Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Жизненный путь личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психология временной организации и жизненного пути личностиК. Левин, Р.21тЬагс1о, Т. СоШе, 1.8сЬоо1з, Ж. Нюттен, К. А. Абульханова, Т. Н. Березина, Н. Н. Трубников, С. Л. Рубинштейн, Ш. Бюлер, Б. Г. Ананьев, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, и др. Психология смысловой организации личности — В. Э. Франкл, Д. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов, А. Ю. Агафонов, В. В. Столин, Б. С. Братусь, и др. Психология… Читать ещё >

Содержание

  • А
  • 1. Жизненный путь личности: основные направления исследования в психологии и гуманитарных науках
    • 1. 1. Основания анализа — жизненный путь личности как организованная во времени смысловая реальность
    • 1. 2. Развитие представлений о жизненном пути личности как времени жизни в философии
    • 1. 3. Психологические особенности временной организации жизненного пути личности
    • 1. 4. Психологические особенности смысловой организации жизненного пути личности
  • 2. Жизненный путь личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания
    • 2. 1. Социальная ситуация хронического соматического заболевания
    • 2. 2. Трансформация временных аспектов жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания
    • 2. 3. Трансформация смысловых аспектов жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания
  • 3. Эмпирическое исследование жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания
    • 3. 1. Программа эмпирического исследования
    • 3. 2. Результаты исследования жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания
  • З.З
  • Выводы

Жизненный путь личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования влияния социальной ситуации соматического заболевания на жизненный путь личности связана с признанием роли психологических и социальных факторов в формировании любого соматического заболевания, а также повышением удельного веса психосоматических заболеваний, что требует адекватных методов помощи такой категории больных. Жизненный путь личности — это интегративное личностное образование, которое необходимо рассматривать в единстве с окружающей действительностью, социальной ситуацией, что конкретизирует положение о перспективе развития современной психологии интегративного изучения человека [91].

Ситуация соматического заболевания^ как указывают многие авторы, приводит к разрушению привычной деятельности, установок и отношений личности, создавая ситуацию невозможности реализовывать «внутренние необходимости жизни» [67]. Например, Николаева В. В. и Соколова Е. Т. указывают, что «любая хроническая болезнь независимо от того, какова ее биологическая природа, какой орган или функциональные системы оказываются пораженными ею, ставит человека в психологически особые жизненные условия, специфицирует социальную ситуацию развития» [180]. Известные европейские клинические психологии У. Бауман и М. Перре указывают, что «социально-психологические процессы без сомнения, в значительной мере влияют на поддержание расстройств и на позитивное или негативное течение заболеваний» [41]. Тяжелое хроническое заболевание, существенно изменяя социальную ситуацию развития человека в целом, изменяет особенности его общения, возможности осуществления деятельности, изменяет направленные на человека социальные ожидания, приводит к ограничению социальных взаимодействий, изменяя социально-ролевои статус, зачастую меняет объективное место, занимаемое человеком в жизни, трансформируя тем самым его «внутреннюю позицию» [53] по отношению ко всем обстоятельствам жизни [152].

В нашей работе мы рассматриваем ситуацию заболевания как измененную социальную ситуацию развития [73, 74], как ситуацию кризиса, в которой активизируются процессы смысловой динамики: рассогласования, деформирования в связи с болезнью системы смыслов в контексте целостного жизненного пути. При этом мы отмечаем, что заболевание, изменяя систему общения личности, социальный и ролевой статус, деформирует жизненно-смысловую перспективу. Происходит сужение временной перспективы, нарушается оценка прошлого, нарушается полноценное социальное функционирование, хотя как указывают различные авторы, например Л. С. Выготский необходимо отметить, что социальная ситуация, особенно ситуация кризиса развития создает ресурсы для развития, личности [там же].

Теоретические и методологические основания:

Психология временной организации и жизненного пути личностиК. Левин, Р.21тЬагс1о, Т. СоШе, 1.8сЬоо1з, Ж. Нюттен, К. А. Абульханова, Т. Н. Березина, Н. Н. Трубников, С. Л. Рубинштейн, Ш. Бюлер, Б. Г. Ананьев, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, и др. Психология смысловой организации личности — В. Э. Франкл, Д. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов, А. Ю. Агафонов, В. В. Столин, Б. С. Братусь, и др. Психология переживания и рефлексивных механизмов деятельности — Ф. Е. Василюк, А. В. Карпов. Психология телесности — А. Ш. Тхостов. Психология кризиса — Ф. Е. Василюк, И.Г.Малкина-Пых, Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова, А. А. Баканова, Р. А. Ахмеров др. Психология рассмотрения личности в контексте социальной ситуации развития — Л. С. Выготский, М. Аргайл, Г. Тэджфел, Р. Харре, Г. М1Андреева,.

A.А.Бодалев, Л. И. Божович, А. С. Чернышев, Б. Д. Парыгин и др. Системный подход в психологии — Б. Ф. Ломов, В. А. Барабанщиков, Л. И. Анцыферова,.

B.А.Мазилов и др. Общеметодологические основания культурноисторического подхода в психологии и психологической теории деятельности — Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев.

Нами предложена концептуальная модель, рассмотрения жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания как системы событий, имеющих значимость для личности, «личностный смысл» [117, 118], в психологическом исследовании раскрывающийся как система смыслов событий. Ситуация соматического заболевания в контексте нашего исследования рассматривается нами как личностно-значимое событие жизненного пути, вокруг которого сосредоточена значительная доля внутренней активности личности больного. Мы рассматриваем социальную ситуацию хронического соматического заболевания в контексте жизненного пути, разворачивающуюся в настоящем времени личности как «точку» взаимного проникновения друг в другая прошлого и будущего, имеющую «емкость», «длительность" — именно в этом настоящем и представлены смыслы событий прошлого и будущего актуальные в конкретной социальной ситуации развития. Таким образом, происходит переосмысливание жизненных событий в контексте настоящей ситуации. Система смыслов, представленная в настоящем, зависит от наличной жизненной ситуации, в нашем исследовании социальной ситуации хронического соматического заболевания. Мы считаем, что «момент теперь» представляет собой динамическую смысловую систему, обусловленную с одной стороны своеобразием жизненного пути личности, а с другойактуальной социальной ситуацией. Само настоящее при этом в некоторой степени определено событиями прошлого и будущего, каждое событие выступает в контексте всего жизненного пути, но и весь жизненный путь строится исходя из точки настоящего, то есть из актуального состояния, актуальной социальной ситуации, в качестве которой выступает в нашем исследовании социальная ситуация хронического соматического заболевания.

Конкретизируя понимание социальной ситуации хронического соматического заболевания в контексте жизненного пути личности, необходимо обозначить ряд параметров социальной ситуации. Социальная ситуация заболевания, как система взаимосвязи внешних социальных факторов и внутренних, психологических аспектов ее переживания необходимо должна рассматриваться как целостная система в контексте изменения ряда параметров:

Социальный стереотип заболеванияДлительность социальной ситуации заболевания;

Принятие социальной роли больного;

Эмоциональная оценка социальной ситуации заболевания;

Контекст социальной ситуации, события, происходящие с человеком и нарушающие его адаптивные возможности — социальный стресс;

Возрастной этап, на котором человек находится в социальной ситуации. хронического соматического заболевания.

Таким образом, изучение жизненного' пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания должно быть направлено на рассмотрение различных аспектов жизненного пути (временных и смысловых) во взаимосвязи с характеристиками социальной ситуации хронического соматического заболевания и учетом возрастных особенностей человека, длительности ситуации и целостного контекста жизни.

Цель исследования — изучить жизненный путь личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания, в зависимости от изменения параметров ситуации.

Задачи исследования.

1. Концептуально — теоретический и методологический анализ проблемы жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания.

2. Эмпирическое исследование жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания.

3. Изучить изменения жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания в условиях различных социальных стереотипов заболевания (нейтрального и негативного).

4. Изучить роль длительности социальной ситуации хронического соматического заболевания в трансформации временных и смысловых аспектов жизненного пути личности.

5. Изучить связь возрастного этапа с изменениями жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания;

6. Изучить особенности жизненного пути личности в условиях принятия или непринятия социальной роли больного.

7. Изучить особенности эмоциональной оценки социальной ситуации хронического соматического заболевания' во взаимосвязи с изменениями жизненного пути личности.

8. Изучить роль социального стресса в изменении жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания.

Объект исследования — жизненный путь личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания.

Предмет исследования — изменения жизненного пути личности в зависимости от изменений параметров социальной ситуации хронического соматического заболевания.

Центральной гипотезой исследования выступило предположение, о том, что хроническое соматическое заболевание, формирует специфическую социальную ситуацию развития, изменяет ряд смысловых и временных аспектов жизненного пути личности. Также нами выделялся ряд частных гипотез, в которых раскрываются параметры ситуации хронического соматического заболевания, оказывающих специфическое влияние на изменение жизненного пути личности: социальный стереотип заболевания, определяющий специфику социальной ситуации, длительность социальной ситуации хронического соматического заболевания, эмоциональная оценка социальной ситуации хронического соматического заболевания, принятие социальной роли больного, возраст и т. д.

Научная новизна работы заключается в рассмотрении жизненного пути личности как сложной системы взаимосвязи временной и смысловой реальностей личности и выделении параметров социальной ситуации хронического соматического заболевания, влияющих на жизненный путь личности.

Теоретическая значимость работы заключается в выявлении влияния параметров социальной ситуации хронического соматического заболевания (социального стереотипа заболевания, длительности социальной ситуации хронического соматического заболевания, эмоциональной оценки социальной ситуации хронического соматического заболевания, принятии социальной роли больного и социального стресса) на жизненный путь личности.

Результаты исследования вносят вклад в разработку социальной психологии личности, общей психологии личности и клинической психологии.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в прикладных исследованиях, а также способствовать дальнейшей разработке проблемы изучения жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания.

Полученные результаты дают возможность разработать программу психологической помощи людям, страдающим хроническим соматическими заболеваниями и находящимся в сложной жизненной ситуации.

Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по социальной психологии личности и клинической психологии на психологических факультетах.

Методы исследования:

1. Структурированное интервью.

2. Психодиагностические методики:

2.1. Тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева.

2.2. Тест «Локус контроля» Е. Г. Ксенофонтовой.

2.3. «Опросник временной перспективы» Ф.Зимбардо.

2.4. Шкала временных установок Ж. Нюттена и У.Ленса.

2.5. Тест «Уровень рефлексивности» А. В. Карпова.

2.6. Шкала социальных стрессоров Холмса и Pare.

3. Проективные методы:

3.1. Проективная методика исследования жизненного пути личности «Линия жизни» в варианте, разрабатываемом Т. Д. Василенко.

3.2. Восьмицветовой вариант теста М.Люшера.

4. Архивные методы — анализ медицинской документации.

5. Статистические методы анализа данных.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась путем использования комплекса валидных психодиагностических методов, проведением статистического анализа, при котором были использованы методы описательной и сравнительной статистики: анализ средних тенденций и изменчивости признака, непараметрические критерии U Манна-Уитни и Н Крускалла-Уоллеса, корреляционный анализ R Спирмена. Все расчеты проводились с использованием статистического пакета STATISTIC, А 6.0.

Проведением исследования с участием репрезентативной выборки испытуемых в количестве 207 человек.

Исследование проводилось на базе Курской городской больницы № 3 и лаборатории экспериментальной психологии кафедры психологии и педагогики Курского государственного медицинского университета в 2006 — 2008 гг.

Структура и объем диссертации

Работа представлена тремя главами — двумя теоретическими и одной эмпирической. Работу предваряет введение и завершает заключение. В работе представлено 8 таблиц, 6 диаграмм, И гистограмм и 1 рисунок.

Список литературы

составляет 237 источников, 21 из которых на английском языке. Основной объем диссертации 170 страниц. Приложение представлено на 46 страницах.

Положения, выносимые на защиту:

З.З.Выводы.

1. В социальной ситуации хронического соматического заболевания изменяется ряд аспектов жизненного пути личности. Больные испытуемые оценивают свое настоящее как негативное, в меньшейстепени ориентированы на будущее, отношение к настоящему фаталистическое, беспомощное и безнадежное: Временная перспектива людей в социальной ситуациихронического соматического заболевания в целом характеризуется как несбалансированная, с преобладанием негативных оценок, прошлого, настоящего и будущего: Отмечается снижение относительно нормативных показателей осмысленности жизни, фрустрация рефлексивных процессов и склонность к экстернальному л оку су контроля.

2. Негативный социальный стереотип заболевания вносит значимые изменения в жизненный путь личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания. При негативном стереотипе (ситуация заболеваний сердечно-сосудистой системы) отношение к будущему более негативно, временная перспектива значительно сужена: Нарушаются процессы целепологания и прогнозиования будущего, снижается удовлетворенность результатами своейжизни, и ощущение эмоциональной насыщенности жизни, подавляются процессы рефлексии.

3. Длительность социальной ситуациихронического соматического заболевания усугубляет изменения жизненного пути личности, что выражается в негативных оценках своего настоящего и снижении активности^ рефлексивных процессов.

4. Возраст человека взаимосвязан изменениями жизненного пути, личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания.

В период 30−40 лет установка на все аспекты временной перспективы наиболее негативна, снижается удовлетворенность результатами прожитой жизни, и ощущение эмоциональной насыщенности жизни, отмечается тенденция к экстернальному локусу контроля, что мы объясняем Отрицательнйпрохождением человеком на данном возрастном этапе «кризиса середины жизни».

5. Принятие социальной роли больного в социальной ситуации хронического соматического заболевания играет важную роль в структуре временных и смысловых отношений жизненного пути личности. При принятии роли больного, отмечается негативная оценка текущего этапа жизни, снижая эмоциональную насыщенность жизни, повышается ощущение собственной беспомощности перед сложившимися обстоятельствами.

6. В случае1 отрицательного оценочного переживания социальной ситуации хронического соматического заболевания сужается1, временная перспектива и снижается активность процессов целеполагания.

7. Роль социального стресса в социальной ситуации хронического соматического заболевания носит дифференцированный характер при анализе изменений жизненного пути личности. В ситуации негативного социального стереотипа (кардиологические заболевания) роль социального стресса в изменении жизненного пути более выражена, отмечается более негативное отношение ко всем аспектам временной перспективы: прошлому, настоящему и будущему, а также нарушается эмоциональное реагирование личности — повышается тревожность, снижается настроение и т. д.

Заключение

.

В ходе проведенного теоретического и эмпирического исследования жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания можно сделать следующие выводы:

1. Жизненный путь личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания, как система смыслов событий организованная в субъективном, личностном времени, отличается по своим особенностям при рассмотрении его в ситуации отсутствия хронического соматического заболевания.

2. Изменения жизненного пути личности связаны не только наличием заболевания — социальной ситуацией хронического соматического заболевания, но и зависят от параметров ситуации: социальных стереотипов заболевания, длительности ситуации, принятии социальной роли больного, сопутствующих стрессовых событий, возраста и т. д.

3. В социальной ситуации хронического соматического заболевания жизненный путь личности характеризуется негативной, фаталистической оценкой настоящего этапа жизни, суженной временной перспективой будущего. Отрицательной оценкой и негативной реконструкцией событий прошлого. Склонностью к экстернальному локусу контроля, фрустрацией процессов рефлексии и осмысления собственной жизни.

4. Негативный социальный стереотип в социальной ситуации хронического соматического заболевания определяет негативный прогноз будущего, сужение временной перспективы. Снижается активность целепологания и прогнозиования будущего, ощущение удовлетворенностью результатами и насыщенности текущего этапа жизни низкая. Процессы рефлексии и осмысления жизни в целом снижены.

5. Отрицательные оценки текущего периода жизни в совокупности со снижением активности рефлексивных процессов свойственно социальной ситуации хронического соматического заболевания протекающей длительное время (более 5 лет).

6. Наиболее выраженные нарушения жизненного пути личности отмечаются в возрасте 30−40 лет. В этом возрасте отмечается негативная установка на все аспекты временной перспективы, низкая удовлетворенность результатами прожитой жизни, и переживание полноты жизни. Локус контроля экстернальный.

7. Принятие социальной роли больного в социальной ситуации хронического соматического заболевания создает условия для негативной оценки текущего этапа жизни, снижает эмоциональную насыщенность жизни, повышает ощущение собственной беспомощности перед сложившимися обстоятельствами.

8. Отрицательная эмоциональная оценка социальной ситуации хронического соматического заболевания приводит к сужению временной перспективы и снижению активности процессов целеполагания.

9. Роль социального стресса в изменении жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания носит дифференцированный характер. В ситуации с негативным социальным стереотипом заболевания (кардиологические заболевания) роль социального стресса в изменении жизненного пути более выражена, чем в ситуации низкой интенсивности (гастроэнтерологическая патология). При негативном стереотипе заболевания отмечается отрицательная оценка настоящего периода жизни, негативное отношение к прошлому, настоящему и будущему. Проявляются нарушения в сфере эмоционального реагирования в ситуации заболевания, снижается настроение, повышается тревожность, расстраиваются вегетативные реакции.

Данные результаты, полученные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в дальнейших исследованиях жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания.

Требует дальнейшего изучения проблема роли возраста в изменениях жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания. Мы указываем, что наиболее деструктивные изменения выявлены в возрастном периоде 30−40 лет, что мы объясняем прохождением на данном возрастном этапе «кризиса середины жизни». Данное утверждение является гипотетическим и требует эмпирической проверки, возможно проведение лонгитюдного исследования.

Интересным представляется изучение роли семейных отношений, профессионального статуса, развитости социальной поддержки и т. д. в переживании жизненного пути личности.

Перспективным направлением в исследовании было бы дальнейшее детальное исследование социальных стереотипов характерных для различных групп заболеваний, социальных ожиданий и тех изменений в субъективной картине жизненного пути личности, которые привносит в них социальный стереотип.

На основании полученных результатов возможна разработка программ и рекомендаций по оказанию социально-психологической помощи лицам, находящимся в социальной ситуации хронического соматического заболевания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аарелайд-Тард A.M. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени. // Известия АН ЭССР. Общественные науки, № 27/3, Рига, 1978-
  2. К.А., Березина Т. И. Время личности и время жизни. СПб., 2001-
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: «Мысль», 1991-
  4. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени. // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990-
  5. Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991-
  6. А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб., 2003-
  7. А. Наука жить. Киев, 1997-
  8. В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003-
  9. Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. // Сибирская психология сегодня: Сб. научных трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой и др., Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2004-
  10. С.А. Время и его преодоление. М., 1997-
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977-
  12. .Г. Человек как предмет познания. Д.: «Изд-во ЛГУ», 1969−1. V ¦ 154
  13. И.Л. Связь пространственно-временных представлений с генезисом собственности власти.// Вопросы философии. № 4, 1999-
  14. Г. М. Социальная: психология- Учебник для- высших учебных заведений. 5 изд. М.: «Аспект Пресс», 2003-
  15. Г. М. Психология социального познания. М., 1997-
  16. И.С. «Иной путь» Николая Трубникова. (Обзор) // Русская философия во второй половине XX века: Сб: обзоров и рефератов. М.: ИМИОН РАН, Ч. 1. 1999-
  17. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита: // Психологический журнал, Т. 15. № 1. 1994-
  18. М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2004-
  19. О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности. // Вопросы психологии № 1, 2000-
  20. О.Н. Влияние мотивации:на структуру целеполагания. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология- № 4, 1998-
  21. Г. А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Телесность человека: Междисциплинарные: исследования. М., 1993-
  22. Г. А., Николаева^ В.В. Психология телесности: методологические: принципы и этапы клинико-психологического анализа. // Психология^телесности между- душой и телом / Ред. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2005-
  23. Аристотель. Физика. Соч. в 4-х т. Т. 3., М., 1976-
  24. В.А. Социальное время: проблемы изучения и использования / Отв. ред. Ф. М. Бородкин: Новосибирск: «Наука», 1987-
  25. В.Г. О модальностной структуре психологического времени. // Психология личности и время: Тез. докл. Т. 2. Черновцы, 1991-
  26. Я.Ф. Проблема времени и ее философское истолкование. М.: «Мысль», 1966-
  27. С.А. Время и его преодоление. // Мысль. 1922. № 3. С. 80−83. Цит. по: На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М.: «Политиздат», 1990-
  28. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 1990-
  29. Асмолов А. Г Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996-
  30. В.Ф. Античная философия: 3-е изд. М.: «Высшая Школа», 2001-
  31. P.A. Биографические кризисы личности Автореф. Дисс.. канд. психологических наук. Москва: Институт психологии РАН, 1994-
  32. P.A. Динамика продуктивности жизни в самосознании у больных алкоголизмом и наркоманией. // Современные проблемы психологии и управления: Сборник научных статей. Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2004-
  33. A.A. Критическая ситуация как столкновение с экзистенциальными проблемами. Актуальные проблемы становления личности в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 30−31 мая 2001 г. Магнитогорск: МаГУ, 2001-
  34. A.A. «Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях» Автореф. Дисс.. канд. психологических наук. -Санкт — Петербург, 2000-
  35. С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998-
  36. Ф.И., Кутузова Д. А. Представления об идентичности в рамках нарративного подхода. // Мир психологии. № 2, 2004-
  37. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994-
  38. У., Перре М. Клиническая психология. СПб., 2001-
  39. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979-
  40. М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М., 2002-
  41. А. Время и свобода воли. М., 1966-
  42. А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999-
  43. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. //Мир психологии. № 3. 1999-
  44. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. № 3. 1999-
  45. H.A. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Берлин 1923. Цит. по: На переломе. М.: Политиздат, 1990-
  46. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986-
  47. И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. М.: Аспект Пресс, 2008-
  48. A.A., Сухова А. Н. (ред.) Основы социально-психологической теории. М.: Международная педагогическая академия, 1995-
  49. JI.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: МПА, 1995-
  50. В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности. М.: Мысль, 1983-
  51. А.К. Психология времени в межличностных отношениях // Время и развитие личности в онтогенезе. М.: МПСИ, 1997-
  52. А.К. Человек и вpeмя^ в познании, деятельности, общении. М.: ГОУ ВШЭ, 2007-
  53. А.К., Молчанова О. Н. Психология развития. М., 2005.
  54. Боровиков В. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003-
  55. A.B. Спиридонова И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта. // Психологический журнал Т. 19 № 2, 1998-
  56. .С. Аномалии личности. М., 1988-
  57. И., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. № 3 — 2000-
  58. В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина М.: Мысль, 1998-
  59. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998-
  60. Т.Д. Психологические особенности переживания человеком времени своего бытия // Вестник Кутаисского университета. № 4, Кутаиси-Ньюпорт, 1993-
  61. Т.Д. Время человеческого бытия и психологические особенности его переживания. Дис.канд. психол. наук. Тбилиси, 1994-
  62. Т.Д. Временная организация личности //Актуальные вопросы медицины и фармации. Материалы научной сессии КГМУ. Курск, 1999-
  63. Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984-
  64. Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003-
  65. А.Н. Социальная ситуация женщин с лактационными маститами. // Культурно-историческая психология, № 3, 2008-
  66. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976-
  67. Ю.С. Пространство — время: явные и скрытые размерности. М., 1989-
  68. JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 19 821 984 гг-
  69. JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1960-
  70. JI.C. Психология искусства. М., 1968-
  71. A.B. Психология и психотерапия потерь. СПб., 2007-
  72. Е.М., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, Научна думка, 1984-
  73. П.П. Творчество как форма освоения и переживания времени личностью // психология личности и время жизни человека: сб. науч. докл. Черновцы, 1991-
  74. Н.В. Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций: Хрестоматия / Отв. ред. Н. В. Гришина. СПб.: Питер, 2001-
  75. А. Философские проблемы пространства и времени. М.: Прогресс, 1969-
  76. Э. Феноменология внутреннего сознания времени. Собр.соч. -М.: Гнозис, 1994-
  77. Н.И. О психологической сущности рефлексивных механизмов // Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982-
  78. Делез Жиль. Логика смысла. М.: Раритет, 1998-
  79. C.B. Время и душа: две концепции времени в античной философии // Вестн. Амур, ун-та. 2003-
  80. C.B. Проблема взаимоотношения времени и сознания в античной философии // Вестн. Амур, ун-та. 2003-
  81. C.B. Субстанциональная концепция времени Плотина// Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сб. научных трудов кафедры философии Mill У, выпуск XXIII. М., 2003-
  82. В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. М., 2001-
  83. В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2001-
  84. В.И. Воспоминание и знание как формы переживания1 прошлого. Автореф. Дисс.. канд. психологических наук. Москва, 2007-
  85. A.JI. Социальная психология: учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002-
  86. A.JI. Основные направления (программа) развития института психологии РАН на ближайший период. // Психологический журнал, Т. 29, № 5, 2008-
  87. В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4M. 1993−4. — № 3−4-
  88. .В. Патопсихология. М., 1986-
  89. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития М., 1980-
  90. .В. Теория личности Курта Левина. М., 1981-
  91. В.П. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997-
  92. М.С. Время как философская проблема // Вопросы фил. 1982. № 10-
  93. В.П. Понятие времени в структуре научного знания. М., Изд-во МГУ, 1980-
  94. И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994-
  95. .Д. Клиническая психология. — СПб.: Питер, 2002-
  96. К.В. Психология жизненного пути личности. Гродно, 2002-
  97. A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004-
  98. A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал 2003 Т.24, № 5-
  99. В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988-
  100. В.И. Особенности субъективной регуляции времени жизни7/ Время деятельности личности: сб. науч. докл. Черновцы, 1991-
  101. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: «Политиздат», 1984-
  102. М. Культурно-историческая психология наука будущего М., 1997-
  103. A.A. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. М., 1993-
  104. Е.Г. Исследование локализации контроля личности. Психологический журнал. Т. 20. № 2. 1999-
  105. Л.Ю., Серенкова B.C. Исследования проблемы психологического времени // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М., 1989-
  106. O.B. Личностные особенности организации времени: Дис.. канд. психол. наук. М., 1993-
  107. A.C. Основы психосоматики. СПб.: Речь, 2003-
  108. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980-
  109. К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000-
  110. A.A. Основы психолингвистики. 3-е изд. — М.: Смысл- СПб., Лань, 2003-
  111. A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Москва-Воронеж, 2001-
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977-
  113. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983-
  114. Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993-
  115. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2006-
  116. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003-
  117. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке.//Вопросы психологии.- 1989.- № 3.- с. 11−21-
  118. Д.А. О времени: иллюзия ответов // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2004, № 1(4). — С. 113 118-
  119. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования. // Вопросы психологии 1995 № 1-
  120. Г. Опыты теодицеи. Соч. в 4-х томах. Т.4, М., 1989-
  121. H.A. Развитие личности и ее жизненный путь. // Принцип развития в психологии. Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1978-
  122. Лой А.Н., Шинкарук Е. В. Время как категория социально-исторического бытия // Вопросы философии, № 12, 1979-
  123. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984-
  124. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982-
  125. А.Ф. История античной эстетики: Ранняя классика. Москва, 1977-
  126. Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998-
  127. Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. — Таллин: Александра, 1992-
  128. С.Д. Представление о времени в опыте дошкольников, // Вопросы психологии № 4, 2000-
  129. Л.Н., Лепилин C.B. Философские проблемы времени. М., 2002-
  130. Люббан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. СПб., 1994-
  131. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2001-
  132. Е.С. Проблема смысловой регуляции в свете идей Л.С.Выготского//Вест. МГУ. Сер. 14, Психология. 1983. № 1-
  133. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990-
  134. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. М.: Изд-во Эксмо, 2005-
  135. Е.Ю. Виды личностного выбора и их индивидуально-психологические предпосылки. Автореф. Дисс.. канд. психологических наук. М., 2005-
  136. C.JI. Механизмы и приемы творческого освоения времени.// Время деятельности личности: Сб. науч. тр. Черновцы, 1991-
  137. Ю.Б. Проблема времени в советской науке. М. Наука, 1990-
  138. В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1998-
  139. В.А., Попович В. В. Философско-психологические аспекты исследования категории времени // Теоретический философский журнал. № 6 1998-
  140. К. Переживание времени в период кризисов. // Психологический журнал 2000 т. 21 № 4-
  141. Т.Н., Николаева В. В. Изменение временной ориентации личности в ситуации хронического стресса, вызванного тяжелым заболеванием // Неврология и психиатрия. Киев: Здоровье, 1986. Вып. 15-
  142. В.Н. Овладение временем. М., 1998-
  143. В.Н. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней / Психология и медицина. М., 1972-
  144. И.М. Решение задач развития подростками в условиях тяжелого хронического соматического заболевания (гемофилии) Автореф. Дисс.. канд. психологических наук. — М., 2009-
  145. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004-
  146. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Издательство МГУ, 1987-
  147. В.В., Арина Г. А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности. //Психологический журнал, № 1, 2003-
  148. В.Б., Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы. М., 2004-
  149. В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М., 2000-
  150. . Мотивация, действие и перспектива будущего — М., 2004-
  151. А. П. Альтернативные модели анализа познания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987-
  152. .Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971-
  153. A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. — М.: Просвещение, 1978-
  154. В.Ф. Основы психосемантики. СПб, 2005-
  155. Е.В. Виды и механизмы временных смещений в восприятии порядка событий. Автореф. Дисс.. канд. психологических наук. -М., 2008-
  156. X. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.:1996-
  157. Платон. Тимей. Собр. соч. в 4-х т. М., 1994-
  158. Плотин. О времени и вечности// Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. СПб., 1995-
  159. Н.В. Психология и синергетика: методологический аспект. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2003-
  160. Ю.Ф., Спиваковская A.C. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической помощи. Л., 1985-
  161. Ю.Л. Психотерапия больных сахарным диабетом. Российский медицинский журнал. № 2. 2002-
  162. А.О. Психология неравновесных состояний. М.: Мысль.- 1998-
  163. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский дом «Бахрах — М», 2006-
  164. Г. Философия пространства и времени. М.: Прогресс, 1985-
  165. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999-
  166. С.Л. Человек и мир. М., 1997-
  167. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957-
  168. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О. Ф. Дубровская. — М.: «Когито-Центр», 2006-
  169. Т. Нарратив как базовая метафора для психологии // Журнал постнеклассической психологии и нарративного подхода, № 1. М.: 2004-
  170. Е.В. Методы математической^ обработки в психологии. СПб., 2002-
  171. В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987-
  172. Л.Н. МЦВ метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовй тест Люшера. — СПб.: Речь, 2001-
  173. Л.В. Жизненный путь личности. Киев, 1987-
  174. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR -Аргис, 1995-
  175. Д.А., Эволюция представлений об истинности знания в науке и технике. Автореф. Дисс.. канд. психологических наук. Москва, 2009-
  176. С. Ю., Семенов И. И. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии, № 3, 1985-
  177. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1996-
  178. В.В. Самосознание личности. М.: 1983-
  179. А. Возрастная динамика временной перспективы личности. Автореф. Дисс.. канд. психологических наук. М., 2008-
  180. П. Бытие, небытие и тревога // Московский психотерапевтический журнал, № 1, 1994-
  181. Т.М. Пространственно-временные изменения жизненного мира личности в онтогенетической плоскости // Психология личности и время: Тез. докл. Т. 1. Черновцы, 1991-
  182. H.H. Проблемы времени в свете философского мировоззрения // Вопросы философии, № 2, 1978-
  183. H. Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987-
  184. H.H. О смысле жизни и смерти. М., 1996-
  185. А.Ш. Психология телесности М.: Смысл, 2002-
  186. А.Ш., Арина Г. А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно психической и соматической патологии. Л., 1990-
  187. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966-
  188. А.Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990-
  189. Дж. Естественная философия времени. М.: Прогресс, 1964-
  190. A.M. Теория речевых актов и социальный конструкционизм // Журнал постнеклассической психологии и нарративного подхода, № 1, 2004-
  191. A.M. Феноменологический подход как качественная исследовательская методология — Автореф. Дисс.. канд. психологических наук. — М., 2005-
  192. Е.С. Мотивационный анализ временной регуляции поведения личности.// Психология личности и время: Тез. докл. Т. 2. Черновцы, 1991-
  193. В.Э. Человек в поисках смысла. М., 1990-
  194. В. Воля к смыслу М., 2000-
  195. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск VI. -М.: «Прогресс», 1978-
  196. Фрейд 3. Я и Оно: сочинения. М., 2002-
  197. Э. Душа человека. М., 1992-
  198. М. Время и бытие. М'., 1993-
  199. И. Врач, сестра, больной: психология работы с больными. Изд-во Академии наук Венгрии, Будапешт, 1988-
  200. JI. Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2001-
  201. .И. Время в психике человека. Одесса «АстроПринт», 2000-
  202. A.C., Крикунов A.C. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1991-
  203. A.C., Сарычев C.B., Лобков Ю. Л. Аппаратурная методика исследования лидерства и организованности групп подростков и старшеклассников. Курск: Изд-во Курск.госпед.ун-та, 2001-
  204. В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1-
  205. П.Н. Современная социальная психология. М., 1999-
  206. Э. Идентичность: юношество и кризис. М., 2006-
  207. В.П. Социальное время. Р-н-Д: Изд-во РГУ, 1980-
  208. В.Н. Развитие понятия времени // Вопросы философии, 1981. № 3-
  209. К. Общая психопатология. М., 1997-
  210. Ericson Е.Н. Identity, youth and crisis. L.: Faber and Faber, 1968-
  211. Baron, R.A., Byrne, D. Social psychology. (4 edition). Boston: Allyn&Bacon, 1984-
  212. Cain David J. A time for reflection. Journal of Humanistic Psychology, Vol. 42 No. 2, Spring 2002 7−15, Sage Publications, 2002-
  213. Cottle, Thomas-J. Perceiving Time: A Psychological Investigation with Men and Women. Wiley, John & Sons, Incorporated London, 1976-
  214. Cooper, Richard P.- Shallice, Tim Hierarchical Schemas and Goals in the Control of Sequential Behavior // Psychological Bulletin by the American Psychological Association. Volume 113(4), October 2006, p. 887−916-
  215. Dewey, John, Time and Individuality. In Time and Its Mysteries, H. Shapley (Ed.). New York: Collier, 1962-
  216. Duckworth, Angela L.- Peterson, Christopher- Matthews, Michael D.- Kelly, Dennis R. Grit: Perseverance and Passion for Long-Term Goals // Journal of Personality and Social Psychology. Volume 92(6), June 2007, p. 1087−1101-
  217. Elliot, Andrew J.- Church, Marcy A. A Hierarchical Model of Approach and Avoidance Achievement Motivation // Journal of Personality and Social Psychology. Volume 72(1), January 1997, p. 218−232-
  218. Hodgins, D.C.- Engel, A. (2002). Future time perspective in-pathological gambling. // Journal of Nervous and Mental Disease, 190, p. 775−780-
  219. McDonald, Hugh E.- Hirt, Edward R. When Expectancy Meets Desire: Motivational Effects in Reconstructive Memory // Journal of Personality and Social Psychology. Volume 72(1), January 1997, p. 5−23
  220. Maclntyre, A. After virtue. Notre* Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1981-
  221. Moore, Sally A.- Zoellner, Lori A. Overgeneral Autobiographical Memory and Traumatic Events: An Evaluative Review // Psychological Bulletin by the American Psychological Association. Volume 133(3), May 2007, p. 419 437-
  222. Polkinghorne, Donald E. Narrative Knowing and the Human Sciences. State University of New York Press, Albany, 1988-
  223. Sarbih, Theodore R. The Narrative as a Root Metapor for Psychology. In T.R. Sarbih (Ed) Narrative Psychology: The Storied Nature of Human Conduct. New York: Praeger, 1986-
  224. Schutz, Alfred, Collected Papers: The Problem of Social Reality, Vol. I. The Hague: Martinus, 1962-
  225. Schoots J.J.F. ten Kate C.A. Metaphors, Aging and Life-Line Interview Method. Current Perspectives on Aging and Life Cycle, Vol. 3, Jay Press Inc., London, 1989-
  226. Zacks, Jeffrey M.- Speer, Nicole K.- Swallow, Khena M.- Braver, Todd S.- Reynolds, Jeremy R. Event Perception: A Mind-Brain Perspective //
  227. Psychological Bulletin by the American Psychological Association. Volume 133(2), March 2007, p. 273−293-
  228. Zimbardo Balancing one’s time perspective in pursuit of optimal functioning To be published in Linley, P. A., Hoboken, NJ: Wiley& Joseph, S. (Eds.). Positive psychology inpraclice, 2004-
  229. Zimbardo, P.G., Boyd, J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric. // Journal of Personality and Social Psychology, 77, 1999.
Заполнить форму текущей работой