальности. Это обусловлено, на наш взгляд, следующим:

1) требованиями повышения образовательного уровня учащихся, предъявляемыми обществом современной школе, и в связи с этим ориентацией школы на увеличение объема знаний по различным дисциплинам;

2) необходимостью пересмотра традиционных представлений об организации, формах и средствах учебного процесса. Невозможно поднять образовательный уровень учащихся только за счет увеличения объема предлагаемого для изучения теоретического материала, порой ненужного, перегружающего головы детей (А.К.Маркова, А. Г. Лидере, 1992), а зачастую и вовсе «проходящего мимо», не оставляющего никакого следа в их памяти. Таким образом, проблема передачи знаний учащимся закономерно порождает проблему поиска резервных возможностей умственного развития учеников, опора на которые при организации процесса обучения повысит эффективность усвоения знаний учащимися, а стало быть и эффективность труда учителя. Как правило, учитель, будучи озабочен изложением материала по предмету и ожидая от учеников максимально точного воспроизведения полученных знаний, забывает о том приоритете, который должен отдаваться не объему предлагаемого ученикам теоретического материала, а организации мыслительной деятельности учащихся по овладению этим материалом. Изучение же особенностей взаимодействия различных форм репрезентации материала (действенной, образной и символической) в структуре умственной деятельности ученика (Дж.Брунер, А. Н. Поддъяков, А.И.Раев) может быть рассмотрено как один из вариантов выявления и изучения резервных возможностей умственной деятельности учащихся.

3) реальными трудностями, встающими перед учителем в ходе учебного процесса. Трудностями выяснения причин неуспеваемости учеников, слабого усвоения получаемых знаний. Известно, что причины слабого усвоения знаний могут быть различны: это и первичные отклонения и задержки в развитии интеллекта, недоразвитие высших психических функций (Л.С.Выготский) и вторичные, появляющиеся в результате педагогической запущенности (Т.А.Власова, М. С. Певзнер, 1973, С. Я. Рубинштейн, 1971). Подобные трудности касаются не только учителя, работающего в классе. В равной степени это и трудности родителей, не обладающих достаточными психолого-педагогическими знаниями и в силу этого не могущих помочь своему ребенку оптимально организовать его учебную деятельность. Это, естественно, и трудности самих учащихся, имеющих скудный вербальный опыт, меньший запас знаний и представлений об окружающем мире (Н.А.Менчинская, 1971), не владеющих логическими приемами (определение понятий через род и видовое отличие, классификация понятий и т. п.) (Н.А.Подгорецкая, 1980) и отличающихся инертностью мышления, невозможностью смены единожды выбранных способов действия.

Выяснение причин трудностей, испытываемых ребенком в учении, будет способствовать оптимальной организации взаимодействия учителя и учащихся.

4) наконец, проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что особенности умственной деятельности именно младших подростков, развитие способности к восприятию и переработке различных форм представления информации у детей этой возрастной группы изучены недостаточно. В то же время значительно большее внимание в трудах педагогов и психологов уделяется особенностям умственной деятельности дошкольников и младших школьников.

Цель диссертационного исследования: теоретически проанализировать и провести эмпирическое исследование особенностей умственной деятельности младших подростков и выявить связь между данными особенностями (в частности особенностями взаимодействия различных форм репрезентации материала в структуре их умственной деятельности) и учебной успеваемостью.

Предмет исследования: особенности умственной деятельности младших подростков, испытывающих трудности в учении, рассматриваемые в аспекте оперирования символической и образной формами презентации информации. Как известно, категория трудности может быть рассмотрена в различных аспектах: и в социальном, и в педагогическом, и в субъективно-психологическом. В психологической литературе проблема трудностей анализируется достаточно широко, причем не только в негативном, но и в позитивном влиянии их на успеваемость учащихся. Имеется ряд работ, специально посвященных (Кириченко Т.Ф.) изучению трудностей, испытываемых учащимися в учении. В нашем же исследовании речь идет о таких особенностях умственной деятельности учащихся исследуемой возрастной группы, которые оказывают влияние на эффективность усвоения данными учащимися материала, предлагаемого для изучения учебными программами шестого класса.

Защищаемые положения: 1) младшие подростки, испытывающие трудности в учении, представляют собой неоднородную группу с точки зрения особенностей взаимодействия различных форм репрезентации материала в структуре их умственной деятельности;

2) имеется связь между успеваемостью младших подростков и структурно-уровневыми характеристиками их умственной деятельности (в частности, со способностью к восприятию и переработке символической и образной информации);

3) форма презентации учебного материала по-разному влияет на успешность усвоения знаний учащимися с различными вариантами соотношения вербальных и невербальных компонентов в структуре их умственной деятельности;

4) организация учебного материала с учетом особенностей умственной деятельности младших подростков в коррекционной работе и в деятельности учителя приводит к уменьшению субъективных трудностей, испытываемых данными подростками в учении.

Для проверки выдвинутых гипотез необходимо было решить следующие задачи:

• разработать методику для измерения структурно-уровневых характеристик умственной деятельности (в аспекте соотношения символической и образной форм репрезентации) учащихся шестых классов;

• выявить связь между структурно-уровневыми характеристиками умственной деятельности младших подростков и их успеваемостью;

• провести формирующий эксперимент с использованием специально подобранного стимульного материала для определения влияния формы презентации учебной информации на успешность усвоения знаний (в частности, по русскому языку).

Исследование проводилось в течение 1996 — 1998 годов в школах № 2, 20, 25 и 26 города Пскова.

Испытуемые: учащиеся 6-х классов, как хорошо, так и слабо успевающие по различным предметам, в частности по русскому языку. Отдельную группу испытуемых составили дети с ЗПР, учащиеся класса выравнивания. В общей сложности в течение двух лет в исследовании принимало участие 260 испытуемых.

Научная новизна: выявлены связи между структурно-уровневыми характеристиками умственной деятельности младших подростков и их успешностью в учении.

Достоверность обобщений и выводов из эмпирических фактов подтверждается наличием статистически достоверных коэффициентов связи и различий.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при чтении лекций и проведении практических занятий по курсам возрастной, педагогической и общей психологии, в работе методистов. Разработанная нами методика исследования может быть использована школьными психологами для диагностики особенностей умственной деятельности младших подростков, а методика и стимульный материал формирующего эксперимента — в практической деятельности учителя русского языка.

Объем работы. Содержание изложено на 160 страницах машинописного текста, включающего: введение, три главы, заключение, список литературы, содержащий 126 наименований, приложение. В диссертации имеется 33 таблицы.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии ПГПИ им. С. М. Кирова, содержание отражено в двух печатных работах автора (40, 83 по списку литературы).

2.2. Результаты исследования особенностей умственной деятельности младших подростков в аспекте оперирования символической и образной формами презентации информации.

Сопоставление результатов, полученных при тестировании учащихся с помощью методик КОТ и ЗОВ, наличие корреляционных связей между отдельными соотносительными показателями тестов, выявленными при пилотажном исследовании испытуемых, позволяют предположить возможность использования ЗОВ для диагностики возрастных особенностей структуры и уровня развития умственной деятельности учащихся 6-х классов общеобразовательной школы.

На данном этапе исследования были поставлены следующие задачи: 1) выявить различия в точности выполнения заданий тестовой методики ЗОВ между отдельными категориями учащихся. В связи с этим выборка испытуемых была значительно расширена (п=260) и выделились следующие категории испытуемых:

• мальчики, хорошо успевающие по русскому языку;

• девочки, хорошо успевающие по русскому языку;

• мальчики, слабо успевающие по русскому языку;

• девочки, слабо успевающие по русскому языку;

• мальчики с замедлением темпа психического развития;

• девочки с замедлением темпа психического развития.

Предполагалось, что будет выявлено соотношение уровней развития способности испытуемых-младших подростков к восприятию и оперированию материалом, представленным в символической и образной формах. Помимо этого, предполагалось, что будут выявлены различия между выделенными категориями учащихся как в общем количестве выполненных заданий теста (продуктивность) и количестве правильно решенных заданий (точность) в целом, так и в показателях по каждому из трех блоков тестовых заданий (на вербальном, знаковом и образном материале);

2) выявить различия по отдельным переменным между группой мальчиков и девочек в целом, без учета успеваемости;

3) определить средние значения и стандартные отклонения по отдельным, интересующим нас переменным, таким как:

• точность выполнения заданий с вербальным материалом,.

• точность выполнения заданий со знаковым материалом,.

• точность выполнения заданий с образным материалом;

4) в соответствии с вычисленными средними значениями по интересующим нас переменным выделить три уровня точности по каждой из этих переменных: высокий, средний, низкий;

5) исходя из означенных уровней по каждому из 3-х основных параметров, определить, какие типы учащихся могут быть выделены в зависимости от сочетания уровней развития способности к восприятию и переработке материала, представленного в вербальной, знаковой и образной форме.

Количественная представленность различных групп испытуемых такова:

А. Учащиеся 6-х классов общеобразовательной школы и гимназического отделения («интеллектуальная норма»), п = 235. А.1. мальчики (п = 102),.

А. 1.1. хорошо успевающие по русскому языку (средний балл 3,6 — 4,9), n=51, А.1.2. слабо успевающие по русскому языку (средний балл 2,4 — 3,5), п= 51, А.2. девочки (п = 133),.

А.2.1.хорошо успевающие по русскому языку (средний балл 3,6 — 4,9), п =86, А.2.2. слабо успевающие по русскому языку (средний балл 2,4 — 3,5), п =47, Б. учащиеся класса выравнивания (дети с ЗПР), п = 25, Б.1. мальчики (средний балл по русскому языку 2,2 — 3,0), п = 13,.

Б.2. девочки (средний балл по русскому языку 2,2 — 3,2), п = 12.

Рассмотрим показатели по тесту ЗОВ, полученные на выборке учащихся 6-ых классов общеобразовательной школы и гимназии (п=235). Результаты выполнения теста ЗОВ (общая выборка, п = 235).

Заключение

.

Теоретический анализ проблемы особенностей умственной деятельности младших подростков и анализ результатов, полученных в нашем эмпирическом исследовании, позволил сделать следующие выводы:

1. В результате проведенного эмпирического исследования особенностей умственного развития младших подростков, испытывающих трудности в учении, было получено подтверждение гипотез исследования.

2. Младшие подростки (12 лет), испытывающие трудности в учении, с точки зрения особенностей их умственной деятельности в аспекте оперирования символической и образной формами презентации информации, представляют собой далеко не однородную группу.

3. Установлена связь между успешностью младших подростков в учебной деятельности (как по суммарному показателю успеваемости, так и по показателю успеваемости по основным предметам, изучаемым в 6-м классе) и уровнем развития их способности оперировать материалом, представленным в символической и образной форме.

4. На успешность усвоения знаний (в частности по русскому языку) оказывает влияние форма презентации учебной информации: использование знаково-образного стимульного материала при обучении орфографическим понятиям (в сочетании с вербальным) повышает эффективность усвоения знаний по русскому языку младшими подростками, испытывающими субъективные трудности при восприятии и оперировании вербальной информациейизучение орфографических понятий с использованием знаково-образного стимульного материала младшими подростками с высоким уровнем развития способности к восприятию и переработке вербальной информации не оказывает существенного влияния на эффективность усвоения ими орфографических понятий (однако, данные подростки отмечают субъективную предпочтительность именно такого способа изучения и усвоения знаний по русскому языку) — использование только вербальной формы презентации учебного материала при обучению орфографическим понятиям младших подростков с низким уровнем развития способности к восприятию и переработке вербальной информации приводит к слабому усвоению данных понятий подростком, не формирует умения у шестиклассника применять изученное орфографическое правило на письме (количество орфографических ошибок, допущенных на только что изученное орфографическое правило, часто не только не уменьшается, но даже увеличивается в письменных работах подростков).

5. Организация предлагаемого для изучения учебного материала с учетом особенностей умственной деятельности младших подростков в аспекте оперирования символической и образной формами презентации информации приводит к уменьшению субъективных трудностей, испытываемых данными подростками в учении, к повышению эффективности усвоения знаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход.//М.: Знание, 1992−77с., ил.
  2. А.А. Взаимодействие образных и символических структур в развивающемся интеллекте ребенка. Автореф. дисс. на соискание уч еной степени канд. психол. наук.// Л., 1980 — 25 с.
  3. А.А. Методика исследования символических взаимодействий в мышлении ребенка. В кн. Психология познания и обучения. Сборник научных трудов. XXXI Герценовские чтения.// Л., 1978, 64 е., с. 47−50.
  4. Ананьев Б.Г.О проблемах современного человекознания.//М:Наука, 1977−380с.
  5. .Г. Человек как предмет познания.//Л.: изд-во ЛГУ, 1968 339 с.
  6. А. Психологическое тестирование. 2 т.// М: Педагогика, 1982−295 с.
  7. Р. Новые очерки по психологии искусства.//М.: Прометей, 1994 -352 с.
  8. М.А., Логинова Н. А. К проблеме соотношения некоторых содержательных и структурных характеристик интеллекта. / В кн. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Под ред. Н. В. Кузьминой.//Л., 1974, вып. 2, с. 63−66.
  9. Р. Развитие Я-концепции и воспитание.//М., 1986 247 с. Ю. Бернштейн Н. А. Новые линии развития физиологии и их соотношение с кибернетикой. /В кн. Философские вопросы физиологии ВНД и психомоторики.// М.: АН СССР, 1963, с. 299−322.
  10. А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. Сборник статей. Пер. с фр.// Гос. изд-во Украины, 1923 179 е., илл.
  11. БлейхерВ.М.Клиника приобретенного слабоумия.//Киев:Здоровъя, 1976−152с.
  12. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология.//Ташкент:Медицина, 1976−325с.
  13. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности.// Киев: Вища школа, 1978−142с., ил.
  14. Д.Н. Психология усвоения орфографии. Изд.2, перераб. и доп.// М.: Просвещение, 1966 306 с.
  15. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.//М.: АПН РСФСР, 1959 346 с.
  16. Дж. О познавательном развитии. / В кн. Исследование развития познавательной деятельности. Под ред. Брунера, Р. Олвер, П.Гринфилд. Пер. с англ.//М.: Педагогика, 1971, с.25−98.
  17. Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. Пер. с англ.// М. Прогресс, 1977 412 с.
  18. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта.//Киев: Вища школа, 1985−175с., ил.
  19. Л.М. " Искусственный интеллект" и стратегия анализа познавательных структур естественного интеллекта./ В кн. Интеллект человека и программы ЭВМ.//М.: Наука, 1979, с. 196−200.
  20. Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике. / В кн. Психодиагностика: теория и практика. / Под ред. Н. Ф. Талызиной.//М.: Прогресс, 1986−205с., ил.
  21. Г. В. Формирование геометрических понятий на основе восприятий и представлений./Автореф.канд. пед. наук.(по психологии).// М., 1954 19 с.
  22. Л. С. Развитие высших психических функций.//М.: Изд во АПН РСФСР, 1960 — 500 с.
  23. ГабайТ.В. Учебная деятельность и ее средства.//М.:изд-во МГУ, 1988 255 с.
  24. М. В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем. / В кн. Психологические проблемы переработки знаковой информации. Ред.кол. Рубахин В. Ф. (отв. ред) и др. //М.: Наука, 1977, с. 5−8.
  25. Э.Г., Холодная М. А., Демидова Л. Н. Психологические основы конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания.//Психологический журнал, т. 14, № 6, 1993.
  26. Н.В. Поморфемное проговаривание как одно из средствформирования орфографических навыков./ Автореф.канд. психол. наук.//1. М., 1969- 18 с.
  27. Д. Три стороны интеллекта. / В кн. Психология мышления: Сборник переводов с нем. и англ. / Под ред. А. М. Мапошкина.// М.: Прогресс, 1965, с 433−456.
  28. М. Об особенностях различения как мыслительного процесса (на материале усвоения частей речи и членов предложения учащимися средних классов).// Л., 1961−75с.
  29. Гуревич JLM. Принцип нормативности в изучении и диагностировании мышления. //Психологический журнал, т. 15, № 1, 1994.
  30. Л.В. Соттношение теоретического и практического в обучении орфографии / Автореферат.канд.пед.наук// М., 1990 15 с.
  31. Диагностика умственного развития дошкольника / Под. ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской.// М.: Педагогика, 1978 248 с., илл.
  32. В.А. О развитии логического мышления учащихся 5−7-х классов на занятиях по русскому языку.//Гос. Уч.-пед. Изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР / М., 1956 63 с.
  33. Н. И. Интеллект, язык и речь. / В кн. Нарушение речи у детей: сборник статей, сост. Р. А. Белова Давид.// М.: Просвещение, 1972, с9−31.
  34. С.В. Формирование орфографических действий (у младших школьников).// М.: Просвещение, 1965 354 с.
  35. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников.//М.: Просвещение, Владос, 1994 320 с
  36. А.Н., Иванова Е. В. Русский язык, орфография, набор обучающих схем для учащихся и преподавателей.// М., 1996 43 с
  37. Э. В. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка (речи). //Вопросы философии, 1977, № 6, с 92−96
  38. Е.П. Изучение свойств нервной системы. //Ярославль: изд-во ЯрГУ, 1978−94с.
  39. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. //М.: Просвещение, 1968 286 с.
  40. КалмыковаЗ.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога.//М, 1982 96 с.
  41. В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. //Л.: изд-во ЛГУ, 1984−216с.
  42. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся.// М.: Педагогика, 1971- 112с.
  43. З.И. Использование средств наглядности на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие. //М., МГПИ, 1989 — 58 с.
  44. Н.Д. Психология характера. 3- е изд., испр. и доп.//М.: Просвещение, 1969 424 с
  45. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.//М.: Политиздат, 1975 -304 с.
  46. Й. Процесс и структура человеческого учения./ пер. с чешек // М.: Прогресс, 1970 685 с.
  47. . Б. Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения. / В кн.: Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под. ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова.//М.: изд-во АПН РСФСР, 1961, с 185−191.
  48. А.Н. Исследование структурных уровней организации мышления. Автореф.канд. психол. наук.//М., 1979−18с.
  49. А. А. Образ, мысль и речь в разумной деятельности ребенка -дошкольника.//Уч. зап. ЛГПИ им. Герцена, 1946, т. 53, с 28−37.
  50. А. А. Очерки психического развития ребенка // М.: изд -во АПН РСФСР, 1959 548 с.
  51. А.Д. Взаимоотношение образных и вербальных компонентовмышления в процессах понимания. Автореф.канд. психол. наук.// М., 1983−19с
  52. А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.//М., 1980−134с.
  53. Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку. Пособие для учащихся.// М., 1992 — 109 с.
  54. М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся (экспериментальное психологическое исследование обучение пониманию предложений при чтении).// М.: Педагогика, 1989 144 с.
  55. А.Н., Савченко B.C. Справочные опорные таблицы и схемы по русскому языку, 5−9 классы.// Минск, «Нар. асвета», 1992 160 с.
  56. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект// М., Новая школа, 1995 96 с.
  57. М. М. Соотношение образов, актуализируемых словесным описанием и кинофильмом.// Вопросы психологии, 1975, № 4, с. 118−123.
  58. Е. В. Особенности распознавания объектов на основе наглядно выраженных признаков. В кн. Психология познания и обучения. Сборник научных трудов. XXXI Герценовские чтения.// Л, 1978, с. 1−5.
  59. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова.//М.: Педагогика, 1988- 192 е., ил.
  60. . Психология интеллекта.- В кн. Пиаже Ж. Избр. психологические труды /пер с фр. и англ. //М.: Просвещение, 1969, с.55−232.
  61. Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. //М.: изд-во МГУ, 1980−149с.
  62. Н.Н. Мышление дошкольника.//М.: Педагогика, 1977−272 с., илл.
  63. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В. Д. Шадрикова. //М.: Просвещение, 1990 142 е., илл.
  64. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие.//М. Просвещение, 1967, 263 с.
  65. Я.А. Развитие психологической организации интеллектуальной деятельности. В кн. Принцип развития в психологии / отв. ред. Л. И. Анциферова.// М.: Наука, 1978, с. 63−80.
  66. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики.// М.: изд -во МГУ, 1989 176 с.
  67. Проблема умственного развития и его диагностика. / Материалы UII межвузовской научной конференции. Под ред. А. Н. Крылова.//Горький, 1971−86с.
  68. Е.П. Структурирование теоретических знаний учащихся по русскому языку. 5−9 классы (учебное пособие) //Самара, 1992 61 с.
  69. Психические особенности слабоуспевающих школьников. / Под ред. И.Ломпшера.//М.: Педагогика, 1984 184 с
  70. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Ред. кол. А. А. Бодалев (отв. ред.) и др. //Л.: изд-во ЛГУ, 1976 248 с.
  71. Психологическая диагностика детей и подроостков./ Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. //М.: Международ, пед. акад., 1995 360 с.
  72. Психологические исследования познавательных процессов и личности./ Под ред. Д. Ковача, Б. Ф. Ломова.//М.:Наука, 1983−216с., ил.
  73. Психологические основы воспитания и обучения. Материалы 23-й научной конференции СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта (СПб, 25−26 декабря 1997-го года)//Санкт-Петербург, 1997 -с.23−28.
  74. Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников./ Ученые записки.// Казань, 1980- с.
  75. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. / Под ред. Н, А.Менчинской.// М.: Педагогика, 1971 272 е., илл.
  76. Психология усвоения грамматики и орфографии./ Сборник под ред. Д. Н. Богоявленского.// М.: АПН РСФСР, 1961 183 с.
  77. Психосемиотика познавательной деятельности и общения. Межвузовский сборник научных трудов. Ред. кол. Гамезо М. В. (отв. ред.) и др., вып. 2 //М, 1990- 174 с.
  78. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) Под ред. Б. Г. Ананьева, Е.И.Степановой// М. Педагогика, 1977−198с.
  79. Развитие учащихся в процессе обучения (1−2 класс) / Под. ред. Л. В. Занкова.//М.: изд-во АПН РСФСР, 1963 292 е., илл.
  80. JI.A. Развитие обобщения у младших школьников в условиях программированного обучения.- Автореф.канд. психол. наук.//Л., 1970−21с.
  81. Рекомендации по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ / Под. ред. Ю.К.Бабанского// М., 1979 -187 с.
  82. Т.А. Развитие воображения. / В кн. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина.//М.: Просвещение, 1964, с. 247−267.
  83. С. JI. К вопросу о стадиях наблюдения. В кн. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.// М.: Педагогика, 1973, с. 102−115.
  84. С.Л. Основы общей психологии.//М.: Учпедгиз, 1940- 596 с.
  85. М.В. От наглядных образов к научным понятиям.//Киев: Радяньска школа, 1987 79 с.
  86. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении.//М.: изд-во МГУ, 1985 136 с.
  87. Н.Г. Знак и символ в обучении. //М.: изд-во МГУ, 1988 288 с.
  88. Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./ Сборник научных трудов.// С-Пб.: Образование, 1995 143с.
  89. А.В. Наглядный образ в структуре познания.//М.: Политиздат, 1971 -271 с.
  90. В. И. Эмпирическое исследование организации предметного содержания сознания. / В кн. Опыт системного исследования психики ребенка./Под ред. Н. И. Непомнящей.//М.: Педагогика 1975, с.84−118.
  91. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. / Ред.кол. Л. А. Венгер (отв. ред.).//М.: Интор, 1996 128 с.
  92. А. А. Проблемы психологии памяти //М.:Просвещение, 1966−424с.
  93. Смольникова Е. К. Психологические особенности усвоения математическихзнаний в разных знаковых системах. Автореф.канд.психол.наук //Л., 199 016с.
  94. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. / Под ред. Н. Н. Поддъякова. // М.: Педагогика, 1980 216 с.
  95. Е. И. О несовпадении уровней пространственного восприятия и воображения. / В кн. Проблемы восприятия пространства и времени. / Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова.// Л. 1961, с. 92−94
  96. Е.И., Петров Я. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых.//Л., 1981- .
  97. Структура интеллекта взрослых. / Сборник научных трудов./ Под ред. Е. И. Степановой, Я. И. Петрова.// Л., 1 979 108. Сухобская Г. С. Об особенностях обобщения и автоматизации в процессеформирования навыков орфографии. Автореф.канд. пед. наук.//Л., 1959 19 с.
  98. Г. С. Усвоение знаний по русскому языку учащимися вечерних школ.// М.: Просвещение, 1965 78 с.
  99. Х.М. Психологические основы методики обучения с помощью схем-конспектов./Автореф.канд. психол. наук.//Баку, 1995- 28с.
  100. O.K. Структура мыслительной деятельности человека (опыт теоретического и экспериментального исследования).// М: изд-во МГУ, 1969−304с.
  101. П. Культурно- историческое развитие вербального мышления. -Автоореф.канд. психол. Наук//М., 1987−18с.
  102. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.// М.: Педагогика, 1990−188с.
  103. Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. //Л., 1990 145 с.
  104. Формирование учебной деятельности школьников./ Под ред. В. В. Давыдова, И Ломпшера, А. К. Марковой.//М.: Педагогика, 1982 215 с. Пб. Хамблин Д. Формирование учебных навыков.//М.:Педагогика, 1986−160с.
  105. М.А. Интегральные структуры понятийного мышления.// Томск, 1983−391с.
  106. М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта.// Киев, 1990 74 с.
  107. М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта. -Автореф.докт. психол. наук.//М., 1990−38с.
  108. М. А. Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления. Автореф.канд. психол. наук. //Л, 1974 — 17 с.
  109. ЦетлинВ.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение.//М. :Педагогика, 1977−120с.
  110. М. Н. Мышление школьника. //М.: Учпедгиз, 1963 256 с.
  111. А. И. Психологическая структура личности и закономерности ее формирования. //Учен. зап. ЛГПИ им. Герцена 1971, т. 445, с. 3−31.
  112. И. С. Развитие пространственного мышления школьника. //М.: Педагогика, 1980 240 с.
  113. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. //Л.: изд-во ЛГУ, 1988 160 .
Заполнить форму текущей работой