Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза: на примере студентов-мигрантов
Диссертация
Проанализировав теоретические и эмпирические исследования по проблеме социально-психологической адаптации личности студента-мигранта в образовательном пространстве вуза и опираясь на труды Ф. Б. Березина, Л. С. Выготского, В. Н. Гурова, Т. Д. Молодцовой, Д. В. Столяренко, Л. Филипса, мы определили сущность, виды, формы, уровни, а также общие закономерности, механизмы и принципы… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы изучения самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов
- 1. 1. Адаптация студентов-мигрантов в условиях смены социальной ситуации жизнедеятельности: социальный и психологический аспекты
- 1. 2. Психологические особенности личности студента-мигранта
- 1. 3. Психологические основания самооценки личности как фактора 43 социально-психологической адаптации студентов-мигрантов
- Заключение по первой главе
- Глава II. Организация и методы исследования самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов
- 2. 1. Основные задачи и этапы психологического исследования
- 2. 2. Методы и методики исследования
- 2. 3. Анализ степени развития самооценки и особенности социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в условиях вуза
- Заключение по второй главе
- Глава III. Опытно-экспериментальная работа по формированию самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза
- 3. 1. Построение модели процесса формирования самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза
- 3. 2. Внедрение экспериментальной модели процесса формирования самооценки как фактора социально-психологической адаптации студентов-мигрантов в образовательном пространстве вуза
- 3. 3. Анализ результатов экспериментального исследования
- Заключение по третьей главе
Список литературы
- Абрамова А.С. Возрастная психология. М., 2003. — 704 с.
- Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
- Альбуханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности // Психология личности. // Т.2. Хрестоматия. Самара, 1999 — 240 с.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: 1976 — 220 с.
- Асеев В.Г. Теоретические проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к труду и учебной деятельности. Иркутск, 1986. -С. 3−17.
- Акмеология / Под ред. А. А. Деркача М., 2004. — 752 с.
- Алмазов Б.Н. Средовая адаптация и социальная поддержка в процессе воспитания. // Социальная педагогика. Б. Ф. Семенов, Б. Н. Алмазов. -Свердловск, 1989.-410 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб, 2001. — 208 с.
- Айзенк Г. Исследования человеческой психики / Почему мы ведем именно так: пер. с англ. М., 2001 — 480 с.
- Андреева Г. М. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) // Психология влияния / Сост. А. В. Морозов. СПб., 2001. -С. 83−89.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2003 — 360 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000 г. — 230 с.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986 — 324 с.
- Асмолов А.Г. Содействие ребенку развитие личности // Забота -поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н. Б. Крыловой / Выпуск № 6. — М.: Инноватор, 1996. — С. 39−34.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: 1984.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. -1989. № 1. — С. 92−100.
- Белоус В.В. Принцип многомерности как фактор развития теории интегральной индивидуальности // Психологический журнал. 1999, т. 20, № 6
- Беличева С.А. Социально-психологические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 1995. № 1.
- Бернлер Г., Юнессон JI. Теория социально-психологической работы. -М., 1992.- 187 с.
- Березин В.Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Ленинград, 1988.-270 с.
- Березина Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психологический журнал 1999.-Т.20, № 5.-С. 27−37.
- Барлас Т.В. Психология 4 you. М., 2004. — 228 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
- Блажис P.P. Анализ состояния психического дискомфорта у студентов. Дисс. канд. психол. наук. Ленинград, 1987. -182с.
- Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком М.: Изд — во МГУ, 1982.-200 с.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН, 1995. — 136 с.
- Божович Л.И. Отношения школьников к учебе как психологическая проблема // Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995. -С.55−107.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- Воронеж, 1995.
- Бородулин В.Н. Психологическое обеспечение студентов к обучению в вузе. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004.
- Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний // Учебное пособие. М., 1993, с. 60.
- Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. -№ 5. — С. 5 -12.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.
- Василенко Д.В. Психологическая поддержка развития личности студента-мигранта. Автореферат канд. психол. наук. Ставрополь, 2001. — 24с.
- Веттенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Дис. канд. психол. наук. С-Пб., 1994.-164 с.
- Власова О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студентов: Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 1998. — 179 с.
- Воложин А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления. — М., 1987. — 176 с.
- Воловикова М.И. Обретение «Я» / М. И. Воловикова, А. А. Трофимов // Труды Института психологии РАН. М., 1997. — С. 44−49.
- Вопросы адаптации студентов младших курсов в вузах: Материалы республиканского научно методического семинара. — Кишинев, 1984. -85с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
- Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии // Собр. соч. Т.1. -М.: Педагогика, 1982. — 390 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: 1960.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Забота поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н. Б. Крыловой. / Выпуск № 6. — М.:Инноватор, 1996. -С. 11−38.
- Галустова О.В. Этнопсихология: конспект лекций. М., 2005.- 160 с.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. Вып. 3 — М., 1995.
- Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика, 1994- № 5.
- Гендин A.M. Личностное прогнозирование. Вопросы прогнозирования и планирования развития личности. — Красноярск, 1985. — С. 22 — 23.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. -СПб, 1997.-226 с.
- Гукаленко О.В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося. Тирасполь, 2000. — 83 с.
- Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. -Бендеры, 2000. 288 с.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н. Л. Селивановой. М., 1998. — 336 с.
- Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. -543 с.
- Гульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник моек, ун-та. Серия 14. Психология, 2001 г., № 3, с. 68 -75.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М., 2001. — 351 с.
- Головатый Н.Ф. Студент: Путь к личности. М.: Молодая гвардия, 1982. -166 с.
- Горшкова Е.А., Овчарова Р. В. Реабилитационная педагогика: История и современность. Архангельск 1992. — 132 с.
- Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Дис. канд. психол. наук. М., 1994. -196с.
- Григорьева Т.Г., Линская JI.B., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та. — М.: Совершенство, 1997. — 171 с.
- Грищенко JI.A. Дети, не оправдывающие ожиданий. Свердловск -1991.
- Гройсман А.А. Психотерапевтические методы в системе профилактики невротических расстройств у студентов. Дис. докт. мед. наук. JL, 1988. -507с.
- Гуревич П.С. Человек и его ценности. М., 1988. — 128 с.
- Гуров В.Н., Селюкова Л. Я. Работа с семьей в условиях школы как открытой социально-педагогической системы. Ставрополь -1991.
- Давыдов Ю.С., Супрунова Л. Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск, 2003. — 42 с.
- Данченко Е.А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1989.
- Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001 — 286 с.
- Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М., 2004.752 с.
- Деркач А.А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект) / А. А. Деркач, Е. Б. Саровойтенко, А. Ю, Кривокулинский. -М., 1993. 156 с.
- Джемс У. Психология М.: Педагогика, 1991, с. 88.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999. — 208 с.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991.-232с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. — 256 с.
- Дружинский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М., 2002. — 72с.
- Духовная культура и этническое самосознание наций / Сб. статей АН СССР. -ВыпЛ.-М., 1990.-241 с.
- Дьячков М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия) и образование. М. -1991.
- Добронравов Н.П. К проблеме адаптации первокурсников к условиям учения и труда в вузе // Вопросы психологии личности и деятельности студентов/ Отв. ред. В. Г. Асеев. Иркутск, 1976. -С. 72−79.
- Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой и др. М., 1995.
- Дмитриев К.Ф., Ериф М. И., Эткинд A.M. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3. JL — М., 1985. — С. 287 — 292.
- Ермолаева Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: Дис.канд. психол. наук. М., 1993.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996. — 591 с.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2004. — 400 с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб, 2005. — 509 с.
- Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. — № 4 — С. 14 — 23.
- Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Талин, 1980. — С. 11 — 14.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. — 320 с.
- Зинченко Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. Монография. М., 2003. — 264 с.
- Зейгарник Б.Ф. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. -287с.
- Зейгарник Б.Ф. Саморегуляция в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. — Т. 10., № 2. — С. 122−132.
- Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2003. — 235 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. -СПб., 2002.-184 с.
- Кагальник А.И. Формирование самооценки профессионально значимых качеств будущих учителей // А. И. Кагальник, К. Е. Ящикин // Вопросы психологии. 1989. -№ 5.-С. 45−51.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с.
- Катаров В.И. Влияние курса социально психологического тренинга на самооценку «Я — образа» // Психологический журнал. — 1990. — № 5.
- Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. 1996. — № 1.
- Кон И. С Открытие «Я» М.: Политиздат, 1978. — 110 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. М., 1984. 335с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Копьев А.Ф. Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 44 — 49.
- Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ, 1989 г., Вып. 4, с. 91−96
- Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Медицина, 1977.-248 с.
- Котова И.Б. Идея личности в российской психологии. Автореферат Дис. док. психол. наук, — М., 1994. 42 с.
- Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов на — Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. -294с.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Образование как общечеловеческая ценность //Вестник Ставропольского университета. Вып. 1. Ставрополь, 1996. -С. 113−117.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. университета, 1997. — 112 с.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.- 144 с.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, 1994. — 65 с.
- Косов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие. М., 2000. — 240 с.
- Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М., 2001. — 190 с.
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. -240 с.
- Козлов Н.И. Формула личности. СПб., 1999. — 260 с.
- Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способов самовыражения. М., 2002. — 170 с.
- Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. / Автор составитель P.P. Кашапов. — М., 1999. — 448 с.
- Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс, 1994. -576с.
- Кравченко А.И. Социология. М., 2003 — 432 с.
- Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности // Дис. канд. психол. наук.- М., 1984.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2001 — 190 с.
- Крутов В.И., Агаджанян Н. А. Проблема адаптации и здоровья студента // Вестник высшей школы. 1982. — № 5. -С 39−41.
- Куницина В.Н. Межличностное общение. СПб., 2001. — 178 с.
- Лагерев В. А., Буглаев А. Д. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М., 1999. — 35 с.
- Ледер С. Этические вопросы психотерапии. В кн.: Транскультурные исследования в психотерапии. — Л., 1989. С.27−35.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1. -М., 1983. -392с.
- Леонтьев А.Н. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 2, — С Л 07 — 117.
- Леонтьев А.Н., Пилипко М. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995.-№ 1. — С. 97−110.
- Леонтьев А.Н. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 150- 157.
- Лилиенталь И.Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза. Дис. канд. психол. наук. -Ставрополь, 2000. 152 с.
- Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А. И. Липкина, Л. А. Рыбак. М., 1968. — 314 с.
- Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1968 — 35 с.
- Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 184 с.
- Лисина М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками. Общее и разное // Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М. 1980.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 446 с.
- Лысенко Е.М. Социологический анализ проблем миграции на Северном Кавказе. Дисс. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2000 — 154 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации личности у подростков, Л., 1977 г. -174 с.
- Макацария Г. В., Лисовский В. Т. Современный студент. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1982. — 224 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000. — 592 с.
- Маслова М.Е. Социально-педагогическая адаптация детей группы риска. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2001.
- Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» / Под ред. Е. Н. Шиянова Ставрополь, 2002 — 468с.
- Макшанов С.И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге: Ч. 2. СПб., 1993.- 178 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., 1981, -278 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М., 1996.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
- Мигеренко Г. С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер. -Новосибирск, 1992.
- Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум. М., 2004. — 128 с.
- Миронова T.JI. Самосознание профессионала. Улан — Уде, 1999.
- Митева И.Ю. Курс управления стрессом. М., 2004. — 288 с.
- Морено Я. Психодрама. М., 2001. — 156 с.
- Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения дезадаптации подростков, — Ростов н / Д, 1997. 220 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Д., 1983.-240 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 456 с.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. -423с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под ред. А. А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
- Надирашвили Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки // Психология личности и образ жизни./ Отв. ред. доктор филос. наук Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987.- С. 23 — 27.
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван, 1988.-263 с.
- Нартова Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. — 1997. — № 5. — Т. 18. — С. 20 -31.
- Нгуен К.Т. Развитие структуры интегральной индивидуальности студентов с различной адаптированностью к требованиям высшей школы. -Дисс. психол. наук. Пятигорск, 2002.
- Немчин Т.А. Пути и средства управления нервно психическим напряжением // Психология и управление. — JI., 1979. — С. 134−138.
- Немецко-русский словарь: В 2 тт., Т. 1/ Сост. Е. И. Лекинг, Н. П. Страхова, Н. И. Филичева и др.- Под рук. О. Н. Москальской. 2-е изд. — М.: Рус. яз., 1980.-706 с.
- НемовР.В. Психология. Т.З. М., 2003 — 688 с.
- Никитин С. В. Управление стрессом. Психодинамика развития личности. -СПб., 2003.-128 с.
- Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. -М., 2004- 192 с.
- Овсянникова В.В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности. Дис. канд. психол. наук. Л., 1982.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой.-20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. -750 с.
- Озеров В.П., Борисенко Н. М. Психологизация образовательного процесса // Материалы краевой научно-практической конференции по практической психологии «Психолого-педагогическое знание база развивающей стратегии образования». Часть 2. — Ставрополь, 1995.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5 -19.
- Основы конструктивного общения. Хрестоматия / составители Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- М: Совершенство, 1997. — 198 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин., И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов- М -1997.-512 с.
- Педагогика: семья школа — общество: монография / (Тихоненко А.В., Зритнева Е. И., Саенко JI.A., Филимонюк JI.A., Ивченко Е. И. и др.) — под общей ред. Проф. О. И. Кирикова. — Книга 6. — Воронеж: ВГПУ, 2006. — 302с.
- Перепелицына М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально-ориентированного обучения студентов в вузе. Автореферат дис. канд. психол. наук, Ростов-на-Дону, 1997. 19 с.
- Петровская JI.A. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997
- Петровский В.А. К психологии активности личности. / Вопросы психологии. -1974. -№ 3. -С. 26−38.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996. -512 с.
- Пирожков. В.Ф. Некоторые проблемы повышения эффективности психологической службы // Психологический журнал. 1997. — № 2.
- Положение о психологической службе в системе народного образования // Вопросы психологии. 1991. — № 1.
- Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородский. Самара, 2003.-320 с.
- Прихожан A.M. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. -М., 2001.- 145 с.
- Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культур, кризис идентичности / Под ред. Г. У. Солдатовой.- М.: Смысл, 2002.
- Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 1999. — 352 с.
- Психология и этика деловых отношений / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М., 2003.-415 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под. ред. И. В. Дубровиной. -М: Академия, 1998.
- Психология дополнительного образования: сборник программ / В. П. Озеров, О. В. Соловьева, Ф. П. Озеров, Е.В. Бондаренко- под общей ред. проф., докт. психол. наук В. П. Озерова. Ставрополь, 2005. — 156 с.
- Пойзнер Б. Готовность к самоопределению // Высшее образование в России.- 1998.-№ 2.-С.80−83.
- Разные, но равные: Большие психологические игры / Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004.
- Реан А.А. К проблеме социальной адаптации // Вестник СПбГУ. Сер. Экономики, философии, психологии, права. 1995 № 3 — С. 74−79.
- Реан А.А., А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. Психология адаптации личности. -СПб., 2006−479 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Унверс», 1994. — 480 с.
- Романова Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. М., 1996. — 138 с.
- Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., 2002.- 134 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 е., Т. 1 — А — М — 1993.
- Ротенберг В. «Образ Я» и поведение. Иерусалим, 2000. — 278 с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001 .356 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. 1976. — 415 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000. — 187 с.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения // Вопросы психологии. 1975.- № 3. — С. 62 — 72.
- Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. М., 2001 — 447 с.
- Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб., 2003.-224 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. — 123с.
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. М., 2005. — 256 с.
- Семенова Ф.О. Особенности этнических структур интегральной индивидуальности в период перехода к младшему юношескому возрасту.-Дисс. канд. психол. наук. Пятигорск, 2002.
- Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Автореф. дис. докт. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998. — 46 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М.- 1995.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 72−80.
- Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 2000. — 124 с.
- Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, Е. Ф. Рыбалко. Вып. 3. JL, 1976.
- Соколова И.Ю., Ивченко Е. И. Оптимизация социально-психологической адаптации студентов-мигрантов первокурсников к условиям вуза посредством психотренинговых занятий и упражнений // Вопросы гуманитарных наук. № 5 М., 2005, с. 312−320.
- Соколова И.Ю., Методические рекомендации по изданию учебных пособий для высшего профессионального образования. Ставрополь, 2005. -83 с.
- Соловьева О.В., Мишина М. М. Тренинг по развитию познавательных способностей: Практикум по психологии. Ставрополь, 1998.
- Солдатов О.Д. Психологическая коррекция личностного развития детей -мигрантов в условиях общеобразовательной школы. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2003.
- Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. СПб, 2006. — 172 с.
- Спиваковская А.С., Мхитарян А. В. 9 диалогов о психологии повседневной жизни. М., — 2003. — 98 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 285 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999. — 672 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.
- Субботина Л.Ю. Психологические защиты. Ярославль, 2000. — 120 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972.
- Тренинг развития жизненных целей / Под ред. Е. Г. Трошихиной.- СПб., 2002.- 112 с.
- Тукаев Р.Д. Механизмы психологической защиты при эмоционально-стрессовой психотерапии // Восьмой съезд невропатологов, психиатров и наркологов. Тезисы докладов 25−28 октября 1988 г. Т 3. С.506−507.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.
- Федоров А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте: Типологический подход. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1996. -17 с.
- Федотова Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985.
- Фельденкрайз М. Сознание через движение. М., 2001. — 198 с.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М., 2001.-167 с.
- Формирование личности и переходный период: от подросткового к юношескому / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1987.
- Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // 3. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 256 — 324.
- Фрейд 3. Страх: Пер. с нем. М., 1927. 128 с.
- Хорнн К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. -СПб: Лань, 1997. 240с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1.407с.- Т И. 392 с.
- Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М., 2002.
- Цапкин В.Н. Личность как группа-группа как личность // Московский психотерапевтический журнал. 1994. — № 4.
- Цахаева А.А. Развитие адаптивного поведения в образовательном этнопространстве. Дисс. канд. психол. наук. — Ставрополь 2002.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 142 с.
- Чеснокова И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974, с. 209 225
- Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 1978, с. 26 27
- Чомаева С.Х. Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье. Дисс. на соискание учен. степ. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. -М., 1997. 175 с.
- Шапкин С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. Психологический журнал, т. 17, 1996 г., № 1.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998, — 512 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. Уч. пособие М.- Ставрополь, 1991.
- Шиянов Е.Н., Котова Б. И. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности.- Ростов-на-Дону, 1995.
- Щепкина Е. Что мешает студенту учиться // Высшее образование в России.-1997.-№ 4.-С.68−70.
- Шорохова Е.В. Методологические проблемы соотношения психологии и медицины // Психология и медицина, М., 1978. — 320 с.
- Щукин М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психологии // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1982, — С. 3 -17.
- Эльконин Д.Б. Психология развития. М., 2005. — 144 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
- Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С. 49 — 55.
- Юсупов Н.М. Психология взаимопонимания. Казнь, 1991.
- Юревиц А.Ж., Аверьянов B.C., Виноградова О. В., Капустин К. Г., Малахов Н. С., Гребняк В. П. Адаптация к профессиональной деятельности. -В кн.: Физиология трудовой деятельности. СПб.- 1993.
- Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Дис. канд. психол. наук. Кемерово, 1995,-190с.
- Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования -М., 1984.
- L. Philips, Human adaptation and his failures. Academic Press, N-Y& London, 1968.
- J.B. Rotter Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychol. Monogr., 1966, v.80, N 1 (Whole N 609)
- Park R.E. Human migration and the marginal man // Amerikan Journal of Sociology. Chicago, 1928. Vol. 33. № 6. P. 881−893.