Субъектный подход к развитию профессионально значимых личностных качеств будущего педагога
Диссертация
Анализ результатов опроса показывает, что студенты педвуза недостаточно знакомы с понятием «профессионально значимые личностные качества педагога» (73%), имеют расплывчатые, аморфные представления о профессиональных качествах личности учителя иностранного языка (27%). Таким образом, можно сделать вывод, что студенты имеют недостаточное представление о профессиональных качествах личности учителя… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Проблема изучения субъекта и его развития в психологии
- 1. 2. Развитие субъектности будущих учителей в учебно-профессиональной деятельности
- ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ
- 2. 1. Разработанность проблемы профессионально значимых личностных качеств учителя в психологии
- 2. 2. Этапы развития профессионально значимых личностных качеств будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в педвузе
- ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНЫХ СВОЙСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
- 3. 1. Организация и методы исследования развития субъектных свойств профессионально значимых личностных качеств будущих учителей
- 3. 2. Особенности развития субъектных свойств профессионально значимых личностных качеств педагога в процессе обучения в педвузе
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед.спец.вузов. М.: Просвещение, 1990.-141с.
- Аболин J1.M. Эмоциональная устойчивость в направленности деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения. Дисс.. д. психол. наук. М., 1988. — 432с.
- Аболин JI.M., Кашин А. П. Педагогическое мастерство учителя. Казань, 1992.-48с.
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности М.: Наука, 1973.-288с.
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М. — Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1999. — 224с.
- Акопов Г. В. Динамика представлений студентов о профессионально значимых качествах личности учителя// Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Казань, 1989.- С.40−46.
- Аксенова Г. И. Психология и педагогика становления субъекта. Москва- Рязань: РИНФО, 1999. 210с.
- Аксенова Г. И., Купцов И. И., Аксенов А. Н. Субъект и образование (методология и история проблемы). Рязань: РИНФО, 2000. — 97с.
- Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1997. — 80с.
- И. Аминов Н. А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей// Вопр. психол., 1995, № 5. С. 5−17.
- Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей// Вопр. психол., 1998, № 5. С. 71−77.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т.т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1980.-288с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития учителя. В 2-х т.т. -Казань: КГУ. 1997. — 565с.
- Андреева Ю.В. Взаимосвязь профессиональных и личностных качеств имиджа руководителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2002. -23с.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы// Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л. И. Анцыферовой. -М., 1981.-С.З-19.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебное пособие. М.: Высш.шк., 1980. -368с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. — 768с.
- Ахмедзянова Л.М. Формирование духовности как приоритетное направление образования// Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. Москва, 2000. — С.51−55.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК)// Психол. журн., 1984, № 3. С. 152−162.
- Балаболина С.В. Ценностные основания подготовки будущего педагога// Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы
- Международной научно-практической конференции. Часть 1. Москва, 2000. -С.59−62
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 78с.
- Белозерцев Е.П. Педагогическое образование как социально-педагогическая система// Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: Сб. научн. трудов. М.: МГОПИ, 1992. — С. 14−29.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
- Белоус В.В. Опыт разработки интегративной психологии развития// Вопр.психол., 1998, № 2. С.10−17.
- Белоус О.В. Формирование осознанной саморегуляции в педагогическом взаимодействии как фактор эффективной подготовки студентов педвуза: Автореф. дис.,. канд. психол. наук. -М., 2000. 22с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1998. — 384с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 324с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328с.
- Бодалев А.А. О предмете акмеологии// Психол. журн., 1993, № 5. С.73−79.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1995. — 352с.
- Болотов В.А., Исаев Е. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования// Педагогика, 1997, № 4. С.66−72.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности// Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: МГУ, 1981. — 174с.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая)// Психол. журн., 1991, № 6. -С.3−10.
- Брушлинский А.В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем / / Вопр.психол., 1999, № 5. С.110−121.
- Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики// Психол. журн., 2000, № 6. С.5−11.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. — 392с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 528с.
- Вагапова Н.А. Структурные особенности психологического механизма самоуправления деятельностью (на примере учебной и профессиональной деятельности): Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 1998. — 16с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод.пособие. М.: Высш.шк., 1991. — 207с.
- Виленский М.Я. Ценностное сознание в структуре профессионально-личностного развития студентов// Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. Москва, 2000. — С.90−93.
- Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Дисс.. д. психол. наук. М., 1998. — 305с.
- Воробьев Н.Е., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре учителя// Педагогика, 1992, № 1 -2. С.66−71.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -400с.
- Вяткин Б.А., Щукин М. Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы// Психол. журн., 1997, № 3. — С.126−140.
- Газман О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. — 103с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 150с.0
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. М.: Пед. общ-во России, изд. дом «Ноосфера», 1999. -272с.
- Герасимова B.C. Психология решения учебных задач как средство развития теоретического мышления учителя// Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: Сб. научн. трудов. М.: МГОПИ, 1992. -С.110−116.
- Глуханюк Н.С., Дьяченко Е. В., Гершкович Т. Б. Педагог как субъектпрофессионализации// Психология субъектности. Человек как автор жизни: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. — С.56−61.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя// Вопр. психол., 1975, № 1. С. 100−111.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального © образования. М., 1995. — 17с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М., 1990. — 64с.
- Гришин Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. М., 1986. — 143с.
- Громкова М.Т. Педагогическая позиция преподавателя// Магистр, 1995, № 2. С.58−66.0 60. Громкова М. Т. Педагогическое мастерство преподавателя: моделивзаимодействия// Магистр, 1996, № 1. С.31−40.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. — 554с.
- Данилова B.JI. Использование игровых форм обучения в педагогическом институте// Формирование компонентов профессиональной деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии. Тула, 1988. — С.66−80.
- Деркач А.А., Михайлов Г. С. Методология акмеологии// Психол. журн., 1999, № 4. С.56−65.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Изд-во ® «Питер», 1999.-368с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологический словарь-справочник.- Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. 576с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Изд-во БГУ, 1981. — 383с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001. -560с.0 68. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.:1. Просвещение, 1986. 143с.
- Есаулов А.Ф. Активизация учебно-профессиональной деятельности студентов. -М.: Высш.шк., 1982. 137с.
- Жучева Е.Н. Успешность педагогической деятельности в зависимости отпедагогических и специальных способностей: Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-Л., 1983.-18с.
- Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. -Свердловск, 1988.-118с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления Ф личности// Психол.журн., 1997, № 6. С.35−44.74.3ейгарник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982.- С.45−57.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 480с.
- Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. — 336с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки ® российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Иванов В.Г. Проектирование содержания профессинально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы. -Казань: Карпол, 1997. 258с.
- Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Флинта, 1999. -160с.
- Ивлева Ф.Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной 0 образовательной среды: Автореф. дис.канд. психол. наук. Казань, 2000.22с.
- Изард К.Э. Психология эмоций/ Перев. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-464с.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974. — 271 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512с. 0 85. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 288с.
- Ильясов И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение//Вопр. психол., 1996, № 3. С.138−141.
- Исаев Е.И. Проблема проектирования психологического образования педагога// Вопр. психол., 1997, № 6. С.48−57.
- Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога// '0 Психол. журн., 2000, № 6. С. 57−65.
- Каган В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. -М.: Высш.шк., 1987. 147с.4
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.-190с.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования// Йзбр. лед. соч. М., 1982.-252с.
- Карнозова Л.М. Самоопределение профессионала в проблемнойw ситуации: психосемиотическое исследование на материале организационнодеятельностных игр: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1991. 18с.
- Касимова З.Ш. Пути коррекции стереотипов авторитарной педагогики у будущих учителей// Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. 4.5. Москва, 2000. — С.53−56.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как 0 педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. — 224с.
- Кирсанов А.А. Личностно-ориентированная подготовка специалиста. -М.: Магистр, 1994. 16с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223с.
- Клемешева Л.С. Педагогические основы индивидуализации обучения в вузе. Ташкент, 1988. — 79с.
- Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам// © Вопр. психол., 1998, № 2. С.57−60.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.-Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996.-400с.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001. — 368с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с. © 102. Кондратьева С. В. Учитель-ученик. -М., 1984. — 80с.
- Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М.: Просвещение, 1987.- 144с.
- Концептуальные вопросы развития высшего образования/' Под ред. Б. Б. Коссова. -М.:НИИВО, 1991.-216с.
- Кореляков Ю.А. Средства экспресс-диагностики направленности личности в структуре определения уровня ее профессионального развития// Журнал прикладной психологии, 2000, № 5. С.25−32.
- Коротаев А.А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения// Вопр. психол., 1990, № 2. С.62−69.
- Коссов Б.Б. Закономерности развития личности// Психологическая наука и образование, 2001, № 1. С.5−20.
- Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 128с.
- Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999. — 512с.
- Круглов Ю.Г. О концепции высшего педагогического образования // Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: Сб. научн. трудов. М.: МГОПИ, 1992. — С.3−14.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-254с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 301с.
- Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 992с.
- Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности новая версия методики «Уровень субъективного контроля»// Психол. журн., 1999, № 2. — С. 104−114.
- Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания//Психол. журн., 1998, № 3. -С.17−32.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. -182с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. М., 1989.- 152с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990. -145с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. -55с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб, 1993. — 232с.
- Кураленкова Н.П. Формирование качеств личности педагога как субъекта общения в обучении профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 1995. — 22с.
- Л.М.Портнов Педагогическое мастерство учителя и пути его формирования// Советская педагогика, 1977, № 3. С.84−91.
- Лазарев B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности// Вопр. психол., 1999, № 3. С. 18−27.
- Леванова Е.А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности: Автореф. дис. д. пед. наук. М., 1995. — 31с.
- Левитан К.Н. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. -192с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1958. — 321с.
- Левицкий М.Л. Социально-экономические предпосылки реформирования высшего педагогического образования в России на рубеже 21 в.// Магистр, 1994, № 6. С.24−29.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. -М.: Высш.шк., 1991. -224с.
- Лежнина Л.В. Взаимосвязь наблюдательности будущих педагогов и успешности их эмпирических прогнозов: Автореф. дис. канд. психол. наук. -СПб., 1995. 19с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политическое изд-во, 1975.-304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. — 572с.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности// Психол. журн., 2000, № 1. С.15−25.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444с.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии/ Под ред. В. А. Барабанщикова и др. М.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. — 384с.
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб.пособие. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 128с.
- МакаренкоАС. Педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР. -1948.-301с.
- Малькова З.А. Тенденции развития педагогического образования в современном мире// Магистр, 1994, № 6. С.59−64.
- Мамардашвили М.К. Современная европейская философия// Логос, 1991, № 2. С. 113−114.
- Марищук ВЛ. Специальная тренировка как одно из средств решения задач профориентации// Профессионально-прикладная физическая подготовка. М.: ВНИИФК, 1974. — С.46−50.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя// Советская педагогика, 1990, № 8. С.82−90.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы/ Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-425с.
- Маштакова Г. Ю. Развитие саморегуляции деятельности учителя как определяющее условие повышения его педагогического мастерства: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 1998. -22с.
- Мейли Р. Структура личности// Экспериментальная психология/ Под ред. П. Фресс и Ж.Пиаже.-М., 1975.-Т.5. С.196−283.
- Менг Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза. Дисс. .канд. пед. наук. СПб, 1999. — 170с.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя// Вопр. психол., 1998, № 1. С.44−53.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: «Дело», 1994. — 216с.
- Митина JI.M., Бачков И. В. Профессиональное развитие педагога: психологические факторы и условия//Магистр, 1996, № 1. С.86−95.
- Митина JI.M., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя// Вопр. психол., 1998, № 3. С.3−16.
- Мозговая Н.А. Педагогическая установка на эмпатию как необходимая характеристика личности учителя// Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. 4.5. Москва, 2000. — С.88−91.
- Мотков И. О парадоксах процесса самоактуализации личности// Магистр, 1995, № 6. С.84−95.
- Мухаметзянова Г. В., Надеева М. И. Гуманитаризация ключевая идея преодоления кризиса образования. — Казань: ИССО РАО, 1997. — 116с.
- Мухаметзянова Ф.Г. Психология субъектности: общепсихологические основы развития профессионально значимых личностных качеств специалиста. Москва, 2000. — 244с.
- Мухаметзянова Ф. Г. Яхина З.Ш. Становление студентов педвуза как субъектов профессионально-педагогической деятельности// Субъектность в современном образовательном пространстве/ Под общ. ред. Л. М. Аболина. -Казань: ИСПО РАО, 2001. 200с. — С.135−148.
- Мухаметзянова Ф. Г. Яхина З.Ш., Закирова Л. М. Справочник по психологии. Учебное пособие для студентов педвузов. Елабуга, 2000. — 75с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Изд. центр «Академия», 1996. — 456с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред. А. А. Бодалева М., 1995. ® -336с.
- Мясоед П.А. Системно-деятельностный подход в психологии развития// Вопр.психол., 1999, № 5. С.90−100.
- Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева. М.: МГУ, 1987. -304с.
- Орлов А.А. Формирование педагогического мышления// Педагогика, 1990, № 1. С.82−87.ф 164. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности// Вопр.психол., 1996, № 1. С.5−17.
- Основы педагогического мастерства/ Под ред. И. А. Зязюна. Киев, «Вища школа», 1987. — 206с.
- Основы профессиографии/ Карпиловская С. Я., Миттельман Р. И. и др. -Брянск, 1991.-75с.
- Очерки психологии педагогического такта/ Под ред. И. В. Страхова. Том 4. Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 1965. — 170с.0 168. Пейсахов Н. М. Закономерности динамики психических явлений. 1. Казань: КГУ, 1984.-235с.
- Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 112с.
- Петровский А.В. Значение и роль психологии в учебном процессе педагогического вуза // Вопр. психол., 1971, № 2. С.128−135.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности// 0 Вопр.психол., 1987, № 1. С.21т ,
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов -н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. 512с.
- Пиняева С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости// Вопр. психол., 1998, № 2. С.3−10.
- Платонов К.К. Проблемы способностей М.: Наука, 1972. — 311с.
- Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: Автореф. дис. д. психол. наук. Ярославль, 1999. — 43с.
- Поваренков Ю.П. Психологические закономерности профессионализации / Под ред. Н. П. Анисимовой. Ярославль, 1991. — 43с.
- Пономарева В.В. Специфика регионального подхода к обучению иностранным языкам (на примере г. Москвы). Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997.-27с.
- Попов JI.M. Психология как наука и практика в современном образовательном процессе// Учитель в современном образовательном пространстве (материалы юбилейной научно-практической конференции). -Казань: Изд-во «Таглимат», 1999. С.84−98.
- Попов JI.M. Системно-структурная концепция человека как субъекта саморазвития// Системные исследования в общей и прикладной психологии. Сб. научн. трудов. Наб. Челны, 2000. — С. 178−193.
- Практическая психология для преподавателей/ Под ред. М. К. Тутушкиной. -М.: Инф.-изд. дом «Филинъ», 1997. -328с.
- Прохоров А.О., Васильева Т. Н. Связь черт характера и психических состояний педагогов// Вопр. психол., 2001, № 3. С.57−70.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории/ Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1997. — 576с.
- Психологические и психофизиологические особенности студентов/ Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: КГУ, 1977. — 295с.
- Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440с.
- Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 240с.
- Психология формирования личности студента педагогического вуза/ Под ред. Д. В. Вилькеева. Казань: Казанский пед. ун-т, 1996. — 174с.
- Реан А.А. Акмеология личности//Психол. журн., 2000, № 3. С.88−93.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб., 1999.-416с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Р/Дону: Изд-во «Феникс», 1996.-512с.
- Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в 0 области практической работы: Монография/ Пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО1. Пресс, 2000.-464с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -424с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. — 720с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории// Вопр. психол., 1960, № 3. С.3−15.
- Рябичкина Г. В. Развитие профессионально значимых качеств личности О будущих учителей// Ценностные приоритеты общего и профессиональногообразования: Материалы Международной научно-практической конференции. 4.5. Москва, 2000. — С.130−133.
- Савчук А.В. Профессиональное самосознание в структуре интегральной индивидуальности учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. Пермь, 1999. -23с.
- Ф 198. Синенко В. Я. Профессионализм учителя// Педагогика, 1999, № 5. С. 4550.
- Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М.: Педагогика, 1983.-248с.
- Сластенин В.А. Аксиологические основания образования// Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы
- Международной научно-практической конференции. Часть 1. М., 2000. -С.26−31.
- Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического ® образования// Магистр, 1994, № 6. С.2−7.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. -М., 1976. 160с.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовки современного учителя// Советская педагогика, 1991, № 10. С.79−84.
- Сластенин В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя 0 // Магистр, 1995, № 3. С.52−59.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. дис.д. психол. наук. -М., 1994. 43с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития//Вопр. психЪл., 1998, № 6. -С.3−17.ч
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001. — 304с.
- О 208. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы/ Подред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. JI., 1974. -254с.
- Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов/ Под ред. Трусова В. П. JL, 1989. — 160с.
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998.-368с.
- Стафурина Н.А. О взаимодействии специальных и лингвистических способностей в деятельности преподавателя иностранного языка технического вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. JI. 1978. — 20с.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов -Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. -432с.
- Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы// Психол. журн., 1995, № 3. -С.23−34.
- Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: Автореф. дис.д. психол. наук. М., 2001. -44с.
- Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1996.-480с.
- Теплов Б.М. Избранные труды. М., 1987. — Т.1. — 159с.
- Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840с.
- Философский энциклопедический словарь/ Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. -815с.
- Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред. В. Я. Ляудис. -М., 1989.-240с.
- Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. — 653с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вст.ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
- Фрумин И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития// Вопр. психол., 1993, № 1. С.24−32.
- Халперн Д. Психология критического мышления СПб.: Издательство «Питер», 2000.-512с.
- Харитонова Т.В. Формирование профессионального мышления в структуре личности будущего учителя музыки: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 1998. — 18с.
- Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988. -168с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.-272с.
- Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. СПб.: Питер, 2002. — 408с.
- Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М. ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. — 576с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. — 608с. -(Серия «Мастера психологии»).
- Чернова О.В. Динамика социализации будущего учителя в процессе профессиональной подготовки (на примере педагогического вуза): Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань, 2000. — 24с.
- Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей// Психол. журн., 1982,№ 5.-С.54−62.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.-320с.
- Шаймарданов Р.Х. Технология интенсивного развития личности учителя высшей квалификации. Казань, 1997. — 176с.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1985. — 68с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 512с.
- Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М.: Соборъ, 1997. — 506с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога// Педагогика, 1991, № 9. С. 80 — 85.
- А.И.Щербаков Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя// Советская педагогика., 1971, № 9. С.82−87.
- Щукин М.Р. Структура стиля деятельности и условия его формирования. Автореф. дис.д. психол. наук. Новосибирск, 1994. — 44с.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). -М.: Тривола, 1994. 168с.
- Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития// Вопр. психол., 1992, № 3−4. С.7−13.
- Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация// Избр. психологические труды. -М., 1989. С.78−90.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д. И. Фельдштейна М. — Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1995. -416с.
- Юдина Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании// Психологическая наука и образование, 2001, № 1. С.89−100.
- Юнг К. Психологические типы. /Пер. с нем. Софии Лорие. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. — 480с.
- Юсупов И.М. Профессиональное самосознание педагога// Советская педагогика., 1989, № 12. С.79−83.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Тат. книж. изд-во, 1991.-192с.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся// Вопр. психол., 1999. № 3. С.39−48.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения// Вопр. психол., 1995, № 2. С.31−41.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие/ 2-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 349с.
- Яруллина Л.Ф. Социальное становление студентов в процессе их экономической подготовки в колледже: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1999.-16с.
- Яхина З.Ш. Изучение саморазвития ПЗЛК педагога у студентов-билингвов/ Социально-психологические проблемы развития личности: Материалы II Всероссийской научной internet-конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. Вып. 9. — 50с. — С. 10.
- Нагге R. Personal being. Oxford: Blackwell, 1983.
- Harre R. Social being. Oxford: Blackwell, 1979.
- Jehle P. Berufsbezogene Angste von Lehrerinnen und Lehrern: Verbreitung, Erklarung und Losungsansatze// Magister, 1996, № 1. C.40−52.