Ибн-Сина.
История психологии
Восемь типов уравновешенной натуры, критерием которой является гармоничное сочетание температур и влажности его органов. Первый уравновешенный тип — человек по принадлежности его к виду «человек», ибо, как предполагал ученый, по сравнению с другими существами у человека распределение элементов наиболее соразмерно. Второй тип — идеальный темперамент человека в расцвете лет. Третий тип — это… Читать ещё >
Ибн-Сина. История психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Философское и медицинское учение. Вслед за Гиппократом и Галеном Ибн-Сина предполагал, что мир состоит из элементов, а человек подобен мирозданию и также состоит из этих же элементов, которые соразмерно распределены в нем. Именно распределению элементов в человеке посвящено его учение о мизаджах (от арабского «смешение», аналог греческого «темперамент»). К первичным элементам он относил теплоту, влажность, холод, сухость, от которых происходят человеческие соки (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Классификация мизаджей
Любое живое тело возникает только от этих сил. «По мнению ИбнСины, в теле каждого человека существует уникальная комбинация элементов, и полные совпадения натур редки или же совсем невозможны»[1].
Человеческую натуру Ибн-Сина рассматривает как детерминированную многими факторами: окружающей средой, полом, возрастом и соотношением элементов и пр. Ибн-Сина подчеркивал, что натура может изменяться в соответствии с изменением элементов в теле. В отличие от теории темперамента Гиппократа — Галена Ибн-Сина выделяет 16 типов.
Восемь типов уравновешенной натуры, критерием которой является гармоничное сочетание температур и влажности его органов. Первый уравновешенный тип — человек по принадлежности его к виду «человек», ибо, как предполагал ученый, по сравнению с другими существами у человека распределение элементов наиболее соразмерно. Второй тип — идеальный темперамент человека в расцвете лет. Третий тип — это идеальный темперамент того или иного народа, который сформировался сообразно климатическим условиям, в которых этот народ живет. В данном случае Ибн-Сина предвосхитил теорию адаптационных типов человека, сформулированную в экологической антропологии в XX в. Четвертый тип — средний тип человека, проживающего в тех или иных климатических условиях. Пятый тип — уравновешенность, свойственная отдельному человеку. Шестой тип — наиболее гармоничное сочетание элементов для конкретного человека. Седьмой тип определяется уравновешенностью органов тела. Восьмой тип — уравновешенность внутри каждого органа.
Также Ибн-Сина выделяет восемь неуравновешенных типов, противоположных по качествам уравновешенным. В связи с теорией мизаджей ИбнСина создает возрастную периодизацию, где каждый возрастной этап отличается от другого, но сочетанию элементов. Дети более горячи и влажны, чем старики, т. е. у детей в большей степени преобладает сангвинический темперамент. Еще Ибн-Сина говорит о половых различиях, утверждая, что женщины более влажны и холодны, чем мужчины, т. е. более флегматичны. В связи с теорией мизаджей Ибн-Сина предлагал индивидуальное лечение больного, поскольку смешение элементов у каждого уникально.
Ибн-Сина уделял большое внимание болезням, причиной которых является психологическая составляющая, его вполне можно назвать отцом психосоматики. Известен его опыт с двумя баранами, которых растили в одинаково хороших условиях, но рядом с одним был привязан волк. От постоянно переживаемого страха этот баран худел и, в конце концов, быстро умер. Второй случай из его практики связан с проведением им первого ассоциативного эксперимента. Будучи вызванным к одному знатному юноше, причины болезни которого были неясны врачам, Ибн-Сина называл различные улицы, близлежащие к дому юноши и считал его пульс. При названии одной из улиц сердце юноши сильно забилось, таким образом выяснилось, что на этой улице живет девушка, в которую юноша был страстно влюблен, но боялся признаться, поскольку не был уверен в разрешении родителей на свадьбу с ней. Ибн-Сина провел и много других опытов, можно говорить, что он родоначальник экспериментальной психологии. Кроме того, он установил связь между эмоциональным состоянием живого существа и его телесным здоровьем, что свидетельствует о том, что он придерживался теории психофизического единства человека. Также он предполагал, что влияя на эмоциональное состояние ребенка похвалами или наказанием, можно воспитывать у него необходимые свойства характера, поскольку он считал, что человеческая натура пластична. Не стоит упоминать, что такой принцип воспитания возьмут на вооружение английские ассоцианисты XIX столетия и американские бихевиористы в XX в.
Если говорить о рассмотрении Ибн-Синой структуры душевной организации, то вслед за Аристотелем, он выделял три уровня индивидуальной души: растительный, животный и разумный (человеческий), каждый уровень более уравновешен по сочетанию в нем элементов. В отличие от Аристотеля Ибн-Сина полагал, что органом души является головной мозг, и привязывал способности души к определенным его участкам.
Растительная душа отвечает за рост, размножение и питание.
Животная душа имеет две способности: двигательную и воспринимающую. Двигательная способность делится на собственно движение и побуждающее начало к движению. Движение возникает в силу нервной системы, которая способствует двигательной активности. Побуждающее начало, обусловленное представлением об объекте, либо стремится к нему, либо избегает.
Воспринимающая способность делится на воспринимающую извне и воспринимающую изнутри. Воспринимающая извне способность состоит из пяти — восьми видов ощущений: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Вместо осязания можно выделить четыре ощущения: теплое/холодное, влажное/сухое, твердое/мягкое, шероховатое/гладкое.
Воспринимающая изнутри состоит из способности воспринимать формы чувственных вещей (первичные образы — при наличие объекта) и способности воспринимать идеи чувственных вещей (вторичные образы — в отсутствие объекта). Так Ибн-Сина дал почти современное разграничение между понятиями «образ восприятия» и «представление».
К животной душе принадлежит «общее чувство» (восприятие), представление, воображение (произвольно сочетать и разъединять вещи в представлении), память, сила догадки (принимает решение о том, чего надо избегать, а к чему приближаться).
Разумная (человеческая) душа делится на практический разум, который осуществляет нравственный выбор, и умозрительную силу, которая может осуществлять самую сложную мыслительную деятельность. Касательно последней, она дана человеку в потенциале, и от него зависит, сможет ли она стать актуальной.
Таким образом, Ибн-Синой представлена подробная классификация психических явлений, которая совпадает по некоторым элементам с современным их пониманием. Также сложно переоценить вклад арабского мыслителя и врача в различные области психологической науки.
Для арабской науки эпохи Средневековья также характерно внимание к строению глаза, что повлекло за собой интерес к этому и в западноевропейской философии, и как уже было отмечено, выльется в оптический детерминизм. Ибн-Аль-Хасайму (лат. Альгазена, 965—1039) принадлежит теория бинокулярного зрения. Им была отмечена связь между скоростью опознавания объекта и его привычностью для субъекта (быстро воспринимаются и распознаются только хорошо знакомые объекты, следы образов которых сохраняются в нервах), а также необходимость движения глаза для восприяти я объекта. Ибн-Рушдом (лат. Аввероэс, 1126—1198) было открыто, что чувствующим органом зрения является не хрусталик, а сетчатка глаза.
Арабская научная мысль оказалась своеобразным хранителем научных традиций Античности, которые развила и, тем самым, продвинула развитие естественнонаучных психологических идей не только на Востоке, но и в Западной Европе.
- [1] Ахмедов Б. П. Теория мизаджей у Абу Али Ибн Сипы // Ирано-Славика. 2014. № 1—2(25). С. 7.