Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие структур интегральной индивидуальности студентов с различной адаптированностью к требованиям высшей школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационной работе впервые осуществлено поэлементное и системное изучение структур интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов 18 — 20 лет к требованиям вышей школы. Полученные результаты показали, что структуры интегральной индивидуальности динамичны и варьируют в зависимости от свойств субъекта деятельности. У неадаптивных студентов, поведение которых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Постановка проблемы исследования
    • 1. 1. К вопросу единства интегральной индивидуальности и деятельности. 1.1.1. Структура интегральной индивидуальности и объективные детерминанты деятельности
      • 1. 1. 2. Структура интегральной индивидуальности и свойства субъекта деятельности
    • 1. 2. Проблема адаптации в образовательных системах
  • Ф 1.2.1. Психологическая характеристика сущности адаптации
    • 1. 2. 2. Исследование адаптации — дезадаптации в образовательной среде
  • Глава 2. Организация и методики исследования
    • 2. 1. Общая организация исследования
    • 2. 2. Исследование социальной адаптации студентов
    • 2. 3. Исследование разноуровневых свойств интегральной индивидуальности
      • 2. 3. 1. Исследование нейродинамического уровня интегральной индивидуальности
  • Щ/ 2.3.2. Исследование психодинамического уровня интегральной индивидуальности
    • 2. 3. 3. Исследование личностного уровня интегральной индивидуальности
    • 2. 3. 4. Исследование социально-психологического уровня интегральной индивидуальности
    • 2. 4. Общий перечень показателей по уровням
    • 2. 5. Математико-статистическая обработка результатов исследования
  • Глава 3. Результаты исследования
    • 3. 1. Результаты комплектования учебных групп по адап-тированности к требованиям высшей школы
    • 3. 2. Статистическое сравнение структур интегральной ^ индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов по отдельным показателям
    • 3. 3. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов по интегральному показателю отдельных уровней. га
    • 3. 4. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов по интегральным показателям низших и высших уровней в отдельности
    • 3. 5. Корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов пассивно адаптивных и неадаптивных в социуме
      • 3. 5. 1. Внутриуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов с разным уровнем социальной адаптации
      • 3. 5. 2. Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов с разным уровнем социальной адаптации
    • 3. 6. Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов 18 — 20 лет независимо от уровня их социальной адаптации
    • 3. 7. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов
    • 3. 8. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности студентов 18 — 20 лет независимо от их уровня адаптации в социуме
  • Выводы

Развитие структур интегральной индивидуальности студентов с различной адаптированностью к требованиям высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российская психологическая наука за последние десятилетия обогатилась новыми перспективными научными направлениями. В настоящее время наиболее интенсивно развивается учение об интегральной индивидуальности, ставшее важнейшим механизмом интеграции наук о человеке и базисным основанием в постановке и решении проблем современного человекоз-нания. Стремление к интегральному, многомерному и многоуровневому анализу сложноорганизованных систем действительности радикально изменило наше представление о многих сторонах человеческой индивидуальности.

Проявление и формирование интегральной индивидуальности, объединение свойств субъекта в единое целое, возникновение новых и разрушение стабильных разноуровневых связей осуществляется в деятельности, имеющей объективную и субъективную детерминацию.

В.В. Белоус заявлял, что «любая детерминация интегральной индивидуальности покоится на двух уровнях: описательном и объяснительном.

Двухуровневая объективная детерминация предполагает: а) описание структур интегральной индивидуальности в чрезвычайно разнообразных условиях человеческой деятельностиб) формирование интегральной индивидуальности в преобразующем эксперименте средствами прикладных психолого-педагогических технологий. Двухуровневая субъективная детерминация включает: а) выяснение либо места свойств субъекта в структуре интегральной индивидуальности, либо — влияние свойств субъекта на становление интегральной индивидуальностиб) поиск важнейших промежуточных звеньев, связывающих разноуровневые свойства интегральной индивидуальности в целостную систему" (В.В. Белоус, 2002; с. 120).

В.В. Белоус отмечал, что объяснительному принципу должен обязательно предшествовать этап описания структур интегральной индивидуальности либо в зависимости от влияния свойств субъекта деятельности, либо в зависимости от условий деятельности.

В конкретном исследовании условно различают роль объективного и субъективного и выделяют одну из двух детерминант человеческой деятельности.

Изучение роли объективных детерминант началось с описания структур интегральной индивидуальности в чрезвычайно разнообразных видах человеческой деятельности (И.Н. Дрокина, 2000; Л. А. Ивашнева, 1998; Т. В. Копань, 1996; К. В. Макарова, 1992; Г. П. Юрьев, 1997 и др.). Затем развернулась исследовательская работа по развитию интегральной индивидуальности в специально организованной учебной деятельности (объяснительный этап) (Г.П. Былим, 2000; С. А. Клемешов, 2000; С. А. Никулина, 2000 и т. д.).

Субъективная детерминация в теории систем выступает основным условием сохранения целостности сложноорганизованных объектов действительности. Применительно к теории интегральной индивидуальности субъективная детерминация становится объяснением того, почему интегральная индивидуальность, реализуясь в деятельности, не утрачивает своей функциональной инвариантности и не разрушается.

Прямых фактов по выяснению влияния свойств субъекта на особенности развития структур интегральной индивидуальности на сегодняшний день — единицы. Например, анализировались структуры интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха (Т.В.Копань, 1996), на принципах интегратизма пересмотрены классические психологические типы экстравертов и интровертов (С. Акур, 1999). В этом же русле проводилось и наше исследование, в котором предпринята попытка описать развитие структур интегральной индивидуальности в зависимости от адаптированности к требованиям высшей школы.

Проблему адаптации в образовательных системах следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих углубленного изучения, поисков продуктивного решения на практическом уровне. С позиции онтогенетического подхода к исследованию механизмов адаптации — дезадаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходит резкое изменение его социальной ситуации развития, вызывающее необходимость реконструкции сложившегося модуса адаптивного поведения. В контексте обсуждаемой проблемы наибольший риск представляет момент смены и поступления в новый институт социализации (в детский сад, в школу, в институт и т. д.) и период первичного уровня усвоения требований, предъявляемых новой социальной ситуацией. Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации, атмосфера обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных, физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции учащегося или его интеллектуальным и личностным возможностям, но и к целостной его индивидуальности. Многочисленные исследования неуспеваемости учащихся без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений поведения, не имеющих отчетливой клинической очерченности, но часто выступающих как этап формирования пограничных нервно — психических расстройств, послужили основой для выделения отно-сительно.самостоятельного объекта междисциплинарных исследований, получившее название «Проблемы адаптации — дезадаптации в образовательных системах» (И.В. Дубровина, 1991; Е. В. Заика, 1990; М. Ю. Кондратьев, 1997 и многие другие).

В рамках сказанного становится ясно, какое значение имеет адаптиро-ванность к требованиям социума в проявлении и развитии структур интегральной индивидуальности в онтогенезе. Однако до сих пор проблема развития структур интегральной индивидуальности в онтогенезе в зависимости от адаптированности к требованиям образовательной среды не ставилась и не решалась.

В предлагаемом труде сделан шаг к обоснованию структур интегральной индивидуальности студентов с различной адаптированностью к требованиям высшей школы, основанный на раскрытии взаимосвязей свойств нейродинамического, психодинамического, личностного и социально — психологического уровней.

Методологическая основа исследования.

1. Положения общей теории систем JL Берталанфи, учение СЛ. Рубинштейна — A.B. Брушлинского о субъекте деятельности, а также достижения научных школ B.C. Мерлина и В. В. Белоуса по интегральному исследованию индивидуальности.

2. Общепсихологический принцип единства сознания и деятельности, сформулированный и обоснованный C.JI. Рубинштейномпринцип развития, понимаемый в духе школ СЛ. Рубинштейна — A.B. Брушлинского. Согласно СЛ. Рубинштейну, психика не только проявляется в деятельности (описательный уровень), но и формируется в ней (объяснительный уровень). В нашем исследовании используется первая сторона принципа развития.

Цель исследования: изучить развитие структур интегральной индивидуальности студентов с различной адаптированностью к требованиям высшей школы с позиции принципов математизированной теории систем.

Объект исследования: интегральная индивидуальность студентов 1820 лет лингвистического и технологического университетов.

Предмет исследования: структура интегральной индивидуальности и ее динамика в естественных условиях высшего учебного заведения.

Основная гипотеза исследования: мы полагаем, что взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов 18−20 лет динамична, пластична и варьирует в зависимости от свойств субъекта деятельности, т. е. от уровня адаптированности к требованиям высшей школы.

Конкретизировалась гипотеза следующими задачами:

— раскрыть состояние проблемы развития интегральной индивидуальности в деятельностипроанализировать теоретические подходы к пониманию предмета адаптации в образовательных системах;

— выделить две группы студентов, различающихся по критерию адап-тированности к требованиям высшей школы;

— разработать и реализовать программу по диагностике четырех уровней интегральной индивидуальности и применению статистических методов обработки полученных данных;

— описать проявление структур интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов средствами поэлементного и системного анализов;

— сравнить структуры интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов и выявить в них общее и отличное;

— изучить структуру интегральной индивидуальности студентов 18 — 20 лет независимо от их уровня адаптированности к требованиям высшей школы;

— разработать практические рекомендации для педагогов вузов по управлению развитием интегральной индивидуальностью студентов с различной адаптированностью к требованиям образовательной среды.

На защиту выносятся следующие положения:

•поэлементная и системная характеристики нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов не совпадают;

•структуры интегральной индивидуальности неадаптивных студентов более упорядочены, организованы и уплотнены в сравнении со структурами пассивно адаптивных студентов;

•структура интегральной индивидуальности неадаптивных студентов строится по принципу диалектического единства жестких, однозначных и гибких, много — многозначных зависимостей, тогда как структура интегральной индивидуальности пассивно адаптивных студентов того же возраста в большей степени подчиняется законам однозначной или одно-многозначной зависимости;

•структуры интегральной индивидуальности пассивно адаптивных студентов характеризуются некоторым преобладанием высших уровней над низшими, в то время как структуры интегральной индивидуальности неадаптивных студентов того же возраста обладают выраженным перевесом низших уровней над высшими;

•в структурах интегральной индивидуальности студентов 18 — 20 лет независимо от уровня социальной адаптации убедительно доминируют низшие уровни над высшими и прослеживается диалектическое единство вероятностной и функциональной зависимости;

•социально — психологический статус студента, степень его адаптированное&tradeк требованиям высшей школы существенно определяет и направляет развитие межуровневых связей интегральной индивидуальности;

•неадаптивность в социуме представляется положительным явлением: активное, конструктивное решение внутренних психологических противоречий, связанных с потребностью соответствовать требованиям образовательной среды в отличие от пассивного, конформного приспособления, выступает источником гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

В диссертационной работе впервые осуществлено поэлементное и системное изучение структур интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов 18 — 20 лет к требованиям вышей школы. Полученные результаты показали, что структуры интегральной индивидуальности динамичны и варьируют в зависимости от свойств субъекта деятельности. У неадаптивных студентов, поведение которых характеризуется активным, целеустремленным преодолением жизненных трудностей и препятствий, разноуровневые свойства более согласованы и гармонизированы, подчиняются законам диалектического единства однозначных (по горизонтали) и много-многозначных (по вертикали) зависимостей в сравнении с жестким характером разноуровневых связей пассивно адаптивных студентов. Более того, диалектическое единство однозначных и много-многозначных детерминаций мы рассматриваем как источник развития интегральной индивидуальности исследуемого возраста. Наконец, нами обоснована структура интегральной индивидуальности студентов 18 — 20 лет независимо от уровня адаптированности к требованиям высшей школы.

Практическая значимость исследования.

Для образовательных систем предлагаются рекомендации по управлению развитием интегральной индивидуальности студентов в зависимости от уровня социально — психологической адаптации к требованиям высшей школы. Программа диагностики разноуровневых свойств интегральной индивидуальности имеет существенное значение в психодиагностике и в психокоррекции, в организации педпрактики на старших курсах педвуза, в практике проведения судебно-психологических экспертиз, отбора и подбора кадров в государственные и негосударственные структурыона может быть использована в работе психологической службы образования, в психологическом консультировании и т. д. Полученный фактический материал может быть использован для характеристики структур интегральной индивидуальности студентов на лекциях и семинарах по возрастной и педагогической психологии.

Достоверность результатов исследования обеспечивается достаточным объемом выборки испытуемых, применением математической статистики и вычислительной техники. Статистическая обработка фактического материала осуществлялась путем применениякритерия Стьюдента, дис-криминантного, корреляционного и факторного анализов с использованием персонального компьютера по статистическому пакету программ «8ТАТ18Т1СА». .. .

Апробация и внедрение работы.

Результаты исследования докладывались на 11 I Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (2001, Пятигорск) — на университетских научно — практических конференциях (2001 — 2002, Пятигорск) — на заседаниях кафедры общей психологии Пятигорского государственного лингвистического университета (2001 — 2002, Пятигорск) — на занятиях по педагогической психологии со студентами дневной формы обучения (2001 — 2002, Пятигорск).

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложения.

ВЫВОДЫ:

1. В плоскости двух научных подходов — редукционистского (поэлементного) и интегративного (системного), осуществлено исследование структур интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов. Оба подхода к исследованию индивидуальности рассматриваются нами как единые, но далеко не тождественные по своей сути и конечным результатам.

2. Характеристика пассивно адаптивных и неадаптивных студентов по взаимосвязи свойств (интегральный портрет) существенно отличается от характеристики их по отдельным мерилам (собирательный портрет).

3. По статистическому I — критерию Стьюдента структуры интегральной индивидуальности пассивно адаптивных и неадаптивных студентов различаются частично. Статистически значимые различия по отдельным показателям свойств нейродинамического, психодинамического, личностного и социально — психологического уровней интегральной индивидуальности составляют -1.2%. Эти различия выявлены только на социально — психологическом уровне.

4. Дискриминантный анализ, позволяющий вычислить интегральный показатель между коррелирующими и некоррелирующими показателями разноуровневых свойств, дал возможность установить статистически значимые различия по нейродинамическому, личностному уровням порознь, по низшим и высшим уровням интегральной индивидуальности в отдельности у пассивно адаптивных и неадаптивных студентов.

5. Корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов 18 — 20 лет в зависимости — независимости от степени адаптации в социуме показал, что:

— внутриуровневые попарные взаимосвязи более упорядочены и организованы в структуре интегральной индивидуальности неадаптивных студентов (исключение социально — психологический уровень), чем в структуре интегральной индивидуальности пассивно адаптивных студентов;

— межуровневые попарные взаимосвязи более согласованы и гармонизированы в структуре интегральной индивидуальности неадаптивных студентов, чем в структуре интегральной индивидуальности пассивно адаптивных студентов;

— межуровневая структура интегральной индивидуальности неадаптивных студентов в большей степени, чем у пассивно адаптивных студентов характеризуется гибкими много — многозначными зависимостями, тогда как межуровневая структура интегральной индивидуальности пассивно адаптивных студентов в сравнении с неадаптивными студентами наиболее насыщена жесткими взаимно однозначными и полужесткими одно — многозначными зависимостями;

— межуровневая структура интегральной индивидуальности студентов независимо от уровня адаптации в социуме насыщена разноуровневыми попарными корреляциями и характеризуется гибкими много — многозначными зависимостями.

6. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности студентов 18 — 20 лет зависимо — независимо от их адаптации в социуме, позволил выявить следующие результаты: факторные структуры интегральной индивидуальности пассивно адаптивных студентов характеризуются определенным доминированием высших уровней над низшими уровнями;

— факторные структуры интегральной индивидуальности неадаптивных студентов обладают выраженным перевесом низших уровней над высшими уровнями;

— факторные структуры интегральной индивидуальности студентов пассивно адаптивных и неадаптивных в социуме строятся по принципу диалектического единства облических и ортогональных зависимостей, с доминированием ортогональных. Но у неадаптивных студентов выявлено ортогональных зависимостей меньше, а облических зависимостей — больше, по сравнению с пассивно адаптивными студентами, что свидетельствует об ограниченных приспособительных возможностях пассивно адаптивных студентов;

— в факторных структурах интегральной индивидуальности студентов 18 — 20 лет независимо от уровня социальной адаптации роль низших уровней преобладает над высшимиони определяются диалектическим единством функциональной и вероятностной зависимости, что придает общегрупповым факторным структурам пластичность, динамичность и возможность творческого управления их развитием.

7. Неадаптивность, в отличие от пассивной адаптивности в социуме, выступает мотивом, направляющим развитие интегральной индивидуальности, побуждающим к действию, стимулирующим динамику деятельности студента, т. е. субъектная активность является одним из основных факторов необходимых для формирования уникальных структур интегральной индивидуальности и сохранения целостности сложноорганизованных объектов действительности.

Педагогические рекомендации.

1. Установление особенного (в зависимости от адаптированности к требованиям высшей школы) и возрастного (независимо от уровня адаптированности) в структурах интегральной индивидуальности студентов в возрасте 18 — 20 лет требует дифференцированного подхода к исследуемым субъектам деятельности и общения.

2. Для систематической, поддерживающей работы с юношескими проблемами педагогам важно ознакомиться со специфическим психологическим содержанием коррекционных поддерживающих программ, ибо эти знания до сих пор отсутствуют в курсах педвузов.

3. В высших учебных заведениях необходимо проводить проблемноориентированное психологическое просвещение (в частности по вопросам социально — психологической адаптации) поддерживающее студента на протяжении всех лет обучения. В ходе такой работы студентам сообщаются не только личностно — значимые знания о себе, о психологических феноменах и закономерностях, но и транслируются особые поддерживающие способы отношения к себе и другим, оказывается помощь на пути преодоления трудностей.

4. Педагоги должны формировать у студентов конструктивное отношение к психологическим проблемам, ибо она (проблема) «точка роста», которая содержит внутри себя огромный энергетический и духовный потенциал, необходимый для выталкивания человека на качественно новый уровень развития, видения мира и действия в нем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
  2. Абульханова-Славская К. А. Процесс мышления и использование знаний. // Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения./ Под ред. С. Л. Рубинштейна. М., 1960.
  3. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. / Под. ред. Колесова Д. В. М.: Педагогика, !987.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  5. Ю.А. М Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М., 1978.
  6. Аль Акур Сами Мухамед. Особенности структур интегральной индивидуальности у экстравертированных и интровертированных студентов гуманитарного вуза. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1999.
  7. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.
  10. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
  11. Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы. // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 3 15.
  12. А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко эволюционном процессе. М.: МГУ, 1986.
  13. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1996.
  14. Е.Ф., Голынкина С. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля. // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 3. С. 159- 162.
  15. Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М.: ИПР АН, 1998.
  16. В.А. Принцип системности в психологической концепции Б.Ф. Ломова. // Психологический журнал. 1997. т. 18. № 1. С. 3 9.
  17. В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2002.
  18. В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы. // Психологический журнал. 1996. т. 17. № 1. С. 44- 51.
  19. В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке. // Психологический журнал. 1998. т. 19. № 1. С. 47- 53.
  20. В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности. // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 100 109.
  21. В.В. Опыт разработки интегративной психологии развития. // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 10 19.
  22. В.В. Принцип многомерности как фактор развития теории интегральной индивидуальности. // Психологический журнал. 1999. т. 20. № 6. С. 97- 103.
  23. В.В. Темперамент как инвариант. Пяитигорск, 1997.
  24. В.В., Дрокина И. Н. Своеобразие структур интегральной индивидуальности у старшеклассников в зависимости от сплоченности учебных групп. // Вопросы психололгии. 1997. № 4. С. 128- 137.
  25. В.В., Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1995.
  26. В.В., Щебетенко А.И.Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996.
  27. Т.В. Динамика структур интегральной индивидуальности в зависимости от выраженности мотива достижения успеха. // Тезисы докладов
  28. Международного Конгресса. /Симпозиум 8: Интегративная антропология. Когнитивная психология. Этнопсихология. Пятигорск, 2001. С. 18 22.
  29. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Jl., 1988.
  30. H.A., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975.
  31. Берталанфи фон Л. История и статус общей теории систем. // системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1973.
  32. Берталанфи фон Л. Общая теория систем критический обзор. // исследование по общей теории систем. М.: Прогресс. 1969. С. 23 — 82.
  33. В.В., Ковалев А. Г., Степанова A.A. Общая психология. М., 1981.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  35. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  36. A.B. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал. 1991. т. 12. № 6. С. 3 11.
  37. Г. П. Развитие интегральной индивидуальности у лиц с де-задаптивным поведением средствами формирующих психолого-педагогических технологий. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
  38. Л.Д. О взаимодействии ортогональных симптомоком-плексов при характеристике типа темперамента. //Проблемы экспериментальной психологии личности. / Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 1970.
  39. Введение в психологию. / Под ред. A.B. Петровского. М., 1996.
  40. Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969.
  41. Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка. // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 43−50.
  42. Е.Ю. Личность и индивидуальность в трудах B.C. Мерлина (историко психологическое исследование). Автореф. канд. дис. Пермь, 1994.
  43. Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. Т.З. М., 1983.
  44. .А. интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности. // Психологический журнал. 1993. т. 14. № 2. С. 73−83.
  45. . А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000.
  46. . Что такое психология?/ В 2-х томах. Т. 1−2. М., 1992.
  47. С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест.1997.
  48. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
  49. Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям. // Психологический журнал. 1995. т. 16. № 1. С. 64 74.
  50. В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1993. С. 12−16.
  51. Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Д., 1976.
  52. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  53. Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993.
  54. Д.Л., Ванярхо В. Г. Синергетика и методология системных исследовний. // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1989. С. 283−303.
  55. И.Н. Особенности структур интегральной индивидуальности школьников младшего юношеского возраста в зависимости от сплоченности учебных групп по ценностным ориентациям. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
  56. И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
  57. М.С., Матюрина Т. М. Онтогенетика индивидуальности человека. // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 9 16.
  58. . А.А. Изменение взаимосвязи индивидуальных свойств учителей ПТУ в зависимости от овладения мастерством. // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 49−57.
  59. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина A.C. психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 83 91.
  60. A.B. Генезис самооценки. Тула, 1998.
  61. А.И. Неврозы у детей. СПб: Дельта, 1996.
  62. Ивашнева J1.A. Характеристика структур интегральной индивидуальности педагогов в зависимости от этапов их профессиональной деятельности. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1998.
  63. Интегральная индивидуальность: структура и функция./ Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск. 1994.
  64. О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2000.
  65. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии .1984. № 4. С.
  66. . М.С., Эткинд А. М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность. // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 5 15.
  67. Г. И. Социально психологические проблемы адаптации студента в образовательной среде. // Тезисы докладов 2 Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Симпозиум 4. Пятигорск. 1998. С. 94 — 98.
  68. С.А. Развитие интегральной индивидуальности школьников 14−15 лет в условиях специально организованного обучения. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
  69. В.П. Становление индивидуальности: социальный аспект. М.: МГУ, 1993.
  70. Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации. В кн.: Темперамент. Пермь, 1976. С. 45 65.
  71. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997.
  72. . C.B. Педагогическая и возрастная психология. Гродно, 1996.
  73. Т.В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха. Автореф., канд. дис. Ростов-на-Дону, 1996.
  74. Н.С., Птицына О. Н. Некоторые психологические особенности якутских студентов. // Системное исследование индивидуальности. / Перм. гос. пед. ин т. Под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1991.
  75. В.В. Психические отклонения у подростков -правонарушителей. М., 1992.
  76. А.А., Тамбовцева Т. С. Проблема индивидуального стиля педагогического общения и его операциональная характеристика. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь. 1984. С. 95 102.
  77. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода. // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 58 68.
  78. О.А. Влияние пола и типа темперамента на продуктивность совместной познавательной деятельности старших дошкольников. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1996.
  79. В.И. Очерк теории интегральных уровней. // Проблемы методологии системного исследования. / Ред. И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М., 1970. С. 385 — 410.
  80. С.В., Е.Б. Кнорре и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997. С. 9−52.
  81. В.П. принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1986.
  82. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  83. Леви Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  84. А.Н. Проблема развития психики. М., 1981.
  85. A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000. С. 322 — 329.
  86. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. Л., 1983.
  87. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  88. .Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии. 1975. № 2. С.31−45.
  89. Н.Г., Коробейников H.A. и др. Диагностика школьной дезадаптации. Научно методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. — М., 1993.
  90. В.В. Психологическое содержание, происхождение и эффективность индивидуального стиля руководства. Автореф. канд. дис. Л., 1981.
  91. Магомед — Эминов М. Ш. Общая психодиагностика. М., 1987.
  92. К.В. Своеобразие структур интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1992.
  93. Манова Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
  94. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  95. B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. / Под ред. Е. А. Климова. Москва — Воронеж, 1996.
  96. A.A. На пути к системной психологии развития.//Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 23. С. 3 12.
  97. Е.Я. Влияние разноуровневых основ интегральной индивидуальности на продуктивность совместной речемыслительной деятельности. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1993.
  98. Мищенко J1.B. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1991.
  99. В.Н. Личность и неврозы. JL, 1960.
  100. А.Т. Экспериментальное исследование проблем распознавания разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону. 1991.
  101. P.C. Психология. В 2-х книгах. Кн. 1. М., 1994.
  102. .А. Очерки теории интегративной антропологии. Москва-Майкоп, 1995.
  103. С.А. Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников в процессе специально организованного обучения. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
  104. H.H. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с экстраверсией и нейротизмом. // Человек и общество. JL, 1973. Вып. 13.
  105. A.A. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств индивидуальности в раннем юношеском возрасте. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону. 1991.
  106. H.B. Психологическая характеристика совместной деятельности в зависимости от отдельных свойств и нелинейных структур темперамента. // Человек как интегральная система. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1988.
  107. Ю.В. Возрастная структура интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп в многонациональном вузе. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1995.
  108. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  109. A.B. Психология развивающейся личности. М., 1988.
  110. A.B. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов на — Дону, 1996.
  111. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. / Редактор составитель Д. Я. Райгородский. — Самара, 2000. С. 22 -29- 470−475.
  112. Проблема интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1998.
  113. Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и ее развитие в современном человекознании: коллективная монография. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1998.
  114. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории: коллективная монография. / Под ред. A.B. Брушлинского. М.: ИПРАН, 1997.
  115. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  116. С.Я. Основы общей психологии. В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1989.
  117. C.JT. Основы общей психологии. С. Петербург: Питер. 1999.
  118. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  119. В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека. // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты./Перм. гос. пед. ин-т. Пермь, 1988. С. 3 10.
  120. В.М. Опросник формально динамических свойств индивидуальности. Методическое пособие. М., 1997.
  121. В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований. // Психологический журнал. 1991. Т.12. № 5. С. 3 17.
  122. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
  123. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1981.
  124. Ф.О. особенности этнических структур интегральной индивидуальности в период перехода к младшему юношескому возрасту. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2001.
  125. А.К. Зависимость индивидуального стиля и успешности усвоения иностранного языка студентами неязыкового вуза от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Автореф. канд. дис. Ростов -на-Дону, 1992.
  126. Славина J1.C. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
  127. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
  128. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. -Минск, 1997.
  129. Современная психология. Справочное руководство. / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М., 1999.
  130. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах. М., 1995.
  131. A.C. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
  132. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М, 1979.
  133. Т.С. Зависимость согласованности между различными уровнями интегральной индивидуальности от усвоения индивидуального стиля общественной работы. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1981. С. 41- 57.
  134. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  135. .М. Избранные труды. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика.1985.
  136. A.A. Проявление разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в продуктивной деятельности. Автореф. канд. дис. Ставрополь. 2001.
  137. Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты. Упражнения. СПб: Прайм Еврознак, 2001.
  138. Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал. 1992. Т.13. № 1. С. 107−117.
  139. И.Т., Гуревич П. С. Человековедение. // Человек. 1994. .№ 1. С. 5−10.
  140. П., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  141. Человек как интегральная система. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1988.
  142. Человек в структуре интегральной индивидуальности. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1993.
  143. И.И. проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  144. Ф.М. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения. Автореф. канд. дис. Ростов -на-Дону, 1991.
  145. А.И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности. Автореф. канд. дис. Пермь. 1984.
  146. А.И. Развитие межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов. Автореф. докт. дис. Ставрополь, 2001.
  147. А.И. Функционально генетический подход к исследованию интегральной индивидуальности. / Психология интегральной индивидуальности. Коллективная монография. — Пятигорск, 1995. С. 26 — 47.
  148. М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы. // Психологический журнал. 1995. Т.6. № 2. С. 103−113.
  149. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  150. В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни. // Вопросы философии. 1970. № 11.
  151. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности: методологические проблемы современной науки. М., 1978.
  152. Г. П. Сравнительное исследование интегральной индивидуальности у корабельных специалистов при обучении в экстремальной деятельности. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1997.
Заполнить форму текущей работой