Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза: на примере студентов-мигрантов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проанализировав теоретические и эмпирические исследования по проблеме социально-психологической адаптации личности студента-мигранта в образовательном пространстве вуза и опираясь на труды Ф. Б. Березина, Л. С. Выготского, В. Н. Гурова, Т. Д. Молодцовой, Д. В. Столяренко, Л. Филипса, мы определили сущность, виды, формы, уровни, а также общие закономерности, механизмы и принципы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы изучения самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов
    • 1. 1. Адаптация студентов-мигрантов в условиях смены социальной ситуации жизнедеятельности: социальный и психологический аспекты
    • 1. 2. Психологические особенности личности студента-мигранта
    • 1. 3. Психологические основания самооценки личности как фактора 43 социально-психологической адаптации студентов-мигрантов
  • Заключение по первой главе
  • Глава II. Организация и методы исследования самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов
    • 2. 1. Основные задачи и этапы психологического исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
    • 2. 3. Анализ степени развития самооценки и особенности социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в условиях вуза
  • Заключение по второй главе
  • Глава III. Опытно-экспериментальная работа по формированию самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза
    • 3. 1. Построение модели процесса формирования самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза
    • 3. 2. Внедрение экспериментальной модели процесса формирования самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза
    • 3. 3. Анализ результатов экспериментального исследования
  • Заключение по третьей главе

Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза: на примере студентов-мигрантов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Распад традиционных экономических, политических, общественных структур, межнациональные конфликты и войны, кризис политической власти, ориентация экономики на рыночные отношения вызвали мощный накал социальных проблем, негативные явления в духовной жизни общества и отдельного человека, породили тенденцию к национальной нетерпимости и разобобщенности, обострили проблемы дезадаптации человека в поликультурной среде. Данные. обстоятельства усугубляются маргинализацией, усиливающейся геополитической нестабильностью, накалом очагов гражданской войны, национальными конфликтами, обусловливающими развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, в числе которых и молодежь [54].

Проблема беженцев признана международной общественностью одной из самых острых в мире, ведь только в России, по данным Федеральной миграционной службы, в 1999 г. насчитывалось около 3 млн. официально зарегистрированных вынужденных переселенцев. К 2006 г. данная цифра составила 20 млн. мигрантов, что говорит о растущей динамике миграционных процессов. Миграция и маргинализация накладывают отпечаток на процесс развития личности, создают тяжелые стрессовые ситуации, порождают состояние безысходности, часто являются причиной бездомности, безработицы, бедности и даже суицида.

Социально-политические изменения, миграционные процессы обусловили появление в поликультурном пространстве такой категории молодежи как студенты-мигранты.

Такие студенты нуждаются в социальной и психологической помощи и поддержке окружающих. Для понимания сущности личности студента-мигранта и специфики взаимоотношений их с социумом, значимыми являются этнологические психолого-педагогические исследования (Д.В. Василенко [36], З. Т. Гасанов [47], О. В. Гукаленко [51, 52], Ю. С Давыдов [65], Е. М. Лысенко.

134], Ф. О. Семенова [201], Г. У. Солдатова [179], А. А. Цахаева [232], С. Х. Чомаева [236]).

За последнее десятилетие разработан ряд теоретических подходов и практических направлений организации психологической поддержки личности в ее саморазвитии и самоопределенииобозначены основные характеристики человека как субъекта собственной жизни (К.А. Абульханова-Славская [2, 3], Г. С. Абрамова [1], А. Г. Асмолов [14,16], В.В. Белоус[18], О. Г. Власова [38], Д. В. Василенко [36], Н. В. Гришина [50], И. Е. Лилиенталь [127] и др.).

Личностное развитие студента в вузе — это не только развитие интеллекта, но и готовности к автономности, самостоятельности, становление позитивного отношения к миру и принятия окружающих, формирование уверенности в себе, мотивации самоактуализации, самореализации и самосовершенствования. Особо остры данные проблемы на первых курсах обучения в период адаптации к условиям вуза. Фундаментальные вопросы социально-психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных (А.А. Балл [17], Ф. Б. Березин [21], Л. И. Божович [30], В. Н. Бородулин [32], Д. В. Василенко [36], А. Н. Леонтьев [125], И. Е. Лилиенталь [127], Ф. З. Меерсон [140], А. А. Налчаджян [155, А. В. Петровский [173], А. А. Реан [187], Т. П. Скрипкина [202], А. А. Цахаева [232]и др.) и зарубежных (Г. Селье [199], 3. Фрейд [226], Э. Эриксон [246] и др.) исследователей.

Понятие адаптации многозначно и может рассматриваться также как и результат социализации личности, проявляющийся в ее адаптированности к тем или иным общественным или внутригрупповым условиям. Это позволяет рассматривать адаптацию студентов-мигрантов к образовательным условиям вуза как ступень их социализации, в ходе которой происходит не только интеграция в студенческую среду, но и профессиональное и личностное развитие [106].

Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Несоответствие между самооценкой и притязаниями личности, особенно на фоне изменения привычной социальной ситуации жизнедеятельности, ведет к острым аффективным переживаниям, преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, недоверия, эмоциональной напряженности, низкому уровню самоконтроля, в совокупности обусловливающие дезадаптированность студентов-мигрантов [96,100,128, 163, 196].

В психологических исследованиях проблема самооценки исследуется достаточно широконаиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев [9], Л. И. Божович [30], Л. С. Выготский [42], У. Джемс [70], И. С. Кон [96,98],. JI.H. Корнеева [100], М. И. Лисина [131], А. И. Липкина [128], В. В. Овсянникова [163], К. Роджерс [188], В. Ф. Сафин [196], В. В. Столин [213], X. Хекхаузен [229], И. И. Чеснокова [233, 234], Е. В. Шорохова [243], Э. Эриксон [346] и др.), а также в диссертационных исследованиях последних лет (Д.В. Василенко [36], А. В. Захарова [86], Е. О. Федотова [222] и др.).

Анализ данных исследований позволил сделать вывод, что самооценка является фактором, обеспечивающим успешность процесса социально-психологической адаптации.

Актуальность формирования адекватной самооценки возрастает в студенческом возрасте, который является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций, особенно в период адаптации к условиям вуза.

Несмотря на то, что проблема взаимовлияния самооценки и адаптации активно изучается как отечественными психологами, так и зарубежными, имеет место недостаточность разработки теоретических исследований в области изучения закономерностей, принципов, факторов и механизмов формирования самооценки в период юности. Кроме того, требуется определение наиболее эффективных факторов социально-психологической адаптации в юношеском возрасте, с учетом специфики и психологических особенностей различных категорий студентов, в том числе и студентов-мигрантов. Также необходима разработка технологий психологической поддержки и помощи студентам-мигрантам в период обучения в вузе, особенно в адаптационный период.

Проведенный анализ теории и практики процессов формирования самооценки и организации социально-психологической адаптации позволил выявить субъективные и объективные противоречия:

К субъективным относятся противоречия:

— между личностными и образовательными возможностями студентов-мигрантов и требованиями новой для них ситуации развитиярассогласованностью между имеющейся внутренней системой этнокультурных и образовательных ценностей личности и системой ценностей окружающего социума, приводящая к культурному конфликту.

К объективным относятся противоречия:

— между декларируемой гуманистической парадигмой развития личности и реальным положением Российских студентов-мигрантов;

— между достаточно высоким уровнем разработанности общей теории гуманистического воспитания и обучения и слабой разработанностью теории психологической и социально-психологической поддержки студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза.

Проблема исследования включает комплекс вопросов: может ли самооценка выступать одним из факторов успешности социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза? Каковы психологические особенности формирования самооценки личности студента-мигранта как фактора социально-психологической адаптации? В чём заключается специфика организации и содержания процесса формирования самооценки как фактора успешной социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза?

Объект исследования — процесс социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в условиях вуза.

Предмет исследования — формирование самооценки как фактора успешной социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза.

Цель исследования — выявить психологические особенности, условия и способы формирования адекватной самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации личности студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза.

Основные гипотезы исследования:

1. Самооценка может выступать одним из факторов успешности социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза.

2. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в условиях образовательного процесса вуза будет эффективным:

— если будет разработана и реализована в условиях вуза модель формирования адекватной самооценки, способствующая эффективной социально-психологической адаптациипод воздействием целенаправленного процесса формирования параметров самооценки (адекватность,. самоотношение, самоконтроль, потребность в достижениях) повысится уровень социально-психологической адаптации личности студента-мигранта;

— если будет разработано и реализовано содержание спецкурсов «Новое открытие Я» и «Психологическая культура будущего профессионала», направленное на решение поставленной проблемы;

— если будет организовано продуктивное взаимодействие с социально-психологическими службами помощи, культурно-образовательными центрами, что даст возможность проявить личности себя как активного субъекта социально-психологической адаптации.

Задачи исследования:

1. Выявить специфику самооценки студентов-мигрантов и её влияние на успешность их социально-психологической адаптации в образовательном пространстве вуза.

2. Определить психологические особенности организации процесса формирования самооценки личности студентов-мигрантов как фактора успешности их социально-психологической адаптации.

3. Подобрать психодиагностический инструментарий исследования и провести диагностику сформированности самооценки и социально-психологической адаптации студентов-мигрантов.

4. Сконструировать и апробировать модель формирования самооценки как фактора успешной социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза.

5. Выявить и проверить в эксперименте психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса социально-психологической адаптации студентов-мигрантов на основе развития их адекватной самооценки.

Методологической и теоретической основой явились ведущие принципы психологии: активности личности, всесторонности, системности, развития, единства сознания и деятельности как единства внешних воздействий и внутренних условий, личностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Отечественные и зарубежные исследования социально-психологической адаптации личности (А.А. Балл, Ф. Г. Березин, Л. И. Божович, А. В. Петровский, Т. П. Скрипкина, Э. Эриксон и др.) — исследования по проблеме самооценки (Б.Г. Ананьев, О. М. Анисимова, Р. Берне, У. Джемс, А. В. Захарова, И. Кон, К. Роджерс, В. В Столин, Е. О. Федотова, X. Хекхаузен, И. И. Чеснокова и др.) — исследования личности студента-мигранта и способов оказания им психологической помощи (Г.С. Абрамова, С. А. Беличева, О. В. Гукаленко, В. А. Лабунская, Е. М. Лысенко, Г. У. Солдатова, Т. П. Скрипкина, Ф. О. Семенова, А. А. Цахаева и др.).

В работе использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследованияэмпирические — психолого-педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ документации, формирующий экспериментконкретные психодиагностические методики: опросники самоотношения В. В. Столин, С.Р. Пантелеевтест-опросник измерения потребности в достижениях Ю. М. Орловаметодика определения уровня субъективного контроля и психической стабильности Д. Роттера, адаптированная О. П. Елисеевымметодика изучения эмоциональной напряженности Е. С. Романовой, О. Н. Усановой и др.- методика исследования адекватности уровня самооценки личности С. А. Будасси в модификации Е. М. Никерееваметодика исследования проявлений тревоги Д. Тейлораметодики определения уровней дезадаптации и самооценки подростков Т. Д. Молодцовой, методика изучения особенностей личности детей-мигрантов и др.

Методы обработки данных — количественный (непараметрические критерии оценки достоверности разницы между средним — U-критерий Манна-Уитни, для оценки парных выборок — парный Т-критерий Уилконсона, коэффициент корреляции рангов по Ч.Э. Спирмену) и качественный анализ (аналитическое сравнение, анализ единичных случаев, иерархический анализ) — статистические методы (описательная статистика, регистрирование и др.).

База исследования. Исследование проводилось в течение трех лет в филиале Московского государственного университета сервиса в г. Пятигорске. Эмпирическую выборку составили студенты-мигранты первых курсов всех специальностей филиала вуза. Объем выборки составил 62 студента-мигранта в возрасте 17−20 лет. В качестве экспертов выступили 21 преподаватель вуза.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2003 по 2007 гг. в четыре этапа.

Первый этап (2003 г.) — подготовительный включал в себя определение целей, задач и выдвижение рабочих гипотез исследования, выбор объекта и предмета исследования, изучение научной литературы по проблеме исследования.

Второй этап исследования (2003 — 2004 гг.) — констатирующийпредполагал подбор методов и методик научного исследования, диагностику студентов-мигрантов I курса по проблеме формирования самооценки как фактора успешной социально-психологической адаптации, разработку модели формирования самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза, разработку спецкурса, направленного на решение проблемы исследования «Новое открытие Я», а также программы экспериментального курса «Психологическая культура будущего профессионала».

Третий этап (2004 — 2005 гг.) — формирующий — был направлен на организацию исследовательской работы и апробацию модели по формированию самооценки как фактора успешной социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза.

Четвертый этап (2005 — 2007 гг.) — заключительный этап — включал в себя обработку полученных результатов, разработки практических рекомендаций для педагогов и психологов по формированию самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в условиях вуза.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

— определены социокультурные (культурная дистанция, этническая принадлежность, культурный шок, социальная среда вуза) и психологические факторы (образовательные мотивы и ценности, уровень притязаний, тревожность, самооценка) детерминирующие личностное развитие студентов-мигрантов;

— выявлены психологические особенности студентов-мигрантов в контексте развития их возрастных и личностных новообразований (изменение личностных пространств, культурная дистанция, уровень зрелости личности, мотивы и ценностные ориентации, выраженность этнической «Я — концепции», готовность к самоизменению, неадекватность самооценки и самоотношения);

— установлен факт детерминации успешности социально-психологической адаптации личности студента-мигранта самооценкой;

— предложена и апробирована модель формирования самооценки как фактора социально-психологической адаптации личности студента-мигранта в образовательном пространстве вуза;

— выявлены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса социально-психологической адаптации студентов-мигрантов на основе развития их адекватной самооценки: учёт основных показателей психологического дискомфорта, ориентация образовательного процесса студентов-мигрантов на активное развитие самооценки, и приобретение опыта самоконтроля, организации психологической поддержки развитию личности, установление продуктивного взаимодействия с социально-психологическими службами, культурно-образовательными и национальными центрами.

Теоретическая значимость исследования:

— уточнено содержание понятий «личность студента-мигранта», «социально-психологическая адаптация студентов-мигрантов», «самооценка студентов-мигрантов»;

— произведена систематизация факторов социально-психологической адаптации студентов-мигрантов, где самооценка рассмотрена как значимый фактор, детерминирующий успешность социально-психологической адаптации;

— раскрыто и соотнесено содержание уровней сформированное&tradeсамооценки и социально-психологической адаптации студентов-мигрантов;

— теоретически обоснованы направления и средства психологической поддержки социально-психологической адаптации студентов-мигрантов;

— выявлены закономерности формирования самооценки как фактора социально-психологической адаптации личности студента-мигранта (развитие мотивирующей, ориентирующей, регулирующей, рефлексивной функцийстимуляция развития других психических образований), принципы (автономностинадежностидейственности).

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в практике работы психологов высших учебных заведений, в особенности в вузах Южного Федерального округа, отличающегося сравнительно большими миграционными процессами. Разработанная программа спецкурса «Новое открытие Я», рабочая тетрадь студента «Новое открытие Я», психологический практикум «Новое открытие Я», спецкурс «Психологическая культура профессионала» могут быть использованы для оптимизации процесса социально-психологической адаптации студентов-мигрантов к образовательному пространству вуза и для формирования адекватной самооценки. При создании модели формирования самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза предпринята попытка шире рассмотреть данную проблематику, которая выходит за рамки диссертационного исследования, а именно: разработанный курс можно быть элементом, включенным в программу курсов повышения квалификации специалистов социально-психологической и педагогической деятельности и для специалистов сфер общественной деятельности, а также использован в работе сотрудниками психологических и социальных служб.

Положения, выносимые на защиту:

1. Студенты-мигранты — это особая социальная категория молодежи, характеризующаяся маргинальностью личности, вследствие ассимиляции культур, трудностями в личностном и профессиональном развитии, связанными с преодолением дезадаптаций (социальной, психологической, педагогической).

2. Процесс социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза детерминируется рядом факторов: социальные (материальные и средовые), психологические (личностные), педагогические (образовательные, семейные). Они определяют содержание и особенности психологической поддержки студентов-мигрантов в период их адаптации к условиям вуза.

3. Психологической особенностью процесса социально-психологической адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды. Самооценка выступает одним из факторов успешной социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в условиях образовательного пространства вуза.

4. Модель формирования самооценки как фактора успешной социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза, включает блоки: теоретико-методологический и технологический, содержание которых раскрывает способы изучения исследуемых явлений, методы диагностики, подходы к организации психологической поддержки процесса развитию личности, где самооценка детерминирует успешность социально-психологической адаптации студентов-мигрантов.

5. Эффективность процесса формирования самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза обусловлена рядом психолого-педагогических условий:

— учёт основных показателей психологического дискомфорта у студентов-мигрантов (социальные, когнитивные, аффективные, поведенческие) при определении направленности и содержания учебной, воспитательной, развивающей и психокоррекционной работы;

— ориентация образовательного процесса студентов-мигрантов на активное развитие самооценки, приобретение опыта самоконтроля учебной деятельности;

— организации психологической поддержки социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в логике чередования специально подобранных психотренинговых занятий и специализированных курсов обеспечивающих профессиональную социализацию личностиустановление продуктивного взаимодействия с социально-психологическими службами, культурно-образовательными и национальными центрами и др., что позволит проявить личности себя как активного субъекта социально-психологической адаптации в условиях образовательного пространства вуза и социума.

Надежность, обоснованность и достоверность научных положений и выводов обеспечивается организацией исследования, соответствующей его целям и задачам, использованием комплекса взаимодополняющих диагностических процедур, применением количественного и качественного анализа, статистических методов обработки полученных данных, согласованностью эмпирического исследования и теоретической концепции.

Апробация исследования. Основные положения докладывались на методологических семинарах на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин в Пятигорском филиале Московского государственного университета сервиса в течение 2003;2006 гг.- на научно-методической конференции «Состояние и перспективы развития образования в области сервиса», г. Москва, 2005гна IV Международной конференции «Экология, управление и развитие курортно-рекреационных регионов: проблемы и перспективы», г. Пятигорск — г. Санкт-Петербург, 2005гна научной конференции «Инновации в сфере сервиса — III» г. Пятигорск, 2005 гна 51-ой научно-методической конференции «Университетская наукарегиону», г. Ставрополь, 2006 гна XIII Годичном собрании ЮО РАО, г. Ростов-на-Дону, 2006 гна конференции «Наука — сервису. Проблемы исследования развития социально-культурного сервиса и туризма на КМВ», г. Пятигорск, 2006 г. Основное содержание работы отражено в 14 публикациях, из них 3 — тезисов- 6 статей, одна из которых опубликована в журнале, рекомендованном ВАКв учебно-методических изданиях, включающих 2 программы и 2 учебно-методических пособия- 1 коллективная монография.

Объем и структура диссертации. Работа изложена на 192 страницах и состоит из введения, трех глав, заключениясодержит 13 рисунков, 26 таблиц и 17 приложений. Библиографический список насчитывает 254 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Межнациональные конфликты, локальные войны, непрекращающиеся на протяжении двух десятилетий на Северном Кавказе, повлекли за собой разрушение традиционной инфраструктуры и экологии детства и юности, втянули множество людей, в том числе и юношей и девушек в военные и межнациональные конфликты, создав определенный отток населения с мест этих событий, появление большого количества беженцев, изменения контингента студентов практически во всех регионах в направлении усиления его разнообразия по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности, уровню обученности и воспитанности. Одним из проявлении этого кризиса является дезадаптация, потеря ценностных ориентиров, лежащих в основе построения сценариев жизни, выборе стратегий профессиональной и личностной самореализации.

Проанализировав теоретические и эмпирические исследования по проблеме социально-психологической адаптации личности студента-мигранта в образовательном пространстве вуза и опираясь на труды Ф. Б. Березина, Л. С. Выготского, В. Н. Гурова, Т. Д. Молодцовой, Д. В. Столяренко, Л. Филипса, мы определили сущность, виды, формы, уровни, а также общие закономерности, механизмы и принципы социально-психологической адаптации и дезадаптации личности. Процесс социально-психологической адаптации протекает по-разному и зависит от степени рассогласования между индивидом и средой. Адаптация, с одной стороны, принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом, например, посещение вуза и овладение учебными предметами или установление дружеских отношений со сверстникамис другой стороны, — гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. Важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта, что определяет степень адаптированности личности. Это дает основание вычленять самооценку в качестве одного из факторов социально-психологической адаптации, особенно в период ранней юности, который является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций [98, 225]. Самооценка — взаимосвязь между различными уровнями «Я», особо акцентируя внимание на ее регулятивных функциях [86].

Модифицировав представление о личности «студента-мигранта», предложенное Л. Ш. Байчаровой, Л. Божовичом, Д. В. Василенко, О. В Гукаленко, И. С. Коном, В. И. Слободчиковым, C.JI. Рубинштейном, мы определили свое понимание личности «студента-мигранта» и ее психологических особенностей [31, 36, 51]. Студенты-мигранты — это особая категория учащихся людей, характерной чертой которой является необходимость адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности (социальным, этническим, культурным, материальным, бытовым, психологическим). Процесс адаптации нередко характеризуется глубоким стрессом, что приводит к срыву имеющейся у молодого человека положительной защиты [51]. Такой студент нуждается в помощи и поддержке окружающих. Исходя из этого, установлены психологические особенности студентов-мигрантов в контексте развития их возрастных и личностных новообразований (изменение личностных пространств, культурная дистанция, уровень зрелости личности, мотивы и ценностные ориентации, выраженность этнической «Я — концепции», готовность к самоизменению, неадекватность самооценки и самоотношения).

Определены направления психологической поддержки студентов-мигрантов в условиях вуза заключающиеся в следующем:

— обеспечение каждому студенту-мигранту индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей;

— создание условий и включение технологий адаптации личности в образовательное пространство вуза;

— создание условий для поддержки и защиты личности, её успешной адаптации в поликультурную среду путем развития у студентов адекватного понимания себя и умений корректировать самоотношение;

— осознание наличия в себе личностного потенциала, способного противостоять жизненным трудностям;

— содействие изменению ролевых характеристик и развитию навыков социального взаимодействия;

— формирование у студентов-мигрантов гуманистических ценностей.

Опираясь на работы Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, В. Ф. Сафина,.

В.В. Столина, А. И. Липкиной, К. Роджерса, нами была показана роль самооценки в общем контексте формирования личности — ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости, а также выделены компоненты самооценки (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). На основе данных, представленных в работах О. М. Анисимовой, Е. О. Федотовой, И. И. Чесноковой, мы предложили формы самооценки (общая и частная) — а работы А. В. Захаровой, X. Хекхаузена послужили фундаментом для определения видов данного личностного образования (прогностическая актуальная, ретроспективная), выявили общие закономерности, принципы и механизмы самооценки. Основными закономерностями данного личностного образования явились: самооценка функционирует как механизм саморегуляции личностиона является ядром самопознания и как социальное образование включена в деятельность других психических образований (когнитивных, нравственных и эмоциональных). Механизмами самооценки явились: оценочный (оценка субъектом своих возможностей) — коррекционный (основан на коррекции и самоконтроле своих действий по ходу развертывания поступка) — стимулирующий (требовательность и критичность к себе и своим поступкам) — блокирующий (препятствующий мобилизации скрытых возможностей) — защитный (предполагающий использование методов психологической защиты).

Основными принципами функционирования самооценки нами отмечены, такие как: автономность (отражает качественные характеристики внутреннего мира личности) — надежность и действенность как механизмы саморегуляции. Таким образом, самооценка является сложным образованием, системным по своей природе, в то же время она многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру.

Анализ теоретического и эмпирического материала, посвященного проблеме социально-психологической адаптации и формирования самооценки личности студента-мигранта, позволил наметить нам основные подходы к практическому решению поставленной проблемы, дал основания для разработки модели процесса формирования самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов.

Используя психологические методы опроса, анкетирования, наблюдения и беседы, с целью первичной диагностики социально-психологической адаптированности студентов-мигрантов в период смены привычной социальной ситуации жизнедеятельности, мы выявили 4 группы проблем в зависимости от того, к каким сферам жизнедеятельности студентов они относятся: социальная, когнитивная, аффективная, поведенческая. Данные сферы проявления дискомфорта у студентов-мигрантов послужили основой в выборе уровней воздействия психологической помощи в процессе формирующего эксперимента.

На основе теоретического анализа и результатов предварительного опроса мы определили основные показатели социально-психологической адаптации студентов-мигрантов: самоконтроль, низкий уровень тревожности, уровень самооценки, низкий уровень эмоциональной напряженности и показатели самооценки студентов-мигрантов: адекватность, самоотношение, самоконтроль, потребность в достижениях. Данные показатели легли в основу диагностики социально-психологической адаптации и самооценки студентов-мигрантов, где к каждому параметру был подобран диагностический материал.

Анализ диагностики выделенных показателей исследуемых психологических феноменов основывался на разработанных нами уровневых характеристиках социально-психологической адаптации и самооценки. Модифицировав разработанные уровневые характеристики Т. Д. Молодцовой [148] (дезадаптация и самооценка подростков) и О.В. Гукаленко[52] (диагностический инструментарий для изучения особенностей детей-мигрантов), определили четыре уровня социально-психологической адаптации: нулевой-«адаптированные студенты», первый — «в основном адаптированные», второй — «преддезадаптированные», третий — «дезадаптированные» и дали им характеристику. При диагностике самооценки было выделено три уровня: нулевой — студенты с адекватной самооценкой, первый — студенты с заниженной самооценкой и второй — студенты с завышенной самооценкой и дана характеристика вышеназванным уровням. Данные уровневые характеристики позволили нам прийти к выводам о том, что существенных различий в показателях социально-психологической адаптации и самооценки студентов-мигрантов контрольных и экспериментальных групп нет. Поэтому, на примере экспериментальной группы, мы отразим количественные результаты диагностики констатирующего этапа эксперимента: при диагностике социально-психологической адаптации мы видим, что 12% студентов-мигрантов — «в основном адаптированы», 36% «преддезадаптированны», 52% - «дезадаптированы». Полностью адаптированных (0 уровень) студентов-мигрантов не оказалось как в контрольной, так и в экспериментальной группах. При диагностике самооценки количественные показатели представлены следующим образом: 60% студентов с заниженной самооценкой, 40% студенты с завышенной самооценкой. С адекватной самооценкой студентов не оказалось.

На основании полученных количественных данных, был проведен корреляционный анализ с вычленением рангового коэффициента корреляции по Ч. Э. Спирмену параметров социально-психологической адаптации и самооценки. Данный анализ показал достоверную связь между самооценкой и потребностью в достиженияхмежду потребностью в достижениях и уровнем самоконтролямежду эмоциональной напряженностью и тревожностью. Исходя из этого, определяя основные направления психокоррекционной работы, целесообразно опираться, прежде всего, на вышеперечисленные взаимосвязи изучаемых психологических новообразований. Таким образом, мы можем предположить, что улучшение качественных характеристик самооценки отразится на эффективности социально-психологической адаптации студентов-мигрантов.

Результаты констатирующего этапа исследования легли в основу формирующего этапа эксперимента, целью которого стало создание и апробация системы формирования самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов. Кроме того, опытно-экспериментальная работа позволит решить возникшие противоречия и ряд выделенных трудностей базы эксперимента (социальная, когнитивная, аффективная, поведенческая).

Обозначенные проблемы и психологические параметры социально-психологической адаптации и самооценки студентов-мигрантов послужили основой в выборе психотренинговых занятий, логика, комбинация, чередование которых выстроена с учетом проблем и потребностей студентов-мигрантов в личностной и социальной сфере, что улучшило показатели социально-психологической адаптации и самооценки. Комбинация психотренинговых занятий предполагала наличие доминирующих упражнений, направленных на улучшение проблемных характеристик социально-психологической адаптации и самооценки студента-мигранта: потребность в достижениях, уровень самооценки, эмоциональная тревожность. Корреляционный анализ показал, что это привело к качественным изменениям других параметров (тревожность, самоконтроль, самоотношение). Часть занятий имело универсальный характер, повышающий в целом, личностный уровень студента.

В то же время, модель предполагает использование активных форм взаимодействия студента-мигранта с другими социальными институтами: служба помощи, культурные центры и т. д. Это явилось вспомогательным средством, которое способствовало удовлетворению потребности личности в признании за пределами вуза и закреплению выделенных параметров социально-психологической адаптации и самооценки.

С целью уточнения наличия связи между уровнем социально-психологической адаптации и самооценки после проведения формирующего этапа исследования был проведен повторный корреляционный анализ с вычленением рангового коэффициента корреляции по Спирмену. Данные этого анализа показали усиление связей между двумя изучаемыми психологическими феноменами на высоком уровне значимости (р <0,05).Эти данные позволяют сделать вывод, что самооценка может выступать одним из факторов социально-психологической адаптации студентов-мигрантов.

Эти данные позволяют сделать вывод, что самооценка может выступать одним из факторов успешности социально-психологической адаптации студентов-мигрантов. Она является одной из основных характеристик личности, способствующей социально-психологической адаптации и поддающейся целенаправленному формированию и психокоррекции.

Этот вывод является подтверждающим основную гипотезу диссертационного исследования.

Кроме того, исследование позволило выявить перспективы дальнейших научных поисков в данной области: изучение проблем взаимосвязи социально-психологической адаптации и социализации студентов-мигрантоввлияние самооценки на профессиональную социализацию студентов-мигрантоввыявление тендерных аспектов социально-психологической адаптации студентов-мигрантов и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.С. Возрастная психология. М., 2003. — 704 с.
  2. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  3. Альбуханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности // Психология личности. // Т.2. Хрестоматия. Самара, 1999 — 240 с.
  4. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: 1976 — 220 с.
  5. В.Г. Теоретические проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к труду и учебной деятельности. Иркутск, 1986. -С. 3−17.
  6. Акмеология / Под ред. А. А. Деркача М., 2004. — 752 с.
  7. .Н. Средовая адаптация и социальная поддержка в процессе воспитания. // Социальная педагогика. Б. Ф. Семенов, Б. Н. Алмазов. -Свердловск, 1989.-410 с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  9. .Г. Человек как предмет познания. СПб, 2001. — 208 с.
  10. Г. Исследования человеческой психики / Почему мы ведем именно так: пер. с англ. М., 2001 — 480 с.
  11. Г. М. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) // Психология влияния / Сост. А. В. Морозов. СПб., 2001. -С. 83−89.
  12. Г. М. Социальная психология. М., 2003 — 360 с.
  13. Г. М. Психология социального познания. М., 2000 г. — 230 с.
  14. А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986 — 324 с.
  15. А.Г. Содействие ребенку развитие личности // Забота -поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н. Б. Крыловой / Выпуск № 6. — М.: Инноватор, 1996. — С. 39−34.
  16. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: 1984.
  17. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. -1989. № 1. — С. 92−100.
  18. В.В. Принцип многомерности как фактор развития теории интегральной индивидуальности // Психологический журнал. 1999, т. 20, № 6
  19. С.А. Социально-психологические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 1995. № 1.
  20. Г., Юнессон JI. Теория социально-психологической работы. -М., 1992.- 187 с.
  21. В.Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Ленинград, 1988.-270 с.
  22. Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психологический журнал 1999.-Т.20, № 5.-С. 27−37.
  23. Т.В. Психология 4 you. М., 2004. — 228 с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  25. Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
  26. P.P. Анализ состояния психического дискомфорта у студентов. Дисс. канд. психол. наук. Ленинград, 1987. -182с.
  27. А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  28. А.А. Восприятие и понимание человека человеком М.: Изд — во МГУ, 1982.-200 с.
  29. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН, 1995. — 136 с.
  30. Л.И. Отношения школьников к учебе как психологическая проблема // Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995. -С.55−107.
  31. Л.И. Проблемы формирования личности.- Воронеж, 1995.
  32. В.Н. Психологическое обеспечение студентов к обучению в вузе. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004.
  33. Л.В. Исследование уровня притязаний // Учебное пособие. М., 1993, с. 60.
  34. Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. -№ 5. — С. 5 -12.
  35. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.
  36. Д.В. Психологическая поддержка развития личности студента-мигранта. Автореферат канд. психол. наук. Ставрополь, 2001. — 24с.
  37. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Дис. канд. психол. наук. С-Пб., 1994.-164 с.
  38. О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студентов: Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 1998. — 179 с.
  39. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления. — М., 1987. — 176 с.
  40. М.И. Обретение «Я» / М. И. Воловикова, А. А. Трофимов // Труды Института психологии РАН. М., 1997. — С. 44−49.
  41. Вопросы адаптации студентов младших курсов в вузах: Материалы республиканского научно методического семинара. — Кишинев, 1984. -85с.
  42. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
  43. Л.С. Вопросы теории и истории психологии // Собр. соч. Т.1. -М.: Педагогика, 1982. — 390 с.
  44. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: 1960.
  45. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Забота поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н. Б. Крыловой. / Выпуск № 6. — М.:Инноватор, 1996. -С. 11−38.
  46. О.В. Этнопсихология: конспект лекций. М., 2005.- 160 с.
  47. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. Вып. 3 — М., 1995.
  48. З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика, 1994- № 5.
  49. A.M. Личностное прогнозирование. Вопросы прогнозирования и планирования развития личности. — Красноярск, 1985. — С. 22 — 23.
  50. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. -СПб, 1997.-226 с.
  51. О.В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося. Тирасполь, 2000. — 83 с.
  52. О.В. Теоретико-методологические основы поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. -Бендеры, 2000. 288 с.
  53. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н. Л. Селивановой. М., 1998. — 336 с.
  54. Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. -543 с.
  55. Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник моек, ун-та. Серия 14. Психология, 2001 г., № 3, с. 68 -75.
  56. П.С. Философия культуры. М., 2001. — 351 с.
  57. Н.Ф. Студент: Путь к личности. М.: Молодая гвардия, 1982. -166 с.
  58. Е.А., Овчарова Р. В. Реабилитационная педагогика: История и современность. Архангельск 1992. — 132 с.
  59. Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Дис. канд. психол. наук. М., 1994. -196с.
  60. Т.Г., Линская JI.B., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та. — М.: Совершенство, 1997. — 171 с.
  61. JI.A. Дети, не оправдывающие ожиданий. Свердловск -1991.
  62. А.А. Психотерапевтические методы в системе профилактики невротических расстройств у студентов. Дис. докт. мед. наук. JL, 1988. -507с.
  63. П.С. Человек и его ценности. М., 1988. — 128 с.
  64. В.Н., Селюкова Л. Я. Работа с семьей в условиях школы как открытой социально-педагогической системы. Ставрополь -1991.
  65. Ю.С., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск, 2003. — 42 с.
  66. Е.А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1989.
  67. А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001 — 286 с.
  68. А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М., 2004.752 с.
  69. А.А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект) / А. А. Деркач, Е. Б. Саровойтенко, А. Ю, Кривокулинский. -М., 1993. 156 с.
  70. У. Психология М.: Педагогика, 1991, с. 88.
  71. Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999. — 208 с.
  72. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991.-232с.
  73. В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. — 256 с.
  74. А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М., 2002. — 72с.
  75. Духовная культура и этническое самосознание наций / Сб. статей АН СССР. -ВыпЛ.-М., 1990.-241 с.
  76. М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия) и образование. М. -1991.
  77. Н.П. К проблеме адаптации первокурсников к условиям учения и труда в вузе // Вопросы психологии личности и деятельности студентов/ Отв. ред. В. Г. Асеев. Иркутск, 1976. -С. 72−79.
  78. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой и др. М., 1995.
  79. К.Ф., Ериф М. И., Эткинд A.M. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3. JL — М., 1985. — С. 287 — 292.
  80. Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: Дис.канд. психол. наук. М., 1993.
  81. .С. Социальная культурология. М., 1996. — 591 с.
  82. С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2004. — 400 с.
  83. О.П. Практикум по психологии личности. СПб, 2005. — 509 с.
  84. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. — № 4 — С. 14 — 23.
  85. А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Талин, 1980. — С. 11 — 14.
  86. А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. — 320 с.
  87. Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. Монография. М., 2003. — 264 с.
  88. .Ф. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. -287с.
  89. .Ф. Саморегуляция в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. — Т. 10., № 2. — С. 122−132.
  90. Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2003. — 235 с.
  91. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. -СПб., 2002.-184 с.
  92. А.И. Формирование самооценки профессионально значимых качеств будущих учителей // А. И. Кагальник, К. Е. Ящикин // Вопросы психологии. 1989. -№ 5.-С. 45−51.
  93. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с.
  94. В.И. Влияние курса социально психологического тренинга на самооценку «Я — образа» // Психологический журнал. — 1990. — № 5.
  95. В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. 1996. — № 1.
  96. Кон И. С Открытие «Я» М.: Политиздат, 1978. — 110 с.
  97. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. М., 1984. 335с.
  98. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  99. А.Ф. Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 44 — 49.
  100. Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ, 1989 г., Вып. 4, с. 91−96
  101. Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Медицина, 1977.-248 с.
  102. И.Б. Идея личности в российской психологии. Автореферат Дис. док. психол. наук, — М., 1994. 42 с.
  103. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов на — Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. -294с.
  104. И.Б., Шиянов Е. Н. Образование как общечеловеческая ценность //Вестник Ставропольского университета. Вып. 1. Ставрополь, 1996. -С. 113−117.
  105. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. университета, 1997. — 112 с.
  106. И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.- 144 с.
  107. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994. — 65 с.
  108. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие. М., 2000. — 240 с.
  109. Г. И. Введение в конфликтологию. М., 2001. — 190 с.
  110. Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. -240 с.
  111. Н.И. Формула личности. СПб., 1999. — 260 с.
  112. М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способов самовыражения. М., 2002. — 170 с.
  113. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. / Автор составитель P.P. Кашапов. — М., 1999. — 448 с.
  114. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс, 1994. -576с.
  115. А.И. Социология. М., 2003 — 432 с.
  116. А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности // Дис. канд. психол. наук.- М., 1984.
  117. Г. Психология развития. СПб., 2001 — 190 с.
  118. В.И., Агаджанян Н. А. Проблема адаптации и здоровья студента // Вестник высшей школы. 1982. — № 5. -С 39−41.
  119. В.Н. Межличностное общение. СПб., 2001. — 178 с.
  120. В. А., Буглаев А. Д. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М., 1999. — 35 с.
  121. С. Этические вопросы психотерапии. В кн.: Транскультурные исследования в психотерапии. — Л., 1989. С.27−35.
  122. А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1. -М., 1983. -392с.
  123. А.Н. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 2, — С Л 07 — 117.
  124. А.Н., Пилипко М. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995.-№ 1. — С. 97−110.
  125. А.Н. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 150- 157.
  126. И.Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза. Дис. канд. психол. наук. -Ставрополь, 2000. 152 с.
  127. А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А. И. Липкина, Л. А. Рыбак. М., 1968. — 314 с.
  128. А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1968 — 35 с.
  129. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 184 с.
  130. М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками. Общее и разное // Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М. 1980.
  131. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 446 с.
  132. Е.М. Социологический анализ проблем миграции на Северном Кавказе. Дисс. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2000 — 154 с.
  133. А.Е. Психопатии и акцентуации личности у подростков, Л., 1977 г. -174 с.
  134. Г. В., Лисовский В. Т. Современный студент. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1982. — 224 с.
  135. А.Г. Общая психология. СПб., 2000. — 592 с.
  136. М.Е. Социально-педагогическая адаптация детей группы риска. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2001.
  137. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» / Под ред. Е. Н. Шиянова Ставрополь, 2002 — 468с.
  138. С.И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге: Ч. 2. СПб., 1993.- 178 с.
  139. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., 1981, -278 с.
  140. B.C. Психология индивидуальности. М., 1996.
  141. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  142. Г. С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер. -Новосибирск, 1992.
  143. В.М. Психолого-педагогический практикум. М., 2004. — 128 с.
  144. T.JI. Самосознание профессионала. Улан — Уде, 1999.
  145. И.Ю. Курс управления стрессом. М., 2004. — 288 с.
  146. Я. Психодрама. М., 2001. — 156 с.
  147. Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения дезадаптации подростков, — Ростов н / Д, 1997. 220 с.
  148. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  149. К. Психология ответственности. Д., 1983.-240 с.
  150. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 456 с.
  151. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. -423с.
  152. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под ред. А. А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  153. Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки // Психология личности и образ жизни./ Отв. ред. доктор филос. наук Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987.- С. 23 — 27.
  154. А.А. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван, 1988.-263 с.
  155. Нартова Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. — 1997. — № 5. — Т. 18. — С. 20 -31.
  156. К.Т. Развитие структуры интегральной индивидуальности студентов с различной адаптированностью к требованиям высшей школы. -Дисс. психол. наук. Пятигорск, 2002.
  157. Т.А. Пути и средства управления нервно психическим напряжением // Психология и управление. — JI., 1979. — С. 134−138.
  158. Немецко-русский словарь: В 2 тт., Т. 1/ Сост. Е. И. Лекинг, Н. П. Страхова, Н. И. Филичева и др.- Под рук. О. Н. Москальской. 2-е изд. — М.: Рус. яз., 1980.-706 с.
  159. НемовР.В. Психология. Т.З. М., 2003 — 688 с.
  160. С. В. Управление стрессом. Психодинамика развития личности. -СПб., 2003.-128 с.
  161. Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. -М., 2004- 192 с.
  162. В.В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности. Дис. канд. психол. наук. Л., 1982.
  163. С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой.-20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. -750 с.
  164. В.П., Борисенко Н. М. Психологизация образовательного процесса // Материалы краевой научно-практической конференции по практической психологии «Психолого-педагогическое знание база развивающей стратегии образования». Часть 2. — Ставрополь, 1995.
  165. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5 -19.
  166. Основы конструктивного общения. Хрестоматия / составители Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- М: Совершенство, 1997. — 198 с.
  167. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
  168. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин., И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов- М -1997.-512 с.
  169. Педагогика: семья школа — общество: монография / (Тихоненко А.В., Зритнева Е. И., Саенко JI.A., Филимонюк JI.A., Ивченко Е. И. и др.) — под общей ред. Проф. О. И. Кирикова. — Книга 6. — Воронеж: ВГПУ, 2006. — 302с.
  170. М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально-ориентированного обучения студентов в вузе. Автореферат дис. канд. психол. наук, Ростов-на-Дону, 1997. 19 с.
  171. JI.A. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997
  172. В.А. К психологии активности личности. / Вопросы психологии. -1974. -№ 3. -С. 26−38.
  173. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996. -512 с.
  174. . В.Ф. Некоторые проблемы повышения эффективности психологической службы // Психологический журнал. 1997. — № 2.
  175. Положение о психологической службе в системе народного образования // Вопросы психологии. 1991. — № 1.
  176. Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородский. Самара, 2003.-320 с.
  177. A.M. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. -М., 2001.- 145 с.
  178. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культур, кризис идентичности / Под ред. Г. У. Солдатовой.- М.: Смысл, 2002.
  179. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 1999. — 352 с.
  180. Психология и этика деловых отношений / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М., 2003.-415 с.
  181. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под. ред. И. В. Дубровиной. -М: Академия, 1998.
  182. Психология дополнительного образования: сборник программ / В. П. Озеров, О. В. Соловьева, Ф. П. Озеров, Е.В. Бондаренко- под общей ред. проф., докт. психол. наук В. П. Озерова. Ставрополь, 2005. — 156 с.
  183. . Готовность к самоопределению // Высшее образование в России.- 1998.-№ 2.-С.80−83.
  184. Разные, но равные: Большие психологические игры / Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
  185. А.А. К проблеме социальной адаптации // Вестник СПбГУ. Сер. Экономики, философии, психологии, права. 1995 № 3 — С. 74−79.
  186. А.А., А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. Психология адаптации личности. -СПб., 2006−479 с.
  187. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Унверс», 1994. — 480 с.
  188. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. М., 1996. — 138 с.
  189. В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., 2002.- 134 с.
  190. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 е., Т. 1 — А — М — 1993.
  191. В. «Образ Я» и поведение. Иерусалим, 2000. — 278 с.
  192. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001 .356 с.
  193. С.Л. Проблемы общей психологии. М. 1976. — 415 с.
  194. К. Групповая психотерапия. СПб., 2000. — 187 с.
  195. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения // Вопросы психологии. 1975.- № 3. — С. 62 — 72.
  196. Е.Е. Задачи по общей психологии. М., 2001 — 447 с.
  197. Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб., 2003.-224 с.
  198. Г. Стресс без дистресса. М., 1979. — 123с.
  199. Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. М., 2005. — 256 с.
  200. Ф.О. Особенности этнических структур интегральной индивидуальности в период перехода к младшему юношескому возрасту.-Дисс. канд. психол. наук. Пятигорск, 2002.
  201. Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Автореф. дис. докт. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998. — 46 с.
  202. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М.- 1995.
  203. В.И., Исаев Е. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 72−80.
  204. М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 2000. — 124 с.
  205. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, Е. Ф. Рыбалко. Вып. 3. JL, 1976.
  206. И.Ю., Ивченко Е. И. Оптимизация социально-психологической адаптации студентов-мигрантов первокурсников к условиям вуза посредством психотренинговых занятий и упражнений // Вопросы гуманитарных наук. № 5 М., 2005, с. 312−320.
  207. И.Ю., Методические рекомендации по изданию учебных пособий для высшего профессионального образования. Ставрополь, 2005. -83 с.
  208. О.В., Мишина М. М. Тренинг по развитию познавательных способностей: Практикум по психологии. Ставрополь, 1998.
  209. О.Д. Психологическая коррекция личностного развития детей -мигрантов в условиях общеобразовательной школы. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2003.
  210. Е.А. Возрастная психология. СПб, 2006. — 172 с.
  211. А.С., Мхитарян А. В. 9 диалогов о психологии повседневной жизни. М., — 2003. — 98 с.
  212. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 285 с.
  213. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999. — 672 с.
  214. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.
  215. Л.Ю. Психологические защиты. Ярославль, 2000. — 120 с.
  216. А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972.
  217. Тренинг развития жизненных целей / Под ред. Е. Г. Трошихиной.- СПб., 2002.- 112 с.
  218. Р.Д. Механизмы психологической защиты при эмоционально-стрессовой психотерапии // Восьмой съезд невропатологов, психиатров и наркологов. Тезисы докладов 25−28 октября 1988 г. Т 3. С.506−507.
  219. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.
  220. А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте: Типологический подход. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1996. -17 с.
  221. Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985.
  222. М. Сознание через движение. М., 2001. — 198 с.
  223. К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М., 2001.-167 с.
  224. Формирование личности и переходный период: от подросткового к юношескому / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1987.
  225. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // 3. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 256 — 324.
  226. Фрейд 3. Страх: Пер. с нем. М., 1927. 128 с.
  227. К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. -СПб: Лань, 1997. 240с.
  228. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1.407с.- Т И. 392 с.
  229. О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М., 2002.
  230. В.Н. Личность как группа-группа как личность // Московский психотерапевтический журнал. 1994. — № 4.
  231. А.А. Развитие адаптивного поведения в образовательном этнопространстве. Дисс. канд. психол. наук. — Ставрополь 2002.
  232. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 142 с.
  233. И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974, с. 209 225
  234. И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 1978, с. 26 27
  235. С.Х. Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье. Дисс. на соискание учен. степ. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004.
  236. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. -М., 1997. 175 с.
  237. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. Психологический журнал, т. 17, 1996 г., № 1.
  238. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998, — 512 с.
  239. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. Уч. пособие М.- Ставрополь, 1991.
  240. Е.Н., Котова Б. И. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности.- Ростов-на-Дону, 1995.
  241. Е. Что мешает студенту учиться // Высшее образование в России.-1997.-№ 4.-С.68−70.
  242. Е.В. Методологические проблемы соотношения психологии и медицины // Психология и медицина, М., 1978. — 320 с.
  243. М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психологии // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1982, — С. 3 -17.
  244. Д.Б. Психология развития. М., 2005. — 144 с.
  245. Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
  246. А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С. 49 — 55.
  247. Н.М. Психология взаимопонимания. Казнь, 1991.
  248. А.Ж., Аверьянов B.C., Виноградова О. В., Капустин К. Г., Малахов Н. С., Гребняк В. П. Адаптация к профессиональной деятельности. -В кн.: Физиология трудовой деятельности. СПб.- 1993.
  249. М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Дис. канд. психол. наук. Кемерово, 1995,-190с.
  250. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования -М., 1984.
  251. L. Philips, Human adaptation and his failures. Academic Press, N-Y& London, 1968.
  252. J.B. Rotter Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychol. Monogr., 1966, v.80, N 1 (Whole N 609)
  253. Park R.E. Human migration and the marginal man // Amerikan Journal of Sociology. Chicago, 1928. Vol. 33. № 6. P. 881−893.
Заполнить форму текущей работой