Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Диссертация
Игра — очень живая деятельность, в которой ребенок может «двигаться» по-разному. Если в центре его внимания находится смысл действия, он строит два такта игры — вызов и ответ на вызов. Однако он может сосредоточиться не на ядерной, смыслообразующей ситуации (смысл может быть уже открыт, или ещё не открыт), а на иных аспектах игры. Так, он может проверять, удержится ли в игре, взяв на себя… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Развивающее значение сюжетно-ролевой игры
- 1. 1. Мотивационная (смысловая) сторона действия как предметность игры
- 1. 2. Субъектность ребенка в сюжетно-ролевой игре
- Глава 2. Идеальная культурная форма в свободных сюжетно-ролевых играх 4−5 летних детей (поисковый эксперимент)
- 2. 1. Процедура поискового эксперимента
- 2. 2. Показатели анализа игр
- 2. 3. Обработка данных
- 2. 4. Результаты поискового эксперимента. Три основных группы игр
- 2. 4. 1. Игры с полной двухтактной формой
- 2. 4. 2. Игры с неполной формой
- 2. 4. 3. Неоформленные, неструктурированные игры
- 3. 1. Процедура основного эксперимента
- 3. 2. Уточненные показатели анализа игр
- 3. 3. Результаты основного эксперимента. Группы игр дошкольников
- 3. 4. Варианты оформления игр. Подгруппы игр
- 3. 4. 1. Варианты двухтактных игр
- 3. 4. 2. Промежуточные (между двухтактными и однотактными) игры
- 3. 4. 3. Игры с неполной формой: однотактные и «цепочки игровых действий»
- 3. 4. 4. Неоформленные игры
- 4. 1. Определение аффективного материала игр дошкольников
- 4. 2. Определение материалов игр по играм с полной формой
- 4. 3. Определение материалов игр по играм с неполной формой
- 4. 4. Особенности оформления в игре эмоционального материала
- 4. 5. Преодоление материала чувств двухтактной игровой формой
Список литературы
- Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов на Дону, 1998.-448 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Питер, 2003.-248 с.
- Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте.: Дис.. канд. пед. наук. М., 2003. 140 с.
- Артемова Л.В. Содержание игры как средство формирования общественной направленности детей дошкольного возраста//Психологические и педагогические проблемы руководства игрой дошкольника. 1979.- С.47−59.
- Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.- 318 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества. -М.: Советская Россия, 1979.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.:Прогресс, 1986. — 422 с.
- Беттельгейм Б. Любим ли я.: Диалог с матерью. СПб.: Ювента, 1998.- с. 275
- Большой психологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. — 672 с.
- Ю.Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дис.. канд. психол. наук. М., 1986. 206 с.
- П.Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
- Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 3.- С. 17−26.
- Венгер JI.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1978. С.32−36.
- Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондарено, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. № 6. — С. 62−76.
- Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. — 416 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика, 19 821 984.
- Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста// Вопросы психологии. 1984. № 6. — С 38 — 40.
- Гаспарова Е.М. Психологические особенности смены содержания игровой деяльности на рубеже раннего и дошкольного возраста: Автореф. .канд.психол.наук. М., 1985. 17 с.
- Гостюхина О.М. Сюжетно-ролевая игра как форма детской самодеятельности // Совершенствование воспитательной работы в дошкольном учреждении. Ташкент, 1981. — 58 с.
- Губанова Н.Ф. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5−7 лет в процессе игры-драматизации: Дисс. канд. пед. наук. М., 2004 308 с.
- Гударева О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: Дис.. канд. психол. Наук. М., 2005 — 230 с.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004 — 205 с.
- Долгополова A.B. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр.: Дис.. канд. пед. наук. Самара, -1997.-220 с.
- Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников/УВопросы психологии. 1987.№ 1. С. 17−22.
- Ермолаева М.В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 102 с.
- Жизневский Б. П. Влияние ролевой игры на межличностное взаимодействие дошкольников в начальных формах совместного труда: Дисс. канд. психол. наук Минск, 1984 157 с.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975. — 111 с. 29.3апорожец A.B. Развитие произвольных движений. / Избранныепсихологические труды: в 2-х томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
- Иванкова Р. А. Нравственное воспитание дошкольников в игре//Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983. С. 104 — 111.
- Иванова И.В. Влияние переживания на развитие личностной идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Дис.. канд.психол. наук. М., 2001. -261с.
- Игра дошкольника/ Под.ред. СЛ. Новоселовой, Абрамян JI. A — М.: Просвещение, 1989.- 286 с.
- Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/Под ред. A.B.Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1980. — 168 с.
- Игра со всех сторон//Под ред. Е. С. Жорняк. М.: Фонд науч. исслед. «Прагматика культуры», 2003. — 431 с.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л. А. Венгер и др. М.: Просвещение, 1989 — 124 с.
- Ионеску И. Возраст упрямства //Дошкольное воспитание. 1973. № 12. — С.92−93.
- Карабанова O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка. М. российское педагогическое агентство, 1997, 191 с.
- Карпова С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. -М.: МГУ, 1986.-144 с.
- Кириллов И.Л. Индивидуально-стилевые особенности самостоятельного развертывания сюжета игры детьми старшего дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. М., 1999. 174 с.
- Ковач Д. Современное общество и игры детей//Дошкольное воспитание.- 1973. № 12. С. 87−90.
- Колесник Н.П. Самовоспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой сюжетно-ролевой игре: Автореф. дис.. канд. педагогич. наук. М., 2000. 18 с.
- Комарова Н.Ф. Особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры детей младшего и старшего дошкольного возраста, возраста : Автореф. дис. канд. педагогич.наук. М., 1988. 21 с.
- Конышева Е.А. Формирование тендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драмматизации.: Дис. канд. пед. наук. Пермь, 2006. — 183 с.
- Короткова H.A. Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры // Дошк.воспит. -1989. № 4. С. 2329.
- Короткова H.A. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд.. психол. наук. М., 1982. — 126 с.
- Косырева H.A. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием).: Дис.. канд. психол. наук. М., 2007. — 130 с.
- Кравцов Г. Г. Игра как основа детского творчества// Искусство в школе. 1994 № 2.- С. 3−9.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению детей в школе. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.160 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры// Проблемы развития психики. М., 1981 — 584 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры// Проблемы развития психики. М., 1981 —584 с.
- Литвинова С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997. 170 с.
- Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Труды по знаковым системам. Т. IV. 1969.- Вып. 236.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001. — 479 с.
- Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Трансформация детской игры в художественное творчество// Искусство в школе, 1994 № 2. С. 9−19.
- Надежина Р. Игра и взаимоотношения детей/ Дошк.воспит. М., 1964. — С.78−80.
- Нгуен Тхи Ким Ань Воспитание творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Автореф. канд. пед. наук. М., 2004.- 149 с.
- Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников/ Под ред. A.B. Запорожца и Я. З. Неверович. М. Просвящение, 1965. — 420 с.
- Новоселова С.Л., Е.В.Зворыгина, Иванокова P.A., Кондратова В. В., Саар А. Д., Гринявичене Т. Н. Комплексное руководство формированием игры старшего дошкольника// Игра дошкольника/ Под. ред. Абрамян Л. А. М.: Просвещение, 1989. С. 79−85.
- Новоселова С. Л. Система «Модуль-игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования. М., 2004. — 40 с.
- Павленко Г. П. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре: Дисс. канд. пед. наук: Москва, 1998 227 с.
- Павленко Т.А. Психологические причины конфликтных отношений с ровесниками у старших дошкольников: Дисс.. канд. психол. наук. М., 2000. 161 с.
- Пантина Н. С, Михайленко Н. Я. Сюжетно-ролевая игра и управление детьми в процессе их организации // Совершенствование воспитательной работы в дошкольном учреждении. Ташкент, 1981. -58 с.
- Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. — 190 с.
- Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. — 168 с.
- Пропп В.Я. Русская сказка. JL, 1984. — 333 с.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Федерал, ин-т социол. образования, 1994. — 87 с.
- Психологические основы дошкольной игры/ Избранные психологические произведения: В 2 тт. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — 391 с.
- Психология и психотерапия семьи/ Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. М.: Питер, 2008 — 668 с.
- Пухова Т.И. Шесть кукол: Психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников. Обнинск: Принтер, 2000 — 179 с.
- Равенко Н.В. Психолого-педагогические особенности конфликтов дошкольников с родственниками в семье и способы их разрешения: Дис. канд. психол.наук. Калуга. 1999. — 160 с.
- Рзаева Е.И. Развитие игрового пространства в дошкольном возрасте: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997. -182 с.
- Роджерс К. Клиент центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. -М.: Психотерапия, 2007. — 558 с.
- Родыкина Л.Н. Проблема принятия роли в ролевой игре: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1985. — 17 с.
- Рояк A.A. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. -1974, № 4. С.71−83.
- Рояк A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М. Педагогика, 1998 г. — 120 с.
- Саморукова П.Г. Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой игре//Психология и педагогика игры дошкольника. М.1966. — С.164−172.
- Семья в психологической консультации. Опыт и пробл. психол. консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина М.: Педагогика, 1989 206 с.
- Смирнова Е.О. О.В. Гударева Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей //Психологическая наука и образование. 2002. № 3.-С. 24−33.
- Смирнова Е.О., Гударева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. — С. 91−103.
- Смоленцева A.A. Значение сюжетно-дидактической игры в усвоении математических представлений детьми старшей группы. //Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. М. АПН, 1973. С.82−89.
- Солнцева О.В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста: Автореф.дис.. канд. педагогич. наук. СПб., 1998. 19 с.
- Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. — 198 с.
- Стрекаловская М. М Развитие игр дошкольников под влиянием системных знаний о труде взрослых: Дисс.. канд. пед. наук: Улан-Удэ. 1995 — 208 с.
- Стрелкова Л.П. Роль игры-драмматизации в развитии эмоций у дошкольников. М., -1976. — 139- 144 с.
- Третьяк A.B. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами: Автореф. дис.. канд. пед. наук: С-Пб, 2006 19 с.
- Трифонова E.B. Режиссерская игра с опорой на рисунок как метод оценки познавательного развития ребенка дошкольного возраста.: Дис. канд. психол. наук. М., 2005. 205 с.
- Уразаева Г. И. Социально-психологическое исследование развития ролевого поведения старшего дошкольника: Дисс.. канд. психол. Наук.- Казань, 1995. 225 с.
- Усова А.П. Воспитание общественности у детей в игре/ Дошк. воспит. М. 1964. С.64−66.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: «Педагогика», 1976. — 96 с.
- Формирование нравственных взаимоотношений старших дошкольников в игре: Метод, рекомендации / Сост. JI. И. Уманец. — Киев, 1989. 18 с.
- Фрадкина Ф.И. Развитие сюжетно-ролевой игры ребенка раннего детства. М. Акад. пед. наук. Инст. дошк. воспит. Доклады участ. симпозиума по проблемам игры. -76 с.
- Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа в 2-х кн. М.: Эксмо-пресс, 1999. — 384 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. — 58 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989. -448 с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1989.- 160 с.
- Хусаинова C.B. Типологические особенности развития саморегуляции поведения старших дошкольников.:Дисс.канд. психол. наук: Набережные Челны, 2002 185 с.
- Чернобровкина С. В. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-ролевой игре: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 2001. 20 с.
- Чиркова Т. И. Эмоциональиые особенности шестилетних детей /Психологическая наука реформе школы // Вопросы психологии. -1984. № 5. — С. 73−74.
- Шаров A.C. Превращение как внутриличностный механизм психики и особенности регуляции поведения у дошкольников// Гумманитарные исследования: ежегодник. Омск, 2000. — Вып. 5. — С. 247−253.
- Шаров A.C. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: Дис.. докт. психол. наук. Омск, 2000. 383 с.
- Шведовская A.A. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста : Дисс. канд. психол. наук: М., 2006 206 с.
- Шведовская A.A. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании. // Полнотекстовая «Библиотека Ихтика». 2007. Электронный ресурс./. — Режим доступа: http://ihtik.lib.ru
- Щедровицкий Г. П. Игра и детское общество// Дошк.воспит. 1964. № 4. С.75−77.
- Щедровицкий Г. П., Надежина Р. Г. Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания.// Сб. «Обучение и развитие». М., 1966.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М: Академия, 1994.- 167 с.
- Эльконин Б.Д. О феноменах переходных форм действия. // Вопросы психологии. 1994. № 1. — С. 47−54.
- Эльконин Б.Д. Самоощущение. Опосредствование. Становление действия: В сб.: Междисциплинарные проблемы телесности. М., Издательство МГУ, 2004. 520 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2004. — 384 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.- 554 с.
- Эльконин Д.Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте: В сб.: Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: АПН НИИ общей педагогики, 1978.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. — 360 с.
- Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии. 2004. № 1.- С. 68−79.
- Эльконинова Л.И. О предметности детской игры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 2. — С. 50 — 65.
- Эльконинова Л.И. Роль волшебной сказки в психическом развитии дошкольника // Мир психологии. 1998. № 5. — С.123−136.
- Эльконинова Л.И., Бажанова Т. В. К проблеме присвоения смыслов в сюжетно-ролевой игре дошкольников.// Вопросы психологии. — 2004. № 1. С. 97−105.
- Эльконинова Л.И., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 2.- С. 62−70.
- Эриксон Э. Г. Идинтичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.-344 с.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб.: Лет. сад, 2000. — 415 с.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1997. — 336 с.
- Якобсон С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм. / Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977. — С. 59−108.
- Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. -576 с.
- Axline V.M. Play Therapy. New York: Ballantine Books. 1947. — p.
- Bettelheim B. Za tajemstvim pohadek. Praha, Lidove noviny, 2000. 335-P
- Clinical perspectives on play// Play from Birth to Twelve and Beyond. Contexts, Perspectives and Meaning. Ed. D. P. Brouberg, Doris Bergen — Garland Publishing N.Y. & London. 1998, — 372 p.
- Elbers Ed. Citizenship in the making. Themes of citizenship in children’s pretend play. Childhood. 1996. № 3 (4).
- Erikson H. E., Toys and Reasons. Stages in the Ritualization of Experience. W.W. Nortons Company. INC N.Y. 1997. 182 p.
- Hakkarainnen P. Play and Motivation// Engestrom, Miettinen Reijo & Punamahi, Raija-Leena (Ed.)/ Perspectives on Activity theory. Cambridge: Cambridge University press. 1999. — p. 231- 249.
- Kinderspiel und kindheit in ost und west//H.Retler. Rieden klikhardt. -1981.-205 c.
- Lindqvist G. The Aesthetics of Play // Uppsala Studies in Education 62. 1995- 234 p.
- Paulina Rainio. Emergence of a playworld in the formation of subjects of learning in interaction between adults and children. Working Papers. 2005. — № 32. — C. 46.
- Pellegrini A.D. The future of play theory.- N.Y. Press. 295 c.