Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мотивационная готовность к обучению вшколе старших дошкольников с задержкой прихического развития — как важный аспект школьной адаптации

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что одним из важнейших регуляторов поведения и деятельности человека является мотивационная сфера. Особую роль в регуляции поведения и деятельности личности выполняют мотивы достижения успеха. Особенностью этой группы мотивов является то, что они определяют направленность и динамические характеристики деятельности во многих сферах жизни человека: учебной, трудовой, самоутверждения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретическое изучение мотивационной готовности к обучению в школе дошкольников с задержкой психического развития как важного аспекта школьной адаптации
    • 1. 1. Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация
    • 1. 2. Формирование мотивации учебной деятельности у детей с задержкой психического развития
    • 1. 3. Адаптация к школе: понятие, этапы, особенности
  • 2. Практическое исследование мотивационной готовности к обучению в школе дошкольников с ЗПР
    • 2. 1. Обзор диагностических методик
    • 2. 2. Анализ результатов диагностики
    • 2. 3. Выводы и рекомендации
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Мотивационная готовность к обучению вшколе старших дошкольников с задержкой прихического развития — как важный аспект школьной адаптации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рост числа детей с отклонениями в психическом и соматическом развитии является одной из острых проблем современного общества. Согласно данным Федерального медико-биологического агентства, год от года увеличивается число детей с соматической и нервно-психической патологией, наблюдается рост числа сложных, сочетанных нарушений развития. Одним из самых распространенных отклонений является задержка психического развития.

В настоящее время особую актуальность приобретает разработка мер, направленных на развитие адаптационного потенциала детей, имеющих отклонения в развитии. Важнейшим положением отечественной психологии является положение о том, что личность должна идти впереди проблем и дефектов развития.

Известно, что одним из важнейших регуляторов поведения и деятельности человека является мотивационная сфера. Особую роль в регуляции поведения и деятельности личности выполняют мотивы достижения успеха. Особенностью этой группы мотивов является то, что они определяют направленность и динамические характеристики деятельности во многих сферах жизни человека: учебной, трудовой, самоутверждения, спорта и т. д.

Проблема развития ребенка в дошкольном возрасте и, в особенности, психологической готовности к обучению в школе, исследовали такие ученые, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, А. В. Запорожец, Е. П. Ильин, Д. Б. Эльконин и другие.

Целью данного исследования является изучение мотивационной готовности к обучению в школе у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) изучение и анализ литературных источников по проблеме развития детей в дошкольном возрасте;

2) изучение задержки психического развития у детей;

3) анализ мотивационной готовности к обучению в школе в рассматриваемом возрасте;

4) подбор диагностических методик;

5) проведение исследования по изучению мотивационной готовности к обучению в школе у детей дошкольного возраста;

6) количественный и качественный анализ полученных результатов.

Объектом исследования — дети дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: учебник. — М.: Академический проект, 2006. — 701 с.
  2. Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 144 с.
  3. Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. — СПб.: Речь, 2005. — 121 с.
  4. М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. — М.: Эксмо, 2009. — 464 с.
  5. А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 192 с.
  6. В.Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. — Ярославль: Академия, 2006. — 320 с.
  7. Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. И. Борякова. — М.: Арго, 2000. — 125 с.
  8. . С. Детская психология в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Сфера, 2004. — 256 с.
  9. М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. — М.: Издательство Института практической психологии, 1998. — 256 с.
  10. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. — М.: Академия, 2002. — 88 с.
  11. Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
  12. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: Аркти, 2001. — 224 с.
  13. О.М. К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3−7 лет) / О. М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. -1997. — № 2. — С. 20−28.
  14. Н.Н. Петрухин, Манелис, Т.Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование ∕∕ Вопросы психологии. — 1999. — № 4 — С. 2 — 28
  15. Е. Н. Практика применения функционально-уровневого подхода в организации обучения детей с ЗПР // Дефектология. — 2005. — № 4. — С. 41−54.
  16. , В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М.: Форум, 2005. — 287 с.
  17. Я.Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии. — СПб.: Питер, 2004. — 211 с.
  18. О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. — 32 с.
  19. И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. — М: ПЕР СЭ, 2002 — 192 с.
  20. Н. В. Развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования: Дис. канд. пед. Наук. — Кемерово, 2004. — 193 c.
  21. , О. О. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие. — Рн/Д.: Феникс, 2007. — 415 с.
  22. , Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 256 с.
  23. Психология дошкольника. Хрестоматия / Под ред. Г. А. Урунтаевой. — М.: Академия, 2000. — 408 с.
  24. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов вузов./Под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2000. — 400с.
  25. И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. — М.: Сфера, 2005. — 320 с.
Заполнить форму текущей работой