Сравнительный анализ познавательного развития старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад
Диссертация
Изучение познавательной деятельности дошкольников в нашей стране осуществлялось, как правило, в условиях общественного дошкольного воспитания. В настоящее время, по сведениям Министерства образования и науки РФ, 41% дошкольников в России не посещают детский сад. В Москве эта цифра ниже и составляет 34% («О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»: доклад… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психологические и педагогические особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
- 1. 1. Познавательное развитие дошкольников, как предмет научного исследования
- 1. 2. Роль взрослого в формировании познавательного отношения ребенка к окружающей действительности
- 1. 3. Проблема интеграции содержания образования в психологопедагогическом аспекте
- Глава 2. Экспериментальное изучение познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад
- 2. 1. Организация и методы исследования
- 2. 2. Особенности познавательного развития дошкольников, не посещающих детский сад, в сравнении с их сверстниками, посещающими дошкольное учреждение
- 2. 2. 1. Состояние здоровья детей. Социальный статус семей
- 2. 2. 2. Уровень интеллектуального развития, состояние фонематического слуха у старших дошкольников
- 2. 2. 3. Роль педагогической компетенции в познавательном развитии детей
- 2. 2. 4. 0. собенности общения детей экспериментальной группы
- 3. 1. Содержание экспериментального обучения
- 3. 2. Коммуникативная направленность деятельности педагога
- 3. 3. Технология экспериментального обучения
- 3. 4. Динамика познавательного развития детей, не посещающих детский сад, по окончании экспериментального обучения в сравнении с их сверстниками, посещающими дошкольное учреждение
- 3. 5. Сравнительный анализ интеллектуальной готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад
- 3. 6. Развитие общения и социальной компетентности детей
Список литературы
- Абрамян JI.A. Игра дошкольника-М.: Педагогика, 1989. С.56−68.
- Амонашвили Ш. А. Развитие детей в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1988 № 5. с.175−177.
- Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984, № 5.с.36−41.
- Ананьев Б.Г. Дидактические задачи дошкольного воспитания и воспитания воли и характера ребенка // Избранные психологические труды. М., 1980, 92 с.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы — JI: изд-во Ленинг. Ун-та, 1968 274с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.:Педагогика, 1982. 316 с.(227)
- Бабич Н. Развитие вопросов у дошкольников // Вопросы психологии. 1984, № 3. с.67−74.
- Барцалкина В.В. Общение и развитие познавательной активности дошкольников // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977. с.109−117.
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1975. 432 с.
- Бедельбаева Х.Г., Смирнова Е. О. Общение со взрослым — основной источник межличностного развития ребенка: о формировании внеситуативных форм общения // Дошкольное воспитание, 1978, № 2 с.32−35.
- Безрукова В.Г. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / Отв. Ред. В. С. Безрукова. — Свердловск. Свердл. инженерно-педагогический институт, 1990. с.5−26.
- Берулава М.Н. Интеграционные процессы в образовании /Интеграция содержания образования в педагогическом вузе / Под ред. М. Н. Берулавы. Бийск, 1994. с.5−10.
- Богуславская З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991. 207 с. ил.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. Вып.73. 1955. с.3−14.
- Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — с. 122−131.
- Б.С.Э. М.: Изд-во Советская энциклопедия, т. 10. 1972. с. 307.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1977.
- Брунер Дж. Психология познания: Пер. с англ. М., 1977.
- Бугрименко Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. М., 1978. -№ 1. с. 32−37.№ 2. — с. 69−75.
- Бурова А.В. О способах взаимоотношений ребенка со взрослыми в зависимости от содержания общения со стороны взрослого // Проблемы психологии личности и социальной психологии. М., 1977. — с.54−59.
- Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М.: Педагогика, 1930. с. 144.
- Вахрушева Л.Н. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников. — М., 1996. 37с.
- Вахтеров В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., «Педагогика», 1987. 401 с.
- Венгер A.JI. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1974. № 1.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1968, с.21−32.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. Готов ли Ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994.
- Венгер Л.А. О некоторых проблемах и путях развития умственных способностей ребенка // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте.- М., 1980.
- Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 1979. № 5. -с.36−39.
- Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986, с.5−18.
- Витченкова P.P. Взаимодействие воспитателя детского сада с дошкольниками как фактор развития предпосылок высокой обучаемости будущих школьников. Хабаровск, 1997. 207 с.
- Волошкина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. М., «Начальная школа», 2002. 159 с.
- Вопросы диагностики психического развития. / Под ред. В. И. Лубовского и др. Таллин, 1974.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. — М., Просвещение, 1981, 80 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956, — 386 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4. Детская психология. / Под ред. Эльконина Д. Б. М., Педагогика, 1984. 432 с.
- Габидилина JT. Интегрированный урок // Народное образование. — 1990. № 12. с.54−55.
- Газман О.С., Харитонова Н. Е. В школу-с игрой. М., Просвещение, 1991. 96 с.
- Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Вопросы психологии. — М., 1985.
- Гальперин П.Я. Возрастные возможности усвоения знаний. — М., 1966.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. — с.43−48.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 471 с.
- Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослыми на познавательную деятельность дошкольника. В сб. «Воспитание, обучение и психическое развитие» (тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР), 4.1, М., 1977.
- Годовикова Д.Б. Как «измерить» детскую любознательность // Семья и школа, 1985, № 10. с.34−36.
- Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 1. с.34−40.
- Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1986. № 1. с.28−32.
- Гудилина С.И., Савенкова Л. Г. Интегрированный курс в изобразительном искусстве. -М., 2003.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1,2. с. 22−33.
- Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970. № 4.
- Денисенкова Н.С. Формирование познавательной направленности у детей шестилетнего возраста на занятиях в детском саду: Дис.канд.психол.наук. М., 1991. 129 с.
- Денисенкова Н.С. Формирование познавательного отношения к учебной задаче // Дошкольное воспитание. 1991. № 3. с.48−50.
- Диагностика готовности детей к обучению в школе / Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов /Авторский коллектив: Дмитриев Ю. А, Газина О. М., Романова Е. Н., Яшина В. И. М., 1994.
- Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей. — М.: Педагогика. 1985. 191 с.
- Доронова Т.Н., Голубева Л. Г., Гризик Т. И., Гриценко З. А. и др. Из детства-в отрочество. М.: Просвещение. 1998. — 92 с.
- Дубровина И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи: Сб. научн.тр. / Возрастные особенности психического развития детей. М. 1982. с.3−8.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. 1915.
- Жукова Т.Н. Интеграционные тенденции в обучении грамоте // Начальная школа. 2001. № 9. с. 37.
- Журова Л.Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Сенсорное воспитание дошкольников. — М., 1963.
- Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М., 1963
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах. М., 1986. Т. 1.316 с., Т.2. 296 с.
- Запорожец А.В. Учатся шестилетки // Семья и школа. 1975. № 12.
- Захаревич Л.Ф. Вопросы как показатель интереса к познавательной деятельности у детей на материале природы // Проблемы обучения детей-дошкольников. Ростов-на-Дону. 1974. с.22−38.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М., Педагогика, 1986. — 159 с.
- Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе // Начальная школа. 2002. № 6 с.50−55.
- Земцова Т.В. Умственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы: Дис.канд.пед.наук. — М., 1989. 229 с.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — с. 15−37.
- Зинченко В.П. Проблема образующих сознания в деятельностной теории психики // Вестник МГУ. Сер. 14. «Психология». — 1988. — с. 25−33.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983. — 111 с.
- Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.-651 с.
- Каменский Я. А. О развитии природных дарований // Избранные сочинения в 2-х т. М., 1992.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1982. 704 с.
- Кедров Б.М. Интегративные тенденции философии в системе современного научного знания. (Диалектика как основа интеграциинаучного знания). /Ред. А. А. Корольков, И. А. Мевзель. — JL: Изд-во ЛГУ, 1984. с.21−32.
- Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. СПб. 1911.
- Козлова С.А. Я человек. Программа социального развития ребенка. М., Школьная Пресса, 2003. 48 с.
- Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе. Дис.канд.пед.наук. — Ростов — на Дону, 1995. — 197 с.
- Колягин Ю.М., Алексеенко О. Л. Интеграция школьного обучения //Начальная школа. 1990. № 9. с.28−31.
- Комарова Т.С., Савенкова А. И. Коллективное творчество детей. -М., 2000.
- Комарова Т.С. Пути повышения эффективности занятий // Дошкольное воспитание. 1975. № 8. с.4−10.
- Комарова Т.С., Зацепина М. Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5−7 лет. М., 2001. 96 с.
- Кошкина И.В., Целимбровская Г. Б. Интеграция в начальной школе. Уроки изобразительного искусства. // Начальная школа. 2003. № 10 с.82−85.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
- Кузнецова О.М. Диагностирование дидактических возможностей интегративных курсов / Интеграционные основы проектирования педагогических технологий. — Екатеринбург, 1993. с.141−143.
- Кучерова Е.В. Проблемы развития самосознания в дошкольном возрасте // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. — М.: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, 1987. С. 112−117
- Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Советская педагогика. 1974. № 1 с.97−107.
- Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. — М., 1978.
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960. — с.33−41.
- Леонтьев А.Н. Мотивация учения школьника. Избр.произведения. М., 1991. Т.2.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. /Сб. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста». -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
- Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника. В кн. Психология речи. Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена /Отв.ред.проф.Рубинштейн С. Л. Л., т.35. 1941.
- Липкина А.И., Рыбак Л. Н. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968. — 158 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М. Воронеж, 1997.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.-144 с.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми //Вопросы психологии. 1982. № 4 с. 18−35.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте. М., 1982. 111 с.
- Лисина М.И. Специфика восприятия и общения у дошкольников. -Алма-Ата, 1983. с. 9.
- Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф.дис.докт.пед.наук. Л., 1984. 39 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — с. 102.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. -М.: Педагогика, 1978. -222 с.
- Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологическая наука в СССР, Т.1.- М., 1959.
- Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. М., 1928.
- Лысенкова С.Н. Жизнь моя — школа, или Право на творчество.-М., 1995.
- Маневцова Л.М. Использование элементов поисковой деятельности для развития познавательных способностей // Формирование познавательной активности у старших дошкольников. -Ульяновск. 1985. с.3−8.
- Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей. // Дошкольное воспитание. 1973. № 11 с.26−29.
- Маневцова Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности: Дис.канд.пед.наук. Л., 1975. 184 с.
- Маркова А.К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности. М., 1990. — с.23−30.
- Маркова Т.А. Воспитание дошкольников в семье. М.: Просвещение, 1985. с. 26, 47.
- Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1998. 272 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.208 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4 с.5−17.
- Матюшкин A.M. Развитие творческой активности школьника. — М., 1991.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе-М., 1977.24 с.
- Махнева И. А. Интегрированная игровая технология ознакомления с иноязычной культурой детей дошкольного возраста. — Екатеринбург, 2001.
- Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии / Под ред. Шороховой Е. В. М., 1966. — с.349−387.
- Менчинская Н.А. Развитие психики ребенка (Дневник матери) // АПН СССР М., 1957. 184 с.
- Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС 6−7) (методическое руководство) Аверина И. С., Щебланова Е. И., Задорина Е. Н. М., 1994.
- Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). — М., 1969.
- Мухина B.C. Детская психология М.: Просвещение, 1985- 272 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. Книга для учителя. 2-е издание испр. и дополн.- М.: Просвещение, 1992 — 302 с.
- Мясищев В.Н. Личность и отношение человека. Сб. научных трудов «Труды по общей психологии». М., 1969. с. 21.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр.псих.труды. М., 1995, с. 356.
- Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С.-М., 1997.-208 с.
- Неверович Я.З. Развитие воли у дошкольников // Психология личности и деятельности дошкольников / Ред. А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. -М.: Просвещение, 1965.-е. 71−107.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М., 1992.
- Нещерет Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка. Автореф.дис.канд.псих.наук. М., 1980. с. 11.
- Новикова Г. П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего детского возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук. — М., 1994. 18 с.
- Нравственное воспитание в детском аду /Под ред. Нечаевой В. Г., Марковой Т. А., Жуковской Р. И. — М., 1984.
- Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Репиной Т. А., Стеркиной Р. Б. М.: Педагогика, 1990. 150 с.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностика. М.: Изд. Центр «Эль-Фа», 1996. 127 с.
- Островская Л.Ф. Детские интересы. Как их развивать? Воспитатель и дети. М., 1985.
- Песталоцци И. Г Избранные педагогические сочинения. — В 2-х т. -М., 1981.-Т.1.-333 с.
- Петровский А.В. Новое педагогическое мышление. М., 1989. 278 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды (Психология интеллекта. Логика и психология). М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М., 1994.
- Плохинский Н.А. Биометрия. 2-е изд. М.:МГУ, 1970, 368с.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., Педагогика, 1977. 271 с.
- Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников//Вопросы психологии. 1990. № 1 с.16−19.
- Поддьяков Н.Н. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. 2001.№ 9 с. 68 75.
- Поддьяков Н.Н. Современное состояние проблемы умственного воспитания дошкольника // Тезисы доклада всесоюзной конференции. -М., 1970. -с.37−43.
- Поддьяков Н.Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. 294 с.
- Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте // Известия АПН РСФСР Вып.73. М., 1955. 260 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В. Д. -М.: Просвещение, 1990. 141 с.
- Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция-М.: Генезис, 2003.271с.
- Постникова Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников (в процессе организации труда по выращиванию растений): Дис.канд.пед.наук. Киев. 1967. 192 с.
- Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Под ред. Венгера JI.A. Киев, 1985. 128 с.
- Психодиагностика и психокоррекция / Под ред. Колесникова В. Г., вып.7. Обнинский городской психологический центр «Детство».
- Репина Т. А. Проблемы межличностных отношений дошкольников и их изучение // Дошкольное воспитание. 1975. № 10 с.29−33.
- Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 4 с.71−83.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание — М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.147 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. Т.1.- 485 с.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир // Рубинштейн СЛ. проблемы общей психологии. М., 1973.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
- Сакулина Н.П. Умственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью. В сб. Умственное воспитаниедошкольников / Под ред. Поддьякова Н. Н. М.: Просвещение, 1972. -288 с.
- Свадковский И.Т. Дальтон-план в применении к советской школе. М., JI. 1926.
- Светловская Н.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении //Начальная школа. 1990. № 5 с.57−60.
- Селевко Г. К. Опыт системного исследования педагогических технологий // Школьные технологии. 1997. № 1 с. 1.
- Сергеенок С.Н. Дидактические основы построения содержания интегрированных курсов. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1994. с. 17.
- Серебрякова Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми: Дис.канд.пед.наук. Н. Новгород, 1999.
- Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7 лет): Автореф.дис.канд.пед.наук. Тбилиси, 1966. 22 с.
- Смирнова Е.О. Влияние общения ребенка со взрослым на эффективность обучения дошкольников / Дис. канд псих, наук, М., 1977.
- Смирнова Е.О. Влияние отношений между ребенком и взрослым на эффективность обучения в дошкольном возрасте /Новые исследования в психологии. М., 1975.
- Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. 1980. № 5 — с. 105−112.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998, 256 с.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
- Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. — М., 1975. 175 с.
- Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками / В кн.: Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978.
- Субботский Е.А. Психология отношений партнерства у дошкольников. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. с. 23.
- Субботский Е.А. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991.207 с.
- Сухомлинский В.А. Воспитание личности в советской школе. -К., 1965.
- Талызина Н.Т. Педагогическая психология. Учебное пособие для студ.ср.пед.учебн.заведений. — М.: Академия, 1998. 288 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Сохина Ф. А., изд.5-е, испр. М.: Просвещение, 1981.
- Тригер Р.Д., Владимирова Е. В. Звуки речи, слова, предложения что это? — Смоленск, Ассоциация 21 век, 2000.
- Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. Ассоциация 21 век, 2000.
- Тригер Р.Д. Условия возникновения интереса к научному содержанию познавательной сказки у старших дошкольников // Известия АПН РСФСР. М., 1955. Вып.73. с.164−185.
- Тюнникова Ю.С. Синтез искусств. — М., 2002.
- Ульенкова У.В. Влияние общения со взрослыми на формирование у ребенка общей способности к учению // Начальная школа. 2004. № 2 с.15−19.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой пппсихического развития. -М.: Педагогика, 1990, 184 с.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Педагогика, 1970, 143 с.
- Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для средних и высших пед.уч.заведений иработников дошкольных учреждений. — М.: Изд. Центр «Академия», 1996, 96 с.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. Издательство Института Психотерапии, 2001, 240 с.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (3−7 лет). М.: ТЦ Сфера, 2002 — 2003.
- Ушакова О.С. Придумай слово. М.: Просвещение, 1996, 191 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.-М., 1974.
- Ушинский К.Д. Родное слово. Руководство к преподаванию родного слова // Пед.соч.: В 6 т. Т.4. — М.: Педагогика, 1989, 525 с.
- Федорец Г. М. Межпредметные связи в процессе обучения.-Л., 1983,83 с.
- Федорец Г. М. Проблема интеграции в теории и практике обучения. Учебное пособие к спецкурсу Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990,82 с.
- Филимоненко Ю.И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера (WISC). Адаптированный вариант. С-П., 1992, 80 с.
- Философский энциклопедический словарь. М, 1991, 342 с.
- Фленк-Хопсон Кэролл Развитие ребенка и его отношение к окружающим. -М.: Центр общечеловеческих ценностей «Республика», 1993, с.293−302.
- Формирование познавательной активности дошкольников. Сб. научных трудов Шадринского гос.пед.института, Шадринск, 1992, с.59−66.
- Фрадкина Ф.И. Роль игры в формировании отношения к учению и учебных интересов школьников. «Известия АПН РСФСР», 1955, № 73.
- Хрестоматия по педагогической психологии. — М., 1995, 167 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. М., 1993, 81 с.
- Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. — М., 1992.
- Цыбовский B.JI. Активизация познавательной деятельности в процессе взаимосвязи проблемного и частично-поискового методов обучения. Минск, 1995, с.33−48.
- Чепиков М.Т. Интеграция науки. М.: Мысль, 1975, 246 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.:Наука, 1977,145 с.
- Шаумаров Г. Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении развития детей с интеллектуальной недостаточностью //Дефектология. 1979,№ 6, с. 16.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999,136 с.
- Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. П., 1922,280 с.
- Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. М., 1990, 80 с.
- Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности. -М., 1972, 96 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1979, 160 с.
- Щукина Г. И Проблема познавательного интереса в педагогике. М, 1971,351 с.
- Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов важный фактор совершенствования обучения //Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984.
- Эльконин Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду. Тезисы Всесоюзной научной конференции. Минск. 29 ноября-2 декабря 1971. -М.: 1971.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974, 64 с.
- Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
- Яценко Н.А. Пути методической интеграции развития речи и обучения иностранному языку в условиях детского сада: Дис.канд.пед.наук. М., 1994, 198 с.
- Beller С.К. Impact of early education on disadvantaged children. // Ryan S. (Ed.) Longitudinal evaluations: A report on longitudinal evaluations of preschool programs (vol.1.), Washington, D.C., 1974.
- Bereiter C., Engelmann S. Teaching disadvantaged children in the preschool. Englewood Cliff, N. I: Prentice Hall, 1966.
- Berlyne D. E. Structure and direction in thinking. N. Y., 1965.
- Binet A., Simon T. The intelligence of feeble minded. P., 1916, 139p.
- Bruner J.S. et al. Studies in cognitive growth. N. Y., 1966.
- Buler K. Die geistige Entwicklung des kindes. Jena, 1918.
- Dunteman G. A report on two national samples of Mead Start classes: Some aspects of child development of participants in full year 19 671 968 and 1968−1969 programs. NC: Reseach Friangle Institute, 1972.
- Guilford J.P. The Analysis of Intelligence. McGraw Hill, 1971.
- Guilford J.P. The structure of Intelligence // Psychol. Bull., 1956.
- Hunt I.M. Intelligence and experience. New York: Academic Press, 1961.
- Miller F.T. Verbal mediation in the successive and simultaneous discrimination learning of children // The psychoanalytic study of the child. N.V., 1945. V.I.P. 53−74.
- Piaget J. Six etudes de psychologie. Geneve, 1964.
- Vernon P.E. Development of current ideas about intelligence tests // Genetic and environmental factors in humanlities. V. 2. L., 1966. 242 p.
- Wilkison P.C., Kircher J.C. Effects methylpenidate on reward strength in boys with attention hyperactivity disorder // J. Am. Acad. 1995. — Vol. 34/ - pp. 897−901.
- Winter L. Zum Problem der Zuruckstellung nicht schulfahiger Kinder. // In: Probleme der klinisch-psychologiscen Diagnostik, Berlin, 1977. S. 403−416.
- Zigler E., Valentine I. Project Head Start: A legacy of the war on poverty. New York: Free Press, 1979.