Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание в деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт детей, — все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы и ее динамики у детей, воспитывающихся в детском доме
    • 1. 1. Сущностная характеристика эмоций
    • 1. 2. Механизмы и функции эмоциональной сферы
    • 1. 3. Возрастная динамика детских эмоциональных реакций
    • 1. 4. Детерминированность эмоциональных реакций детей, воспитывающихся в детском доме
  • ГЛАВА II. Развитие эмоциональной сферы и ее коррекция у детей, воспитывающихся в детском доме
    • 2. 1. Описание методов исследования.
    • 2. 2. Результаты исследования эмоциональной сферы у старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Психолого — педагогическая технология формирования эмоциональной сферы у детей детского дома

Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Данная проблема является значимой и актуальной на современном этапе развития общества. Экономические условия развития страны создают адекватное эмоциональное отношение к личности, которая характеризуется положительным или отрицательным эмоциональным проявлением на внешние воздействия окружающего мира (А.Р.Лурия).

Дошкольное детство — ответственный период психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Когда речь идет о полноценно нравственном развитии личности, важно добиться того, чтобы ребенок стал человеком, обладающим эмоциональной зрелостью и культурой.

Эмоциональная культура предполагает многое: связь эмоций с творчеством (П.В.Симонов), связь эмоций с волей (В.С.Мухина), участие эмоций в формировании социальных взаимодействий и привязанностей (А.А.Бодалев), связь эмоций с памятью и мотивацией человека (С.Шехтер, А. Д. Кошелева, Л.И.Божович).

Эмоциональные реакции представляют собой особый компенсаторный механизм дефицита знаний, необходимых для удовлетворения той или иной потребности, когда речь идет о социальных эмоциях (П.В.Симонов). У детей, воспитывающихся в детских домах, недостаточно проявляется эмоциональная зрелость, что требует специального подхода в развитии и коррекции эмоций. Такая работа с детьми является на сегодняшний день актуальной.

Эмоция представляет собой форму отражения и регуляцию функций мозга (Я.Рейковский). По мнению психологов, эмоция — реакция на ситуацию, в то время как чувство выражает направленность личности (Г.А.Фортунатов) — эмоция — форма выражения чувства (А.Г.Ковалев) — эмоция — психическое состояние, наиболее связанное с инстинктивной или безусловно-рефлекторной деятельностью (И.П. Павлов, Валлон) — эмоция — аффект, дезорганизующий психическую жизнь и поведение человека (Пьер Жане, Прадин, Н.Д.Левитов).

Как справедливо отмечает Д. Б. Эльконин, развитие мотивационно-эмоциональной сферы личности происходит в процессе усвоения ребенком общественных требований, норм и идеалов, эмоционального опыта (П.М.Якобсон). По мнению C. J1. Рубинштейна, эмоции представляют субъективную форму существования потребностей, характеризующих переживание человеком деятельности. Это неоднократно подчеркивалось и в работах В. Н. Мясищева.

В развитии эмоций у детей из детского дома и детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, необходимо обратить особое внимание на: различия в эмоциональных реакциях у детей дошкольного возрастазависимость проявления эмоций от разных социальных ситуаций.

Анализ психолого-педагогических исследований свидетельствуют о разностороннем подходе ученых к пониманию сущности эмоций. В то же время недостаточно проведено исследований по выявлению эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детских домах. Это позволило сформулировать тему нашего исследования «Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие эмоциональной сферы и ее динамику у детей, воспитывающихся в детских домах.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах.

Предмет исследования: развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы и ее коррекция будет результативной, если:

1) выявить зависимость проявления эмоциональной сферы от условий воспитания детей в детских домах;

2) формировать у детей положительные межличностные эмоциональные отношения;

3) определить с использованием комплекса методик исходный уровень развития эмоциональной сферы у детей;

4) осуществить коррекционную работу по формированию эмоциональной сферы, взяв за основу когнитивный компонент познания окружающей действительности с опорой на поведенческо-деятельностный компонент;

В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы задачи:

1) обобщить теоретические данные по проблеме исследования, опираясь на концептуальные подходы к сущности эмоциональных состояний;

2) выявить индивидуальные особенности проявления эмоций у детей и определить характер их межличностных отношений;

3) конкретизировать функции эмоциональных реакций детей;

4) разработать психолого — педагогическую технологию развития и коррекции эмоциональной сферы.

Методологической основой исследования стали общетеоретические положения отечественных психологов о высокой восприимчивости детей к социально-педагогическим воздействиям (Л.И.Божович, Л.С.Выготский) — положение о сущности личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) — философско-психологические и педагогические теории отношений (А.А.Бодалев) — концепция В. Н. Мясищева, в которой личность представляется как совокупность системы отношений.

В основу исследования заложены теоретические положения, разработанные трудами ведущих психологов Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, В. С. Мухиной,.

К.Е.Изарда, Я. Рейковского, П. В. Симонова, Б. И. Додонова, П. М. Якобсона о связях когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов общения.

Значительным для исследования явилось положение Л. С. Выготского об опосредованном характере высших психических функций, которые зависят от мотивации самого человека. Важным является положение А. А. Потебни и Г. Г. Шпета об этнических эмоциях, определяющих принадлежность человека к определенной социальной среде.

Основными методами исследования стали: теоретический анализ психолого-педагогических, социально-психологических, социокультурных проблем развития с использованием категориального аппарата и принципов психологической науки. Применены стандартные и адаптированные тесты и методики, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Использовались беседы, психолого-педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе анализировалась и обобщалась философская, социологическая, культурологическая и психолого-педагогическая литература. Формулировалась проблема, цель, гипотеза. Продумывались задачи, проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление эмоциональных реакций, межличностных эмоциональных отношений механизма образования и функций эмоциональных состояний. На втором этапе применялся комплекс методов для разработки психолого-педагогической технологии и осуществления коррекционной работы, выявления динамики эмоциональной сферы у детей, воспитывающихся в детских домах. Завершающим этапом стало проведение комплексной диагностики эмоций, определение исходного уровня эмоционального состояния на основе когнитивного и поведенческо-деятельностного компонентов.

Положения, выносимые на защиту.

1) В развитии эмоциональной сферы личности ребенка главным фактором являются условия воспитания детей (в нашем случае условия воспитания в детских домах).

2) Межличностные эмоциональные отношения такие, как принятие ребенка сверстниками и взрослымиположительное эмоциональное отношение к детям приводит к высокой нормативности эмоционального поведения.

3) Развитие социальных эмоций определяется комплексной диагностикой, становлением исходного уровня, свидетельствующих о динамике эмоций.

4) На основе когнитивного компонента познания можно осуществить коррекционную работу по формированию эмоциональной сферы, определить ее динамику.

Научная новизна исследования: обобщен и систематизирован научный материал об эмоциональных проявлениях детей в онтогенезе, в том числе о детях, воспитывающихся в детских домах. На основе анализа исследований выдающихся ученых структурирован механизм образования и функций эмоциональных реакций. Комплексным исследованием межличностных эмоциональных отношений, выявлены специфические особенности эмоциональной сферы у детей, воспитывающихся в детских домах. Показано влияние специальной работы для коррекции эмоций детей и динамичности эмоционального состояния.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении научных знаний в области философии, социологии, психологии, педагогики по проблеме развития чувств и эмоций. Впервые в исследовании рассматривается вопрос о развитии эмоциональной сферы и ее динамике у детей, воспитывающихся в детских домах.

Практическая значимость состоит в разработке приемов, методов и методик, направленных на реализацию задач по изучению личностных особенностей эмоциональной сферы детей из детских домов. Технология формирования эмоциональной сферы в условиях специально организованной среды в детских домах сможет оказать существенное влияние на иоведенческо-деятельностный компонент. Методика исследования, разработанная в диссертации, может найти применение в разных типах дошкольных учреждений. Материал исследования может быть использован при чтении спецкурса в педагогических учебно-воспитательных заведениях.

Надежность и достоверность данных обеспечивается опорой на фундаментальные работы и методологический аппарат психологической науки, применением широкого спектра методик, адекватных целям и объекту исследования, применением метода математической статистики, качественным и количественным анализом эмпирического материала.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были доложены на региональных научно-практических конференциях (г.Шадринск, 2000;2001 гг., г. Курган — 2001 г.) — заседаниях кафедр психологии (2000 — 2001 гг.) — аспирантском объединении кафедр факультета психологии Шадринского государственного педагогического институтапедагогических советах в детских домах «Искорка» Каменск-Уральского района Свердловской областиОльховском детском доме № 1, в детском доме г. Далматово Курганской области, в детском доме-интернате № 6, в санаторном детском доме № 1 г. Шадринска. Результаты исследования внедрены в практику работы Ольховского и Шадринского детских домов. Материал апробирован в спецкурсе «Особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся вне семьи» со студентами стационара. По данной проблеме опубликовано четыре научные работы.

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Работа иллюстрирована 10 таблицами, 4 гистограммами и 13 рисунками.

Выводы по второй главе.

В доме ребенка дети могут успешно развиваться при условии хорошо организованной педагогической работы, дефицит воспитания задерживает нормальное развитие ребенка. Детдомовские дети испытывают обостренную потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Педагог может установить наиболее эффективные в педагогическом отношении формы взаимодействия со своими воспитанниками. Для этого прежде всего необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности.

Создание в деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт детей, — все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Отношения ребенка с окружающим миром строятся по системе «Ребеноквзрослый», «Ребенок — ребенок». Отношение «Ребенок — взрослый» включает в себя отношения со взрослыми (педагогами и значимыми для него людьми). Отношение «Ребенок — ребенок» включает общение ребенка со сверстниками и другими людьми. Все отношения должны быть эмоциональными.

Активную жизненную позицию представляют нравственные эмоции. Побудителями проявления этих эмоций являются детские группы, виды совместной деятельности. Особая роль отводится в этом плане эмоционально — психологическому климату данной группы. Соотношения интеллектуально — эмоционального развития — одно из условий двух его важных сфер психического развит^.

6. Человеческое лицо оказывается более эффективным стимулом для вызывания улыбки, и это согласуется с выводами многих исследователей о том, что выражение лица, как социальный аспект эмоции влияет на развитие социальной ответственности, эмоциональных привязанностей и осмысленных межличностных связяй. Выражение лица, когда оно соответствует выражению фундаментальной эмоции, может играть роль в контроле или регуляции эмоционального переживания.

7. Дезорганизующую роль в жизни и деятельности дошкольников детских домов выполняют затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния. Закрепившись, они начинают регулировать психическую деятельность и поведение нежелательным образом, приводят к отрицательным проявлениям в совместных играх, недоверию, равнодушию.

8. Владению эмоциями детей надо обучать. Особенно необходимо уметь владеть отрицательными эмоциями, вызывающими значительные функциональные изменения. Эмоциональные процессы являются той сферой пси* хического бытия ребенка, которая регулирует все остальные его функции, такие как: восприятие, внимание, память и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.

9. Ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их как эмоционально привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

10. Степень структурированности познавательных процессов зависит и от свойств познаваемой деятельности: чем меньше организован сам предмет познания, тем меньше структурирован познавательный процесс. Сильная эмоция интереса может поддерживать высокоинтенсивную когнитивную деятельность, мешающую конкурирующей эмоции достичь сознания. Подавление эмоций может также вести к появлению сильного возбуждения. Ф.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Эмоциональные реакции представляют собой особый компенсаторный механизм дефицита знаний, необходимых для удовлетворения той или иной потребности. Для возникновения эмоции, кроме существования потребности, необходима оценка мозгом перспектив удовлетворения той или иной потребности, сличение информации, прогностически необходимой, с информацией, имеющейся в данный момент у субъекта.

Эмоция содержит в себе импульс в действии. Однако то, как человек будет вести себя в конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других психических образований — сложных чувств.

Любой предмет может служить источником эмоциональных переживаний у детей. Они будут существенно разными в зависимости от того, входит или нет этот предмет в круг формирующихся у ребенка мотивов и ценностей. Ценность, как сказал С. Л. Рубинштейн, значимость для человека чего — то — это принятая и осознанная направленность поведения.

В результате процесса воспитания ребенок должен научиться эмоционально правильно реагировать на те воздействия, которые он испытывает. Анализ эмоциональных состояний дошкольника позволяет выделить нам специфические человеческие эмоции, характерные для ребенка как существа социального.

Данные нашего исследования свидетельствуют:

1. Развитие эмоций заключается в воспитании у детей новых чувств, которые меняют их внутренний облик. Наличие глубоких нравственных переживаний в связи с собственными поступками товарищей или переживаний, связанных с событиями в общественной жизни, так же как и глубокие эстетические впечатления или переживания личного характера, приводят к изменениям некоторых свойств эмоциональной жизни ребенка.

Изменяется нравственное самочувствие ребенка, вызванное тем обстоятельством, что он пережил в связи с определенными жизненными обстоятельствами. У дошкольника надо вызвать живой и адекватный эмоциональный отклик на определенные факты, события, взаимоотношения людей. У него должно появиться достаточно сильное переживание, являющееся не случайным, преходящим, быстро забываемым, а событием в его жизни. К такому глубокому переживанию детей надо подвести;

Эмоциональная экспрессия повседневной жизни влияет на индивидуальное и социальное развитие, формирование межличностных связейэмоции важны в каждой человеческой деятельности, будь это восприятие, физическая сноровка, память или изобретательность. Социальное развитие дошкольников может осуществляться только при наличии эмоционального контакта со взрослыми.

Большое значение для ребенка имеет отношение к нему окружающих. Знание эмоционального мира поможет воспитать, исправить появившиеся отклонения в эмоциональных реакциях детей. Знать особенности эмоций и чувств необходимо прежде всего для того, чтобы с самого начала общения с детьми правильно формировать их эмоциональный мир. Не менее существенная задача — создавать у растущего человека правильное и дифференцированное отношение к действиям и поступкам людей, к человеческим взаимоотношениям в целом.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальнее, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Он становится непосредственным участником, свидетелем событий, которые рождают в нем соответствующий отклик, знакомят с явлениями, фактами, вызывающими живое, эмоциональное отношение. Группа эмоций, сопровождающих познавательную деятельность и обеспечивающих эффективность процесса познания, относится к интеллектуальным эмоциям. Эмоциональность — это всегда специфическая сторона процесса, которая вместе с тем носит познавательный характер.

Эмоциональная сфера представляет собой сложную и непрерывно изменяющуюся систему своеобразных откликов личности на действительность и ее воздействия. Дети склонны переживать эмоции на основе подражания, что характеризует такие особенности: ребенок осваивает социальные формы выражения чувствизменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищениечувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.

Эмоции оказывают специфическое влияние на активизацию мотивов поведения. Необходимо выделять ведущие эмоциональные переживания детей, которые характеризуют его как жизнерадостного или плаксивого, раздражительного или оживленного, спокойного или впадающего в отчаяние. Ребенок не просто «мимоходом» переживает определенные эмоциональные состояния.

В этих переживаниях, эмоциональных состояниях ему самому, как личности, открываются новые стороны в ней самой. В итоге появляются новые наслоения и изменения в его эстетическом и нравственном опыте, он расширяется и обогащается.

Воспитатели умеют анализировать эмоциональную жизнь ребенка на основание делостной картины его поведения и отдельных эмоциональных проявлений. Завершающая воспитательная задача — перевести появившееся переживание в поступок. Тогда психологически возникает более значимая связь между возникшим переживанием и личностью.

Формирование эмоциональной сферы личности можно осуществлять успешно, взяв за основу когнитивный компонент познания окружающей действительности с опорой на поведенческо-деятельностный компонент.

Подверженность психических процессов влиянию эмоциональных факторов зависит от степени их структурированности. Чем больше структурирован процесс, тем меньше он подвержен воздействию эмоций. Необходимо строить воспитательное воздействие в такой форме, чтобы в результате его возникло не просто переживание с каким — то содержанием и направленностью, но образовалось действенное чувство.

5. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими людьми, может приводить к двум группам поведения: первая группа — дети неуравновешенные, быстро возбудимыевторая группа — дети легко «тормозные», с устойчивым негативным отношением к общению. Такие обособленные дети стремятся к одиночеству, избегая участия в разных видах совместной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Жизненные перспективы личности. //Психология личности и образ жизни. /Под редакцией Е. Р. Шорохова. М. Наука, 1987-с. 137−145.
  2. Н.И. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. -303 с.
  3. Ю.В. Взаимосвязь отношения к другому и самоотношение взрослого человека. //Мир психологии, 1999. № 2, с. 38−44.
  4. .Г. Избранные психологически труды в 2-х томах. Т. 2. /Под ред. А. А. Бодалева. М.- Педагогика, 1980. 288 с.
  5. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.-24 с.
  6. П.К. Биология условного рефлекса. М., 1968.
  7. Е.А. Дошкольный возраст. М.: Учпедгиз, 1994. — 335 с.
  8. М.Б., Гассон Дж. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности. М., 1982. С. 1−13.
  9. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. 64с.
  10. Ю.Асмолов А. Г. О месте и функции установок в поведении. //Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII международному психологическому конгрессу. ГДР, Лейпциг, 6−12 июля, 1980. М., 1980, с. 17 019.
  11. П.Бабаева Т. И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения. Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1973. -23 с.
  12. И.А. Особенности общения со сверстниками и взрослыми у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания. М, 1982 — № 2, С.38−42.
  13. JI.H., Харин С. С. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.: Метод, реком. Мн.: ООО «Скарына». 1995. — 40 с.
  14. М.В. Основы общей и возрастной психологии. //Бениаминова М. В. Воспитание детей. М., 1991. С. 10−70.
  15. П.П. Трудные дошкольники. М.: Раб. просвещение, 1929. 106 с.
  16. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии. 1979. № 2, с. 47−56.
  17. П.Борисова А. А. Различение эмоционального состояния человека по интатана-ционному ресунку речи. //Вопросы психологии, 1989. № 1С. 117 121.
  18. Брагинский B. J1 Лишенные любви. //Здоровье детей.: Приложение к газете «Первое сентября». 2000, № 31−32. с. 19.
  19. В.Л. Детские страхи. //Будь здоров. 2000. № 10. — с. 72−77.
  20. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи (записки детского психиатра). М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  21. Н.Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе. //Вопросы психологии. 2000. — № 5, — с. 38−47.
  22. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 196 с.
  23. И. А. и др. Эмоции и мышление. И. А. Васильев, В. Л. Поплужный, О. К. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1980. 192с.
  24. Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопр. психологии. 1996. -№ 3 С. 14 -27.
  25. В.К. психология эмоциональных явлений. М: Изд-во Моск. уни-вер-та. 1976. 142 с.
  26. Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи // Вопр. психологии. 1991. — № 1. — С. 95−107.
  27. Возрастные особенности психологического развития детей /Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. 164 с.
  28. Е. Развитие ребенка раннего возраста: основные показатели. М.: Л инка-Пресс, 1999. — 70 с.
  29. Е. Развитие эмоций у детей. // Дошкольное воспитание. 1979. — № 11. — С. 57−59.
  30. Е. Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни. //Дошкольное воспитание. 1991. — № 11. — С. 58−60.
  31. В. Очерки психологии. М., 1912. С. 25−162.
  32. Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи //Психологический журнал. 1996. Т 17 -№ 4, С 55 — 63.
  33. Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале 20 в. //Вопросы психологии., 1968. № 2, с. 149 156.
  34. Л.С. Воспитание чувств // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина и др. М.: Академия, 1998. — С. 233−235.
  35. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
  36. Т. П. Эксперементальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. //Вопросы психологии 1974 № 5 С 107 114.
  37. Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. -№ 3. — С. 101−116.
  38. Л.Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопр. психологии. 1990.-№ 6. — С. 17−25.
  39. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. М.: Просвещение. 1992. 143 с.
  40. В. Воспитание чувств милосердия у дошкольников. //Дошк. воспит. 1991. № 1., с. 10−12.
  41. П.Я. Физиологические особенности детей. М.: Просвещение, 1965., 243 с.
  42. В.И. Нервные дети. JI.: Медицина, 1990. — 174 с.
  43. И. Тренируем эмоции. //Школьный псих.: Приложение газеты «Первое сентября». 1998., № 3 — С16.
  44. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: «Масс Медиа», 1995. -240 с.
  45. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 176 с.
  46. О.В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций. //Вопросы психологии. 1994. № 6. — с. 25−37.
  47. О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопр. психологии. 1995. -№ 2.-С. 137−149.
  48. P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во Лен. унта, 1988. — 565 с.
  49. Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях д/д. //Дефектология. 1993. № 6. С 13 18.
  50. Т. В. «Страна эмоций» : Психологическая помощь младшим школьникам. // Образование в современной школе. 2000., № 9 — С. 63 -65.
  51. Давыдов В В. Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной. //Дошк. Воспитание 1998. № 5. С. 83−85.
  52. Ч. Выражение эмоций у человека и животных. //Хрестоматия по психологии. /Под ред. А. В. Петровского, М., 1987.
  53. У. Что такое эмоция? //Психология эмоций. М., 1993., 202 с.
  54. З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л., 1978. -142 с.
  55. Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. С — Пб&bdquo-1995. — 24 с.
  56. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Лен.: Университетское, 1988. — 399 с.
  57. Детская практическая психология: учеб. /Под ред Т Д Марцинковской М., Гардарики, 2000. 255с.
  58. А.В. Конфликтология: Учеб. пособие. М., Гардарики, 2000. 320.
  59. Н.Ф., Бардиан A.M., Лаврова Н. В. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
  60. . И. Потребности, отношение и направленность личности. //Вопросы психологии, 1973. № 5. С. 18−29.
  61. И.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. 1998. -№ 1. — С. 54−59.
  62. И.В., Данилова ЕЕ., Прихожан А. М. Психология. М.: Академия, 1999. -461 с.
  63. М., Шерьязданова X. О преодолении грудностей в общении. //Дошк. Воспитание. 1985. № 4. — с. 47−49.
  64. М.В., Миланович Л. Р. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М.: Ин-т практической психологии, 1996. — 104 с.
  65. И.А. Потребности в сопереживании у старших дошкольников, воспитывающихся в семье и вне семьи. Возрастные особенности психического развития детей. Под. ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. -М.-1982.-С 77−94.
  66. И.А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопр. психологии. 1985. -№ 4.-С. 31−37.
  67. А. Взаимосвязь когнитивной и эмоциональной регуляции деятельности у ребенка. //Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII международному психологическому конгрессу.: ГДР., Лейпциг, 6−12 июля 1980. М&bdquo- 1980., с. 56−57.
  68. А. И. Детские неврозы. Спб. Питер. 1995.- 192с.
  69. К.Е. Психология эмоций. Спб. Питер. 1999. 464 с.
  70. Е.К. О развитии речи у детей первых двух лет жизни. М. 1950- 124с.
  71. В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет. // Вопросы психологии. 2000, № 2, — С 56 — 64.
  72. В. Физиология эмоций. Л., 1977. С. 41−50.
  73. Е.А. Педагогика и психология социальной депривации: Исторический аспект / / Вопр. психологии. 1993. — № 3. — С. 39−46.
  74. А.Г. Личность и ее направленность. М., 1966. — С.331−357.
  75. Е.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Общение и возрастные особенности. Мн.: БГУ. 1976 250 с.
  76. Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Мн.: Нар. Асвета, 1984., 250с.
  77. Кон И. С. Ребенок и общество историко этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988.-270 с.
  78. В.К. Об особенностях формирования эмоционально волевой сферы дошкольника. //Дошк. воспитание 1968.-№ 2 С. 41−44.
  79. В.К., Приходько Ю. А. Детерминация переживаний детей, мотивация совместной деятельности. // В книге: Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. / Под ред. Котырло В. К. М. 1987. С. 52−70
  80. Ф.Г., Супрун Н А. О некоторых проблемах детских учреждений для сирот //Дефектология, 1992. № 1. С 34 — 38.
  81. . Развитие ребенка: эмоции и здоровье. (Заметки психолога). //Семья и школа. 1988. № 3. — с. 23.
  82. Ф. Сущность эмоционального переживания //Психология эмоций. М., Изд во Моек — го ун — та. 1993. С 113 — 125.
  83. Кряжева H. J1. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития». 1996 — 208 с.
  84. Й., Матейчик 3. Психологическая депривация в детском возрасте. /Пер. с чешского. Прага. 1984. 334 с.
  85. Й., Матейчик 3. Типы депривационной личности ребенка в учреждении // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С. 205−213.
  86. Г. Эмоции. М., 1896. С. 16.
  87. А. Социальные аспекты в работе психолога. //Обруч. 2000, № 3. с. 13−15.91 .Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  88. Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
  89. В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С. 4−7.
  90. М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. А. Г. Рузской. М.: Инст. прак. психологии. 1997. 384 с.
  91. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
  92. Лук A.M. Эмоции и личность. М.: «Знание», 1982. 175 с.
  93. А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М. «Знание». 1978.-48 с.
  94. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., АПК РСФСР, 1963 -479 с.
  95. У. Развитие эмоций и чувств. //Психология эмоций. М., 1987. С. 103 107.
  96. Матейчик 3. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н. М. Ершовой. М.: Прогресс, 1980. — С. 69−98.
  97. Матейчик 3. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
  98. С.Ю. Особенности аффективно личностных связей со взрослым у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка. Возрастные особенности психического развития детей. / Под. ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. — М. — 1982. — С. 19−36.
  99. С.Ю. Значение привязанности к взрослому для развития ребенка. //Дошк. воспитание. 1984. — № 7 — с. 38−42.
  100. Л.И. Физиологические основы обучения и воспитания: Курс лекций. Владимир, 1972. — 424 с.
  101. B.C. К проблеме социального развития ребенка. Психологический журнал 1980.-Т1 № 5., С 43−53.
  102. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учереждениях интернатного типа. / Вопр. психол. 1989. -№ 1 С32−39.
  103. B.C. Игрушка, как средство психического развития ребенка // Вопр. психологии. 1988. -№ 2. — С. 123−128.
  104. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995.
  105. Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 1997.-688 с.
  106. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992.- 160 с.
  107. H.M. психологические особенности общения младших школьников со взрослыми: Автореферат дис. канд. псих, наук. М., 1983. -19 с.
  108. Е.И. и др. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве. //Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 3. — с. 92−98.
  109. Нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Нечаевой В. Г. М.: Педагогика, — 1972. — 280 с.
  110. А. «Содержание души человеческой». (Вопросы эмоционального воспитания детей). //Семья и школа. 1979. № 7. с. 39−41.
  111. А. От трех до двенадцати: (об эмоциональном воспитании дошкольников и младших школьников). //Семья и школа. 1979. № 9. с. 2628.
  112. М. Графическая методика кактус. //Обруч .-2000, № 5. С 12−13.
  113. А.Х. К проблеме распознавания эмоционального контекста звуковой речи // Вопр. психологии. 1991. — № 1. — С. 88−95.
  114. А.Х., Рязанова Е. П. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома // Психол. журн. 1993. — Т. 14, № 1. -С. 44−52.
  115. В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании. //Психологическая наука и образование. 1996. № 3. с. 100−109.
  116. . Избранные психологические труды. М., 1969, 659 с.
  117. Платон. Сочинения в Зх томах. Т. 2.-М.: Мысль, 1970. 611с.
  118. К.К. К проблеме способностей, М., 1972. 280 с.
  119. Т.И. Усвоение нравственных норм старших дошкольников в совместной трудовой деятельности. М., 1983.
  120. Т.А. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошк. воспитание. 1992. № 304. с. 10−14.
  121. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1989. — 256 с.
  122. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. -160 с.
  123. Проблемы формирования сознания личности. Издательство Томского ун-та. Томск. 1976.-141с.
  124. Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под. ред. М. И. Лисиной, И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. -М.: Педагогика, 1990.-264с.
  125. Психология в управлении. /Под ред. Е. С. Кузьмина.-Л., 1983. 148с.
  126. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. / Тезисы докладов всесоюзной конференции (11−12 апреля 1979., Москва). ~М., 1979.-261с.
  127. Психологические рекомендации по воспитанию детей в д/д и школах -интернатах. /Под ред. A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых. М., 1986. 28 с.
  128. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах интернатах. Метод разработки. /Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской, Д. И. Фельдштейн. — М., 1986. — 49 с.
  129. Психологическое изучение детей в школе интернате. /Под ред. Л.И. Бо-жович. — М., 1960.-208 с.
  130. Психолого медико — педагогическое обследование ребенка. /Под общей ред М. М. Семаго М., Аркти, 1999. — 136с.
  131. Психология дошкольника: Хрестоматия./Сост Г. А. Урунтаева М., Издат центр Академия 1998. 384с.
  132. Пять лет школ-интернатов. / Под ред. Е. И. Афанасенко, И. А. Каирова. -М., 1961.-387с.
  133. Развитие общения у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца, М. Н. Лисиной. М., 1974.-288 с.
  134. Развитие ребенка. / Под ред. А. В. Запорожца, Л. А. Венгера. М., 1968. -190 с.
  135. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 176с.
  136. Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе. Дисс. канд. фил. Наук. Барнаул, 1973.
  137. М. Помощь трудным детям. / Пер. с англ.- М., 1987.-422с.
  138. В. В адреналиновом пространстве. // Семья и школа. -1993, № 7, С32−34.
  139. А. А. К проблеме социальной адаптации личности. // Вестник СПБГУ, 1995. Сер.6. Вып.З.-№ 20.-С 74 79.
  140. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979,-392с.
  141. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996. 529 с.
  142. Розенгарт Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. -М., 1948.-200 с.
  143. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
  144. Э. Сила радости : (об эмоциональном мире ребенка). // Семья и школа 1980 № 1 С 25 28.
  145. Н.Н. Роль эмоций в формировании индивидуального стиля общения со сверстниками. Дисс. канд. псих. наук. М., 1997, 145 с.
  146. П.В. Потребностно информационная теория эмоций. //Вопросы психологии, 1982, № 6, с. 44−56.
  147. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1975. -144 с.
  148. В.М. Социальная изоляция и психическое развитие старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития // Психол. журн. 1996. — Т. 17, № 1. — С 86−96.
  149. М.И. Личностная индивидуальность школьника. Киров: ВГПУ, 1995.-41 с.
  150. Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольника. / Вопросы психологии. 1980. № 5.- С 105 111.
  151. Е.О. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников. Общение и диалог в практическом обучении, воспитании и психическом консультировании. / Под. ред. А. А. Бодалева и других. ~М&bdquo- 1981. -С 122−127.
  152. Е.О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме // Вопр. психологии. 1991. — № 6. — С. 30−37.
  153. Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. B.C. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Академия, 1999. — С. 202−211.
  154. К. В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации. Автореф. дис. канд. псих. наук. М. 1997−23с.
  155. А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни.: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1987. 19 с.
  156. А.С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980. -133 с.
  157. В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1997. -321 с.
  158. Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. -1998.-№ 5.- С. 39−53.
  159. Л.П. О формировании эмоциональной готовности ребенка к школе. // Формирование школьной зрелости ребенка. Составитель Т. Тулва. Таллин.: Таллинский педагогический институт имени Э. Вильде. 1982.-259с.
  160. Н.П. Создание обстановки психологического комфорта для развития положительных эмоций. //Инновационные компоненты проблемы воспитания и развития личности дошкольника. Шадринск, 1995. с. 207−211.
  161. .К. Особенности социального поведения трудных детей 6−8 лет в ситуации депривации основных потребностей. Дис. канд. псих. наук. -М.-1988. 187с.
  162. Т.Л., Пингарева М Л. Соотношение уровня развития мыслительных действий и эмоциональных переживаний у дошкольников в игровой ситуации. //Вопросы психологии. 1991. -№ 1. с. 108−114.
  163. B.C. Внутрисемейная адаптивность и эмоциональная удовлетворенность как значимые показатели психологического здоровья семьи: методика их изучения и оценки // Вестн. психо-соц. и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. — № 3. — С. 30−49.
  164. Н. Об изучении эмоций у детей // Дошкольное воспитание. -1970. -№ 5. С. 28−34.
  165. К.Д. Человек как предмет воспитания. Соч. Т. 9, 549 с.
  166. Д.И. «Взрослые» и развитие взрослого человека. // Мир психологии. 1999. № 2.- С 3 — 5.
  167. Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопр. психологии. 1998. — № 1. — С. 3−19.
  168. Философский словарь. /Под ред. И. Н. Фролова. М., 1991.
  169. Т.А., Рузская А. Г. Особенности развития речи у детей, воспитанных в разных условиях /Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. С 59−76.
  170. А. Введение в детский психоанализ. М., 1991.
  171. Э.Л. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. -М., 1979. 124с.
  172. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопр. психологии. 1999. — № 2. — С. 61−74.
  173. Л.М. Возникновение и развитие конфликтов между младенцами: Автореф. канд. дис. псих. наук. М., 1983. 20 с.
  174. Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопр. психологии. 1987. — № 6. — С. 84−89.
  175. В.И. О роли эмоций в речи // Вопр. психологии. 1991. — № 6. -С. 111−116.
  176. ЦДелованов Н.М. О воспитании в домах младенцев. Вопросы материнства и младенчества, 1938. № 13. — С.4- 18.
  177. Н.М., Аксарина Н. И. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1935. — 37 с.
  178. Г. X. Эмоции и чувства как форма отражения действительности . М.: Наука, 1971, — 223с.
  179. В. Психология раннего детства. М., 1922.
  180. Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М&bdquo- I960. 328 с.
  181. Л.И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников. //Мир психологии. 1998. № 3. с. 123−136
  182. Эмоции и чувства. // Психология. / Под. ред. А. А. Смирнова. М.: Учпедгиз, 1962. — с. 384 418.
  183. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А. Д. Кошелевой. М .: Просвещение, 1985. — 175 с.
  184. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во Моск. универ. 1990. 197 с.
  185. Эпикур. Собрание сочинений. М., 1995.
  186. Юнг К. Е. Конфликты детской души. М., 1995. 336 с.
  187. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  188. П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1996. — 291 с.
  189. Emotion Theory research and expirience. // Ed. By R. Pluchik H. Keller-man New-York. Academic Press 1983−363p.
  190. Gewirts J. L., Baer D. M. Deprivation and satanion of social rein forcers as drive conditions. // jornal Abnormal social psyholody. 1958. V. 56. P 165 172.
  191. Rutte M. Maternal deprivation. //Child development. 1979. V 50. P 283 -305.
  192. Schaffer H R Activity level as a constitutional determinant of infantile reation to deprevation || Child Development 1966 V 37 P 595−602
  193. Spits R.A. Hospitalism: A follow-up report on investigation //Psyhoanalitic study of the child. 1946. V 2. P. 113−117.да:it !:'ui p !-•. |л Г И
Заполнить форму текущей работой