Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Асихологическая наблюдательность в работе социального работника с подростками

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование навыков наблюдательности зависит и от воспитания внимания. Под ним в психологии понимается направленность и сосредоточение психики на тех или иных наблюдаемых предметах или явлениях жизни. Внимание входит в качестве необходимее компонента во все виды психической деятельности человека. Без внимания невозможно преднамеренное восприятие, запоминание и воспроизведение информации… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Психологическая наблюдательность в работе социального работника с подростками
    • 1. 1. Особенности психологической наблюдательности в деятельности социального работника
  • Особенности работы социального работника с подростками и с детьми девиантного поведения
  • Глава 2. Анализ социальной работы с подростками психолого-медико-социального центра г. Москвы
  • Заключение
  • Список литературы

Асихологическая наблюдательность в работе социального работника с подростками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 1.

Психологическая наблюдательность в работе социального работника с подростками

1.1.Особенности психологической наблюдательности в деятельности социального работника

Специалисту по социальной работе надо помнить ряд общих правил организации наблюдения [13, с. 11]:

до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении;

определить цель, сформулировать задачу, составить хотя бы мысленно план или схему наблюдения;

искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому;

расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдения наблюдать одну из частей, не забывая и о наблюдении целого;

следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число,

установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;

не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с различных точек зрения, в разные моменты и в рзных ситуациях, изменяя условия наблюдения;

подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой;

ставить вопросы «почему» и «что это значит» относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;

сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство,

различия и связи;

сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, с данными науки и практики;

ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме — это помогает их пониманию и запоминанию;

привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;

помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения.

Характер наблюдательности зависит от типов восприятия. Социальному работнику в процессе наблюдения необходимо гармонически сочетать аналитический (детализирующий) и синтетический (целостный) тип восприятия — подмечая отдельные признаки, свойства и особенности наблюдаемых предметов и явлений, одновременно охватывая и весь предмет (явление) в целом, во всей сложности и взаимосвязи отдельных его частей [20, с. 11].

Применительно к интерпретации результатов наблюдения, наблюдательность социального работника имеет по преимуществу объяснительный характер. Именно это обеспечивает проникновение в сущность наблюдательного явления, познание его всех юридически значимых свойств. Такую наблюдательность можно назвать принципиальностью — качеством, которое очень важно для специалиста.

Постоянным объектом наблюдения в работе специалиста по социальной работе является человек, его духовная жизнь. Наблюдательность социального работника в этой специфической сфере можно назвать психологической. Она выражается в умении подмечать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознать психические свойства личности, угадывать" психологический подтекст" каждого действия и поступка.

Психологическая наблюдательность — необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для следователя целях.

Такую психологическую проницательность иногда называют способностью «вчувствования», «вживания», то есть мысленного перенесения своего сознания в условия другого человека, для получения наиболее отчетливого представления о его внутреннем мире, чувствах, мыслях, побуждениях и поступках.

Существует еще один аспект психологической наблюдательности, очень важный социального работника. Нужно уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок.

Наблюдательность — не природный дар, она формируется жизненной

практикой, совершенствуется в профессиональной деятельности и нуждается в повседневной тренировке.

Как уже указывалось, социальный работник, чтобы успешно выполнять свои обязанности, должен обладать разнообразными и широкими познаниями. От него требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая культура. Он должен иметь основательные представления о главных отраслях человеческого знания, глубоко разбираться в общественных науках. Кроме того, следователю нужны специальные знания, необходимые для профессиональной деятельности.

Профессия социального работника обязывает сотрудников вести постоянные наблюдения за поведением людей, их внешностью, походкой, мимикой, жестами и т. д. [19, с. 12].

Под наблюдением понимается процесс целенаправленного восприятия людей, предметов, событий и явлений. Главным в наблюдении является умение визуально или с помощью слуха подмечать те или иные изменения в наблюдаемом явлении, связывать их с другими явлениями и делать логические выводы. Наблюдательные люди способны подмечать даже незначительные детали и делать по ним важные выводы, наблюдательность присуща всем лицам, обладающим центральной нервной системой. Но это не означает, что все люди владеют этими качествами в одинаковой степени. Слабое умение подмечать явления, отсутствие плана в наблюдении приводят к тому, что лица со слабо развитой наблюдательностью при решении служебных задач будут допускать существенные промахи. Для социальной работы важны люди с высоким уровнем наблюдательности.

Психологами доказано, что наблюдательность развивается в процессе конкретной деятельности. Вместе с тем ее развитию способствуют специальные тренировочные упражнения, а также тренировки с абстрактными объектами. Наблюдательность как качество личности формируется путем воспитания определенных психических функций человека: ощущения, восприятия.

Социальный работник должен стремиться подметить в наблюдаемом объекте, явлении все существенные признаки, то есть познать его сущность. В основе познания лежат ощущения как процесс отражения действительности. Ощущения бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д. В развитии наблюдательности наиболее важную роль играют зрительные и слуховые ощущения.

Формирование навыков наблюдательности зависит и от воспитания внимания. Под ним в психологии понимается направленность и сосредоточение психики на тех или иных наблюдаемых предметах или явлениях жизни. Внимание входит в качестве необходимее компонента во все виды психической деятельности человека. Без внимания невозможно преднамеренное восприятие, запоминание и воспроизведение информации.

Наблюдательность как качество личности развивается в условиях практической деятельности. Чтобы стать наблюдательным, надо прежде всего приобрести умение наблюдать, но это только одна из ступеней развития этого свойства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. А.Д. Психология общения. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: ПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  3. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. Л. М. Шипициной. СПб: Издательство «Речь», 2003. 144 с.
  4. B. Основы психологии проницательности. — М.: Тривола, 1997. — 88 с.
  5. И.Г. Технология социальной работы Технология социальной работы.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под. ред. И. Г. Зайнышева.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-240 с.
  6. О.И., Кряжева И. К., Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979, с. 219.
  7. К. Эмоции человека. М.: Прогресс, 1980.
  8. Е.Н. Социально-психологическая интерпретация личности ученика по внешности и невербальному поведению в ситуации урока: автореф. дисс. канд. психол. наук. — Спб., 1993.- 17 с.
  9. Е.А. Знаки общения. — М., «Гном и Д», 2001. — 254 с.
  10. Пиз А, Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. М.: Ай-Кью. 1992. — 387 с.
  11. Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.- СПб.: Питер, 2001. — 176 с.
  12. В.В. Социальная и психологическая работа с кризисной личностью. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 396 с
  13. А.Ф. Метод наблюдения в психолого- педагогической практике. — Казань, 1990.
  14. Е.А. «Игра в портреты» как срдство диагностики и развития психологической проницательности школьников и учителей //Вопросы психологии. — 1985, № 3.
  15. В.Н., Казаринова H.B., Погольша B.M. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
  16. И.В. Развитие психологической наблюдательности кадров государственной службы: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1996. -25 с.
  17. В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познанние. — РнД, 1999, — 608 с.
  18. К. Акцентуированные личности. — Киев: Наукова думка, 1981.
  19. Маркова и др. Социальная психология. М.: МГУ, 1990, 186 с.
  20. E.B. Психологическое наблюдение как метод человеческого познания: Автореф. дисс. канд. психол.наук. — М., 1995. 21 с.
  21. Ц.С., Хвостов К. А. Как обрести врага. Изображение и описание негативных форм невербального поведения подростков. М., 1994. -90 с.
  22. Дж., Калеро Г. Читать человека — как книгу: Сокр. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1990
  23. E. A. Жесты в педагогическом процессе. -М.:МГПО, 1998., 222с.
  24. А.В. Выразительные движения учащихся и их психологическая классификация: Автореф. к.психол.н., Л., 1986.
  25. А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М., 19R6.
Заполнить форму текущей работой