Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коррекция уровня агрессивности девиантных подростков с использованием сенсорной комнаты

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Любое учреждение закрытого типа, каким является и СРЦ, предрасполагает к повышению агрессивности ребенка: ситуация жизни с понижением степеней свободы повышает фрустрированность детей, что в свою очередь вызывает учащение немотивированных агрессивных проявлений в поведении. В условиях Центра «Подросток» это особенно заметно в период первичной адаптации ребенка. Уровень агрессивности детей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Взаимообусловленность девиантности и агрессивности личности
    • 1. Девиантность — отклоняющееся поведение личности
    • 2. Агрессия и агрессивность
  • Глава 2. Сущностная характеристика агрессивности девиантных подростков
    • 1. Подростковый возраст
    • 2. Типологические особенности агрессивности девиантных подростков
  • Глава 3. Психологическая коррекция подростковой агрессивности
    • 1. Теоретическое обоснование психологической коррекции
    • 2. Тренинг по снижению подростковой агрессивности — как один из путей психологической коррекции
  • Список использованной литературы

Коррекция уровня агрессивности девиантных подростков с использованием сенсорной комнаты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной психологической науке тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практических психологов. Этому посвящен ряд работ таких авторов, как Бэрон, Ричардсон, Басс, Бандура, Зильман, Берковиц, Лоренц, Фурманов, Семенюк и т. д. Анализ проблем агрессивности как определенного личностного отношения и особенностей его проявления показал наличие принципиально разных теоретических подходов, что зачастую препятствует пониманию реальных психологических причин агрессивности, в частности, подростков и выработке действенных средств ее предотвращения или социализации ее выражения. В современных условиях это становится тем более актуальным с точки зрения увеличения в последние годы детской безнадзорности и социального сиротства. Муниципальный социально-реабилитационный центр «Подросток» как раз и создан для социальной, медицинской и психологической реабилитации таких детей из семей социального риска, социальных и биологических сирот, то есть детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Эти дети, как правило, приходят в Центр с высоким уровнем агрессивности (как усвоенной в семье моделью поведения), неумением ее осознать и выразить социально-приемлемым способом. В связи с этим возникла необходимость в психологическом исследовании агрессивных проявлений подростков с девиантным поведением и в разработке психокоррекционной тренинговой программы по социализации их агрессивного поведения.

Анализ причин агрессивных проявлений в поведении детей, проходящих реабилитацию в СРЦ, показал следующее.

1. Уровень агрессивности детей, а также их агрессивного поведения зависит от их личностных особенностей: .Речь идет в данном случае о медицинском и психологическом анамнезе. Большинство детей Центра уже при рождении имеют невроили психопатологию, в течении жизни этот анамнез может усугубиться в силу отсутствия соответственной медицинской и психологической помощи.

Некоторые виды акцентуаций у подростков предполагают учащение агрессивных проявлений в поведении. Если 5−7 лет назад при обследовании подростков было выявлено, что число акцентуированных подростков достигает 75−80%, то уже в настоящее время выявлена 100%-ная подростковая акцентуированность. Наиболее часто встречающиеся акцентуации в подростковом возрасте: гипертимная, экзальтированная, то есть именно те, для которых характерны агрессивные проявления в поведении.

Анализ диагностических данных по детям, проходящим реабилитацию в Центре, показал, что возрастает число детей с задержкой психического развития (как органического, так и обусловленного социальной запущенностью) и умственной отсталостью .Эти диагнозы также предполагают недостаточное развитие волевых процессов и регуляторных функций, расторможенность и гиперактивность, что также ведет к недостаточному контролю детьми своих агрессивных проявлений.

2.Уровень поведенческой агрессивности детей СРЦ коррелирует с их социальным анамнезом. В частности, неконструктивное поведение, усвоенное в семье, демонстрируется ими и в дальнейшем. При этом необходимо учесть, что почти все дети Центра «Подросток» — из социально неблагополучных семей, в которых наиболее часто принят конфликтный, агрессивный и даже жестокий стиль внутрисемейных отношений.

3.Любое учреждение закрытого типа, каким является и СРЦ, предрасполагает к повышению агрессивности ребенка: ситуация жизни с понижением степеней свободы повышает фрустрированность детей, что в свою очередь вызывает учащение немотивированных агрессивных проявлений в поведении. В условиях Центра «Подросток» это особенно заметно в период первичной адаптации ребенка

Все перечисленные выше причины тщательно исследуются при выработке индивидуальной реабилитационной программы ребенка. Одной из задач таких занятий становится осознание ребенком личностных мотивов агрессивного поведения, умение выражать агрессию в социально приемлемых формах. Психокоррекционные занятия, в частности, могут проводиться и в форме подросткового тренинга «Модификация агрессивного поведения», (с использованием сенсорной и мягкой комнат), целью которого является изменение неконструктивного поведения на конструктивное в результате позитивирования мышления, развития самоосознания и овладения навыками саморазвития.

ПРОБЛЕМА. Каким образом изменяется уровень агрессивности и модальность ее проявлений у девиантных подростков в зависимости от прохождения ими тренинга по модификации агрессивного поведения? Данная проблема легла в основу темы настоящего исследования.

ТЕМА. Коррекция уровня агрессивности девиантных подростков с использованием сенсорной комнаты.

ЦЕЛЬ. Найти теоретические и практические психолого-педагогические подходы по снижению уровня агрессивности подростков с девиантным поведением.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Дать сущностную характеристику подросткового возраста с точки зрения его девиантности и особенностей агрессивных проявлений поведения.

2.Показать роль тренинга «Модификация агрессивного поведения подростков с использованием сенсорной комнаты при СРЦ «Подросток» в коррекции агрессивности детей центра.

3.Предложить практические рекомендации психологам в работе по коррекции проявлений в поведении агрессивности у подростков с девиантным поведением.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проявления агрессивности разного уровня модальности у девиантных подростков.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Тренинг «Модификация агрессивного поведения подростков с использованием сенсорной комнаты при СРЦ «Подросток» — как психолого-педагогический коррекционный подход по снижению уровня и социализации проявлений (через возможное изменение модальности) агрессивности у девиантных подростков.

ГИПОТЕЗА. Использование такого психолого-педагогического подхода как тренинг «Модификация …» позволяет в достаточной степени осуществлять коррекцию агрессивных проявлений в поведении девиантных подростков.

НАУЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ.

Теоретическая значимость:

? теоретический анализ агрессивности подростков с девиантным поведением.

? интерпретация критериев и уровней агрессивности девиантных подростков.

? написание авторской программы «Коррекционная работа по снижению уровня агрессивности девиантных подростков».

? публикация в сборнике «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности» в рамках Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где в числе прочих, рассматривается данная проблема.

Практическая значимость:

? использование диагностических методик: опросник Басса-Дарки и фиксирование проявлений агрессивного поведения подростков с помощью метода наблюдения.

? введение авторской психокоррекционной программы по снижению уровня агрессивности девиантных подростков с помощью тренинга с использованием сенсорной комнаты СРЦ «Подросток».

? выступление на психолого-педагогической конференции в Центре «Подросток» с тематикой снижения уровня и социализации проявлений агрессивности подростков с девиантным поведением.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Муниципальный социально-реабилитационный центр «Подросток». В семинарах, конференциях, беседах по данной тематике участвовало не менее 50 педагогов, социальных педагогов и психологов. Количество обследованных детей с учетом контрольной группы — 85.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

? выбор и определение темы;

? изучение и анализ теории вопроса;

? подготовка методик исследования;

? составление программы формирующего эксперимента;

? проведение констатирующего эксперимента в СРЦ «Подросток»;

? формирующий эксперимент в СРЦ «Подросток»;

? проведение срезового констатирующего эксперимента в СРЦ «Подросток»;

? обработка данных исследования;

? компоновка частей дипломной работы;

? подготовка всего необходимого к предзащите, предзащита;

? защита дипломной работы.

Экспериментальная часть проводилась по следующей схеме. Диагностика с помощью опросника Басса-Дарки и определения количества агрессивных проявлений с помощью наблюдения проводилась с двумя группами девиантных подростков. Одной — до и после проведения психокоррекционной программы с использованием сенсорной комнаты, другой — контрольной — в течение такого же времени без … Программы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

? изучение социально-психолого-педагогических источников по проблеме;

? анализ опыта работы психологов в данной области по публикациям;

? изучение концептуальных положений возрастной психологии девиантных подростков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

? констатирующий эксперимент; диагностические методики: опросник Басса-Дарки.;

? наблюдение, беседа, анкетирование;

? формирующий эксперимент: коррекционная программа снижения уровня агрессивности девиантных подростков, тренинг «Модификация агрессивного поведения подростков» — как значимый элемент данной программы.

Структура дипломной работы:

Введение

; 3 главы; 6 параграфов; заключение; список литературы (60 источников); приложение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.- 370 с.
  2. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. — М.: Магистр, 1997. — 96 с.
  3. Беличева С. А Основы превентивной психологии. — М.: Редакц.-издат. центр Консорциума, 1993.- 198 с.
  4. С.А. и др. Социальная психология личности в вопросах и ответах. — М.: «Гардарики», 1999.- 395с.
  5. М.Ф. Организация психологической работы в школе. — М.: «Совершенство», 1997.- 298 с.
  6. Н.Н., Бодалев А. А. и др.- Основы социально-психической жизни. — М.: Международная педагогическая академия, 1998.- 420 с.
  7. М.И. Беседы о детской психиатрии. — М.: Просвещение, 1992.-255с.
  8. Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997.- 330 с.
  9. Л.И., Горьковая А. И., Ромицина Е. Е. Тест подростки о родителях. — СПб.: «Фолиум», 1994.- 64 с.
  10. Е.И., Вьюнкова Ю. Н. Нетрадиционные методы психофизического развития учащихся классов компенсирующего обучения. — Вестник психосоц. и коррекц.-реабил.раб.- 1998.- № 3.- с. 8−17.
  11. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 536 с.
  12. В.И. Практическая психотерапия. — СПб.: АО «Сфера», 1994.-158 с.
  13. В.Я. Лексикон малой психиатрии. — М.: Крон-пресс, 1997.- 570с.
  14. С.Ю. Словарь практического психолога. — Минск: 1997.- 798 с.
  15. М.Д. Социальная педагогика. — Самара: 1996.- 245 с.
  16. Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. — М.: Academia, 1998.- 166 с.
  17. М.Н., Кнорре Е. Б. и др. Подросток на перекрестке эпох. — М.: Генезис, 1997.- 287 с.
  18. И.В. Руководство практического психолога. — М.: Academia, 1997.- 23 с.
  19. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Союз, 1998.-321 с.
  20. А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб.: Союз, 1997.- 222 с.
  21. Г. и Плоткина М. Проблема, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М.: Изд-во Центрально-отраслевое бюро научно-технической пропаганды Минсоцзащиты России, 1994.-149с.
  22. Г. М. и др. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. — М., 1997.-263с.
  23. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. — Москва — Воронеж: «Институт практической психологии», 1997.-336с.
  24. Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 1999.- 700 с.
  25. С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М.: Генезис, 1997.- 192 с.
  26. А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. — М.: Мысль, 1989.- 205 с.
  27. А.А., Аллахвердов В. М. и др. Психология. Учебник. — М.: Проспект, 1998. — 584 с.
  28. Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. — М.: Знание, 1992.- 188 с.
  29. К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. — Самара: Самарский институт управления. Приволжский филиал института развития личности РАО, 1995.- 126 с.
  30. А.Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1979.- 270 с.
  31. А.В., Садовский М. Г., Семенов С. Д. Технология социальной работы с табакокурением подростков. -Вестник психосоц. и коррекционно-реабил.раб.-1998.- № 4.- с.19−27.
  32. Методы семейной психодиагностики и психотерапии. — СПб .: Фолиум, 1996. — 63 с.
  33. .Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических функций. — Вопросы психологии.-1999.- № 4.- с. 3−15.
  34. В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. — Самара: АООТ «Корпорация Федоров», 1997.- 120 с.
  35. В.И. Методические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга как активного метода обучения. — Вестник психосоц. и коррекционно-реабил. работы.- 1997. № 3. с. 3−14.
  36. Е.Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология). — Самара: Самарский Гос. мед. университет. Кафедра психиатрии и психотерапии, 1995.- 135 с.
  37. Л.Ф. Возрастная психология (детская). — М.: Роспедагентство, 1996.- 371 с.
  38. Т.И., Лимонова Д. Л., Меньшикова Е. С. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков. — Вопросы психологии.-1999.- № 5.- с. 31−36.
  39. Пожар Ладислав. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — Москва — Воронеж.: Академия педагогических и социальных наук. Московский психолого-социальный институт, 1996.-127с.
  40. Д.Я. Психология и психоанализ характера. — Самара: Бахрах, 1997.- 639 с.
  41. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 1995.- 528 с.
  42. Т.Я., Цымбал Е. И., Ярославцева Н. Д., Олиференко Л. Я. Реабилитация детей в приюте. — М., 1995.- 106 с.
  43. Л.М. Психологичские особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — Москва — Воронеж: Академия педагогических и социальных наук. Московский психолого-социальный институт, 1996.- 96 с.
  44. Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий. — Вопросы психологии.1999.- № 5.- с. 21−30.
  45. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. — М.: «Школа-пресс», 1995. -383 с.
  46. В.А. Психологический практикум. Задачи, этюды, решения. -М.: Флинта, 1998.- 160 с.
  47. М. Начальные навыки эриксонианского гипноза. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 80 с.
  48. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. Циркина С.Ю.- СПб.: «Питер», — 1999.-749 с.
  49. Ф. Преобразующие диалоги. — Киев: «Ника-Центр», «Вист-С», 1997. — 380 с.
  50. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 368 с.
  51. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. -Минск: Ильин В. П., 1996.-176с.
  52. М. Как превратить стресс из врага в союзника. — М.: София, 1997.- 142 с.
  53. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье. — Вопросы психологии.- 1999. № 2 с. 61−74.
  54. Л.Е. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Российское педагогическое Агентство, Кошто-Центр, 1998.- 126 с.
  55. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. — Москва-Рига: Ассоциация «Развивающее обучение», Педагогический центр «Эксперимент», 1995.- 239 с.
  56. М.И. Психогимнастика.- М.: Просвещение, 1995.- 158 с.
  57. Л.М., Виноградова А. Д. и др. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга).- СПб.: Мин. Обр. РФ. Междунар. университет семьи и ребенка им. Валленберга. Президентска прогр. «Дети России», 1996.- 48 с.
  58. Е.В., Бобнева М. И. Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: «Наука», 1979.- 333 с.
  59. К. Как снять стресс. — М.: Прогресс-Универс. 1993.- 270 с.
  60. Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступ. статья Д. И. Фельдштейна. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 416 с.
Заполнить форму текущей работой