Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сравнительный анализ познавательного развития старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение познавательной деятельности дошкольников в нашей стране осуществлялось, как правило, в условиях общественного дошкольного воспитания. В настоящее время, по сведениям Министерства образования и науки РФ, 41% дошкольников в России не посещают детский сад. В Москве эта цифра ниже и составляет 34% («О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»: доклад… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологические и педагогические особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 1. Познавательное развитие дошкольников, как предмет научного исследования
    • 1. 2. Роль взрослого в формировании познавательного отношения ребенка к окружающей действительности
    • 1. 3. Проблема интеграции содержания образования в психологопедагогическом аспекте
  • Глава 2. Экспериментальное изучение познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Особенности познавательного развития дошкольников, не посещающих детский сад, в сравнении с их сверстниками, посещающими дошкольное учреждение
      • 2. 2. 1. Состояние здоровья детей. Социальный статус семей
      • 2. 2. 2. Уровень интеллектуального развития, состояние фонематического слуха у старших дошкольников
      • 2. 2. 3. Роль педагогической компетенции в познавательном развитии детей
        • 2. 2. 4. 0. собенности общения детей экспериментальной группы
  • Глава 3. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад, в процессе интегрированных занятий
    • 3. 1. Содержание экспериментального обучения
    • 3. 2. Коммуникативная направленность деятельности педагога
    • 3. 3. Технология экспериментального обучения
    • 3. 4. Динамика познавательного развития детей, не посещающих детский сад, по окончании экспериментального обучения в сравнении с их сверстниками, посещающими дошкольное учреждение
    • 3. 5. Сравнительный анализ интеллектуальной готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад
    • 3. 6. Развитие общения и социальной компетентности детей

Сравнительный анализ познавательного развития старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, А. А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Г. Морозова, В. Н. Мясищев, Н. Н. Поддьяков, А. И. Сорокина, Г. И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В. Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, JI.H. Галигузова, Л. Ф. Захаревич, Е. О. Смирнова, А. И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л. Н. Вахрушева, Н. С. Денисенкова, Т. Куликова, М. И. Лисина, Л. Маневцова, М. В. Марусинец, Л. Ф. Островская, Н. В. Пророк, Е. О. Смирнова, Р. Д Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес.

В работах J1.C. Выготского М. И. Лисиной, Е. И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

Изучение познавательной деятельности дошкольников в нашей стране осуществлялось, как правило, в условиях общественного дошкольного воспитания. В настоящее время, по сведениям Министерства образования и науки РФ, 41% дошкольников в России не посещают детский сад. В Москве эта цифра ниже и составляет 34% («О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»: доклад на заседании Правительства РФ 09.10.2005 г.). Исследования особенностей психического развития детей, находящихся вне общественного дошкольного воспитания (далее «домашних» детей) практически отсутствуют. Имеются лишь многочисленные высказывания учителей начальных классов о том, что дети, не посещающие детский сад, испытывают значительные трудности адаптации к школе.

Многие родители дошкольников, не посещающих детский сад, приводят 2−3 раза в неделю своих детей в дошкольные учреждения или в школы на подготовительные занятия. В некоторых дошкольных учреждениях открываются группы кратковременного пребывания.

Необходимость научного обоснования психолого-педагогических условий, благоприятствующих целенаправленному познавательному развитию волевой регуляции и социальной компетентности у дошкольников, не посещающих детский сад (в относительно короткие сроки), обусловливает актуальность диссертационного исследования.

Цель исследования: изучение познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольное учреждение в сравнении с их сверстниками, посещающими детский сад.

Объект исследования: познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях интегрированных занятий.

Гипотеза исследования: дефицит общения с чужими взрослыми и сверстниками, бессистемное приобретение знаний и представлений об окружающем мире детьми, не посещающими детский сад, препятствует актуализации потенциальных возможностей их психического развития. Это диктует необходимость проведения с ними учебно-игровых занятий, направленных на развитие недостаточно сформированных в соответствии с возрастом сторон познавательной деятельности, социальной и коммуникативной компетентности.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать имеющиеся в литературе психолого-педагогические теоретические подходы к пониманию проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, роли взрослого в формировании познавательного отношения ребенка к окружающей действительности и изучить проблему интеграции содержания образования в науке и практике;

2. Изучить особенности познавательного развития старших дошкольников, посещающих детский сад и их ровесников, воспитывающихся вне дошкольных учреждений;

3. Определить основные составляющие экспериментального обучения;

4. Разработать и апробировать систему интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, не посещающими детский сад;

5. Исследовать влияние интегрированного обучения на динамику познавательного развития «домашних» детей;

6. Определить степень интеллектуальной готовности к школьному обучению старших дошкольников, посещавших в течение года экспериментальные занятия. Методологической основой исследования являются основополагающие принципы отечественной психологии о роли деятельности в формировании психики (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — ключевые положения теории развития высших психических функций и концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) — теоретические положения, раскрывающие специфику психического развития детей дошкольного возраста Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконинапонимание роли общения, взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в его личностном и интеллектуальном развитии, нашедшие отражение в исследованиях М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой. Методы исследования.

В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы:

— изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

— анкетирование родителейизучение медицинской документации дошкольников;

— констатирующий эксперимент: использовалась методика исследования интеллекта Д. Векслера (адаптированный вариант для детей от 5 до 16 лет Ю. И. Филимоненко, В.И. Тимофеев), включенное наблюдение- -формирующий эксперимент: система интегрированных занятий- -экспериментальное изучение интеллектуальной готовности детей к школьному обучению: использовалась МЭДИС — методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей детей А. С. Авериной, Е. И. Щебланоцой, Е. Н. Задориной, применяемой для отбора детей 6−7 лет в школы с программами обучения повещенной трудности;

— наблюдение за общением и поведением детей в процессе экспериментальных исследований и на занятиях;

— качественный и количественный анализ данных констатирующего и обучающего экспериментов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Умственное развитие старших дошкольников, не посещающих детский сад, характеризуется невысоким уровнем сформированности ряда мыслительных операций, общей осведомленности, волевой регуляции по сравнению с их сверстниками, посещающими детский сад.

2. Потенциальные возможности познавательного развития детей, воспитывающихся вне дошкольного образовательного учреждения, могут быть реализованы путем организации специальных учебно-игровых занятий.

3. Система экспериментальных занятий эффективна при научном отборе содержания знаний, построении взаимодействия с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, использовании игровых технологий с учетом закономерностей психического развития дошкольников.

4. Интегрированное содержание занятий, реализация адекватных возрасту форм и способов общения взрослого с детьми обеспечивают интенсивное познавательное развитие детей, не посещающих детский сад, актуализируют их познавательные возможности, формируют социальную и коммуникативную компетентность. Система интегрированных занятий эффективна при подготовке этих детей к школьному обучению.

Научная новизна и теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что:

1. Экспериментально определены особенности познавательного развития старших дошкольников, не посещающих детский сад, в сравнении с их сверстниками, систематически посещающими дошкольное учреждение;

2. Определена специфика психологических и педагогических условий проведения интегрированных занятий, направленных на познавательное развитие старших дошкольников и основанная на важнейших теоретических положениях о развивающем обучении;

3. Разработана и апробирована система интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста, не посещающими дошкольное учреждение, доказавшая свою эффективность в развитии познавательной и коммуникативной деятельности детей, повышении их волевой регуляции;

4. Получены фактические данные, подтверждающие положительное влияние интегрированных занятий на психическое развитие детей, показано, что эти занятия могут быть эффективно использованы в различных педагогических условиях.

Практическое значение заключается в разработке системы интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста, как современной психолого — педагогической технологии, благодаря которой дети имеют возможность за достаточно короткий срок (один учебный год) реализовать свои потенциальные познавательные возможности. Данная технология может быть использована в подготовительных при школе группах, группах кратковременного пребывания детей, в индивидуальной работе с дошкольниками.

Достоверность и надежность полученных данных обеспечены применением комплекса взаимодополняемых методов, адекватных целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, обработкой результатов с помощью методов математической статистики, сочетанием качественного и количественного анализа полученных экспериментальных данных.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа:

1 этап (1997;1998 гг.) — изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования познавательной активности дошкольников и технологии проведения интегрированных занятий, определение методологии и методов исследования;

2 этап (1998;1999 гг.) — разработка системы интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитию фонематического восприятия и речи в целом, апробация разработанной системы с «домашними» детьми на подготовительных к школе занятиях;

3 этап (1999;2005 гг.) — проведение констатирующего и формирующего эксперимента. Работа проводилась в ГОУ прогимназия № 1633 и в ДОУ № 735 г. Москвы. В эксперименте приняло участие 180 детей: 135 детей из детских садов и 45 детей, не посещающих детский сад. На этом этапе также происходило обобщение экспериментальных данных, уточнение системы интегрированных занятий, оформление диссертации.

Апробация и внедрение результатов: материалы и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях Московского государственного педагогического университета (2003г., 2005 г.), на Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (2004г.), заседаниях лаборатории Психологического института РАО, городской конференции Департамента образования г. Москвы «Перспективы дошкольного детства» (2002г.), республиканских курсах повышения квалификации руководителей ДОУ (2003г.), международном семинаре в рамках обмена опытом с директорами школ и прогимназий в г. Рига (2003г.), городской научно-практической конференции «Метод проекта в обеспечении индивидуального стиля социализации и личностного роста детей» (2005г.).

Система интегрированных занятий была внедрена в практику работы ГОУ прогимназия № 1633 г. Москвы в рамках городской экспериментальной площадки «Личностное развитие детей средствами интегрированных занятий». Результаты исследования используются в практике ДОУ № 735, 1003,1834, 644, 1638, 47 г. Москвы.

Основные положения диссертации отражены в 11 публикациях общим объемом 14 печатных листов.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (230 наименований) и трех приложений. Основной текст диссертации изложен на 153 страницах, включая 13 гистограмм и 7 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование посвящено изучению особенностей познавательного развития старших дошкольников, не посещающих детский сад. Эта проблема чрезвычайно актуальна, так как 41% российских дошкольников в настоящее время не получают общественного дошкольного образования. В условиях спонтанного формирования не обеспечивается актуализация потенциальных возрастных возможностей познавательного развития детей. Дети, не посещающие детский сад, по ряду параметров значительно отстают от своих сверстников, воспитывающихся в детском саду: в уровне осведомленности, широты кругозора и познавательных интересов, социальной зрелости, эрудированности, знаний и представлений об окружающем мире, а также в объеме словарного запаса и уровня развития коммуникативных способностей.

На основе экспериментального исследования определены психолого-педагогические условия, способствующие эффективной реализации потенциальных возможностей «домашних» детей и разработана система интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста. Она включает следующие структурные компоненты: интеграция содержания обучения, игровая технология проведения занятий и адекватные возрасту детей формы и способы общения. Применение системы интегрированных занятий привело к качественному улучшению всех изучаемых в исследовании показателей интеллектуального развития детей.

Эффективность системы интегрированных занятий показала ее экспериментальная проверка, осуществленная с помощью различных диагностических методик. Экспериментальное исследование интеллектуального развития «домашних» детей убедительно подтвердило выдвинутую гипотезу о позитивном влиянии интегрированных занятий на развитие недостаточно сформированных в соответствии с возрастом сторон познавательной деятельности старших дошкольников и продемонстрировало существенную динамику в уровне их интеллектуального и речевого развития, а также развития волевой регуляции.

Анализ ряда аспектов интеллектуальной готовности к школьному обучению детей, не посещающих детский сад и участвовавших в интегрированных занятиях, в сравнении с их сверстниками, систематически посещающими дошкольные учреждения, показал, что «домашние» дети имеют более высокие результаты готовности к школе.

Интегрированное обучение способствовало и личностному развитию «домашних» детей. Благодаря организации взаимодействия между взрослым и детьми, основанному на доброжелательных и доверительных отношениях, в процессе проведения интегрированных занятий происходило формирование социальной компетентности детей.

Разработанная система интегрированных занятий может быть использована в работе с детьми в группах кратковременного пребывания в детском саду, в подготовительных классах при школе, в индивидуальной работе со старшими дошкольниками.

Проблему влияния интегрированных занятий на познавательное развитие детей нельзя считать исчерпанной. Требуют дальнейшей разработки вопросы интеграции различного содержания образования дошкольников, применения современных технологий в работе с ними.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.A. Игра дошкольника-М.: Педагогика, 1989. С.56−68.
  2. Ш. А. Развитие детей в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1988 № 5. с.175−177.
  3. Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984, № 5.с.36−41.
  4. .Г. Дидактические задачи дошкольного воспитания и воспитания воли и характера ребенка // Избранные психологические труды. М., 1980, 92 с.
  5. .Г. Познавательные потребности и интересы — JI: изд-во Ленинг. Ун-та, 1968 274с.
  6. А. Психологическое тестирование. М.:Педагогика, 1982. 316 с.(227)
  7. Н. Развитие вопросов у дошкольников // Вопросы психологии. 1984, № 3. с.67−74.
  8. В.В. Общение и развитие познавательной активности дошкольников // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977. с.109−117.
  9. М.Я. Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1975. 432 с.
  10. Х.Г., Смирнова Е. О. Общение со взрослым — основной источник межличностного развития ребенка: о формировании внеситуативных форм общения // Дошкольное воспитание, 1978, № 2 с.32−35.
  11. В.Г. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / Отв. Ред. В. С. Безрукова. — Свердловск. Свердл. инженерно-педагогический институт, 1990. с.5−26.
  12. М.Н. Интеграционные процессы в образовании /Интеграция содержания образования в педагогическом вузе / Под ред. М. Н. Берулавы. Бийск, 1994. с.5−10.
  13. З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991. 207 с. ил.
  14. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  15. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. Вып.73. 1955. с.3−14.
  16. Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — с. 122−131.
  17. Б.С.Э. М.: Изд-во Советская энциклопедия, т. 10. 1972. с. 307.
  18. А.К. Словесные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1977.
  19. Дж. Психология познания: Пер. с англ. М., 1977.
  20. Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. М., 1978. -№ 1. с. 32−37.№ 2. — с. 69−75.
  21. А.В. О способах взаимоотношений ребенка со взрослыми в зависимости от содержания общения со стороны взрослого // Проблемы психологии личности и социальной психологии. М., 1977. — с.54−59.
  22. К. Очерк духовного развития ребенка. М.: Педагогика, 1930. с. 144.
  23. Л.Н. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников. — М., 1996. 37с.
  24. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., «Педагогика», 1987. 401 с.
  25. A.JI. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1974. № 1.
  26. Л.А. Восприятие и обучение. М., 1968, с.21−32.
  27. Л.А., Венгер А. Л. Готов ли Ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994.
  28. Л.А. О некоторых проблемах и путях развития умственных способностей ребенка // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте.- М., 1980.
  29. Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 1979. № 5. -с.36−39.
  30. Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986, с.5−18.
  31. P.P. Взаимодействие воспитателя детского сада с дошкольниками как фактор развития предпосылок высокой обучаемости будущих школьников. Хабаровск, 1997. 207 с.
  32. М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. М., «Начальная школа», 2002. 159 с.
  33. Вопросы диагностики психического развития. / Под ред. В. И. Лубовского и др. Таллин, 1974.
  34. В.Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. — М., Просвещение, 1981, 80 с.
  35. Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
  36. Л.С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956, — 386 с.
  37. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4. Детская психология. / Под ред. Эльконина Д. Б. М., Педагогика, 1984. 432 с.
  38. JT. Интегрированный урок // Народное образование. — 1990. № 12. с.54−55.
  39. О.С., Харитонова Н. Е. В школу-с игрой. М., Просвещение, 1991. 96 с.
  40. Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Вопросы психологии. — М., 1985.
  41. П.Я. Возрастные возможности усвоения знаний. — М., 1966.
  42. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. — с.43−48.
  43. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 471 с.
  44. Д.Б. Влияние общения со взрослыми на познавательную деятельность дошкольника. В сб. «Воспитание, обучение и психическое развитие» (тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР), 4.1, М., 1977.
  45. Д.Б. Как «измерить» детскую любознательность // Семья и школа, 1985, № 10. с.34−36.
  46. Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 1. с.34−40.
  47. Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1986. № 1. с.28−32.
  48. С.И., Савенкова Л. Г. Интегрированный курс в изобразительном искусстве. -М., 2003.
  49. Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
  50. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1,2. с. 22−33.
  51. В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970. № 4.
  52. Н.С. Формирование познавательной направленности у детей шестилетнего возраста на занятиях в детском саду: Дис.канд.психол.наук. М., 1991. 129 с.
  53. Н.С. Формирование познавательного отношения к учебной задаче // Дошкольное воспитание. 1991. № 3. с.48−50.
  54. Диагностика готовности детей к обучению в школе / Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов /Авторский коллектив: Дмитриев Ю. А, Газина О. М., Романова Е. Н., Яшина В. И. М., 1994.
  55. Ф.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
  56. М. Мыслительная деятельность у детей. — М.: Педагогика. 1985. 191 с.
  57. Т.Н., Голубева Л. Г., Гризик Т. И., Гриценко З. А. и др. Из детства-в отрочество. М.: Просвещение. 1998. — 92 с.
  58. И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи: Сб. научн.тр. / Возрастные особенности психического развития детей. М. 1982. с.3−8.
  59. Д. Психология и педагогика мышления. 1915.
  60. Т.Н. Интеграционные тенденции в обучении грамоте // Начальная школа. 2001. № 9. с. 37.
  61. Л.Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Сенсорное воспитание дошкольников. — М., 1963.
  62. Л. В. Дидактика и жизнь. М., 1963
  63. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах. М., 1986. Т. 1.316 с., Т.2. 296 с.
  64. А.В. Учатся шестилетки // Семья и школа. 1975. № 12.
  65. Л.Ф. Вопросы как показатель интереса к познавательной деятельности у детей на материале природы // Проблемы обучения детей-дошкольников. Ростов-на-Дону. 1974. с.22−38.
  66. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М., Педагогика, 1986. — 159 с.
  67. Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе // Начальная школа. 2002. № 6 с.50−55.
  68. Т.В. Умственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы: Дис.канд.пед.наук. — М., 1989. 229 с.
  69. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — с. 15−37.
  70. В.П. Проблема образующих сознания в деятельностной теории психики // Вестник МГУ. Сер. 14. «Психология». — 1988. — с. 25−33.
  71. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983. — 111 с.
  72. Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.-651 с.
  73. Я. А. О развитии природных дарований // Избранные сочинения в 2-х т. М., 1992.
  74. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  75. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1982. 704 с.
  76. .М. Интегративные тенденции философии в системе современного научного знания. (Диалектика как основа интеграциинаучного знания). /Ред. А. А. Корольков, И. А. Мевзель. — JL: Изд-во ЛГУ, 1984. с.21−32.
  77. Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. СПб. 1911.
  78. С.А. Я человек. Программа социального развития ребенка. М., Школьная Пресса, 2003. 48 с.
  79. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе. Дис.канд.пед.наук. — Ростов — на Дону, 1995. — 197 с.
  80. Ю.М., Алексеенко О. Л. Интеграция школьного обучения //Начальная школа. 1990. № 9. с.28−31.
  81. Т.С., Савенкова А. И. Коллективное творчество детей. -М., 2000.
  82. Т.С. Пути повышения эффективности занятий // Дошкольное воспитание. 1975. № 8. с.4−10.
  83. Т.С., Зацепина М. Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5−7 лет. М., 2001. 96 с.
  84. И.В., Целимбровская Г. Б. Интеграция в начальной школе. Уроки изобразительного искусства. // Начальная школа. 2003. № 10 с.82−85.
  85. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  86. О.М. Диагностирование дидактических возможностей интегративных курсов / Интеграционные основы проектирования педагогических технологий. — Екатеринбург, 1993. с.141−143.
  87. Е.В. Проблемы развития самосознания в дошкольном возрасте // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. — М.: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, 1987. С. 112−117
  88. Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Советская педагогика. 1974. № 1 с.97−107.
  89. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. — М., 1978.
  90. Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960. — с.33−41.
  91. А.Н. Мотивация учения школьника. Избр.произведения. М., 1991. Т.2.
  92. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. /Сб. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста». -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
  93. A.M. Развитие связной речи у дошкольника. В кн. Психология речи. Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена /Отв.ред.проф.Рубинштейн С. Л. Л., т.35. 1941.
  94. А.И., Рыбак Л. Н. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968. — 158 с.
  95. М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М. Воронеж, 1997.
  96. М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.-144 с.
  97. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми //Вопросы психологии. 1982. № 4 с. 18−35.
  98. М.И. Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте. М., 1982. 111 с.
  99. М.И. Специфика восприятия и общения у дошкольников. -Алма-Ата, 1983. с. 9.
  100. В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф.дис.докт.пед.наук. Л., 1984. 39 с.
  101. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — с. 102.
  102. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. -М.: Педагогика, 1978. -222 с.
  103. А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологическая наука в СССР, Т.1.- М., 1959.
  104. А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. М., 1928.
  105. С.Н. Жизнь моя — школа, или Право на творчество.-М., 1995.
  106. Л.М. Использование элементов поисковой деятельности для развития познавательных способностей // Формирование познавательной активности у старших дошкольников. -Ульяновск. 1985. с.3−8.
  107. Л.М. О развитии познавательных интересов детей. // Дошкольное воспитание. 1973. № 11 с.26−29.
  108. Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности: Дис.канд.пед.наук. Л., 1975. 184 с.
  109. А.К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности. М., 1990. — с.23−30.
  110. Т.А. Воспитание дошкольников в семье. М.: Просвещение, 1985. с. 26, 47.
  111. Т.Д. История детской психологии. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1998. 272 с.
  112. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.208 с.
  113. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4 с.5−17.
  114. A.M. Развитие творческой активности школьника. — М., 1991.
  115. М.И. Организация проблемного обучения в школе-М., 1977.24 с.
  116. И. А. Интегрированная игровая технология ознакомления с иноязычной культурой детей дошкольного возраста. — Екатеринбург, 2001.
  117. Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии / Под ред. Шороховой Е. В. М., 1966. — с.349−387.
  118. Н.А. Развитие психики ребенка (Дневник матери) // АПН СССР М., 1957. 184 с.
  119. Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС 6−7) (методическое руководство) Аверина И. С., Щебланова Е. И., Задорина Е. Н. М., 1994.
  120. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  121. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). — М., 1969.
  122. B.C. Детская психология М.: Просвещение, 1985- 272 с.
  123. B.C. Шестилетний ребенок в школе. Книга для учителя. 2-е издание испр. и дополн.- М.: Просвещение, 1992 — 302 с.
  124. В.Н. Личность и отношение человека. Сб. научных трудов «Труды по общей психологии». М., 1969. с. 21.
  125. В.Н. Психология отношений. Избр.псих.труды. М., 1995, с. 356.
  126. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С.-М., 1997.-208 с.
  127. Я.З. Развитие воли у дошкольников // Психология личности и деятельности дошкольников / Ред. А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. -М.: Просвещение, 1965.-е. 71−107.
  128. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М., 1992.
  129. Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка. Автореф.дис.канд.псих.наук. М., 1980. с. 11.
  130. Г. П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего детского возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук. — М., 1994. 18 с.
  131. Нравственное воспитание в детском аду /Под ред. Нечаевой В. Г., Марковой Т. А., Жуковской Р. И. — М., 1984.
  132. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Репиной Т. А., Стеркиной Р. Б. М.: Педагогика, 1990. 150 с.
  133. А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностика. М.: Изд. Центр «Эль-Фа», 1996. 127 с.
  134. Л.Ф. Детские интересы. Как их развивать? Воспитатель и дети. М., 1985.
  135. Песталоцци И. Г Избранные педагогические сочинения. — В 2-х т. -М., 1981.-Т.1.-333 с.
  136. А.В. Новое педагогическое мышление. М., 1989. 278 с.
  137. . Избранные психологические труды (Психология интеллекта. Логика и психология). М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  138. . Речь и мышление ребенка. — М., 1994.
  139. Н.А. Биометрия. 2-е изд. М.:МГУ, 1970, 368с.
  140. Н.Н. Мышление дошкольника. М., Педагогика, 1977. 271 с.
  141. Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников//Вопросы психологии. 1990. № 1 с.16−19.
  142. Н.Н. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. 2001.№ 9 с. 68 75.
  143. Н.Н. Современное состояние проблемы умственного воспитания дошкольника // Тезисы доклада всесоюзной конференции. -М., 1970. -с.37−43.
  144. Н.Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. 294 с.
  145. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте // Известия АПН РСФСР Вып.73. М., 1955. 260 с.
  146. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В. Д. -М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  147. К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция-М.: Генезис, 2003.271с.
  148. Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников (в процессе организации труда по выращиванию растений): Дис.канд.пед.наук. Киев. 1967. 192 с.
  149. Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Под ред. Венгера JI.A. Киев, 1985. 128 с.
  150. Психодиагностика и психокоррекция / Под ред. Колесникова В. Г., вып.7. Обнинский городской психологический центр «Детство».
  151. Т. А. Проблемы межличностных отношений дошкольников и их изучение // Дошкольное воспитание. 1975. № 10 с.29−33.
  152. А. А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 4 с.71−83.
  153. СЛ. Бытие и сознание — М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
  154. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.147 с.
  155. C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. Т.1.- 485 с.
  156. C.JI. Человек и мир // Рубинштейн СЛ. проблемы общей психологии. М., 1973.
  157. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  158. Н.П. Умственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью. В сб. Умственное воспитаниедошкольников / Под ред. Поддьякова Н. Н. М.: Просвещение, 1972. -288 с.
  159. И.Т. Дальтон-план в применении к советской школе. М., JI. 1926.
  160. Н.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении //Начальная школа. 1990. № 5 с.57−60.
  161. Г. К. Опыт системного исследования педагогических технологий // Школьные технологии. 1997. № 1 с. 1.
  162. С.Н. Дидактические основы построения содержания интегрированных курсов. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1994. с. 17.
  163. Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми: Дис.канд.пед.наук. Н. Новгород, 1999.
  164. П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7 лет): Автореф.дис.канд.пед.наук. Тбилиси, 1966. 22 с.
  165. Е.О. Влияние общения ребенка со взрослым на эффективность обучения дошкольников / Дис. канд псих, наук, М., 1977.
  166. Е.О. Влияние отношений между ребенком и взрослым на эффективность обучения в дошкольном возрасте /Новые исследования в психологии. М., 1975.
  167. Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. 1980. № 5 — с. 105−112.
  168. Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998, 256 с.
  169. А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  170. А.И. Умственное воспитание в детском саду. — М., 1975. 175 с.
  171. Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками / В кн.: Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978.
  172. Е.А. Психология отношений партнерства у дошкольников. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. с. 23.
  173. Е.А. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991.207 с.
  174. В.А. Воспитание личности в советской школе. -К., 1965.
  175. Н.Т. Педагогическая психология. Учебное пособие для студ.ср.пед.учебн.заведений. — М.: Академия, 1998. 288 с.
  176. Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Сохина Ф. А., изд.5-е, испр. М.: Просвещение, 1981.
  177. Р.Д., Владимирова Е. В. Звуки речи, слова, предложения что это? — Смоленск, Ассоциация 21 век, 2000.
  178. Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. Ассоциация 21 век, 2000.
  179. Р.Д. Условия возникновения интереса к научному содержанию познавательной сказки у старших дошкольников // Известия АПН РСФСР. М., 1955. Вып.73. с.164−185.
  180. Ю.С. Синтез искусств. — М., 2002.
  181. У.В. Влияние общения со взрослыми на формирование у ребенка общей способности к учению // Начальная школа. 2004. № 2 с.15−19.
  182. У.В. Шестилетние дети с задержкой пппсихического развития. -М.: Педагогика, 1990, 184 с.
  183. А.П. Обучение в детском саду. М.: Педагогика, 1970, 143 с.
  184. Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для средних и высших пед.уч.заведений иработников дошкольных учреждений. — М.: Изд. Центр «Академия», 1996, 96 с.
  185. О.С. Развитие речи дошкольников. Издательство Института Психотерапии, 2001, 240 с.
  186. О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (3−7 лет). М.: ТЦ Сфера, 2002 — 2003.
  187. О.С. Придумай слово. М.: Просвещение, 1996, 191 с.
  188. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.-М., 1974.
  189. К.Д. Родное слово. Руководство к преподаванию родного слова // Пед.соч.: В 6 т. Т.4. — М.: Педагогика, 1989, 525 с.
  190. Г. М. Межпредметные связи в процессе обучения.-Л., 1983,83 с.
  191. Г. М. Проблема интеграции в теории и практике обучения. Учебное пособие к спецкурсу Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990,82 с.
  192. Ю.И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера (WISC). Адаптированный вариант. С-П., 1992, 80 с.
  193. Философский энциклопедический словарь. М, 1991, 342 с.
  194. Фленк-Хопсон Кэролл Развитие ребенка и его отношение к окружающим. -М.: Центр общечеловеческих ценностей «Республика», 1993, с.293−302.
  195. Формирование познавательной активности дошкольников. Сб. научных трудов Шадринского гос.пед.института, Шадринск, 1992, с.59−66.
  196. Ф.И. Роль игры в формировании отношения к учению и учебных интересов школьников. «Известия АПН РСФСР», 1955, № 73.
  197. Хрестоматия по педагогической психологии. — М., 1995, 167 с.
  198. Г. А. Виды общения в обучении. М., 1993, 81 с.
  199. Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. — М., 1992.
  200. B.JI. Активизация познавательной деятельности в процессе взаимосвязи проблемного и частично-поискового методов обучения. Минск, 1995, с.33−48.
  201. М.Т. Интеграция науки. М.: Мысль, 1975, 246 с.
  202. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.:Наука, 1977,145 с.
  203. Г. Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении развития детей с интеллектуальной недостаточностью //Дефектология. 1979,№ 6, с. 16.
  204. С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999,136 с.
  205. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. П., 1922,280 с.
  206. Н.Б. Возраст вопросов. М., 1990, 80 с.
  207. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности. -М., 1972, 96 с.
  208. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1979, 160 с.
  209. Щукина Г. И Проблема познавательного интереса в педагогике. М, 1971,351 с.
  210. Г. И. Формирование познавательных интересов важный фактор совершенствования обучения //Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984.
  211. Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду. Тезисы Всесоюзной научной конференции. Минск. 29 ноября-2 декабря 1971. -М.: 1971.
  212. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974, 64 с.
  213. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
  214. Н.А. Пути методической интеграции развития речи и обучения иностранному языку в условиях детского сада: Дис.канд.пед.наук. М., 1994, 198 с.
  215. Beller С.К. Impact of early education on disadvantaged children. // Ryan S. (Ed.) Longitudinal evaluations: A report on longitudinal evaluations of preschool programs (vol.1.), Washington, D.C., 1974.
  216. Bereiter C., Engelmann S. Teaching disadvantaged children in the preschool. Englewood Cliff, N. I: Prentice Hall, 1966.
  217. Berlyne D. E. Structure and direction in thinking. N. Y., 1965.
  218. Binet A., Simon T. The intelligence of feeble minded. P., 1916, 139p.
  219. Bruner J.S. et al. Studies in cognitive growth. N. Y., 1966.
  220. Buler K. Die geistige Entwicklung des kindes. Jena, 1918.
  221. Dunteman G. A report on two national samples of Mead Start classes: Some aspects of child development of participants in full year 19 671 968 and 1968−1969 programs. NC: Reseach Friangle Institute, 1972.
  222. Guilford J.P. The Analysis of Intelligence. McGraw Hill, 1971.
  223. Guilford J.P. The structure of Intelligence // Psychol. Bull., 1956.
  224. Hunt I.M. Intelligence and experience. New York: Academic Press, 1961.
  225. Miller F.T. Verbal mediation in the successive and simultaneous discrimination learning of children // The psychoanalytic study of the child. N.V., 1945. V.I.P. 53−74.
  226. Piaget J. Six etudes de psychologie. Geneve, 1964.
  227. Vernon P.E. Development of current ideas about intelligence tests // Genetic and environmental factors in humanlities. V. 2. L., 1966. 242 p.
  228. Wilkison P.C., Kircher J.C. Effects methylpenidate on reward strength in boys with attention hyperactivity disorder // J. Am. Acad. 1995. — Vol. 34/ - pp. 897−901.
  229. Winter L. Zum Problem der Zuruckstellung nicht schulfahiger Kinder. // In: Probleme der klinisch-psychologiscen Diagnostik, Berlin, 1977. S. 403−416.
  230. Zigler E., Valentine I. Project Head Start: A legacy of the war on poverty. New York: Free Press, 1979.
Заполнить форму текущей работой