Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Память. 
Специальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным В. А. Калягина, для школьников, подростков и взрослых с заиканием характерна некоторая диффузная недостаточность кратковременной памяти. При отсутствии существенных различий в объеме памяти у заикающихся и у лиц без речевой патологии, при заикании выявлена неравномерность запоминания, которая выражается в том, что после неудачной попытки воспроизвести ряд из небольшого количества… Читать ещё >

Память. Специальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Структура нарушений памяти при речевой патологии во многом взаимосвязана с особенностями проявлений речевого нарушения. Исследования памяти у детей и взрослых с различными формами нарушений речи позволяют описать некоторые специфические особенности запоминания и воспроизведения стимулов различной модальности при разных формах речевой патологии.

Нарушение памяти при ОНР

Изучение памяти у детей с ОНР, моторной алалией, врожденной открытой органической ринолалией, стертой дизартрией показало недостаточность объема памяти различной модальности; при этом закономерно, что наиболее нарушенной оказалась слуховая, особенно вербальная память. Для заучивания серий слов детям требуется большее количество повторений стимульного материала, при воспроизведении дети допускают большее число ошибок, чем в норме, при этом характерны замены слов, привнесения. Согласно данным К). Ф. Гаркуши, при непроизвольном запоминании в основном привнесения отражают звуковые ассоциации, при произвольном — относятся к тому же семантическому полю.

Структура процесса заучивания слов у детей с недоразвитием речи отличается от таковой в норме. Исследования Л. М. Шипицыной, Л. С. Волковой, Э. Г. Крутиковой показали, что наиболее частотной была ригидная кривая заучивания (с замедленным запоминанием), значительно реже наблюдалась истощающаяся кривая (с выраженными признаками снижения числа воспроизведенных слов по мере их повторения). Авторы отмечают положительную возрастную динамику, выражающуюся в увеличении объема различных видов памяти, который, однако, не достигает значений, характерных для сверстников с нормальным речевым развитием, а также нормализации процесса заучивания слов в виде увеличения доли нормативных кривых заучивания в группе детей с ОНР.

Нарушения памяти при стертой дизартрии

У детей со стертой дизартрией расстройства памяти выражены неярко — так, объем памяти таких детей незначительно отличается от показателей детей с нормальным речевым развитием. Соотношение уровней сформированности памяти различной модальности у детей этой категории не отличается от нормы: наиболее сформирована моторная память, наименее — слуховая. Так же, как у детей с нормальным речевым развитием, при стертой дизартрии смысловая память преобладает над механической. Однако у детей с дизартрией эти виды памяти оказались менее сформированными.

Нарушения памяти при моторной алалии

В отличие от вышеописанной группы, у детей с моторной алалией наблюдаются более выраженные и разнообразные дефекты памяти. Как было выявлено в исследованиях Е. М. Мастюковой, Г. В. Гуровец, А. Н. Корнева, для таких детей характерно сужение объема кратковременной зрительной и слуховой (вербальной) памяти, с преобладанием нарушений последней. При этом отмечается нарушение воспроизведения как зрительных, так и вербальных стимулов в заданной последовательности.

При произвольном заучивании вербального материала (10 слов) у детей с моторной алалией отмечалось незначительное ограничение объема памяти. В среднем в группе таких детей структура процесса заучивания мало отличается от нормативной, однако анализ индивидуальных данных позволил выявить наличие ригидного типа кривой заучивания. При воспроизведении заученных слов дети с моторной алалией допускали такие ошибки, как парамнезии, стереотипные ответы, повторения, привнесения слов. При этом отсроченное воспроизведение страдает больше непосредственного[1].

В целом, выраженность нарушений вербальной памяти у детей с моторной алалией коррелирует со степенью тяжести недоразвития речи.

Нарушения речевого развития при моторной алалии обусловливают и расстройства опосредованной памяти. Для детей характерны трудности использования предметных изображений в качестве опосредующих, вспомогательных при запоминании слов. При этом отмечаются выраженные трудности воспроизведения предъявленных слов, которые И. Т. Власенко связывает с недоразвитием у детей с моторной алалией речемыслительных операций, а именно установления устойчивой связи «слово — образ — слово» и употребления выбранного изображения в качестве внешнего средства для воспроизведения слова.

Нарушения памяти при заикании

Проблема памяти при заикании не имеет достаточной освещенности в психолого-логопедической литературе. В работах Г. А. Волковой указывается на недостаточную сформированность памяти у дошкольников с заиканием, что автор связывает с имеющимися у них нарушениями внимания.

По данным В. А. Калягина, для школьников, подростков и взрослых с заиканием характерна некоторая диффузная недостаточность кратковременной памяти. При отсутствии существенных различий в объеме памяти у заикающихся и у лиц без речевой патологии, при заикании выявлена неравномерность запоминания, которая выражается в том, что после неудачной попытки воспроизвести ряд из небольшого количества стимулов заикающиеся успешно воспроизводят значительный объем стимулов. В этом исследовании также выявлена прямая зависимость некоторых особенностей памяти от состояния внимания. Качественный анализ полученных данных и наблюдения за заикающимися в процессе выполнения деятельности позволили автору сделать вывод о сходстве структуры мнестической деятельности при заикании и неврозах — сверхтщательности, склонности предъявлять к себе дополнительные требования, неравномерности процесса запоминания. Следовательно, ряд особенностей памяти у лиц с заиканием может быть обусловлен некоторыми личностными характеристиками, связанными с развитием психологической симптоматики заикания.

  • [1] Мастюкова Е. М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1972. № 5; Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой