Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Назначение и проведение судебно-психологической экспертизы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При выяснении причин происшествий на транспорте и производстве могут возникать версии о том, что требования конкретной ситуации, осложненной временными дополнительными факторами объективного (дефицит времени для переработки информации и принятия решений, наличие помех и т. п.) или субъективного (состояние нервно-психического напряжения, недостаточная автоматизированиость трудовых операций… Читать ещё >

Назначение и проведение судебно-психологической экспертизы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методическое письмо Следственного управления Прокуратуры СССР

За последние годы институт судебно-психологической экспертизы получил дальнейшее развитие. Прокуратурой СССР совместно с Всесоюзным институтом, но изучению причин и разработке мер предупреждения преступности обобщена практика назначения, проведения и использования данных судебно-психологической экспертизы.

Изучение уголовных дел, по которым в 1974—1978 гг. проводились судебно-психологические экспертизы, результаты исследований, проведенных группой специалистов-психологов Института, позволили уточнить предмет и компетенцию судебно-психологической экспертизы, разработать на этой основе методические рекомендации.

Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы

Предметом судебно-психологической экспертизы могут быть любые психологические особенности психически здоровых людей. На практике многие вопросы психологического содержания, возникающие по конкретным уголовным делам, с успехом решаются следователями, прокурорами и судьями.

Поэтому судебно-психологическая экспертиза может быть рекомендована (на основании ст. 78 УПК РСФСР) в особо сложных случаях, когда требуются специальные познания в области научной психологии и профессионального владения методикой психологических исследований.

Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование особенностей психической деятельности неболезненного происхождения и не связанных с психическими заболеваниями. Она не может решать вопросы о вменяемости (невменяемости) обвиняемых, наличии психических заболеваний, а также давать экспертную оценку влияния психопатологических явлений на сознание и деятельность людей.

Судебно-психологическая экспертиза в состоянии решать специфические вопросы, которые не могут быть решены в результате проведения других экспертиз.

Назначение судебно-психологической экспертизы рекомендуется в случаях, когда требуется установить у психически здоровых свидетелей, потерпевших, обвиняемых психологические особенности, обеспечивающие способность сознательного волевого поведения в криминальной ситуации или правильное восприятие явлений действительности, а также для проверки предположения о наличии у них временных психических состояний или устойчивых психологических особенностей, не выходящих за пределы нормы, которые могли существенно повлиять на полноту, точность восприятия конкретной ситуации в целом или ее отдельных элементов или на поведение в момент совершения общественно опасных действий.

Обобщение следственной и судебной практики, изучение ее потребностей в применении специальных психологических познаний, анализ специальной литературы дают основания отнести к компетенции судебно-психологической экспертизы:

1. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания (временной задержки) в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий и определение меры их способности руководить этими действиями.

В ст. 392 УПК РСФСР говорится, что при наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевными заболеваниями, должно быть выявлено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Развивая это положение, Пленум Верховного Суда СССР в постановлении № 16 от 3 декабря 1976 г. «О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» указал, что к помощи эксперта-психолога следует прибегать в необходимых случаях для выяснения, мог ли несовершеннолетний обвиняемый «…полностью сознавать значение своих действий и в какой мере руководить ими».

Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы могут служить две группы факторов:

  • 1.1. данные, указывающие на возможность отставания подростка в психическом развитии, но сравнению с основной массой его сверстников (например, сведения о педагогической запущенности подростка, плохой успеваемости в школе, «детскости» поведения и т. п.);
  • 1.2. данные, характеризующие конкретные противоправные действия обвиняемого, составляющие содержание уголовного дела (несоответствие поведения подростка целям его действий, необычность, причудливость мотивации противоправных действий или кажущаяся безмотивность, легкомысленное, некритическое отношение к содеянному и т. п.).
  • 2. Установление принципиальной способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

В соответствии с законом (п. 3 ст. 79 УПК РСФСР) следует считать обязательным проведение судебно-психологической экспертизы свидетелей и потерпевших, если их способность правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать правильные о них показания вызывает сомнения в силу возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей.

Основанием для сомнений подобного рода чаще всего служат данные о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном владении активной речью. Сомнения могут быть основаны также на оценке условий восприятия (быстротечность событий, множество одновременно воздействовавших на человека раздражителей и др.), внутреннего состояния воспринимавшего события лица (повышенной психической напряженности, аффекта, растерянности и др.), данные о воспринимавшемся раздражителе (его сила или слабость, принципиальная новизна для субъекта, отношение к фону, на котором он воспринимался и т. д.).

Сомнения, основанные на особом содержании воспринимаемых событий, могут возникать относительно способности свидетелей или потерпевших правильно воспринимать (понимать) внутреннее содержание таких событий (например, способность дошкольника, бывшего очевидцем убийства, понимать, что происходило именно убийство).

  • 3. Установление, находился ли обвиняемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта.
  • 4. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, или в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать явления действительности, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение. К данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного нервнопсихического напряжения.

Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы с целью установления у обвиняемого состояния аффекта или других эмоциональных состояний, существенно влияющих на сознание и деятельность человека, могут служить данные о возможности постепенного накопления у обвиняемого отрицательных переживаний и таких особенностях его поведения в момент совершения инкриминируемых деяний, как нарушение целенаправленности действий, взрывной характер поступков; сведения о резких изменениях внешнего вида обвиняемого; несоответствие между содержанием исследуемых действий обвиняемого и обычными, характерными для него установками, мотивами поведения, способами разрешения конфликтов.

5. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании (в первую очередь малолетних и несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.

Основаниями для сомнений в указанных способностях потерпевших в большинстве случаев служат данные об их возрасте, низком уровне психического развития, наличии таких психологических особенностей, как пониженная активность, вялость, неуверенность в себе, робость и т. п.; сведения о пассивном поведении потерпевшей в ситуации, составляющей содержание уголовного дела, отсутствии адекватной эмоциональной реакции на случившееся, неспособности дать правильную оценку событиям, неблагоприятных условиях воспитания и проч.

6. Установление принципиальной возможности возникновения у субъекта в конкретной ситуации различных психических состояний, делающих невозможным или существенно затрудняющих выполнение профессиональных функций в области управления современной техникой (в авиации, на автомобильном и железнодорожном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем на производстве и т. п.); определение, находился ли субъект в таком психическом состоянии в момент совершения конкретных действий; установление у субъекта индивидуально-психологических особенностей, не позволяющих выполнять профессиональные функции на достаточно высоком уровне в случае возникновения неожиданных помех в его деятельности, усложнение ситуации и в связи с этим — повышение требований к психологическим возможностям человека.

При выяснении причин происшествий на транспорте и производстве могут возникать версии о том, что требования конкретной ситуации, осложненной временными дополнительными факторами объективного (дефицит времени для переработки информации и принятия решений, наличие помех и т. п.) или субъективного (состояние нервно-психического напряжения, недостаточная автоматизированиость трудовых операций у человека и проч.) характера превышали реальные возможности человека, управляющего техникой, и делали невозможным полноценное выполнение им профессиональных функций. Подобного рода предположения могут служить основаниями для назначения судебно-психологической экспертизы, проведение которой следует поручать специалистам в области инженерной психологии — одной из прикладных областей психологической науки.

7. Установление у субъекта индивидуально-психологических особенностей (например, повышенной внушаемости, импульсивности, подражательности и др.), способных существенно влиять на содержание и направленность действий в конкретной ситуации.

Объективные данные об индивидуально-психологических особенностях участников уголовного процесса могут быть необходимы для выявления причин и поводов противоправных действий, использованы для характеристики личности или оценки достоверности показаний и в иных целях.

8. Установление, находился ли умерший в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, и, если находился в этом состоянии, чем оно могло быть вызвано.

Проведение экспертизы для установления названного состояния может быть полезно, когда имеются предположения о доведении умершего до самоубийства, или при возникновении подозрений об инсценировании самоубийства.

Посмертная судебно-психологическая экспертиза допустима только при отсутствии у следователя сомнений в психическом здоровье умершего или при наличии медицинских документов (например, акта посмертной судебнопсихиатрической экспертизы, которая должна проводиться раньше судебно-психологической, подтверждающей, что умерший не страдал психическими заболеваниями и не находился в момент смерти в состоянии временного болезненного расстройства психической деятельности).

Указанные основные направления судебно-психологической экспертизы не исчерпывают полностью ее компетенции. При расследовании конкретных уголовных дел возможно возникновение вопросов, относящихся к иным ее направлениям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой