Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Критерии выбора компьютерных программ для дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очень большое значение при оценке развивающей компьютерной программы имеют эргономические характеристики экранов программы. Всю информацию, заложенную в программе, ребенок воспринимает через экран и от того, как эта информация представлена, какими средствами дизайна и программирования, зависит и то, как она будет воспринята и какое воздействие она окажет на ребенка. Эргономические характеристики… Читать ещё >

Критерии выбора компьютерных программ для дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как было показано выше, большинство компьютерных игр не отвечают психолого-педагогическим возможностям и интересам дошкольников. Более того, они несут потенциальный вред для ребенка: не ставят интеллектуальных задач, преждевременно актуализируют соревновательные мотивы, пропагандируют агрессивность и, главное, формируют компьютерную зависимость. Компьютерные игры могут исказить представления маленького ребенка о мире. Повторяя слова А. Г. Шмелева, можно заметить: «Пока у ребенка не сформировался образ реального мира как основа элементарного здравого смысла, воздействие компьютерных условных игр может оказаться в случае впечатлительного ребенка до определенной степени „шизофренизирующим“». Кроме того, слишком раннее введение в жизнь ребенка компьютерных развивающих программ (КРП) может затормозить и редуцировать нормальное развитие реальной, настоящей игры, в которой осуществляется личностное и психическое развитие дошкольника.

Вместе с тем в возрасте старше пяти лет, когда складываются познавательные и волевые предпосылки, введение компьютера в жизнь ребенка может оказаться весьма полезным при условии выбора адекватных игр и программ. Какие же программы в наибольшей степени обладают наибольшим развивающим потенциалом для дошкольников?

Лучше всего приобщать ребенка к работе на компьютере с помощью программ, не построенных на азартном, эмоционально затягивающем сюжете. Игровые программы с развернутыми сюжетами не позволяют прекратить работу на компьютере через короткое время. Согласно санитарными требованиям, время за компьютером для ребенка пяти лет должно составлять 10, а для шестилетнего — 15 мин, что трудно выполнимо для большинства игр. А жесткие требования и принуждение взрослых часто приводят к негативным аффективным реакциям детей, поскольку их заставляют прерваться на самом интересном месте.

Наиболее предпочтительны для детей дошкольного возраста программы, созданные по принципу игровых развивающих мини-заданий, каждое из которых представляет собой логически завершенный сюжет. Такие программы позволяют без стресса прекращать работу на компьютере через 10—15 мин, при этом ребенок успевает завершить задание (выполнить поставленную задачу), получить или увидеть результат своей деятельности и оценку (или поощрение) со стороны компьютера.

Анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований позволяет констатировать, что компьютер может стать эффективным средством личностного и познавательного развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Главным фактором при этом является качество компьютерных программ и педагогические условия их использования.

А. М. Кремлева (Коркина) на материале анализа большого количества развивающих программ для детей условно разделила их на программы закрытого и открытого типа.

Основной характеристикой компьютерных заданий закрытого типа является наличие полного внешнего контроля со стороны компьютера. В таких заданиях инструкция определяет и направляет конкретные действия ребенка на компьютере: выбрать правильный вариант ответа на вопрос, соединить подходящие фигуры, выбрать только требуемые картинки, сосчитать и выбрать правильный ответ, отметить только изучаемую букву и т. п. Чаще всего это задания на отработку навыка, тренировку познавательных процессов.

Примерами заданий закрытого тина могут служить следующие:

  • 1) отработка навыка (знание счета, алфавита, звуков речи; знания об окружающем мире; различение формы, фигуры, размера; клавиатурный тренажер и т. п.);
  • 2) тренировка познавательных процессов (зрительная память, концентрация внимания, произвольное восприятие и др.);
  • 3) диагностика уровня развития или проверка знаний (задания тестового плана).

Выполняя такие задания, ребенок становится исполнителем. Компьютер ставит задачу, контролирует се исполнение и сам оценивает результат. Ребенок не имеет возможности проявить какую-либо инициативу в такой работе. При этом задания закрытого типа могут отличаться разной степенью закрытости. Например, в некоторых компьютерных заданиях ребенок имеет возможность осуществить выбор уровня сложности задачи или ему предоставляется возможность проявить какую-то инициативу, занять активную позицию по отношению к компьютеру, а не только быть исполнителем его команд.

В заданиях открытого типа отсутствует внешний контроль со стороны компьютера, решаемые ребенком задачи могут быть разнообразными, а возможные действия — индивидуальными и вариативными. Такие задания позволяют ребенку максимально проявлять инициативу, от ребенка требуется произвольная саморегуляция, самоконтроль действий. Выполнение таких заданий способствует формированию внутреннего плана действий, активно задействует воображение.

Примеры заданий открытого типа:

  • 1) конструирование, моделирование из готовых объектов, форм, предметов;
  • 2) рисование, раскрашивание с помощью специальной палитры и набора инструментов;
  • 3) экспериментирование со свойствами объектов и предметов (опыты);
  • 4) проектирование сюжетов, мультфильмов.

Компьютерные задания открытого типа более соответствуют потребностям дошкольного возраста и несут в себе больший развивающий потенциал. Но выполнение таких заданий не ограничено временем, и компьютер не может оценить работу ребенка, поэтому часто необходимо участие взрослого.

Одним из критериев оценки программ для дошкольников является их соответствие открытому или закрытому типу. Однако важно также содержание этих программ, структура построения задания, способ их предъявления.

Среди психолого-педагогических характеристик оценки заданий компьютерных программ для дошкольников А. Ю. Кремлсва выделяет следующие:

  • • психологическую безопасность;
  • • соответствие санитарным нормам работы с персональным компьютером;
  • • соответствие задачам развития возраста;
  • • педагогическую целесообразность.

Рассмотрим данные характеристики подробнее.

Психологическая безопасность отражает этические характеристики программы и соответствие ее содержания общепринятым моральным нормам. В рисунках, в оформлении, в поведенческих и эмоциональных реакциях персонажей, в текстах не должны присутствовать агрессия и жестокость. Содержание программы в целом должно соответствовать принятым в обществе нормам и моральным ценностям. Программа не должна оказывать негативного влияния на морально-нравственное развитие и на воспитание культуры поведения.

Обязательное требование к программе для дошкольников — ее соответствие санитарным нормам работы с персональным компьютером.

Для дошкольного возраста продолжительность занятия на компьютере для детей пяти лет не должно превышать 10 мин, шести — 15 мин. Поэтому важно оценить, сколько времени с учетом индивидуальных особенностей может потребоваться ребенку для выполнения каждого мини-задания. Хорошо, если программа имеет встроенный таймер, фиксирующий время работы конкретного ребенка и по истечении установленного лимита сообщающий, что пора заканчивать игру.

Нежелательны напряженный темп развертывания событий, выполнение задания на скорость. Интерактивные задачи, связанные с быстротой реагирования («быстрее сделаешь — выше оценка»), вызывают сильное возбуждение, способствуют нервному напряжению, что приводит к быстрому утомлению и снижению работоспособности ребенка. Работа с такими программами в дошкольном возрасте должна быть минимизирована.

Важнейшим психологическим требованием к компьютерной программе для дошкольников является соответствие задачам развития возраста. Такое соответствие относится как к содержанию материала, так и к форме его подачи.

Содержательное наполнение игровых развивающих заданий должно соответствовать основным линиям развития ребенка старшего дошкольного возраста. Предлагаемые задачи не должны быть слишком легкими и в тоже время слишком сложными для ребенка.

Задания закрытого типа, связанные с закреплением уже имеющихся знаний (счет, алфавит, явления окружающего мира и т. п.), должны отвечать уровню знаний ребенка данного возраста, материал должен быть знаком и понятен ребенку. Любая задача должна соответствовать умственным возможностям ребенка, уровню развития мышления и других психических познавательных процессов, то есть должна быть посильной для ребенка данного возраста. С другой стороны, задача должна находиться в зоне ближайшего развития ребенка и развивать его ум.

Задания открытого типа позволяют ребенку актуализировать свои возможности, ставить и достигать цели. Дети используют в компьютерной деятельности имеющиеся знания для получения нового творческого продукта.

Форма подачи материала должна опираться на ведущую деятельность ребснка-дошкольника — игру. В развивающих компьютерных заданиях должны присутствовать игровые моменты, стимулирующие воображение ребенка (иллюстрированное оформление, образное представление информации, сказочность, музыкальность, красочность, наличие эмоциональнопривлекательных героев и т. п.).

И, наконец, важнейшим критерием оценки программы является ее педагогическая целесообразность. Проанализировав содержание программы и ее целевые ориентиры, необходимо сделать вывод о том, насколько целесообразно применять данную компьютерную программу для решени я поставленных в ней задач. Важно, чтобы компьютерные технологии и содержание программы не дублировали уже имеющиеся традиционные достаточно эффективные дидактические средства. Нередко в детских садах компьютер используется для сравнения картинок, для поиска предметов, для рисования и т. д. Такое использование компьютерных программ педагогически нецелесообразно. Эффективность при работе ребенка на компьютере должна быть выше, чем при использовании традиционных педагогических средств. Только в этом случае использование компьютера может быть оправданным, так как работа на компьютере связана с большим количеством рисков для психического и физического развития ребенка дошкольного возраста.

Очень большое значение при оценке развивающей компьютерной программы имеют эргономические характеристики экранов программы. Всю информацию, заложенную в программе, ребенок воспринимает через экран и от того, как эта информация представлена, какими средствами дизайна и программирования, зависит и то, как она будет воспринята и какое воздействие она окажет на ребенка. Эргономические характеристики экранов напрямую связаны с психофизиологическими и операциональными возможностями детей старшего дошкольного возраста. К таким требования относятся количество предъявляемых объектов (не более 5—7), узнаваемость объектов и персонажей, понятность символов, не слишком яркая цветовая характеристика и т. д. Скорость предъявления материала для запоминания и осознания должна быть достаточной и учитывать возможности возраста.

Приведем пример развивающей компьютерной программы для дошкольников («Фантазеры», фирма «Новый диск»).

Данная программа представляет собой среду открытого типа, в ней не даются конкретные задания ребенку, а предоставляется средства для выполнения вариативных действий. В качестве таких средств выступают различные элементы и объекты, готовые формы и фигуры (квадраты, круги, треугольники, листья, лепестки, шишки, ракушки и т. п.). Эти элементы можно выбирать и переносить на рабочее поле экрана, где появляются возможности для выполнения с ними разных действий с помощью специальных функциональных клавиш (перемещение, поворот, изменение расположения, размера и цвета, удаление). В результате может получиться изображение (модель) любого предмета, животного, человека или пейзажа (рис. 5.1). Таким образом, деятельность ребенка в данной программе носит характер творческой и конструктивной. Выполняя любые задания по созданию чего-либо целостного, ребенок осуществляет конструктивно-моделирующие действия с представленными в программе элементами, анализируя, сравнивая и обобщая их свойства.

Программа позволяет осуществлять образное оперирование наглядными объектами и развивает замещающую функцию мышления. Все элементы и объекты для работы представлены на экране (нарисованы) и являются символами, знаками реальных объектов. Каждый раз создавая продукт, ребенок подбирает элементы, которые имеют свойства, необходимые для создания задуманного, что способствует развитию обобщающей функции мышления (например, солнце круглое, круга среди элементов нет, но есть ягода, которая схожа с солнцем по такому свойству, как форма, поэтому из ягоды может получиться солнце). Также такая деятельность активно задействует творческое воображение и носит характер продуктивной.

Фрагменты программы «Фантазеры».

Рис. 5.1. Фрагменты программы «Фантазеры».

Программа дает возможность использовать на компьютерных занятиях организационную форму работы с элементами совместной деятельности детей с педагогом и коллективно-распределенной деятельности между детьми. Также программа позволяет совмещать опосредованную ею деятельность с собственно предметной, продуктивной и игровой деятельностью ребенка. Получившиеся в результате фигурки персонажей могут стать героями режиссерских игр, если созданные произведения распечатать и склеить.

Специальное исследование показало, что использование разработанной программы способствует развитию образного мышления, поскольку она предполагает осуществление продуктивной деятельности с элементами конструирования, моделирования, выполнения мысленных преобразований объектов, а также планирования и прогнозирования действий.

Использование компьютера создавало основу для развития высших форм мышления, что обусловлено знаково-символической сущностью этой деятельности. Существенно, что методика учитывала взаимосвязь компьютерной деятельности с другими видами деятельности дошкольника.

Таким образом, результаты данного исследования подтверждают эффективность использования компьютерных развивающих программ открытого типа в дошкольном образовании в том случае, если такая программа соответствует возрастным особенностям дошкольников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой