Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы теоретической и методологической подготовки психолога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С. 9. «Специфика объектов психологии. Почти все целостные объекты психологии — это объекты, непосредственно нс наблюдаемые (образ, мысль, сознание, личность и др.). Исключение составляют лишь акты деятельности (их внешнее проявление). Другая особенность, что большинство из них не обладает отчетливыми пространственными признаками и нельзя построить их описание на основе пространственной структуры… Читать ещё >

Основы теоретической и методологической подготовки психолога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как бы тривиально это ни звучало, но основами теоретической и методологической подготовки специалиста любого профиля деятельности является обучение в различных системах образования и повышения квалификации, в том числе в процессе самостоятельного образования. Пропуская все подготовительные этапы этого процесса, приступим к рассмотрению того, что вас, например, заинтересовала какая-либо проблема (в том числе написание квалификационной работы) и решить ее необходимо с позиций науки, а не житейской практики и обиходных понятий. Каков начальный этан этого процесса в науке, мы уже постарались показать. Исследуется, изучается проблема, исходя из существующих теоретических положений, концепций, взглядов, определяется ее актуальность, выдвигаются цели и задачи исследования, определяются область, объект и предмет исследования, создается (идеальная, основанная на ваших представлениях) модель психической реальности, подлежащая исследованию, которая формулируется в виде гипотезы (гипотез), подлежащей проверке эмпирическим путем на ее приемлемость или несостоятельность.

Следующий вопрос практический: с чего начинать?

Алгоритм первоначального исследования проблемы (с формальной стороны ее разработки и представления результатов) выработан многовековой практикой, и пока ничего лучше не существует. Исследовательская работа начинается с библиографической подготовки, результатами которой являются обоснование проблемы, ее актуальности и методологических путей решения, изложенных выше. Излагается вся эта работа в литературном обзоре (глава 1 любого научного исследования) и обосновывается списком литературных источников, помещенных в конце работы.

Библиографическая подготовка. При изучении состояния психологической проблемы, но литературным источникам целесообразна следующая последовательность работы.

  • 1. Ознакомиться с определениями основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме, используя словари и энциклопедии, в первую очередь философские и психологические (психология за историю своего становления заимствовала очень много понятий из области философии), причем различных авторов, составителей и за различные года издания. В них часто можно найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на ученых, внесших основной вклад в исследование изучаемого явления. Помимо этого, в ряде определений понятий и категорий, вы найдете некоторые разночтения в понимании с позиций определенного методологического подхода, а это уже основа для выявления противоречий (существенных или несущественных) в трактовке дефиниций (понятий, терминов). Даже внимательный первичный анализ позволяет, как правило, выделить общие позиции авторов и некоторые особенности их подходов к проблеме. Эти моменты следует описать и в соответствии с этим определить свою позицию и подходы к решению данной проблемы.
  • 2. Начинать предварительное знакомство с предметом исследования следует по периодическим изданиям. Наиболее фундаментальными и распространенными из них являются: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета, серия 14. Психология». В последние годы стали выпускаться журналы «Иностранная психология», «Психологическое обозрение», «Мир психологии», «Акмеология», «Детский практический психолог», «Московский психотерапевтический журнал», «Журнал практического психолога». Помимо этого, статьи по психологической тематике публикуются в других журналах, но смежным наукам и отраслям научного знания, например «Вопросы философии», «Вопросы педагогики», «Человек», «Дошкольное воспитание», в военных журналах «Военная мысль», «Зарубежное военное обозрение», «Военно-медицинский журнал» и т. д.

Работу с периодическими изданиями и литературными источниками лучше начинать с последних выпусков текущего года и просмотреть их за три-пять последних лет в зависимости от сложности проблемы. В журналах опубликованы как статьи теоретического характера, так и результаты прикладных, экспериментальных исследований. Все публикации, относящиеся к вашей проблеме, следует просмотреть и заинтересовавшие вас выписать. Для начала желательно, чтобы подобных публикаций было 10—15. Уже такое количество позволяет определить степень и направления разработанности проблемы, выявить недостаточно разработанные аспекты и более точно сформулировать свою проблему и тему исследования. Кроме того, все статьи заканчиваются списком литературы, в том числе и иностранных источников. Данная литература помогает сориентироваться в отборе авторов, внесших наибольший вклад в разработку данной проблемы. В публикациях, освещающих результаты прикладных, экспериментальных исследований, излагаются актуальность проблемы, цель, задачи, предмет исследования, гипотезы, а также остальные этапы исследования. Эти статьи помогут вам сориентироваться в направлениях, методах исследования, способах обработки и формах представления будущего экспериментального материала.

Другим наиболее значимым периодическим изданием является ежемесячный реферативный журнал ВИНИТИ: «04. Биология. Раздел (МП. Психология». Данный журнал является крупнейшим в мире информационным изданием в области естественных и технических наук. В нем публикуются упорядоченные совокупности библиографических записей, включающих библиографические описания, рефераты и аннотации, которые опубликованы в мире на различных языках. Рефераты составляются на статьи из периодических и продолжающихся изданий, книги, депонированные научные работы. Аннотации, краткое изложение сути работы, результатов, выводы даются в переводе на русском языке. Особенно необходима работа с этим изданием в целях знакомства с современными зарубежными публикациями по проблеме и для студентов, не достаточно владеющих иностранными языками.

Следующим этапом, который может оказать незаменимую помощь в определении проблемы, путей и методов ее исследования, является знакомство и изучение авторефератов диссертаций, защищенных по данной проблеме.

Новым источником информации по психологии является Интернет. Для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов и веб-страниц.

Результатом этой работы станет вполне осознанное представление места ваших исследований в общей работе по научной проблеме, алгоритма проведения исследования и научной формы представления результатов.

3. В процессе изучения состояния проблемы необходимо составлять библиографию по интересующей вас теме с помощью доступного для вас систематического каталога. В систематическом каталоге библиографические ссылки сгруппированы, но темам. Просмотрите несколько разделов каталога, попадающих в смысловое поле предмета исследования.

Библиографическое описание каждой публикации лучше делать на отдельной карточке стандартного размера. Такие карточки накапливаются и составляют затем личную картотеку. Манипулируя с карточками, легко делать выборки из картотеки, менять ее структуру и т. д. Личная научная картотека, построенная, но систематизированному, а не алфавитному принципу, более удобна. Картотека может размещаться как в специальном ящичке (что боле удобно), так и в папках. Можно составлять картотеку по отдельной теме и в тетради, но и в этом случае следует выделить отдельные разделы по проблемам, определениям и т. д.

Еще более эффективна картотека в виде файла в персональном компьютере. Используя функцию поиска, можно очень быстро находить нужных авторов или составлять тематические подборки. Для этого вместе с выходными данными каждого литературного источника указывайте ключевые слова, т. е. основные понятия, отражающие направленность и содержание публикации.

Проделав такую библиографическую подготовку, вы будете иметь представление о количестве публикаций по интересующей вас теме, о временных рамках публикаций, об интересе ученых к данной проблеме, сможете выделить наиболее плодовитых авторов.

Особенности работы с научной литературой. Многолетняя педагогическая практика показывает, что независимо от возраста и системы обучения (очное, заочное), учащиеся не всегда уделяют должное внимание правильной, аккуратной и тщательной работе с научными литературными источниками. Это зачастую приводит к потере значительной доли информации, невозможности достоверной ссылки на научные источники, поверхностному изложению взглядов, концепций на уровне общих рассуждений и т. д.

Лучше начинать чтение с наиболее известных цитируемых авторов и тех, кто внес наибольший вклад в начальный период изучения проблемы, — так легче будет понимать содержание многих других работ.

Целесообразно вначале просмотреть отобранные книги, а не читать первую от начала и до конца. Особое внимание следует уделить книгам, имеющим предметный указатель, ознакомьтесь с его помощью с важнейшими для вас фрагментами книги. Нередко после этого выясняется, что читать книгу целиком нет необходимости.

Если вы читаете библиотечную книгу, определенно заслуживающую внимания, лучше ее конспектировать при чтении. Если вы пожалеете на это время, то, весьма вероятно, затратите его йотом больше на повторные обращения к ней.

Если сокращать и выделять основное содержание не удается, можно переписать для себя выводы автора в том виде, в каком они изложены в работе.

Примите в своих конспектах систему обозначений, которая позволит вам уверенно различать по прошествии времени цитированные отрывки, ваше сокращенное изложение мыслей автора, ваши комментарии и замечания. Целесообразно указывать в конспекте, к каким страницам публикации относится каждый его фрагмент. Для цитат это совершенно необходимо. Приведем пример оформления карточки, записи в конспекте со ссылкой на литературу.

К проблеме предмета и объекта в психологии

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

Проблема объекта

С. 8. «Имеются основания считать, что объекты онтофизиологии и возрастной психологии, сексологии, соматологии и типологии высшей нервной деятельности — определенные свойства индивида — являются исходными, первичными особенностями человеческой природы [курсив. — Лет.]».. и далее в монографии указывается.

Проблема предмета

С. 8. «Однако при комплексном изучении природы человека как индивида нельзя ограничиваться суммированием сводных данных, взятых из каждой дисциплины порознь. Основная и самая сложная задача — обнаружить взаимосвязи между первичными природными свойствами [курсив. — Авт.]».

Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984.

С. 9. «Специфика объектов психологии. Почти все целостные объекты психологии — это объекты, непосредственно нс наблюдаемые (образ, мысль, сознание, личность и др.). Исключение составляют лишь акты деятельности (их внешнее проявление). Другая особенность, что большинство из них не обладает отчетливыми пространственными признаками и нельзя построить их описание на основе пространственной структуры, как например сомы человека. Поэтому в психологии мы имеем дело главным образом с концептуальным отражением целостных реальностей… Объектами целостного исследования являются как компоненты психики (психические реакции, процессы, функции, состояния, свойства), так и психика в целом, личность, Как целостные образования изучаются группы и коллективы, системы людей и автоматов и т. д.».

Конспектирование ускоряет система сокращений. Можно использовать свою систему, но, вероятно, эффективнее обратиться к имеющимся разработкам. Однако универсальные рекомендации относительно способов конспектирования вряд ли могут быть даны, поскольку индивидуальные предпочтения в этой области весьма разнообразны и зависят от личностных особенностей мышления, памяти, психомоторики, опыта и др.

В конспекте работы, описывающей экспериментальное исследование, надо отметить такие его характеристики: используемые методики, в том числе описание оригинальных (авторских) методик, основные процедуры эксперимента, объем выборки испытуемых, социо-демографические и другие значимые параметры выборки (всегда важны данные возраста, пола, уровня образования, профессии, принадлежности к определенной социальной группе, здоровья, психических или соматических расстройствах).

Любой конспект (как в примере, приведенном выше) надо начинать с записи полных выходных данных печатной работы. Как правило, эти данные помещены на второй или реже на последней странице учебного пособия, монографии. Они должны быть переписаны обязательно слово в слово с соблюдением всех сокращений и знаков препинания, указанием объема книги в страницах. Даже если прочитанная работа не произвела на вас благоприятного впечатления, весьма вероятно, что может пригодиться ее библиографическое описание или ссылка на нее и ваш краткий комментарий к ней.

Работа с книгами, находящимися в личном пользовании, по времени в несколько раз более эффективна. В своих книгах обязательно оставляйте после чтения закладки в тех местах, где затрагиваются наиболее интересные для вас темы. На закладке достаточно написать одно-два ключевых слова. По ходу чтения желательно составлять собственный предметный указатель к данной книге, для этого удобно использовать внутренние стороны обложек или вклеенные чистые листы.

Построение литературного обзора. Собранные материалы могут быть скомпонованы, но историко-хронологическому принципу, т. е. ваше изложение будет описывать этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными учеными. Однако логическое построение предпочтительнее, хотя бы по той причине, что попытки представления разработки проблемы по логическому принципу могут много дать самому исследователю для углубления понимания природы изучаемого явления. Структура может быть примерно следующей [25, с. 111.

  • 1. Феноменологическое описание, т. е. описание проявлений. Область проявлений, частота проявлений, временные, пространственные, интенсивностные, модалыюстные (если они имеются у изучаемых явлений) характеристики.
  • 2. Место данного явления среди других психических явлений, т. е. его взаимосвязи, взаимовлияния. Факторы, его обусловливающие. Явления, на которые оно оказывает влияние.
  • 3. Рассмотрение, соответствующее структурно-системному или функциональному подходу. Этот выбор должен быть сделан в ходе предшествующего методологического анализа. При любом подходе необходимо уделить внимание компонентному составу изучаемого явления, элементам его структуры, а также наличию устойчивых связей между его компонентами, элементами. Функциональный подход заключается в описании того, как это явление проявляется и чему служит, способствует. Нередко отдельные функции объединяют в функциональные блоки и рассматривают взаимосвязи между блоками.
  • 4. Сущность, природа явления. Имеющиеся определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании различными авторами.
  • 5. Закономерности, которым подчиняется явление, тенденции его развития, динамики.
  • 6. Прикладное, практическое использование результатов исследования психического явления (свойства, функции) или учет его характеристик.

Разумеется, построение литературного обзора зависит от специфики рассматриваемого психического явления, его изученности и многих других факторов. Поэтому предложенную схему не всегда можно и нужно выдерживать.

В литературном обзоре обязательно должны быть названы фамилии авторов, идеи или экспериментальные результаты которых вы пересказываете или обобщаете. Ссылаться следует, указывая конкретные публикации авторов. Если вам не удалось найти публикации автора, идеи которого вас заинтересовали, то, ссылаясь на него и называя его имя, вы должны также указать автора (и его публикацию), выступившего посредником для вас, благодаря которому вам стала доступна нужная информация. Если вы приводите цитату, взятую не из первоисточника, а имеющуюся в работе другого автора, то в конце цитаты в скобках указываете источник, с которым работали. Например: (цит. по Иванову И. И., 1996).

Ваши методологические подходы и литературный обзор по проблеме реализуется и оформляется во введении и первой главе отчета по научноисследовательской или классификационной работе. Список литературных источников помещается в конце и входит в общий объем работы. Список отечественных источников составляется в алфавитном порядке, затем в таком же порядке оформляется список зарубежных публикаций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой