Развитие структур интегральной индивидуальности студентов с различной адаптированностью к требованиям высшей школы
Диссертация
В диссертационной работе впервые осуществлено поэлементное и системное изучение структур интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов 18 — 20 лет к требованиям вышей школы. Полученные результаты показали, что структуры интегральной индивидуальности динамичны и варьируют в зависимости от свойств субъекта деятельности. У неадаптивных студентов, поведение которых… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Постановка проблемы исследования
- 1. 1. К вопросу единства интегральной индивидуальности и деятельности. 1.1.1. Структура интегральной индивидуальности и объективные детерминанты деятельности
- 1. 1. 2. Структура интегральной индивидуальности и свойства субъекта деятельности
- 1. 2. Проблема адаптации в образовательных системах
- 1. 1. К вопросу единства интегральной индивидуальности и деятельности. 1.1.1. Структура интегральной индивидуальности и объективные детерминанты деятельности
- Ф 1.2.1. Психологическая характеристика сущности адаптации
- 1. 2. 2. Исследование адаптации — дезадаптации в образовательной среде
- Глава 2. Организация и методики исследования
- 2. 1. Общая организация исследования
- 2. 2. Исследование социальной адаптации студентов
- 2. 3. Исследование разноуровневых свойств интегральной индивидуальности
- 2. 3. 1. Исследование нейродинамического уровня интегральной индивидуальности
- 2. 3. 3. Исследование личностного уровня интегральной индивидуальности
- 2. 3. 4. Исследование социально-психологического уровня интегральной индивидуальности
- 2. 4. Общий перечень показателей по уровням
- 2. 5. Математико-статистическая обработка результатов исследования
- 3. 1. Результаты комплектования учебных групп по адап-тированности к требованиям высшей школы
- 3. 2. Статистическое сравнение структур интегральной ^ индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов по отдельным показателям
- 3. 3. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов по интегральному показателю отдельных уровней. га
- 3. 4. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов по интегральным показателям низших и высших уровней в отдельности
- 3. 5. Корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов пассивно адаптивных и неадаптивных в социуме
- 3. 5. 1. Внутриуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов с разным уровнем социальной адаптации
- 3. 5. 2. Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов с разным уровнем социальной адаптации
- 3. 6. Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов 18 — 20 лет независимо от уровня их социальной адаптации
- 3. 7. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов
- 3. 8. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности студентов 18 — 20 лет независимо от их уровня адаптации в социуме
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
- Абульханова-Славская К. А. Процесс мышления и использование знаний. // Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения./ Под ред. С. Л. Рубинштейна. М., 1960.
- Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. / Под. ред. Колесова Д. В. М.: Педагогика, !987.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
- Александровский Ю.А. М Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М., 1978.
- Аль Акур Сами Мухамед. Особенности структур интегральной индивидуальности у экстравертированных и интровертированных студентов гуманитарного вуза. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1999.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
- Анцыферова Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы. // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 3 15.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко эволюционном процессе. М.: МГУ, 1986.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1996.
- Бажин Е.Ф., Голынкина С. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля. // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 3. С. 159- 162.
- Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М.: ИПР АН, 1998.
- Барабанщиков В.А. Принцип системности в психологической концепции Б.Ф. Ломова. // Психологический журнал. 1997. т. 18. № 1. С. 3 9.
- Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2002.
- Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы. // Психологический журнал. 1996. т. 17. № 1. С. 44- 51.
- Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке. // Психологический журнал. 1998. т. 19. № 1. С. 47- 53.
- Белоус В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности. // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 100 109.
- Белоус В.В. Опыт разработки интегративной психологии развития. // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 10 19.
- Белоус В.В. Принцип многомерности как фактор развития теории интегральной индивидуальности. // Психологический журнал. 1999. т. 20. № 6. С. 97- 103.
- Белоус В.В. Темперамент как инвариант. Пяитигорск, 1997.
- Белоус В.В., Дрокина И. Н. Своеобразие структур интегральной индивидуальности у старшеклассников в зависимости от сплоченности учебных групп. // Вопросы психололгии. 1997. № 4. С. 128- 137.
- Белоус В.В., Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1995.
- Белоус В.В., Щебетенко А.И.Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996.
- Белых Т.В. Динамика структур интегральной индивидуальности в зависимости от выраженности мотива достижения успеха. // Тезисы докладов
- Международного Конгресса. /Симпозиум 8: Интегративная антропология. Когнитивная психология. Этнопсихология. Пятигорск, 2001. С. 18 22.
- Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Jl., 1988.
- Березовин H.A., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975.
- Берталанфи фон Л. История и статус общей теории систем. // системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1973.
- Берталанфи фон Л. Общая теория систем критический обзор. // исследование по общей теории систем. М.: Прогресс. 1969. С. 23 — 82.
- Богословский В.В., Ковалев А. Г., Степанова A.A. Общая психология. М., 1981.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал. 1991. т. 12. № 6. С. 3 11.
- Былим Г. П. Развитие интегральной индивидуальности у лиц с де-задаптивным поведением средствами формирующих психолого-педагогических технологий. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
- Василенко Л.Д. О взаимодействии ортогональных симптомоком-плексов при характеристике типа темперамента. //Проблемы экспериментальной психологии личности. / Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 1970.
- Введение в психологию. / Под ред. A.B. Петровского. М., 1996.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969.
- Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка. // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 43−50.
- Воронова Е.Ю. Личность и индивидуальность в трудах B.C. Мерлина (историко психологическое исследование). Автореф. канд. дис. Пермь, 1994.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. Т.З. М., 1983.
- Вяткин Б.А. интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности. // Психологический журнал. 1993. т. 14. № 2. С. 73−83.
- Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000.
- Годфруа Ж. Что такое психология?/ В 2-х томах. Т. 1−2. М., 1992.
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест.1997.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
- Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям. // Психологический журнал. 1995. т. 16. № 1. С. 64 74.
- Гришин В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1993. С. 12−16.
- Губачев Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Д., 1976.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
- Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993.
- Дружинин Д.Л., Ванярхо В. Г. Синергетика и методология системных исследовний. // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1989. С. 283−303.
- Дрокина И.Н. Особенности структур интегральной индивидуальности школьников младшего юношеского возраста в зависимости от сплоченности учебных групп по ценностным ориентациям. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
- Егорова М.С., Матюрина Т. М. Онтогенетика индивидуальности человека. // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 9 16.
- Ерошенко. А.А. Изменение взаимосвязи индивидуальных свойств учителей ПТУ в зависимости от овладения мастерством. // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 49−57.
- Заика Е.В., Крейдун Н. П., Ячина A.C. психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 83 91.
- Захарова A.B. Генезис самооценки. Тула, 1998.
- Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб: Дельта, 1996.
- Ивашнева J1.A. Характеристика структур интегральной индивидуальности педагогов в зависимости от этапов их профессиональной деятельности. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1998.
- Интегральная индивидуальность: структура и функция./ Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск. 1994.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2000.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии .1984. № 4. С.
- Каган. М.С., Эткинд А. М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность. // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 5 15.
- Кислова Г. И. Социально психологические проблемы адаптации студента в образовательной среде. // Тезисы докладов 2 Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Симпозиум 4. Пятигорск. 1998. С. 94 — 98.
- Клемешов С.А. Развитие интегральной индивидуальности школьников 14−15 лет в условиях специально организованного обучения. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
- Коломиец В.П. Становление индивидуальности: социальный аспект. М.: МГУ, 1993.
- Колчина Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации. В кн.: Темперамент. Пермь, 1976. С. 45 65.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997.
- Кондратьева. C.B. Педагогическая и возрастная психология. Гродно, 1996.
- Копань Т.В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха. Автореф., канд. дис. Ростов-на-Дону, 1996.
- Копеина Н.С., Птицына О. Н. Некоторые психологические особенности якутских студентов. // Системное исследование индивидуальности. / Перм. гос. пед. ин т. Под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1991.
- Королев В.В. Психические отклонения у подростков -правонарушителей. М., 1992.
- Коротаев А.А., Тамбовцева Т. С. Проблема индивидуального стиля педагогического общения и его операциональная характеристика. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь. 1984. С. 95 102.
- Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода. // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 58 68.
- Костиникова О.А. Влияние пола и типа темперамента на продуктивность совместной познавательной деятельности старших дошкольников. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1996.
- Кремянский В.И. Очерк теории интегральных уровней. // Проблемы методологии системного исследования. / Ред. И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М., 1970. С. 385 — 410.
- Кривцова С.В., Е.Б. Кнорре и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997. С. 9−52.
- Кузьмин В.П. принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1986.
- Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
- Леви Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М., 1981.
- Либин A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000. С. 322 — 329.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. Л., 1983.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии. 1975. № 2. С.31−45.
- Лусканова Н.Г., Коробейников H.A. и др. Диагностика школьной дезадаптации. Научно методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. — М., 1993.
- Люкин В.В. Психологическое содержание, происхождение и эффективность индивидуального стиля руководства. Автореф. канд. дис. Л., 1981.
- Магомед — Эминов М. Ш. Общая психодиагностика. М., 1987.
- Макарова К.В. Своеобразие структур интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1992.
- Манова Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. / Под ред. Е. А. Климова. Москва — Воронеж, 1996.
- Митькин A.A. На пути к системной психологии развития.//Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 23. С. 3 12.
- Михитарьянц Е.Я. Влияние разноуровневых основ интегральной индивидуальности на продуктивность совместной речемыслительной деятельности. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1993.
- Мищенко J1.B. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1991.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. JL, 1960.
- Найманов А.Т. Экспериментальное исследование проблем распознавания разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону. 1991.
- Немов P.C. Психология. В 2-х книгах. Кн. 1. М., 1994.
- Никитюк Б.А. Очерки теории интегративной антропологии. Москва-Майкоп, 1995.
- Никулина С.А. Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников в процессе специально организованного обучения. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
- Обозов H.H. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с экстраверсией и нейротизмом. // Человек и общество. JL, 1973. Вып. 13.
- Осипова A.A. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств индивидуальности в раннем юношеском возрасте. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону. 1991.
- Орлинкова H.B. Психологическая характеристика совместной деятельности в зависимости от отдельных свойств и нелинейных структур темперамента. // Человек как интегральная система. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1988.
- Павличенко Ю.В. Возрастная структура интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп в многонациональном вузе. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1995.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
- Петровский A.B. Психология развивающейся личности. М., 1988.
- Петровский A.B. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов на — Дону, 1996.
- Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. / Редактор составитель Д. Я. Райгородский. — Самара, 2000. С. 22 -29- 470−475.
- Проблема интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1998.
- Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и ее развитие в современном человекознании: коллективная монография. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1998.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории: коллективная монография. / Под ред. A.B. Брушлинского. М.: ИПРАН, 1997.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
- Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии. С. Петербург: Питер. 1999.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Русалов В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека. // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты./Перм. гос. пед. ин-т. Пермь, 1988. С. 3 10.
- Русалов В.М. Опросник формально динамических свойств индивидуальности. Методическое пособие. М., 1997.
- Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований. // Психологический журнал. 1991. Т.12. № 5. С. 3 17.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1981.
- Семенова Ф.О. особенности этнических структур интегральной индивидуальности в период перехода к младшему юношескому возрасту. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2001.
- Серков А.К. Зависимость индивидуального стиля и успешности усвоения иностранного языка студентами неязыкового вуза от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Автореф. канд. дис. Ростов -на-Дону, 1992.
- Славина J1.C. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
- Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. -Минск, 1997.
- Современная психология. Справочное руководство. / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М., 1999.
- Соколова Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах. М., 1995.
- Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
- Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М, 1979.
- Тамбовцева Т.С. Зависимость согласованности между различными уровнями интегральной индивидуальности от усвоения индивидуального стиля общественной работы. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1981. С. 41- 57.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика.1985.
- Урусов A.A. Проявление разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в продуктивной деятельности. Автореф. канд. дис. Ставрополь. 2001.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты. Упражнения. СПб: Прайм Еврознак, 2001.
- Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал. 1992. Т.13. № 1. С. 107−117.
- Фролов И.Т., Гуревич П. С. Человековедение. // Человек. 1994. .№ 1. С. 5−10.
- Хьел П., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
- Человек как интегральная система. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1988.
- Человек в структуре интегральной индивидуальности. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1993.
- Чеснокова И.И. проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Шидакова Ф.М. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения. Автореф. канд. дис. Ростов -на-Дону, 1991.
- Щебетенко А.И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности. Автореф. канд. дис. Пермь. 1984.
- Шебетенко А.И. Развитие межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов. Автореф. докт. дис. Ставрополь, 2001.
- Щебетенко А.И. Функционально генетический подход к исследованию интегральной индивидуальности. / Психология интегральной индивидуальности. Коллективная монография. — Пятигорск, 1995. С. 26 — 47.
- Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы. // Психологический журнал. 1995. Т.6. № 2. С. 103−113.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Энгельгардт В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни. // Вопросы философии. 1970. № 11.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности: методологические проблемы современной науки. М., 1978.
- Юрьев Г. П. Сравнительное исследование интегральной индивидуальности у корабельных специалистов при обучении в экстремальной деятельности. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1997.