Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах
Диссертация
Создание в деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт детей, — все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы и ее динамики у детей, воспитывающихся в детском доме
- 1. 1. Сущностная характеристика эмоций
- 1. 2. Механизмы и функции эмоциональной сферы
- 1. 3. Возрастная динамика детских эмоциональных реакций
- 1. 4. Детерминированность эмоциональных реакций детей, воспитывающихся в детском доме
- ГЛАВА II. Развитие эмоциональной сферы и ее коррекция у детей, воспитывающихся в детском доме
- 2. 1. Описание методов исследования.
- 2. 2. Результаты исследования эмоциональной сферы у старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента
- 2. 3. Психолого — педагогическая технология формирования эмоциональной сферы у детей детского дома
Список литературы
- Абульханова — Славская К. А. Жизненные перспективы личности. //Психология личности и образ жизни. /Под редакцией Е. Р. Шорохова. М. Наука, 1987-с. 137−145.
- Аксарина Н.И. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. -303 с.
- Александрова Ю.В. Взаимосвязь отношения к другому и самоотношение взрослого человека. //Мир психологии, 1999. № 2, с. 38−44.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологически труды в 2-х томах. Т. 2. /Под ред. А. А. Бодалева. М.- Педагогика, 1980. 288 с.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.-24 с.
- Анохин П.К. Биология условного рефлекса. М., 1968.
- Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М.: Учпедгиз, 1994. — 335 с.
- Арнольд М.Б., Гассон Дж. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности. М., 1982. С. 1−13.
- Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. 64с.
- Ю.Асмолов А. Г. О месте и функции установок в поведении. //Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII международному психологическому конгрессу. ГДР, Лейпциг, 6−12 июля, 1980. М., 1980, с. 17 019.
- П.Бабаева Т. И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения. Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1973. -23 с.
- Байкова И.А. Особенности общения со сверстниками и взрослыми у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания. М, 1982 — № 2, С.38−42.
- Башлакова JI.H., Харин С. С. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.: Метод, реком. Мн.: ООО «Скарына». 1995. — 40 с.
- Бениаминова М.В. Основы общей и возрастной психологии. //Бениаминова М. В. Воспитание детей. М., 1991. С. 10−70.
- Блонский П.П. Трудные дошкольники. М.: Раб. просвещение, 1929. 106 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии. 1979. № 2, с. 47−56.
- П.Борисова А. А. Различение эмоционального состояния человека по интатана-ционному ресунку речи. //Вопросы психологии, 1989. № 1С. 117 121.
- Брагинский B. J1 Лишенные любви. //Здоровье детей.: Приложение к газете «Первое сентября». 2000, № 31−32. с. 19.
- Брагинский В.Л. Детские страхи. //Будь здоров. 2000. № 10. — с. 72−77.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи (записки детского психиатра). М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Былкина Н.Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе. //Вопросы психологии. 2000. — № 5, — с. 38−47.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 196 с.
- Васильев И. А. и др. Эмоции и мышление. И. А. Васильев, В. Л. Поплужный, О. К. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1980. 192с.
- Веракса Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопр. психологии. 1996. -№ 3 С. 14 -27.
- Вилюнас В.К. психология эмоциональных явлений. М: Изд-во Моск. уни-вер-та. 1976. 142 с.
- Витт Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи // Вопр. психологии. 1991. — № 1. — С. 95−107.
- Возрастные особенности психологического развития детей /Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. 164 с.
- Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста: основные показатели. М.: Л инка-Пресс, 1999. — 70 с.
- Волосова Е. Развитие эмоций у детей. // Дошкольное воспитание. 1979. — № 11. — С. 57−59.
- Волосова Е. Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни. //Дошкольное воспитание. 1991. — № 11. — С. 58−60.
- Вундт В. Очерки психологии. М., 1912. С. 25−162.
- Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи //Психологический журнал. 1996. Т 17 -№ 4, С 55 — 63.
- Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале 20 в. //Вопросы психологии., 1968. № 2, с. 149 156.
- Выготский Л.С. Воспитание чувств // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина и др. М.: Академия, 1998. — С. 233−235.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
- Гаврилова Т. П. Эксперементальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. //Вопросы психологии 1974 № 5 С 107 114.
- Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. -№ 3. — С. 101−116.
- Галигузова Л.Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопр. психологии. 1990.-№ 6. — С. 17−25.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. М.: Просвещение. 1992. 143 с.
- Гальвас В. Воспитание чувств милосердия у дошкольников. //Дошк. воспит. 1991. № 1., с. 10−12.
- Гальперин П.Я. Физиологические особенности детей. М.: Просвещение, 1965., 243 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети. JI.: Медицина, 1990. — 174 с.
- Герасименко И. Тренируем эмоции. //Школьный псих.: Приложение газеты «Первое сентября». 1998., № 3 — С16.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: «Масс Медиа», 1995. -240 с.
- Гоздман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 176 с.
- Гордеева О.В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций. //Вопросы психологии. 1994. № 6. — с. 25−37.
- Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопр. психологии. 1995. -№ 2.-С. 137−149.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во Лен. унта, 1988. — 565 с.
- Грибанова Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях д/д. //Дефектология. 1993. № 6. С 13 18.
- Громова Т. В. «Страна эмоций» : Психологическая помощь младшим школьникам. // Образование в современной школе. 2000., № 9 — С. 63 -65.
- Давыдов В В. Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной. //Дошк. Воспитание 1998. № 5. С. 83−85.
- Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. //Хрестоматия по психологии. /Под ред. А. В. Петровского, М., 1987.
- Джемс У. Что такое эмоция? //Психология эмоций. М., 1993., 202 с.
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л., 1978. -142 с.
- Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. С — Пб&bdquo-1995. — 24 с.
- Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Лен.: Университетское, 1988. — 399 с.
- Детская практическая психология: учеб. /Под ред Т Д Марцинковской М., Гардарики, 2000. 255с.
- Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие. М., Гардарики, 2000. 320.
- Добрынин Н.Ф., Бардиан A.M., Лаврова Н. В. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
- Додонов Б. И. Потребности, отношение и направленность личности. //Вопросы психологии, 1973. № 5. С. 18−29.
- Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. 1998. -№ 1. — С. 54−59.
- Дубровина И.В., Данилова ЕЕ., Прихожан А. М. Психология. М.: Академия, 1999. -461 с.
- Елагина М., Шерьязданова X. О преодолении грудностей в общении. //Дошк. Воспитание. 1985. № 4. — с. 47−49.
- Ермолаева М.В., Миланович Л. Р. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М.: Ин-т практической психологии, 1996. — 104 с.
- Залысина И.А. Потребности в сопереживании у старших дошкольников, воспитывающихся в семье и вне семьи. Возрастные особенности психического развития детей. Под. ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. -М.-1982.-С 77−94.
- Залысина И.А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопр. психологии. 1985. -№ 4.-С. 31−37.
- Запорожец А. Взаимосвязь когнитивной и эмоциональной регуляции деятельности у ребенка. //Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII международному психологическому конгрессу.: ГДР., Лейпциг, 6−12 июля 1980. М&bdquo- 1980., с. 56−57.
- Захаров А. И. Детские неврозы. Спб. Питер. 1995.- 192с.
- Изард К.Е. Психология эмоций. Спб. Питер. 1999. 464 с.
- Каверина Е.К. О развитии речи у детей первых двух лет жизни. М. 1950- 124с.
- Коган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет. // Вопросы психологии. 2000, № 2, — С 56 — 64.
- Кеннон В. Физиология эмоций. Л., 1977. С. 41−50.
- Князев Е.А. Педагогика и психология социальной депривации: Исторический аспект / / Вопр. психологии. 1993. — № 3. — С. 39−46.
- Ковалев А.Г. Личность и ее направленность. М., 1966. — С.331−357.
- Коломинский Е.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Общение и возрастные особенности. Мн.: БГУ. 1976 250 с.
- Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Мн.: Нар. Асвета, 1984., 250с.
- Кон И. С. Ребенок и общество историко этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988.-270 с.
- Котырло В.К. Об особенностях формирования эмоционально волевой сферы дошкольника. //Дошк. воспитание 1968.-№ 2 С. 41−44.
- Котырло В.К., Приходько Ю. А. Детерминация переживаний детей, мотивация совместной деятельности. // В книге: Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. / Под ред. Котырло В. К. М. 1987. С. 52−70
- Кочерга Ф.Г., Супрун Н А. О некоторых проблемах детских учреждений для сирот //Дефектология, 1992. № 1. С 34 — 38.
- Кочубей Б. Развитие ребенка: эмоции и здоровье. (Заметки психолога). //Семья и школа. 1988. № 3. — с. 23.
- Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания //Психология эмоций. М., Изд во Моек — го ун — та. 1993. С 113 — 125.
- Кряжева H. J1. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития». 1996 — 208 с.
- Лангмейер Й., Матейчик 3. Психологическая депривация в детском возрасте. /Пер. с чешского. Прага. 1984. 334 с.
- Лангмейер Й., Матейчик 3. Типы депривационной личности ребенка в учреждении // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С. 205−213.
- Ланге Г. Эмоции. М., 1896. С. 16.
- Ленок А. Социальные аспекты в работе психолога. //Обруч. 2000, № 3. с. 13−15.91 .Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
- Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С. 4−7.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. А. Г. Рузской. М.: Инст. прак. психологии. 1997. 384 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
- Лук A.M. Эмоции и личность. М.: «Знание», 1982. 175 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М. «Знание». 1978.-48 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., АПК РСФСР, 1963 -479 с.
- Магдаугол У. Развитие эмоций и чувств. //Психология эмоций. М., 1987. С. 103 107.
- Матейчик 3. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н. М. Ершовой. М.: Прогресс, 1980. — С. 69−98.
- Матейчик 3. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
- Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно личностных связей со взрослым у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка. Возрастные особенности психического развития детей. / Под. ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. — М. — 1982. — С. 19−36.
- Мещерякова С.Ю. Значение привязанности к взрослому для развития ребенка. //Дошк. воспитание. 1984. — № 7 — с. 38−42.
- Мурский Л.И. Физиологические основы обучения и воспитания: Курс лекций. Владимир, 1972. — 424 с.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка. Психологический журнал 1980.-Т1 № 5., С 43−53.
- Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учереждениях интернатного типа. / Вопр. психол. 1989. -№ 1 С32−39.
- Мухина B.C. Игрушка, как средство психического развития ребенка // Вопр. психологии. 1988. -№ 2. — С. 123−128.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 1997.-688 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992.- 160 с.
- Неупокоева H.M. психологические особенности общения младших школьников со взрослыми: Автореферат дис. канд. псих, наук. М., 1983. -19 с.
- Николаева Е.И. и др. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве. //Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 3. — с. 92−98.
- Нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Нечаевой В. Г. М.: Педагогика, — 1972. — 280 с.
- Ольшанникова А. «Содержание души человеческой». (Вопросы эмоционального воспитания детей). //Семья и школа. 1979. № 7. с. 39−41.
- Ольшанникова А. От трех до двенадцати: (об эмоциональном воспитании дошкольников и младших школьников). //Семья и школа. 1979. № 9. с. 2628.
- Памфилова М. Графическая методика кактус. //Обруч .-2000, № 5. С 12−13.
- Пашина А.Х. К проблеме распознавания эмоционального контекста звуковой речи // Вопр. психологии. 1991. — № 1. — С. 88−95.
- Пашина А.Х., Рязанова Е. П. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома // Психол. журн. 1993. — Т. 14, № 1. -С. 44−52.
- Петровский В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании. //Психологическая наука и образование. 1996. № 3. с. 100−109.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969, 659 с.
- Платон. Сочинения в Зх томах. Т. 2.-М.: Мысль, 1970. 611с.
- Платонов К.К. К проблеме способностей, М., 1972. 280 с.
- Пониманская Т.И. Усвоение нравственных норм старших дошкольников в совместной трудовой деятельности. М., 1983.
- Пономаренко Т.А. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошк. воспитание. 1992. № 304. с. 10−14.
- Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1989. — 256 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. -160 с.
- Проблемы формирования сознания личности. Издательство Томского ун-та. Томск. 1976.-141с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под. ред. М. И. Лисиной, И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. -М.: Педагогика, 1990.-264с.
- Психология в управлении. /Под ред. Е. С. Кузьмина.-Л., 1983. 148с.
- Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. / Тезисы докладов всесоюзной конференции (11−12 апреля 1979., Москва). ~М., 1979.-261с.
- Психологические рекомендации по воспитанию детей в д/д и школах -интернатах. /Под ред. A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых. М., 1986. 28 с.
- Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах интернатах. Метод разработки. /Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской, Д. И. Фельдштейн. — М., 1986. — 49 с.
- Психологическое изучение детей в школе интернате. /Под ред. Л.И. Бо-жович. — М., 1960.-208 с.
- Психолого медико — педагогическое обследование ребенка. /Под общей ред М. М. Семаго М., Аркти, 1999. — 136с.
- Психология дошкольника: Хрестоматия./Сост Г. А. Урунтаева М., Издат центр Академия 1998. 384с.
- Пять лет школ-интернатов. / Под ред. Е. И. Афанасенко, И. А. Каирова. -М., 1961.-387с.
- Развитие общения у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца, М. Н. Лисиной. М., 1974.-288 с.
- Развитие ребенка. / Под ред. А. В. Запорожца, Л. А. Венгера. М., 1968. -190 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 176с.
- Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе. Дисс. канд. фил. Наук. Барнаул, 1973.
- Ратгер М. Помощь трудным детям. / Пер. с англ.- М., 1987.-422с.
- Рахматшаева В. В адреналиновом пространстве. // Семья и школа. -1993, № 7, С32−34.
- Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности. // Вестник СПБГУ, 1995. Сер.6. Вып.З.-№ 20.-С 74 79.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979,-392с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996. 529 с.
- Розенгарт Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. -М., 1948.-200 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
- Рутман Э. Сила радости : (об эмоциональном мире ребенка). // Семья и школа 1980 № 1 С 25 28.
- Рябонеделя Н.Н. Роль эмоций в формировании индивидуального стиля общения со сверстниками. Дисс. канд. псих. наук. М., 1997, 145 с.
- Симонов П.В. Потребностно информационная теория эмоций. //Вопросы психологии, 1982, № 6, с. 44−56.
- Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1975. -144 с.
- Слуцкий В.М. Социальная изоляция и психическое развитие старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития // Психол. журн. 1996. — Т. 17, № 1. — С 86−96.
- Смирнов М.И. Личностная индивидуальность школьника. Киров: ВГПУ, 1995.-41 с.
- Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольника. / Вопросы психологии. 1980. № 5.- С 105 111.
- Смирнова Е.О. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников. Общение и диалог в практическом обучении, воспитании и психическом консультировании. / Под. ред. А. А. Бодалева и других. ~М&bdquo- 1981. -С 122−127.
- Смирнова Е.О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме // Вопр. психологии. 1991. — № 6. — С. 30−37.
- Смирнова Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. B.C. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Академия, 1999. — С. 202−211.
- Солоед К. В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации. Автореф. дис. канд. псих. наук. М. 1997−23с.
- Сорокина А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни.: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1987. 19 с.
- Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980. -133 с.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1997. -321 с.
- Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. -1998.-№ 5.- С. 39−53.
- Стрелкова Л.П. О формировании эмоциональной готовности ребенка к школе. // Формирование школьной зрелости ребенка. Составитель Т. Тулва. Таллин.: Таллинский педагогический институт имени Э. Вильде. 1982.-259с.
- Суетина Н.П. Создание обстановки психологического комфорта для развития положительных эмоций. //Инновационные компоненты проблемы воспитания и развития личности дошкольника. Шадринск, 1995. с. 207−211.
- Султангалиева Ж.К. Особенности социального поведения трудных детей 6−8 лет в ситуации депривации основных потребностей. Дис. канд. псих. наук. -М.-1988. 187с.
- Телегина Т.Л., Пингарева М Л. Соотношение уровня развития мыслительных действий и эмоциональных переживаний у дошкольников в игровой ситуации. //Вопросы психологии. 1991. -№ 1. с. 108−114.
- Торохтий B.C. Внутрисемейная адаптивность и эмоциональная удовлетворенность как значимые показатели психологического здоровья семьи: методика их изучения и оценки // Вестн. психо-соц. и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. — № 3. — С. 30−49.
- Трунова Н. Об изучении эмоций у детей // Дошкольное воспитание. -1970. -№ 5. С. 28−34.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Соч. Т. 9, 549 с.
- Фельдштейн Д.И. «Взрослые» и развитие взрослого человека. // Мир психологии. 1999. № 2.- С 3 — 5.
- Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопр. психологии. 1998. — № 1. — С. 3−19.
- Философский словарь. /Под ред. И. Н. Фролова. М., 1991.
- Финашина Т.А., Рузская А. Г. Особенности развития речи у детей, воспитанных в разных условиях /Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. С 59−76.
- Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991.
- Фрухт Э.Л. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. -М., 1979. 124с.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопр. психологии. 1999. — № 2. — С. 61−74.
- Царегородцева Л.М. Возникновение и развитие конфликтов между младенцами: Автореф. канд. дис. псих. наук. М., 1983. 20 с.
- Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопр. психологии. 1987. — № 6. — С. 84−89.
- Шаховский В.И. О роли эмоций в речи // Вопр. психологии. 1991. — № 6. -С. 111−116.
- ЦДелованов Н.М. О воспитании в домах младенцев. Вопросы материнства и младенчества, 1938. № 13. — С.4- 18.
- Щелованов Н.М., Аксарина Н. И. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1935. — 37 с.
- Шингарев Г. X. Эмоции и чувства как форма отражения действительности . М.: Наука, 1971, — 223с.
- Штерн В. Психология раннего детства. М., 1922.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М&bdquo- I960. 328 с.
- Эльконинова Л.И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников. //Мир психологии. 1998. № 3. с. 123−136
- Эмоции и чувства. // Психология. / Под. ред. А. А. Смирнова. М.: Учпедгиз, 1962. — с. 384 418.
- Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А. Д. Кошелевой. М .: Просвещение, 1985. — 175 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во Моск. универ. 1990. 197 с.
- Эпикур. Собрание сочинений. М., 1995.
- Юнг К. Е. Конфликты детской души. М., 1995. 336 с.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1996. — 291 с.
- Emotion Theory research and expirience. // Ed. By R. Pluchik H. Keller-man New-York. Academic Press 1983−363p.
- Gewirts J. L., Baer D. M. Deprivation and satanion of social rein forcers as drive conditions. // jornal Abnormal social psyholody. 1958. V. 56. P 165 172.
- Rutte M. Maternal deprivation. //Child development. 1979. V 50. P 283 -305.
- Schaffer H R Activity level as a constitutional determinant of infantile reation to deprevation || Child Development 1966 V 37 P 595−602
- Spits R.A. Hospitalism: A follow-up report on investigation //Psyhoanalitic study of the child. 1946. V 2. P. 113−117.да:it !:'ui p !-•. |л Г И