Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лине — глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического… Читать ещё >

Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этот тест обладает рядом существенных для первоначального обследования детей достоинств:

  • • не требует продолжительного времени для проведения;
  • • может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;
  • • имеет нормативы, разработанные на большой выборке;
  • • не требует специальных средств и условий для проведения.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕСТА

Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йерасека является модификацией теста А. Керна. Тест состоит из трех заданий: 1) рисование мужской фигуры по представлению; 2) подражание письменным буквам; 3) срисовывание группы точек. Йерасек ввел дополнительное, четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов). Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия, как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего заданий. Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА

Задание 1. Рисунок мужской фигу ры.

1 балл.

Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лине — глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа — фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.

2 балла.

Выполняются все перечисленные выше требования, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла.

Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

4 балла.

Примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

5 баллов.

Отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) либо обеих пар конечностей.

Изобразительная деятельность детей в настоящее время изучена достаточно широко, выделены ее стадии и информативные признаки. Исследования М. Д. Баррето, П. Лайта, К. Маховер. И. И. Будницкой, Т. Н. Головиной, В. С. Мухиной, ?. Т. Хоментаускаса и др. показывают, что особенности графических изображений в определенной мере коррелируют с уровнем умственного развития детей. Так, ?. Т. Хоментаускас полагает, что психологу следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:

  • • количество деталей тела — присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
  • • декорирование (детали одежды и украшения) — шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения и т. п.[1]

Информативной может быть и абсолютная величина фигур:

  • • дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров;
  • • маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством небезопасности.

Если дети старше пяти лет пропускают в рисунке какие — то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Обобщая, можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий уровень психического развития ребенка.

Существует определенная закономерность: с увеличением возраста ребенка рисунок человека обогащается все новыми деталями. Так, если в 3, 5 года ребенок изображает «головоножку», то в 7 лет презентирует богатую схему тела. Вот почему, если в 7 лет ребенок не рисует одной из деталей (головы, глаз, носа, рта, рук, туловища, ног), на это надо обратить внимание.

Следует подчеркнуть, однако, что самостоятельного диагностического значения данный тест не имеет и ограничиваться в обследовании ребенка данной методикой недопустимо — данный тест может составлять только часть обследования.

Задание 2. Подражание письменным буквам.

1 балл.

Подражание написанному образцу совершенно удовлетворительное. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

2 балла.

Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла.

Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла.

С образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает строку надписи.

5 баллов.

Каракули.

Задание 3. Срисовывание группы точек.

1 балл.

Почти совершенное подражание образцу, допускается лишь очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличения быть не должно.

2 балла.

Количество и расположение точек отвечает образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.

3 балла.

Целое изображение по своему контуру похоже на образец, по высоте и ширине не превосходит его больше чем в два раза. Количество точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 или меньше семи. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

4 балла.

По своему контуру рисунок уже не похож на образец, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы не допускаются.

5 баллов.

Черкание.

После того как субтесты выполнены, психолог собирает бланки и проводит первичную группировку бланков по результатам тестирования, отбирая детей с очень слабым, слабым, средним и сильным уровнем готовности к школьному обучению.

Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития, формирования моторики, умения выполнять заданные образцы, т. е. характеризуют произвольность психической деятельности. Что же касается развития социальных качеств, связанных с обшей осведомленностью, развитием мыслительных операций, то эти свойства довольно четко диагностируются в опроснике Я. Йерасека.

Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека

1. Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов.

Неправильный ответ = -5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем…

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.

Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = -3 балла.

3. Днем светло, а ночью…

Темно = 0 баллов.

Неправильный ответ = - 4 балла.

4. Небо голубое, а трава…

Зеленая = 0 баллов.

Неправильный ответ = -4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это???

Фрукты = 1 балл.

Неправильный ответ = — 1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл.

Станции = 0 баллов.

Неправильный ответ = — 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 балла.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла.

Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это маленькая овечка — это???

Щенок, ягненок = 4 балла.

Только один ответ из двух = 0 баллов.

Неправильный ответ = — 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа? Что у них одинакового?

На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.

На кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл.

На курицу = - 3 балла.

11. Почему во всех автомобилях есть тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

Одна причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (например, автомобиль не ехал бы без тормозов) = - 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди, с задней стороны они плоские) = 3 балла.

Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла.

Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается (или у винта — гайка) = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это???

Спорт, физкультура = 3 балла.

Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но лишь после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда — нибудь передвигаться = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

Одно или два различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т. д.) = 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла.

Неправильный ответ (чтобы что — нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто — нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие уклонения несет ущерб кто — нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.

Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

Группа.

Баллы.

+24 и более.

От +23 до +14.

От 0 до +13.

От — 1 до — 10.

Менее -11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие от +24 до +13 баллов, считаются готовыми к школьному обучению.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от трех до шести баллов. Группа детей, получивших 7−9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9−11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12−15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.

Таким образом, можно говорить, что методика Керна — Йерасека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.

***

В понятие готовности к школьному обучению включается также сформированность основных предпосылок и основ учебной деятельности.

Говоря о готовности к школьному обучению, Г. Г. Кравцов и Е. Е. Кравцова подчеркивают ее комплексный характер. Однако структурирование этой готовности идет не по пути дифференциации общего психического развития ребенка на интеллектуальную, эмоциональную и другие сферы, а следовательно, и виды готовности. Авторы рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются три сферы: отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к самому себе[2].

Отношение к взрослому. В сфере общения ребенка со взрослым важнейшим изменением, характеризующим наступление готовности к школьному обучению, является развитие произвольности. Специфическими чертами этого вида общения является подчинение поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам, опора не на наличную ситуацию, а на все то содержание, что задает ее контекст, понимание позиции взрослого и условного смысла его вопросов.

Все эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи. В исследованиях В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина показано, что учебная задача составляет один из важнейших компонентов учебной деятельности. В основе учебной задачи лежит учебная проблема, представляющая собой теоретическое разрешение противоречий.

Учебная задача решается с помощью учебных действии — следующего компонента учебной деятельности. Учебные действия направлены на поиск и выделение общих способов решения какого — либо класса задач.

Третьим компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки. В этих действиях ребенок направлен как бы на самого себя. Их результатом являются изменения самого познающего субъекта.

Таким образом, произвольность в общении со взрослыми необходима детям для успешного осуществления учебной деятельности, прежде всего для принятия учебной задачи.

Отношение к сверстнику. Формирование определенного уровня общения со сверстниками имеет для ребенка не менее важное значение в смысле дальнейшего учения, чем развитие произвольности в общении со взрослыми. Во — первых, определенный уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет ему адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Во — вторых, общение со сверстниками тесным образом связано с развитием учебных действий.

Г. Г. Кравцов и Е. Е. Кравцова подчеркивают, что овладение учебными действиями дает ребенку возможность усваивать общий способ решения целого класса учебных задач. Дети, не владеющие общим способом, научаются решать только одинаковые по содержанию задачи.

Связь развития общения со сверстниками и развития учебных действий обусловлена тем, что дети, имеющие развитое общение со сверстниками, обладают способностью посмотреть на ситуацию задачи «другими глазами», стать на точку зрения своего партнера (учителя), они достаточно гибки и не столь жестко привязаны к ситуации. Это позволяет детям выделить общий способ решения задачи, овладеть соответствующими учебными действиями и решать прямые и косвенные задачи. Дети, легко справляющиеся с обоими типами задач, способны выделить общую схему решения и имеют довольно высокий уровень общения со сверстниками.

Отношение к самому себе — третий компонент психологической готовности ребенка к обучению в школе. Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Завышенная самооценка, свойственная дошкольникам, преобразуется за счет развития способности «видеть» других, умения переходить с одной позиции на другую при рассмотрении одной и той же ситуации.

В связи с выделением в психологической готовности детей различных видов отношений, влияющих на развитие учебной деятельности, имеет смысл диагностировать детей, поступающих в школу, через показатели психического развития, наиболее важные для успешного обучения в школе. Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова в качестве такой диагностической процедуры предлагают комплекс методик, позволяющих охарактеризовать следующие механизмы:

  • • уровень развития предпосылок учебной деятельности — умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов (методики «Ерафический диктант», «Образец и правило»);
  • • уровень развития наглядно — образного мышления (в частности, наглядно — схематического), которое служит основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом (методика «Лабиринт»).

Все выделенные методики желательно проводить при групповом обследовании, так как они направлены на умение ребенка следовать указаниям взрослых, адресованным группе или классу.

  • [1] Подробнее см.: Хоментаускас П. Т. Семья глазами ребенка. М., 1997.
  • [2] Кравцов Г. Г., Кравиова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М" 1987. С. 80.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой